Билеты в большой театр россии. Метод коппелиуса и комплекс коппелии О балете, который мечтает поставить

Благодаря прямой телетрансляции через систему спутниковой связи, в тысяче крупнейших кинотеатров мира на специализированных экранах HD и на канале Youtube будет показан трехактный балет «Марко Cпада» в постановке Пьера Лакотта, выдающегося французского хореографа. Главные партии исполнят ведущие солисты Большого театра: Дэвид Холберг (Марко Спада), Евгения Образцова (Анжела), Ольга Смирнова (Маркиза Сампьетри). За дирижерским пультом – Алексей Богород.

Балет «Марко спада, или Дочь разбойника» родился на сцене Парижской оперы: премьера состоялась 1 апреля 1857 года. Интересный спектакль в трех актах и шести картинах поставил великий французский хореограф Жозеф Мазилье на сюжет одноименной комической оперы Даниэля Франсуа Эспри Обера, созданной в 1852 году; либретто написал молодой драматург Эжен Скриб. Забавный балет понравился публике и продержался в репертуаре Парижской оперы относительно долго. Тому способствовал и тот факт, что главные партии исполняли балетные звезды того времени – Каролина Розати (Анжела), Амалия Феррарис (Маркиза Сампьетри) и Люсьен Петипа (Князь Федеричи), старший брат великого хореографа Мариуса Петипа.

15 марта 1981 года на сцене Римской оперы состоялось возрождение балета «Марко Спада». Хореографию, декорации и костюмы сочинил, по мотивам старинного спектакля, Пьер Лакотт, известный специалист по восстановлению забытых спектаклей балетной классики. В частности, 11 лет тому назад он поставил в Большом театре России балет «Дочь фараона». Своим возрождением балет «Марко Спада» обязан Рудольфу Нурееву, который хотел станцевать героя этого спектакля. Эта партия прельщала его забавной двуликостью Марко Спада: то ли разбойник, блистательно разыгрывающий аристократа, то ли аристократ, изящно и ловко разыгрывающий разбойника. В исполнении спектакля участвовали знаменитые французские балерины – Гелен Тесмар (Анжела) и Франческа Зюмбо (Маркиза Сампьетри).

8 ноября 2013 года балет «Марко Спада» в постановке Пьера Лакотта появился на исторической сцене Большого театра России. Теперь, 30 марта, благодаря прямой телетрансляции, которую будет осуществлять французская компания Bell Air Media во главе с Франсуа Дюпля, балетный спектакль Большого театра России увидят во всем мире.

Crédit photo: Дамир Юсупов

Е.Образцова (Анжела) и С.Чудин (Федеричи) Д.Холберг (Марко Спада)

Краткое содержание балета

Действие I – картина 1

Деревенские жители, собравшиеся по случаю свадьбы, жалуются Губернатору Рима на разбой Марко Спады, которого никто никогда не видел, но слухи о его кражах идут по все округе. В деревню приходит драгунский полк. Его командир граф Пепинелли влюбляется в Маркизу Сампьетри, дочь Губернатора, но она помолвлена с князем Федеричи. Неузнанный в толпе Марко Спада опустошает кошельки зевак. Жители в панике. Начинается дождь, все разбегаются, остается только брат Борромео, у которого бандит украл все собранные пожертвования.

Действие I – картина 2

Маркиза, Губернатор и граф Пепинелли, заблудившиеся на горной прогулке, не догадываются, что оказались в доме Марко Спады. Его дочери тоже не известно о воровских делах отца. Пепинелли, который присутствовал, как в доме появились и исчезли подельники Спады, предупреждает Марко, что на его дом напали воры. Но перед удивленными гостями появляется празднично убранный стол и обольстительные красавицы.

Действие II

Марко Спада и Анжела собираются на бал к Губернатору. В этот момент князь Федеричи просит у Спады руки его дочери, но является Борромео и жалуется на бандита, который недавно его ограбил. Спада, опасаясь разоблачения, предпочитает скрыться, но Борромео успевает его разглядеть. Анжела обо всем догадывается и отказывает князю Федеричи. В досаде он сообщает всем о своей скорой женитьбе на Маркизе, но это вызывает недовольство Пепинелли.

Действие III – картина 1

Пипинелли последний раз объясняется Маркизе в любви, и она выходит к нему в подвенечном платье. Внезапно появляются бандиты и похищаю девушку и графа.

Действие III – картина 2

В окружении своих подельников Марко Спада встречает Анжелу, одетую так же, как и бандиты. Она решила жить и умереть вместе с ними. Борромео, против своей воли, вынужден обвенчать Маркизу и Пепинелли. Появляется полк солдат, бандиты прячутся в пещере, схватив по дороге Губернатора и Федеричи, но Анжела их спасает. Марко Спада смертельно ранен. Умирая, он сообщает ошеломленным солдатам, что Анжела – не его дочь. Эта ложь спасает её от ареста и казни, и позволяет Князю Федеричи взять её в жены.

Crédit photo: Дамир Юсупов

О.Смирнова (Сампьетри) и И.Цвирко (Пепинелли) Е.Образцова (Анжела)

С первого взгляда может показаться, что новый спектакль ГАБТа — реинкарнация чего-то старинного. На сцене битых три часа действуют чистенькие и нарядные разбойники, а также прекрасные дамы в кринолинах и изысканные «графья» в пудреных париках, наперебой выделывающие мелкую балетную технику, истоки которой лежат аж в придворных балетах времен Людовика Четырнадцатого. На самом деле «Марко Спада» — даже не новодел.

Это спектакль, который был с нуля сочинен в 1981 году в Римской опере только для того, чтобы дать новую роль стареющему .

Знаменитый премьер хотел станцевать актерски и балетно выигрышную партию Марко Спада — то ли разбойника, играющего в аристократа, то ли аристократа, играющего в разбойника.

Нет, конечно, балет с таким названием в природе существовал — когда-то. В 1857 году в Париже хореограф Жозеф Мазилье поставил «Марко Спада» на сюжет одноименной оперы Обера (либретто написал модный драматург ). Композитор не просто предоставил оперную музыку, а нарезал кусочки разных своих партитур и смешал их «со взбалтыванием».

Получилось нечто второсортное, но истории балета к такому не привыкать.

Хотя времена романтизма во Франции (да и везде) уже прошли, классический балет действовал по инерции — или по своей всегдашней сказочно-романтической природе, требующей необыкновенных персонажей с повышенными страстями и экзотическими обстоятельствами. Так появились танцы о жизни римского уголовника XVIII века Марко Спада, шурующего со своей шайкой в окрестностях Вечного города. У лощеного бандита есть любимая дочь Анжела, а также светские знакомства в виде губернатора и его дочери-маркизы, офицера Пепинелли, влюбленного в маркизу, и князя Федеричи, который хочет жениться на Анжеле. Но тут дочка бандита узнает о профессии папы. Думаете, это девушку смутило? Ничуть.

Не зря балет первоначально назывался «Марко Спада, или Дочь разбойника».

Анжела прибегает в разбойничий лагерь, где цепляет на спину ружье и присоединяется к отцовской шайке. Грядет облава, Марко Спада ранят, и перед смертью он отрекается от чада («не родная она мне»), чтобы девушку не замели вместе с шайкой и она смогла бы выйти за князя. Нелепая и смешная история понравилась публике и продержалась на сцене Парижской оперы относительно долго, поскольку в главных женских партиях выступали балетные дивы тех лет — Каролина Розати и Амалия Феррарис. Но с тех пор о балете «Марко Спада» никто и не слышал — пока не вернул название и музыку к жизни.

Все остальное, включая декорации и костюмы, он сочинил сам.

По ходу дела на сцене появятся живая собака и такая же лошадь. Арлекины спляшут буффонный танец. Солдаты промаршируют, как заводные куклы. Ограбленный священник упадет в обморок. Произойдет народная свадьба. Портреты предков на стенах дворца окажутся лазейкой для бандитов. Аристократы покажут манеры на светском балу, разбойники в горах зайдутся в тарантелле, а влюбленные не раз прижмут руки к сердцу. Владение пантомимой, в том числе и комической, важно в постановках такого типа, и первый премьерный спектакль тут был на высоте, вплоть до кордебалета, уморительно изображавшего, например, обращение итальянских масс к губернатору с просьбой о поимке бандита. «Некто, неизвестно откуда взявшийся (общий взмах руками за собственные спины), обчищает наши карманы (размашистое поглаживание своих же боков), так что, ваше превосходительство, примите меры (синхронное протягивание ладоней к начальству и скорбные лица), а не то мы за себя не отвечаем» (негодующее потрясание сжатыми кулаками).

Понятно, что на премьеру такого рода нужно идти не за глубокомыслием, а за развлечением.

Тут нет ни лирических глубин, ни глубоких метафор, но есть прелесть кукольного театра, пусть и поверхностная, и, если хорошо cтанцевать, наслаждение для глаз. После тяжелого рабочего дня — самое оно. Но, скажем сразу, спектакль имеет недостатки. Он, во-первых, несколько затянут. Кажется, что Лакотт, щедро снабжая артистов комбинациями, никак не может остановиться. Уже по две вариации герой или героиня станцевали — ан нет, будет и третья. И ничего что текст танца чрезвычайно сложный: такого, пожалуй, не было и в предыдущих работах хореографа (он специализируется на подобного рода «экранизациях по старинным мотивам» и, в частности, 11 лет назад поставил в Большом театре балет «Дочь фараона»).

В конце концов, кажется, что Марко Спада не от пули в животе умер, а от передозировки измельченных до алмазного блеска балетных па.

Во-вторых, хореография довольно однообразна. Лакотт знает толк во французской «партерной» балетной технике XIX века (плетение кружев стопами), тактично дополняя ее некоторыми приемами позднейших времен, вплоть до больших прыжков и высоких поддержек. Но, посмотрев, к примеру, ту же «Дочь фараона» или «Пахиту» (ее недавно привозили на гастроли из Парижа), считайте, что вы изучили стандартную манеру Лакотта. И набор танцевальных приемов, и изящно-холодноватое лукавство, тиражируемое из спектакля в спектакль.

Но вот парадокс. Понимая все это, на первом спектакле от «Марко Спада» было невозможно оторваться.

Потому что танцевали (Спада), (Анжела), (маркиза), Игорь (офицер) и (князь). То, что предложил им балетмейстер из Парижа, более подошло бы французским балеринам и танцовщикам: они с детства обучены абсолютной выворотности и кропотливой танцевальной вязи нижних конечностей. Но Лакотт и его репетиторы основательно «вычистили» ноги нашим артистам, а Холберг и вовсе питомец парижской балетной школы. В результате первый состав показал высший класс, даром что изощренная культура стопы — отнюдь не альфа и омега в программе обучения наших балетных школ.

А тут невозможно было решить, кем больше восхищаться.

Вот Холберг с невозмутимым видом меняет пластический рисунок, врываясь в полетный прыжок сразу после кропотливой ювелирной комбинации на полу. А до этого с наслаждением мимирует, создавая неотразимого проходимца с замашками герцога и снимая драгоценности прямо с нежных шеек зазевавшихся красавиц. Вот Образцова со Смирновой нежно манерничают то в доме Спада, то на балу у губернатора, не забывая сочетать умильную женственность со стальными носками пуантов. И не скажешь, кто лучше скрещивает стопы в головокружительном каскаде антраша — энергичный Цвирко или утонченный Чудин. Оба лучше.

Даниэль Франсуа Эспри Обер

МАРКО СПАДА

Балет в трех действиях

Хореограф-постановщик – Пьер Лакотт
Сценография и костюмы – Пьер Лакотт
Дирижер-постановщик – Алексей Богорад
Ассистенты хореографа – Анн Сальмон, Жиль Изоар
Художник по свету – Дамир Исмагилов

Действующие лица и исполнители:

Марко Спада, бандит – Дэвид Холберг
Анжела, его дочь – Евгения Образцова
Маркиза Сампьетри, дочь губернатора – Ольга Смирнова
Князь Федеричи, жених маркизы, влюбленный в Анжелу – Семен Чудин
Пепинелли, капитан драгунов, влюбленный в маркизу – Игорь Цвирко

Балет «Марко Спада» был поставлен в Римской Опере в 1981 году французским хореографом Пьером Лакоттом специально для Рудольфа Нуреева и Гилен Тесмар. В этом сезоне он был восстановлен в Большом театре: сложная хореография, многочисленные смены декораций, зрелищные пантомимные сцены, балы, драгуны и бандиты. Это изящный игровой балет, балет «плаща и шпаги», пропустить который было бы непростительной ошибкой.

Бандит Марко Спада тщательно скрывает, кто он на самом деле, и все почитают его за богатого и благородного человека. Анжеле, его дочери, тоже ничего не известно о разбойных делах отца. Она влюблена, но ее отношения с возлюбленным запутаны: Князь Федериче помолвлен с другой, маркизой Сампьетри, дочкой Губернатора.

Действие I

Картина 1

Собравшиеся по случаю свадьбы деревенские жители жалуются Губернатору Рима на бесчинства некоего Марко Спады. Селяне никогда его не видели, но передают друг другу слухи о кражах, которые он совершает в округе. В деревню входит драгунский полк. Командир полка граф Пепинелли не может устоять перед чарами маркизы Сампьетри, дочери Губернатора. Увы, она помолвлена с князем Федеричи... Воспользовавшись всеобщим замешательством, неузнанный в толпе Марко Спада, облегчает карманы зевак. Жители в панике! Начавшийся дождь разгоняет толпу. На площади остался один только брат Борромео, у которого бандит ловко вытащил все собранные пожертвования.

Картина 2

Маркиза, Губернатор и граф Пепинелли, заблудившиеся на горной прогулке, не догадываются, что нашли пристанище в доме Марко Спады. Анжеле, дочери бандита тоже ничего не известно о разбойных делах отца. Подельники Спады, решив, что в доме никого нет, стремительно заполняют комнату, но затем так же внезапно исчезают. Пепинелли, присутствовавший при этой сцене, предупреждает Спаду, что на его дом напали воры. Драгуны занимают оборонительные позиции. Вновь отворились створки подпола, сдвинулись со своих мест картины на стене - но лишь для того, чтобы перед удивленными гостями таинственным образом появился празднично убранный стол и обольстительные красавицы!

Действие II

Марко Спада и Анжела приглашены на бал у к Губернатору. В тот самый момент, когда Федеричи хочет попросить у Спады руки его дочери, появляется брат Борромео, жалуясь всем на преступника, жертвой которого он стал недавно. Борромео говорит, что сумеет опознать вора. Спада, опасаясь разоблачения, предпочитает скрыться, но Борромео успел разглядеть его. Анжела обо всем догадывается, она потрясена и отказывает князю Федеричи. Князь в досаде сообщает собравшимся о своей скорой женитьбе на Маркизе, что, в свою очередь, не может не расстроить Пепинелли.

Действие III

Картина 1

Пепинелли в последний раз решает признаться Маркизе в любви, но она выходит к нему в подвенечном платье, она уже сделала свой выбор. Внезапно со всех сторон появляются бандиты и похищают и девушку, и графа.

Картина 2

В окружении своих подельников Марко Спада с удивлением встречает Анжелу, одетую так же, как и бандиты. «На жизнь или на смерть! Я принимаю мою судьбу и хочу жить с вами...» Борромео, против своей воли, вынужден обвенчать Маркизу и Пепинелли. Вдали слышится шум приближающегося полка, бандиты предпочитают спрятаться в пещере, схватив по дороге Федеричи и Губернатора, оказавшихся на их пути, но Анжела спасает обоих. Неподалеку раздаются выстрелы. Марко Спада смертельно ранен. Он возвращается, с трудом держась на ногах. Перед смертью он обращается к ошеломленным солдатам и сообщает, что Анжела - не его дочь. Эта ложь спасает Анжелу от ареста и позволяет князю Федеричи взять ее в жены.

Балетная труппа представляет постановку . Знаменитый хореограф Пьер Лакотт впервые поставил этот балет в начале 80 годов, взяв за основу спектакль середины 19 века. И вот теперь балет увидит и столичная публика. В главных партиях - ведущие солисты Большого, в главной роли - знаменитый танцовщик Дэвид Холберг, первый в истории Большого театра американец, ставший солистом. Корреспондент Ольга Подолян одной из первых увидела постановку.

История создания балета "Марко Спада" окружена густой пеной мифов и легенд и, кажется, заслуживает отдельной постановки. В середине 19 века на сцене Парижской оперы кипели театральные страсти. Две примы развернули в театре настоящую войну - с остервенением боролись за главные партии, и император Наполеон Третий - инициатор постановки - решил свести соперниц в одном балете, лицом к лицу. Идеальный сюжет нашелся в опере "Марко Спада"; оперное либретто немедленно переделали в балет. Примы удостоились равных бурных оваций, и в историю мирового балета эта постановка вошла как "дуэль крыльев и стоп".

В Парижской опере ее показали почти 30 раз, затем одна из прим уехала в Петербург, замену ей не нашли, балетные баталии закончились, и о "Марко Спада" на долгие годы забыли. Только в начале 80 годов Пьер Лакотт, которого называют "балетным археологом", вспомнил о постановке. "Хореографический антиквар" (так тоже называют Лакотта) представил новую версию забытого балета с собственными костюмами и декорациями.

"Никаких документов об этом балете не осталось, кроме изумительной партитуры Обера, которая меня соблазнила. И в свое время Римская опера обратилась ко мне с просьбой восстановить этот балет, который был создан на пять исключительных артистов. И мне очень повезло с исполнителями главных партий. Я ставил не только хореографию, но создавал и костюмы, и декорации. Это, кончено, была авантюра, но авантюра замечательная".

Для главного театра страны Лакотт сделал эксклюзивную редакцию балета, права на которую решил передать Большому. Худрук балетной труппы Сергей Филин подчеркивает: далеко не каждая мировая труппа может похвастаться полнометражным трехактным классическим балетом, который требует виртуозной техники и актерского мастерства.

"Сегодня можно сказать, что на исторической сцене Большого театра появляется еще один великолепный, классический балет в самых лучших традициях классического танца. И это - полнометражный трехактный спектакль, который полон танцами, в котором есть пять крупных ролей".

В 80 годах балет ставился на Рудольфа Нуриева. Именно он блистал в главной партии - разбойника Марко Спада. На премьере в Москве в этой роли - Дэвид Холберг , первый в истории Большого театра американец, ставший солистом. Премьер с радостью говорит: наконец-то ему предложили не роль принца.

"Это сложная роль для меня, обычно считается, что я подхожу на роли принцев, и здесь я перехожу границы, привычные для себя. Конечно, готовясь к роли, я смотрел, как эту роль исполнял Нуриев. Но Нуриев - это Нуриев. И было бы большой ошибкой копировать его. Я хотел сделать своего Марко Спада".

В главных ролях - молодые звезды Большого. Партию Анжелы исполняет Евгения Образцова . Балерина признается: самое сложное - это, кончено, техника, особая, лакоттовская.

"Мы должны уделять особое внимание чистоте танца, чистоте исполнения, виртуозности. Конечно, сложность еще заключается в темпе - мы должны все успеть, и при этом мы должны донести до зрителя суть своих персонажей".

По словам исполнителей, тот факт, что в той, ставшей легендарной постановке главные партии исполняли выдающиеся артисты балета, усложняет их работу над и без того сверхсложным рисунком танца. И это касается не только Холберга - исполнителя партии, которую танцевал Нуриев. Роль Анжелы будет оценивать сама Гелен Тесмар, выдающаяся балерина, супруга Пьера Лакотта, которая блистала в этой партии.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Популярное

11.10.2019, 10:08

Очередная попытка Зеленского понравиться народу

РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: «Это была очередная попытка понравиться народу. Зеленскому кто-то сказал, что с народом надо общаться. Кстати, правильно сказали, потому что ему надо каким-то образом поддерживать свой рейтинг. Это единственное, что у него есть. Очевидно, сказали ему и о том, что общаться надо креативно».

Этот проект принадлежит худруку Балета Большого театра Сергею Филину. У него сохранились хорошие воспоминания от работы с французским хореографом еще в бытность танцовщиком - в паре с Ниной Ананиашвили Филин танцевал премьеру «Дочери фараона» в 2000 году. За прошедшие с того момента 13 лет Пьер Лакотт не раз возвращался в Большой для возобновления своего балета - благословлял новых исполнителей (в частности, Светлану Захарову, с которой был записан DVD «Дочери фараона»).

Вне стен Большого также шли в советское время и сейчас идут разные постановки Лакотта.

В 1979 году хореограф перенес на сцену Новосибирского театра «Сильфиду» - балет, через который за ним закрепилась слава знатока и реставратора старинной французской хореографии. В том же году он перенес «Бабочку» Марии Тальони и «Па де сис» из «Маркитантки» в Кировский театр, а в 1980 поставил «Натали, или Швейцарскую молочницу» в Московском театре классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва для Екатерины Максимовой.

В 2006 прошла премьера балета «Ундина» в Мариинском театре, а в 2011 в МАМТе - «Сильфида». Знакомство российских зрителей со стилем хореографа происходило и во время гастролей (привозили и «Сильфиду», и «Пахиту»).

Прежде чем описывать балет «Марко Спада» П. Лакотта в Большом театре, стоит обозначить несколько примет авторского стиля этого французского хореографа.

Лакотт начинал в пятидесятые годы прошлого века как авангардист,

даже можно сказать как революционер, восставший против рутины Парижской оперы. Он хотел ставить сам, а приходилось танцевать в унылых балетах Сержа Лифаря , и Лакотт уволился из театра, вырвался на свободу.

Мы почти ничего не знаем о том, какими именно были его первые постановки. Однако недавно вниманию публики был представлен любопытный документальный фильм (спасибо арт-объединению CoolConnections, которое среди прочих кинопроектов также занимается трансляциями спектаклей Метрополитен-оперы, балетов Большого театра и др.) «Жизнь в балете: Пьер Лакотт и Гилен Тесмар» французского режиссера Марлен Ионеско.

В фильме присутствуют несколько сохранившихся фрагментов первых спектаклей Лакотта.

Как мы и предполагали, ставил юный Лакотт в той же манере, что и Лифарь, только гораздо скучнее, но дизайн и аранжировки действительно были ультрамодными. Понятно, что начинающий балетмейстер нащупывал свои пути, отталкиваясь от того, что он каждый день видел, и его коньком в будущем станет не создание нового хореографического языка, а что-то совсем другое.

Важно, что Лакотт показал свои балеты по телевидению - и «Ночь-волшебницу» на музыку короля джаза Сиднея Беше в 1954 и «Сильфиду» в 1971. Может он и не пользовался дублями ради того, чтобы прыжки артистов казались протяженнее, выше и красивее, а полеты сильфид над сценой более фантастическими, чем они обычно выглядят в театре, но сама идея некоторой «кинохимии» ему нравилась, и она пошла на пользу популяризации того направления, которое возглавил Лакотт. Потому что

после успеха «Сильфиды» он проснулся подлинным стражем балетной романтики XIX века.

Лакотт эту романтику, конечно же, придумал заново, опираясь на документы эпохи - книги, ноты, гравюры, письма и критические статьи, рассказы своих знаменитых балетных педагогов - Карлотты Замбелли, Любови Егоровой, Гюстава Рико, мадам Рузан, Матильды Кшесинской, а также «неоромантические» находки хореографов XX столетия - Фокина в «Шопениане», Баланчина в «Серенаде», Аштона в «Тщетной предосторожности» и даже Макмиллана в «Манон».

К каким-то утраченным балетам прошлого он находил авторские заметки на полях клавиров и скрипичных репетиторов, но

ни в одном случае речь не идет о полном воссоздании или реконструкции спектакля в первозданном виде.

Такими реконструкциями занимается Сергей Вихарев и Юрий Бурлака, но не Лакотт. Лакотт, если можно так сказать, сочиняет в XX-XXI веке балеты века XIX. И его главным достоинством, выгодно выделяющим среди других хореографов, которые тоже пытаются ставить в стиле XIX века, является умение талантливо ставить сами танцы, не копируя никого, кроме самого себя -

Лакотт, в какой-то степени, - Россини от танца.

Недостатки у его метода есть. Во-первых, хромает композиция - архитектура балетного спектакля. Если бы Лакотт ставил свой собственный спектакль, он бы строил в голове здание будущего балета, как делали все талантливые хореографы до него, но он ставит балеты прошлого, не являясь изначально их архитектором.

И второе, что теряется, если ты реконструируешь платоническим способом, это характеры персонажей. Хореограф XIX века предлагал артистам модель поведения на сцене в той или иной картине, а дальше они импровизировали.

А постановки Лакотта сходны с механическими куклами ученого Коппелиуса

Они снабжены прекрасной формой, оболочкой, механизмом, то есть танцами, но в них нет души (душа благополучно улетела вместе с последним вздохом тех исторических спектаклей, которые реанимирует хореограф).

Тем не менее, выпуская один старинный балет за другим - «Сильфиду», «Жизель», «Натали», «Коппелию», «Бабочку», - Лакотт составил уникальный банк данных, в который входят все возможные составные части романтического и постромантического балетного спектакля XIX века, в том числе типические костюмы (тип лифа, шопеновки, тюники, колета, головных уборов, цветовые сочетания) и декорации.

Когда он, набив руку, ставил «Марко Спаду» в Риме и Париже, «Озеро волшебниц» в Берлине, «Дочь фараона» в Большом и «Пахиту» в Париже, пазловая структура его фантазийных постановок стала еще больше чувствоваться, также как и стиль стал еще более авторским, выразительным, лакоттовским.

Но комплексом Коппелии страдают все до одной его работы. В них нет живых характеров.

Исторический «Марко Спада» - это один из трех заметных спектаклей французского хореографа Жозефа Мазилье. Остальные два мы тоже знаем - это «Пахита» и «Корсар», но они прошли через руки М. Петипа и стали частью другой балетной традиции.

Мазилье спешил уйти от сильфидного стиля хореографии Тальони. Он отказался от туманной северной мифологии и «пошел» на юг - Италия, Испания, Турция. Мысленные путешествия хореографов в эти средиземноморские регионы обогатили балет колоритными южными танцами, фантазийными ориентальными декорациями, любопытными костюмами и аксессуарами.

«Марко Спада» - не самый яркий пример ориентализации балетмейстерского стиля, действие балета происходит в Лациуме, где-то в окрестностях Рима. Но это Рим Пуссена и Лоррена, которые выдумали живописную Италию XVII века - страну романтических развалин, милых пастушек и разбойничьих банд, орудующих в лесах и городах.

Вписать в этот мифический южный пейзаж сюжет о благородном разбойнике Марко Спаде и его мужественной дочери Анжеле, которая не бросила отца, когда узнала, чем тот на самом деле занимается, а также две любовные интриги - Анжела - князь Федеричи и маркиза Сампьетри - капитан Пепинелли - было несложно.

Буржуазная парижская публика мечтала вырваться из конторской рутины и использовать театр как ковер-самолет в прекрасную и неведомую Италию.

Даниэль Обер сначала - в 1852 году - написал оперу «Марко Спада, или Дочь бандита», а потом - в 1857 - сделал аранжировку для одноименного балета, снабдив партитуру популярными в то время мелодиями из своих опер. Балет шел три сезона подряд, что в целом означало успех, но не помешало скоропостижно сгинуть в лету - такова была судьба 80 процентов оперно-балетной продукции того времени.

Лакотт принялся оживлять «Марко Спаду» в 1980 году с чистого листа

Свидетелями эпохи в его экзерсисах смогли выступить лишь несколько эскизов.

Естественно, первая постановка «Спады» в XX веке прошла в Римской Опере - где же еще мог пригодиться забытый сюжет о римском разбойнике.

Главным козырем Лакотта всегда была Гилен Тесмар - жена и муза,

без которой он не представлял своих постановок. Уникальная балерина - умная, думающая, переживающая, тонко чувствующая стиль. Все эти качества венчала гениальная балеринская форма Тесмар. Важно, что Гилен Тесмар была относительно высокой, с удлиненными формами, и мысль Лакотта работала в этом направлении - красота сочиненных им па раскрывалась в широком формате.

Они как-то обедали с Лакоттом в Нью-Йорке, делились творческими планами, и когда хореограф рассказал о грядущей премьере балета про разбойника, Нуреев воскликнул - «Да это же я». Ударили по рукам, Нуреев дал письменное обещание присутствовать на всех репетициях и сдержал свое слово.

Не получилось занять Карлу Фраччи, часто танцующую с Рудольфом, в роли соперницы Анжелы (Анжелой была Тесмар), поскольку муж Карлы хотел сам поставить для нее вариации. Это не устроило Лакотта, уже придумавшего все от начала до конца (в том числе декорации и костюмы). Когда Карла узнала, что участвует Нуреев, она отказалась от «вставных» вариаций, однако контракт с другой балериной уже был заключен.

Успех сопутствовал постановке и в Риме, и в Париже, куда Лакотт в 1984 перенес спектакль для тех же Нуреева и Тесмар.

Пострадала только запись, поскольку RAI транслировали один из последних спектаклей с участием Нуреева, и у танцовщика уже прогрессировала болезнь, он не демонстрировал лучшую форму. Тем не менее, это одна из знаковых записей с ним (была оцифрована и вышла на DVD).

Для Большого Лакотт сделал новую редакцию, хотя отличия заметны только глазу балетомана со стажем - пара новых вариаций и другая музыка в парадном па де де второго акта. Раньше Анжела и Марко танцевали на балу у губернатора на музыку Обера, которая известна благодаря концертному «Большому классическому па» Гзовского, сейчас Лакотт нашел для их танца другую музыку Обера.

Сила спектаклей Лакотта видна, когда заняты хорошие фактурные танцовщики, актерский фактор вторичен.

Большой театр нашел в своих недрах четырёх исполнителей заглавной роли, три из которых дошли до финала. Главным Марко стал Дэвид Холберг - американец шведского происхождения, окончивший школу при Парижской Опере и премьер АБТ по совместительству с Большим.

Он по определению подходит под формат танцовщика для балетов Лакотта, так как лучше наших владеет так называемой французской ножной техникой и французскими вращениями. В отличие от русских артистов, любящих паузы для актерства, Дэвид очень естественно чувствует себя в атмосфере беспрерывного танца. Также прекрасен он и в роли князя Пепинелли (в другом составе) - легкомысленного молодого человека, влюбленного то в Анжелу, то в маркизу, то снова в Анжелу. В составе первого дня премьеры с ним танцевали Евгения Образцова и Ольга Смирнова.

Участие Образцовой спектакль не украсило, так как партия Анжелы рассчитана на высокую балерину.

В какой-то момент две танцовщицы соревнуются (такие танцы соперниц были в истории балета середины XIX века любимым трюком хореографов) и выиграть должна Анжела, но не выигрывает. Выигрывает Смирнова-Сампьетри - из-за статности, красоты, более четкой прорисовки линий танца и неожиданного в вечно серьезной балерине чувства комического.

Образцова танцует образцово, но это не работает из-за фактурных недостатков. Она была симпатичная Ундина в Мариинке, но до бандитки не дотянула.

В их составе еще танцевал Игорь Цвирко в роли Пепинелли, и он же получил в третий день заглавную партию, но гармоничнее выглядел все же в роли капитана, а не Спады. Семен Чудин достойно дополнил квартет первого состава в роли Федеричи.

Он больше Холберга походил на Нуреева, но еще больше на Брэда Питта, если бы тот вздумал играть исторического бандита. Спасибо гримерам за изумительно созданные образы - получились совершенно разные типажи (Холберг, Овчаренко, Цвирко). Об этих тружениках тыла редко пишут, хотя нужно: гримеры в Большом - одни из лучших в мире.

Отличный получился спектакль, в котором сошлись Овчаренко-Спада и Холберг-Федеричи. Такая композиция получилась случайно - из-за болезни четвертого Спады - Владислава Лантратова.

В этом же составе блеснула Екатерина Крысанова в роли Анжелы.

Балеты Мазилье - одна из ее стихий. Вспомним искрометную Гюльнару в «Корсаре», когда балерина несется по диагонали, и мы почти слышим, будто она подзадоривает дирижера - «быстрей, быстрей». Ей очень идут всякие эксперименты с головными уборами: бандана бандитки из третьего акта на манер Крысановой - это последний писк моды. Третий акт Анжелы в стане разбойников - сплошной танцевальный триумф балерины. Загадка, конечно, почему не она танцевала в первом составе?

Андрей Меркурьев стал гармоничным Пепинелли (офицер, влюбленный в маркизу Сампьетри, за которого она в итоге выйдет замуж под давлением Марко Спады, очищающего дорогу для удачного брака своей приемной дочери Анжелы). Играя честно и прямолинейно, Андрей невольно выдал источник вдохновения Лакотта для этого образа. Поскольку Лакотт создает универсальный спектакль XIX века, он заимствует образы из разных балетов.

Пепинелли - это дальний родственник Алена из «Тщетной предосторожности».

Он и его смешной отряд маршируют прямиком из комического балета Доберваля-Аштона.

Работа дирижеров А. Богорада и А. Соловьева - на пять с плюсом.

Лакотт между тем надеется скоро снова появиться в Большом - у него есть идея поставить «Трех мушкетеров» и «Коппелию». Если он приедет, то сможет присмотреть и за «Марко Спадой», который, будучи балетом хрупким, без своего верного Коппелиуса долго не проживет.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения