Cочинение «Сочинение о войне по роману Васильева «А зори здесь тихие…. Сочинение "а зори здесь тихие" А зори здесь тихие проблема памяти

В последнее время, как бы то ни было печально, люди начинают забывать о подвиге наших дедов, прадедов, бабушек и прабабушек. Но по хронике того времени, благодаря авторам-фронтовикам мы можем до конца прочувствовать боль, горе, отвагу, желание простых людей спасти родных и защитить Родину.

Борис Васильев посвятил книгу «А зори здесь тихие…» каждому, кто не вернулся с жестокой и кровопролитной войны, своим друзьям и товарищам. Она стала для народа нашей страны настоящей «книгой памяти». История, описываемая в повести, близка каждому человеку, чтущему память Великой Отечественной Войны.

Мне было очень жаль простых девчонок, не успевших пожить по-настоящему. Соня Гурвич, Рита Осянина, Женя Комелькова, Галя Четвертак, Лиза Бричкина – все они настоящие, живые, такие молодые и яркие. Каждая из них умирала за любовь, за свою Родину, за будущее. Война обломала им «крылья», перечеркнула все и вся, разделив жизнь на до и после, не оставив им другого выбора, как дать отпор, взяв в нежные женские руки оружие.

Федот Васков настолько остро чувствует вину за гибель девушек, что только человек, не имеющий сердца, не будет горевать вместе с ним. Храбрый и отважный солдат, повидавший за время войны многое, понимал, что женщина должна быть рядом с детьми, растить их и оберегать, а не воевать наравне с мужчинами. Ему хотелось отомстить всему миру и фашистам за смерть пятерых сильных духом молоденьких девушек, ведь их жизни не стоили ни десятка, ни сотни немецких солдат.

Автор писал о том, что видел своими глазами, о том, что чувствовал. Повесть в ярких красках описывает события Великой войны, дает возможность читателю на время переместиться в роковые сороковые годы. Увидеть ужас, происходящий в то время, ведь на войне убивали не просто людей, а уничтожали конкретного человека, чью-то любовь, чего-то мужа, сына, брата, сестру, мать. Война не щадила никого, она затронула каждую советскую семью. В бой шли крепкие мужчины, старики, дети и женщины.

В конце произведения писатель указывает нам на то, что добро все равно одержит верх над злом. Несмотря ни на что надежда остается в сердце уцелевшего старшины Васкова, именно он и сын погибшей Риты Осяниной поведают будущим потомкам о том, насколько сильной может быть любовь к Родине и ненависть к врагу. Пятеро смелых, отважных, не по годам сильных духом девушек навсегда займут почетное место в памяти и сердце русского народа, они навечно станут героями Великой Отечественной войны.

    • Николай Васильевич Гоголь отмечал, что основной темой «Мертвых душ» стала современная ему Россия. Автор считал, что «нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Именно поэтому в поэме представлена сатира на поместное дворянство, чиновничество и другие социальные группы. Композиция произведения подчинена этой задаче автора. Образ Чичикова, путешествующего по стране в поисках нужных связей и богатства, позволяет Н. В. Гоголю […]
    • Наша речь состоит из множества слов, благодаря которым можно передать любую мысль. Для удобства использования все слова поделены на группы (части речи). Каждая из них имеет свое название. Имя существительное. Это очень важная часть речи. Оно обозначает: предмет, явление, вещество, свойство, действие и процесс, имя и название. Например, дождь – это явление природы, ручка – предмет, бег – действие, Наталья – женское имя, сахар – вещество, а температура – это свойство. Можно привести много других примеров. Названия […]
    • Духовные оды Ломоносов создавал как философские произведения. В них поэт перелагал Псалтырь, но только те псалмы, которые близки его чувствам. При этом Ломоносова привлекало не религиозное содержание духовных песнопений, а возможность использовать сюжеты псалмов для выражения мыслей и чувств философского и отчасти личного характера. Известно, что Ломоносову приходилось отстаивать свои взгляды в жестокой борьбе с псевдоучеными, с религиозными фанатиками. Поэтому в духовных одах развиваются две основные темы – […]
    • В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». Персонажи Чехова – духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. Томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. Они замкнулись в мирке, который сами себе создали. Эта тема объединяет так называемую маленькую трилогию, написанную Чеховым в конце 1890‑х гг. и состоящую из трех рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Герой первого рассказа – учитель греческого языка […]
    • Огромное художественное достоинство комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» заключается в типичности ее образов. Он сам высказал мысль, что «оригиналы» большинства персонажей его комедии «всегда почти находятся перед глазами». А о Хлестакове писатель говорит, что это «тип многого разбросанного в разных русских характерах… Всякий хоть на минуту … делался или делается Хлестаковым. И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж окажется иногда Хлестаковым, и наш брат грешный, литератор, […]
    • Александр Сергеевич Пушкин - человек широких, либеральных, "подцензурных" взглядов. Тяжело ему, бедному, было находиться в светском лицемерном обществе, в Петербурге, при дворцовой подхалимной аристократии. Подальше от "мегаполиса" 19 века, поближе к народу, среди людей открытых и искренних чувствовал себя "потомок арапов" гораздо свободнее и "в своей тарелке". Поэтому все его произведения, от эпически-исторических, до мельчайших двухстрочных эпиграмм, посвященные "народу" дышат уважением и […]
    • В драме «Гроза» Островский создал очень сложный в психологическом отношении образ – образ Катерины Кабановой. Эта молодая женщина располагает зрителя своей огромной, чистой душой, детской искренностью и добротой. Но живет она в затхлой атмосфере «темного царства» купеческих нравов. Островскому удалось создать светлый и поэтичный образ русской женщины из народа. Основная сюжетная линия пьесы – это трагический конфликт живой, чувствующей души Катерины и мертвого уклада жизни «темного царства». Честная и […]
    • Родная и самая лучшая в мире, моя Россия. Этим летом я с родителями и сестрой ездил отдыхать на море в город Сочи. Там, где мы жили, было ещё несколько семей. Молодая пара (они недавно поженились) приехали из Татарстана, рассказывали, что познакомились, когда работали на строительстве спортивных объектов к Универсиаде. В соседней с нами комнате жила семья с четырьмя маленькими детками из Кузбасса, папа у них шахтёр, добывает уголь (он называл его «чёрное золото»). Ещё одна семья приехала из Воронежской области, […]
    • Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и […]
    • Н. В. Гоголь не входит в топ-10 моих любимых писателей. Может быть, потому, что многое прочитано о нем как о личности, о человеке с недостатками характера, болячками, межличностными конфликтами многочисленными. Все эти биографические данные к творчеству не имеют никакого отношения, тем не менее, на личное мое восприятие они очень влияют. И все же следует Гоголю отдать должное. Его произведения - это классика. Они - будто скрижали Моисеевы, из камня цельного сотворены, письменами одарены и на веки вечные с […]
    • Ольга Сергеевна Ильинская Агафья Матвеевна Пшеницына Качества характера Пленительная, восхитительная, многообещающая, добродушная, сердечная и непритворная, особенная, невинная, самолюбива. Добродушная, открытая, доверчивая, милая и сдержанная, попечительная, запасливая, аккуратная, самостоятельная, постоянная, стоит на своём. Внешность Высокий рост, светлое лицо, нежная тонка шея, серо-голубые глаза, пушистые брови, длинная коса, маленькие сжатые губы. Сероглазая; славное лицо; упитанная; […]
    • Загадка любви вечна. Многие писатели и поэты безуспешно пытались разгадать ее. Русские художники слова посвятили великому чувству любви лучшие страницы своих произведений. Любовь пробуждает и невероятно усиливает лучшие качества в душе человека, делает его способным к творчеству. Счастье любви невозможно сравнить ни с чем: душа человека летает, она свободна и полна восторгом. Влюбленный готов обнять весь мир, свернуть горы, в нем открываются силы, о которых он и не подозревал. Куприну принадлежат замечательные […]
    • Задавали ли вы когда-нибудь себе вопрос: «А как я, конкретный человек, могу помочь природе?» Говорить общие фразы о важности взаимодействия человека и природы, о том, что мы – это неотъемлемая частичка природной среды, о потребительском отношении к ней и даже о серьезных экологических проблемах – довольно легко. А вот что-то делать, пусть не во вселенских масштабах, но постоянно – довольно сложно. Начнем с самого простого. Побыл на лоне природы – убери весь мусор за собой. Трудно? Нет. Но почему же тогда в […]
    • Каждый из нас хочет стать счастливым. Это не удивительно, ведь состояние счастья - одно из самых желанных и притягательных для людей. Но что такое счастье? Для кого-то это состояние души, кто-то видит в счастье поток положительных эмоций, а я считаю, что счастье – это когда в жизни все спорится, присутствует некий баланс и гармония во всех жизненных сферах, ты получаешь удовольствие и радость от каждого мига жизни. Каждый человек проходит через массу различных состояний и ситуаций, которые встречаются […]
    • Тема поэта и поэзии занимает одно из центральных мест в творчестве А. С. Пушкина. Такие стихотворения, как «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэту», «Памятник», наиболее ярко отражают мысль русского гения о назначении поэта. Стихотворение «Поэту» было написано в 1830 г., в период резких нападок на Пушкина в реакционной печати. Полемика с редактором газеты «Северная пчела» Булгариным заставила обратиться Александра Сергеевича в своем небольшом лирическом произведении к бессмертному образу непонятого стихотворца. В […]
    • Герой Портрет Социальный статус Черты характера Отношения с другими героями Хорь Лысый, низкого роста, плечистый и плотный старик. Напоминает Сократа: лоб высокий, шишковатый, маленькие глазки и курносый нос. Борода курчавая, усы длинные. Движения и манера говорить с достоинством, медленно. Говорит мало, но "разумеет про себя". Оброчный крестьянин, платит оброк, не выкупая себе свободу. Живёт особняком от других крестьян, посреди леса, обстроившись на расчищенной и разработанной поляне. […]
    • Вообще-то я не большой поклонник романа Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени", единственная часть, которая мне нравится-это "Бела". Действие в ней происходит на Кавказе. Штабс-капитан Максим Максимыч, ветеран Кавказской войны, рассказывает попутчику случай, произошедший с ним в этих местах несколько лет назад. Уже с первых строчек читатель погружается в романтическую атмосферу горного края, знакомится с горными народами, их бытом и обычаями. Вот как Лермонтов описывает горную природу: "Славное […]
    • Легендарная Запорожская Сечь - это идеальная республика, о которой мечтал Н. Гоголь. Только в такой среде, по мнению писателя, могли формироваться могучие характеры, смелые натуры, настоящие дружба и благородство. Знакомство с Тарасом Бульбой происходит в мирной домашней обстановке. Только что вернулись с учёбы его сыновья, Остап и Андрий. Они - особая гордость Тараса. Бульба считает, что духовное образование, которое получили сыновья, - это лишь малая часть того, что нужно юноше. "Всё это дрянь, чем набивают […]
    • Однажды, студёным декабрьским вечером девочку Настеньку родители оставили дома совершенно одну, а сами ушли в гости. Сначала Настенька смотрела мультики про Лунтика, но они закончились. Кино про какой-то офис было для взрослых, поэтому девочка ничегошеньки не понимала и ей это быстро надоело. Она пошла на кухню, но, кроме маминого винегрета и пряников так ничего и не нашла. Куклы надоели, рисовать не хотелось. Чем заняться? И тут Настенька заметила большой настенный бабушкин календарь за прошлый год. До […]
    • А. Н. Майкова и А. А. Фета с полным правом можно назвать певцами природы. В пейзажной лирике они достигли блистательных художественных высот, подлинной глубины. Их поэзия привлекает остротой зрения, тонкостью изображения, любовным вниманием к мельчайшим подробностям жизни родной природы. А. Н. Майков к тому же был еще и хорошим художником, поэтому любил поэтически отображать яркое, солнечное состояние природы в своих стихах. А что может быть ярче и солнечнее поющего весеннего или летнего дня? Проснувшаяся, […]
  • Б. Васильев - повесть «А зори здесь тихие». В центре повествования - события 1942 года, действие происходит в Карелии, на зенитно-пехотной батарее, которой командует старшина Васков. В расположение этой батареи забрасыва­ют немецких диверсантов. Считая, что их всего двое, старши­на принимает решение уничтожить их силами своего подраз­деления. В его распоряжении пять девушек-зенитчиц - Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич и Галя Четвертак. У каждой из них - своя жизненная история, своя судьба. Младший сержант Рита Осянина была надеж­ной помощницей старшины. Васков сразу выделил ее среди остальных девушек: «Строга, не смеется никогда». И стар­шина не ошибся - Рита была опытным, умелым бойцом. В первых же главах автор рассказывает историю этой герои­ни. Она очень рано вышла замуж за лейтенанта-погранични- ка, родила сына. Потом началась война, муж ее погиб на по­граничной заставе. Рита стала учиться в танковой зенитной школе, потом оказалась на зенитно-пехотной батарее Васко­ва. Перед смертью Рита рассказала старшине о своем сыне, который остался у ее родителей. «Рита знала, что рана ее смер­тельная и что умирать будет долго и трудно. Пока боли почти не было, только все сильнее пекло в животе и хотелось пить. Но пить было нельзя, и Рита просто мочила в лужице тряпоч­ку и прикладывала к губам. Васков спрятал ее под еловым выворотнем, забросал ветками и ушел… Рита выстрелила в висок, и крови почти не было». Мужество, хладнокровие, вы­держка, чувство долга перед Родиной были отличительными чертами этой героини.

    Женя Комелькова - яркий, запоминающийся образ, вы­сокая, рыжеволосая красавица. В войну она лишилась всей своей семьи: ее отца, красного командира, мать, сестру и бра­тишку расстреляли немцы. Саму же девочку «эстонка спря­тала в доме напротив», и Женя видела, как убивали ее семью. Она трижды помогает своей группе: обманывает немецких диверсантов у протоки, разыгрывая купание в ледяной воде, убивает напавшего на Васкова фашиста, ценой собственной жизни пытается спасти раненую Риту Осянину и старшину, уводя немцев в лес. С Женей в повести связаны и самые коми­ческие, и самые драматические сцены. Ее доброжелатель­ность, оптимизм, жизнерадостность, уверенность в себе, ду­шевная стойкость вызывают глубокую симпатию читателей. Она умирает в возрасте девятнадцати лет.«… Немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрас­ное лицо…»

    Лиза Бричкина была дочкой лесника, из-за длительной болезни матери она не могла посещать школу. Она мечтала устроиться в техникум, но началась война. Лиза погибла при выполнении задания. Спеша добраться к своим и доложить об изменившейся ситуации, она утонула в болоте: «Лиза дол­го видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила».

    Соня Гурвич - «переводчица», «городская» пигалица, ху­дющая, «как весенний грач». Автор, рассказывая о прошлой жизни Сони, подчеркивает ее талантливость, любовь к поэзии, к театру. Борис Васильев вспоминает: «Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток. Чаше всего - первокурсниц. Для них война была самой страшной… Где-то среди них сражалась и моя Соня Гурвич». Желая по­мочь старшине, Соня бросается за кисетом, забытом им на пеньке в лесу, и получает ножевое ранение в грудь. «Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалилась на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительной яркой болью рванулось вдруг сердце. Нет, успела. И понять успела, и крик­нуть, потому что не достал нож до сердца с первого удара: грудь помешала».

    Галина Четвертак - сирота, девочка из детского дома, меч­тательница, наделенная от природы богатой фантазией. Ху­дющая, маленькая «замухрышка» не подходила под армейс­кие стандарты ни ростом, ни возрастом. Она очень боялась немцев, и в финале сама вышла на них. «Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, - говорит писа­тель, - была много труднее, чем все, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Гали Чет­вертак об этом». «А-а-а! Коротко ударил автомат. С десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы за­ломленных в ужасе рук. Замерло все на поляне».

    Итак, погибли все девушки из группы Васкова. У каждой из них были свои мечты, стремления, надежды. Все самое луч­шее, прекрасное, что было в них (нежность, любовь, наивные девичьи мысли), скрылось за суровым словом «солдат». Фи­нал повести раскрывает смысл ее названия. Замыкает произ­ведение письмо, написанное молодым человеком, который стал случайным свидетелем возвращения старшины Васкова на место гибели девушек вместе с усыновленным им сыном Риты Альбертом. Таким образом, возвращение героя на место его подвига дано глазами молодого поколения. В этом заклю­чается жизнеутверждающая мысль повести, поэтому произ­ведение заканчивается образом отца и сына - символом веч­ности жизни, преемственности поколений.

    Здесь искали:

    • а зори здесь тихие сочинение
    • а зори здесь тихие краткое сочинение
    • а зори здесь тихие аргументы для сочинения

    Вот и подходит к концу школьное образование. Теперь в центре внимания всех учеников Ни для кого не секрет, что очень большое количество баллов можно получить благодаря написанию сочинения. Именно поэтому мы в данной статье подробно напишем план к сочинению и обсудим самую распространенную на экзамене тему проблемы мужества. Конечно, тем довольно много: отношение к русскому языку, роль матери, учителя, детства в жизни человека и многие другие. Особое затруднение у учеников вызывает аргументирование проблемы мужества.

    Множество талантливейших писателей посвятили свои произведения теме героизма и отваги, но они не так прочно оседают в нашей памяти. В связи с этим мы их немного освежим и приведем лучшие аргументы для защиты вашей точки зрения из художественной литературы.

    План сочинения

    Для начала предлагаем вам ознакомиться с планом правильного сочинения, которое при наличии всех пунктов принесет вам максимум возможных баллов.

    Сочинение ЕГЭ по русскому языку сильно отличается от эссе по обществознанию, по литературе и так далее. Эта работа имеет строгую форму, которую лучше не нарушать. Итак, как выглядит план нашего будущего сочинения:

    1. Введение. В чем заключается задача этого пункта? Нам нужно плавно подвести нашего читателя к основной проблеме, затронутой в тексте. Это небольшой абзац, который состоит из трех-четырех предложений, но явно относится к теме вашего сочинения.
    2. Обозначение проблемы. Мы в этой части говорим о том, что прочитали предложенный для анализа текст и выявили одну из проблем. Когда вы указываете проблему, заранее подумайте об аргументах. Как правило, их в тексте две и более, выбирайте наиболее выгодную для вас.
    3. Ваш комментарий. Нужно растолковать охарактеризуйте ее. Это должно занять у вас не более семи предложений.
    4. Отметьте позицию автора, что он думает и как к проблеме относится. Может он пытается что-то предпринять?
    5. Ваша позиция. Вы должны написать, согласны вы с автором текста или нет, обоснуйте свой ответ.
    6. Аргументы. Их должно быть два (из литературы, истории, личного опыта). Педагоги все-таки предлагают делатьуопор на аргументы из литературы.
    7. Заключение не более трех предложений. Сделайте вывод всему, что вы сказали, подытожьте. Возможен и такой вариант окончания, как риторический вопрос. Он заставит задуматься, и сочинение будет закончено довольно эффектно.

    Как видно из плана, наиболее тяжелая часть - аргументирование. Сейчас мы подберем примеры для проблемы мужества, будем использовать исключительно литературные источники.

    "Судьба человека"

    Тема проблемы мужества - это основная идея рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека». Самоотверженность и мужество - это основные понятия, которые характеризуют главного героя Андрея Соколова. Наш персонаж способен переступить через все препятствия, которые ему уготовила судьба, пронести свой крест с высоко поднятой головой. Эти качества он показывает не только во время военной службы, но и в плену.

    Казалось, что самое страшное уже позади, но беда не приходит одна, впереди еще одно очень тяжелое испытание - смерть родных ему людей. Теперь в Андрее говорит самоотверженность, он собрал свои последние силы в кулак и посетил то самое место, где когда-то была тихая и семейная жизнь.

    "А зори здесь тихие"

    Проблема мужества и стойкости отражена и в таком произведении, как повесть Васильева. Только здесь эти качества приписываются хрупким и нежным созданиям - девушкам. Это произведение рассказывает о том, что русские женщины тоже могут быть настоящими героями, сражаться на равнее с мужчинами и отстаивать свои интересы даже в таких глобальных смыслах.

    Автор повествует о нелегкой судьбе нескольких совершенно не похожих друг на друга женщин, которых свела вместе большая беда - Великая Отечественная война. Хоть и жизнь раньше складывалась их по-разному, но конец был у всех один - смерть при выполнении боевого задания.

    Повесть о настоящем человеке

    Которой есть во множестве встречается и в «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого.

    В произведении идет речь о тяжелой судьбе летчика, который очень сильно любил небо. Для него полет - это смысл жизни, как крылья для птицы. Но их ему подрезали немецким истребителем. Несмотря на свои травмы, Мересьев очень долго полз по лесу, у него не было ни воды, ни еды. Он преодолел эту трудность, но впереди его ждали еще. Он лишился ног, ему предстояло научиться пользоваться протезами, но этот человек был настолько силен духом, что научился даже танцевать на них.

    Несмотря на большое количество препятствий, Мересьев снова обрел крылья. Героизму и самоотверженности героя можно только завидовать.

    "В списках не значился"

    Так как нас интересует проблема мужества, аргументы из литературы мы подбирали про войну и тяжелую судьбу героев. Также и роман Бориса Васильева «В списках не значился» посвящен судьбе Николая, который только закончил училище, отправился на службу и попал под обстрел. Он не значился совершенно ни в каких документах, но ему не пришло в голову бежать как «крыса с корабля», он смело сражался и отстаивал честь своей родины.

    Значкова Евгения

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Рожденные в годы глухие

    Пути не помнят своего.

    Мы – дети страшных лет России –

    Забыть не в силах ничего.

    Испепеляющие годы!

    Безумья ль в вас, надежды ль весть?

    От дней войны, от дней свободы

    Кровавый отсвет в лицах есть…

    Война – это страшное слово. Это горе и слезы, это ужас и разрушение, это безумие и уничтожение всего живого. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли сыновей, жены – мужей, дети остались без отцов. Тысячи людей прошли сквозь горнило войны, испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили. Победили в самой тяжелой из всех войн, перенесенных до сих пор человечеством. И живы еще те люди, которые в тяжелейших боях защищали Родину. Война в их памяти всплывает самым страшным горестным воспоминаниями. Но она же напоминает им о стойкости, мужестве, несломленности духа, дружбе и верности.

    Я знаю многих писателей, которые прошли эту страшную войну. Многие из них погибли, многие получили тяжелые увечья, многие уцелели в огне испытаний. Вот почему они писали о войне, вот почему вновь и вновь рассказывали о том, что стало не только их личной болью, но и трагедией всего поколения. Они просто не могли уйти из жизни, не предупредив людей об опасности, которую несет забвение уроков прошлого.

    Мой любимый писатель – Борис Васильев. В начале войны он был молодым лейтенантом. Самые лучшие его произведения – о войне, о том, как человек остается человеком, только до конца выполнив свой долг. Как к незаживающей ране я прикасаюсь к его трагической повести «А зори здесь тихие…». Она произвела на меня огромное впечатление. Повесть читается с неослабевающим интересом от начала до конца. Мысли и действия героев держат в постоянном напряжении.

    «Шел май 1942 года. На западе (в сырые ночи оттуда доносило тяжкий гул артиллерии) обе стороны, на два метра врывшись в землю, окончательно завязли в позиционной войне; на востоке немцы день и ночь бомбили канал и Мурманскую дорогу; на севере шла ожесточенная борьба за морские пути; на юге продолжал упорную борьбу блокированный Ленинград.

    А здесь был курорт…»…

    Такими словами начинает Борис Васильев свою повесть. В этой книге тема войны повернута той непривычной гранью, которая воспринимается особенно остро. Ведь все мы привыкли сочетать слова «мужчины» и «война», а здесь женщины, девушки и война. И вот эти девушки встали посреди русской земли: леса, болот, озер, - против врага, сильного, выносливого, хорошо вооруженного, беспощадного, который и по числу значительно превосходит их.

    Рита, Женя, Лиза, Галя, Соня – это пять разных, но таких чем-то похожих девчонок. Рита Осянина, волевая и нежная, богатая душевной красотой. Она – самая мужественная, бесстрашная, волевая, она – мать! «Не засмеется никогда, только что поведет чуть губами, а глаза по-прежнему серьезными остаются»… Женька Комелькова – «высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские – зеленые, круглые, как блюдца», всегда веселая, смешливая, красивая, озорная до авантюризма, отчаянная и уставшая от войны, от боли и любви долгой и мучительной, к далекому и женатому человеку. Соня Гурвич – воплощение ученицы-отличницы и поэтическая натура – «прекрасная незнакомка», вышедшая из томика стихов Александра Блока. Галя всегда жила в своем воображаемом мире активнее, чем в действительном, поэтому она боялась…страшно боялась этой ужасной и беспощадной войны… Лиза Бричкина… «Эх, Лиза-Лизавета, учиться бы тебе!» Учиться бы, повидать бы большой город с его театрами и концертными залами, его библиотеками и картинными галереями… Она всегда знала, что «жизнь – понятие реальное и ощутимое, она существует, что она предназначена для нее и что миновать ее невозможно, как невозможно не дождаться завтрашнего дня». А Лиза всегда умела ждать… Галя, так и не повзрослевшая, смешная и по-детски неуклюжая детдомовская девчонка. Записки, побег из детского дома и тоже мечты… о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении. Ее такая по-детски наивная мечта – стать новой Любовью Орловой. Но никто из них так не успел осуществить свои мечты, просто не успели они прожить собственную жизнь.

    Они дрались за Родину так, как никто, нигде и никогда не дрался. Они ненавидели врага ненавистью, которой можно плавить сталь, - ненавистью, когда уже не чувствуются ни боль, ни лишения… Их первым и серьезным приказом было, которому они должны строго подчиняться: «…Нашему отряду в количестве шести человек поручено держать оборону Синюхиной гряды, где и захватить противника в плен. Сосед слева – Вопь-озеро, сосед справа – Легонтово озеро… На запасной позиции оставить все имущество под охраной бойца Четвертак. Боевые действия начинать только по моей команде. Своими заместителями назначаю младшего сержанта Осянину, а ежели она выйдет из строя, то бойца Гурвич…» После было много приказов. И девушки выполняли их четко, как и положено молодым солдатам. Было все: слезы, переживания, потери… На их глазах умирали близкие подруги, но они держались. Они не пропустили никого, стояли насмерть до конца, и было их сотни и тысячи патриотов, отстоявших свободу Отчизны!..

    И смерть была у них всех разная, как разными были и их судьбы… Риту задела граната. Она понимала, что рана смертельна, и что умирать она будет долго и мучительно. Поэтому, собрав последние силы, она все-таки произвела тот роковой выстрел – выстрел в висок!.. У Гали была такая же болезненная и безрассудная смерть, как она сама, - могла бы спрятаться и остаться жить, но не спряталась. Что ей тогда двигало, остается только догадываться. Может, трусость или просто мимолетное смятение?! Неизвестно… У Сони была жестокая смерть. Она даже понять не успела, как тонкое острие кинжала пронзило ее молодое и жизнерадостное сердце... У Жени – отчаянная и немного безрассудная! Она всегда верила в себя и даже тогда, когда уводила немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что всё окончится благополучно. И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет… Лизу смерть настигла неожиданно. И это была такая глупая неожиданность. Лизу затянуло в болото. «Над деревьями медленно всплыло солнце, лучи упали на болото, и Лиза в последний раз увидела его свет – теплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня. И до последнего мгновения Лиза верила, что это завтра будет и для нее…».

    И остается старшина Васков, о котором я ещё не упомянула, один. Один среди беды, муки, один со смертью, один с тремя пленными. Один ли? Впятеро теперь у него сил. И что было в нем лучшего, человеческого, но спрятанного в душе, все раскрылось вдруг, и что пережил, перечувствовал он за себя и за них, за его девчонок, его «сестричек».

    Как сокрушается старшина: «Как это жить-то теперь? Почему это так? Ведь не умирать им надо, а детей рожать, ведь матери – они!» Поневоле наворачиваются слёзы, когда читаешь эти строки. Но надо не только плакать, надо помнить, потому что мертвые не уходят из жизни тех, кто их любил. Они только не стареют, оставаясь в сердцах людей вечно молодыми.

    Погибли все девушки, и гибелью каждой из них «оборвалась маленькая ниточка в бесконечной пряже человечества». Что же двигало ими, когда они, не жалея жизни, шли в бой, отстаивая каждую пядь земли? Может, это просто долг перед народом, перед своей Отчизной, или мужество, смелость, храбрость, патриотизм? Или всё это вместе? Всё смешалось в них.

    Остро ощущаю сейчас горечь от невозвратимости потерь, а слова старшины Васкова воспринимаю как трагический реквием: «Здесь у меня болит, - он ткнул в грудь, - здесь свербит, Рита. Так свербит. Положил ведь я вас, всех пятерых положил». Странно было читать эти слова. Странно то, что старшина Васков винил во всем себя, а не фашистов, которых ненавидел больше всех на свете!

    Все-таки есть в этом небольшом произведении что-то, что не оставит равнодушным ни взрослого, ни подростка. Ведь эта повесть о том, какой страшной ценой досталась советской стране победа. Автор исследует нравственные истоки героизма советского народа в Великой Отечественной войне, раскрывает новые стороны подвига людей.

    Читая повесть, я невольно становилась свидетельницей будней полувзвода зенитчиков на разбомбленном и потому свободном глухом разъезде в Карелии. Ведь я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Но ведь её не хотели и герои повести Бориса Васильева. Они не хотели погибать, не думая о смерти, о том, что не увидят больше ни солнца, ни травы, ни листьев, ни детей! В основу произведения положен незначительный в масштабах Великой Отечественной войны эпизод, но рассказано в нём так, что перед глазами встают все ужасы войны в её страшном, уродливом несоответствии с самой сущностью человека. Трагизм этого несоответствия подчеркнут самим названием повести и усугубляется тем, что герои её – девушки, вынужденные заниматься суровым ремеслом войны. Писатель показывает своих героинь действующими, борющимися, гибнущими во имя спасения Родины. Только большая любовь к ней, желание защитить родную землю и ее невинных жителей могло заставить небольшой отряд из шести человек продолжать так мужественно сражаться.

    После прочтения повести понимаешь, что такое война. Это разрушения, гибель ни в чем не повинных людей, величайшее бедствие человечества. Начинаешь понимать всю сущность этой войны. Автору точно удалось передать чувства и ощущения героев, их собственные отношения к войне.

    «Наступила та таинственная минута, когда одно событие переходит в другое, когда причина сменяется следствием, когда рождается случай. В обычной жизни человек никогда не замечает ее, но на войне, где нервы напряжены до предела, где на первый жизненный срез снова выходит первобытный смысл существования – уцелеть, - минута эта делается реальной, физически ощутимой и длинной до бесконечности».

    «…Врага понимать надо. Всякое действие его, всякое передвижение для тебя яснее ясного быть должно. Только тогда ты за него думать начнешь, когда сообразишь, как сам он думает. Война – это ведь не просто кто кого перестреляет. Война – это кто кого передумает…».

    Тем ужаснее эта война, что погибают старики, женщины и дети. Пять молодых девушек, героинь повести, отдали свои жизни, чтобы зори были тихие, чтобы мы – нынешнее поколение – жили в мире. Повесть «А зори здесь тихие…» еще раз заставляет вспомнить о героях войны и низко поклониться их памяти. И это, прежде всего, нужно живым.

    … Прошло много лет, мы привыкли к слову «война» и, когда слышим его, часто пропуская мимо ушей, не вздрагиваем, даже не останавливаемся, хотя живем под угрозой третьей мировой войны. Потому что это было давно? Потому что некогда? Или потому что, зная всё о войне, мы не знаем только одного – что это такое? И именно эта повесть помогла мне найти ответы на эти терзающие меня вопросы. Именно она помогла мне понять, что война – это не просто пять букв, каждая из которой включает в себя весь ее ужас, а это, прежде всего люди, не вообще смерть, а смерть человека, не страдания в целом, а страдания человека. Остановимся на секунду и подумаем: такого же человека, как и я!

    С каждым годом люди отношение людей к событиям войны меняется, многие из нас стали забывать о тех подвигах, которые совершали наши дедушки и бабушки ради будущего своих детей. Благодаря авторам того времени, мы до сих пор можем изучать произведения и вникать в хронику истории. Произведение Бориса Васильева "А зори здесь тихие..." было посвящено людям, которые прошли через жестокою войну, которые к сожалению не вернулись домой, а также своим друзьям и товарищам. Эту книгу можно назвать памятью, ведь события описанные в ней близки каждому, кто хранит в себе память о Великой Отечественной Войне.

    В произведении были описаны судьбы пяти девушек-зенитчиц, а также их командира, действия происходили во время Великой Отечественной войны. Читая этот рассказ я полностью прониклась сочувствием к главным героям, ведь они даже не успели еще почувствовать вкус жизни. Главные героини-Соня Гурвич, Рита Осянина, Женя Комелькова, Галя Четвертак, Лиза Бричкина, молодые девушки, только начавшие жить, они яркие, веселые и настоящие. Но каждой из них выпала роль умереть в борьбе за защиту своей Родины, за любовь к ней и будущее. Они боролись за свободу, но сами были жестоко наказаны судьбой, ведь война разрушила их планы на жизнь, не дав хотя бы капли на что-то светлое. Это страшное события разделила их жизнь на два периода, и у них просто не было другого выхода, кроме как взять оружие в свои нежные руки.

    Федот Васков был еще одним главным героем, автор очень проникновенно описал ту горечь и боль, которую испытывал Федот за каждой из девушек. Он был воплощением настоящего солдата, смелый и отважный, он понимал то, что девушка должна находится дома, рядом с детьми и домашним очагом, а не воевать. Видно, как ему безумно хочется отомстить фашистам, за то, что они сделали с молодыми девушками.

    Борис Васильев использовал в своей работе то, что видел сам и чувствовал, поэтому повесть содержит четкие описания событий войны. Благодаря этому читателю удается погрузиться в атмосферу тех самых страшных сороковых годов. Я прочувствовала ужас того времени, и поняла, что война не выбирала кого убивать, это были и дети и взрослые, и старые и молодые, у кого-то убили мужа, у кого-то сына или брата.

    Несмотря на всю боль происходящего, в конце автор дает понять, что чтобы там ни было, добро все равно победит зло. Эти пять девушек, которые отдали свою жизнь за Родину, навсегда останутся в наших сердцах и будут героями Великой войны.

    Темы затронутые произведением А зори здесь тихие

    1) Героизм и самоотдача

    Казалось бы, еще вчера эти женщины были школьницами, которые спешат на занятия, а сегодня они молодые и храбрые бойцы которые воюют в одной колоне с мужчинами. Но идут они в бой, не из-за принуждения государства или близких, девушки идут туда из-за любви к родине. Как по сей день показывает нам история, эти девушки принесли огромный вклад в победу страны.

    2) Женщина на войне

    Но самый главный смысл всего произведения Васильева, это ужасающая мировая война, на которой на ровне с мужчинами воюют женщины. Они не поддерживают солдат сзади, не лечат и не кормят, а держат в руках ружье и идут в атаку. У каждой из женщин есть своя семья, свои мечты и цели на жизнь, но у многих из них будущее оборвется на поле битвы. Как говорит главный герой, самое страшно на войне не то что погибают мужчины, а что умирают женщины, и после умирает и вся страна.

    3) Подвиг непрофессионала

    Ни одна из этих женщин, которая вступила на тропу войны, не проходила постоянные годовые курсы. Они не служили подолгу в армии и не умеют досконально владеть оружием. Они все непрофессиональные бойцы, а обычные советские женщины, которые могли стать женами и матерями, но, несмотря на это стали настоящими бойцами. Даже не важна их некомпетентность, они сражаются на ровне и приносят огромный вклад в истории.

    4) Мужество и честь

    Несмотря на то что, каждая женщина во время войны принесла огромный клад в победе, есть и те которые выделились больше всего. Например, можно вспомнить героиню из книги, под именем Женя Комелькова, которая позабыв о своем будущем, мечтах и целях, ценной своей жизни, спасла своих товарищей, переманив на себе фашистов. Казалось бы, даже не каждый мужчина отважился бы на такой поступок, но это юная девушка вопреки всему, рискнула и смогла помочь своим сослуживцам. Даже после того как женщина получила серьезное ранение, она не жалела об этом поступке и хотела лишь своей родине победу.

    5) Уважение к Родине

    Один из героев Восков, после всех военных действий, очень долго себя винил и оскорблял, за то, что не смог уберечь и спасти слабый пол, который отдавал на поле битвы свои жизни. Мужчина боялся, что из-за смерти солдат, на бунт встанут их отцы, мужья, а главное дети, которые начнут обвинять Воского в том, что он не смог уберечь их женщин. Солдат не верил, что какой-то Беломорканал стоит стольких ушедших душ. Но в один момент, одна из женщин Рита, сказала, чтобы мужчина перестал самобичеваться, унижать и постоянно раскаиваться в этом, так как война это не место для грусти и сожаления. Все эти женщины боролись не за обычные дороги или опустевшие здания, они боролись за свою родину и за свободу целой нации. Именно так автор, передает отважность людей и любовь их к родине.

    Сочинение 3

    Не мало произведений написано на военную тематику. Наш народ эта проблема затронула всецело, особенно в сороковые года двадцатого века. Что такое война? Эта большая трагедия для всего мира. Не имеет значения, какие страны между собой сражаются и за что? Мы должны ценить мир, бороться за свободу, любить и уважать друг друга для того, чтобы не было войны. Эти мысли доносят своими книгами великие писатели, к числу которых и относится русский писатель, переживший на своем жизненном пути Великую Отечественную войну.

    Что касается темы борца за Родину в русской литературе, то она поднималась достаточно широко. А вот роль женщины на войне, ее тяжкая доля в то ужасное время – это было редкое являние. Но писатель Васильев выступил новатором и ввел в русскую литературу эту тему, точнее осветил ее ярко и точно. Он создал свое произведение и назвал парадоксально, с иронией (тот, кто прочитал, поймет) «А зори здесь тихие…».

    Повесть рассказывает военную историю пяти девушек и командира Васкова. Дело в том, что в тихое место, где служили многие солдаты под руководством Васкова, спивались из-за того, что там не происходило так таковых военных событий и немцы в это место не приходили.

    Потому надо было как-то решать этот вопрос. И в качестве непьющих в тихое место были отправлены пять девчонок: Женя Камелькова, Галя Четвертак, Соня Гурвич, Лиза Бричкина, Рита Осянина. У каждой из этих девушек была своя история, семья, любимые люди, с которыми разлучила их война.

    Васильей показал всю тяжесть, которая выпала на долю этих еще юных особ. Они вынуждены были лишиться не только любимых людей, но еще и своих мечтаний, целей.

    В произведении описывается все ситуации, с которыми они столкнулись.

    Судьба у девушек свелась к смерти.

    У Маргариты, например, был сын в деревне. А ее муж погиб еще вначале войны. Среди девушек-бойцов она была самая зрелая и опытная.

    Что же толкнуло девушек пойти на фронт, защищать Родину, ведь у них была возможность не воевать. Мне кажется, что к этому подтолкнула их жажда мести. Это выражение относится на сто процентов к Жене Комельковой. Ее семью расстреляли фашисты на ее же глаза. Она погибает во время перестрелки с врагами.

    Каждая из мачт девушки была разрушена войной. Васков продолжал винить себя за это винил до конца дней.

    Вариант 4

    Более семидесяти лет прошло, как закончилась Великая Отечественная война. Но в жизни русского народа до сих пор эхом отзываются отголоски тех страшных событий. О войне напоминают не только фильмы, но и книги. Одно из таких произведений, которое надолго остается в памяти, роман Бориса Васильева «А зори здесь тихие».

    Многие слышали фразу «у войны не женское лицо», но именно Васильев смог описать значимость женской фигуры на фронте. Основные действия повести происходят в 1942 году. Автор рассказывает истории пяти девушек, которые по собственной воле стали солдатами – зенитчицами. Васильев повествует и о жизни командира этого женского батальона. Стиль повествования дает возможность читателю понять и Федота Евграфовича Васкова, и Риту Осянину, и Соню Гуревич, и Женю Комелькову, и Лизу Бричкину, и Галю Четвертак.

    Война разделила жизни людей на «до и после». И автор показывает это на примере пяти историй, пяти разных судеб. При этом Васильев сам бывал на фронте и своими глазами видел все ужасы боевых действий. У каждой девушки из батальона были свои причины ненавидеть врага. Например, у помощницы старшины, Риты Осяниной, на поле сражения погиб муж. У красивой, рыжеволосой Жени Комельковой, война «отобрала» всех близких людей: маму, братика и бабушку. И, несмотря на трагические события, эта девушка всегда старалась оставаться жизнерадостной и улыбчивой. Но мирный май Женька не встретила, отдав свою жизнь для спасения подруги.

    Еще одна девушка, Лиза, скромная, но сильная духом, мечтала об учебе в техникуме. Бричкина спешила на помощь подругам, но увязла в болоте, так и не добравшись до своего женского батальона. Каждая из девушек погибла за Родину, за любовь к своему народу. Именно это и был настоящий патриотизм. Война не дает зенитчицам шанса на будущее.

    Старшина Васков, оставшись один, всеми силами пытается помешать немцам, прорваться за линию фронта. Он чувствует на себе вину за гибель молодых девушек-зенитчиц, именно это помогло Федоту Евграфовичу добиться поставленной цели. Старшина отомстил за гибель своих подопечных, которые заслуживали мирного неба над головой, а не смерти от войны в лесах и болотах.

    Несмотря на весь трагизм произведения, автор отмечает, что добро всегда побеждает, а зло остается бессильным. «Красной нитью» в повести проходит и тема памяти, ведь во время Великой Отечественной войны погибла ни одна сотня таких юных, но, в то же время смелых, девушек.

    11 класс, ЕГЭ

    Несколько интересных сочинений

    • Сочинение по картине Шишкина Рожь 4 класс описание

      На переднем плане картины изображена солнечно-золотистая рожь, аккуратно разделённая на две части тоненькой тропинкой. Рожь блестит на свете, переливаясь причудливым образом на фоне отдалённых деревьев и летящих птиц

    • Можно вспомнить огромное количество классиков с изречениями о труде. Не отстают по количеству и русские пословицы. Смысл всех высказываний сводится к тому, что именно трудом человек

    • Характеристика чиновников в комедии Ревизор 8 класс сочинение

      «Ревизор» - комедия Н.В. Гоголя. Как писал сам автор, он хотел показать и, одновременно, высмеять все недостатки чиновничества и несправедливости, которая царит в отдаленных местах России

    • Патриотизм в произведении Левша Лескова

      Конечно же, Левша – это собирательный образ русского человека. Но именно Левше было предоставлено исключительное право доказать иностранным подданным, что русская земля богата не только талантами

    • Сочинение по рассказу Носова Живое пламя 7 класс
    ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения