Лев Толстой: потомки, генеалогическое древо. Дети, внуки и правнуки Льва Николаевича Толстого. Лев толстой и его потомки Лев толстой родословная

Родители Льва Николаевича Толстого, граф Николай Ильич Толстой и княжна Мария Николаевна Волконская, поженились в 1822. У них родились четыре сына и дочь: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев и Мария. Родные писателя стали прототипами многих героев романа «Война и мир»: отец – Николая Ростова, мама – княжны Марьи Болконской, дед по отцу Илья Андреевич Толстой – старого графа Ростова, дед по матери Николай Сергеевич Волконский – старого князя Болконского. У Л. Н. Толстого двоюродных братьев и сестер не было, так как его родители были единственными детьми в семьях.

По отцу Л. Н. Толстой находился в родстве с художником Ф. П. Толстым, Ф. И. Толстым («Американцем»), поэтами А. К. Толстым, Ф. И. Тютчевым и Н. А. Некрасовым, философом П. Я. Чаадаевым, канцлером Российской империи А. М. Горчаковым.

Род Толстых возвысил получивший титул графа сподвижник Петра I Петр Андреевич Толстой (1645-1729). От его внука, Андрея Ивановича Толстого (1721-1803), прозванного за многочисленное потомство «Большое гнездо», и пошли многие знаменитые Толстые. А. И. Толстой являлся дедом Ф. И. Толстого и Ф. П. Толстого, прадедом Л. Н. Толстого и А. К. Толстого. Л. Н. Толстой и поэт Алексей Константинович Толстой приходились друг другу троюродными братьями. Художник Федор Петрович Толстой и Федор Иванович Толстой-Американец были двоюродными дядями Льва Николаевича. Родная сестра Ф. И. Толстого-Американца Мария Ивановна Толстая-Лопухина (т.е. двоюродная тетя Л. Н. Толстого) известна по «Портрету М. И. Лопухиной» художника В. Л. Боровиковского. Поэт Федор Иванович Тютчев приходился шестиюродным братом Льву Николаевичу (мама Тютчева – Екатерина Львовна – была из рода Толстых). Сестра Андрея Ивановича Толстого (прадеда Л. Н. Толстого) – Мария – вышла замуж П. В. Чаадаева. Ее внук, философ Петр Яковлевич Чаадаев, следовательно, являлся троюродным дядей Льву Николаевичу.

Имеется информация, что прапрадедом (отцом прадеда) поэта Николая Алексеевича Некрасова был Иван Петрович Толстой (1685-1728), который был и прапрадедом Льва Николаевича. Если это действительно так, то получается, что Н. А. Некрасов и Л. Н. Толстой – четвероюродные братья. Троюродным дядей Л. Н Толстому приходился канцлер Российской империи Александр Михайлович Горчаков. Бабушка писателя по отцу, Пелагея Николаевна, была из рода Горчаковых.

У прадеда Л. Н. Толстого, А. И. Толстого, был младший брат Федор, потомком которого стал писатель Алексей Николаевич Толстой, запечатлевший своего предка Петра Андреевича Толстого в романе «Петр I». Дед А. Н. Толстого, Александр Петрович Толстой, приходился четвероюродным братом Льву Николаевичу. Следовательно, А. Н. Толстой, прозванный «красным графом», был четвероюродным внучатым племянником Льва Николаевича. Внучкой А. Н. Толстого является писательница Татьяна Никитична Толстая.

По материнской линии Л. Н. Толстой состоял в родстве с А. С. Пушкиным, с декабристами , С. П. Трубецким, А. И. Одоевским.

А. С. Пушкин был четвероюродным дядей Л. Н. Толстого. Мама Льва Николаевича приходилась четвероюродной сестрой поэту. Общим их предком был адмирал, сподвижник Петра I Иван Михайлович Головин. В 1868 Л. Н. Толстой познакомился со своей пятиюродной сестрой Марией Александровной Пушкиной-Гартунг, некоторые черты которой он впоследствии придал наружности Анны Карениной. Декабрист, князь Сергей Григорьевич Волконский был троюродным дядей писателя. Прадед Льва Николаевича, князь Дмитрий Юрьевич Трубецкой, женился на княжне Варваре Ивановне Одоевской. Их дочь – Екатерина Дмитриевна Трубецкая – вышла замуж за Николая Сергеевича Волконского. Брат Д. Ю. Трубецкого – генерал-фельдмаршал Никита Юрьевич Трубецкой – был прадедом декабриста Сергея Петровича Трубецкого, который, следовательно, Льву Николаевичу приходился четвероюродным братом. Родной брат В. И. Одоевской-Трубецкой, Александр Иванович Одоевский, являлся дедом поэта-декабриста Александра Ивановича Одоевского, который, получается, был троюродным дядей Л. Н. Толстого.

В 1862 Л. Н. Толстой женился на Софье Андреевне Берс. У них родились 9 сыновей и 4 дочери (из 13 детей 5 умерли в детстве): Сергей, Татьяна, Илья, Лев, Мария, Петр, Николай, Варвара, Андрей, Михаил, Алексей, Александра, Иван. Внучка Л. Н. Толстого, Софья Андреевна Толстая, стала последней женой поэта Сергея Александровича Есенина. Праправнуками Льва Николаевича (правнуками его сына – Ильи Львовича) являются телеведущие Петр Толстой и Фекла Толстая.

Жена Л. Н. Толстого, Софья Андреевна, была дочерью врача Андрея Евстафьевича Берса, который в молодости служил у Варвары Петровны Тургеневой – матери писателя Ивана Сергеевича Тургенева. А. Е. Берс и В. П. Тургенева имели роман, в результате которого появилась внебрачная дочь Варвара. Таким образом, у С. А. Берс-Толстой и И. С. Тургенева была общая сродная сестра.

100 лет назад умер Лев Николаевич Толстой, русский граф, философ, публицист и классик литературы. 10 ноября (по новому стилю) он втайне от семьи покинул свое имение Ясная Поляна и в сопровождении домашнего врача Душана Петровича Маковицкого отправился на близлежащую железнодорожную станцию Козлова Засека, чтобы начать новую жизнь. По дороге Толстой заболел воспалением легких. Он вынужден был остановиться на маленькой станции Астапово, где и скончался 20 ноября. Обозреватель "Известий" Наталья Кочеткова побеседовала с наиболее популярными в России потомками Льва Николаевича Толстого - праправнуками Феклой, Петром и Владимиром.

Фекла (Анна) Никитична Толстая (на генеалогическом древе N 112), пра-правнучка Льва Толстого, родилась 27 февраля 1971 года, окончила филологический факультет МГУ и режиссерский факультет ГИТИСа. Теле- и радиоведущая. В настоящее время работает на радиостанции "Серебряный дождь" и готовит ряд документальных проектов

Петр Олегович Толстой (на генеалогическом древе N 114), пра-правнук Льва Толстого, родился 20 июня 1969 года, окончил международное отделение факультета журналистики МГУ и Высшую школу подготовки журналистских кадров в Париже. Ведущий программы "Воскресное "Время" ("Первый канал")

Владимир Ильич Толстой (на генеалогическом древе N 116), праправнук Льва Толстого, родился 28 сентября 1962 года, окончил факультет журналистики МГУ. С 1994 года - директор музея "Ясная Поляна"

Фекла Толстая: Разговоры о Толстом вызывали у меня панику

известия: Чего вы ждете от торжеств, связанных со столетием со дня смерти вашего знаменитого предка?

фекла толстая: Ничего. Я же не чиновник Министерства культуры. И думаю, что Лев Николаевич тоже ничего не ожидал ни от празднования своего дня рождения, ни тем паче от таких юбилеев. Ожидать можно только того, что столетие ухода и смерти Толстого послужит поводом обратиться к его идеям, подумать, что изменилось за прошедший век. Если говорить о делах семейных, то мы в этом году собирались на очередной большой Толстовский съезд в Ясной Поляне...

и: Это куда собирается порядка сотни потомков Льва Николаевича?

толстая : Больше сотни. Вообще нас больше, но кто может, тот и приезжает. Мы все, конечно, понимали, что этот год особый. Особое внимание было к тому, что происходило 100 лет назад. Мы съездили на станцию Астапово, где умер Толстой, посмотрели еще до российской премьеры "Последнее воскресение", голливудскую картину про последний год жизни Толстого и его отношения в семье. Там жену Льва Николаевича Софью Андреевну прекрасно играет Хелен Миррен.

и : И что, вы все отдаете себе отчет в том, что вы в какой-то степени хранители некоего культурного наследия?

толстая: Я не ощущаю себя хранителем культурного наследия. Я благодарный и счастливый человек, которому повезло родиться в большой дружной семье. Мои родные - люди небанальные, остроумные, яркие, страстные, увлекающиеся. Мне просто повезло в жизни.

и: Принято говорить о любви к Толстому, но как можно испытывать чувство к человеку, которого никто из ныне живущих Толстых не застал?

толстая: Наверное, мы все по-разному к нему относимся. Я получила стандартное школьное советское образование и "проходила" Толстого в школе, в университете. Но это не мешает другому отношению к Льву Николаевичу, которое сложилось по семейным рассказам, воспоминаниям, не мешает относиться к нему как к дедушке.

Я еще застала внуков Толстого, некоторых из них я хорошо знала. То, что происходило тогда в Ясной Поляне: уход Толстого, раскол в толстовской семье, дети, которые поддерживали маму, младшая дочь, которая поддерживала отца в его идейных исканиях, в его уходе в 1910 году, - это все было событиями и их жизней, все это прямо повлияло на них, на то, где они оказались, что они делали, как они жили, о чем думали. Почти все они оказались в эмиграции после революции. И их детей, наших родителей, это тоже затронуло. Мы, наверное, первое поколение, которое может относиться к событиям столетней давности как к истории.

и: А когда вы "проходили" Толстого в школе, вы читали его как классика отечественной литературы или как прапрадедушку?

толстая : Повзрослев, я поняла, что мое родство с Толстым как-то глупо закрывало от меня Льва Николаевича, я всегда стеснялась и избегала этой темы. Если я могла не писать сочинение про Льва Николаевича, я, конечно, старалась этого не делать. Я считала, что с меня как праправнучки будет особый спрос. Еще учась в университете, я должна была сдавать русскую литературу второй половины XIX века. Необходимость говорить о Толстом вызывала у меня панику, мне казалось, что я ничего не знаю. Кризис дошел до того, что моя подруга, которая блестяще знает русскую литературу XIX века, пересказывала мне содержание "Войны и мира" ночью перед экзаменом. Сейчас мне это вспоминать смешно и неловко. Жалко нервов и времени, которое упущено. Когда же я стала читать Льва Николаевича без всяких обязательств перед экзаменатором и без необходимости держать ответ за свое родство, я стала это делать с огромной радостью, уважением и осознанием того, какой он блестящий и великолепный мастер. Просто ценить и получать удовольствие.

и: Когда наступило это время?

толстая: Да уже чуть ли не после университета. Я вспоминаю прекрасное время, когда я однажды в августе приехала в Ясную Поляну и читала "Войну и мир". Когда доходишь до описаний Лысых гор, которые списаны с Ясной Поляны, когда ты читаешь и при этом видишь все, что описано, и дышишь тем же самым воздухом и поднимаешься с книжкой по тому же самому Прешпекту, по которому князь Андрей поднимался в свое имение, это производит гораздо большее впечатление.

и: Как вы стали его воспринимать? Каков ваш Толстой?

толстая: Я довольно обычный читатель, отношусь к Льву Николаевичу с огромным уважением, интересом и желанием его понять. Я думаю, что, несмотря на некоторую категоричность Толстого (которая, впрочем, оправдана, потому что он так же был требователен к себе), он прежде всего оставил нам неотвеченные вопросы: как жить? в чем счастье? как строить семейную жизнь? Я не думаю, что он во время своих исканий нашел очевидные ответы. Он все подвергал сомнению и не мог бы сказать: да я знаю, как надо. И каждый человек по-своему отвечает на эти вопросы. Их надо просто себе задавать.

Петр Толстой: Как же так: ты Толстой, а на землю плюнул - несерьезно

известия: Говорят, у вас хранится перстень Толстых - фамильная реликвия, которая передается от отца к сыну...

петр толстой : Действительно, есть такой перстень, на котором изображен герб Толстых. В роде Толстых он передавался старшему по мужской линии. Ко мне он перешел от отца Феклы, Никиты Ильича. Красивый такой перстень. Но история его довольно темная: таких перстней было несколько. Этот, насколько мне известно, принадлежал дедушке Льва Николаевича, потом отцу, потом старшему брату, потом перешел к нашей части семьи. Получается, его история прослеживается где-то до XVIII века.

и: Каково его предназначение?

толстой: Это печатка - золотой перстень с агатом, на котором вырезан герб семьи. На гербе дворянский щит, две борзые собаки, константинопольская башня, которая напоминает о том моменте, когда Петру Андреевичу Толстому был пожалован графский титул (он был послом в Константинополе), масса всяких символов, которые специалисты по геральдике наверняка с легкостью опишут. В те времена в любой дворянской семье был перстень-печатка с родовым гербом. Им скрепляли сургучные печати. Выражаясь современным языком, это была такая электронная подпись.

и: Если говорить об исканиях Льва Толстого, то насколько его потомки "толстовцы"?

толстой: Толстой и "толстовцы" - это вообще разные вещи. То, о чем думал Толстой как личность, как великий писатель и выдающийся философ, "толстовцы" превратили в секту. К сожалению, следы этого сектантства мы еще наблюдаем до сих пор. Я к этому отношусь крайне отрицательно, считаю балаганом. К сожалению, балаганом с достаточно трагической историей, потому что именно все эти "толстовцы" во главе с Владимиром Чертковым (близкий друг Толстого, редактор и издатель его произведений. - "Известия") спровоцировали уход Толстого из Ясной Поляны и способствовали глубокому разрыву между его семьей и его последователями, которые были людьми в значительной степени поверхностными, менее культурными и воспринявшими все, о чем говорил Толстой, буквально, как руководство к действию.

Известна история, когда, сидя на веранде в Ясной Поляне, Лев Николаевич убил комара, а Чертков возопил: "Что вы делаете? Это же убийство!"

и : Толстого трактовали в разные времена по-разному: при жизни, в советское время, постсоветское...

толстой: А постсоветского Толстого не было. Я вам так скажу: было отношение к Толстому при жизни как к гуру, к которому приходили ходоки со всей России. В советское время он был "зеркалом русской революции", но всех его потомков революция стерла в порошок, не погнушавшись ничем, чтобы выдавить за границу. А постсоветского осмысления нет никакого по той простой причине, что современное общество даже отчасти не готово говорить на этом языке. Это общество думает о том, как купить автомобиль в кредит, обновить холодильник и съездить в выходные в мегамолл. А задуматься о каких-то философских идеях Толстого - и в мыслях нет. Хорошо бы начать приближаться к Толстому не с философии, а с литературы, "Войну и мир" перечитать...

и: Вот сейчас к 100-летию со дня смерти Толстого вышла книга Павла Басинского...

толстой: Да, очень хорошая книжка. Но если сравнить, например, 100-летие со дня смерти Толстого с 200-летием со дня рождения Пушкина, то вспомните, сколько там всего про Пушкина вышло и что происходило. Диспропорция вопиющая.

и: На днях вышел в прокат голливудский фильм "Последнее воскресение" с Хелен Миррен в роли Софьи Андреевны - чем не масштаб?

толстой: Вас не удивляет, что к 100-летию со дня смерти Толстого единственный фильм о Толстом выходит в Голливуде? Делает его немецкий продюсер, а в России ничего не происходит? Позиция сегодняшнего Министерства культуры такая: "мы смерти не празднуем". Это нормально? По-моему, нет. Так что сегодня какой-то серьезный разговор о Толстом не с кем вести.

Кроме того, я видел этот голливудский фильм. Это не просто клюква - это бессмысленная клюква. Актеры прекрасные, а сам фильм не имеет никакого отношения ни к Толстому, ни к его семье, ни к Ясной Поляне, ни к пониманию русского человека.

и: Празднование 200-летия со дня рождения Пушкина вылилось в результате во что-то не очень осмысленное: Пушкин был на каждой конфеткой коробке. Вы хотите, чтобы то же самое случилось с Толстым?

толстой: Я за то, чтобы было чувство меры. Понимаете, Льву Николаевичу все равно, как будет отмечаться 100-летие его смерти. Это важно для людей, которые живут сегодня. Но если сегодняшним людям это не важно, это жалко. Но я не говорю, что он должен смотреть с каждой конфетной коробки, я с вами согласен. Когда Пушкина превращают в предмет масскульта, китч, от этого ничего, кроме "наше все", не остается. Даст Бог, с Толстым такого не произойдет. Хотя если вы сейчас спросите у француза, американца или итальянца про русских писателей, они вам назовут две-три фамилии, не больше, - и Толстой будет среди них.

и: Получается, что Толстой в России несвоевременен, неактуален сейчас...

толстой: Невостребован. Актуален - безотносительное понятие. Невостребован точнее. Не нужен сегодня людям, потому что у них другие проблемы. Им навязывается другой образ жизни, другой образ мысли. Вот почему про Толстого говорят, что он классик? Не потому, что он написал толстые книжки, как некоторые думают. А потому, что, читая эти книжки, можно найти ответы на вопросы, которые мучают каждого: зачем жить? Почему так, а не иначе? Про отношения мужчины и женщины. Есть вечные темы, на которые Толстой размышлял в своих художественных произведениях.

и: Вы для себя ответы на вопросы "зачем жить и каковы отношения мужчины и женщины" у Толстого получили?

толстой: Я ищу.

и: С какого момента начали искать? Ведь классику читать в школе почти бесполезно - она для взрослых людей написана.

толстой: Сложный вопрос. Я Толстого воспринимаю в первую очередь не как великого писателя земли русской, а как прапрадедушку. По крайней мере, когда был маленький, я его так воспринимал. Потом уже как писателя, потом как философа. Читать его "для себя" я начал, наверное, ближе к 30. Поэтому и жалко, что общение с Толстым у большинства заканчивается в 9-м классе средней школы.

и: Что именно вас затронуло в толстовских текстах?

толстой: Я иначе прочитал "Хаджи-Мурата", по-другому стал понимать, о чем писал Лев Николаевич в "Крейцеровой сонате"...

и: И как же стали это понимать? Это один из самых непринимаемых большинством читателей текстов.

толстой: Это личный вопрос для каждого. Просто нужно этот текст перечитать и получить новые впечатления. Каждого это задевает по-своему.

и: Вас как задело?

толстой : За живое.

и: А что касается его религиозных воззрений?..

толстой: Отношения человека с Богом, религией, церковью у каждого человека свое. Это то, за что каждый человек, проживая жизнь, отвечает лично. Поэтому судить Льва Николаевича я не вправе, а религиозных его взглядов я не разделяю.

и: Как вам живется с фамилией Толстой? Это ноша, гордость, ответственность?

толстой: Даже безотносительно Льва Толстого носить эту фамилию - ответственность. Все мы пытаемся по мере сил ее нести. "Как же так: ты Толстой, а на землю плюнул - несерьезно". Это же в мелочах все выражается. Меня спрашивают: "Вы родственник, не родственник?" Гаишники особенно любят...

и: Уточняют, какому Толстому?

толстой: Да им все равно.

Владимир Толстой: Когда я в первый раз вошел в дом Толстого, подумал, что меня обманули

известия: Насколько мне известно, до того, как вы стали директором Ясной Поляны, потомки Толстого были в напряженных отношениях с музеем...

владимир толстой : Это в большей степени касалось Никиты Ильича Толстого, отца Феклы. У моего отца с музеем тоже были непростые отношения, но в открытые конфронтации он все-таки не вступал, и я в детстве, отрочестве и юности с родителями в Ясную Поляну все-таки приезжал. Но это были более официальные приезды, чем то, что происходит сейчас.

Дело в том, что среди людей, которые профессионально занимаются Толстым, есть два направления. Первые - те, кто относится к Толстому с позиций Черткова. Вторые - те, кто придерживается взглядов, близких семье Толстого. Эта конфронтация возникла в последние годы жизни Льва Николаевича и в какой-то степени существует и по сей день.

"Чертковцы" всячески унижали и оскорбляли Софью Андреевну, пытались принизить ее роль в жизни Льва Николаевича, в создании Яснополянского музея, качества и достоинства детей Льва Николаевича. А была позиция семьи, которая пыталась защитить свои честь и достоинство. Но это был не только личностный конфликт между Чертковым как ближайшим другом и последователем Толстого и Софьей Андреевной. Это еще был идеологический конфликт. "Чертковцы" больше любят мертвого великого Льва, а для нас важнее живой Толстой, молодой, разный. На этой основе и происходили размолвки между членами семьи и теми людьми, которые официально возглавляли Яснополянский музей.

и: Каким образом вам удалось сделать Ясную Поляну более толстовской, чем чертковской?

толстой: Музей действительно менялся за последние 16 лет. Кроме того такого рода разногласия были и внутри музейного коллектива. Мне показалось, что мне удалось их снять, но глубинные противоречия у некоторых людей, поработавших в музее более 20 лет, все равно остались.

Внешне эти перемены наиболее ярко проявились в наружности дома Толстого. В начале 1990-х годов он представлял собой довольно сумрачное пространство: окна затянуты плотными гардинами, сквозь которые не проникает свет. В общем-то это делалось из музейных соображений - чтобы свет не портил висящие на стенах фотографии, книги, предметы интерьера. Мебель была затянута чехлами - опять же с целью подольше все это сохранить. Деревянные поверхности, начиная с послевоенного времени, были закрашены темно-коричневой краской (раньше такой парты в школах красили). Очень мрачное все.

Я помню свои первые детские ощущения. Я приехал в Ясную после того, как прочитал воспоминания моего прадеда Ильи Львовича Толстого и сестры Софьи Андреевны - Татьяны Андреевны Кузьминской. В одной и в другой книге Ясная Поляна предстает волшебным радостным местом - солнечным, наполненным светом. И когда в первый раз вошел в дом Толстого, я подумал, что что-то не то. Что меня обманули: то ли в этих воспоминаниях что-то не так, то ли с самим домом что-то произошло. И от этого несоответствия ожиданиям было страшное разочарование.

Поэтому первое, что мы начали делать в середине 1990-х, - раскрыли окна, заменив гардины специальной пленкой, которая пропускает свет, но защищает от инфракрасных лучей, сняли чехлы с мебели и на протяжении нескольких лет реставраторы кропотливо снимали слой за слоем коричневой краски с окон, перил, пола, лестницы. И случилось преображение: дом стал оживать.

И еще мне было важно привнести в Ясную постоянную бурлящую живую жизнь - чтобы это было не официальное пространство поклонения Толстому, а место, куда с радостью едут творческие люди, музыканты, писатели, художники, актеры, режиссеры. В-третьих - это природа усадьбы: сады, леса, парки, пчелы, лошади. Важно, чтобы это было не театрально-бутафорским, а усадебно-хозяйственным.

И четвертое, важно не сосредотачивать все только на центральной части Ясной Поляны - дом, могила, хозяйственные постройки, а расширить толстовскую вселенную за счет других имений и усадеб, принадлежавших Толстым. За эти годы были присоединены к Ясной Поляне Никольско-Вяземское - родовая усадьба Толстых, Пирогово, Покровское, принадлежавшие Сергею Николаевичу и Марье Николаевне Толстым - брату и сестре Льва Николаевича, - станция Козлова Засека, город Крапивна, Мансурово, усадьба, принадлежавшая моему прадеду Илье Львовичу в Калужской губернии. Возник детский сад в деревне Ясная Поляна...

и: У вас еще, кажется, школа есть?

толстой: Школа всегда существовала, и у меня было огромное желание, чтобы она вошла в этот Яснополянский комплекс. К сожалению, это не получилось пока.


Граф Федор Петрович Толстой (1783-1873) - одна из ярких фигур в истории искусства и общественной деятельности России 19 века. Он обладал многогранным диапазоном интересов и талантов: был великолепным скульптором и графиком, медальером и уникальным мастером силуэтов; он пробовал себя в живописи и в создании театральных костюмов, в изготовлении мебели и писательстве. Федор Толстой прожил необычайно интересную и гармоничную жизнь длиною в 90 лет. И была в его жизни удивительная история, связанная с красной и белой смородинкой-кормилицей.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/tolstoyu-003.jpg" alt="Медальоны в память военных событий 1812, 1813, 1814 и 1815 годов. Издано в 1838 году." title="Медальоны в память военных событий 1812, 1813, 1814 и 1815 годов. Издано в 1838 году." border="0" vspace="5">


Отказываясь от карьеры военного, чтобы посвятить себя искусству, Федор Толстой прекрасно понимал, что его ждет отлучение от дома знатных родителей, утеря благосклонности родственников, влиятельных друзей и знакомых, а одним словом нищета и лишения. Однако это не остудило и не остановило графа.



Федор Петрович помимо медальерного дела мастерски и скрупулезно писал натюрморты, которые отличались удивительной композицией, объемностью, изяществом, тонкостью линий и переходящих оттенков.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/tolstoyu-008.jpg" alt="Императрица Елизавета Алексеевна." title="Императрица Елизавета Алексеевна." border="0" vspace="5">


И нужно сказать, что Елизавета Алексеевна была необычайно красива, умна и утонченна. И когда ей хотелось удивить своих заграничных высочайших родственников чем-нибудь новым и изящным, она каждый раз на подарок заказывала Федору Толстому еще и еще смородину, и за каждую из которых тот получал перстень. И это повторялось не раз, не два, а такое множество, что художник и счет потерял тому сколько нарисовал "смородинок" Елизавете Алексеевне и сколько перстней от нее получил.

И каждый раз, вспоминая начало своей художественной карьеры, художник говаривал: "Тяжело мне приходилось, да меня тогда моя смородинка выручала! Если бы не она, не знаю, как бы я вывернулся… Можно не шутя сказать, что целая семья питалась одной смородиной".

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/tolstoyu-011.jpg" alt="Стрекоза.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/tolstoyu-015.jpg" alt=" Ветка винограда. Натюрморт. (1817). Автор: Ф.П.Толстой. " title=" Ветка винограда. Натюрморт. (1817).

Неоценим вклад графа Толстого в технику вырезания силуэтов. Так как в 18 веке в этой технике выполняли только портреты, мастер первым обратился к вырезанию многофи­гурных композиций на исто­рическую, военную, бытовую тематику. С ювелирной точностью он создал множество работ, восхищающих своей утонченностью и реалистичностью.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/tolstoyu-014.jpg" alt=" Наполеон у костра. Силуэт.

Льва и двух Алексеев имеются родственные связи. Они все произошли от дворянского рода Толстых, корни которого в Германии. В 14-го века их предок Индрис покинул эту страну и принял в Чернигове.

Родословная Толстых

Род собственно семейства Толстых с его правнука, которого звали Андрей Харитонович. Он после жизни в Чернигове обосновался в Москве. Первые его потомки были военнослужащими, что было своего рода традицией. Однако в последующих поколениях в роду Толстых стали появляться государственные политические и великие литературные деятели.

Древо

Ближайшим предкам Льва и Алексея Николаевичей и Алексея Константиновича является Петр Андреевич Толстой. У него было рождено двое сыновей. Один из них не мог иметь детей, а второй стал отцом нескольких сыновей, среди которых следует выделить Илью и Андрея. Именно они произвели на свет ближайших родственников этих трех великих писателей.

Лев Николаевич Толстой появился на свет в 1828 году в Тульской губернии. Его отцом был Николай Ильич Толстой, который был сыном Ильи Андреевича.

Ветка Ильи Толстого славится появлением Льва Николаевича и Алексея Константиновича. Они приходятся друг другу троюродными братьями. Алексей Николаевич появился через несколько поколений. Если судить по родству, то для Льва Николаевича он является внучатым племянником в четвертом поколении. Родство, конечно, очень дальнее, но все же оно свидетельствует о том, что у них есть общие корни и можно считать их родственниками, а не просто однофамильцами.

Алексей Николаевич Толстой был рожден в 1883 году. Местом его рождения был город Николаевск. Отцом его является граф Николай Александрович Толстой.

Изучением рода Толстых занимаются многие биографы, и уже составлены достаточно подробные генеалогические древа. Все они подтверждают тот факт, что в этом роду имеется трое известных писателей, которые появились в разные периоды времени. Самым старшим из этих писателей является Алексей Константинович. Он родился в 1817 году в городе Санкт-Петербурге. Его отцом был Константин Петрович Толстой, который является родным братом знаменитого художника Ф.П. Толстого.

Лев Николаевич Толстой ( - ), русский писатель, критик, общественный деятель.

Позже он напишет в "Исповеди":

"Сообщенное мне с детства вероучение исчезло во мне так же, как и в других, с той только разницей, что так как я с 15-ти лет стал читать философские сочинения, то мое отречение от вероучения очень рано стало сознательным. Я с 16 лет перестал становиться на молитву и перестал по собственному побуждению ходить в церковь и говеть..."

В период юношества Толстой увлекается Монтескье и Руссо . О последнем известно его признание: "В 15 лет я носил на шее медальон с его портретом вместо нательного креста ". .

"...Знакомство с западными безбожниками еще более помогло ему стать на этот страшный путь... ", - писал о. Иоанн Кронштадтский

Именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

Военная служба. Начало писательской деятельности

В уезжает из Ясной Поляны на Кавказ , место службы его старшего брата Николая, добровольцем участвует в военных действиях против чеченцев . В дневнике отмечены его первые литературные замыслы («История вчерашнего дня» и др.). Осенью , сдав в Тифлисе экзамен, поступает юнкером в 4-ю батарею 20-й артиллерийской бригады, стоявшей в казацкой станице Старогладове под Кизляром .

В эти же годы у Толстого появляются мысли об "основании новой религии". Будучи 27-летним офицером, находясь под Севастополем, однажды после угарного ночного кутежа и крупного проигрыша, в дневнике от 5 марта года он пишет:

"Разговор о божестве и вере навел меня на великую, громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить всю жизнь. Мысль эта - основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле."

Толстой низводит упование на грядущее блаженство с неба на землю и Христос мыслится в этой религии только как человек. Зерно этого размышления до поры зрело, пока не дало ростки в 80-х годах, в пору духовного кризиса, настигшего Толстого.

"Война и мир","Анна Каренина".

В сентябре года Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс (+1919) и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Он проживет с ней 48 лет, она родит ему 13 детей, из которых семеро останутся живы.

С моментом окончания романа совпадает начало духовного кризиса Толстого. Внутренние метания героя романа Лёвина есть отражение происходившего в душе самого автора.

Духовный кризис. Создание учения

В начале 1880-х семья Толстых переезжает в Москву , чтобы дать образование подраставшим детям. С этого времени зимы Толстой проводит в Москве. Здесь в участвует в переписи московского населения, близко знакомится с жизнью обитателей городских трущоб, которую описал в трактате "Так что же нам делать?" (1882 - 86), и делает вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя! "

В 80-е гг. Толстой заметно охладевает к художественной работе и даже осуждает как барскую «забаву» свои прежние романы и повести. Он увлекается простым физическим трудом, пашет, шьет себе сапоги, становится вегетарианцем, отдает семье все свое крупное состояние, отказывается от прав литературной собственности. В то же время растет его недовольство привычным образом жизни.

Свои новые социальные взгляды Толстой связывает с нравственно-религиозной философией. Новое миросозерцание Толстого широко и полно выразилось в его произведениях «Исповедь» (1879-80, опубликована 1884) и «В чём моя вера?» (1882-84). Труды «Исследование догматического богословия» (1879-80) и «Соединение и перевод четырёх евангелий» (1880-81) кладут основу религиозной стороне толстовского учения .

"Вся его философия сводилась отныне к морали. - пишет И.А. Ильин - И в этой морали было два истока: сострадание, которое он называет "любовью", и абстрактный, резонерствующий рассудок, который он называет "разумом" ".

Бог определяется Толстым прежде всего через отрицание всех тех свойств, какие раскрываются в православном вероучении. У Толстого свое понимание Бога.

"Эту точку зрения, - отмечает И.А. Ильин, - можно назвать аутизмом (аутос по-гречески значит сам), т. е. замыканием в рамках самого себя, суждением о других людях и вещах с точки зрения собственного разумения, т. е. субъективистская беспредметность в созерцании и оценке. Толстой - аутист: в мировоззрении, культуре, философии, созерцании, оценках. В этом аутизме суть его доктрины ".

Постепенно его мировоззрение вырождается в своеобразный религиозный нигилизм . Толстой подверг критике и отрицанию Символ Веры , Катехизис святителя Филарета , Послание восточных патриархов , Догматическое Богословие митрополита Макария . И всё то, что стоит за этими трудами.

Отлучение от Церкви

В последнее десятилетие жизни Толстой поддерживает личные отношения с В.Г.Короленко, А.П.Чеховым , М.Горьким . В это время созданы: «Хаджи-Мурат», «Фальшивый купон», неоконченная повесть «Нет в мире виноватых», «Отец Сергий», драма «Живой труп», «После бала», «Посмертные записки старца Федора Кузмича...».

Последние годы жизни Толстой проводит в Ясной Поляне в непрестанных душевных страданиях, в атмосфере интриг и раздоров между толстовцами, с одной стороны, и С.А.Толстой – с другой. Его часто мучает мысль уйти из дома. Он объясняет эти мучения "несоответствием жизни с верованиями".

Ильин И.А. Мировоззрение Льва Толстого. Собрание сочинений: В 10 т. Т.6. Кн.III, с.462

Там же, с.463

Андреев И.М.Русские писатели XIX века, М.,2009, с.369

См. книгу «Отец Иоанн Кронштадтский и граф Лев Толстой» (Джорданвилль, 1960 г.)

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения