Изразец украшение старинного городского здания. Антикварные материалы. Камин «Микула Селянинович и Вольга»

19 апреля в Государственном Музее Архитектуры им. Щусева открылась выставка "Изразцы в русской архитектуре ". Музей делится лучшими образцами своей коллекции строительных материалов, история создания которой драматична. Коллекция собиралась в результате проведения в 1930-е годы экспедиций, которые музей направлял с целью спасения гибнущих архитектурных памятников. Многие изразцы до сих пор передают реставраторы, понимая, что через многообразие строительных материалов, которые использовались в России в разные столетия, возможно не только достойно оценить искусство русского зодчества, но и воссоздать утраченные шедевры.

Старинные изразцы

На выставке представлены интереснейшие изразцы XVII - начала XX веков. В XVII веке в нашей стране большое распространение получили муравленые изразцы . Назывались они так, потому, что покрывались глазурью зеленого цвета. Зеленый - цвет травы-муравы, отсюда и пошло название. Вот, например, рельефный муравленый изразец 1660 года, использовавшийся в Троицкой Церкви в Костроме, "Было видение это в Царьграде".

Изразцами украшали церкви, колокольни, фасады зданий и печи. Основными художественными темами рисунков были сцены сражений, изображение сказочных зверей и птиц, растений, а также героев популярных литературных произведений того времени. В XVIII веке стало использоваться больше разноцветных изразцов.



Изразец VIII века "Госпожа несчастная"

За время царствования Петра I вкусы русской публики поменялись - сказалось увлечение государя Европой. Поэтому к VIII веку изразцы стали напоминать голландскую плитку - тонкие узоры, бело-синяя цветовая гамма.

Помимо отдельных изразцов, на выставке можно увидеть панно со святыми, использовавшиеся в церквях

А также композиции, созданные в 1890-х годах знаменитым товариществом по производству фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова, из парадной столовой его усадьбы, и также маску льва, выполненную по эскизу Врубеля.

Детали и место проведения выставки

Выставка на данный момент уже закрыта. Она проходила в Анфиладе, зал № 9 Государственного Музея Архитектуры им. Щусева. Адрес: г. Москва, ул. Воздвиженка, д.5/25

Фрагмент гладкого изразца с надписью. Середина XVIII века.

Изразцы из коллекции музея истории Мещанского района «Садовое кольцо» характеризуют основные виды изразцового декора с конца XVI века до начала XX века, и являются важным источником изучения истории быта московского посада.

Терракотовые печные изразцы без обливы, - получивших название по цвету обожженной глины «красные», - стали изготавливать в Московской Руси с конца XVI века. Изразцы были декорированы рельефами, оконтуренными рамкой, с зооморфными и антропоморфными изображениями, - например, - двуглавых орлов, кентавров или батальных сцен, а также растительными орнаментами.

В архитектуре с конца XVI века были широко распространены кровельные керамические покрытия. Это был надежный и недорогой материал. Городчатая поливная черепица зеленого цвета была наиболее распространена с 1630-х по 1680-е годы.

С 1630-х годов в Москве появляются поливные «муравленые» изразцы с прозрачной глазурью зеленого цвета с сюжетами и композициями красных изразцов.

Со второй половины XVII века начинается «золотой век русского изразца», - появляются изразцы с непрозрачными оловянными эмалями белого, желтого, бирюзового, синего цветов и прозрачной глазурью коричневого цвета и новыми композициями рисунков. Данные изменения произошли вследствие исторических событий. Во время русско-польской войны 1654-1667 годов «к Москве» переселились белорусские ремесленники, придерживающиеся новых декоративных тенденций. В Москве существовало два основных центра производства изразцов, - Гончарная и Мещанская слободы. Мещанская слобода возникла в 1670-1671 годах в связи с царским указом о переселении мещан из других слобод и иноземцев «из-за польско-литовского рубежа».

В начале XVIII века, с указом Петра I в Россию прибыли европейские мастера, и принесли с собой новые европейские традиции декоративной интерьерной керамики. Стали изготовляться гладкие расписные изразцы. В архитектуре полихромная керамика больше не применялась. Из технологии изготовления ушел оттиск рельефа в формах или штампом. На изразцах появился сюжет и комментарий к нему, главным героем становится человек и его душевное состояние. Техника рисунка чаще была достаточно упрощенной.

До 1730-х годов также существуют «гербовые» изразцы, - изделия переходного типа от рельефных полихромных к гладким расписным, - сочетавших рельеф и роспись.

К концу XVIII века многоцветный декор вытесняют белые классицистические рельефы, подражающие мрамору. В росписи массовой более дешевой продукции начинает преобладать синий цвет. Пышная рамка заменяется тонкой каймой, а сюжет - изображением вазы с букетом цветов.

В XIX столетии почти все печи облицовывались белым кафелем. От пышного архитектурного декора происходит переход к более скромной пластической декорации. В XIX веке налаживается фабричное производство изразцов. На изделиях появляются заводские клейма. В России в XIX-XX веках изготавливали изразцы заводы «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова», А.Гусарева, Власова, Аксенова, братьев Аблаженовых и другие. Так же можно встретить изделия иностранных производств. В изделия второй половины - конца XIX века возвращается синяя роспись по белому фону упрощенного характера. Затем из росписи уходит букет и остается одна лишь синяя или коричневая рамка, обрамляющая белый изразец. В конце XIX века появляется интерес к древнерусскому искусству и быту, в связи с чем фасады печей покрывались вязью в неорусском стиле.

В начале XX века утонченные флоральные орнаменты модерна также можно видеть и в декоративной керамике.

Пройдя путь развития от рельефных красноглиняных изразцов с конца XVI века, «муравленых» и рельефных, покрытыми непрозрачными эмалями XVII века, гладких расписных XVIII века, гладких покрытых белой эмалью XIX века, вновь запестривших буйством форм и красок в начале XX века, изразцы были не просто яркой деталью интерьера или архитектурного фасада, а концентрировали на себе внимание таким образом, что печь становилась интерьерообразующим элементов, а постройка - архитектурной доминантой в городской среде.

Аннотация к выставке «Московский изразец» из собрания музея «Садовое кольцо».

Расписной печной изразец, - 30-е - 60-е годы XVIII века.

Расписной печной изразец, - вторая половина XVIII века.

Изразец стеновой угловой гладкий расписной. Вторая половина XIX века.

Расписные изразцы, - завод Гусарева. Середина XIX века.

Глазурованные изразцы, - завод Кузнецова. Вторая половина XIX века.

Изразец стеновой рельефный. Завод «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова». Начало XX века. Размер 21х19х4 сантиметров.

Печь с изразцами – одна из самых живописных. Домашняя и уютная, она никого не оставляет равнодушной. Вызывает непреодолимое желание прислониться к теплой стенке, провести рукой по выпуклому рисунку. От нее исходит умиротворение и спокойствие.

Фото:

Т акой притягательной делают ее изразцы.

– исконное название плиток для облицовывания. Слово изразец имеет старинные корни. Происходит от старославянского «изразъ», что означает резать, т.к. плитки изначально имели выпуклый (изрезанный) рисунок.

Позднее, под влиянием немецкого языка, получили второе название – кафель (кахель), что не совсем правильно, т.к. кафель имел гладкую поверхность. Но именно это слово окончательно закрепилось в языке, им стали называть все керамические плитки.

История изразцов

Облицовка печей изразцами имеет очень древнюю историю – обнаруженные находки свидетельствуют о VIII веке.

Печные изразцы стали развиваться особенно бурно в России в XVII веке, благодаря интересу к ним Петра I. Царь-реформатор, стремящийся модернизировать все сферы жизни страны, провел преобразование и в изразцовом деле.

По его личному указанию в строящийся Санкт-Петербург приглашались на работу голландские и немецкие керамисты, а талантливые русские мастера направлялись на учебу в Европу.

Петр I определил и новое направление в росписи изразцов. Соответственно его указу, все дворцовые печи должны были оформляться в живописном стиле. На плитки стали наносить изображения цветов и животных, жанровые сценки. А также парусники, городские пейзажи, фигуры офицеров и придворных дам и многое другое, что отражало жизнь, вкусы и предпочтения аристократии, состоятельных горожан и купцов.

Фото:

Причем это были не просто изображения. В каждый рисунок был заложен смысл, понятный современникам. Тогда же мастера стали подписывать изразцы. Чаще всего это были пояснительные надписи, но наносили также пословицы и поговорки. Теперь же смысл многих аллегорических картинок нам неясен, особенно без подписей. Остается лишь догадываться, что подразумевал автор тем или иным рисунком.

Старинные изразцы той эпохи можно увидеть в музее А.Меншикова в Санкт-Петербурге. Белого цвета с росписью кобальтовыми красками, они приковывают к себе восхищенные взгляды. Ни один рисунок не повторяется, на каждом свой сюжет.

В оформлении печей стали использовать ковровое покрытие. Для создания такого декора нужен был новый вид изразца. Рисунок на плитке перестали оформлять рамкой, по углам располагали прямоугольный или округлый узоры. При выкладывании изразцов на стыках плиток элементы соединяются и создают единый ковровый орнамент.

Для каждой печи всегда изготавливался индивидуальный комплект изразцов, т.к. кладка печи и облицовка изразцами происходит одновременно. Ни одна печь не повторялась – ни по конструкции, ни по облицовке.

Изготовление изразцов было настолько трудоемким процессом, что мастеров называли живописцами. Труд ценился очень высоко – наравне с работой иконописцев.

Фото:

Несмотря на большое влияние иноземных мастеров, русская плитка имела свои отличия. Отказываться от своих традиций мастера не стали. Поэтому в рисунках видно переплетение западноевропейского искусства и русского стиля.

Русские изразцы отличались не только используемым материалом и размером, но и конструкцией. Главное отличие от европейских кахлей – румпа с тыльной стороны. Это глиняный выступ с отверстием для проволоки, которой связывают изразцы друг с другом и самой кладкой. Такая техника облицовки применяется и поныне.

После бурного развития в XVII – нач. XVIII в., последовал более спокойный ритм развития изразцового производства. На смену бело-голубым плиткам вернулись многоцветные изразцы.

По мере развития технического прогресса, производство изразцов становилось все более массовым. Изобретались новые приемы, упрощалась и менялась мода на роспись плиток. Возникал и угасал интерес к сюжетным росписям изразцов, к многоцветным и монохромным стилям.

Со временем печи с изразцами стали настолько популярными, что производство плиток не поспевало за строительством печей. Поэтому значительно упростилась роспись изразцов. В первой трети XIX века плитки, покрытые белой эмалью, вытеснили расписные. Осталось лишь несколько мастерских, продолжавших расписывать изразцы.

Благодаря современным материалам и краскам, роспись изразцов становится более доступной. Появились предприятия, специализирующиеся на выпуске изразцов. Кладка каминов и печей из изразцов становится популярной. Остается надеяться, что древнее народное искусство сумеет выжить и приспособиться к современным условиям.

Сегодня изразцы для печей и каминов вновь популярны. Хотя многие технологии росписи безвозвратно утеряны, те, что остались, успешно применяются и сейчас.

Изразцы, или кафель — это особой формы глиняные таблички (плитки), имеющие вид небольшой коробки и предназначенные для облицовки чего-либо. В том числе таким кафелем облицовывалась и изразцовая печь. Главная особенность и отличие любых изразцов (а большее распространение получили все-таки керамические изделия) от облицовочной плитки - это наличие румпы (выемки разного размера в виде чаши на оборотной стороне), предназначенной для удержания печного тепла.

История происхождения и распространения кафеля

Известная человечеству история создания керамических плиток для облицовки начинается с Древнего Египта и Ассиро-Вавилонских царств за два тысячелетия до нашей эры.

Многие века технология изготовления изразцов не менялась:

  • Сама коробчатая форма изразца исполнялась путем оттиска в соответствующей деревянной опалубке.
  • Румпа вытачивалась гончаром на его рабочем инструменте.
  • Затем кафель доводился до соответствующей кондиции путем обжига в печи или на костре.

Изразцы в Западной Европе

В Западной Европе изразцы известны с VIII века нашей эры. А их расцвет пришелся на время ухода из архитектуры готики и прихода ей на смену барокко - эпоху Возрождения. Ничего странного нет в том, что изразцы были востребованы на севере и в центре Европы (германские княжества, Нидерланды, Швейцарская конфедерация, Речь Посполитая и так далее), и ими облицовывались изразцовые печи и камины, тогда как на юге они играли больше декоративную роль.

Изразцы на Руси

Мода на них пришла на Русь в XV-XVI веках с Запада, видимо, еще при великом московском князе Василии III — отце первого русского царя Ивана Грозного. Не миновала и Польшу, с которой русские очень сильно враждовали и воевали, но также многое оттуда и заимствовали. Вначале изразцы больше применялись при строительстве, в основном церквей и монастырей. Но в первой половине XVII века ширинковые изразцы (кафель, помещаемый в углубление стены как элемент декора) деятельно использовались не только в Москве, но и во Владимире, Ярославле и Нижнем Новгороде.

В первой половине XVI века в Псково-Печорском монастыре на могилы ставили керамиды. Это плиты со сложным рельефным рисунком, политые глазурью. Таким образом, ответом на вопрос «При каком царе появились изразцовые печи?» будет - при первом русском царе Иване IV Васильевиче, прозванном Грозным.

Расцвет ценинного дела в Москве пришелся на период управления Русской церковью патриархом Никоном. Им были положено начало изготовления изразцов, в том числе и в Иверском монастыре, где работали иностранцы-переселенцы из Речи Посполитой.

Изразцовая русская печь

Практически до конца XIII века на Руси повсеместно отапливали жилища по-черному (выход дыма осуществлялся через дыру в потолке). Печи сооружались из тщательно подогнанных цельных камней приличного размера. Только с XV века их постепенно стали вытеснять русские печи с дымоходом, выполненные из огнеупорного кирпича. Серьезную попытку покончить с отоплением по-черному предпринял Великий Петр. Царь из-за высокой степени пожароопасности повелел строить русские печи с трубами из огнеупорного кирпича и кафеля, расписанного в его любимом голландском стиле. Поэтому на вопрос «При каком царе появились изразцовые печи в России?» можно дать однозначный ответ: официально по указу - при царе Петре I. Правда, сначала добился он этого в обеих столицах России, а чуть позже в других городах этим вопросом занимались его последователи. Окончательно эта проблема была решена только в следующем веке.

Места обжига кафеля именовались заводами. В этом и следующих веках изразцы производились в огромных масштабах в обеих столицах России и множестве других мест практически только для строительства и облицовки печей.

Значение печи

В России печь имеет особое сакральное значение. Это не только готовка еды, как в Южной Европе, и обогрев помещений, как в Европе Северной. Печь была для русских людей всем. На ней спали, лечились и любились, в ней мылись — она была центральным узлом такого широкого понятия, как дом. Недаром, согласно поверьям, под печкой жил хранитель дома - домовой. Естественно, что печь служила и основным элементом декора, который грех было не украсить, тем более что на это имелось особое царское повеление.

Устройство и особенности работы

Поверхность изразца может быть ровной или шероховатой, а оборотная - только вогнутой, заполняемой песком или битым кирпичом, насыпаемым в румпу. Это необходимо для создания своего рода термоподушки.

Изразцовая печь, построенная из специальных изразцов или облицованная кафелем, не только долго сохраняла тепло, более медленно отдавая его окружающему пространству, но и за счет термоподушки получала его, пусть и небольшую часть, обратно. А точки крепления, специально сделанные на оборотной стороне (кроме области румпы), также давали возможность не только более крепкого сцепления с кирпичной кладкой печи, но и синхронного с нею расширения при нагревании и сжатия при охлаждении. То есть, согласно специальному техническому термину, система позволяла им «дышать» вместе с печкой. Изразцы просты в уходе, так как легко моются. А также они накапливают на себе меньше грязи и пыли, по сравнению с известкой или кирпичной кладкой.

Изразцовая печь с толстенными стенками, позволившими обеспечить вполне приемлемые условия для существования человека в России в зимний период, были прозваны голландками. Видимо, за непременно наличествующий синий рисунок на кафеле в делфтском стиле, хотя на самом деле в Европу они попали уже из России. Но в истории так часто бывает. Сюжетами делфта являются морские пейзажи, корабли, люди разных сословий и занятий и тому подобные картинки из жизни. В середине позапрошлого века такой стиль породил народный промысел в подмосковной Гжели, существующий до сих пор.

Изразцовая плитка для печей и каминов

Хотя главным и подавляющим по своей производимой массе в России был голландский (делфтский) стиль изображений на изразцах, разнообразие в него вносили и импортируемые английские изразцы, а также буйная фантазия русских дизайнеров прошлого и позапрошлого столетий. Изразцовая плитка для печей дает возможность устоявшийся образ кирпично-красной печи заменить на любой стиль. Это антика или классицизм, барокко или рококо, модерн или постмодерн, арт-деко или поп-арт, шале или скандинавский стиль, и так далее.

Стоит отметить один интересный факт. В середине XVIII века при императрице Елизавете I Петровне в России производилось изразцов больше, чем где-либо в Европе.

Русская печь в XXI веке

Русская печка в текущем веке уже редко, особенно в городских условиях, предназначается для отопления и отдыха, а все больше, наряду с каминами, используется как важный элемент декора помещений. Камин, в том числе сложенный своими руками, больше тяготеет к западному образу, а изразцовая печь - славянофильскому. При этом внешнему облику придается гипертрофированное значение, и наряду с настоящими изразцами с румпой подчас изготавливают их упрощенные образцы, а то и просто архитектурную керамику.

Информация в заключение

Итак, мы рассмотрели, при каком царе изразцовая печь появилась. Археологи, как всегда, любят рушить теории, взлелеянные и выписанные историками. Так, находка в начале прошлого века в Киеве кафлей (изразцов), датируемых эпохой крещения Руси, в очередной раз проверила на прочность теорию прихода изразцов на Русь из Западной Европы в XV-XVI веках. Так как изразцы были найдены при раскопках княжеских палат, то официальная историография отнесла их к подарку, возможно, полученному от Византии. От кого принял подарок князь Владимиро-Суздальского княжества Андрей Боголюбский для отделки уже в XII веке своих палат - не уточняется.

Старинный секрет производства кафеля с подглазурной живописью был утерян и вновь воссоздан уже во второй половине прошлого века. В настоящее время изразцовые печи и камины облицовывают соответствующим кафелем, производимым на высоком художественном уровне всего несколькими российскими мастерскими.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения