Беллини – непревзойденный мастер бельканто. История жизни Юношеские впечатления Беллини от оперы

Италии является Винченцо Беллини. С самых малых лет будущий композитор поражал окружающих своим музыкальным талантом. Значительную роль в творчестве Беллини сыграло близкое сотрудничество с поэтом Ромни, который был оперным маэстро. Их профессиональный тандем оказался достаточно плодотворным. Благодаря стараниям двух гениев мир услышал естественные и легкие вокальные произведения, которые и сегодня вызывают восхищение у многих оперных критиков.

Все музыкальные произведения, созданные Винченцо Беллини, наполнены внутренним лиризмом и потрясающей музыкальной гармонией, которая запоминается даже далеким от музыки людям. Любопытно, что Беллини никогда не отдавал предпочтение итальянскому оперному buffa, наполняя свои произведения внутренним драматизмом. С профессиональной точки зрения его произведения далеки от идеала, но за мелодичность и адаптированность к возможностям человеческого голоса, а , за гармоничность его творения снискали любовь И. В. Гее, Т. Шевченко, Ф. Шопена, Т. Грановского, Н. Станкевича.

За всю свою профессиональную деятельность Беллини смог написать одиннадцать оперных произведений. Современники отмечали, что, несмотря на безусловный талант, каждое произведение рождалось в муках и отнимало много сил маэстро.

В 1825 году было написано произведение - «Адельсон и Сальвини», после чего через год вышло творение - «Бянка и Джернандо». Далее в 1827 году появилась творческая работа под названием «Пират». В первый месяц появления произведения на сцене, оно прошло 15 раз. И с каждым разом опера набирала все больший успех у зрителей, которые посещали каждое представление. Через два года свет увидели еще два произведения - «Чужестранка» и «Заира». Любопытно, что премьера «Заира», которая прошла в Пармском театре, не смогла вызвать восхищения у зрителей и стала настоящим провалом. Большая часть слушателей не услышали в произведении музыку маэстро, им показалось, что оно наполнено только чувствами. Критические мнения так расстроили композитора, что он решил покинуть не только сцену театра, но и город, в котором она находилась...

Впрочем, писать Беллини не перестал, и в 1830 году на свет появились две действительно уникальные работы «Эрнани» и «Капулетти и Монтекки», последняя впервые была представлена взыскательной венецианской публике в театре Ла Фениче. Найти подходящий по архитектуре голос для исполнения партии молодого Ромео оказалось для Беллини отнюдь не просто, поэтому на сцене в образе юноши появилась Джудитта Гризи с прекрасным меццо-сопрано. Исполнение Гризи до сих пор считается едва ли не эталонным.

Самая популярная опера маэстро «Норма» и рожденная следом «Сомнабула» были созданы в 1831 году. Беллини буквально обожал «Норму», только ее считая действительно удачным своим произведением. Он часто повторял, что, случись кораблекрушение или потоп, спасать нужно только «Норму». Каждая из арий оперы представляет собой законченное и вполне самостоятельное произведение, которое отличается свойственной композитору мелодичностью.

Через год вышло творение композитора «Беатриче де Тенда», и конец произведениям положила музыкальная картина «Пуритане», созданная в 1885 году. Эти материалы не доставили удовольствия Беллини, о чем он писал в мемуарах. Он стремился повторить внутреннюю гармонию «Нормы», но, как казалось взыскательному вкусу, все было не то, все было не так.

Конечно, если брать количественный показатель произведений, то Беллини уступает многим композиторам, однако в качестве музыкального материала мало кто может сравниться с итальянским маэстро. Все вышеперечисленные оперы Беллини являются настоящими шедеврами оперного искусства, которые смогли навсегда войти в музыкальное искусство.

Винченцо Беллини

За карьеру композитора, более короткую чем у Моцарта, Винченцо Беллини дал миру несколько самых знаменитых оперных арий.

Ведущие сопрано всего мира с удовольствием исполняют его арии с стиле бельканто, вершиной которых является ария Нормы «Casta diva».

Игре на фортепиано Беллини начал обучаться в 5 лет

Винченцо Беллини родился 3 ноября 1801 года в сицилийском городе Катания. Его дедушка, Винченцо Тобия Беллини, был нанят местным дворянином в качестве композитора и органиста. Отец также был композитором.

Некоторые биографические документы описывают чуть ли не врожденный дар малолетнего Беллини: якобы он мог спеть арию в 18 месяцев. Скорее всего эти данные сильно преувеличены вследствие посмертной романтизации жизни композитора. Вполне вероятно, что он начал обучаться в 5 лет, и безусловно являлся талантливым учеником.

Первым преподавателем музыки для Винченцо стал дедушка. Успешность этого образования подтверждена церковным гимном «Tantum ergo», написанным Беллини в семь лет. В подростковом возрасте Винченцо вызвал ажиотаж в Катании. Родной город в конечном счете наградил его четырехлетней стипендией, чтобы он мог учиться в Неаполе в Real Collegio di Musica (ныне - Консерватория).

По прибытии в консерваторию в 1819 году Беллини был зачислен в первые классы, но через формальное прошение его перевели на год старше. А в январе 1820 года он успешно сдал экзамены по теории музыки и стал получать ежегодную стипендию, таким образом освободив средства, выделенные городом, и направив их на поддержку семьи. Достижения Винченцо становились все более значимыми. За время студенчества он завоевал уважение своих учителей, даже несмотря на то, что на пару со своим другом Франческо Флоримо получил выговор за участие в движении карбонариев – тайном обществе, подстрекавшем революцию 1820 года.

Юношеские впечатления Беллини от оперы

В январе 1824 года, после сдачи экзаменов, Винченцо был удостоен звания прима Маэстрино – должности, необходимой для получения права преподавания младшими курсами. Это позволило ему получить отдельную комнату для проживания, а также бесплатно посещать оперу по четвергам и воскресеньям. Так и состоялось знакомство Беллини с оперой «Семирамида».

После окончания консерватории Беллини сразу заработал контракт с королевским театром

Вайншток писал, что, возвращаясь со спектакля, Беллини был необычайно молчалив, а затем вдруг воскликнул: «Вы знаете, что я думаю? После Семирамиды нам бесполезно даже пытаться чего-либо добиться»

Можно считать, что это впечатление стало и своеобразным вызовом, подтолкнувшим Винченцо к работе над собственной оперой. После церемонии вручения дипломов в 1825 году Беллини закончил свою самую успешную студенческую работу – «Адельсон и Сальвини». Опера была основана на французском романе Франсуа Арно. Постановка, реализованная студентами в небольшом театре консерватории, вызвала восторг у публики, и продолжала ставиться каждое воскресенье в течение года. Этот успех принес, в свою очередь, контракт на написание оперы для королевского театра.

Начало творческого пути. Первые оперы Беллини


Опера Беллини «Бьянка и Гернандо»

Для нового произведения Беллини выбрал в качестве либреттиста молодого писателя Доменико Гилардони, который подготовил свое первое либретто «Бьянка и Фернандо». Но так как наследника престола звали Фердинанд, название пришлось сменить на «Бьянка и Гернандо». Премьера состоялась в театре Сан-Карло 30 мая 1826 года и прошла настолько успешно, что сам король нарушил обычай - никаких аплодисментов в зале в присутствии членов королевской семьи.

Через девять месяцев Доменико Барбайя, будучи распорядителем королевских театров, предложил Винченцо новый заказ на оперу для Ла Скала. Беллини провел с 1827 по 1833 годы в Милане, не занимая никакой должности в оперной компании, живя за счет дохода от своих композиций, за которые он получал несколько больше обычных сборов.

Для первого миланского проекта был назначен либреттист Феличе Романи, который стал для Беллини творческим партнером, обеспечив композитора либретто для всех последующих опер. Первое совместное произведение получило название «Пират».

Винченцо понравилось либретто, когда он понял, что история «представила несколько страстных и драматичных ситуаций …, что такие романтичные персонажи были в новинку для оперной сцены».

С другой стороны, Романи, известный своим пренебрежением к композиторам, так же проникся уважением к Беллини и даже шел ему на встречу, внося правки в свою работу.

За четыре года, проведенных в Северной Италии, соавторы создали четыре великих шедевра:

  • «Пират»
  • «Капулетти и Монтекки»
  • «Сомнамбула»
  • «Норма»
  • а также несколько других удачных работ.

Так в 1929 году состоялась премьера второй оперы для Ла Скала – «La straniera». Внимание критиков привлек уникальный стиль Беллини, а именно использование ариозо в местах, где обычно ожидается речитатив. Такой творческий выбор сделал композитора изобретателем нового оригинального голоса в мире оперы. Признание и успех обеспечили вход Винченцо Беллини в миланское общество, где он приобрел многочисленных друзей и покровителей.
В 1929 году состоялась премьера второй оперы для Ла Скала – «La straniera»

Работу над следующей оперой Беллини начал еще до премьеры «La straniera». Тем не менее заказ был срочный, и времени не хватало, много его было потрачено на споры по сюжету. В конечном счете выбор пал на «Заира» Вольтера, а сам продукт был соединен довольно поспешно. Эти проблемы, а также осведомленность общественности о них, привели к плохому приему оперы. Но неудача не остановила Беллини, а даже косвенно способствовала последовавшему успеху.
Опера «Капулетти и Монтекки»

Во время пребывания композитора в Венеции в 1830 году, где он адаптировал «Пирата» для певицы Джудитты Гризи, его попросили предоставить театру замену сорвавшейся опере.

За месяц Беллини, на основании уже существовавшего либретто, сочинил новую музыку, использовав часть переработанного материала «Заиры».

Новая опера «Капулетти и Монтекки» (на основе свободной интерпретации Шекспира) была тепло встречена в Венеции.

Жизненные перипетии Винченцо Беллини

Винченцо вернулся в Милан и заболел. Семья музыкантов старшего поколения, Поллини, заботилась о нем, став ему заменой родителей, пока композитор не встал на ноги.

В 1831 году он начал работу для одного из театров Милана. Хотя опера изначально обращалась к «Эрнани» Виктора Гюго, неизвестные обстоятельства внесли коррективы, и от идеи отказались в пользу более нежной темы. Так появилась «Сомнамбула». Дебют оперы в марте 1831 года стал триумфом. А 26 декабря того же года была представлена «Норма», встреченная гораздо прохладнее, но быстро получившая распространение и популярность во всей Европе.
Опера “Норма” быстро получила распространение и популярность во всей Европе

Во время работы над следующим произведением – « Беатриче ди Тенда», происходит ссора между композитором и Романи, задержавшим либретто настолько, что потребовалось вмешательство полиции. Последовал диалог в миланских и венецианских газетах между Романи и анонимным сторонником Беллини. В конечном счете многострадальную оперу ожидал более чем прохладный прием. Сотрудничество композитора и либреттиста закончилось, хотя есть основания предполагать, что конфликт был исчерпан, и они планировали совместную работу незадолго до смерти Винченцо.

В 1834 году Беллини посетил Лондон, чтобы проконтролировать постановки своих опер. Однако поездка не была удачной, и по тому, как были приняты произведения, и по компенсациям за них. Визит в Париж прошел гораздо лучше. Хотя у Беллини прежде не было ни одного контракта с франкоязычными оперными театрами, он заключил с одним из них соглашение, в результате которого появились «Пуритане».
В результате контракта с франкоязычным оперным театром появилась опера «Пуритане»

Художественным руководителем театра был Россини, который в некоторой степени восхищался музыкой Винченцо, но обозначил определенные проблемы относительно простоты. Для Россини музыка была зрелой и эмоционально окрашенной, но излишне «философской» за счет оркестровых оттенков и разнообразия. В конце концов Беллини вынужден был сосредоточиться на гармонии, как того желал Россини, так как понял, что французская аудитория, по сравнению с итальянской, больше интересуется музыкальной составляющей.
Беллини приняли в кавалеры Ордена Почетного легиона

Биография
3 ноября 1801 года в Катании (Сицилия) в семье музыканта Розарио Беллини родился сын Винченцо. Ему было шесть лет, когда он сочинил свой «опус номер один». Мальчик занимался музыкой под руководством деда - Винченцо Тобиа, поскольку для серьезного обучения семья Беллини не имела средств. Однако Винченцо повезло - у него нашлась покровительница - герцогиня Элеоноре Саммартино.
Герцогиня обратилась с настойчивой просьбой к мужу, и тот порекомендовал Винченцо подать ему, губернатору провинции Катания, прошение о предоставлении стипендии, дабы помочь семье Беллини в расходах, необходимых для обучения их сына в Неаполитанской консерватории. То, чего не удавалось добиться в течение многих лет, решилось в несколько дней. В июне 1819 года Беллини был зачислен в консерваторию.
Через год состоялся экзамен, которого все ждали со страхом он должен был решить судьбу каждого из учеников - кто из них будет оставлен в Колледже, а кого отчислят. Испытание Винченцо выдержал блестяще и в качестве вознаграждения за успехи получил право продолжать учебу бесплатно. Это была первая победа Беллини.
Беллини поначалу занимался гармонией в классе маэстро Фурно. Но в начале 1821 года он перешел в класс Джакомо Тритто. И, наконец, начал 1822 год в классе опытнейшего наставника Дзингарелли.
«Дзингарелли, - вспоминал друг композитора Флоримо, - был с Беллини более строг, чем с другими учениками, и всегда советовал ему создавать мелодию - гордость неаполитанской школы». Маэстро хотел как можно полнее выявить исключительные способности своего необыкновенного ученика, старался путем упражнений как можно больше развить его особенности. Применяя свою систему, маэстро заставил Беллини написать около четырехсот сольфеджио.
В конце этого же года Беллини влюбился в дочь одного из тех синьоров, дом которого посещал раз в неделю вместе с некоторыми друзьями, собиравшимися там у рояля послушать музыку. Хозяин дома был судьей.
Он любил искусство и привил эту любовь своей дочери. В двадцать лет она хорошо играла на фортепиано, пела, писала стихи и рисовала. Это была любовь с первого взгляда. Поначалу Беллини удалось завоевать расположение родителей девушки - помогли музыка и пение, а также живой характер молодого катанийца и его прекрасные манеры. Но в итоге все завершилось печально - Беллини было отказано от дома - влюбленные разлучились навсегда.
1824 год начался с хорошего предзнаменования годичный экзамен Беллини выдержал, получив звание «лучшего маэстрино среди учащихся». Тогда же он сочинил свою первую оперу.
Премьера оперы «Адельсон и Сальвини» состоялась в театре колледжа Сан-Себастиано в карнавальный сезон 1825 года.
Опера, как и надеялся Беллини, прошла с успехом. «Она вызвала у неаполитанской публики решительный фанатичный восторг», - отмечает Флоримо.
К успеху у публики добавилась высокая оценка одного весьма значительного лица. На премьере «Адельсона», явно по приглашению Дзингарелли, присутствовал Доницетти. Он горячо аплодировал после каждой сцены. Когда же занавес опустился в последний раз, маэстро пришел на сцену к Беллини «и высказал ему такие похвалы, что до слез разволновал того».
Беллини завершил в 1825 году учебу в Музыкальном колледже и вскоре получил предложение, от которого у него дух захватило, - заказ на оперу для театра «Сан-Карло». Заказ этот - награда, которой Музыкальный колледж поощрял лучших учеников.
Сюжет для либретто был взят из модной в то время драмы «Карло, герцог Агридженто», но опера называлась «Бьянка и Фернандо».
Путь, пройденный от «Адельсона» к «Бьянке», был не столь уж долгим, но неповторимое беллиниевское своеобразие уже проявилось в характере музыки - «мягкой, нежной, ласковой, печальной, обладавшей к тому же своим секретом - способностью пленять сразу же, непосредственно, а не с помощью каких-то особых ухищрений... » Должно быть, тогда-то его учитель Дзингарелли и не удержался, сказав своим младшим ученикам «Поверьте мне, этот сицилиец заставит мир говорить о себе».
Для работы над «Пиратом», так называлась новая опера для осеннего сезона в «Ла Скала», Беллини располагал временем с мая по сентябрь 1827 года. Он работал с необычайным рвением, отлично сознавая, что от этой оперы зависит все его будущее.
Триумфальный прием, устроенный 27 октября 1827 года публикой «Ла Скала» «Пирату», стал своего рода дипломом почетного гражданства, которым Милан наградил Беллини. Миланцы считали, что крестили еще одного достойного композитора, и окончательно убедились в этом на втором представлении «Пирата».
«Красота «Пирата» раскрывается все больше и больше, по мере того, как слушаешь его снова и снова, - писала газета «И театри», - и, естественно, всё горячее становились аплодисменты, а автора вызывали на сцену, как и в первый вечер, трижды».
На открытии театра «Карло Феличе» в Генуе на приеме Беллини познакомился с одной молодой, прекрасной, приветливой синьорой с прелестными манерами. Синьора отнеслась к музыканту «с такой добротой», что он почувствовал себя покоренным. В жизнь Беллини вошла Джудитта Турина.
Светская жизнь в салонах и растущая слава не раз толкали Беллини на любовные приключения, которые он считал «поверхностными и недолгими». Но этот бурный роман, начавшийся в апреле 1828 года, длился аж до апреля 1833 года. Целые пять лет переживаний, ошибок, уверток, сцен ревности, душевных страданий (не говоря уже о финальном скандале в доме ее мужа) «украшали» эту связь, лишившую музыканта покоя, - позже он без колебания назовет всё это «адом».
16 июня 1828 года Беллини подписал контракт, по которому обязан был сочинить новую оперу для предстоящего карнавального сезона 1828- 1829 года в «Ла Скала». Совет прочитать роман Арленкура «Чужестранка» музыканту подал его преданный друг Флоримо. На этот сюжет Беллини и написал оперу.
Миланская публика ожидала «Чужестранку» также с большим нетерпением, может быть, даже с еще большим, нежели «Пирата». Такое нетерпеливое ожидание беспокоило Беллини, и он признался Флоримо «Это игральная кость, которую я слишком часто бросаю... » Он знал, что ставкой в подобной игре будет его репутация, приобретенная «Пиратом», и даже считал, что не способен больше «выдавить из себя какую-нибудь оперу после «Пирата», в Милане... »
Беллини с удовольствием сочинял эту оперу. Баркаролу, открывающую «Чужестранку», он написал за одно утро. Баркарола «очень нравится мне, - писал Беллини, - и если хор не сфальшивит, она произведет большое впечатление», тем более что «исключительно новое для Милана сценическое решение обеспечит успех... » Он имел в виду находку поэта, который разместил хористов в лодках; каждая группа поет свой куплет, и только под конец голоса сливаются в единый ансамбль.
Опера вызвала бурное обсуждение. Однако, несмотря на споры, а скорее благодаря им, «Чужестранка» продолжала идти в «Ла Скала» со все нарастающим успехом.
Во время сочинения новой оперы «Капулети и Монтекки», Беллини жил совершенно уединенно, он должен был много и упорно работать, лишь бы выполнить взятое на себя обязательство.
«Будет чудо, если я не заболею после всего этого... » - писал он синьоре Джудитге. Однако чуда не произошло. Болезнь свалила его, но композитор завершил оперу в срок.
Премьера «Капулети и Монтекки» состоялась 11 марта 1830 года. Триумф был такой, что - случай поистине редкий для прессы того времени - короткое сообщение о нем появилось в «Гадзетта привиледжата», официальном органе провинции, уже на следующий день.
И следующую оперу «Сомнамбулла» Беллини снова пришлось писать в кратчайшие сроки, но это не повлияло на качество музыки. Впервые «Сомнамбула» была показана 6 марта 1831 года. Успех был такой невероятный, что ошеломил даже журналистов. Любопытным представляется впечатление о «Сомнамбуле» М. И. Глинки. В своих «Записках» он вспоминает «В конце карнавала, наконец, явилась всеми ожидаемая «Сомнабула» Беллини. Несмотря на то, что она появилась поздно, невзирая на завистников и недоброжелателей, эта опера произвела огромный эффект. В немногие данные до закрытия театров представления Паста и Рубини, чтобы поддержать своего любимого маэстро, пели с живейшим восторгом во втором акте сами плакали и заставляли публику подражать им, так что в веселые дни карнавала видно было, как в ложах и креслах беспрестанно утирали слезы. Мы, обнявшись с Штеричем в ложе посланника, также проливали обильный ток слез умиления и восторга».
Некоторые рецензенты, говоря о последней сцене оперы, где Амина плачет над увядшими фиалками, называли ее шедевром. И подумать только, ведь Беллини чуть было не заменил эту кабалетту!
Называя эту сцену шедевром, критики видели в ней «новую форму бельканто». Доменико де Наоли, в частности, писал «Несмотря на отсутствие традиционных архитектонических принципов, несмотря на отказ от повторений, эта необыкновенной лирической красоты фраза поражает неслыханной, быть может, неповторимой в истории музыки цельностью. Каждая следующая нота возникает из предыдущей, как плод из цветка, всегда по-новому, всегда непредвиденно, иногда неожиданно, но всегда логично приводя к заключению».
Летом 1830 года Беллини заключил в Милане контракт с импресарио Кривелли, согласно которому должен был написать две оперы «без последующих обязательств». В письме от 23 июля, отправленном из Комо, Беллини сообщал, что выбор пал на «трагедию под названием «Норма, или Детоубийство» Суме, поставленную сейчас в Париже и имеющую шумный успех».
В центре событий жрица друидов, нарушившая обет безбрачия и к тому же преданная любимым человеком. Она хочет отомстить неверному и убить двоих детей, родившихся от их связи, но останавливается, обезоруженная великим чувством материнской любви, и предпочитает искупить вину, взойдя на костер вместе с тем, кто причинил ей столько зла.
Прочитав трагедию на французском языке, композитор пришел в восторг. Волнующий сюжет и яркие страсти покорили его.
Один из друзей Беллини, граф Барбо, утверждал, что музыка молитвы Нормы, которой суждено было превратиться в одну из самых ярких страниц мировой оперной классики, переписывалась восемь раз. Беллини и прежде нередко выражал неудовлетворенность сочиненной им музыкой, но при создании «Нормы» недовольство его проявлялось особенно. Композитор чувствовал, что способен написать лучше, может вложить в музыку всего себя, свою интуицию, душу, знание человеческого сердца. И в самом деле, образы героев, как главных, так и второстепенных, проявляются в опере не столько в действии, сколько в музыке.
Важнейшую роль во всей опере играет хор. В отличие от греческой трагедии, в «Норме» он включается в действие, ведя диалоги с солистами, как живой, активный персонаж, тем самым, обретая подлинную драматургическую функцию.
Репетиции оперы оказались трудными для всех певцов, ибо Беллини требовал от исполнителей полной самоотдачи. Маэстро настоял на том, чтобы провести репетицию и утром перед спектаклем, и в результате все были крайне изнурены.
Итогом такой огромной подготовительной работы было «фиаско, торжественное фиаско». Эти слова употребил Беллини, сообщая в тот же вечер, 26 декабря, об исходе первого представления «Нормы». Однако Беллини не уехал тотчас же, как написал Флоримо, а остался в Милане до Нового года, задержавшись, видимо, по совету друзей или втайне надеясь, что на последующих спектаклях «Норму» ждет лучшая участь. Так и случилось. 27 декабря, то есть спустя сутки, миланская публика аплодировала даже тем сценам, которым накануне вечером выразила свое неодобрение. С этого вечера «Норма» Беллини начала свое триумфальное шествие по музыкальным театрам мира. В первом сезоне прошло 39 представлений оперы.
Беллини мог спокойно отправляться в Неаполь и на Сицилию, чтобы обнять близких. Теперь он был вправе назвать «Норму» «своей лучшей оперой».
16 марта 1833 года состоялась премьера очередной оперы Беллини «Беатриче ди Тенда» в театре «Ла Фениче» в Венеции. Опера успеха не имела. В конце марта Беллини покинул Венецию, он отправился в Лондон, где присутствовал при триумфе своих опер «Пират» и «Норма» в лондонском «Кинге-театре». В августе того же года Беллини прибыл в Париж.
Здесь ему предложили контракт на оперу для Итальянского театра. В апреле 1834 года из множества разных сюжетов Беллини выбрал историческую драму Ансело, в которой рассказывалось об одном из эпизодов гражданской войны в Англии между пуританами, приверженцами Кромвеля, и сторонниками короля Карла Стюарта. Опера «Пуритане» - стала последним даром зрителям Беллини.
Вечером 24 января 1835 года, когда «Пуритане» были впервые показаны публике, Беллини довелось испытать новое и еще более сильное волнение. Композитор признался, что и на него самого опера подействовала как-то по-новому «Она прозвучала для меня почти неожиданно», - признается маэстро. И конечно, вновь вызвала неудержимый восторг зала. «Я и не думал, что она взволнует, и сразу же, этих французов, которые плохо понимают итальянский язык... - сообщал он дяде Ферлито, - но в тот вечер мне показалось, что я нахожусь не в Париже, а в Милане или на Сицилии».
Аплодисменты раздавались после каждого номера оперы. Очень горячо аплодировали первому акту и всему третьему, но больше всего оваций вспыхивало во втором акте, и репортерам пришлось отмечать факты, совершенно необычные прежде для парижских театров. Публику «заставили плакать» во время сцены сумасшествия Эльвиры.
Королева Франции Мария-Амелия уведомила Беллини, что приедет на второе представление оперы. Король Луи-Филипп по совету министра Тьера повелел наградить молодого музыканта Рыцарским крестом ордена Почетного легиона в честь его заслуг. Так завершился этот счастливый период творческой жизни Беллини. Казалось, ничто не предвещало трагедии. Однако в начале 1835 года Беллини почувствовал недомогание и слег в постель. 23 сентября 1835 года в предместье Парижа Беллини скончался от острого воспаления кишечника, осложненного абсцессом печени.

Винченцо Беллини - блестящий продолжатель традиций оперы бельканто - прожил короткую, но очень продуктивную жизнь. Он оставил 11 великолепных произведений, поражающих своей мелодичностью и гармонией. «Норма», опера, которую он написал в 30 лет, входит сегодня в топ-10 самых популярных классических сочинений.

Детство

Семейство Беллини в нескольких поколениях было связано с музыкой. Дед будущего всемирно известного оперного автора, Винченцо Тобио, был композитором и органистом, отец Розарио - руководителем капеллы и композитором, давал уроки музыки в аристократических семействах сицилийской Катании. Винченцо Беллини родился 3 ноября 1801 года. Уже с ранних лет он начал демонстрировать музыкальные способности. Семья не была особенно состоятельной, но здесь царили любовь и творчество.

Годы учебы

Уже с пяти лет Винченцо Беллини начал обучаться игре на фортепиано, его наставником стал дедушка. Уже в семь лет мальчик пишет свое собственное произведение - церковный гимн Tantum ergo. Но отдавать его в музыкальную школу возможности не было, поэтому до 14 лет он продолжал заниматься с дедом. К этому возрасту Винченцо уже был местной знаменитостью.

Его судьбой заинтересовалась герцогиня Элеоноре Саммартино, которая добилась того, что юноше дали стипендию для обучения в консерватории Неаполя, и в июне 1819 года молодой человек был зачислен на первый курс. Уже через год он блестяще выдержал промежуточный экзамен, который определял тех, кто будет продолжать обучение, а кто - нет. Винченцо не только был оставлен в учебном заведении, но и переведен на бесплатное обучение, что позволило ему освободить средства города, помочь своей семье и учиться дальше благодаря своему таланту.

В консерватории Беллини учился у выдающегося педагога Дзингарелли, который был очень строг с юношей и всегда ему советовал заниматься мелодией. За годы учебы он заставил ученика написать более 400 сольфеджио. В консерватории Беллини знакомится со своим будущим лучшим другом Меркаданте и будущим биографом - Флоримо. Годы учебы оказали серьезное влияние на юношу, тогда формируется его оригинальный музыкальный стиль. В 1824 году юноша вновь блестяще выдерживает очередной экзамен. Наградой за это стало не только улучшение условий проживания, но и возможность бесплатно посещать оперу дважды в неделю.

В годы учебы он впервые услышал итальянские оперы, которые произвели на него неизгладимое впечатление. После прослушивания «Семирамиды» Россини он на некоторое время утратил веру в свои способности, но скоро воспрял и воспринял творчество великого предшественника как вызов. Он начал работать над своей первой оперой «Адельсон и Сальвини» по французскому роману Арно. В 1825 году она была поставлена силами студентов и имела достаточно большой успех. Эту оперу прослушал Доницетти и дал произведению и ее автору очень высокую оценку. Выпускной экзамен из консерватории Беллини сдает, как всегда, блестяще и в награду получает контракт на написание оперы для театра.

Первый заказ

Сдав выпускной экзамен, Беллини получает разрешение преподавать, и в награду ему предоставляется возможность написать оперу для королевского театра. Ему предоставили полную свободу выбора, и он остановился на тексте молодого автора Доменико Гилардони «Карло, герцог Агридженто», который и создал либретто «Бьянка и Джернандо». Итальянские оперы в то время был самым модным зрелищем, на премьеры собирался весь свет. Публика была довольно взыскательной, и угодить ей было непросто, но премьера оперы Беллини была встречена с восторгом. 30 мая 1826 года в театре «Сан-Карло» состоялась премьера его оперы, и даже сам король, вопреки традиции, встал и хлопал автору. Дзингарелли был переполнен гордостью за своего ученика и предрек ему великое будущее.

«Пират»

Успех обеспечил начинающего композитора новым заказом. Распорядитель королевских театров предлагает Винченцо написать оперу для миланского «Ла Скала». Сочинение музыки становится для Беллини единственным источником дохода, он живет в Милане и работает над новой оперой, которую с нетерпением ждет публика. На этом проекте сложился тандем композитора и либреттиста Феличе Романи, который просуществовал до конца творческого пути музыканта. В «Пирате» проявился уникальный стиль Винченцо Беллини, его арии и вокализы очень мелодичны, а актеры не просто поют, а передают чувства персонажа. 27 октября 1827 года искушенная миланская публика овациями наградила дебютанта. На каждый следующий показ были аншлаги и вызовы автора. Все это окрылило композитора.

«Чужестранка»

Через год после успеха «Пирата» театр «Ла Скала» заказывает Беллини новую оперу. В качестве литературной основы композитор использует роман Арленкура. Его сюжет идеально подходит для оперы бельканто. Миланская публика с нетерпением ждала премьеры нового произведения уже горячо любимого композитора. В 1829 году опера была представлена на суд зрителей. Она полностью оправдала ожидания и показала уже зрелого мастера. Успех был колоссальным. В «Чужестранке» Беллини проявились многие черты его уникального стиля и было представлено несколько оригинальных музыкальных решений. Баркарола имела новаторское сценическое решение, которое потрясло зрителей.

«Сомнамбула»

В 1831 году на сцене миланского театра "Каркано" появляется новое произведение Белинии - «Сомнамбула». Премьера прошла с триумфом. Мастер уверенно использует свои новаторские приемы в музыке и сценических решениях. В «Сомнамбуле» он продолжает свою любимую тему - переживаний и страстей. Отзывы критиков на эту оперу полны восторга, они уже повсеместно используют слово «шедевр», оценивая работу композитора. «Сомнамбулу» отличает гармоничная целостность, логичное развитие сюжета и нежная мелодичность. Она стала воплощением новой оперы бельканто.

«Норма»

В том же 1831 году появилась «Норма», опера, прославившая Беллини. Однако современники приняли ее довольно прохладно. Только знаменитая каватина "Каста Дива" была встречена овациями. В этом произведении композитор воплотил все свои лучшие наработки и приемы. Она является творением зрелого мастера. Заглавная ария "Каста Дива" до сих пор является одной из самых трудных партий сопрано в мире. Несмотря на слабый премьерный успех, оперу ждала счастливая судьба. Уже через несколько показов миланская публика сменила гнев на милость и рукоплескала маэстро. «Норма» Винченцо Беллини является признанной классикой мировой культуры, она входит в число самых часто исполняемых опер. В ней он смог достичь абсолютной гармонии музыки и сюжета.

«Пуритане»

Винченцо Беллини, биография которого тесно связана с его творчеством, жил своими произведениями, каждое из которых было для него определенным этапом. Последняя его опера - «Пуритане» - никак не мыслилась автором как завершающее карьеру произведение. Литературным источником для либретто стал роман В. Скотта. Премьера состоялась 25 января 1835 года в Париже и стала значительным событием французской культурной жизни. Успех был настолько значителен, что Беллини был удостоен аудиенции с королевской семьей и награжден орденом Почетного легиона.

Оперное наследие

Всего за свою жизнь композитор написал 11 опер, не все из них были удачными. Так, «Заира» по В. Скотту была не особенно успешной. Виной тому слишком сжатые сроки, отведенные для работы, и трудности с либретто. Подобная судьба ожидала и оперу «Беатриче ди Тренда» по трагедии К. Фореса. Основные оперы Винченцо Беллини: «Норма», «Чужестранка», «Сомнамбула», «Пуритане» - до сих пор с успехом идут в разных театрах мира. Имя композитора стоит в одном ряду с такими великими итальянцами, как Россини и Доницетти. А Casta Diva Винченцо Беллини стала настоящим экзаменом для всех вокалисток мира. Это испытание проходят только лучшие певицы. Самой знаменитой исполнительницей роли Нормы стала она исполнила ее рекордное количество раз - 89. Современные оперные звезды Монсеррат Кабалье и также блистают своим вокалом в этой роли.

Музыкальный стиль Винченцо Беллини

Композитор вошел в историю музыки как крупнейший мастер итальянского бельканто. Его творчество отличает изысканная мелодичность, нотки народных неаполитанских и сицилийских песен. Его новаторство проявилось в мелодизации речитативов. До него этого никто не делал. Он стремился уравновесить реалистичность изображаемых событий, мелодию и глубокие чувства персонажей. Его творчество оказало влияние на таких композиторов, как Вагнер и Шопен.

Частная жизнь

Винченцо Беллини прожил короткую жизнь, но она была чрезвычайно насыщенной. Он всегда очень много работал. Так, арию Нормы он переписывал шесть раз, но при этом успевал жить полноценной жизнью. Еще во времена учебы в Неаполе Винченцо завел роман с дочерью одного из преподавателей музыкального колледжа, он даже был готов жениться на девушке, но ее родители были против. Хотя позже они изменили свое мнение, брак так и не состоялся. Нарастающая слава делала композитора очень привлекательным для женщин. Ему приписывают немалое число романов, которыми он вдохновлялся для творчества. В 1828 году он знакомится с замужней дамой Джудитт Турина. Роман между ними длился пять лет, это была история, полная слез, драм, ревности, даже скандалов. Позже он назовет эту связь адом.

За свою жизнь Беллини успел поработать в Милане, Венеции, Париже, Лондоне. Большую часть своей творческой жизни он провел в Милане. Город подарил ему все: любовь, славу, достаток. Последние два года он жил в Париже, старясь завоевать французскую публику. В течение жизни у композитора было несколько высокопоставленных покровителей, которые и способствовали его карьере.

Напряженная работа подорвала здоровье композитора. В конце лета 1835 года он много болеет и 22 сентября умирает от воспаления кишечника. Его изначально похоронили в Париже, но позже прах перевезли на Сицилию.

Итальянский композитор Винченцо Беллини (Vincenzo Bellini) больше всего известен в качестве мастера бельканто . Если перевести этот термин, то получится «прекрасное пение». Его самобытные, невероятно лиричные музыкальные композиции воздействовали и воздействуют в наше время на широчайший круг слушателей. В музыке Беллини отсутствует всестороннее мастерство. Но, несмотря на это, ее искренне любили такие мастера, как и П. Чайковский, а Ф. Лист и Ф. Шопен даже создали несколько произведений на темы из опер этого композитора. Славу Беллини не смог затмить даже гениальный . Кстати, на обороте золотой медали, которая была выпущена еще при жизни композитора и в его честь, краткая надпись гласит «Творец итальянских мелодий». Кроме того, Беллини - кавалер ордена Почетного легиона Франции. Его всегда вручали лишь тем людям, которые на самом деле добивались успеха в своем деле. Это высший знак отличия, почета, невероятных заслуг перед страной.

О биографии мастера

Винченцо Беллини родился в Катании, на острове Сицилия ноября 1801 года. Он увидел свет в семье потомственных музыкантов. Его отец, Розарио, преподавал музыку и играл на органе. О его детстве мы знаем не так много. В частности, что первые уроки музыки он получил от своего деда, а свое первое произведение он написал, когда ему было лишь 6 лет.
Еще в юности Винченцо захотел пойти по стопам своего отца, и начал учиться в неаполитанской консерватории. Как впоследствии станет ясно, он его в результате во многом превзошел. Подобно другим великим людям, у него еще с юности был очень сильный музыкальный талант. Это дало ему возможность стать одним из стипендиатов консерватории. Беллини учился у известного на тот момент композитора Н. Цингарелли . Поэтому он очень скоро начал писать свой путь в искусстве. Его деятельность как композитора была не особо долгой и длилась лишь 10 лет (1825 - 1835), но она все равно заслужила быть особой страницей в итальянской музыке.
Свою первую оперу он представил достаточно рано, еще в 1825 году. Она называется " ". Уже тогда, с этого музыкального произведения, проявилось яркое лирическое дарование молодого композитора. Опера прошла успешно, лучшие театры Италии обратили на Беллини внимание, и стали буквально засыпать его заказами. Ежегодно Беллини выпускал по опере, а всего их у него было 11. Самое яркое его произведение - . Она фактически сделала ему имя. Его знаменитые современники, в частности, Г. Берлиоз, очень тепло отзывались об его творчестве. Эта опера была создана в годы национально - освободительного движения. В сознании слушателей она перекликалась с идеей об освобождении нации. Хоры воинов и жрецов вызывали в них невероятные чувства.
Другой известный композитор, Р. Вагнер, говорил про оперу «Норма», что она произвела на него сильнейшее впечатление и стала толчком к написанию его собственных произведений.
Многие считают пиком творчества Беллини ». Впервые она была поставлена на сцене в 1831 году. По своему жанру это мелодрама в двух актах. Главная героиня - девушка Амина, которая часть оперы является сомнамбулой, т.е. ходит и разговаривает во сне.
В 1833 году Беллини переехал в Париж. Там он написал свою последнюю оперу, « ». Литературной основой либретто оперы является сюжет произведения В. Скотта. Она была написано под влиянием «Вильгельма Телля» Россини в стиле «большой оперы». Кстати, это было не единственное его произведение, имеющее сильную литературную основу. Например, в 1830 году он написал и поставил оперу « » по известнейшей пьесе Шекспира о Ромео и Джульетте.

Отличаются от произведений других композиторов благодаря своему особому очарованию. При этом, они пробуждают в итальянцах патриотические чувства. Современники Беллини, особенно Ф. Шопен, которые находились тогда в Париже, предсказывали ему великое будущее. К сожалению, у судьбы были другие планы. В 1835 году композитор ушел из жизни по причине заболевания перитонитом. Это случилось 24 сентября. Он был похоронен в Париже, но позже его прах переместили на Сицилию.


О жизни после физической смерти

Сохранилось несколько портретов Беллини, но, что интересно, нельзя с точностью сказать, что на них изображен именно он. Можно лишь предполагать, что автор этих искренних, мечтательных мелодий выглядел именно так.
Беллини так же, как и многие его талантливые современники, работал очень быстро и легко. Возможно, причина была в его особенном методе работы. Он рассказывал о нем в одном из своих писем. Композитор вчитывался в либретто, пытался понять психологические мотивы его персонажей. Затем шло актерское перевоплощение в характер персонажей, происходил поиск речевого и музыкального воплощения чувств и эмоций, которые он испытывал. Беллини очень повезло, что ему в свое время удалось найти постоянного автора либретто. Им был поэт Ф. Романи . Вместе с ним они создали максимально естественные воплощения человеческих интонаций. Его вокальные партии очень естественны, их действительно удобно петь. В них нет излишних украшений, т.к. композитор видел смысл вокальной музыки вовсе не в них, а в передаче настоящих человеческих эмоций.
Винченцо Беллини никогда не придавал особого значения симфоническому развитию, оркестровому колориту. При этом, ему удалось поднять итальянскую оперу на новый уровень, во многом предвосхитив .
В фойе в Милане стоит мраморная статуя композитора. В Катании, на его родине, оперный театр носит его имя. Но главный его памятник - его музыка. Эти полные жизни мелодии, которые до сих пор не сходят со сцен оперных театров всего мира.

Все оперы В. Беллини

Предлагаем к просмотру художественный фильм о жизни и творчестве Беллини Каста Дива (Casta Diva Художественный фильм 1954г. Реж. Кармине Галлоне поет Катерина Манчини)

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения