Основные цвета в изо. Основные свойства цветов. Как выбирать для картины

Теория Цвета - Цвет в Живописи

Часто рассматриваю картинки без единого слова-комментария.
Ни об авторе ни о его работах

Приходится" гуглить" самой

Хочу разобраться в цвете - композиции- перспективе -технике и т д

Этот пост -попытка ликбеза в области живописи

При правильном использовании, через цвета можно передать настроение и вызвать эмоциональное отношение зрителя. Правильное применение цветов - одно из важнейших условий успешного рисунка. Знания о применении цвета не передаются по наследству, этому учатся.

Существуют правила, которые необходимо соблюдать, и такие, которыми можно пренебречь, но каждый художник, стремящийся достичь успеха в своем деле должен начинать с фундамента, т.е. -

с теории цвета.

Существует огромное количество доступных научных материалов; однако, большинство из них далеки от художников.

1. Три свойства цвета


Прежде чем углубиться в теорию цвета, необходимо понять ее базовые принципы. Давайте обратимся к, так называемым, трем свойствам цвета. Эти свойства представляют собой общий язык теории цвета и всегда должны быть в уме художника.

- Оттенок - наименование того или иного цвета (например, красный, синий, желтый).


- Насыщенность - это бледность или затемненность оттенка (цвета).
-
Интенсивность определяет яркость или тусклость оттенка (цвета). Чистые оттенки - высокоинтенсивные.

Тусклые оттенки - соответственно, обладают низкой интенсивностью.
Эти три свойства цвета будут зависеть от многих вещей, но в основном - от света на вашей картине

Цветовой Круг
Цветовой круг, основанный на красном, желтом и синем цветах - традиционная форма цветовой схемы в области искусства

Базовые цвета
Существует три базовых цвета:

красный, желтый и синий.

Это три пигментных цвета, которые не могут быть смешаны или получены путем смешивания других цветов


Цвета второй группы

К таким цветам относятся зеленый, оранжевый и фиолетовый.


Эти цвета получены путем смешивания базовых цветов.

Цвета первой и второй группы вместе образуют шестерку самых ярких цветов спектра.

Смешивая каждый цвет с соседним, мы получим еще шесть цветов - цвета третьей группы.
Цвета третьей группы


К этой группе относятся желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и желто-зеленый.

Эти цвета получены путем смешивания одного базового и одного вторичного цвета.

Баланс цвета

Вы не можете рисовать, используя только один или даже все базовые цвета. Нужно достичь баланса в вашей цветовой композиции.


Добавьте несколько цветов третьей группы, или немного серого, чтобы картина не была такой ненатурально яркой.

Если вы не будете держать это в уме, то, не смотря даже на то, какая у вас хорошая композиция и дизайн, вам не удастся зацепить взгляд зрителя.

В природе, например, вы никогда не встретите чистые базовые или вторичные цвета в избытке


наоборот, все цвета сбалансированы,

это и создает нашу реальност ь
Задача художника заключается в том, чтобы знать, когда и как изменить эту реальность или подчеркнуть ее, чтобы сделать ее более красивой, более драматичной или более пугающей,
в зависимости от цели автора.

Известный иллюстратор Эндрю Лумис
(Andrew Loomis)

однажды сказал:

«Цвет - как банковский счет. Если зайти глубоко, скоро ничего не останется».


Это значит, что некоторые из самых прекрасных творений, когда-либо созданных художниками, используют ограниченную цветовую палитру

Важно понять, что цвет в спектре - это белый свет, разделенный на элементы.


Предметы обладают цветом только потому, что их поверхность принимает свет и отражает все другие цвета спектра. Если бы в свете не было цвета, он бы вообще не воспринимался человеческим глазом.

Без хорошего эскиза, конечно, цвет малозначим, но все дело в тесной связи между твердой линейной композицией и цветом, которая делает хорошую картину произведением искусства!

Если вы занимаетесь живописью или просто используете в работе или творчестве краски, то вам обязательно стоит узнать, что представляют собой дополнительные цвета, какие оттенки являются ими, как их получить и использовать. Это пригодится вам как в при помощи кисти, так и при работе на современных графических планшетах.

Изучаем спектр: основные и дополнительные цвета

Каждый из вас хотя бы раз встречал в книгах изображение радужной полоски или круга, где один цвет плавно переходит в другой в той последовательности, в которой они располагаются и в природном явлении — радуге. Это не придуманные а реальное отображение распределения оттенков при разделении луча белого света на составляющие. Каждый цвет соответствует определенной длине волны.

Такой называется спектром. Им пользуются художники, дизайнеры при подборе тонов и их красивых сочетаний для своих работ. Существуют три основных цвета — красный, синий и желтый. Еще можно услышать термин — первичные. Эти цвета невозможно получить смешением каких-либо красок или цветных лучей. Остальные оттенки считаются составными, так как являются производными основных. Обычно в противопоставление основным указывают дополнительные цвета, которые получены смешением первых между собой: оранжевый, составленный из желтого и красного, зеленый — из желтого и синего, а фиолетовый — из красного и синего. Если механически смешать три основных цвета, получится черный. В случае оптического наложения появляется белый.

Пары дополнительных цветов

Итак, дополнительные цвета — это те, которые располагаются на противоположных концах линий, проведенных через центр спектрального круга. Чтобы вам легче было ориентироваться на практике, нужно запомнить три главные пары: желтый и фиолетовый, красный и зеленый, оранжевый и синий. Остальные оттенки легко определить, сдвигая линию, соответствующую диаметру на нужный угол.

Как получить дополнительные цвета в живописи

Пигменты красок в современных наборах обычно разнообразны, поэтому, работая с палитрой, вы сможете использовать много готовых колеров, составляя из них нужные оттенки. Если на начальном этапе вы будете сомневаться, что нужно добавить в имеющийся цвет, то всегда сможете воспользоваться спектром в качестве подсказки, схемы.

На самом деле вовсе не обязательно покупать набор красок с большим количеством готовых оттенков. Всю возможную гамму несложно получить самостоятельно, имея лишь основные цвета (синий, красный, желтый). Чтобы изменять насыщенность дополнительного составного оттенка потребуются черный и белый колер. Проблема может возникнуть лишь в том случае, если в коробке вместо чистого спектрального цвета окажется какой-то его оттенок, например, сине-зеленый, фиолетовый, бордовый. Выбирая набор красок, обязательно смотрите, чтобы в нем присутствовали чистые основные цвета, тогда приготовить дополнительные вам не составит труда.

Живопись в цифровом формате

В мире современных технологий даже художники переходят за экраны мониторов и электронные устройства ввода Работая на планшете, вы создаете свою картину не на бумаге, а на экране дисплея, фактически смешивая не краски, а исходящие лучи света.

Термин "цветовое пространство" обычно используется в компьютерных программах для работы с графикой и подразумевает модель отображения оттенков в цифровом виде. Каждый цвет характеризуется числовыми параметрами в выбранной системе координат. Она может быть трехмерной или многомерной, в зависимости от количества используемых осей, то есть параметров цвета. Наиболее простые и понятные цветовые модели — это RGB, CMYK. Первая используется для визуализации изображений на экране (телевизора, монитора), а вторая — при печати на четырехкрасочном устройстве, например, обычном офисном принтере.

Таким образом, рисуя на планшете, вы будете выбирать оттенки цветов, каждый из которых имеет свою числовую характеристику, состоящую из трех значений.

Как выбирать для картины

Каким бы способом вы ни создавали свои работы, кистью на холсте или стилусом на графическом планшете, все цвета красок нужно подбирать так, чтобы они гармонировали. Это легко сделать, воспользовавшись спектром.

Способов несколько:

  1. Используйте только теплую часть оттенков (те, в которых присутствует желтая составляющая).
  2. Возьмите исключительно холодные цвета на основе синего.
  3. Попробуйте контрастный вариант — сочетание одного основного цвета и дополнительного к нему составного, а также их оттенки.
  4. Экспериментируйте с ахроматическими тонами (черный — серый — белый), добавляя любой спектральный оттенок.

Это лишь самые простые способы получения гармоничных, ярких сочетаний в работе.

Итак, цвета красок находятся в тесной взаимосвязи. Все многообразие оттенков можно не только систематизировать, но и использовать строго в соответствии с теоретическими знаниями по цветоведению. Именно в этом случае ваши работы и в рукотворном, и в цифровом варианте будут наиболее интересными и эффектными.

Методическое пособие «Цвет - основа живописи» для детей 6-7 лет.


Соколова Светлана Сергеевна, педагог дополнительного образования, МБУ ДО «Сявский Центр Детского Творчества» п. Сява, Нижегородской области.

Методическое пособие «Цвет - основа живописи», предназначено для детей 6-7 лет. Разработано на основе учебных материалов Г. П. Шалаевой «Учимся рисовать». Будет полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования при обучении детей основам цветоведения и техническим приемам акварели и гуаши в живописи. Так же им могут воспользоваться родители, самостоятельно занимающиеся со своими детьми.
Цель: Знакомство с основными характеристиками цвета, как средством художественного выражения.
Задачи:
заложить теоретические знания о цвете;
развивать чувство цвета, художественного вкуса;
сформировать систему знаний и навыков для работы с цветом;
воспитывать уверенность, инициативность.
Методическое пособие «Цвет – основа живописи» существенно обогатит художественно - практическую базу младшего школьника. Данное методическое пособие направлено на овладение детьми теоретических и практических знаний и навыков работы с цветом.
Знания о цвете, приемах работы с красками необходимы и для освоения технологии живописи. Детям предлагается освоить принципы и методы работы с основными и дополнительными цветами, нежными и насыщенными, звонкими и глухими, холодными и теплыми оттенками. Важной частью является работа по освоению цветовых отношений, где дети знакомятся с теорией и наглядно-демонстрационной базой и выполняют ряд творческих заданий. Цвет имеет большое значение в жизни современного человека. Знания о цвете необходимы каждому. Умение видеть, чувствовать цветовую гармонию помогает ребенку развивать творческую активность.

Примечание:
а) Методическое пособие желательно изучать блоками (разделить на предлагаемые разделы). По каждой теме провести с обучающимися закрепляющие упражнения.
б) Материал пособия использовать по своему усмотрению – опираясь на возрастные особенности ребенка.

Методическое пособие «Цвет – основа живописи»

Тема. Основные и дополнительные цвета.

Работы, написанные красками, называют живописью.
- Краски бывают разные: акварельные, масляные, гуашь.
- Красками пишут, а не рисуют!
- Чтобы удобнее было писать картину красками, художник ставит ее на мольберт.
- Краски смешивают кистями или мастихином на пластмассовой (деревянной) дощечке – палитре.


Всем известно, что предметы бывают разных цветов и оттенков. Например, лимон желтый, а апельсин оранжевый, огурец зеленый, а вишня – красная. Но чистых цветов всего три. Остальные цвета называются производными, или составными.
Наука об изучении цвета называется - цветоведением . Цветоведение должен знать каждый художник, иначе он не сможет нарисовать хорошую картину.
Цвет – главное выразительное средство живописи.
- Цвета можно разделить на основные и дополнительные.
- Цвета можно разделить на близкие и противоположные.
- Цвета можно разделить на теплые и холодные, звонкие (яркие) и глухие (спокойные).

Цветовой спектр.


Чистые, яркие цвета называют цветовым спектром .


Эту шутку придумали для того, чтобы запомнить порядок расположения цветов в спектре.

Основные и дополнительные цвета.


Смешивая основные цвета, мы получаем новые, которые называются - составные или дополнительные .



Раскрасим первый треугольник синей акварельной краской, и дадим ему хорошенько просохнуть. В это время тщательно вымоем в воде кисточку и раскрасим второй треугольник желтой краской. Посмотрим, что у нас получилось. Какого цвета вышел тот кусочек, где желтый цвет попал на синий? Зелёного.
Дальше, также дав рисунку просохнуть, берем красную краску и закрашиваем третий треугольник, и видим, что на том кусочке его, который «зашёл» на предыдущую фигуру, получился не желтый, не красный, а оранжевый цвет.


Этот способ перекрывания одного цвета другим называется лессировкой . Лессировка нужна для того, чтобы усилить яркость цвета или получить другой цвет.
Посмотрим на таблицу и узнаем как получить другие цвета


А можно ли получить красный, синий и жёлтый, смешивая другие цвета?
Красный, синий и жёлтый цвет нельзя получить, смешивая другие, потому их и называют основными цветами. Без них никак нельзя обойтись; а все остальные цвета, которые можно составить из основных, смешивая один с другим, называют составными .

Задание. Раскрась петушка составными цветами.


Тема. Оттенки и полутона.

Если разбавлять краски водой, то тон их будет бледнее, то есть из красного получится бледно-красный, то есть розовый, из синего бледно-синий, то есть голубой, а из жёлтого – бледно-жёлтый. Чем больше воды добавить в краску, тем светлее будет тон. Эти светлые тона красок называются оттенками, или полутонами.


Цветовые оттенки основных цветов.
Получить различные оттенки можно и другим путём – добавляя в краски белила (белую краску). Данное свойство по изменению цвета называется светлотой .


Добавление черной или серой краски к трем основным приведет к изменению цвета от просветленно-нежных до сумрачно-тревожных тонов и к проявлению другого свойства – насыщенности цвета .


Задание. Раскрась цветы темными и светлыми оттенками, при помощи смешивания красок раскрась листья.


Узелок на память.
Основной цвет предмета в тени усиливай, а на свету – ослабляй путём добавления воды в краску. Кроме того, ослабив цвет, можно сделать более ровным переход от светлого к тёмному.


Эти нейтральные цвета усиливают основные, то есть белый лебедь на черном фоне будет ещё белее.


Белый лебедь на жёлтом фоне будет смотреться не таким белым.

Тема. Контрастные цвета.

Есть ещё цвета, которые называются контрастными . Контрастные цвета расположены напротив друг друга.


Это три пары контрастных цветов.


Эти цвета придают яркость друг другу, и сочетание этих пар считается гармоничным.
Обратим внимание, как ярко смотрится жёлтый треугольник на фиолетовом кружочке, красный кружок в зелёном квадрате, а синий овал на оранжевом прямоугольнике.


Посмотрим на рисунки кленового листа. Какой фон для него будет наиболее удачным и почему?



Задание. Раскрась картинку контрастными цветами.


Тема.Теплый и холодный цвет.


Теплые цвета называются так, потому что напоминают цвет огня, солнечный свет.


Холодные цвета называются так, потому что ассоциируются со льдом и водой.


Задание. Раскрась картинку холодными цветами.


Задание. Раскрась картинку теплыми цветами.



Зеленый цвет получают из теплого (желтого) и холодного (синего) цветов.


Задание. Определи в каких оттенках зеленого цвета нарисованы детские рисунки.

Задание. Раскрась листочки теплыми и холодными оттенками зеленого цвета.


Тема. Звонкие и глухие цвета.


Выбор цвета зависит от настроения в работе. Известно, что различные цвета по-разному влияют на наше настроение, они могут вызывать радость, печаль, тревогу.

Яркий колорит в картинах известных художников.


Художник Василий Дмитриевич Поленов «Золотая осень»

«, начинающие художники!

Сегодня я хочу немного поговорить об основах теории цвета и о том как смешивать первичные цвета для получения богатой палитры.

Основы теории цвета

Возможно, вы помните из школьной физики, что сначала Исаак Ньютон, а затем Томас Юнг вывели принцип, который и поныне признается всеми художниками неоспоримым фактом: свет есть цвет . Ньютон пришел к такому заключению в закрытой темной комнате, когда он, приоткрыв окно, пустил маленькую полоску света. Затем, поместив треугольную стеклянную призму по ходу лучика света, он увидел, что стекло разбило белую полоску света на шесть цветов спектра, которые становились видимыми, когда падали на прилегающую стену.

Несколько лет спустя Юнг, английский физик, провел от обратного тот же эксперимент. Своими исследованиями он установил, что шесть цветов спектра можно свести к трем основным цветам: зеленому, красному и синему. Затем он взял три лампы и спроецировал лучики света через фильтры этих трех цветов, сфокусировав их на одной точке; зеленый, красный и синий лучи соединились в один белый луч. Другими словами Юнг воссоздал свет.

Таким образом, окружающий нас свет состоит из света шести различных цветов; когда же они попадают на какой-нибудь объект, то этот объект поглощает некоторые из этих цветов и отражает другие.
Давайте выделим этот тезис: все непрозрачные объекты отражают весь или часть света, направленного на них.

Практически, чтобы лучше понять данное явление, давайте представим, что, например, красный помидор поглощает зеленый и голубой цвета и отражает красный; а желтый банан поглощает голубой и отражает красный и зеленый цвета, которые при наложении друг на друга позволяют нам воспринимать цвет желтым.

Мы собираемся посвятить изучению теории цвета немного времени, но мы будем делать это как настоящие художники; то есть мы не будем рисовать с помощью света (световых красок), а будем рисовать свет с помощью цветного вещества, называемого пигментом (красителем). Взяв такой известный материал как цветные карандаши, мы покажем как надо изучать широкий спектр цветов, базируясь на теориях Ньютона и Юнга, но подходя к этим теориям с точки зрения художника.

Цветовая гамма и пигмент

В хроматическом круге или таблице цветов (см. рисунок ниже) первичные цвета обозначены П, а вторичные В. На основе всего изложенного выше можно сделать следующие выводы:

  • Художники рисуют красками, с помощью которых они могут воспроизводить составляющие свет цвета, или цвета спектра.
  • В случае совпадения цветов спектра и палитры художника, последнему легко имитировать эффект падения света на предметы и тем самым точно воссоздавать природные цвета.
  • Теории света и цвета показывают нам, что художник может рисовать все природные цвета, используя лишь три первичных цвета, которые, как краски, являются желтой, зеленовато-голубой и фуксином.
  • Однако понимание того, как надо использовать дополнительные цвета, значительно расширяет выразительный потенциал палитры художника, который схватывает оттенки и качество света и цвета и, как мы увидим позднее, приводит к достижению гармонии и совершенства в картине.


Дополнительные цвета

Как мы видим из хроматического круга, дополнительные цвета представляют собой друг против друга расположенные пары цветов. Руководствуясь этим принципом, мы создаем дополнительные пары из третичных цветов. Например:

Синий ряд

Обратите внимание на то, что темно-синий получается смешением фуксина и синего, причем фуксин накладывается первым.

Будьте осторожны с фуксином. Это очень насыщенный цвет и накладывать его надо легким слоем.

Чтобы получить темно-синий, синий накладывается на фуксин. Однако можно экспериментировать, изменяя порядок наложения цветов, и начать с синего, покрывая фуксином. Это может пригодиться в том случае, если нужно углубить синий цвет; обратите внимание на правый нижний квадратик внизу рисунка, на интенсивность цвета.

Оранжево-красный ряд

Если нанести желтый на темный фуксин (верхний образец), то получится темно-красный. Однако если необходимо построить оранжево-красную шкалу, нужно внимательно следить за количеством фуксина и желтого цветов. На этом образце мы закрашивали фуксин желтым с различной степенью интенсивности того или другого. Слева направо, от белизны бумаги доходя до красного самых темных оттенков, минуя оранжево-красные цвета различной степени насыщенности.Ряд охры и землистых тонов

Используя средний тон фиолетового, составленный из фуксина и синего (см. верхнюю полосу), можно создать обширный ряд цветов, начиная от желтой охры, затем сиены (охры) до жженой охры (красновато-коричневой). Чтобы достигнуть этого, необходимо добавить желтый к различным фиолетовым тонам, образованным двумя другими первичными цветами. Как и в предыдущих случаях, нужно строго следить за интенсивностью накладываемых цветов, в зависимости от результата, который необходим. Можно заметить, что в первых трех квадратиках значительно меньше синего, чем в нижнем ряду, в котором над желтым преобладают фуксин и синий.«Нейтральный» зеленый ряд

Это зеленый цвет, нарастающий по интенсивности, в котором присутствует элемент фуксина. Ряд можно описать как нейтральный, потому что он приглушен присутствием третьего цвета, изменяющего чисто зеленый, составленный лишь из синего и желтого цветов. Этот зеленый ряд можно считать составленным из желтого, добавленного к фиолетовой основе, в противовес зеленому с синей основой. Определите для себя количество каждого цвета, необходимое вам для получения оттенков, представленных на шести наших образцах.Сине-серый ряд

На этом практическом примере можно определить, как большее или меньшее количество первичного цвета в смеси влияет на конечный оттенок. Мы будем создавать сине-серый ряд. Как и в предыдущем параграфе, смешение синего с фуксином даст нам приблизительно такие же фиолетовые тона в синей гамме, которые в предыдущем случае привели к созданию нейтральных зеленых тонов. К этому сочетанию добавим некоторое количество желтого цвета, которое, однако, не приведет к сильному изменению цвета. Вся разница тонов в предыдущем и данном случае, то есть различие зеленого и сине-серого рядов, состоит в большем или меньшем объеме добавляемого желтого цвета. (Прошу прощение за качество картинки): А теперь воссоединим всю информацию, собранную при изучении каждого цвета в отдельности, в единый ряд, состоящий из 36 цветов. Примем к сведению следующее:

  • Бумага должна быть акварельной, шероховатой, хорошего качества.
  • Если в вашей коробке карандашей два синих или два красных карандаша, используйте лишь ярко-синий (зеленовато-голубой) и фуксин или пунцовый и, конечно, желтый карандаши.
  • Подложите под рисующую руку защитную бумагу.
  • Карандаш держите обычным путем, чуть выше, чем при письме.
  • Сначала потренируйтесь на черновых листках бумаги того же типа, что будете применять на чистовиках.
  • Техника создания первых цветовых рядов заключается в рисовании слева направо (или справа налево, если вы левша), нажимать на карандаш не надо, грифель лучше держать под острым углом к бумаге. Штрихи должны идти вертикально при передвижении руки вправо, становясь постепенно гуще и интенсивнее, для того, чтобы цветовой ряд изменился постепенно и равномерно.
  • Под конец цветовую шкалу можно будет слегка подчистить; обязательно сделайте это, только постоянно следите за равномерностью перехода тонов в цветовом ряду в целом.

Таким образом у нас появилась палитра из 36 цветов:


ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения