Горький М. На дне, Три правды и их трагическое столкновение (по пьесе М. Горького «На дне»). Спор о назначении человека: «три правды» в пьесе Горького «На дне», их трагическое столкновение Девятая учебная ситуация - учебно-познавательная

Практические занятия.

Тема 1. Книга моего детства (2 часа).

Задание: написать сочинение на одну из тем:

1. Моя первая книга.

2. Любимая книга моего детства.

Цель занятия: выявить эмоциональный, познавательный, эстетический уровни восприятия книги в детстве.

Тема 2. Сказки и истории Х.К. Андерсена (2 часа).

1. Судьба писателя-сказочника. Истоки особого таланта Андерсена (реферат).

2. Новаторский характер сказок и историй Андерсена. (На примере сказок «Огниво», «Дикие лебеди», «Русалочка» и др.).

3. Способы утверждения нравственно-эстетического идеала в сатирических, поэтических и философских историях. (На примере историй «Новое платье короля», «Подснежник», «Тень»).

Теоретические понятия: сказка, история, литературная сказка.

Литература:

1. Указанные тексты (любое издание в пер. А. Ганзен).

2. Паустовский К. Великий сказочник // Х.К. Андерсен. Сказки и истории. М., 1990. С. 5-18.

3. Сильман Т. Вступит. статья // Х.К. Андерсен. Сказки и истории: В 2 т. Т. 1. Л., 1977. С.5-26.

4. Брауде Л.Ю. Ханс Кристиан Андерсен. М., 1987. С.6-40, 54-72, 116-124.

5. Гренбек Бо. Ханс Кристиан Андерсен. Жизнь. Творчество. Личность. М., 1979.

6. Коровин А.В. Сказки и истории Андерсена // Зарубежная литература 19 в. Практикум. М., 2002. С.149-174.

7. Меркин Г.С. Изучение сказки Андерсена «Снежная королева»// Литература в школе. 1997. №7. С.134-140.

8. Кузьмина М.Ю., Бучугина Т.Г. Своеобразие литературной сказки. Ульяновск, 2000. С.4-8. (Отработать понятие «литературная сказка»).

Тема 3. Идейно-художественное своеобразие сказочного цикла А.С. Пушкина (2 часа).

1. История создания сказок. Связь с народной и литературной традицией.

2. Сказки Пушкина как цикл. Идейно-художественное единство сказок.

3. Новаторство поэтики пушкинских сказок: на уровне проблематики, образов, сюжетно-композиционного строения, языка и стиля. Для решения этого вопроса проведите сравнительно-сопоставительный анализ сказки бр. Гримм «Белоснежка» («Снегурочка») и «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.

4. Эпическое и лирическое начала пушкинских сказок, их «двухадресность». Нравственные уроки сказок в детском чтении.

Литература:

1. Пушкин А.С. Сказка о попе и работнике его Балде. Сказка о царе Салтане… Сказка о рыбаке и рыбке. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Сказка о золотом петушке.

2. Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина: Книга для учителя. М., 1989.

3. Непомнящий В. Поэзия и судьба: Над страницами духовной биографии Пушкина. М., 1987 (гл. «Сказка ложь да в ней намек»).

4. Сапожков С.В. Сказки Пушкина как поэтический цикл // Детская литература. 1991. №3. С.23-27.

5. Шаврыгин С.М. Стихотворная литературная сказка первой трети 19 века (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, П.П. Ершов). Ульяновск, 1991.

Тема 4. «Детский комический эпос» К. Чуковского (2 часа)

1. Подготовить краткое сообщение на тему «Биография К. Чуковского».

3. Выписать в тетрадь «Заповеди для детских поэтов» из книги «От двух до пяти» (гл.6).

4. Перечитать сказки: «Крокодил», «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Бармалей», «Федорино горе», «Путаница», «Телефон», «Айболит», «Краденое солнце», «Бибигон». Одну из них (по выбору) проанализировать по плану:

1) Сюжет сказки (система событий).

2) Характеристика героев. Роль юмора в созданий характера отрицательного персонажа.

3) Композиция сказки. Как воплотились в сказке Заповеди для начинающих поэтов?

5. Сделать вывод о психолого-педагогических и эстетических возможностях стихотворных сказок К.Чуковского.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тексты сказок (любые издания).

2. Петровский М. Книга о К. Чуковском //М., 1966. Гл. 5 (о сказках).

3. Петровский М. Книги нашего детства // М., 1986. Гл. «Крокодил в Петрограде»

4. Смирнова В. О детях и для детей. М., 1967. С.13-46.

5. К.Чуковский. От двух до пяти /Любое издание/.

6. Детская литература: учебное пособие (любое).

7. Кудрявцева Л. Кто под чудо-деревом сидит? //ДВ, 1994, N 8, с. 59-65.

Тема 5. Коллоквиум по теме: «Литературная сказка 20 века» (2 часа).

На обсуждение выносятся сказки:

Толстой А.Н. Золотой ключик, или приключения Буратино.

Маршак С.Я. Двенадцать месяцев.

Олеша Ю.К. Три толстяка.

Волков А.М. Волшебник Изумрудного города.

Лагин Л.И. Старик Хоттабыч.

Носов Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей.

2. История создания сказки, ее источники.

4. Система героев.

1. Составить 5-7 интересных вопросов для проверки знания текста.

2. Подготовить инсценировку одного эпизода из сказки.

3. Подготовить иллюстрации к сказке (свои или книжные).

Тема 6. Тема детства в автобиографической прозе русских писателей (2 часа)

1. Психологические и литературные истоки темы. «Рыцарь нашего времени» Н.М. Карамзина.

2. Автобиографическая трилогия Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».

а) История создания. Степень автобиографизма.

б) Николенька Иртеньев как собирательный образ ребенка.

«Диалектика души» героя.

в) Толстовское виденье детства. Контраст мира детей и мира

взрослых.

3. Трагическое столкновение с жизнью Темы Карташова (Н. Гарин-

Михайловский «Детство Темы», «Гимназисты»).

4. Тема детства, природы и родины в повести А.Н. Толстого «Детство Никиты».

Понятия: автобиографическая проза, автобиографизм.

Литература:

1. Тексты, указанные в плане.

2. Елизаветина Г. Традиции русской автобиографической повести о детстве в творчестве А.Н. Толстого // Толстой А.Н. Материалы и исследования. М., 1985. 120-139.

3. Чернышевский Н.Г. Детство и Отрочество. Военные рассказы. Соч. гр. Л.Толстого // Литературная критика: В 2 т. Т.2. М., 1981. С.32-45.

4. Ломунов К.Н. Лев Толстой. Очерк жизни и творчества. М., 1978. С.41-57.

5. Юдина И.М. Н.Г. Гарин-Михайловский. Л.,1969.С.80-95. (IV гл.).

6. Злыгостева Н. «Счастливая, невозвратимая пора…» (Тема детства в русской классике) // Литература в школе. 1995. №4.

7. Браже Т.Г. Тема детства в творчестве Гарина-Михайловского// Литература в школе. 1998. №2.

8. Учебник по Детской литературе.

Тема 7. Книга в круге чтения подростков: Нравственно-психологическая проблематика прозы о детстве 20 века (2 часа)

1. Нравственно-философская проблематика в рассказах В.Астафьева («Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет», «Белогрудка» и др.)

2. Нравственная проблематика книг В. Железникова («Чудак из шестого Б», «Хорошим людям-доброе утро», «Чучело»).

3. Тема первой любви в повести Р. Фраермана «Дикая собака Динго» (или Г. Щербаковой «Вам и не снилось»).

4. Художественный мир Р. Погодина («Кирпичные острова», «Рассказы о хороших людях и доброй погоде», «Книжка про Гришку»).

5. Взрослые и дети в прозе А. Лиханова («Последние холода», «Обман», «Лабиринт» и др.)

6. Возвращенные имена: Творчество Л. Чарской для детей (Повести «Сибирочка», «Записки институтки» и др.).

7. Тема детства в прозе А.П. Гайдара: «Школа», «Чук и Гек», «Судьба барабанщика» и др. повести.

8. Детство и православные праздники в книге И. Шмелева «Лето Господне».

Структура реферата:

4. Выводы.

Объем реферата – 10-15 стр.

Тема 8. Книга в круге чтения подростков: Приключения и фантастика (2 часа)

Цель занятия: подобрать материал к урокам внеклассного чтения.

Задание: Подготовить реферат (с презентацией) на одну из предложенных тем:

1. Приключенческие романы Ф. Купера («Зверобой», «Следопыт», «Последний из могикан»).

2. Научно-фантастические романы Ж. Верна в детском чтении («Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан» и др.).

3. Жанр детективного рассказа в творчестве Э. По («Лягушонок», «Украденное письмо»).

4. Приключенческие повести А. Линдгрен («Эмиль из Леннеберги», «Расмус-бродяга», «Приключения Калле Блюмквиста» и др.)

6. Фантастический мир Р. Бредбери («Каникулы», «Зеленое утро», «Все лето в один день» и др. рассказы).

7. Фэнтези в детском чтении: Толкиен «Властелин колец», К.Льюис «Хроники Нарнии», Дж. Роллинг «Гарри Поттер» и др. (по выбору)

8. Фантастический мир А. Грина («Алые паруса», «Бегущая по волнам» и др.)

9. Своеобразие детской научной фантастики (на примере цикла К. Булычева об Алисе Селезневой).

10. Романтика и фантастика в книгах В. Крапивина (по выбору).

Структура реферата:

  1. Краткие сведения об авторе.

2. Произведения, вошедшие в круг детского чтения.

3. Анализ указанных произведений.

4. Выводы.

5. Использованная литература. (Подбирается самостоятельно).

Объем реферата – 10-15 стр.

Тема 9. Книга в круге чтения подростков: Человек и природа (2 часа)

Цель занятия: подобрать материал к урокам внеклассного чтения.

Задание: Подготовить реферат (с презентацией) на одну из предложенных тем:

1. К.Г. Паустовский – детям («Теплый хлеб», «Телеграмма», «Кот-ворюга», «Растрепанный воробей» и др. рассказы).

2. Природа и дети в прозе М. Пришвина («Кладовая солнца», рассказы).

3. Нравственные уроки прозы Ю. Нагибина («Зимний дуб», «Старая черепаха», «Мой первый друг, мой друг бесценный» и др.)

4. Тема «братьев наших меньших» в прозе Троепольского («Белый Бим, черное ухо») или Ю.Казакова («Арктур – гончий пес», «Тадди»).

5. Д. Лондон в детском чтении («Сказание о Кише», «Зов предков», «Белый Клык» и др. рассказы).

6. Творческий портрет Д. Даррелла («Говорящий сверток», рассказы о животных).

7. Рассказы Сеттон-Томпсона о животных («Снап», «Ломо», «Мустанг-иноходец» и др.)

8. Художественный мир Ю. Коваля («Недопесок», «Шамайка», рассказы из сб. «Листобой».)

9. Фантастические сказы П.П. Бажова. («Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка», «Синюшкин колодец» и др.).

Структура реферата:

2. Произведения, вошедшие в круг детского чтения.

3. Анализ указанных произведений.

4. Выводы.

5. Использованная литература. (Подбирается самостоятельно).

Объем реферата – 10-15 стр.


Похожая информация.


24 сентября 2016 года в Нижнеколымском районе Якутии произошло трагическое событие – на протоке реки Колымы столкнулись две моторные лодки. Результат столкновения оказался роковым: одна женщина погибла, еще трое получили ранения, в том числе и один ребенок.

Холодным осенним субботним вечером житель села Анюйск Билибинского района на своей моторной лодке выехал в поселок Черский. На борту его судна находились трое пассажиров, включая Филиппа. Ничего не предвещало беды. Погода была хотя и холодная, но ясная, да и течение не особо сильное. Через какое-то время Филипп вдруг обратил внимание, что их лодка буквально летит, не снижая скорости навстречу другой. Он с беспокойством сказал об этом водителю, но было уже поздно. Водитель маломерного судна не справился с управлением. Так и не добравшись до Черского 30 километров, судно врезалось в идущую навстречу моторную лодку, на борту которой также находилось трое пассажиров, в том числе трехлетний ребенок. Раздались громкие крики о помощи. Лодки быстро накренились и стали заполняться водой…

После того, как сильнейший толчок обрушился на лодку, женщина-пассажир пострадавшего судна получила множественные серьезные травмы, не совместимые с жизнью. Ее буквально «выбило» из лодки, она оказалась в воде и, возможно, потеряла сознание. Когда ее подняли из воды, она скончалась. Сам водитель – виновник трагедии – получил травму грудной клетки с переломами ребер и ключицы и травму легкого. В воде, которая в это время на реке Колыма уже ледяная, оказались и другие участники происшествия. Люди могли утонуть, получив ранения, общее переохлаждение организма или поддавшись панике. На помощь тем, кто оказался в воде, пришел студент колледжа 19-летний Филипп: он не растерялся, не поддался панике, а собрав свою волю «в кулак» и быстро сориентировавшись, помог ребенку и другим пассажирам благополучно добраться до берега. Следует отметить, что на всех пассажирах и на водителях маломерных судов были надеты спасательные жилеты, что также помогло им выжить.

Пострадавшим была оказана своевременная помощь благодаря оперативному взаимодействию администрации района и сил МЧС, люди доставлены в больницу села Анюйск, а затем на вертолете Ми-8 в центральную районную больницу города Билибино. Их жизни уже ничего не угрожало.

Самоотверженный поступок 19-летнего Филиппа Дьячкова, самого оказавшегося в экстремальной ситуации, помог спасти две жизни: женщины и ребенка – поступок молодого, но уже зрелого и состоявшегося человека.

Родился в 1997 году
Награжден в 2017 году
Поселок Омолон, Чукотский автономный округ

Алексей Ледяев Трагическое столкновение, 10.02.13. Трагическое столкновение Человеческая жизнь - как мишень, на которую в равной степени претендует и Бог, и дьявол. Только Иисус спрашивает разрешения вмешаться в жизнь, а дьявол - нет. Главное орудие дьявола - это иллюзии, обман. Происходит трагическое столкновение иллюзии с реальностью, и в этом столкновении либо иллюзии уничтожают реальность, либо реальность - иллюзии. Во что ты веришь, то и победит в твоей жизни. Почему распяли Христа? Вера того народа в иллюзии, навязанные дьяволом, распяла Божью правду. А познание истины делает головой, а не хвостом. Иисуса, в отличии от нас, христиан, интересует общественное мнение. Если наши соседи и ближние верят в иллюзии, они их приведут в погибель. Иисуса интересует и общественное мнение, и церковное: «За кого вы почитаете Меня?» За кого мы почитаем Иисуса, за того будут почитать и люди, живущие вокруг нас. Откровение об Иисусе реформирует сознание - это, как детонатор, взрыв атомной бомбы. Откровение об Иисусе сопряжено с откровением о Живом Боге, Творце Вселенной. Нам нужно знать, Кто Он на самом деле, отказаться от привычных молитв - «холостых патронов». Откровение об Иисусе важнее исцеления, процветания. На самом ли деле ты хочешь получить познание о Нём? Легко, находясь в плену религиозного мифа, распинать Божью реальность. А познать реальность - это и есть роковое столкновение. В одних случаях, Божья истина была распята (смерть Христа), в других - истина победила иллюзии, миф (обращение Савла). Когда познаёшь истину, ты совокупляешься с Ним, и уже не ты живёшь, но живёт в тебе Христос. Иоан. 18:37 Пилат сказал Ему: «Итак, Ты Царь?» Иисус отвечал: «Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего». Если Бог родил нас, то Он дал нам способность слышать голос истины и отличать его от других. У меня есть церковь, куда приходит Дух Святой, и Он проникает до разделения души и духа, чтобы изменить качество моей веры. Иисус есть Царь царей, Господь господствующих, победивший дьявола, забравший ключи ада и смерти. Дьявол знает, что наша сила во Христе Иисусе, поэтому самая большая война будет против Него. Не отдавай откровение о великом Иисусе, грядущем Хозяине всей Вселенной! Пройдёт немного времени, и Иисус явит себя. Главное, чтобы в этот момент мы говорили: «Вот Бог, на Которого мы уповали!» Молитва об откровении об Иисусе: «Дух Святой и ночью посетит тебя, и днём!» Вопросы: 1. Какое главное орудие дьявола? 2. Имеем ли мы способность отличить истину от иллюзий? Почему? 3. С чем сопряжено откровение об Иисусе?

Проблема гуманизма становится особенно актуальной в конце XIX начале XX века, когда история начинает развиваться таким образом, что настоящая ценность человека оказывается утраченной. Многие писатели того времени обращались к теме человека, старались найти истину, понять предназначение человеческой жизни. Одним из таких писателей был и Максим Горький.

Свои представления о человеке писатель раскрывает уже в первых романтических произведениях. Первый рассказ Горького - «Макар Чудра» - был опубликован в 1892 году, затем последовали другие рассказы о «босяках»: «Дед Архип и Ленька» (1894), «Челкаш» (1895), «Коновалов» (1897), «Мальва» (1897). Главные герои этих рассказов - бродяги, «бывшие люди», но вопреки литературной традиции, они изображены не как отверженные, «униженные и оскорбленные», а как люди, которые сами отвергли общество с его моралью и социальными законами. Эти герои презирают мещанскую тягу к покою и сытости, любое ограничение свободы. Это вольнолюбцы, которым «хоть голодно, да свободно». «Босяки» горды, веселы, они ненавидят страдание, у них нет страха перед жизнью, зато есть чувство собственного достоинства. Поэтому вор Челкаш выглядит гораздо привлекательнее жадного крестьянина Гаврилы.

В то же время автор-рассказчик не скрывает того, что уровень самосознания этих «босяков» невысок. Только некоторые из них начали по-настоящему задумываться о собственной судьбе и смысле жизни человека («Коновалов»). По «тяжесть их дум увеличивалась слепотой их ума». Кроме того, Горький прекрасно видел опасность безграничного своеволия таких людей, трагизм их одиночества. Н. Минский писал по этому поводу: «Горький изображает не просто босяков, а каких-то сверх босяков и сверхбродяг, проповедников какого-то нового провинциального ницшеанства... Правым оказывается сильнейший, потому что он большего требует от жизни, а виноват слабый, потому что он постоять за себя не умеет. Нужно сознаться, что в нашей литературе, насквозь пропитанной учением о любви и добре, такая яркая проповедь права сильного является довольно новой и рискованной».

Поиски правды жизни писатель продолжал на протяжении всего творческого пути. Этот поиск нашел отражение в образах героев многих более поздних его произведений. Но наиболее остро спор о правде жизни звучит в пьесе «На дне». Особенность этого произведения заключается в том, что свою правду имеют все персонажи. И каждый из них открыто говорит о своей правде. Бубнов утверждает правду факта, Лука проповедует правду утешительной лжи, Сатин отстаивает правду веры в Человека. Чья же правда на самом деле является истинной?

«Все так родятся, поживут и умирают. И я помру, и ты... Чего жалеть», - в этих словах Бубнова заключена приземленная, мещанская идеология, правда Ужа и Дятла, правда Барона и Клеща. Бубнов по способен понять правды таких людей, как Сатин. Не доступны для него и рассказы - Пуки О ЛЮДЯХ, которые верили в праведную землю: «Вое выдумки..; тоже! восклицает он. - Хо Хо! Праведная земля! Туда же! Хо-хо-хо!» Он сводит «возвышающий обман» до «низких истин». Он признает только правду фактов и жестоких законов жизни.

Барон признает только правду прошлого, поэтому он равнодушен к миру, весь оставаясь в прошлом. Прошлое - вот его единственная правда. что дала она ему? «Ты рассуждаешь... - говорит он Сатину, - ... это, должно быть, греет сердце... У меня нет этого... я - не умею!.. Я, брат, боюсь... иногда... трушу... Потому - что же дальше?.. Никогда и ничего не понимал я... Мне кажется, что я всю жизнь только переодевался... зачем? Не помню! Учился - носил мундир дворянского института... а чему учился? Не помню... Женился - одел фрак, потом - халат... а жену взял скверную... Прожил все, что было, - носил какой-то серый пиджак и рыжие брюки... а как разорился? Не заметил... Служил в казенной палате... мундир, растратил казенные деньги - надели на меня арестантский халат... И все... как во сне... А... ведь зачем-нибудь я родился... а?» Барон не верит в иллюзии. Но и вера в правду фактов в конечном итоге не приносит ему удовлетворения, не показывает ему смысла жизни. В этом - его основная трагедия.

Подобен Бубнову и Барону Клещ. Он не хочет иллюзий: он добровольно взвалил на себя правду реального мира. «На что мне она - правда? Чем я виноват?.. За что же мне правду? Жить нельзя... Вот она - правда!..» Он гордится тем, что он рабочий человек, и потому к обитателям ночлежки относится с презрением. Хозяина же он ненавидит и всей душой стремится вырваться из ночлежки. Но и его ждет разочарование. Смерть жены подкосила Клеща, лишила его веры в правду, какая бы она ни были. «Работы нет... силы нет! Вот Правда! Издыхать надо... вот она, правда!.. На что мне она, правда?..»

Этой идеологии противопоставляет свою правду Лука. Он призывает всех уважать человека: «Человек, каков он ни есть, всегда своей цены стоит». Позиция Луки - идея сострадания, идея деятельного добра, возбуждающая веру в человека, способную повести его дальше. Он пропагандирует идею личного усовершенствования и даже возвышенного обмана.

Сатин доказывает, что «человек выше сытости», что у человека есть высокие цели, есть более высокие потребности, чем забота о том, чтобы быть сытым: «Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми. Не в этом дело! Человек - выше! Человек выше сытости!»

У Сатина независимый характер. Он не боится хозяина ночлежки. Он может иногда показаться циничным: «Дай мне пятак, - обращается он к Актеру, - и я поверю, что ты талант, герой, крокодил, частный пристав». Так же цинично звучит его реплика в ответ на сообщение Барона о смерти Актера: «Эх... испортил песню... дурак».

Такая позиция обусловлена разочарованием героя в самой жизни. Он уже ни во что не верит. Он считает свою жизнь и жизнь остальных обитателей законченной: «Дважды убить нельзя». Но ему на самом деле не чуждо сострадание, он хороший товарищ, окружающие относятся к нему с симпатией.

Именно монологи Сатина подводят итог всему происходящему и формулируют этическую позицию автора: «Человек - вот правда!.. Кто слаб душой... и кто живет чужими соками - тем ложь нужна... А кто сам себе хозяин... кто независим и не ждет чужого - зачем тому ложь? Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека». Он выражает авторскую уверенность в том, что «Человек... это звучит гордо! Надо уважать человека!»

Правда Луки взбудоражила обитателей ночлежки. Однако ложью, утешительством нельзя помочь никому, даже людям «дна», утверждает Горький. Правда Луки, сталкиваясь с реалиями жизни обитателей ночлежки, с правдой Бубнова, Барона, Клеща, приводит к трагическим последствиям. Повесился Актер, когда понял, что чудесная лечебница для «организмов» - выдумка Луки.

Душевный кризис переживает Настя. Всплеск иллюзий заслоняет истинное положение вещей от несчастных обитателей ночлежки, что в итоге ведет к полному крушению их надежд, и тогда начинается цепная реакция трагедий (избиение Наташи Василисой, арест Пепла, убившего в драке Костылева, потрясение потерявшего все Клеща и т. д.). Постижение истины «Все - в человеке, все для человека» завораживает Сатина и других героев пьесы. Тем мучительней для них несовместимость этого открытия с реальностью...

Таким образом, в пьесе «На дне» М. Горький стремился не только к тому, чтобы изображением ужасной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философски публицистическую драму.

Цель: показать учащимся, как жанровое своеобразие пьесы «На дне» отражается в конфликтах; выявить жизненную позицию героев пьесы, охарактеризовав их образы; создать проблемную ситуацию и помочь учащимся сформировать мнение о луке, его роли в пьесе и его влиянии на судьбы героев; продолжить формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения; способствовать формированию собственной точки зрения, активной жизненной позиции, умению сопереживать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Спор о назначении человека: «три правды» в пьесе м. Горького «На дне», их трагическое столкновение

Цель: показать учащимся, как жанровое своеобразие пьесы «На дне» отражается в конфликтах; выявить жизненную позицию героев пьесы, охарактеризовав их образы; создать проблемную ситуацию и помочь учащимся сформировать мнение о луке, его роли в пьесе и его влиянии на судьбы героев; продолжить формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения; способствовать формированию собственной точки зрения, активной жизненной позиции, умению сопереживать.

Оборудование: текст пьесы, рм для работы в группах, запись на доске (или фото-презентация).

Прогнозируемые

Результаты: учащиеся знают содержание пьесы; комментируют фрагменты из неё, раскрывающие жизнь обитателей ночлежки; анализируют сцены споров персонажей пьесы, выявляя авторскую позицию; дают собственную оценку героям; делают выводы о гуманизме пьесы и способах его выражения; комментируют фрагменты пьесы, раскрывающие умонастроения персонажей; характеризуют героев, раскрывая смысл их высказываний; делают выводы об идейном содержании пьесы.

Форма проведения: урок-исследование.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

♦ В чём причины ссор между обитателями ночлежки в пьесе м. Горького «На дне»?

♦ чьи судьбы вас особенно потрясли и почему?

♦ Определите основное содержание и отметьте стадии развития конфликта в пьесе «На дне».

III. Постановка цели и задач урока .

Мотивация учебной деятельности

Учитель. В пьесе м. Горький стремился не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание на первый взгляд разрозненных эпизодов - трагическое столкновение трёх правд, трёх представлений о жизни.

Пьеса м. Горького «На дне» актуальна и в XXI в.; её ставят во многих театрах стран СНГ. режиссеры и актёры ищут всё новые и новые краски для горьковских героев, меняют костюмы и декорации. Но дух захватывает, когда осознаёшь, что в пьесе, написанной более ста лет назад, отражена наша действительность: есть свалки и места, где доживают обречённые, сломанные жизнью люди; где искалеченная молодость мечтает о чистой любви и ждёт принца, который возьмёт за руку и выведет из кошмара; где так же спиваются отброшенные прогрессом и изменениями в обществе рабочие и так же ходят, предлагая иллюзорное утешение, странные люди, уверяющие, что им открыта правда. И мы ищем ответ: что есть исти на, что нужно человеку - жестокая реальность, утешение любой ценой или что-то третье? Об этом и пойдёт разговор сегодня на уроке.

IV. Работа над темой урока

1. аналитическая беседа

♦ м. Горький определил жанр своего произведения как социаль

Но-философскую драму. Давайте посмотрим, где происходит

Действие пьесы, познакомимся с героями и присмотримся к от

Ношениям в их мире.

Бубнов, картузник, 45 лет

Справка. Прозвище Бубен давали: 1) мастеру, делающему ударный музыкальный инструмент; 2) тому, кто беспрерывно болтает, неразборчиво бубнит, говоруну, вруну, мошеннику; 3) промотавшемуся или проигравшемуся в карты (метонимия на основе названия карточной масти) или разорившемуся бедолаге; 4) глупцу (бубны в голове - без царя в голове), лентяю, прихлебателю. Ср. также выражение «забубённая головушка», то есть пропащий человек.

Š Бубнова и анну зритель видит только в пределах костылёвской ночлежки. Даже в III акте, когда все остальные ночлежники оказываются «на воле» (на «пустыре»), он остаётся в подвале, выглядывая оттуда в окно. Почему?

Š «В любимом вся душа» - с этим утверждением луки можно согласиться. У картузника Бубнова «любимое» - острожная песня, которую он самозабвенно распевает с Кривым Зобом,- та, которую «испортил» актёр. что вы можете сказать о душе Бубнова, судя по этой песне?

Š В ответ на замечание луки: «Погляжу я на вас, братцы,- житьё ваше - о-ой!..» - Бубнов отвечает: «такое житьё, что как по утру встал, так и за вытьё». Картузник при этом переиначивает пословицу: «Без правды житьё - вставши, да и за вытьё». В чём смысл такого изменения?

Сатин, лет под 40

Справка. Сатин - от Сата, Сатя - сокращённые варианты имени Сатир (в греческой мифологии сатиры - боги плодородия из свиты Диониса, бога виноделия; они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, любят вино).

Š Как вы думаете, почему фамилия героя пьесы образована от уменьшительного, «домашнего» (уличного) варианта божественного имени? Фамилию Сатин связывают также с «князем тьмы» - Сатаной. Считаете ли вы оправданным такой подход, если «да», то почему?

Š литературовед а. Новикова называет Сатина «новым Данко, превратившимся из романтика в реалиста», который «не может вести за собой людей, освещая дорогу лучами собственного сердца», ибо «у него нет сил». Правомерно ли такое уподобление?

Š Существует мнение, что Сатин - идеолог наподобие расколь-никова, для которого Наполеон и магомет - образцы людей, право имеющих,- в том числе и на пролитие крови. Какая точка зрения вам кажется более справедливой и почему? а нельзя ли иначе объяснить факт обращения Сатина к этим историческим деятелям? Š Как вы понимаете слова Сатина: «что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! - это ты, я, они, старик, Наполеон , магомет… в одном!»?

Лука, странник, 60 лет

Справка. лука - Лукиан (лат. - светлый, светящийся). лукой звали и одного из 70 учеников Христа, посланных Им «во всякий город и место, куда Сам хотел идти», автора одного из канонических Евангелий и «Деяний апостолов», искусного врача. В Евангелии от луки подчёркнута любовь Христа к беднякам, блудницам, вообще грешникам. лукавый - хитрый, умышляющий, коварный, скрытный и злой, обманчивый, притворный. тип странника «прижился» в русской литературе давно. Вспомните, например, Феклушу из драмы а. Н. Островского « Гроза ».

Š можно ли говорить о типологическом сходстве этих персонажей? Внешность луки описана довольно подробно: автор сообщает о его вещах: палке, котомке, котелке и чайнике, однако о росте, телосложении и пр. «приметах» он умалчивает. Каким вы представляете себе странника, какими внешними данными должен обладать этот персонаж, во что должен быть одет?

Š Как бы вы «смоделировали» биографию луки? Почему, например, странник не рассказывает сказок (в буквальном смысле этого слова) ночлежникам? Как вы думаете, была ли в его жизни любовь? Почему он сам себя называет то беглым, то прохожим? можно ли луку назвать «бывшим человеком»?

Š Попробуйте объяснить, почему лука старше прочих персонажей пьесы. Костылёв ближе всех луке по возрасту. Как вы считаете, почему обоих «старцев» ночлежники называют шельмами, а Василиса величает своего мужа каторжником? Заметили ли вы, что в последнем разговоре Костылёв поучает луку: «Не всякая правда нужна»?

Š что вам говорит о характере странника его «дребезжащий смех»? Вспомните, как Васька Пепел характеризует пение луки, а также авторскую ремарку, сопровождающую явление луки в сцене столкновения Пепла с Костылёвым: «воющее позёвывание».

Š Как вы считаете - действительно ли лука жалеет людей? Как вы понимаете слово «жалость»?

Š можно ли сказать, что странник равнодушно смотрит на смерть, мерзость, тьму вокруг себя? «Возжигает» ли он в каждом человеке самосознание, его собственную правду? Действительно ли пассивность может быть активной? Š В чём же тогда секрет его обаяния, почему к нему тянутся ночлежники - ведь они-то «тёртые калачи», «стреляные воробьи», которых на мякине не проведешь, и человеку они цену знают?

2. «мозговой штурм» (в группах)

Задание для 1-й группы. Горький порой говорил о луке как пародии на Платона Каратаева и удивлялся, что этого не замечают. Попробуйте решить, можно ли луку считать пародией на толстовского персонажа. Подумайте: существуют ли для луки «бесполезные» люди?

Задание для 2-й группы. Давайте понаблюдаем за тем, в какой последовательности располагаются в пьесе монологи луки, и попробуем вывести некий алгоритм его «историй»:

Y рассказ о загробном мире, обещание успокоения;

Y рассказ о лечебнице для алкоголиков;

Y рассказ о Сибири, «золотой стороне»;

Y рассказ о случае под тобольском-городом;

Y рассказ о «праведной земле»;

Y рассказ о том, «для чего люди живут».

Š Какую закономерность вы обнаружили? Во что из рассказанного, на ваш взгляд, верит сам лука? Представьте, что лука возвращается в ночлежку через несколько месяцев после самоубийства актёра. Как его встретят «бывшие люди»?

Задание для 3-й группы. Вероятно, вы уже заметили, что один из главных (если не самый главный) пунктов, в котором сходятся, пожалуй, все рассуждения героев пьесы,- это вопрос о цели жизни человека (или человечества). Характерно, что точку зрения луки доносит Сатин (последний даже старается подражать манере странника говорить). Как вы думаете, почему?

3. Презентация результатов работы представителями групп

4. обобщение учителя (показ фото-презентаций или обращение к записи на доске) - Первая правда - правда Бубнова, её можно назвать правдой


ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения