История любви мастера и маргариты. Место первой встречи мастера и маргариты Эпизод первой встречи мастера и маргариты

Этот тип поэтической работы я называю "Извлечение".
Технология такова: берём книгу М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита", карандаш и приступаем.
Если строчка поэтическая - оставляем. Если прозаическая - вычёркиваем. Так мастер отсекает от глыбы мрамора всё лишнее и получает скульптуру. Так однажды мне довелось ИЗВЛЕЧЬ поэтическое содержание "Мастера и Маргариты". Естественно целый ряд фрагментов вынужденно авторские абсолютно и М.А. Булгаков не несёт ни малейшей ответственности за этот вид моего творчества.

ГОГОЛЕВСКИЙ БУЛЬВАР

Все декорации серые. Серые газоны, серые скамейки, серые деревья, серые дома, серые узоры чугунных решеток, серое небо. Серый звуковой фон: скрежет тормозов, уличный дисгармоничный шум, крики, бибиканье, грохот трамвая, рев двигателей.
На сцене навстречу друг другу движутся два безмолвных бесконечных потока серых фигур людей. Два луча выхватывают в двух углах сцены фигурки Мастера - в белом костюме, и Маргариты - в алом платье с желтым букетом цветов.
Они стоят и не видят друг друга.
Увидели. Затмение. Гром. Молния.
Серые потоки людей исчезают.
Мастер и Маргарита вдвоем.
По авансцене пробегает громадный черный кот.
Вновь затмение. В отблеске молнии видны две белых фигуры Мастера и Маргариты. Между ними громадное смеющееся лицо Сатаны. Полный свет. Все наполняется цветом. Звучит томящая душу прекрасная мелодия. Скрипка. Мастер приближается к Маргарите, проходит мимо, возвращается.
Они медленно идут рядом.

МАРГАРИТА:

Вам нравятся мои цветы?

Нисколько!

МАРГАРИТА:

Вы вообще не любите цветов?

Нет.я люблю цветы, но не такие...

МАРГАРИТА:

Какие же вы любите цветы?
Скажите...

МАРГАРИТА:

Розы? Как прелестно!
А цвет? Ведь вам не безразличен цвет?

Цвет алой крови! Роза цвета крови,
Упавшая на чистый белый снег!

МАРГАРИТА:

А вы-поэт!

О, нет! Я-не поэт!

МАРГАРИТА:

Откуда же такое сочетанье?

Я шел, смотрел на вас, и мне казалось...

МАРГАРИТА:

Казалось что? Что роза я?

Что вы...

МАРГАРИТА:

Да говорите же! Ведь вам сейчас казалось,
Что роза я, упавшая на снег!

Я потрясен был...

МАРГАРИТА:

Чем же?...Красотою?

Да, вы красивы... но...

МАРГАРИТА:

Не красотою?!

Безумным одиночеством...в глазах!

МАРГАРИТА:

Ах, как вы правы! Да! Я одинока!
Я совершенно одинока... Вот!

Что это?

МАРГАРИТА:

Угадайте!

Яд, быть может...

МАРГАРИТА:

Да! Яд! Я загадала, что, коль скоро
Не встречу никого в пустой толпе,
То яд приму...

Вот это - совпаденье!!
Как странно это...

МАРГАРИТА:

Странно что?

Роман!
Ведь мой герой все время повторяет
Одну и ту же фразу без конца...

МАРГАРИТА:

Какую фразу?

Яду! Дайте яду!

МАРГАРИТА:

Вот видите! Вы все-таки поэт!
У вас есть и герой. А мне и впрямь
Сейчас хотелось яду! Дайте яду!

Вы также одиноки, как и я!

МАРГАРИТА:

А вы... А вы женаты?

Был когда-то...

МАРГАРИТА:

На этой... как ее... забыл...

МАРГАРИТА:

Вы развелись?

Наверное... , не помню...
Да это и не важно, наконец!

МАРГАРИТА:

А я вот замужем... И все же одинока!

Вы - замужем? За кем?

МАРГАРИТА:

За кем? Не важно!
Он добр, красив, умен... Он - .знаменитость!

Он молод?

МАРГАРИТА:

Да! Он молод и богат!
У нас есть особняк, прислуга, дача...

Он любит вас?

МАРГАРИТА:

Да! Любит! Без ума!

А дети? Дети есть?

МАРГАРИТА:

Нет, к счастью нету...
Я не люблю его! Мне нужен не такой!
Он слишком правильный, без всякого изъяна!
За что ж его любить?

За доброту...

МАРГАРИТА:

Он в ней не виноват!

Он зла не делал вам?

МАРГАРИТА:

Вот это и ужасно!

Так кто вам нужен? Дьявол или Бог?

МАРГАРИТА:

Вот я на днях перечитала Гете,
И поняла, кого я полюблю...

Кого же?

МАРГАРИТА:

Мастера! Да, да! Мне нужен мастер!
Что в мире зла из зла творит добро!
Мне нужен Мастер, этот мир творящий!
Не важно как! Быть может, над ретортой,
Как Фауст он колдует дни и ночи,
Быть может, пишет музыку... глухой...
Пусть будет он слепой певец - калека!
Пускай не разлучается с пером!
Слова и строки в упоеньи страстном,
Соединяет, словно элементы...
Пусть ищет истину... пусть даже топором
Преображает дерево иль кистью
И красками живит старинный холст...

Короче, нужен вам такой умелец,
Что может нечто сотворить из ничего!
И чтобы "нечто" было совершенно!

МАРГАРИТА:

Да, да, да, да! Сто миллионов "да"!

Но где найти такого, вот загвоздка!

МАРГАРИТА:

Я верую: он сам меня найдет!
Я даже знак подать ему решила,
Чтоб издали, в толпе однообразной
Он смог меня найти...

Цветы вот эти?

МАРГАРИТА:

Да! Бросьте их: пускай маяк погаснет.
Скажите мне, вы - Мастер?

Я не знаю...
Я написал один роман, и только...
Осталось дописать одну главу...
К тому же, как сказал один редактор,
Роман написан скверно, не про то...

МАРГАРИТА:

О чем роман?

О Понтии Пилате...

МАРГАРИТА:

Я о таком не слышала... увы...
А как зовут вас?

Право, я не помню...
С тех пор, как сел писать, забыл о мире...
Да, имя было... но, увы, не помню...

МАРГАРИТА:

Да бог с ним, с именем... Я буду звать вас Мастер!

А вас зовут, наверно, Маргаритой?

МАРГАРИТА:

Вы угадали! Как вы угадали?

Да так... деталь в романе...

МАРГАРИТА:

Вот загадка!
Могу я познакомиться с романом?
Вы не откажете?

МАРГАРИТА:

Сейчас! Немедля!

Но право... Я не знаю...

МАРГАРИТА:

Неудобно?

Нет, почему же... если вы хотите...

МАРГАРИТА:

Да, мне хотелось бы... Вы впустите меня,
Туда, где ваше таинство вершится?
Туда, где из обычных, скучных слов
Надежды и страданья возникают?

Боюсь, что после тех хором, в которых
Шла ваша жизнь... подвальчик мой...

МАРГАРИТА:

Подвальчик!?
Какая прелесть! Право, я в восторге!
Я так и думала! А... есть у вас камин?

Простая печка, и дрова сырые...

МАРГАРИТА:

И табурет, и старый круглый стол?

И табурет, и старый круглый стол!
Вы угадали! Как вы угадали?

МАРГАРИТА:

Трещат дрова при тусклом освещеньи
Едва могу я строки различить...

ПЕРВЫЙ АКТ

ПОДВАЛЬЧИК

МАРГАРИТА:

Теперь я знаю точно кто мне нужен!

Кто Маргарита?

МАРГАРИТА:

Ты мне нужен, ты!
Ах, как ты пишешь! С первой же страницы
Любой поймет, что это пишет Мастер!
Я упиваюсь каждой новой строчкой,
Я восхищаюсь каждым поворотом
Сюжета... И судьба твоих героев
Мне кажется уже моей судьбой!
Читаю и глазам своим не веря,
Как наяву я вижу эти сцены:
Вот Ирода Великого дворец!

/загорается свет на сцене/

Вот пятый прокуратор Иудеи
Пилат-наместник римского владыки,
Своей кавалерийскою походкой
Выходит в колоннаду: белый плащ,
Подбой кровавый... Солнце только встало!

Роман "Мастер и Маргарита" мистическим образом завораживал меня, казалось, что в нем скрыт какой-то таинственный смысл…

Герой знаменитого романа М. Булгакова "Мастер" так описывает свою первую встречу с Маргаритой:

"Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы… Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто.

(В руках Маргариты были Мимозы.)

Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!

Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а она по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души. Я мучился, потому что мне показалось, что с нею необходимо говорить, и тревожился, что я не вымолвлю ни одного слова, а она уйдет, и я никогда ее более не увижу...

И, вообразите, внезапно заговорила она: - Нравятся ли вам мои цветы?

Я быстро перешел на ее сторону и, подходя к ней, ответил: - Нет.

Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!…

Да, она поглядела на меня удивлённо, а затем, поглядев, спросила так: - Вы вообще не любите цветов?

Нет, я люблю цветы, но не такие, - сказал я.

А какие?

Я розы люблю.

Тут я пожалел о том, что это сказал, потому что она виновато улыбнулась и бросила свои цветы в канаву. Растерявшись немного, я всё-таки поднял их и подал ей, но она, усмехнувшись, оттолкнула цветы, и я понёс их в руках. Так шли молча некоторое время, пока она не вынула у меня из рук цветы, не бросила их на мостовую, затем продела свою руку в чёрной перчатке с раструбом в мою, и мы пошли рядом...

Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!

Михаил Булгаков "Мастер и Маргарита"


Эпизод первой встречи Мастера и Маргариты является одним из самых важных и судьбоносных моментов развития их отношений. Именно с него начинается любовная история главных героев.

В данном эпизоде наиболее ярко выражена проблема настоящей любви. Встреча Мастера и Маргариты была случайной, но этого нельзя сказать об их чувствах друг к другу. Идя по пустой улице, они испытывали потребность в любви. Это чувство внезапно поразило их обоих. Булгаков убеждён, что настоящая любовь возникает неожиданно, и человек не в силах сопротивляться ей. Встреча героев превратила их обыденную жизнь в яркую и наполненную смыслом. Эта любовь была настолько сильной, что Мастер видел в этом чувстве смысл его существования. А когда Маргарита уходила из подвальчика, то всё меркло для Мастера.

В данном эпизоде Булгаков использует такой символ как яркие жёлтые цветы на фоне чёрного пальто героини, чтобы внести в описание любви тревогу и предчувствие трагизма.

Таким образом, данный эпизод занимает важное место в композиции романа Булгакова.

Ведь именно после встречи с Маргаритой в жизни Мастера наступил период расцвета, и он начал усиленно писать произведение о Понтии Пилате, которое стало главным в его творчестве.

Обновлено: 2017-07-11

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


Немного о литературе. И о Москве.
Еще учась в школе, роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» произвел неизгладимое впечатление. Постоянно перечитываю некоторые строки. Особенно проникновенна первая встреча. Мастер. Маргарита. Желтые цветы. Булгаков описывает пересечение Тверской улицы и Большого Гнездиковского переулка, хотя в романе переулок не имеет названия. Любопытно, что сам писатель познакомился со своей третьей женой в доме именно в этом переулке, а ведь она как раз и была прототипом Маргариты.
В Москве на Биржевой площади есть одно здание, проходя мимо которого, словно окунаешься в другую эпоху. Уже не первый год здание на этой площади погружает в атмосферу строк произведения Булгакова. Причем несколько раз уже я с энтузиазмом описывала свои ощущения, зачитывая строки тому, кто шел рядом со мной.
На мой взгляд, очень интересно искать (и находить!) атмосферу любимых произведений (это касается всего творчества, не только литературы) в окружающем мире. Открыть глаза, несмотря на усталость, недосып, суету, да и просто желание включить музыку и погрузиться в свои мысли, не замечая ничего вокруг. Безусловно, каждое из этих состояний имеет право быть, но я, например, иногда могу не заметить пение птиц и только, когда у меня спросят и скажут о прекрасных звуках вокруг, я обращу внимание и услышу прекрасные трели.
Приведу ниже строки из «Мастер и Маргарита», о которых шла речь и атмосферу которых нашла на Биржевой площади - фото прилагается (цитата из гл.13). Несомненно, роман наполнен множеством запоминающихся моментов, некоторые из которых откровенно странные, но сегодня написала именно о встрече, первой встрече.

«… Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!

Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а она по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души. Я мучился, потому что мне показалось, что с нею необходимо говорить, и тревожился, что я не вымолвлю ни одного слова, а она уйдет, и я никогда ее более не увижу…

И, вообразите, внезапно заговорила она:

— Нравятся ли вам мои цветы?

Я отчетливо помню, как прозвучал ее голос, низкий довольно-таки, но со срывами, и, как это ни глупо, показалось, что эхо ударило в переулке и отразилось от желтой грязной стены. Я быстро перешел на ее сторону и, подходя к ней, ответил:

— Нет.

Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину! Вот так штука, а? Вы, конечно, скажете, сумасшедший?

И гость продолжал:

— Да, она поглядела на меня удивленно, а затем, поглядев, спросила так:

— Вы вообще не любите цветов?

— Нет, я люблю цветы, только не такие, — сказал я.

— А какие?

— Я розы люблю.

Тут я пожалел о том, что это сказал, потому что она виновато улыбнулась и бросила свои цветы в канаву. Растерявшись немного, я все-таки поднял их и подал ей, но она, усмехнувшись, оттолкнула цветы, и я понес их в руках.

Так шли молча некоторое время, пока она не вынула у меня из рук цветы, не бросила их на мостовую, затем продела свою руку в черной перчатке с раструбом в мою, и мы пошли рядом."


«... Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы... Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась... По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного... Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, она — по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души. Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих...”

Определяя место первой встречи Мастера и Маргариты большинство булгаковедов сходятся в том, что это произошло рядом с домом по адресу Большой Гнездниковский переулок, 10. Делается это не только на основе текста романа, но и биографических данных писателя. 28 февраля 1929 года Михаил Булгаков и его будущая третья жена Елена Шиловская познакомились в гостях у братьев-художников Моисеенко, которые жили в так называемом "доме Нирнзее" по адресу Большой Гнездниковский пер., 10. Из гостей они ушли уже вместе и пошли гулять по Москве. На фото Большой Гнездниковский пер. рядом с домом 10.

Этот дом, ксатати, замечателен во всех отношениях. Первый московский небоскреб, построенный в 1912 году, из-за лаконичной планировки квартир (в большинстве были только ванная, жилая комната и коридор, кухонь не было), называли "домом холостяков".

КРЫША: Сейчас крышу дома можно разглядеть только с нескольких точек города, а когда-то ее затейливые украшения было видно со всей округи. Крыша дома Нирнзее на фото с Тверского бульвара.

Но, вернемся к тексту романа. Место первой встречи Мастера и Маргариты - Гнездниковский пер. от Тверской отделяет арка. Именно в нее должна была свернуть Маргарита, а за ней и Мастер.

Гнездниковский переулок, где было место первой встречи Мастера и Маргариты, действительно сильно изгибается. Он вполне отвечает описанию "кривого скучного переулка. Где-то здесь и должны были идти Мастер и Маргарита по противоположным сторонам улицы.

НАЗВАНИЕ ПЕРЕУЛКА: Современное название дано в XVIII веке по местности Гнездники, которая, в свою очередь, получила название по проживавшим здесь гнездникам - мастерам литейного дела. С 1627 года была известна церковь Николая Чудотворца «в Гнездниках» (разрушена в 1930-х годах). В XVI-XVII веках слово гнездо имело несколько значений: птичье гнездо; семья, род; особый вид месторождений полезных ископаемых; углубление, куда что-либо вставляется (в том числе - в ювелирные изделия). Следовательно, слово гнездник могло означать как «рудознатец», так и «ювелир» либо мастер по изготовлению металлических изделий, крепящихся в углублениях (гнездах). Прежние названия - Урусов, или Урусовский переулок; Исленьев, или Илсеньевский переулок - по фамилиям местных домовладельцев.

ДОМ ХОЛОСТЯКОВ: Рассмотрим здание, возле которого было место первой встречи Мастера и Маргариты поподробнее. В 1912 году немецкий инженер-строитель Эрнст-Рихард Карлович Нирнзее, к тому времени уже известный застройщик, выкупил участок в районе Тверской, на котором стояло здание с кабаком и ночлежками, и с легкостью получил разрешение на новое строительство. Уникальность его проекта заключалась в высотности (это здание стало первым небоскребом в Москве) и практичности: к этому времени цена на квартиры в городе стала так высока, что владельцам доходных домов было сложно найти квартиросъемщиков, и многие квартиры в центре пустовали. Нирнзее рассчитал, что выгоднее будет выстроить здание с малогабаритными квартирами (от 28 до 57 кв. м) и сдавать их за небольшую плату. Из-за лаконичной планировки квартир (в большинстве были только ванная, жилая комната и коридор, кухонь не было) здание называли «домом холостяков». На верхнем этаже были спроектированы квартиры побольше - в одной из них собирался жить сам архитектор. Предполагалось, что арендаторами квартир будут в основном служащие окрестных офисов или небольшие семьи. До революции в доме проживало около 700 человек, в том числе обслуживающий персонал - дворники, уборщицы, лифтеры. Архитектор расположил здание буквой П. Его планом была предусмотрена коридорная система сообщения и четыре лифтовые шахты. Внутренний двор получился небольшим, поэтому общественную зону архитектор расположил на крыше. Там он устроил сквер, ресторан и даже велотрек - Нирнзее был страстным велолюбителем. В подвалах дома разместились театральная мастерская и общественная столовая. В 1915 году Нирнзее продал свой небоскреб банкиру Дмитрию Рубинштейну, известному своими денежными аферами и дружбой с Распутиным, а в 1917-м здание было национализировано и переименовано в Четвертый дом Моссовета. Он превратился в дом-коммуну с собственным правлением, которое занималось всеми коммунальными вопросами и просветительскими мероприятиями. В «небоскребе» появились ясли, детский сад; на крыше - смотровая площадка. КРЫША: В сентябре 1915 года в подвале открылся театр миниатюр «Летучая мышь», а в 1916 году на крыше появился ресторан-кафе, который так и назывался - «Крыша». При ресторане работал театр миниатюр с музыкой. Ресторан сохранился и после революции - и был довольно популярным местом. Журнал «Красная нива» поместил у себя объявление: «Крыша московского небоскреба. Гнездниковский п., 10. Единственное летом место отдыха, где в центре города представляется возможность дышать горным воздухом и наслаждаться широким открытым горизонтом - незабываемые виды на всю Москву с птичьего полета. <...> Подъем на лифте с 5 часов вечера беспрерывно. Входная плата на крышу с правом подъема 20 к. Оркестр с 9 часов вечера». Лифт в те годы считался тоже своего рода аттракционом.

РАССКАЗЫ ЖИЛЬЦОВ: Маргарита Васильевна, старожил: «Помню, детьми мы все гонялись и на самокатах, и на велосипедах по коридорам, они очень большие были. Двора у нас не было, поэтому мы называли себя не дворовой ребятней, а крышовой. Конечно, все дни мы проводили именно там. Место было популярное, на нашу крышу приходили многие. Там был кинотеатр, а зимой каток заливали. Еще заходили к нам, чтобы на лифте покататься: тогда ведь далеко не в каждом доме были лифты. Интересно, что у нас одна лифтовая шахта была сделана дополнительно для генерального прокурора А.Я. Вышинского - его лифт доставлял прямо в апартаменты. Сначала он с нами общался, здоровался, а после нашумевших на всю страну процессов стал бояться, замкнулся. Ему сделали собственный лифт, дали собственного лифтера - ее звали тетя Саша. Она чувствовала себя главнее других лифтеров, так и говорила. Из известных людей здесь бывал Маяковский. Говорят, у него на третьем этаже жила любовница. Булгаков здесь встретил свою последнюю жену Елену Шиловскую».

Анна Котомина, квартировладелец: «Раньше владельцами моей квартиры было семейство Александра Наумовича Митты. Вообще, у них была большая еврейская семья, члены которой жили на разных этажах этого дома. Я искала квартиру именно здесь, потому что сам дом Нирнзее мне очень интересен. Вообще, все это напоминает гостиницу. На Новый год у нас было очень весело. Все друг к другу заходили в гости, общались.

В доме квартиры двух типов, меньше моей квартир здесь нет. В моей квартире сохранился дореволюционный интерьер. Кухня, видимо, была организована уже в советское время.

В доме коридорная сквозная система, поэтому из первого подъезда можно попасть во второй. В советское время квартиры расширяли - видно, что часть дверей заколочена. На девятом этаже был выход на крышу, который сейчас закрыт. Крыша была покрыта чугунными плитами, но сейчас там постелили что-то другое, и много человек это покрытие уже не выдержит. А во времена революции на ней юнкера сидели! А еще этот дом, несмотря на то что он один из самых высоких, не пострадал во время бомбежек.

Переулок, на котором стоит дом, - кривой, поэтому у дома есть кривой угол: это видно, если обратить внимание на подоконник в коридоре, но снаружи это совсем незаметно.

В разные годы в доме находились редакции журналов «Литературная учеба», «Советский писатель» и другие, в 1915–16 годах были контора и зимнее ателье кинофирмы, совладельцем которой был режиссер В.Р. Гардин, а еще Рязанов снимал тут свой «Служебный роман».

© сайт



ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения