Технологии: ИКТ (презентация). Урок - размышление по рассказу К. Г. Паустовского "Телеграмма" Паустовский телеграмма вопросы к рассказу

Урок по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма».

(урок рассчитан на 2 часа)

«Зарубки на сердце» (слайд 3)

Эпиграф урока:

«За добро плати добром,

не будь пустельгой»

(К.Г.Паустовский)

Цели урока:

    Познакомиться с рассказом К.Г.Паустовского «Телеграмма»

    Выяснить духовную проблематику рассказа

    Расширить представление учащихся о композиции

(умение выделить части рассказа, озаглавить каждую, подобрать эпиграф)

4.Учить ребят быть внимательными к художественному слову. (слайд 4

План урока.

    Вступительное слово учителя.

Когда называешь имя Константина Георгиевича Паустовского, то в памяти оживает Мещёрский край, средняя полоса России, с её неброской красотой. Но Паустовский – это и юг, с которым связаны «Кара- Бугаз», «Чёрное море», и север, который вызвал к жизни такие книги, как «Озёрный фронт» ,

«Северная повесть».Однако самым счастливым для писателя оказалось знакомство именно со средней полосой России. Вот как говорит о ней Паустовский: « Она овладела мной сразу и навсегда…С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля». Именно здесь написаны «Мещё0рская сторона»., «Повесть о лесах», «Телеграмма», « Во глубине России».

Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Это рассказ «Волшебник», посвященный А.Грину, рассказы, повести, очерки о Чехове, Блоке, Лермонтове и Гоголе.

Но всё-таки чаще Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых читаем мы с волнением, хотя в произведениях этих нет острого сюжета, захватывающих происшествий. В чём же дело? Может быть, в необыкновенной любви к людям? Может быть, в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает? На эти и другие вопросы, я думаю, мы попробуем ответить, работая над рассказом «Телеграмма»

2.Познакомимся с историей создания рассказа «Телеграмма»

(Подготовленный ученик рассказывает главу «Зарубки на сердце» из книги К.Г.Паустовского «Золотая роза»)

Чтение рассказа.

Как вы понимаете выражение «зарубки на сердце»?

(что-то оставило неизгладимый, болезненный след в душе)

Сравните воспоминания писателя и художественный текст. Что нового внёс автор, что изменил а что оставил прежним; как построил своё произведение, чтобы у нас остались «зарубки на сердце»?

3. Композиция рассказа

Рассмотрим, как построен рассказ. Выделяем четыре основные части, озаглавливаем каждую и подбираем эпиграф. (слайд 5)

4 . Работа с текстом рассказа.

1 часть Мать (слайд 6)

Что задело вас, тронуло в судьбе Катерины Петровны?

Как К.Г. Паустовский передаёт одиночество Катерины Петровны?

Ей не с кем было поговорить о прежней жизни.

Она всё время сидит на диване и ждёт, что придёт дочь.

Она что-то перебирает в ридикюле, может, это те извещения, что она получала от дочери. Её нравится касаться их руками, она, видимо, думала, что их трогала когда-то дочь.

Она впервые за год решила выйти из дома, когда кто0то долго стучал в калитку.

А почему она все-таки решилась идти?

Калитка была заколочена несколько лет, и Катерина Петровна подумала, что дочь об этом не знает.

Пейзаж

Какими художественными средствами Паустовский рисует трагизм положения Катерины Петровны?

Картина осеннего пейзажа. Она настраивает читателя на определённый лад, создаёт тональность повествования.

Читаем текст вслух, делимся впечатлениями. (слайд 7)

Фразы короткие, и от них веет каким-то холодом и безнадёжностью. И только выбивается из этого ритма предложение о подсолнечнике, который «всё доцветал и никак не мог доцвесть»

Почему именно « подсолнечник» а не «подсолнух», как говорят в деревне?

Появляется ассоциация: одинокое солнышко на фоне серого, чёрного цвета.

Как этот подсолнечник, «последняя обитательница мемориального дома».

Творческое задание (слайд 7)

Наблюдая за пейзажем, мы видим, что постепенно происходит усиление признаков поздней осени, а у читателя нарастает чувство тревоги, ощущение близкой трагедии.

Чтение эпизода « Она задохнулась, остановилась…» (слайд 9)

Она сочувствует звёздам, старому клёну, жалеет их. Время изменило и некогда молодой сад. О нём тоже мало заботятся.

Вывод: Страдает человек, и природа у Паустовского «сочувствует ему». Может быть, именно природа помогает жить Катерине Петровне.

Интерьер (слайд 10)

О чём свидетельствуют детали интерьера?

Какие цвета преобладают в пейзаже и интерьере?

Жёлтый, серый, чёрный.

Катерина Петровна живёт воспоминаниями о прошлом. А в настоящем у неё нет никакой радости, только боль одиночества и поэтому равнодушное ожидание смерти.

(слайд 11)

Что поняла во время непосильной для неё прогулки Катерина Петровна?

Она убедилась в том, что очень слаба и дни её, вероятно, сочтены. И тогда она написала письмо Насте.

Выразительное чтение письма учителем (слайд 12)

«Ненаглядная моя!» - всю силу материнской любви вложила Катерина Петровна в эти слова, а в ответ?..

2 часть Дочь

Что узнали о жизни Насти, её работе?

Живёт в Ленинграде. Есть ли здесь описание природы? Почему? (слайд 13)

Не в этом дело. В Ленинграде есть парки, скверы. Насте некогда было всё это увидеть, т.к. она постоянно работала.

Что узнали о работе Насти?

Она секретарь Союза художников. Работает много. Устройство выставок - всё это делается через её руки. Даже письмо матери некогда написать.

Как проявила себя Настя в организации выставки художника Тимофеева?

Настойчивость, решительность, упорство в достижении цели, участие в судьбе художника. «Ну что ж, будем драться вместе!»

(слайд 14)

Прямых оценок нет. Но подчёркивает самолюбие Насти. Нравилась Настя сама себе. Художники звали её Сольвейг «за русые волосы и большие холодные глаза.

Глаза- зеркало человеческой души. Очень разоблачающий эпитет!

Сольвейг – в переводе «солнечный путь». Но авторское определение «холодные» контрастно этому имени. Солнце не может быть холодным!

Пустые глаза говорят о равнодушии. Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, у человека такое же холодное сердце.

« Настя чувствовала на себе насмешливый взгляд скульптуры Гоголя».

Почему именно Гоголя, а не Пушкина или другого писателя?

Гоголь – сатирик, который, по мнению Пушкина, обладал способностью угадывать человека.» А письмо – то в сумочке нераспечатанное. Эх ты, сорока!»

Почему сорока?

Трещотка, легкомысленная птица.

Настя получила телеграмму. Её поведение?

Казалось, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя? Скомкала телеграмму и нахмурилась.

А какие слова звучат с кафедры?

(работа с текстом)

Какой художественный приём использует здесь автор и для чего?

Резкий контраст, он подчёркивает несоответствие поступков и похвалы.

Настя совершила предательство. Оценку её поступку даёт Гоголь, он выступает в роли судьи.

А что стоит за этим «Эх ты!»

Восклицание сатирика горестно укоризненное. Гоголь видит Настю насквозь: её фальшь, предательство Сатирик презирает её за тщеславие, эгоизм.

3 часть Телеграмма

-Перенесёмся в старинный, заброшенный, опустевший дом.

. Получение телеграммы – кульминационный центр рассказа.

Каково состояние Катерины Петровны?

Она доживает последние дни, ждала, слабо надеялась.

Кто такой Тихон? Что вы узнали о нём?

Что делает Тихон на почте? Какую телеграмму принёс он Катерине Петровне?

(работа с текстом рассказа)

Для чего это делает Тихон?

Чтобы поддержать её, утешить, смягчить горечь одиночества в последние мгновения жизни, Тихон решился на этот обман.

Догадалась ли Катерина Петровна от кого телеграмма? Почему?

Катерина Петровна поняла, что телеграмма не от Насти. Речь выдаёт авторство пожилого человека, так принято было подписываться раньше.- Автор преклоняется перед героиней, её деликатностью, интеллигентностью, добротой, сдержанностью.

Художественная деталь

Единственная слезинка- деталь, подтверждающая её терпеливость и сдержанность.

Поняв, что дочь опять осталась глуха, мать перестала ждать и умирает.

Екатерина (греч) - чистая, непорочная.

Рассказ назван «Телеграмма». Их две.

Вторую, потому что Тихон в отличии от Насти проявил человечность, чуткость, заботу, милосердие преподнёс урок нравственности девочке Манюшке:

« А ты смотри, дура, за добро плати добром, не будь пустельгой».

Обращаемся к эпиграфу урока. Как вы понимаете эти слова? (Слайд 17)

(Пустельга похожа на мелюзга.)

Почему эти слова обращены именно к Манюшке?

Это напутствие пожилого человека девочке, ведь она тоже дочь.

Не будь пустельгой - значит не будь пустым человеком, научись отделять главное от второстепенного - это и авторское напутствие всем читателям.

Какую библейскую заповедь нарушила Настя? (слайд 18)

(слайд 19)

А вы задали себе такой вопрос: «Я-то не пустельга?»

Вот эту опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма пострадала её душа.

Но это безнадёжная болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале возрождения?

Что такое совесть? (Индивид задание по словарю)

Признание вины за совершённый неблаговидный поступок

Самоконтроль человека

Стеснение, стыд, неловкость.

-(Словарь С.И.Ожегова) Совесть- чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

А зачем она дана человеку?

Совесть может предотвратить плохой поступок. Совесть дана человеку для того.чтобы контролировать свои поступки, исправить недостатки.

Какие – то факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти всё же пробудилась?

Бросив всё, она наконец-то поехала к матери; «проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжёлый (как на душе у Насти) рассвет», уехала» крадучись» (стыдно было перед людьми)

И не зря ей казалось, что «никто, кроме самой Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести».

Действительно, мать могла бы успокоить Настю, простить её, но матери уже нет, и теперь до конца жизни её придётся испытывать это чувство вины. Кстати, в народе всегда отмечалась особая любовь матери к детям, в отличие от неблагодарности последних

Какие пословицы и поговорки вы записали в тетради? (слайд 20)

Финал рассказа. Эпилог.

А для чего, по вашему мнению, вводится в рассказ образ молодой учительницы?

Она остро почувствовала вину дочери и попыталась заменить Настю, проводив Катерину Петровну в последний путь.

Какая черта есть у неё в отличии от Насти?

Добросердечие, душевность.

Заключительное слово учителя.

Найдите в финале рассказа описание природы. О чём оно вам сказало?

« За оградой, в лёгком перепархивающем снегу лежала любимая, чуть печальная родная земля»

Любя искусство, служа ему, Настя могла бы сделать многое для увековечивания памяти своего деда. Тогда связь времён и поколений не прервалась бы, Настя стала бы значимой на земле своих предков. А Катерина Петровна не терзалась бы вопросом: что будет с домом после её смерти.

К.Г.Паустовский, осуждая и развенчивая Настю, всё же верит в её искреннее раскаяние. Не случайно значение имени Настя (греч) – воскрешающая.

Средства контроля: Кроссворд (слайд 20-21)

Итог урока:

Какие же «зарубки на сердце» оставил у вас рассказ

К.Г.Паустовского «Телеграмма»?

Что он ценит в людях?

Домашнее задание . (слайд 23)

Интернет – ресурсы (слайд 24)

«Пока не стало поздно» по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма».

Субкомпетенции Ученик знает: о жизни и творчестве писателя, литературоведческие термины, содержание рассказа. Ученик умеет: работать с текстом произведения, анализировать, сравнивать, сопоставлять, логично излагать свои мысли, высказывать свою точку зрения. Ученик способен: давать оценку поступкам героя, связывать с современной жизнью. Воспитательные цели: воспитание бережного и благородного отношения к своим родителям. Оборудование: Записи «Времена года. Октябрь». П. И. Чайковского. «Песня о матери» в исполнении ансамбля « Белый день». Компьютер. «Притча о блудном сыне». Выставка книг Паустовского. Эпиграф:

I . Представление. Тема, цели урока. (слайд-1)

II .Актуализация ЗУН Вступительное слово учителя. Когда называешь имя К.Г. Паустовского, то в памяти оживает Мищерский край, средняя полоса России, с ее неброской красотой, о которой Н. Рыленков написал: (слайд-2) Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. - Вот так и Паустовский всмотрелся, вслушался, а потом сказал: «Она завладела мной навсегда. С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые близкие люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля». И может стоит поучиться у писателя великому умению- остановиться и внимательно всмотреться и увидеть то, что нас окружает, и тех, кто живет рядом с нами.

(слайд-3) Эпиграф: « Есть на свете прекрасное существо, у которого мы всегда в долгу,- это мать». М.Горький

Сегодня мы продолжим разговор по произведению К.Г.Паустовского «Телеграмма»,где мы познакомились с печальной историей о матери, напрасно ожидающей приезда дочери.

Итак, скажите, пожалуйста, когда посылают телеграммы? (Когда нужно сообщить что-то срочное) (Когда стряслась беда) (Когда у человека радость) -А сколько телеграмм послано в рассказе? -Куда, кому и кем они были отправлены? (дочери -Насте в Ленинград: «Катя умирает. Тихон».)

(слайд-4) «Катя умирает. Тихон».

(матери- Катерине Петровне в Заборье: « Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя»)

(слайд-5) « Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя».

Исходя из нашего разговора, определите тему рассказа. (Взаимоотношения родителей и детей).

Действительно, рассказ Паустовского затрагивает одну из важнейших проблем- отношения детей и родителей.

Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим где-то далеко, всегда ли пишут письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стараниями?

А теперь, ребята, перейдем к следующему этапу нашего урока. Работа над композицией рассказа на основе дом. зад.

Задание: Обсудите в группе свои композиционные планы рассказа, составьте общий, подберите к каждой части эпиграф из текста. Примерный план. 1. Мать. «Эх, горе, ее горькое, сострадание неписаное!». 2. Дочь. «Эх ты, сорока!». 3. Телеграмма. «За добро плати добром, не будь пустельгой!» 4. Развязка. «Безмятежно уснувшая».(смерть, похороны). 5. Раскаяние. Никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять непоправимой вины, невыносимой тяжести.(приезд с опозданием).

III .Развитие. -Какими художественными средствами рисует трагизм положения Катерины Петровны Паустовский? Описание пейзажа, интерьера.(Исследовательская работа с чтением фрагментов рассказа-Катерина осеннего пейзажа). Звучит музыка Петра Ильича Чайковского «Времена года. Октябрь».

Холодная осень, назойливо сыпался дождь, тащились, цеплялись рыжие тучи. Маленький подсолнечник все доцветал и не мог доцвесть. Вывод : пейзаж печален, когда печален человек. Описание интерьера: цвет желтый, сумрачный, есть и серый. Возникает ощущение запущенности, заброшенности, одиночества, печали, безысходности.

Работа с текстом. К.Г.Паустовского считают мастером детали. Подумайте, какой многозначный смысл заключен в выделенных выражениях.

Обсудите в группах. Ответ обоснуйте.

1 гр. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме,- без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра.(Пр. от. Ночник- единственное существо, он вздрагивает, передавая тревогу хозяйки, ее грусть, боль. Одновременно он будто сигнализирует о беде, просит помощи и угасает.)

2 гр. Она задохнулась, остановилась, у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила, уже девушкой -хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи. (Пр. от. Дерево воспринимается Катериной Петровной как живое. Она отожествляет свое состояние слабости, одиночества, безысходности. Каждый предмет в доме, деревья в саду, с которыми связана вся жизнь Катерины Петровны, одухотворяются автором с целью подчеркнуть ужас одиночества старой женщины- глубину ее тоски по дочери)

3 гр. Манюшка, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь,- что там? Но внутри ничего не было видно- одна жестяная пустота. (Пр. от. Пустота-Настя не находит времени написать матери долгожданное письмо; жестяная пустота- бездушие, неоправданная жестокость дочери). -Какой вы увидели Катерину Петровну? Как ей живется? (Пр. от. Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее- известный художник, дом «мемориальный», она последняя обитательница его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем говорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго- французского писателя. Добрая- страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра.

(слайд-6) ..все перебирает какие-то бумажки в ридикюле….. Каково ее душевное состояние, какими словами вы бы определили? (одинокая, разочарована, душевная, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери.

В каком эпизоде особенно чувствуется, что надежда Катерины Петровны на приезд дочери не совсем потеряна? (с учебника. Как-то в конце октября… побрела назад).

Найдите метафору в предложении «Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю». Что хотел этим подчеркнуть автор? (Автор употребляет слово позабытые, чтобы подчеркнуть одиночество Катерины Петровны, ведь ее как бы позабыли, и звезды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.)

Какова роль эпизода встречи с кленом? (У них одинаковая судьба. В судьбе клена, как он описан в рассказе, тоже видно неустроенность, одиночество. «Ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». Метафора и олицетворение здесь помогают нам понять настроение, ее переживания, ведь ее тоже никто не ждет, ей тоже некуда идти, она просто доживает).

Вывод: Страдает человек, и природа у Паустовского сочувствует ему. Именно после встречи с кленом она решается написать письмо дочери.

Чтение письма. (слайд-7)

«Наглядная моя, -писала Катерина Петровна. -Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай наглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уже не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело, вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».

Что вас удивило в этом письме? (Удивило то, что она как-то просто пишет о приближении смерти «зиму эту не переживу», «смерть забыла ко мне дорогу»). А еще удивительно, что в таком коротком письме она пишет об окружающей природе: обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках. А Катерина Петровна упоминает о саде, об осени).

Действительно, образ Катерины Петровны и окружающий ее мир- единое целое. А пейзаж- это действующее лицо рассказа. Может быть, именно природа и помогает ей жить. Ведь и сад, которым занимался еще отец, и замерзший клен, который она жалеет, так как его посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, - это все близкий ей мир, ее родная земля.

Обратимся к образу Насти.

1 гр.Что мы узнаем о ее жизни и работе в Ленинграде? (Она секретарь в Союзе художников, Работы много. Устройство выставок- конкурсов- все это проходило через ее руки).

2 гр. Как проявила себя Настя в организации выставки художника Тимофеева? Как оценили деятельность Насти художники? (Седой вспыльчивый художник подошел к Насте и похлопал ее по руке. Благодарю….Слышал, что вы извлекли Тимофеева на свет божий. Прекрасно сделали. А что у нас много болтающих о внимании к художнику, о заботе и чуткости, а как дойдет до дела, так натыкаешься на пустые глаза. Еще раз благодарю! Мысль, брошенная стариком художником о внимании к человеку, повторялось в каждой речи.

(Прямых авторских оценок нет, но отношение Паустовского однозначно. Он подчеркивает самолюбование Насти. ……Настя нравилась сама себе. Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза. Глаза- зеркало человеческой души. Здесь такой разоблачающий эпитет. Настя почувствовала на себе насмешливый взгляд скульптуры Гоголя. Насмешливый -это олицетворение, с помощью которого тоже выражается авторская позиция.

А почему именно взгляд Гоголя, а не другого писателя?

(Гоголь- сатирик, который обладал удивительной способностью угадаывть человека. А письмо-то в сумочке нераспечатанное, казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. – Эх, ты, сорока!)

Настя получила письмо, что она с ним сделала? (Она скомкала телеграмму и нахмурилась. Она даже не поняла, о какой Кате идет речь. Неприятное известие нарушило ее планы).

А ведь в таких случаях, казалось, надо кричать, плакать, бежать, что- то делать. А она так далека от матери, что не поняла, о ком говорится в телеграмме. И Паустовский подчеркивает ее недоброту, фальш, когда сразу после ее мыслей: «Какая Катя? Какой Тихон? Должно быть, это не мне»,-читаем слова художника Першина: «В наши дни забота о человеке становится той реальностью, которая помогает нам расти и работать».

Какой художественный прием использует автор и для чего?

(Резкий контраст. Он подчеркивает несоответствие, несовместимость поступков и похвалы).

Считаете ли вы, что взаимоотношения между матерью и дочерью нормальные?

(Нет, конечно, ведь она не была дома уже три года, да и письмо не сразу прочитала, а скомкала).

Да, такая жизнь, когда приходится лгать самому себе и другим когда, заботясь о многих, не замечаешь, как плохо самому близкому тебе человеку, и оправдываешь слепоту своей души ложью, - такая жизнь ненормальна, она фальшива, неспокойна, когда-то приходит прозрение.

Приходит она и к Насте. С чего оно началось?

Взгляд Гоголя свершил ее. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: « Эх, ты»!

И все-таки душа Насти не очерствела до конца. Будь так она не почувствовала и смутные укоры и сверлящий взгляд Гоголя не ощутила бы его.

Покажите динамику пробуждения Насти.

(быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила «ненаглядная моя»,-заплакала, поняла, что ее никто не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, выскочила, побежала на железнодорожную станцию- лишь бы успеть, билетов не оказалось, чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала).

Какой мы видим Настю после смерти матери?

(чтение отрывка из учебника стр. 318….Валил ледянистый снег..)

Вывод: Да, Настя изменилась,она совсем другая, но уже поздно: мать умерла и похоронена посторонними людьми, односельчанами. Даже не успела увидеть в последний раз, приехала с опозданием.

Чтение эпилога- конец рассказа.

Какова роль этой концовки?

Какую притчу вы вспомнили?

(слайд-8) Притча о блудном сыне.

Да, в отличии от блудного сына Настя не увидела мать, и она ее не простила.

А какую библейскую заповедь нарушила Настя?

Вывод: Да, холод души растоплен слезами боли и раскаяния. Настя в переводе с греческого- «воскресшая». Наверное, недаром это имя дал своей героине автор. Только мать смогла бы облегчить ее страдания. В народе всегда отмечалась особенная любовь матери к детям, в отличии от последних.

Какие пословицы и поговорки о матери вы нашли?

    - Материнская молитва со дня моря вынимает.

    - Материно сердце в детях, а детское - в камне,

    - Материны глаза слепы.

    - Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

Вывод:

Очень жаль, что в суматохе жизни, в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Мне бы очень хотелось, чтобя вы тихим вечером посмотрели на маму, постарались понять ее, вовремя сказать доброе слово, пока не стало роздно.

Эпиграфом к уроку у нас были слова Максима Горького

(слайд-9) «Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу,- это мать»

Как вы это выражение понимаете?

Согласны ли вы с этим высказывнием?

Вывод:

Тему рассказа мы определили в начале урока: взаимоотношение родителей и детей.

А какова основная мысль текста?(Помни о родителях, навещай- это обязанность перед теми, кто дал тебе жизнь.)

IV .Рефлексия.

Поделимся впечатлениями, которые оставил у вас рассказ Паустовского, продолжив фразу: «Я сегодня понял(а)…..»

Актуальна ли проблема, поднимаемая писателем?

Стих.Сергея Викулова «Пишите письма матерям»-читает ученик.

Сергей Викулов

Поют гитар походных струны

В тайге, в горах, среди морей…

О сколько вас сегодня, юных,

Живет вдали от матерей!

Вы, вечно юные, в дороге -

То там объявитесь, то тут…

А ваши матери в тревоге

Вестей от вас все ждут и ждут.

Они считают дни, недели,

Слова роняя невпопад…

Коль рано матери седеют -

Не только возраст виноват.

И потому, служа солдатом

Или скитаясь по морям,

Почаще все-таки, ребята,

Пишите письма матерям!

Послушаем песню о матери, исполняемую группой «Белый день».

Напишите синквейн на тему « Телеграмма».

Например. Телеграмма. Краткая, неожиданная. Летит, волнует, сообщает. Я получил хорошую весть. Радость.

V .Домашнее задание. Письменная работа.

(слайд-10)

1.Какой след на вашем сердце оставил рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма»?

2.Всегда ли я поступаю по совести?

3.Письмо Насте.

О людях, по- настоящему добрых, пойдет у нас речь на следующем уроке.

Благодарю вас всех.

Выставление оценок.

Разделы: Литература

Цели урока:

  • знакомство учащихся с произведением К.Г.Паустовского,
  • развитие умения читательского мастерства,
  • воспитание бережного и благодарного отношения к своим родителям.

Оформление: На доске: тема урока, репродукция картины А.Шилова “Мать”, содержание телеграмм, два эпиграфа:

1.“Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, – это мать”. М.Горький

2. Страницу и огонь,
Зерно и жернова,
Секиры остриё и усечённый волос –
Бог сохраняет всё,
Особенно слова
Прощенья и любви,
Как собственный свой голос.

В.Брюсов

Оборудование:

  • Магнитофон.
  • Записи “Времена года. Октябрь” П.И.Чайковского
  • “Песня о матери” в исполнении ансамбля “Белый день”.

Урок построен по технологии встречных усилий.

ХОД УРОКА

I. Организационное начало

– Здравствуйте, ребята!

Сегодня встретились мы в первый раз,
Но от меня вы можете не прятать
Сиянье ваших умных глаз.
Пусть будут поиски, сомненья,
И как ни краток встречи срок,
Быть может, мы сойдёмся в мненьях
И вместе проведём урок.

II. Мотивация (эмоциональная)

Учитель. Когда называешь имя К.Г.Паустовского, то в памяти оживает Мещёрский край, средняя полоса России, с её неброской красотой, о которой Н.Рыленков написал:

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно…

– Вот так и Паустовский всмотрелся, вслушался, а потом сказал: “Она завладела мной навсегда. С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые близкие люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля”. И может стоит поучиться у писателя великому умению – остановиться и внимательно всмотреться и увидеть то, что нас окружает, и тех, кто живёт рядом с нами.

III. Подготовительный

– Сегодня мы начнём очень серьёзный разговор, в центре которого будет одно произведение К.Г.Паустовского. И называется оно?

– Телеграмма.

– Мы с вами читаем печальную историю о матери, напрасно ожидающей приезда своей дочери. Итак, скажите, пожалуйста, когда посылают телеграммы?

– Когда нужно сообщить что-то срочное.
– Когда стряслась беда.
– Когда у человека радость.

– А сколько было телеграмм послано в рассказе?

– Куда, кому и кем они были отправлены?

На доске на боковых закрывающихся сторонах содержание обеих телеграмм.

1 – дочери Насте в Ленинград: Катя умирает. Тихон.

2 – матери Катерине Петровне в Заборье: Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя.

– Обе телеграммы были отправлены Тихоном, но одна – от имени Насти. Исходя из нашего разговора, определите тему рассказа.

– Взаимоотношения родителей и детей.

– Действительно, рассказ Паустовского затрагивает одну из важнейших проблем - отношения детей и родителей.

– Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим где-то далеко, всегда ли пишут письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?

IV. Вызов

– Определите композицию рассказа. Сколько бы основных частей вы выделили? Почему?

Дети определяют 4 части, составляют план из кульминационных фраз каждой части и записывают его:

1. Мать. “Эх, горе её горькое, страданье неписаное!”

2. Дочь. “Эх ты, сорока!”

3. Телеграмма. “За добро плати добром, не будь пустельгой”.

4. Раскаяние. “Никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять непоправимой вины, невыносимой тяжести”.

На протяжение всего урока учащиеся работают над планом, его цитатным оформлением. Задача учителя – направлять и корректировать их работу.

V. Сотворчество

– Сегодня нас ждёт большая и интересная работа творческого плана. Мы пишем с вами синквейн – пока только 4 части, для этого нужно быть очень внимательным слушателем и читателем. Расскажите об обитательнице старого дома. Что задело, затронуло вас в судьбе этой женщины?

Дети отвечают.

– Какими художественными средствами рисует трагизм положения Катерины Петровны Паустовский?

– Описание пейзажа, интерьера.

Идёт исследовательская работа с чтением фрагментов рассказа. Картина осеннего пейзажа. Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года. Октябрь”.

– Холодная осень, назойливо сыпался дождь, тащились, цеплялись рыхлые тучи. Маленький подсолнечник всё доцветал и не мог доцвесть. Продолжите фразу: “Как доцветал маленький подсолнечник, так и ….”.

Вывод: пейзаж печален, когда печален человек.

Описание интерьера: цвет жёлтый, сумрачный, есть серый. Возникает ощущение запущенности, заброшенности, одиночества, печали, безысходности.

– Какой вы увидели Катерину Петровну? Докажите текстуально.

Дети дают словесный портрет: “Она маленькая, сгорбленная, молчаливая, терпеливая, тактичная, великодушная, беспомощная, безмерно любящая свою дочь”. Доказывают, цитируя текст.

– Какие моменты вас особенно затронули?

– Этот момент отражён в иллюстрации учебника. Катерина Петровна осторожно перебирает пухлый бумажник. Её дорого всё, что связано с дочерью, она боится спугнуть запах духов дочери.

– Какими словами вы бы определили душевное состояние Катерины Петровны?

– Надежда, разочарование, осознание одиночества, душевная боль.

– Занесите эти слова в синквейн. Прочитайте отрывок 1 абзац стр. 314.

– Почему впервые за последний год она решилась выйти из дома?

– Какой отклик рождает пейзаж в душе Катерины Петровны?

– Она сочувствует звёздам, старому клёну, жалеет их. Время изменило и сад, о нём тоже мало заботятся.

– В своей книге “Золотая роза” в разделе “Зарубки на сердце” Паустовский писал: “Все обстоятельства, все подробности деревенского дома и осени, всё это было в полном соответствии с состоянием Катерины Петровны, с той тяжёлой душевной драмой, какую она переживала в последние свои дни”. Найдите это соответствие.

– Как передал писатель угасающую надежду старой женщины на то, что дочь приедет?

– Что поняла Катерина Петровна?

– Дни её сочтены, она умирает. И тогда она написала письмо.

Учитель читает письмо наизусть.

– Что вас затронуло в этом письме?

– О смерти она сказала очень просто, и думает она о саде.

– Действительно, Катерина Петровна и окружающий её мир – это одно целое, это всё родная земля, на которую, в конце концов, её опустили.

Чтение эпизода похорон, стр. 321.

– Каким стал пейзаж?

– Светлым, весёлым.

– Почему весёлым?

– Кончились её мучения, её одиночество, боль, успокоилась её страдающая душа. Смерть – избавление от страдания.

Продолжение работы над планом и синквейном. Слова Тихона заносятся в план и как кульминационная фраза в синквейн.

– Расскажите, пожалуйста, о дочери. Почему, рассказывая о дочери, Паустовский не даёт описания природы?

– Она недобрый, чёрствый человек. Такие люди не замечают природы.

– В Ленинграде много садов, парков, но Насте некогда было всё это видеть, она много работала.

– Холодные глаза.

– Почему художники прозвали её Сольвейг? Согласны ли вы с этим?

Слово учителя: Сольвейг в переводе означает “солнечный путь”. Сравнение с Сольвейг оказалось ошибочным: Сольвейг могла взглядом вызвать в чьей-нибудь душе светлый праздник, она отличалась добротой, отзывчивостью, верностью. Настя праздник устраивает, а глаза у неё холодные. А ведь они – зеркало души. Значит, и душа у неё холодная.
Давайте остановимся на моменте, когда Настя получила письмо от матери. Что она с ним сделала?

– Она положила его в сумочку нераспечатанным, подумав, что, раз письмо пришло, мать жива.

– А когда получила телеграмму? Почему Настя не открыла старому художнику правду?

– Спокойна. Она даже не поняла, о какой Кате идёт речь.

– Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у неё умирает мать.

– Неприятное известие. Это нарушило её планы.

– Считаете ли вы, что такие взаимоотношения между матерью и дочерью нормальные?

– Конечно, нет.

– Да, такая жизнь, когда приходится лгать себе и другим, когда, заботясь о многих, не замечаешь, как плохо самому близкому тебе человеку, и оправдываешь слепоту души ложью – такая жизнь ненормальна, она фальшива, беспокойна. Но когда-нибудь приходит прозрение. Приходит оно и к Насте. С чего оно началось?

– Взгляд Гоголя, укоризненный и честный, сверлил её.

– Почему именно Гоголь?

– Гоголь – сатирик, который обладал, по мнению Пушкина, удивительной способностью сразу угадывать человека. “А письмо-то в сумочке нераспечатанное, – казалось, говорили сверлящие глаза Гоголя. – Эх ты, сорока!”
И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри: доброта её ненастоящая, показная. Настя совершила предательство. Оценку её поступку даёт Гоголь: “Эх ты!”

– Что стоит за этим “эх ты!”?

– Презрение, укоризна.

– И всё-таки душа Насти не очерствела до конца. Будь так, она бы не почувствовала и смутные укоры и сверлящий взгляд Гоголя не ощутила бы.

– Какой мы видим Настю после смерти матери? Чтение отрывка стр. 318 со слов “Валил водянистый снег…”.

– Да, Настя изменилась, она совсем другая. Но уже поздно: мать умерла и похоронена посторонними людьми, односельчанами. Дочь не успела увидеть мать в последний раз.

Чтение эпилога стр. 322.

– Как вы думаете, эта часть важна? Докажите свою мысль.

– Холод души растоплен слезами боли и раскаяния. Настя в переводе с греческого – “воскресшая”. Наверное, недаром это имя дал своей героине Паустовский. Только мать смогла бы облегчить её страдания. В народе всегда отмечалась особенная любовь матери к детям, в отличие от последних.

– Какие поговорки и пословицы о матери вы нашли?

Дети зачитывают пословицы и поговорки.

– Очень жаль, что в сутолоке жизни, в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Мне бы очень хотелось, чтобы вы тихим вечером пристально посмотрели на маму, постарались понять её, вовремя сказать доброе слово, пока не стало поздно.

Идёт работа над эпиграфом и репродукцией картины.
Звучит песня.
Дети продолжают работать над синквейном (кроме последней части – эмоциональное отношение). Эта часть даётся на дом в качестве одного из домашних заданий.

Ученики зачитывают свои работы.

VI. Рефлексия

– Ваши впечатления от рассказа?

– Зарубки на сердце. Что это такое?

– Это след в душе, чаще всего болезненный, неизгладимый.

– У вас остались зарубки?

– Актуальна ли проблема, поднимаемая писателем?

– Прослушиваем песню о матери, исполняемую группой “Белый день”.

Читаю своё стихотворение, написанное под впечатлением рассказа:

Засыпает белым снегом
Твой последний путь.
Ничего уже, родная, не вернуть.

Тебя нет, и в старом доме
Стынет тишина.
Посреди вещей музейных
Боль одна.

Боль страданья, ожиданья
Доченьки своей,
Той, которая отрада,
Свет твоих очей,
Но не шлёт из Ленинграда
Доченька вестей.

Ненаглядная забыла,
Что пришла пора,
И уже не скажет мама:
“Доченька моя”.

Ветки, зябкие от жалости,
Стучат глухо в ночь.
Ты прости её, пожалуйста,
Свою дочь.

VII. Домашнее задание

– “Настя вдруг поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка”. Права ли Настя, думая так?
О людях, по-настоящему добрых, пойдёт у вас речь на втором уроке.
Благодарю детей за урок и читаю своё небольшое стихотворение:

Хоть наша встреча была недолгой,
Увидела: в вас равнодушных нет.
Желаю вам добра, любви и чувство долга –
Душа по капле собирает свет.

Разделы: Литература

Класс: 8

Форма: урок-размышление.

Метод: проблемный (беседа).

Цели:

1. Познакомиться с рассказом К.Г.Паустовского “Телеграмма”; выяснить его компози ционные и художественные особенности; выяснить, как в рассказе выражается авторское “я”.

2. Формировать устную речь учащихся; образное мышление.

3. Способствовать формированию таких нравственных качеств, как доброта, сострада ние, милосердие, чувство долга.

Оборудование:

1. Портрет К.Г.Паустовского.

2. Кассета с записью П.И.Чайковского “Времена года”.

3. “Листок” из литературоведческого словаря.

Запись на доске:

1. Словарная работа:

Сольвейг (норвеж. – солнечный путь) – олицетворение поэтичности, красоты.

Пустельга (простореч.) – пустой, легкомысленный человек.

Отчий дом – дом, где живут родители; родительский.

2. Эпиграфы:

  • Спешите делать добрые дела. (А.Яшин)
  • Поклонись до земли своей матери
    И отцу до земли поклонись,
    Мы с тобою в долгу неоплаченном
    Свято помни об этом всю жизнь. (М.Рябинин)
  • За добро плати добром…(К.Г.Паустовский)
  • Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это Мать. (А.М.Горький)

3. Проблемный вопрос:

Почему с таким трепетом, с таким волнением мы читаем произведения К.Г.Паустовского?

І. Вступительное слово учителя.

Когда называешь имя К.Г.Паустовского, то в памяти оживает Мещёрский край, средняя полоса России, с её неброской красотой. Но Паустовский - это и юг, с которым связаны “Кара Бугаз”, “Чёрное море”; и север, который вызвал к жизни такие книги, как “Озёрный фронт”, “Северная повесть”. Однако самым счастливым для писателя оказалось знакомство именно со средней полосой России. Вот как говорит об этом Паустовский: “Она завладела мной сразу и навсегда. С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля”.

Именно здесь написаны “Мещёрская сторона”, “Повесть о лесах”, “Телеграмма”, “Во глубине России”.

Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Надеюсь, вы с удовольствием прочтёте в будущем повести, рассказы и очерки о Лермонтове и Гоголе, Чехове и Блоке, Грине и Горьком. Но всё-таки чаще Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых читаем мы с волнением и трепетом в душе, хотя в произведениях нет острого сюжета, захватывающих происшествий. В чём же дело?

Может быть, в необыкновенной любви к людям? Может быть, в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает? Может быть, в желании разобраться в истинности человеческих чувств?

На этот и другие вопросы мы попытаемся ответить, размышляя над рассказом К.Г.Паустовского. Именно размышляя, а не анализируя, так как рассказы Паустовского предполагают неспешные раздумья над поступками человека, его чувствами и мыслями.

Вы видите на доске несколько эпиграфов. Постараемся к концу урока выбрать один, который бы раскрывал основную мысль не только рассказа, но и нашего урока.

ІІ. Беседа по тексту.

Ребята, почему люди посылают телеграммы?

Рассказ Паустовского называется “Телеграмма”. Как бы вы её охарактеризовали, о чём она?

Кто из героев нуждается в помощи, поддержке?

Попытаемся доказать, что Катерине Петровне действительно плохо. У Паустовского природа – это живое существо, связанное незримой нитью с человеком. Сейчас вы услышите музыку Петра Ильича Чайковского и пейзажную зарисовку из рассказа “Телеграмма”.

(На фоне музыки ЧайковскогоП.И. “Времена года” - “Октябрь” учитель читает начало рассказа).

Подумайте, как с помощью картины природы автор передаёт состояние Катерины Петровны? Каково оно? Помогла ли вам музыка, понять это состояние?

(Увядание природы, даже омертвение её; эта безотрадная картина вполне соответствует внутреннему состоянию Катерины Петровны)

Какие изобразительные средства при этом использует автор рассказа? На доске вы видите своеобразный “листочек” из литературоведческого словаря, если вы что-то подзабыли, вы можете им воспользоваться.

(Олицетворения - полегла, тащилась; эпитеты - рыхлые; метафора – назойливо сыпался)

Обратите внимание, как тонко Паустовский проводит параллель между тем, что происходит в природе и состоянием человека. (Доцветал и всё не мог доцвести один маленький подсолнечник; она (К.П.) доживала свой век).

Омертвела природа, замерла и жизнь в старом доме. Какие детали интерьера об этом свидетельствуют? (Запах нетопленых печей, пыльный “Вестник Европы”, пожелтевшие чашки на столе).

На что указывает такая деталь, как керосиновый ночник? Найдите, пожалуйста, описание в тексте. (Указывает на безмерность одиночества К.П.)

Я думаю, вы убедились, что мастерство Паустовского в использовании детали поразительно. Ведь деталь для Паустовского не только предметы быта, но ещё с их помощью передаётся настроение, психологическое состояние героини.

Автор является непосредственным участником событий, которые он описывает в рассказе “Телеграмма”. Это он посылает Насте телеграмму, это он закрывает глаза и заботится о погребении Катерины Ивановны (имя героини изменено). Это с ним Екатерина Ивановна выходит в сад в последний раз в своей жизни. Послушайте, пожалуйста, воспоминания К.Г.Паустовского из повести “Золотая роза”.

“Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами. На зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца.

Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

Я крепко держал её, чтобы она не упала. Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог!

Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мать!”

А теперь обратимся к тексту рассказа и прочитаем этот же эпизод.

(Чтобы ещё острее чувствовалось одиночество К.П.)

В воспоминаниях мы чётко слышим авторский голос, а в рассказе он как бы самоустраняется. И тем не менее мы чувствуем его присутствие. Кстати, глава, в которой автор поместил свои воспоминания, называется “Зарубки на сердце”. Какие изобразительно - выразительные средства указывают на глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине?

(Метафора – “позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю”. “Позабытые”- автор употребляет это слово, чтобы подчеркнуть одиночество К.П.; ведь и её как бы позабыли, и звёзды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.

Несколько раз повторяется слово холодный: холодный воздух, холодная ветка.

В судьбе клёна тоже видна неустроенность, одиночество: “Ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи. Метафора и олицетворение помогают нам понять настроение героини, её переживания, ведь её тоже никто не ждёт, ей тоже некуда идти, она просто доживает (опять параллель).

Именно после этой встречи с клёном она решается написать письмо дочери. Сейчас вы прослушаете письмо Катерины Петровны. Сядьте поудобнее, закройте глаза или просто опустите голову. Существует такой приём “открытой ладони”. Когда вы будете испытывать наибольшее волнение, жалость к Катерине Петровне или какие-то другие чувства, вы будете поднимать ладошку. Цель этого задания я вам объясню позже.

(Учитель читает письмо Катерины Петровны к Насте)

Используя этот приём, мне хотелось узнать, кто мы: только учитель и ученики, которые по программе должны обсуждать какую-то определённую тему, и совсем не обязательно, чтобы наше мнение совпадало, или мы люди, которые смотрим на очень важные вещи одинаково, и мы не участники, а соучастники очень не простого разговора. Спасибо вам за неравнодушие. Я думаю, что мы можем продолжить дальше.

Ребята, вы обратили внимание на композицию рассказа? Паустовский резко меняет место действия: он переносит нас в иной мир – мир большого города, где живёт и работает Настя. Что мы узнаём о Насти из 1 части? Как мы к ней относимся?

(Нигде мы не увидели осуждения К.П., её жалоб на Настю, наоборот, она оправдывает дочь. “У них, у молодых свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье”. Но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание, что неприязнь к Насте родилась сама по себе)

А обратили ли вы внимание, что на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде почти нет описаний природы. Как вы думаете, почему?

(- Большой город, отсутствие уголков природы.

Настя – равнодушный, чёрствый человек, такие обычно не видят природу, она не нужна им в жизни).

Но можно ли говорить о равнодушии, чёрствости Насти, зная об её участии в судьбе Тимофеева? Как проявляет себя Настя в организации выставки этого талантливого скульптора?

(Настойчива, требовательна)

Как оценили деятельность Насти художники?

(Он подчёркивает самолюбование Насти). Найдите подтверждение в тексте.

На какую деталь портрета Насти вы сразу обратили внимание?

(Холодные глаза)

Л.Н.Толстой говорил, что “глаза – зеркало человеческой души”, а здесь такой разоблачающий эпитет. Нужно ли что-то ещё говорить о характере Насти?

Паустовский как всегда краток: одним штрихом он изобразил характер Катерины Петровны, говоря о том, что она не жалуется, а оправдывает дочь; и одним эпитетом он выписал характер Насти, сказав, что у неё “холодные глаза”.

Что заставило Настю в мастерской скульптора вспомнить, что в её сумочке лежит нераспечатанное письмо от матери, которую она не видела больше 3-х лет? Обратимся к тексту.

И великий сатирик, и автор видят Настю изнутри: доброта её показная, ненастоящая. Паустовский постоянно развивает эту мысль. Настя получает телеграмму. Для нас важна реакция на телеграмму. Казалось, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя? Найдите в тексте.

- “А с кафедры неслось….”. Обратите внимание на резкий контраст. Он подчёркивает несоответствие, несовместимость поступков и похвалы. И это осуждающее Гоголя: “Эх ты”.

Снова перенесёмся в старинный заброшенный опустевший дом. Каково состояние Катерины Петровны?

(Она доживала последние дни, - и ждала, слабо надеясь. Эта надежда поддерживала в ней жизнь)

Чья доброта показана на фоне эгоистичности, бездуховности Насти?

В каких поступках Тихона проявляется его доброе отношение к Катерине Петровне? Какие слова из текста характеризуют его жизненные принципы?

Такой пустельгой оказалась Настя. А среди нас нет пустельг? Посмотрите на себя со стороны, подумайте.

Итак, ребята, вернёмся к нашему вопросу: почему же с таким трепетом, с таким волнением мы читаем произведения Паустовского?

Какой из эпиграфов раскрывает идейный замысел рассказа и основную мысль нашего разговора? Докажите.

Я думаю, ребята, что в названии “Телеграмма” скрыт глубокий подтекст. По сути, весь рассказ – это телеграмма, обращённая к нам с вами. Ведь телеграмму, как вы уже сказали, отправляют, когда хотят сообщить что-то безотлагательно важное. “Будь человеком! - напоминает Паустовский. – За добро плати добром. Не будь пустельгой”. Не прикрывайся заботой о человечестве, когда твоего тепла, твоего внимания, твоего доброго слова и взгляда ждут самые близкие люди и, прежде всего мама.

Не упустите время, чтобы потом всю жизнь не мучиться угрызениями совести. Загляните в мамины глаза, может быть, уже сейчас ей нужны ваше внимание и ваша поддержка.

ІІІ. Домашнее задание.

1. Написать сочинение на одну из тем:

  • “Что значит для меня отчий дом?”
  • “Какой я сын (дочь)?”
  • “О чём заставил меня задуматься рассказ Паустовского “Телеграмма”.

(Задание даётся на выбор).

  • Ввести учащихся в мир рассказа Паустовского “Телеграмма”, помочь увидеть глубину содержания рассказа, выйти на понимание смысла названия рассказа.
  • Активизировать познавательную и поисково-исследовательскую деятельность учащихся (оценка героев и их поступков, роль пейзажа в повествовании).
  • Формировать коммуникативные умения, необходимые для построения текста (синквейны, письмо), умения правильно выражать свои мысли

Тип урока: Комбинированный

Вид урока: Урок-поиск

Технологии:

  • КИМ (коллективно-индивидуальная мыследеятельность),
  • РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)

Методический прием: работа с текстом, диспут.

Наглядность: использование презентации

Ход урока (слайд 3)

Заняты работой и делами
День за днем в потоке суеты
Мы не часто думаем о маме,
Слишком редко дарим ей цветы...

I Слово учителя

На прошлом уроке мы познакомились с рассказом К.Г. Паустовского “Телеграмма”.

Паустовский – мастер короткого рассказа, в небольшом по объему произведений он мог выразить всю глубину проблематики. Какие же проблемы поднимает в своем рассказе Паустовский мы постараемся выяснить.

II Работа над темой урока

1. Роль пейзажа в рассказе.

Вспомните, как начинается рассказ?

(“Октябрь был на радость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели”)

Cоздается особый эмоциональный настрой.

Как Вы думаете, почему рассказ начинается с описания природы? Какую роль природа будет играть в дальнейшем повествовании?

(Природа в рассказе, является не просто фоном, она создает настроение)

Случайно ли в повествовании дан осенний пейзаж, холодный и ненастный?

(“маленький подсолнечник всё доцветал и не могу доцвесть; рыхлые тучи тащились, цеплялись; позабытые звезды прощительно смотрели на землю; одинокий клён, облетевший, озябший, которому некуда уйти от этой бесприютной ветреной ночи”)

Все описываемые события происходят холодной осенью, но это слово многозначно!

Оно напоминает нам о холодном, бессердечном отношении людей друг к другу, может быть и о “хладной старости”, когда отгорают, отцветают радостные краски жизни и человек живет воспоминаниями о былом, становится одиноким.

Задание : найдите такое описание природы в тексте, где сопоставляется человеческая жизнь и жизнь природы.

“Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был её клён.

Его она посадила давно, еще девушкой – хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи”.

Здесь сопоставлена жизнь Катерины Петровны и клёна (прием психологического параллелизма).

Что мы узнаем о Катерине Петровне в самом начале рассказа?

(“Катерина Петровна доживала свой век в старом доме...”)

(старая больная, одинокая женщина)

Чем и кем окружена Катерина Петровна в Заборье?

  • старыми вещами,
  • навещают её соседка Манюшка, сторож Тихон

2. Анализ проблематики рассказа.

Что такое проблема, проблематика художественного произведения?

  • Проблема – вопрос, поставленный в художественном произведении.
  • Проблематика – совокупность изображенных в художественном тексте проблем.

Какие же проблемы раскрывает Паустовский в своем произведении?

  • Проблема взаимоотношений матери и дочери
  • Жизнь человека в старости

Какая из них самая главная?

Задание : Расскажите о взаимоотношениях матери и дочери – Насти.

  • “Настя, дочь Катерины Петровны и единственный родной человек, жила далеко, в Ленинграде. Последний раз она приезжала 3 года назад”!
  • Ей кажется, что деньги, которые присылает Настя раз в 3 месяца, пахнут её духами (она скучает, тоскует)

Каков характер взаимоотношений Катерины Петровны и Насти?

  • Сложный. Катерина Петровна доживала свой век, Настя вела кипучую жизнь.

Почему Катерина Петровна решается написать дочери?

  • чувствует приближение смерти

(Чтение эпизода “Письмо матери”)

Чем поражает это послание?

  • Старая женщина как-то удивительно просто пишет о приближении смерти, упоминает не о знакомых, как обычно это делают в письме, а о саде, об осени.

Мир природы – это родная земля Катерины Петровны, та самая земля в которую ей скоро суждено было лечь навсегда.

И природа, провожая её в последний путь, принарядилась:

“Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое...”

А на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде есть описания природы?

Почти нет

3. Работа над образом Насти.

(нет души)

Что мы узнаем о жизни и работе Насти?

  • Вся в делах, в работе. Безотказная, услужливая, всем помогает. Но забывает о своей матери.
  • “Нравилась самой себе”. Художники звали её Сольвейг за русые волосы и “большие холодные глаза”

Но на какую деталь сразу обратили внимание?

  • Холодные глаза.

У каких людей могут быть холодные глаза?

  • У равнодушных, бесчувственных, черствых.

Можно ли говорить о черствости Насти, зная о ее участии в судьбе художника Тимофеева?

  • Любит нравиться самой себе;
  • Любит, когда ее ценят (“нашей милой Анастасии Семеновне”)

Какие поступки Насти вас возмутили?

  • получила письмо от матери, спрятала в сумку, не читая!
  • положила письмо в ящик письменного стола...
  • Паустовский заставляет Настю почувствовать на себе “насмешливый взгляд скульптуры Гоголя”: и автор, и великий сатирик, понимают, что доброта девушки показная, ненастоящая.

Как реагирует Настя на телеграмму?

  • “скомкала телеграмму и нахмурилась”

Как Паустовский подчеркивает изменения в поведении героини, осознавшей, что умирает её мать?

  • “вздрогнула от холода”

Когда нам холодно?

  • Когда чувствует себя одинокими
  • И снова Гоголь: “...чьей-то взгляд, тяжелый и пронзительный, Настя все время чувствовала на себе...”

Перенесемся в старинный, заброшенный, опустевший дом Катерины Петровны

Каково состояние Катерины Петровны?

Почему она разгадала хитрость Тихона, давшего её телеграмму от имени дочери?

Как относились к старой больной женщине окружающие люди: Тихон, Манюшка?

  • Так, как к ней должна была относиться дочь.
  • Верит, что не все, как Настя.

Можно ли утверждать, что она противостоит образу Насти?

Как вы думаете, почему Настя – такая внимательная к другим людям, забывала о своей больной матери?

Сможет ли дочь Катерины Петровны избавиться от “непоправимой вины, невыносимой тяжести”?

Проблемная ситуация: Почему в сутолоке жизни и в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях? (Диспут)

Задание : перечитайте внимательно финальную часть рассказа.

Можно ли говорить о трагическом финале рассказа?

Как вы думаете, почему рассказ называется “Телеграмма”?

Что означает слово “телеграмма”?

  • Сигнал SOS, сигнал тревоги.

Да, телеграмма посылается людьми в экстремальных случаях, с телеграммой связано чувство тревоги.

Тихон отправляет две телеграммы: но они не выполняют своего назначения: Катерина Петровна догадалась, кто отправил телеграмму, а Настя не успела попросить прощения у матери.

Так почему же своему рассказу Паустовский дает такое заглавие?

Его рассказ – это и есть телеграмма

Кому же обращена телеграмма Паустовского, о чем она?

Сформулируйте языком телеграммы предупреждение писателя, обращенного к читателям.

  • телеграмма – предупреждение: не забывайте о самых близких людях, будьте человечными, милосердными.

4. Творческая работа.

Вспомните, что такое синквейн.

Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия.

Это стихотворение, состоящее из 5 строк:

  • 1 строка: 1 существительное (заявляется тема или предмет)
  • 2 строка: 2 прилагательных или причастия (описание предмета)
  • 3 строка: 3 глагола (характеризуют действие предмета)
  • 4 строка: фраза из 4 значимых слов, выражающих отношение автора к предмету (пословица, предложение)
  • 5 строка: синоним, обобщающий смысл темы или предмета (одно слово).

Задание:

Запишите 3 самых ярких запомнившихся образа (ключевые слова)

  • мама, дочь, телеграмма

Именно эти слова станут названиями стихотворений, которые вы попробуете сейчас сочинить (задание 1 группе) (слайд 5)

Лучшие работы учащихся:

Мама.
Добрая, прощающая.
Растит, воспитывает, ждет.
Морщинки в уголках глаз.
Любовь

Мама.
Заботливая, любящая.
Скучает, вспоминает, ждет.
Человек, который всегда поймет.
Любовь.

Мать.
Старая, одинокая.
Скучает, ждет, надеется,Когда приедет дочь.
Бедняга.

Мать.
Старенькая, больная.
Любит, верит, ждет.
Доживает свой век одна.
Страдание.

Дочь.
Занятая, деловая.

Не приезжала к матери 3 года.
Эгоистка.

Дочка.
Далекая, родная.
Забыла, не вспоминала, опоздала.
Нравится самой себе.
Сорока.

Телеграмма.
Долгожданная и необходимая.
Волнует, тревожит и ждет,
Когда ее наконец отправят.
Сигнал.

Задание для 2 группы (слайд 6)

Подобрать слова из текста к иллюстрациям

III. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Какие же уроки нравственности из рассказа Паустовского “Телеграмма” вы извлекли для себя?

Как, на ваш взгляд, нужно жить человеку в наше суматошное время, чтобы нравственно не ослепнуть и не оглохнуть?

Чем поучителен этот рассказ для наших современников и лично для вас?

Прием “Незаконченное предложение”:

Я уверен(а), что рассказ Паустовского “Телеграмма”...

Обратимся к эпиграфу нашего урока. Это строчки из стихотворения В.Волошина. Согласны ли вы с ним?

Послушайте все стихотворение:

Всё то, что в жизни происходит с нами,
Мы как-то странно делим пополам:
Если радость - празднуем с друзьями,
А с бедой приходим к матерям...
Заняты работой и делами
День за днем в потоке суеты
Мы не часто думаем о маме,
Слишком редко дарим ей цветы...
И свои болезни носим к маме,
И обиды к ней идем делить,
И морщинки ей рисуем сами,
Позабыв прощенья попросить...
Мы так редко маму обнимаем,
Разучились маму целовать,
Позвонить порою забываем,
Некогда письмишко написать...
Ну, а мама все равно нас любит,
Чтобы ни случилось - не предаст,
Всё простит, обиды все забудет,
Руку, душу, сердце - все отдаст!
И когда от мамы уезжаешь,
Отогревшись у ее любви,
Ты шепни: “Прости за всё, родная,
И, прошу, подольше поживи!.”

Берегите своих матерей!!!

IV. Домашнее задание: (слайд 8)

1) сочинение-миниатюра “Письмо-признание маме”.

2) вспомнить пословицы и поговорки о матери; стихотворения о матери.

3) подготовиться к уроку внеклассного чтения (прочитать рассказ Б.Екимова “Говори, мама, говори...”)

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения