Джаз в современном мире. История развития джаза. Истоки и стили. Вечные джазовые столицы

Джаз прежде всего это импровизация, жизнь, слова, эволюция. Реальный джаз обитает на Миссисипи, исходя от рук пианиста в баре Storyville, или от группы музыкантов, которые играют в тихом местечке,на окраинах Чикаго.

Настоящее место рождения

История джаза, является одной из самых оригинальных историй в музыки. Его персонажи и стили, его сильные индивидуальные черты, являются чрезвычайно привлекательными, хотя некоторые тенденции требуют повышенной готовности со стороны слушателей. Как когда-то заявил руководитель оркестра США Джон Филипп Соуза,джаз надо слушать ногами,а не головой.Но ведь это было в течение 30-х годов, с джаз-бандами из Нью-Орлеана - Бадди Болден - или мужчинами из Austin High в нелегальных барах Чикаго. Они играл музыку для танцев.

Однако начиная с 40-х годов, публика начала слушать джаз головой вместо ног. Появляются новые формы звучания – стараясь привлечь слушателя интеллектом, cool, free – остаются немного в стороне.Несмотря на плохие высказывания и выпады со стороны Соуза,публика воспринимает джаз ещё с большим энтузиазмом. В чем секрет, его большой жизнеспособности?

Если говорить о джазе, как – о афроамериканской музыке – значит многого не сказать.
Это - одна из форм индивидуального спонтанного выражения, который создается в момент.Это импровизация, свобода, песни протеста и маргинализации.Корнями джаза следует считать тёмнокожее рабство в государствах Юга, Северной Америки - при работе на хлопковых плантациях.Именно здесь взошли первые семена и ростки,здесь были заложены первые напевы и мелодии последнего популярного жанра в истории западной музыки. Вид городского выражения, который начал возрождаться в кафе темнокожих в Новом Орлеане в конце девятнадцатого и в начале ХХ веков.

Согласно статистическим данным, рынок африканских рабов был примерно 15млн. мужчин, женщин и детей, продаваемых в разных частях мира. Большая часть этих людей попала в Америку. Хлопковые плантации и табачные поля требовали большого труда. Чернокожий африканец был сильным и работал за небольшую заработную плату, питание и кров. Помимо этого, у них ничего не было, кроме памяти о незабываемых песнях и танцах родной Африки. Таким образом музыка, занимает центральное место в жизни раба,помогая преодолевать все невзгоды и страдания рабства. Это и есть главный багаж раба-ритм и мелодия.

Черные африканцы, обладающие большой религиозностью, христианство принял легко. Но,так как привыкшие начинать свои религиозные обряды с песен и танцев, они вскоре начали внедрять хлопки и ритмичные движения в свои заседания и обряды в лагерях Юга. Голоса темнокожих имели очень своеобразный тембр, пение мелодий действительно заставляло двигаться. Черные протестантские религиозные общины создавали свои гимны,где призывали к неповиновению.

В эти темы, молитвы и мольбы добавились песни о работе. Почему? Да потому что раб понял, что ему гораздо проще работать напевая.
Простота этих фраз, вероятно, объясняется их плохим знанием языка колонистов и была разработана в энергичной поэзии и нежности. Как утверждает Жан Кокто, стихи блюз это - последнее появление автоматически популярной поэзии.А блюз как жанр, как правило, джаз.

Соединенные Штаты,в поисках культуры.

Джаз для США является одной из лучших своих визитных карточек, и все музыкальные историки согласны с их наиболее весомым вкладом в мировую культуру.

Этот процесс культурной самобытности, является относительно коротким. Начался следующий этап: независимость колоний. Но... , что они имели для создания их культурного наследия? С одной стороны, европейское наследие коренных народов: потомки старых поселенцев, недавние иммигранты, с другой стороны, черный американский гражданин, после столь долгого рабства. А где раб,там и музыка.Отсюда и делается вывод что негритянская музыка в некоторой степени была более популярна,во всяком случае на Юге.

Официальная защита и признание.

Правители поняли что это новое музыкальное явление. Тем временем, Государственный департамент взял под свой контроль и даже организовал, международные гастроли "джазменов" американцев. Louis Armstrong, Duke Ellingtong, Dizzy Gillespie, Jack Teagarden, Stanz Getz, Keith Jarrots и др. продемонстрировали стиль во всем мире. Выступали перед королями и королевами, Луи Армстронг был принят Папой Римским в Ватикане, Бенни Гудмен и его оркестр, гастролировали в России в течение лета 1962 года. Овации были оглушительными, даже Никита Хрущёв аплодировал стоя.
Естественно, что блюз развивался,таким образом создавая свой собственный язык: Джаз. Какой такой язык? Использование ритмической настойчивости, необычных инструментальных тембров,сложные соло - импровизации,которые трудно найти в других видах музыки, это и есть язык джаза,его душа. Все пронизано волшебным словом: swing.Как говорил Duke Ellingtong -" Swing Это то, что выходит за рамки своей собственной интерпретации,его не существует в музыкальном тексте, он проявляется только в постоянном исполнение.
На самом деле, джаз был и является одним из самых распространённых способов понимания черной американской музыки. Музыки, которая выражает любовь и печаль, описывает жизнь героев, горечи и разочарования каждого дня. Ранний джаз был некоим эмоциональным клапаном разочарования, черного мужчины в мире белых людей.

Радость жизни Нью-Орлеана

Название - Нью-Орлеан - это магический ключ, который помогает нам находить, узнавать и любить джаз. В этом городе построенном и обжитом главным образом французскими и испанскими иммигрантами, атмосфера отличалась от других государств (штатов). Культурный уровень был выше - многие его жители были аристократы, больше буржуа со старого континента - более высокие заработки и конечно, хорошие рестораны и красивые дома. Всё что привозилось со старой Европы - деликатная мебель, хрусталь, серебро, книги, ноты и различные инструменты для осветления теплых весенних вечеров, клавиши, скрипки, флейты, и т.д. всё это попадало в первую очередь в Нью-Орлеан. Город был окружён высокими стенами для отражения нападения индейцев, защищал город гарнизон французских солдат, которые конечно же имели свой оркестр, для исполнений военных маршей. Благодаря этим стечениям обстоятельств Новый Орлеан стал более веселым и уверенным.
Он считался толерантным городом,во всех аспектах, включая его отношения с чернокожими.
Гражданская война принесла большие изменения в стране. Чернокожим отменили рабство,они стали перебираться в города на работу а вместе с ними и музыка.

В Новом Орлеане, бывшие рабы наконец приобрели возможность купить то, что они видели в музыкальных магазинах. До этого они сами делали собственные инструменты с тыквы, кости, терки, металлических чаш. Теперь, в дополнение к своим банджо и гармошкам, они могли приобрести тромбоны, горны, кларнеты, барабаны. Проблема заключалась в том, что бывшие рабы не имели ни малейшего представления, о партитурах,сольфеджио,нотах, не знали о какой-либо музыкальной техники.Они просто чувствовали музыку и могли импровизировать.

Проблема незнания решалась с трудном. Но они понимали что играть нужно так же как и петь,что музыкальный инструмент должен быть продолжением голоса.И началось обучение.
Если военный оркестр проходил по улицам, негры всегда были в первом ряду и внимательно слушали.В церкви не пропускали ни одну строфу духовной музыки. Постепенно они смешивали некоторые биения в ладоши и добавив несколько тактов clapping (прослушивание ноги),они стали внедрять в блюз своё прошлое (рабство), таким образом стала возрождаться новая музыка,сделанная от души и очень поэтичная.

Применение этой музыки было использовано неграми на похоронах,так как являясь низшим классом общества, благотворительные организации или компании не очень поддерживали экономическое спокойствие бывшим рабам в общественной жизни, но когда речь шла о смерти они давали некоторые суммы денег.Таким образом родственники организовывали пышные похороны,которые сопровождались группой музыкантов и множественной поддержкой со стороны семьи, друзей и соседей.В долгой процессии до кладбища звучала медленная и печальная музыка.По возвращению тема менялась и игралась быстрая музыка, а точнее джаз-импровизации.Потому что общее мнение состояло в том, что умерший был на небе, и они должны радоваться вместе с Ним. Кроме того, из-за отсутствия релаксации после долгих вздохов и эмоций,окружение всегда требовало от музыкантов, чтобы заключительная часть церемоний всегда была весёлой.
Специалисты таким образом считают что на похоронах неграх, впервые начали играть джаз.

Что такое джаз, история джаза

Что такое джаз? Эти волнующие ритмы, приятная живая музыка, которая непрерывно развивается и движется. С этим направлением, пожалуй, не сравнится ни одно другое, и перепутать его невозможно с каким-либо другим жанром даже новичку. Причем, вот парадокс, услышать и узнать его легко, а вот описать словами не так просто, потому что джаз непрерывно развивается и понятия, характеристики, применяемые сегодня, через год или два уже устаревают.

Джаз – что это такое

Джаз – это направление в музыке, которое возникло в начале XX века. В нем тесно переплетаются африканские ритмы, обрядовые песнопения, рабочие и светские песни, американская музыка прошлых столетий. Другими словами, это полуимпровизационный жанр, появившийся в результате смешивания западноевропейской и западноафриканской музыки.

Откуда возник джаз

Принято считать, что появился он из Африки, об этом свидетельствуют сложные ритмы. Добавьте к этому еще и танцы, всевозможные притоптывания, хлопки и вот он регтайм. Четкие ритмы этого жанра в сочетании с блюзовыми мелодиями и дали начало новому направлению, которое мы называем джаз. Задавшись вопросом, откуда появилась все-таки эта новая музыка, любой источник даст вам ответ, что из песнопений чернокожих рабов, которых завезли в Америку еще в начале XVII века. Только в музыке они находили утешение.

Вначале это были чисто африканские мотивы, но спустя несколько десятилетий они стали носить больше импровизационный характер и обрастали новыми американскими мелодиями, в основном это были религиозные напевы – спиричуэлы. Позднее к этому добавились песни-жалобы – блюзы и небольшие духовые оркестры. Так и возникло новое направление – джаз.


В чем особенности джазовой музыки

Первая и самая важная особенность – это импровизация. Музыканты должны уметь импровизировать как в оркестре, так и соло. Еще одна не менее значимая черта – полиритмия. Ритмовая свобода, пожалуй, это главнейший признак джазовой музыки. Именно эта свобода вызывает у музыкантов ощущение легкости и непрерывного движения вперед. Вспомните любую джазовую композицию? Кажется, что исполнители легко наигрывают какую-то чудесную и приятную на слух мелодию, никаких строгих рамок, как в классической музыке, только удивительная легкость и расслабленность. Конечно, в джазовых произведениях, как и в классических есть свой ритм, размер и прочее, но, благодаря особому ритму, который называется свинг (от англ. качание) и возникает такое ощущение свободы. Что еще важно для этого направления? Конечно, бит или иначе регулярная пульсация.


Развитие джаза

Возникнув в Новом Орлеане, джаз стремительно распространяется, становясь все более популярным. Любительские коллективы, состоящие в основном из африканцев и креольцев, начинают выступать не только в ресторанах, но и гастролировать по другим городам. Так, на севере страны возникает еще один центр джаза – Чикаго, где особым спросом пользуются ночные выступления музыкальных коллективов. Исполняемые композиции усложняются аранжировками. Среди исполнителей того периода особо выделяется Луи Армстронг , который перебрался в Чикаго из города, где зародился джаз. Позднее стили этих городов были объединены в диксиленд, который отличался коллективной импровизацией.


Массовое увлечение в 1930-1940 годы джазом, привело к спросу на более крупные оркестры, которые могли исполнять различные танцевальные мелодии. Благодаря этому появился свинг, представляющий собой некоторые отклонения от ритмического рисунка. Он стал основным направлением этого времени и отодвинул на задний план коллективную импровизацию. Группы, исполняющие свинг, стали называться биг-бэнды.

Конечно же такой отход свинга от черт, присущих раннему джазу, от национальных мелодий, вызвал недовольство у истинных ценителей музыки. Именно поэтому биг-бэндам и исполнителям свинга начинает противопоставляться игра небольших ансамблей, в которые входили чернокожие музыканты. Таким образом, в 1940-е возникает новый стиль бибоп, ярко выделяющийся среди других направлений музыки. Ему были присущи невероятно быстрые мелодии, долгая импровизация, сложнейшие ритмические рисунки. Среди исполнителей этого времени выделяются фигуры Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи.

Начиная с 1950 г. джаз развивается по двум разным направлениям. С одной стороны, приверженцы классики вернулись к академической музыке, отодвинув в сторону бибоп. Возникший в результате этого кул-джаз стал более сдержанным и сухим. С другой стороны, вторая линия продолжила развивать бибоп. На этом фоне возник хард-боп, возвращающий традиционные фольклорные интонации, четкий ритмический рисунок и импровизацию. Этот стиль развивался совместно с такими направлениями, как соул-джаз и джаз-фанк. Они сильнее всего приблизили музыку к блюзу.


Свободная музыка


В 1960-е проводятся различные эксперименты и поиск новых форм. В результате появляется джаз-рок и джаз-поп, совмещающие два разных направления, а также фри-джаз, в котором исполнители вовсе отказываются от регуляции ритмического рисунка и тона. Среди музыкантов этого времени прославились Орнетт Коулман, Уэйн Шортер, Пат Метэни.

Советский джаз

Первоначально советские джазовые оркестры в основном исполняли модные танцы, такие как фокстрот, чарльстон. В 1930-е новое направление начинает приобретать все большую популярность. Несмотря на то что отношение советской власти к джазовой музыке было неоднозначным, ее не запрещали, но в то же время жестко критиковали, как принадлежность к западной культуре. В конце 40-х джазовые коллективы и вовсе подверглись гонениям. В 1950-е и 60-е годы возобновляется деятельность оркестров Олега Лундстрема и Эдди Рознера и все больше музыкантов увлекается новым направлением.

Даже сегодня джаз непрерывно и динамично развивается, появляется множество направлений и стилей. Эта музыка продолжает вбирать в себя звуки и мелодии со всех уголков нашей планеты, насыщая ее все новыми и новыми красками, ритмами и мелодиями.

Джаз (англ. Jazz) - форма музыкального искусства, возникшая в начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение.

Джаз - потрясающая музыка, живая, непрестанно развивающаяcя, вобравшая ритмический гений Африки, сокровища тысячелетнего искусства игры на барабанах, ритуальных, обрядовых песнопений. Добавьте хоровое и сольное пение баптистских, протестантских церквей - противоположные вещи слились воедино, подарив миру удивительное искусство! История джаза необычна, динамична, наполнена удивительными событиями, которые повлияли на мировой музыкальный процесс.

Что такое джаз?

Характерные черты:

  • полиритмия, основанная на синкопированных ритмах,
  • бит - регулярная пульсация,
  • свинг - отклонение от бита, комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры,
  • импровизационность,
  • красочный гармонический и тембровый ряд.

Это направление музыки возникло в начале двадцатого века в результате синтеза африканской и европейской культур как искусство, основанное на импровизации в сочетании с заранее продуманной, но не обязательно записанной формой композиции. Импровизировать могут одновременно несколько исполнителей, даже если в ансамбле явно слышен солирующий голос. Законченный художественный образ произведения зависит от взаимодействия членов ансамбля между собой и с аудиторией.

Дальнейшее развитие нового музыкального направления происходило за счёт освоения композиторами новых ритмических, гармонических моделей.

Кроме особой выразительной роли ритма были унаследованы другие черты африканской музыки - трактовка всех инструментов как ударных, ритмических; преобладание разговорных интонаций в пении, подражание разговорной речи при игре на гитаре , фортепиано, ударных инструментах.

История возникновения джаза

Истоки джаза лежат в традициях африканской музыки. Ее основоположниками можно считать народы африканского континента. Привезённые в Новый свет из Африки рабы не были выходцами из одного рода, часто не понимали друг друга. Необходимость взаимодействия и общения привела к объединению, созданию единой культуры, в том числе и музыкальной. Для нее характерны сложные ритмы, танцы с притоптыванием, прихлопыванием. Они вместе с блюзовыми мотивами дали новое музыкальное направление.

Процессы смешивания африканской музыкальной культуры и европейской, которая претерпела серьёзные изменения, происходили начиная с восемнадцатого века, и в девятнадцатом привели к возникновению нового музыкального направления. Поэтому всемирная история джаза неотделима от истории американского джаза.

История развития джаза

История зарождения джаза берет свое начало в Новом Орлеане, на американском юге. Для этого этапа характерна коллективная импровизация нескольких вариантов одной и той же мелодии трубачом (главный голос), кларнетистом и тромбонистом на фоне маршевого аккомпанемента медного баса и ударных. Знаковый день - 26 февраля 1917 года - тогда в нью-йоркской студии фирмы «Victor» пятеро белых музыкантов из Нового Орлеана записали первую грампластинку. До выхода этой пластинки джаз оставался маргинальным явлением, музыкальным фольклором, а после - за несколько недель ошеломил, потряс всю Америку. Запись принадлежала легендарному «Original Dixieland Jazz Band». Так американский джаз начал свое гордое шествие по свету.

В 20-е годы были найдены основные черты будущих стилей: равномерная пульсация контрабаса и ударных, способствовавшая свингу, виртуозное солирование, манера вокальной импровизации без слов при помощи отдельных слогов ("скэт"). Значительное место занял блюз. Позднее оба этапа - новоорлеанский, чикагский - объединяются термином "диксиленд".

В американском джазе 20-х годов возникла стройная система, получившая название "свинг". Для свинга характерно появление нового типа оркестра - биг-бэнда. С увеличением оркестра пришлось отказаться от коллективной импровизации, перейти к исполнению аранжировок, записанных на ноты. Аранжировка стала одним из первых проявлений композиторского начала.

Биг-бэнд состоит из трех групп инструментов - секций, каждая может звучать как один многоголосный инструмент: секции саксофонов (позднее с кларнетами), "медной" секции (трубы и тромбоны), ритмической секции (фортепьяно, гитара, контрабас, ударные).

Появилась сольная импровизация, основанная на "квадрате" ("хорусе"). "Квадрат" - это одна вариация, равная по продолжительности (числу тактов) теме, исполняемая на фоне того же, что и основная тема, аккордового сопровождения, к которому импровизатор подстраивает новые мелодические обороты.

В 30-е годы стал популярен американский блюз, получила распространение песенная форма из 32 тактов. В свинге начал широко применяется "рифф" - двух-четырёх тактовая ритмически гибкая реплика. Ее исполняет оркестр, пока импровизирует солист.

Среди первых биг-бэндов - оркестры под руководством знаменитых джазовых музыкантов - Флетчера Хендерсона, Каунта Бэйси, Бенни Гудмена, Глена Миллера, Дюка Эллингтона. Последний уже в 40-е годы обратился к крупным циклическим формам, основанным на негритянском, латиноамериканском фольклоре.

Американский джаз 30-х годов коммерциализировался. Поэтому в среде любителей и знатоков истории происхождения джаза возникло движение за возрождение более ранних, подлинных стилей. Решающую роль сыграли небольшие негритянские ансамбли 40-х годов, отбросившие все рассчитанное на внешний эффект: эстрадность, танцевальность, песенность. Тема проигрывалась в унисон и почти не звучала в оригинальном виде, аккомпанемент уже не требовал танцевальной регулярности.

Этот стиль, открывающий современную эпоху, получил название "боп" или "бибоп". Эксперименты талантливых американских музыкантов и исполнителей джаза- Чарли Паркера, Диззи Гиллеспи, Телониуса Монка и других - фактически положили начало развитию самостоятельного вида искусства, лишь внешне связанного с эстрадно-танцевальным жанром.

С конца 40-х до середины 60-х годов развитие происходило в двух направлениях. Первое включало стили "cool" - "прохладный", и "west coast" - “западное побережье”. Для них характерно широкое использование опыта классической и современной серьезной музыки - развитые концертные формы, полифония. Второе направление включало стили "хардбоп" - "горячий", "энергичный" и близкий ему “soul-jazz" (в переводе с английского "soul" - "душа"), сочетавшие принципы старого бибопа с традициями негритянского фольклора, темпераментные ритмы и интонации спиричуэлов.

Оба этих направления имеют много общего в стремлении освободиться от деления импровизации на отдельные квадраты, а также свинговать вальсовые и более сложные размеры.

Были предприняты попытки создания произведений крупной формы - симфоджаз. Например "Рапсодия в блюзовых тонах" Дж. Гершвина, ряд сочинений И.Ф. Стравинского. С середины 50-х гг. эксперименты по соединению принципов джаза и современной музыки вновь получили распространение, уже под названием "третье течение", также и у русских исполнителей ("Концерт для оркестра" А.Я. Эшпая, произведения М.М. Кажлаева, 2-й концерт для фортепьяно с оркестром Р.К. Щедрина, 1-я симфония А.Г. Шнитке). Вообще, история появления джаза богата на эксперименты, тесно переплетается с развитием классической музыки, ее новаторских направлений.

С начала 60-х гг. начинаются активные эксперименты со спонтанной импровизацией, не ограниченной даже конкретной музыкальной темой - Freejazz. Однако еще большее значение получает ладовый принцип: каждый раз заново выбирается ряд звуков - лад, а не четко различимые квадраты. В поисках таких ладов музыканты обращается к культурам Азии, Африки, Европы и др. В 70-е гг. приходят электроинструменты и ритмы молодежной рок-музыки, основанной на более мелком, чем ранее, дроблении такта. Этот стиль получает сначала название "fusion", т.е. "сплав".

Говоря кратко, история джаза - это повествование о поиске, единении, смелых экспериментах, горячей любви к музыке.

Российским музыкантам и любителям музыки безусловно любопытна история возникновения джаза в советском союзе.

В довоенный период джаз в нашей стране развивался внутри эстрадных оркестров. В 1929 году Леонид Утесов организовал эстрадный оркестр и назвал свой коллектив "Tea-джаз". Стиль "диксиленд" и "свинг" практиковался в оркестрах А.В. Варламова, Н.Г. Минха, А.Н. Цфасмана и других. С середины 50-х гг. начинают развиваться небольшие любительских коллективы ("Восьмерка ЦДРИ", "Ленинградский диксиленд"). В них получили путевку в жизнь многие видные исполнители.

В 70-е годы начинается подготовка кадров на эстрадных отделениях музыкальных училищ, издаются учебные пособия, ноты, пластинки.

С 1973 года пианист Л.А. Чижик стал выступать с "вечерами джазовой импровизации". Регулярно выступают ансамбли под руководством И. Брил, "Арсенал", "Аллегро", "Каданс" (Москва), квинтет Д.С. Голощекина (Ленинград), коллективы В. Ганелина и В. Чекасина (Вильнюс), Р. Раубишко (Рига), Л. Винцкевича (Курск), Л. Саарсалу (Таллин), А. Любченко (Днепропетровск), М. Юлдыбаева (Уфа), оркестр О.Л. Лундстрема, коллективов К.А. Орбеляна, А.А. Кролла ("Современник").

Джаз в современном мире

Сегодняшний мир музыки разнообразен, динамично развивается, зарождаются новые стили. Для того, чтобы свободно в нем ориентироваться, понимать происходящие процессы, необходимо знание хотя бы краткой истории джаза! Сегодня мы наблюдаем смешение всё большего числа всемирных культур, постоянно приближающего нас к тому, что в сущности уже становится "всемирной музыкой" (world music). Сегодняшний джаз вбирает в себя звуки и традиции практически из любого уголка земного шара. В том числе переосмысливается и африканская культура, с которой все начиналось. Европейский экспериментализм с классическим подтекстом продолжает влиять на музыку молодых пионеров, таких, как Кен Вандермарк, авангардист-саксофонист, известный по работе с такими известными современниками, как саксофонисты Мэтс Густафссон, Эван Паркер и Питер Броцманн. К другим молодым музыкантам более традиционной ориентации, которые продолжают поиски своего собственного тождества, относятся пианисты Джекки Террассон, Бенни Грин и Брэйд Мелдоа, саксофонисты Джошуа Редман и Дэвид Санчес и барабанщики Джефф Уоттс и Билли Стюарт. Старая традиция звучания продолжается и активно поддерживается такими художниками, как трубач Уинтон Марсалис, который работает с целой командой помощников, играет в собственных маленьких группах и возглавляет Оркестр Центра Линкольна. Под его покровительством выросли в больших мастеров пианисты Маркус Робертс и Эрик Рид, саксофонист Уэс "Warmdaddy" Эндерсон, трубач Маркус Принтуп и вибрафонист Стефан Харрис.

Басист Дейв Холланд также является прекрасным открывателем молодых талантов. Среди многих его открытий саксофонисты Стив Коулмен, Стив Уилсон, вибрафонист Стив Нельсон и барабанщик Билли Килсон.

К числу других великих наставников молодых талантов относятся легендарный пианист Чик Кориа, и ныне покойные барабанщик Элвин Джонс и певица Бетти Картер. Потенциальные возможности дальнейшего развития этой музыки в настоящее время велики и разнообразны. Например, саксофонист Крис Поттер под собственным именем выпускает мэйнстримовый релиз и одновременно участвует в записи с другим великим авнгардистом барабанщиком Полом Мотианом.

Нам еще предстоит насладится сотнями прекрасных концертов и смелых экспериментов, стать свидетелями зарождения новых направлений и стилей - эта повесть еще не дописана до конца!

Предлагаем обучение в нашей музыкальной школе:

  • уроки игры на пианино - разнообразные произведения от классики до современной поп-музыки, наглядность. Доступно каждому!
  • гитара для детей и подростков - внимательные педагоги и увлекательные занятия!

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №3 имени Василия Васильевича Андреева»

г. Тверь

Методическое сообщение на тему:

«Джаз - его истоки и развитие»

«Джаз»! Откуда пришло к нам это упругое, яркое название «джаз», и почему нам интересно слушать и играть джазовую музыку, а исполнение джаза требует и определённой исполнительской манеры, и хорошего чувства ритма, и увлечённого вслушивания и исполнения тех диссонансов, которыми изобилует джазовая музыка. Один из джазовых исполнителей Луи Амстронг выразил мнение многих любителей джаза: «В основе этой музыки лежит нечто такое, что можно почувствовать, но нельзя объяснить».

Но давайте попробуем заглянуть в далёкое прошлое, откуда к нам пришёл джаз. И так… Начало XIX века. Америка была уже открыта, и Европа уже давно узнала об этом благодатном неизведанном крае. Страны Западной Европы Франция, Англия, Испания и др. захватывали земли этого континента, создавали там свои колонии, охраняли их форпостами. Многие тысячи европейцев переезжали, как тогда говорили из Старого света в Новый свет, осваивали эти земли, обзаводились хозяйством. Потребовалось много рабочих рук, чтобы работать на огромных плантациях сахарного тростника, работать на верфях реки Миссисипи, на стройках. И тогда с берегов Западной Африки в дельту реки Миссисипи в грязных трюмах кораблей сотнями везли африканских негров.

В Америке их использовали на самых тяжёлых работах. Часто везли их из разных племён, иногда им трудно было даже общаться между собой. И после тяжёлого трудового дня, в редкие часы отдыха они изливали боль рабского положения в своих песнях. Природная склонность к музыке, особое чувство ритма объединяло их. Аккомпанировали они себе ударами палок по ящикам, пустым бидонам, или просто хлопая в ладоши. Сначала это было похоже на ту далёкую родную музыку, на звучание тамтама, но постепенно память об африканской музыке стиралась, как стиралось всё то, чем раньше они жили. Рабы теряли не только обычное своё существование, свои семьи, но и своих богов, в которых они раньше верили. И миссионеры, которые переезжали с переселенцами и проповедовали христианство, стали обращать рабов в христианскую веру, обучали их религиозным песнопениям. Но негры пели их на свой лад, особым, характерным для них тембром голоса. Это была особая, ритмичная музыка, свойственная их натуре и темпераменту. Эти религиозные гимны, песнопения назывались спиричуэл-с.

Сейчас мы подошли к истокам джаза. Конечно, никто тогда не записывал нотами эти ритмичные негритянские песнопения. И кто их из негров знал? Не было и фонографов. Напевы переходили в изменённом импровизационном виде. Не менялся только текст.

1865 год. Рабство в Америке было отменено. Но несчастья негров с этим не закончились. Их отделяли на жительство в самые неблагоприятные грязные кварталы вдоль железнодорожных путей, на болотистых местах. Между негром и белым по-прежнему оставались отношения низшего к высшему. Понятно, что и музыка негров развивалась обособленно, где-то случайно она соприкасалась с жизнью белых. В этот период расцветает негритянская народная песня блюз. Возможно, слово «блюз» произошло от американского слова «blue», что значит синий, голубой, а этот цвет считается цветом меланхолии, тоски. Блюз – это жалоба, крик души негра, но эта музыка не слишком тосклива. Негр не любит стенать, страдать о своих несчастьях. Тот, кто поёт о своём горе, выпевает его в своих песнях. Тексты блюзов сочиняли сами исполнители. В них пели и о тяжёлой работе, и об обманутой любви, о нужде. Аккомпанировали негры себе на гитаре. Сначала это были самоделки - приспосабливали гриф и струны к старым ящикам из-под сигар. Если могли купить, то покупали настоящие гитары у белых. На основе спиричуэл-с и блюзов возникает джаз.

Если спиричуэл-с пели как в сельских, так и в городских церквях, а блюз возник в сельской местности, то джаз - это музыка оркестровая и появиться джаз мог только в большом городе, где у белых можно было приобрести настоящие европейские инструменты. И этим городом был New Orleans – Новый Орлеан. У негров появились свои духовые оркестры. Такие оркестры разъезжали по улицам, оповещали о балах, участвовали в народных празднествах. Иногда это был не один оркестр, и тогда начиналось соревнование. Вся эта музыка звучала в характерных негритянских ритмах, с необычным диссонирующем блюзовым звучанием, в непривычной для европейцев манере. В джазовом оркестре ровность темпа задает ритмическая группа: ударные, контрабас, который играет только пиццикато, гитара и банджо. Ударник – сердце оркестра, он задает живую пульсацию, как говорят джазмены: « Играет с хорошим свингом» , вдохновляет других музыкантов, которые на ходу импровизируют, сочиняют, неожиданно акцентируют на слабую долю – свингуют.

Наступил XX век. Закончился период уличного джаза. Многие Ньюорлеанские музыканты стали покидать родные места в поисках работы. Они отправлялись вверх по Миссисипи в большие города Северной Америки. Прошло достаточно много времени, прежде чем джаз вышел на сцену, а пока место ему было в негритянских кварталах. Еще в конце ХIX века негритянских музыкантов было столько, что власти вынуждены были запретить им заниматься своей профессией где-либо, кроме ночных клубов, придорожных кафе, дешевых танцевальных залах, которые в то время открывались в больших количествах. Музыканты-джазмены создавали джаз-банды. В такой оркестр входили: трубач, тромбонист, кларнетист, банджист, контрабасист, ударник и пианист.

Но прежде, чем джаз вышел на эстраду ему предшествовало появление такого жанра, как кекуок и регтайм . Это музыка моторного характера, с характерным ритмом и связана она с появлением в Северной Америки увеселительных ночных заведений – танцзалов – дансингов . А неотъемлемой частью этих заведений было пианино. И кекуок, и регтайм – музыка исключительно для фортепиано. Что характерно для этой музыки? Ударные акценты на слабую долю, аккорды подражающие банджо. Регтайм в переводе «рваный ритм», хотя в среде американцев регтайм “to rag” означает дразнить, подшучивать. В то время в Америке самым популярным инструментом стало фортепиано, оно было в каждой семье, инструменты привозили из Европы; музыка кекуоков и регтаймов распространилась по всей стране. Создателем классического регтайма является американский композитор, музыкант, пианист, негр по происхождению - Скотт Джоплин. Издатель, который издавал его регтаймы, назвал их классическими потому, что они, конечно, возвышаются по своей художественной ценности над музыкой тех лет. Вот так спиричуэл-с, блюз и регтайм слились в то, что называется джазом.

Город Чикаго – на севере Америки – огромный промышленный центр. Подлинный джаз утвердился в негритянском квартале этого города. Здесь были лучшие джазовые оркестры. В Чикаго развивается производство пластинок и благодаря этому музыка, раньше звучавшая только в ночных клубах и танцзалах Америки, пришла в Европу и дошла до нашего времени. Какова судьба джаза в нашей стране? В 1922 году в Москве был организован первый джаз банд. Джаз в наше стране переживал и взлеты и падение, одно время он даже считался музыкой дурного тона, но время шло, создавались большие оркестры – биг бэнд. Композиторы создавали оранжировки замечательных песен советских композиторов в джазовом стиле. Звучал джаз-оркестр под управление Леонида Утесова,В.Кнушевицского, Олега Лундстрема, Ю.Саульского. Д.Шостакович сочиняет джазовую сюиту,И. Дунаевский – джазовую ропсодию. В 1938 году в Москве создается государственный джаз оркестр, руководителем которого был М.Блантер.

Когда-то наша великая поэтесса А.Ахматова написала: «Когда бы вы знали из какого сора растут иногда стихи». Так вот искусство джаза, которое сейчас числится элитарным, родилось и выросло даже не из «сора». Портовый, разноголосый, New Orleans породил ритмичную и почти непристойную музыку в негритянских кварталах. И в том, что за несколько десятилетий этот специфический жанр пробился в аристократы – заслуга буквально нескольких человек, правда они были настоящими мастерами: Луи Амстронг, Тедди Маккрей, Дюк Эллигтон, исполнители вокального джаза Бесси Смит, Элла Фитцджералд, американский композитор Джорж Гершвин.

Почему же мы все-таки любим джаз?

Потому, что в нем чувствуется свежесть гармоний, избыток жизненной силы, которые столь ярко выражены в нем.

Список использованной литературы

  1. Коллер Дж. Л. Становление джаза. М.: Радуга, 1984.
  2. Панасье Ю. История подлинного джаза. 2-е изд., - Л.: Музыка, 1979 .
  3. Баташев А.Н. Советский джаз. М., Музыка, 1972.

Введение

Однажды главного редактора самого знаменитого американского джазового журнала "Down Beat", распространяющегося в 124 странах мира, какой-то репортер во время интервью спросил: "А что такое джаз?". "Вы никогда не видели, чтобы человек был так быстро пойман на месте столь простым вопросом!", говорил впоследствии этот редактор. В отличие от него, какой-либо другой джазовый деятель в качестве ответа на тот же вопрос мог бы рассказывать вам об этой музыке два часа и более, ничего конкретно не объяснив, так как в действительности до сих пор не существует точного, краткого и в то же время полного и объективного определения слова и самого понятия "джаз".
Зато существует огромная разница между музыкой Кинга Оливера и Майлса Дэйвиса, Бенни Гудмена и "Модерн джаз квартета", Стэна Кентона и Джона Колтрейна, Чарли Паркера и Дэйва Брубека. Многие составные части и само постоянное развитие джаза за 100 лет привели к тому, что даже вчерашний набор его точных характеристик не может быть полностью применен сегодня, а завтрашние формулировки могут быть диаметрально противоположны (например, для диксиленда и бибопа, свингового биг-бэнда и комбо джаз-рока).
Трудности в определении джаза заключаются также и. в том, что эту проблему всегда пытаются разрешить прямо в лоб и говорят о джазе много слов с малым результатом. Очевидно, ее можно было бы решить косвенно, определив все те характеристики, которые окружают этот музыкальный мир в обществе и тогда легче будет понять, что же находится в центре. При этом вопрос "Что есть джаз?" заменяется на "Что подразумевают под джазом?". И тут мы обнаруживаем, что это слово имеет самые различные значения для разных людей. Каждый человек наполняет этот лексический неологизм определенным смыслом по своему собственному усмотрению.
Существуют две категории людей, использующих это слово. Одни любят джаз, а других он не интересует. Для большинства любителей джаза характерно очень широкое применение этого слова, но никто из них не может определить, где начинается и кончается джаз, потому что у каждого на этот счет имеется свое мнение. Они могут найти между собой общий язык, однако каждый убежден в своей правоте и знании того, что есть джаз, не углубляясь в детали. Даже сами профессиональные музыканты, которые живут джазом и регулярно исполняют его, дают весьма различные и расплывчатые определения этой музыки.
Бесконечное разнообразие толкований не дает нам никаких шансов придти к единому и бесспорному заключению о том, что такое есть джаз с чисто музыкальной точки зрения. Тем не менее, здесь возможен иной подход, который во 2-й половине 50-х предложил всемирно известный музыковед, президент и директор Нью-йоркского Института джазовых исследований Маршалл Стернс (1908-1966), неизменно пользовавшийся безграничным уважением в джазовых кругах всех стран Старого и Нового Света. В своей прекрасной хрестоматийной книге "История джаза", впервые опубликованной в 1956 г., он дал свое определение этой музыки с чисто исторической точки зрения.
Стернс писал: "Прежде всего, где бы вы ни услышали джаз, его всегда гораздо легче узнать, чем описать словами. Но в самом первом приближении мы можем определить джаз как полуимпровизационную музыку, возникшую в результате 300-летнего смешивания на североамериканской земле двух великих музыкальных традиций - западноевропейской и западноафриканской,- т.е. фактического слияния белой и черной культуры. И хотя в музыкальном отношении преобладающую роль здесь сыграла европейская традиция, но те ритмические качества, которые сделали джаз столь характерной, необычной и легко распознаваемой музыкой, несомненно, ведут свое происхождение из Африки. Поэтому главными составляющими этой музыки являются европейская гармония, евро-африканская мелодия и африканский ритм".
Но почему же джаз возник именно на территории Северной Америки, а не Южной или Центральной, где также было достаточно белых и черных? Ведь когда говорят о родине джаза, его колыбелью всегда называют Америку, но при этом обычно подразумевают как раз современную территорию США. Дело в том, что если северную половину американского континента исторически заселяли, главным образом, протестанты (англичане и французы), среди которых было много религиозных миссионеров, стремящихся обратить негров в христианскую веру, то в южной и центральной части этого огромного материка преобладали католики (испанцы и португальцы), которые смотрели на черных невольников просто как на рабочий скот, не заботясь о спасении их души. Поэтому там не могло возникнуть значительного и достаточно глубокого взаимопроникновения рac и культур, что в свою очередь оказало прямое влияние на степень сохранения родной музыки африканских рабов, преимущественно в области их ритмики. До сих пор в странах Южной и Центральной Америки существуют языческие культы, проводятся тайные ритуалы и безудержные карнавалы под сопровождение афро-кубинских (или латиноамериканских) ритмов. Неудивительно, что именно в этом ритмическом отношении южная часть Нового Света уже в наше время заметно повлияла на всю мировую популярную музыку, тогда как Север дал в сокровищницу современного музыкального искусства нечто иное, например, спиричуэлс и блюз.
Следовательно, продолжает Стернс, в историческом аспекте джаз - это синтез, полученный в оригинале из 6 принципиальных источников. К ним относятся:
1. Ритмы Западной Африки;
2. Рабочие песни (work songs, field hollers);
3. Негритянские религиозные песни (spirituals);
4. Негритянские светские песни (blues);
5. Американская народная музыка прошлых столетий;
6. Музыка менестрелей и уличных духовых оркестров.

Истоки

Первые форты белых людей в Гвинейском заливе на побережье Западной Африки возникли уже в 1482 г. Ровно 10 лет спустя произошло знаменательное событие - открытие Колумбом Америки. В 1620 г. на современной территории США появились первые черные рабы, которых удобно было переправлять на кораблях через Атлантический океан именно из Западной Африки. За последующие сто лет их количество выросло там уже до ста тысяч, а к 1790 г. это число увеличилось в 10 раз.
Если мы говорим "африканский ритм", то надо иметь в виду, разумеется, что западноафриканские черные никогда не играли "джаз" как таковой - речь идет всего лишь о ритме как составной части их бытия на родине, где он был представлен ритуальным "хором барабанов" с его сложной полиритмией и многим другим. Но рабы не могли брать с собой в Новый Свет никаких музыкальных инструментов, и первое время им в Америке даже запрещалось изготавливать самодельные барабаны, образчики которых значительно позднее можно было увидеть только в этнографических музеях. К тому же никто из людей любого цвета кожи не рождается с готовым чувством ритма, все дело в традициях, т.е. в преемственности поколений и окружающей обстановке, поэтому негритянские обычаи и ритуалы сохранялись и передавались на территории США исключительно устно и по памяти от поколения к поколению афро-американских негров. Как говорил Диззи Гиллеспи: "Я не думаю, что Бог может предоставить кому-то нечто большее, чем другим, если они окажутся в таких же условиях. Можно взять любого человека, и, если его поместить в ту же самую окружающую среду, то его жизненный путь будет определенно похож на наш".
Джаз возник в США в результате синтеза многочисленных элементов переселенных музыкальных культур народов Европы, с одной стороны, и африканского фольклора - с другой. Эти культуры обладали принципиально разными качествами. Африканская музыка по природе своей импровизационна, она характеризуется коллективной формой музицирования с сильно выраженной полиритмией, полиметрией и линеарностью. Важнейшую функцию в ней несет ритмическое начало, ритмическое многоголосие, из которого возникает эффект перекрестной ритмики. Мелодическое, а тем более гармоническое начало, в африканском музицировании развито в гораздо меньшей степени, чем в европейском. Музыка для африканцев имеет в большей степени, чем для европейца, прикладное значение. Она часто связана с трудовой деятельностью, с обрядами, в том числе с отправлением культа. Синкретизм разных видов искусств сказывается на характере музицирования - оно выступает не самостоятельно, а в соединении с танцем, пластикой, молитвой, декламацией. В возбужденном состоянии африканцев их интонирование гораздо более свободно, чем у закованных в нормированный звукоряд европейцев. В африканской музыке широко развита вопрос-ответная форма пения (call & response).
Со своей стороны, европейская музыка внесла свой богатый вклад в будущий синтез: мелодические построения с ведущим голосом, ладовые мажор-минорные стандарты, гармонические возможности и многое другое. Вообще, условно говоря, африканская эмоциональность, интуитивное начало столкнулось с европейским рационализмом, особенно проявляющемся в музыкальной политике протестантизма.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения