Презентация образ красоты человека женский портрет. Народный праздничный костюм. Что думают о красоте русских женщин иностранцы


  • О чем будет наш урок?
  • В чем вы видите красоту человека?
  • Какой человек, по-вашему красив?
  • Кто такой «Добрый молодец»?


Какой продукт не сажали в Древней Руси?


  • Яркие примеры отражены в русских народных сказках.
  • Какие сказки вы знаете, где показан образ русского крестьянина?
  • Давайте рассмотрим иллюстрации из русских народных сказок.














  • Какой была мужская одежда на Руси?
  • Что вы можете рассказать об обуви?
  • Кто на Руси носил сапоги?

К РУ ЖЕ БА ВЫ Х ШИВ А


П Ш О Т Р А Т Н Ы

Русские штаны шились без разрезов, с узлом, так чтобы посредством его можно было делать их шире и уже.


П ЗА О В Я ЗК С А

  • Ребята, как вы думаете, зачем наши предки носили пояс?
  • Была у пояса еще одна задача – тайная...
  • Скажите, какую форму приобретает завязанный на талии пояс?
  • А что изображал символ круга в древности у большинства народов?
  • Ребята, слышали, когда-нибудь выражение «распоясался»? Что оно значит?

Правильно, а еще он выполнял различные функции: За пояс «закладывали» некоторые предметы, а другие – подвешивали к поясу. Например, меч, нож, оружие воины носили за поясом. К поясу в старину подвешивали зеркальце, игольницу, фигурки-обереги от нечистой силы и мешочки для денег.

Круг у древних славян обозначал религиозный символ Бога И был оберегом. Значит, пояс был оберегом, он живот оберегал. Ведь слово «живот» в древности имело значение «жизнь». Таким образом, получается, что пояс жизнь оберегал. Поэтому и получается, что носить его должен был каждый.

Это значит, как бы потерял человеческий облик.




ФИЗ КУЛЬТ МИНУТКА

Мы дружно трудились, немного устали.

Быстро все сразу за партами встали.

Тишина стоит вокруг,

Вышли косари на луг.

Взмах косой туда, сюда,

Делай раз и делай два.

Вот мы руки развели

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Ниже, дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

От души мы потянулись,

И на место вновь вернулись.


З АД АД Ч А Й НИ ВА Е:

  • Создание образа русского крестьянина – портретное изображение гуашью.

ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • Сегодня на уроке я…
  • Самым интересным сегодня на уроке было…
  • Самым сложным для меня сегодня было…
  • Сегодня на уроке я почувствовал…
  • Сегодня я понял…
  • Сегодня я научился…
  • Сегодня я задумался….
  • Сегодняшний урок показал мне…
  • Я хочу узнать больше о …

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского

на тему « Образ красоты человека (женский образ)».

Учителя изобразительного искусства Гришиной Ирины Владимировны

ГБОУ СОШ № 417 СП прогимназия № 1642

    Класс: 4

    Предмет: изобразительное искусство.

    Тема: Образ красоты человека (женский образ).

    Место урока в системе Урок изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского. 5 урок.

    Тип урока: Урок освоения новых знаний.

    Цели и задачи урока:

- Сформировать представления о понимании красоты женщины в русской культуре, создать условия для развития интереса к истокам искусства Руси, развивать чувство уважения к своей культуре, формировать эмоционально-ценностное отношение

к традициям русского народа.

Закрепить умение изображать портрет человека, закрепить навыки работы с цветом.

- Развивать потребность детей в творчестве .

- Формировать у учащихся художественно-графические приемы рисования по мотивам декора народного костюма при решении задач на вариацию и имровизацию.

    Оборудование к уроку: Компьютер, проектор, презентация по теме урока.

    Дидактические средства :

для учителя

изобразительный ряд: рисунки, презентация с работами И.Билибина,

К. Маковского, М.Врубеля

литературный ряд: стихотворения - А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок), «Мороз, Красный нос» (отрывок).

музыкальный ряд: запись русских народных песен.

для обучающегося – Лист А-3, гуашь и кисти.

    Планируемые результаты: сформировать у учащихся представление о народном костюме, о женском головном уборе; уважение к культуре, развить умение работы с художественными материалами при создании портрета русской красавицы.

Ход урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Учитель: - Здравствуйте, ребята. Проверьте все ли у вас готово к уроку?

Сегодня у нас необычный урок - путешествие в прошлое.

Ждет сегодня вас

О русской красавице сказ.

Слайд 1

2. Актуализация знаний

Ребята, какой, по вашему мнению, должна быть «русская красавица»? (ответы детей: красивой, доброй, умной и т.д.)

Давайте обратимся к художественному слову о красоте женщин, живших в старинных русских деревнях и городах. Поможет нам настроиться на нужное настроение – народная музыка. (Звучит запись русской народной песни «Девка по саду ходила»)

Слайд 2

Учитель: Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает –

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит.

Из какого произведения эти строки?

Ученики: Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Учитель: Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях

С походкой, со взглядом цариц.

Их разве слепой не заметит!

А зрячий о них говорит:

Пройдет – словно солнце осветит,

Посмотрит – рублем одарит.

Красавица миру на диво:

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Во всякой работе ловка.

Ученики: Николая Алексеевича Некрасова. «Мороз, Красный нос».

Учитель: Что объединяет эти женские образы? В чем их красота?

Ученики: Их трудолюбие, красота.

3. Постановка проблемы и фиксация новых знаний

Учитель: Понятие русская красавица отражает сложившиеся веками представления об умении держать себя и одеваться, о чертах лица, а главное – о способности тонко чувствовать природу и глубоко переживать горе и радость. Мягкость и духовная сила, нежность и величавость понимаются как суть красоты русской женщины.

Женские образы глубоко связаны с образом птицы-счастья, которая ходит по земле, плывет по воде и может свободно летать в доступном только для мечты человека небе.

Знаете ли вы, какой костюм могла носить ваша прапрапрабабушка?

Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы, как и зачем украшали их?

Ученики: Сарафан, рубаху. В будни - простой, неяркий. В праздники, красивый, яркий. Украшали вышивкой.

Учитель: Ребята, у нас сегодня непростая гостья - Машенька. Она пришла к нам в стилизованном русском костюме. Учитель демонстрирует женский русский народный костюм.

Красна девица идет,

Словно павушка плывет,

На ней платье золотое,

Лента алая в косе.

Взгляните на Машин костюм. Будто кто-то собрал солнечный свет, цветы с полей и поместил их на одежду. Все в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе!

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.

Особое место в русском костюме всегда отводилось головному убору.

Девушки на Руси до замужества могли ходить с непокрытой головой, но волосы необходимо было заплетать в одну косу в знак того, что девушка пока одна, не замужем. Волосы были длинными, и с распущенными волосами не ходили, потому что так неудобно было бы стирать, готовить, шить, работать в поле, ухаживать за скотиной. Девичья коса считалась символом чести, и дернуть за косу значило оскорбить девушку. На иллюстрации к русской сказке "Василиса Прекрасная" И.Билибин изобразил Василису с длинной косой.

Слайд 3

На рисунке видно, что лоб не закрыт челкой, – считалось, что с закрытым лбом девушка будет чаще болеть. Конец косы девушки украшали накосником. Он мог быть любой формы: круглой, бантиком, полумесяцем и т. д. Самый распространенный головной убор девушки – это платок.

Слайд 4

В платке изображена И.Билибиным Аленушка из сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка",

Слайд 5

и "Девушка с бураком" – А.Венецианова.

Девушки могли украшать голову лентой, а в праздники надевали головные уборы разной формы – и плоские, и ажурные с прорезями, с зубцами: венцы, почелки, перевязки, ширинки, кокошники (Н.Аргунов. "Портрет девушки в кокошнике"),

Слайд 6

коруны (М.Врубель. "Царевна Лебедь", В.Васнецов. "Три царевны подземного царства").

Слайд 7

Головные уборы были с открытым верхом, расшитые золотой нитью, а на лоб спускались поднизи ажурного плетения из жемчуга (в виде сетки). Жемчуг добывали в чистых северных реках.

По древнему обычаю замужняя женщина не показывалась на людях "простоволосой" – это считалось большим грехом. Считалось, что волосы обладают магической силой. Выходя замуж и становясь членом чужого рода, женщина должна была прятать волосы, чтобы не принести несчастья мужу и его родне. Не случайно у И.Билибина Баба Яга изображена с распущенными волосами.

Слайд 8

Во время свадебного обряда подружки прощались с невестой под пение протяжных грустных песен и с плачем расплетали ей девичью косу, а невеста приговаривала: "Прощай, коса, девичья краса, полно тебе по плечам мотаться, пора под кичку убираться". Потом волосы невесты переплетали на две височные косы, укладывали короной вокруг головы, а затем плотно закрывали повойником. При этом девушка причитала: "Уж и покрасуйтесь, мои русы волосы, темнота будет вам, да русы волосы, да тягота будет да буйной голове". С этого момента никто из мужчин не мог видеть волос женщины. На Руси существовало выражение "опростоволосить женщину", то есть нанести оскорбление, открыв ее волосы.

Слайд 9

Типичный головной убор замужней женщины – кика и сорока с позатыльней. Основу кички делали из стеганого холста на подкладке, переднюю часть кички – из бересты
или кожи и покрывали дорогой тканью. У А.С. Пушкина в "Сказке о рыбаке и рыбке" у старухи "...парчовая на маковке кичка...". Сверху основы надевали сороку – чехол из дорогой ткани, а сзади прикрепляли позатыльник. Край сороки украшали золотым шитьем, а сзади к ней прикрепляли толстый плетеный шнур, украшенный бисером. Среди деталей сороки есть "крылья" и "хвост", а в орнаментах вышивки встречаются изображения птиц. Вся кика вместе с сорокой могла весить до семи килограммов. Названия головных уборов перекликаются с именами птиц: "кокош" – это петух, он будит солнце, а "кичка" – это утка.

В праздничные дни голову женщин украшал дивный убор – венец или кокошник.

Слайд 10

Кокошник - высокий, расшитый праздничный головной убор женщин, покрывающий волосы.

Богато украшенный речным жемчугом, вышивкой, подвесками, он заставлял держать голову высоко, спину прямо. И выступала его хозяйка «словно пава», «плыла лебедушкой».

4.Прктическая работа

Учитель: Мы с вами уже говорили, что главным объектом искусства всегда был человек, его внешний облик, сложный духовный мир, характер, настроение, строй его мыслей и чувств – словом, все богатство личности в различных ее проявлениях.

Ребята, скажите, как называется изображение определенного, конкретного лица?

Правильно – это портрет.

Определение задания и этапов работы:

Приступим к выполнению творческой работы. Перед вами необходимые мате-

риалы. При выполнении работы вам нужно проявить творческую фантазию и умение работать, вам предстоит изобразить портрет русской красавицы в головном уборе. Это будет погрудное изображение. Как лучше расположить лист бумаги для такого рисунка? Правильно, вертикально.

Практическое задание вы будете выполнять без предварительного рисунка карандашом.

1.Сначала надо наметить овал головы, голова вверху шире, к подбородку уже, лицевая часть в какой-то мере напоминает форму яйца, высокая, статная шея – признак женской красоты.

2. Потом прямо на лице (без палитры) составить цвет лица (белый, желтый, красный), закрасить лицо и шею, наметить головной убор (сразу красками); пока сохнет лицо, закрасить фон картины, одежду. Черты лица можно рисовать только по высохшей краске. Вспомните как правильно нарисовать глаза, изобразить нос, губы.

3. Портрет необходимо украсить, а для этого очень подходят украшения. Украшение на шее – "сбруя". "Сбруя" – это огромное количество бус, плетенных из бисера шнурков, бисерных воротничков, ошейников, украшений из ниток и монет. Украшения надо рисовать точками и мазками очень быстро, краски брать сразу из баночки, не смешивая.

4. Постарайтесь передать в своём рисунке характер русской красавицы.

(самостоятельная работа детей)

5. Подведение итогов урока, рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель. Пожалуйста, поделитесь с нами своими результатами.

При этом подробнее остановитесь на следующих критериях:

Оригинальность идеи;

Эстетика оформления;

Объем работы.

Итак, дорогие мои, что нового узнали вы на сегодняшнем занятии?

Каких целей мы достигли к окончанию нашего занятия?

Что осталось для вас неизученной тайной, неразгаданной задачей?

Молодцы, именно этому мы и посвятим следующие занятия.



ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Красота человека 4 класс Урок 5

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 33 г.Симферополь


  • Цели: изучить изображения женских образов в картинах русских художников; провести аналитическую работу по их сравнению; познакомить с идеалами русской красоты; повторить навыки изображения человека в рисунке; научить изображению элементов народных костюмов; провести психологический настрой занятия; познакомить с терминами «кокошник», «сарафан».
  • Вид деятельности: рисование.
  • Планируемые результаты: школьники проанализируют образы на портретах русских художников; повторят специфику выполнения портрета; приобретут знания об изменении идеалов русской красоты; попрактикуются в написании портрета; психологически настроятся на занятия.

  • Портрет – произведение изобразительного искусства содержащее изображение одного или нескольких человек.
  • Портретист – художник, специалист в области портрета.
  • Русский костюм - национальная одежда.
  • Идиллия – небольшое поэтическое произведение изображающее безмятежную жизнь.

  • Что такое жанры в изобразительном искусстве?
  • Какие жанры изобразительного искусства вы знаете?
  • Вы уже занимались рисованием в этом году, к какому жанру можно отнести ваши рисунки? (Пейзажи.)

  • Здесь развешаны картины,
  • Сколько хочешь ты глазей -
  • Стенды вот, а вот витрины.
  • Нынче ты пришел в музей.
  • На любой здесь вкус картины.
  • Что же любит зритель наш?
  • Роща с красною рябиной -
  • Это, милый друг,... .
  • Лес и поле, луг и речка,
  • Голубые небеса,
  • Распрекрасные местечки Смотрим мы по полчаса.
  • И. Агапова

  • Сегодня вы встретитесь с уже знакомым вам жанром изобразительного искусства. Чтобы вспомнить его, вам также придется отгадать загадку.
  • Мы картины очень любим
  • И на все дадим ответ:
  • Вот девчонка в пестрой шубе -
  • Это, милый друг, ...
  • Нарисована здесь мама,
  • Дед и бабушка за ней.
  • Мы портреты вставим в рамы
  • И повесим на стене.
  • И. Агапова

  • Прежде чем вы начнете изучать портреты великих художников России и создавать свои рисунки, давайте настроимся на занятие. Сядьте удобно, откиньтесь на спинки стульев. Сделайте сколько глубоких вдохов и выдохов. Прикройте глаза.
  • Педагог произносит фразы, которые школьники повтор за ним.
  • Мне нравится работать на уроках изобразительного искусства.
  • Я умею различать картины по их жанрам и могу рассказать о них.
  • Мне нравится изучать картины великих художников.
  • Мне нравится заниматься рисованием.
  • Мне нравится заниматься аппликацией и конструированием.
  • Мои руки станут умелыми.
  • Я старательно выполняю все задания.
  • Я стараюсь делать все, что просит педагог, и научусь делать все очень хорошо.
  • Прошу вас глубоко вздохнуть и открыть глаза.


  • Художник Иван Петрович Аргунов был крепостным, управляющим дворцами графа Шереметева.
  • И. Аргунов был талантлив, талант его заметили, ему доверяли рисовать портреты господ и даже русских цариц. Главным жанром, в котором он работал, был портрет. Аргунов стремился показать в портретах природную силу и достоинство человека.

  • Но одной из его лучших работ стал портрет не графа или царицы, а крестьянки Московской губернии, репродукция которая размещена в учебнике. Мастер создал чистый, ясный образ русской женщины со спокойной и доброй душой. Этот портрет отличается четкостью рисунка, строгостью форм, продуманным соотношением цветов.

  • Вторая картина называется «Северная идиллия», ее автор художник Константин Алексеевич Коровин. Слово идиллия означает согласованность, идеальный образ. И действительно на своей картине художник передает характер такой идиллии.

  • Во многих книгах вы уже встречались с описанием образа девушки или женщины - русской красавицы.
  • Я напомню вам один знаменитый отрывок - описание царевны Лебеди из сказки Пушкина.
  • Тут она, блестя крылами,
  • Полетела над волнами
  • И на берег с высоты
  • Опустилася в кусты.
  • Встрепенулась, отряхнулась
  • И царевной обернулась.
  • И сама-то величава,
  • Выступает, будто пава.
  • Месяц под косой блестит,
  • А во лбу звезда горит.

  • А вот описание русской крестьянки, которое создал другой русский поэт - Н. Некрасов.
  • Есть женщины в русских селеньях
  • С спокойною важностью лиц,
  • С красивою силой в движеньях,
  • С походкой, со взглядом цариц, -
  • Их разве слепой не заметит,
  • А зрячий о них говорит:
  • «Пройдет - словно солнцем осветит!
  • Посмотрит - рублем подарит!»
  • ...Красавица, миру на диво,
  • Румяна, стройна, высока,
  • Во всякой одежде красива,
  • Ко всякой работе ловка.

  • . Начинайте рисунок портрета анфас с овала (он может быть более или менее продолговатым, в зависимости от формы головы), разделенного линией пополам по вертикали. Горизонтальная линия также будет делить овал пополам, проходит она на уровне переносицы и внутреннего угла глаза - слезницы. Пересечение этих линий, образующих так называемую крестовину, будет контрольной точкой, от которой нужно строить остальные части лица. Чтобы соблюсти верные пропорции лица, необходимо определить отношение его ширины к высоте.

  • Намечаем все части лица, Нос по высоте лица укладывается приблизительно три раза и имеют форму призмы.
  • Изображая глаза, нужно помнить о том, что у каждого человека они имеют индивидуальный рисунок. Он определяется величиной глазных яблок и тем, как они расположены в глазничных впадинах. Разрез глаз также различается. Расстояние между глазами равно размеру одного глаза. Исключения зависят от физиологических особенностей человека, к примеру близко или далеко посаженных глаз.
  • Рисуем линию рта. Намечаем уши.

  • Далее намечаем расположение зрачка, ширину открытой части глаза, толщину верхнего и нижнего века. Делаем очертания носа более реалистичными. Рисуя рот, учитывайте то, что его ширина всегда больше ширины основания носа. Намечаем рисунок губ, показываем их характер.
  • Мочки ушей при ненаклоненной голове изображаются чуть выше линии рта, а их верхние точки - немного ниже линии бровей.

  • Прорабатываем все части лица более детально.
  • Определяем теневую сторону лица, тоном помогаем выявить форму. Усиливаем тон в местах, где форма уходит в тень: на скуле, левой части лба, подбородке, верхней губе, левом крыле и внизу носа, на шее. Поверхность лба делится на несколько плоскостей - переднюю, боковые и верхнюю. Ориентиром при этом служат лобные бугры. Следует тоном показать границы этих плоскостей.
  • Детально нужно проработать нос, так как он находится к нам ближе всего и контраст свети и тени на нем будет наиболее явным. На конечном этапе в некоторых местах следует детально проработать волосы, а также сделать выразительные глаза, наметить линию плеч.

  • Что такое пейзаж?
  • Что такое портрет?
  • Назовите вид работы, которым вы занимались сегодня на уроке.
  • Какие принадлежности вам понадобились?
  • Какие портреты вы рисовали?
  • Какие правила надо выполнять при рисовании портрет.
  • Какие детали народных костюмов вы использовали в ваш портретах?
  • Удалось ли вам передать характеры героинь, которых вы нарисовали?

  • Сегодня вы будете создавать синквейн на тему «Портрет».

Цель урока:

  • сформировать представление о русском народном женском костюме;
  • развивать воображение, умение создания украшения и работы в группе;
  • воспитывать интерес к русской культуре и ее традициям.

ХОД УРОКА

1. Приветствие.

2. Сообщение темы.

3. Музыкальный эпиграф – фрагмент песни “Русская красавица”.

4. Литературный эпиграф (стих О.Островской “Русский костюм”).

Важною павой, “душой голубицей”
Издавна так называли девицу.
В трудной работе сгибалась спина…
Но выходила на праздник она
В дивном наряде крестьянской одежды
Где весь узор о мечте и надежде.
Шею украсили бусы, монисты;
Бисер, кораллы, янтарь золотистый.
Всех драгоценней убор головной –
Бисером шитый и битью златой:
Кика, сорока – убор молодицы;
Косник, венец– украшенье девицы;
Сборник, повойник – убор для старухи.
Самый красивый – убор молодухи,
Так испокон сохранен на Руси
Русский костюм небывалой красы.

Давайте ребята, посмотрим,из чего же состоял женский костюм.

– Это рубаха, сарафан, головной убор.

Многие художники изображали русских красавиц в национальном костюме.

5. Показ слайдов с картинами художников (Врубель, Аргунов, К.Маковский)

– А где еще можно увидеть народный костюм?

Кто из вас знает, название женских головных уборов?

В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать из какой она местности, какого возраста.

СООБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ :

Девушки носили –

ПОВЯЗКУ – полоса ткани на жесткой основе с ушками для крепления лент

ОБРУЧ – выполнялся из древесный коры или картона в виде круга, обшитого тканью и богато украшенного.

КОКОШНИК (Кокоша-курица) – представлял собой легкий веер из картона, обшитый тканью и украшенный. Он был различной формы – однорогий, двурогий, цилиндрический, в виде седла.

ПОВОЙНИК – это круглая шапочка спереди приподнятая, а сзади прилегающая к голове, Здесь же пришивались ленты– завязки, дважды оборачивающиеся вокруг головы. Ее носили замужние женщины.

– Чем же украшали головные уборы?

Это – бисер, бусы, жемчуг, золотыми нитями, кружевом, фольгой, стеклом, драгоценными камнями.

6. Показ слайдов с головными уборами.

7. Физ. минутка.

8. Практическая работа по группам.

Вам предстоит сегодня быть мастером-украшения, т.е. дизайнером и украсить нарисованную вами девицу кокошником, украшения вы придумываете сами, используя подготовленный материал(крупы, фасоль, горох) и заранее приготовленную форму кокошника. Приклеиваете их и раскрашиваете.

Конструкт урока изобразительного искусства

по производственной практике ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

студентки группы 46 «Б» специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Класс: 4 «Б»

УМК: Школа России Программа: НеменскийБ. М. «Изобразительное искусство»

Тема урока: Красота человека. Образ русской красавицы. Рисование портрета.

Цель: развитие эстетических потребностей в процессе составления портрета русской красавицы, определение наиболее эффективные способов достижения результата, определение способов изображения портрета и способов решения проблем творческого и поискового характера.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся проявляют сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, потребностей в самостоятельной практической деятельности), ценностей и чувств.

Метапредметные: демонстрируют регулятивные УУД (обучающиеся о коммуникативные УУД познавательны е УУД (общеучебные): формулирование цели; поиск и выделение информации (логические): определять наиболее эффективные способы достижения результата, анализируют способ изображения портрета;

Предметные: демонстрируют знания о способах решения проблем творческого и поискового характера, в процессе составления портрета русской красавицы.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, потребностей в самостоятельной практической деятельности), ценностей и чувств.

Развивающие: развивать регулятивные УУД (обучающиеся о существляют самоконтроль, самооценку, саморегуляцию, как способность к мобилизации сил и энергии, умеют эффективно организовать своё рабочее место, осуществляют познавательную и личностную рефлексию); коммуникативные УУД (полно и точно высказывают свои мысли; умеют слушать); познавательны е УУД

Коррекционно-развивающие: стимулировать познавательную деятельность в процессе изображения образа русской красавицы; развивать контроль, самоконтроль, оценивание и самооценивание, осознанную саморегуляцию познавательной деятельности посредством анализа выполненных работ; формировать способности к организации собственной деятельности и проведения на основе плана изображения портрета; развитие зрительного и слухового внимания; развитие мыслительных процессов; расширение словарного запаса.

Образовательные:

    Изобразительная:

    Техническая:

    Композиционная:

    Цветовая : закреплять умение подбирать краски в соответствии с темой и предметом изображения.

    Принципы воспитания и обучения:

Принципы обучения:

    Принцип наглядности.

    Принцип систематичности и последовательности.

    Принцип доступности.

    Принцип целостности

    Принцип деятельности

    Принцип психологической комфортности

Принципы воспитания

    Создание положительного эмоционального подъёма

    Воспитание через взаимодействие

Методы обучения и воспитания:

Методы обучения:

1. По источнику получения знаний:

    Словесные: беседа, объяснение

    Наглядные: демонстрация, иллюстрация.

2. По дидактическим целям:

    Методы проверки и оценки знаний.

3. По уровню включения в продуктивную деятельность:

    Объяснительно-иллюстративные

    Частично - поисковые

4. Методы развития психических функций:

    Постановка проблемы или проблемной ситуации

5. Метод развития познавательного интереса:

    Формирование готовности к восприятию.

Методы воспитания:

1. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:

2. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

    Поощрение.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения :

Демонстрационные: доска, образец портрета,репродукции художников, презентация PowerPoint .

Индивидуальные:, инструкционная карта рисования дерева, пейзажа; плотный лист бумаги, простой карандаш, ластик, краски, кисти, восковые мелки

Тип урока: .комбинированный

Структура урока:

    1. Организационно-мотивационный момент (1мин).

      Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (3мин).

      Восприятие (5мин).

      Показ способов действий (5мин).

      Физминутка (3 мин).

      Словесное проговаривание способов действий (9 мин).

      Применение способов действий (9 мин).

      Анализ способов действий (3мин).

      Рефлексия учебной деятельности (2мин).

Информационные источники:

1. ФГОС НОО: текст изм. И доп. На 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978 – 5 – 09 – 025287 – 4.2.

2. Производственная практика «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующих и коррекционно-развивающего образовании» [Текст]: рекомендации студентам/Т.В. Чащина. – Каменск-Уральский, 2015. – 26с.

3. «Изобразительное искусство. 4 класс» / Б. М. Неменский [и др.]. – М.: Просвещение, 2014

Макет доски:

18 октября.

Классная работа.

Тема:

Цель:

Ход урока:

Этапы урока

Методы

обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат

1.Организационно-мотивационный момент.

Задача: создать положительный эмоциональный настрой обучающихся на предстоящую деятельность.

Методы развития познавательного интереса: приём создания психологического комфорта.

Здравствуйте ребята, давайте улыбнемся друг другу, подарим свое хорошее настроение.

Пожалуйста, присаживайтесь!

Меня зовут Екатерина Романовна, сегодня я у вас проведу урок изобразительного искусства.

Проверим готовность к уроку. Я называю учебные принадлежности, а вы проверяете, есть ли они у вас и наводите порядок на столе.

Сегодня на уроке потребуется: лист бумаги, простой карандаш, ластик, краски и кисти.

Желаю вам на уроке быть успешными в творческой деятельности.

Демонстрируют : регулятивные УУД (обучающиеся о существляют саморегуляцию, умеют эффективно организовать своё рабочее место)

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Задача: совместно с детьми сформулировать тему и цели урока, через проблемную ситуацию.

По источнику получения знаний – словесный: беседа; наглядный: демонстрация,

По уровню включения в продуктивную деятельность – частично-поисковый, проблемный

Методы развития познавательного интереса: художественное слово.

А чтобы определить тему нашего урока, посмотрите на изображения

Ребята, давайте их сравним. Во-первых, вспомним в каком жанре они изображены? Как он называется? Это портрет, натюрморт или пейзаж? (портрет)

Почему? Что такое портрет?

Портрет – это жанр изобразительного искусства. Портретом называют картину с изображением человека или группы людей. В портретах художники стремятся не только передать внешнее сходство, но и характер человека.

О чём нам может рассказать портрет? (о человеке)

Хорошо.

Рассмотрим еще. Кто изображен на всех картинах? (девушки).

Как вы считаете, это красивые девушки? Их можно назвать русскими красавицами? Почему?

Скажите, ребята, какой по вашему мнению должна быть «русская красавица»?

(Красивая коса, румяные щеки, красивый наряд)

Молодцы, я вижу, что вы уже имеете представление о том, как выглядела русская красавица.

Ребята, а хотели бы вы еще больше узнать о русской красавице?

Тогда, как вы думаете, какая тема урока у нас будет?

А тема урока звучит так, прочитай пожалуйста. (Образ русской красавицы).

Значит, что мы на уроке сегодня можем узнать?

Узнать, как выглядела русская красавица.

А что мы научимся изображать?

Научиться изображать русскую красавицу.

Согласны работать по такому плану?

Образ красоты человека у каждого народа свой. В русской крестьянской культуре образ женской красоты – это мягкость, нежность, величавость.

Русские люди всегда большое значение придавали лицу как выражению характера и души.

Взглянуть в лицо человека значило заглянуть ему в душу.

Вглядитесь в лица русских женщин, какой у них взгляд?

– они будто светятся изнутри, излучают спокойное и ясное сияние, рядом хочется посидеть, погреться.

Посмотрите на их одежду? Какую одежду они носили? Как она называется? (показываю на картине) Кокошник, сарафан,рубаха.

И при этом ее праздничный наряд – диво дивное. Одежду русские женщины шили и украшали сами, вкладывая в нее душу, проявляя настоящий талант художника.

Значение вышивки забывалось, а традиция украшения осталась. У женщин поверх рубахи надевался сарафан.

А какие головные уборы носили русские красавицы?

В повседневной жизни девушки носили косу.

В праздничные дни голову русской женщины украшал дивный по красоте убор, шитый жемчугом, цветным бисером, каменьями, разноцветными нитями.

В названиях головных уборов слышится родство с птицей: кокошник, сорока, кичка.

Взгляните на репродукции русских художников. Как вы думайте, что художник пытался до вас донести через эту картину? (предположения детей). Величественный светлый образ простой по характеру души крестьянки, восхищение от грации ее и «русского» духа в ее глазах и позе.

Ребята, вы готовы сегодня по пробовать изобразить русскую красавицу? (Да)

Демонстрируют: регулятивные УУД (обучающиеся о существляют саморегуляцию);

коммуникативные УУД (полно и точно высказывают свои мысли; умеют слушать);

познавательны е УУД (общеучебные): формулирование цели урока.

3. Восприятие

Задача:

формировать зрительный образ правильного рисования портрета

Изобразительная : учить составлению изображения образа русской красавицы, определению наиболее эффективные способов достижения результата

По источнику получения знаний – словесный: рассказ, беседа; наглядный: демонстрация, практический: упражнение.

По уровню включения в продуктивную деятельность –частично-поисковый,

Ребята, а как мы будем располагать наш лист при рисовании портрета?

(Вертикально)

Как же рисуется портрет?

Что мы должны для этого узнать?

Проведем небольшое расследование

Посмотрите друг на друга.

Какую форму имеет голова? (круглая, овальная).

Какой формы брови, глаза? (брови дугообразные, глаза овальные)

В центре глаза находится радужная оболочка, от которой зависит цвет глаз.

А где расположены глаза? (под бровями)

Примерно на середине лица.

Посмотрите друг на друга.

Так ли это?

Кстати, уши находятся на одной линии с глазами.

Какой формы у человека нос?

Где он расположен на лице?(нос треугольной формы, может быть большим, прямым, маленьким; находится на середине лица; начало носа- на одной линии с глазами).

Какой формы у человека рот? (большой круглый, находится ниже носа)

Вы должны помнить о мимике лица

Выражении, которое зависит от настроения человека.

Какое может быть настроение у человека? (радостное, удивленное, печальное, сердитое, спокойное).

Из-за этого изменяется расположение частей лица между собой.

Познавательны е УУД: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Изобразительная: учить составлению изображения образа русской красавицы, определению наиболее эффективные способов достижения результата

4. Показ способов действий

Задача:

Изобразительная: учить составлению изображения образа русской красавицы, определению наиболее эффективные способов достижения результата

Техническая: учить способам изображения портрета и способам решения проблем творческого и поискового характера в процессе освоения работы кистью и красками.

Композиционная: совершенствовать композиционные навыки в расположении рисунка, расположение части лица симметрично в соответствии с размером;

По источнику получения знаний – словесный: объяснение, беседа; рассказ,

наглядный: демонстрация, иллюстрация.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы самоконтроля.

Ребята, посмотрите, как я нарисовала портрет русской красавицы. Сейчас я расскажу, как я это делала.

С чего начнем рисовать? (с головы). Какую форму имеет голова? (овальную). Итак, первым шагом, я нарисовала голову.

Для того, чтобы лицо было симметрично, я расставила точки и соединила их.

Это линия роста волос, линия глаз, линия рта. Лицо рисовать довольно сложно.

Рисуем шею. Шея по ширине равна ширины головы, по длине - ее высоты. Плечи шире головы в 2 раза.

Прорисовываем части лица. Рисуем нос.. Рисуем ее плавной дугообразной линией. Прорисовываем крылья носа.

Портрет почти готов. Осталось придать ему индивидуальные черты и превратить в русскую красавицу. Я нарисовала девушке яркий красный с желтым кокошник, нарисовала зеленые глаза. И часть сарафана у меня тоже красная.

познавательны е УУД освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Изобразительная: учить составлению изображения образа русской красавицы, определению наиболее эффективные способов достижения результата

Техническая: учить способам изображения портрета и способам решения проблем творческого и поискового характера в процессе освоения работы кистью и красками.

Композиционная: совершенствовать композиционные навыки в расположении рисунка, расположение части лица симметрично в соответствии с размером;

5. Физминутка

Задача: Снять усталость, мышечное напряжение.

По источнику изложения учебного материала: Словесный (художественное слово)

А теперь отдохнем, вставайте со своих мест.

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)

Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)

В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)

Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)

Нос крючком, (Показывают пальчиком.)

Глаза большие, (Показывают.)

Словно угольки горят. (Покачивают головой.)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

Глаза вправо, влево, по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

Глаза закрываем. Теперь снова поморгали.

Молодцы, продолжаем работу.

Регулятивные УУД : волевая саморегуляция.

6. Словесное

проговаривание способов с действий.

Задачи:

Воспроизвести план работы над портретом

Изобразительная: учить составлению изображения образа русской красавицы, определению наиболее эффективные способов достижения результата

Техническая: учить способам изображения портрета и способам решения проблем творческого и поискового характера в процессе освоения работы кистью и красками.

Композиционная: совершенствовать композиционные навыки в расположении рисунка, расположение части лица симметрично в соответствии с размером;

Цветовая : закреплять умение подбирать краски в соответствии с темой и предметом изо.

Применение способов действий

Задачи:

Цветовая

бражения.

По источнику получения знаний – словесный: беседа; объяснение

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы контроля и самоконтроля.

Ребята, сейчас я вас научу рисовать портрет русской красавицы. Послушайте и посмотрите внимательно, как мы будем выполнять работу. Сейчас мы начнем с вами выполнять работу все вместе. Возьмите простой карандаш

С чего начнем рисовать? (с головы).

Возьмите эскиз головы, который лежит у вас на парте. Разместите его на листе бумаге не слишком высоко и не сильно низко, чтобы вы смогли нарисовать девушке красивый головной убор. Посмотрите, как я разместила шаблон на своем листе. Теперь обведите его. (обвожу сама).

На ваших шаблонах есть точки. Поставьте эти точки на линии овала. Вот так. Теперь соединим точки, которые расположены друг напротив друга. Вот так как у меня, посмотрите.

Это линия роста волос, линия глаз, линия рта. Теперь возьмите шаблон шеи и плеч, обведите шаблон. Я обвожу с вами.

Прорисовываем части лица. Рисуем нос. Сделайте ориентировочные штрихи на месте, где будет расположен нос. Рисуем ее плавной дугообразной линией. Прорисовываем крылья носа.

Переходим к прорисовке глаз. Они расположены чуть выше носа. Внешние края носа указывают, где будут идти внутренние уголки глаз. Тут нужно учесть важный фактор: анатомия человека устроена так, что расстояние между глаз равно величине еще одного глаза. Постарайтесь нарисовать глаза не слишком близко и не слишком далеко друг от друга.

Рисуем верхнее веко и нижнее. В середине глаза рисуем радужку и зрачок. Чего еще не хватает у глаз? Правильно, ресниц. Ресницы расположены как на верхнем веке, там и на нижнем.

Прорисовываем рот. Рисуем верхнюю губу, придаем девушке небольшую улыбку. Уголки рта немного приподнимаем. Затем нижнюю губу. Она немного шире верхней.

Прорисовываем уши. От бровей и кончика носа проводим две горизонтальные линии. Именно в этом промежутке рисуем ушную раковину.

А сейчас давайте придадим нарисованному лицу телесный цвет? Как вы думаете, как мы его можем получить? (смешать краски)

Кто - нибудь из вас знает, как смешать краски, чтобы получить цвет лица?

Итак, возьмем белый цвет, немного желтого и немного красного. Смешаем их. И закрасим лицо и часть шеи. Посмотрите.

Хорошо. А пока лицо сохнет, придайте портретам ваших красавиц индивидуальные черты. Нарисуйте красивый сарафан, головной убор. Подумайте, что это будет. Лента, кокошник или сорока. Не забудьте про красивые русские косы, которые были у девушек той поры.

Ребята, посмотрите на доску, какие головные уборы можно изобразить. Постарайтесь их оформить в яркие цвета.

Не забудьте стереть лишние линии.

Практическая работа детей и коррекция возможных ошибок.

Не симметрично расположены части лица.

Не правильное расположение частей лица.

Не прорисованы индивидуальные черты лица.

познавательны е УУД освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Изобразительная: учить составлению изображения образа русской красавицы, определению наиболее эффективные способов достижения результата

Техническая: учить способам изображения портрета и способам решения проблем творческого и поискового характера в процессе освоения работы кистью и красками.

Композиционная: совершенствовать композиционные навыки в расположении рисунка, расположение части лица симметрично в соответствии с размером;

Цветовая : закреплять умение подбирать краски в соответствии с темой и

предметом изображения

Цветовая : закреплять умение подбирать краски в соответствии с темой и предметом изображения

8. Анализ способов действий

Задача : проанализировать нарисованные портреты.

По источнику получения знаний – словесный: беседа.

Анализ работ

Что изображено? (портрет)

Чей это портрет? (русской красавицы)

Какое настроение у нее?

Какой у нее характер?

С помощью чего вам удалось передать такое настроение и характер?

Познавательные УУД:

умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД

Осуществляют анализ своей творческой деятельности

9.Рефлексия

Задача: подвести итог урока, провести рефлексию деятельности.

По источнику получения знаний – словесный: беседа.

Метод развития речи: коммуникативный (умение выражать свои мысли).

Рефлексивный прием: Незаконченное предложение.

Что вы нового узнали сегодня на уроке?

Что для тебя было самым интересным?

Все ли мы задачи выполнили. Узнали как выглядит русская красавица? Как?

Научились изображать красавицу в своих рисунках?

Кто доволен своей работой, поднимите руки.

Еще раз взглянем на нашу выставку. Посмотрите какие красавицы у вас получились.

Уже звенит звонок, уберите все с парт.

Спасибо всем за урок, мне было приятно с вами работать!

До свидания!

Регулятивные УУД (обучающиеся о существляют самоконтроль, самооценку, саморегуляцию, как способность к мобилизации сил и энергии, осуществляют познавательную и личностную рефлексию); коммуникативные УУД (полно и точно высказывают свои мысли; умеют слушать).

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения