Вишневый сад за кем будущее. Чехов. Вишневый сад - прошлое, настоящее и будущее. Воплощение прошлого – Раневская и Гаев

Сочинение по литературе.

Вот она - открытая тайна, тайна поэзии,жизни, любви!
И. С. Тургенев.

Пьеса «Вишневый сад», написанная в 1903 г., - последнее произведение Антона Павловича Чехова, завершающее его творческую биографию. В нем автор поднимает ряд проблем, характерных для русской литературы: проблемы отцов и детей, любви и страдания. Все это объединено в теме прошедшего, настоящего и будущего России.

Вишневый сад - центральный образ, объединяющий героев во времени и пространстве. Для помещицы Раневской и ее брата Гаева сад - это родовое гнездо, неотъемлемая часть их воспоминаний. Они словно срослись с этим садом, без него они «не понимают своей жизни». Для спасения имения нужны решительные действия, перемена образа жизни – иначе великолепный сад пойдет с молотка. Но Раневская и Гаев отвыкли от всякой деятельности, непрактичны до глупости, неспособны даже всерьез задуматься о надвигающейся угрозе. Они предают идею вишневого сада. Он для помещиков - символ прошлого. В прошлом остается и Фирс, старый слуга Раневской. Отмену крепостного права он считает несчастьем, а к своим бывшим хозяевам привязан как к собственным детям. Но те, кому он преданно служил всю жизнь, бросают его на произвол судьбы. Забытый и покинутый, Фирс остается памятником прошлого в заколоченном доме.

Настоящее время представляет Ермолай Лопахин. Отец и дед его были крепостными Раневской, сам он стал преуспевающим купцом. На сад Лопахин смотрит с точки зрения «циркуляции дела». Он сочувствует Раневской, сам же вишневый сад в планах практичного предпринимателя обречен на гибель. Именно Лопахин доводит агонию сада до логического завершения. Имение разбито на доходные дачные участки, и «только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».

Будущее олицетворяет молодое поколение: Петя Трофимов и Аня, дочь Раневской. Трофимов - студент, трудом пробивающий себе дорогу в жизнь. Его жизнь нелегка. Когда приходит зима, он «голоден, болен, встревожен, беден». Петя умен и честен, понимает, в каком тяжелом положении живет народ, верит в светлое будущее. «Вся Россия наш сад!» - восклицает он.

Чехов ставит Петю в смешные положения, снижая его образ до предельно негероичного. Трофимов - «облезлый барин», «вечный студент», которого Лопахин все время останавливает ироническими замечаниями. Но мысли и мечты студента близки к авторским. Писатель как бы отделяет слово от его «носителя»: значимость произнесенного не всегда совпадает с социальной значимостью «носителя».

Ане семнадцать лет. Молодость для Чехова - не только возрастной признак. Он писал: «…ту молодость можно признать здоровою, которая не мирится со старыми порядками и… борется с ними». Аня получила обычное для дворян воспитание. Большое влияние на формирование ее взглядов оказал Трофимов. В характере девушки присутствуют искренность чувств и настроения, непосредственность. Аня готова начать новую жизнь: сдать экзамены за курс гимназии и разорвать связи с прошлым.

В образах Ани Раневской и Пети Трофимова автор воплотил все лучшие черты, присущие новому поколению. Именно с их жизнью связывает Чехов будущее России. Они высказывают идеи и мысли самого автора. В вишневом саду раздается стук топора, но молодые люди верят, что следующие поколения посадят новые сады, прекраснее прежних. Присутствие этих героев усиливает и укрепляет звучащие в пьесе ноты бодрости, мотивы будущей прекрасной жизни. И кажется - не Трофимов, нет, это Чехов вышел на сцену. «Вот оно, счастье, вот оно идет, подходит все ближе и ближе... И если мы не увидим, не знаем его, то что за беда? Его увидят другие!»

Вся комедия Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» повествует нам о незримом будущем, которое ждет Россию в одну из самых сложных, переходных эпох. В это время утрачивало свои привилегированные позиции дворянство, зажиточных крестьян становилось все больше, и даже выделился отдельный класс предпринимателей, для которых главным стало желание наживы.

Одними из центральных персонажей данного произведения являются когда-то обеспеченные дворяне Гаев и его сестра Раневская. Они находятся на грани нищеты, но не готовы отказаться от своих былых роскошных привычек и попросту растрачивают последние деньги на свои прихоти и удовольствия. Да, их прошлое, то есть детство, было очень счастливым и обеспеченным. У них многое связанно именно с вишневым садом, с тем местом, где они, еще будучи детьми, были абсолютно счастливы. Настоящее же А.П. Чехов изображает печальным и практически безвыходным. Имеются огромные долги и единственный выход с ними рассчитаться – это продать свое некогда богатое имение с молотка, чтобы у него были новые хозяева, которые бы делали с ним все, что душе угодно. Стоит также обратить внимание, что в пьесе не указано, как сложилась дальше судьба у Гаева и Раневской. Все что мы знаем – это то, что Раневская собиралась опять уехать в Париж. Но удалось ли ей это? Как она дальше жила без вишневого сада? Об этом А.П. Чехов умалчивает. На мой взгляд, неспроста. Возможно, так он хотел подчеркнуть, что у людей «старой закалки», у дворян нет будущего. На смену им должны прейти новые поколения, у которых бы были другие ценности и другое отношение к жизни.

На смену дворянству приходят новое поколение, новый тип людей, с новыми ценностями и способом мышления – это такие, как Лопахин. Он предприниматель всей своей душой, главное для него – это деньги и чем их больше, тем лучше. И вроде бы Лопахин должен быть безмерно счастлив, ведь он четко идет к намеченной цели. Однако и его душе не спокойно, и не чувствует он счастья и умиротворения. Все его внутренние переживания заключены в одной фразе: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь». То есть в новых условиях он также несчастлив и ждет определенных перемен, чтобы его жизнь также изменилась. На мой взгляд, в погоне за наживой и деньгами, Лопахин утратил самое важно, а именно духовность. У Гаева и Раневской она была. Это можно проследить по тем теплым и нежным воспоминаниям, которые они питают к вишневому саду и своему детству. У Лопахина таких воспоминаний нет, для него сад – это просто древесина с землей, которые можно продать, и также получить прибыль.
Наиболее позитивное будущее вырисовывается у Пети Трофимова и Ани. Они вдвоем понимают, что грядут неизбежные изменения во всей России. И что нужно что-то в срочном порядке менять, так жить больше невозможно. Нужны перемены, которые бы затронули все слои общества и поменялись бы все устои, уже изжившие себя. На мой взгляд, все призывы Трофимова очень похожи на революционные. Однако, дальше своих высказываний он не готов идти. Петя тоже очень нерешительный человек. Но у них с Аней есть хотя бы вера в светлое будущее, в то, что они могут «посадить сад еще более роскошный и красивый». А под садом А.П. Чехов подразумевал всю Россию в общем.

Поэтому их вера в светлое будущее сама по себе замечательна. Но помимо ее необходимо приложить огромные усилия, чтобы что-то изменилось в лучшею сторону. Но по концовке пьесы становиться понятным, что не готовы пока Аня и Петя к серьезным преобразованием. Возможно, последующее поколение будет гораздо решительнее.

Пьеса "Вишневый сад", написанная Чеховым в 1904 году, может по праву считаться творческим завещанием писателя. В ней автор поднимает ряд проблем, характерных для русской литературы: проблема деятеля, отцов и детей, любви, страдания и другие. Все эти проблемы объединены в теме прошлого, настоящего и будущего России.

В последней пьесе Чехова - один центральный образ, определяющий всю жизнь героев. Это вишневый сад. У Раневской с ним связаны воспоминания всей жизни: и светлые и трагические. Для нее и ее брата Гаева - это родовое гнездо. Вернее даже сказать, что не она владелица сада, а он ее владелец. "Ведь я родилась здесь, - говорит она, - здесь жили мой отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом…" Но для Раневской и Гаева вишневый сад - символ прошлого.

Другой герой, Ермолай Лопахин, смотрит на сад с точки зрения "циркуляции дела". Он деловито предлагает Раневской и Гаеву разбить имение на дачные участки, а сад вырубить. Можно сказать, что Раневская - сад в прошлом, Лопахин - сад в настоящем.

Сад в будущем олицетворяет молодое поколение пьесы: Петя Трофимов и Аня, дочь Раневской. Петя Трофимов - сын аптекаря. Ныне он студент-разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизни. Живется ему тяжело. Он сам говорит, что если зима, то он голоден, встревожен, беден. Варя называет Трофимова вечным студентом, которого уже два раза увольняли из университета. Как и многие передовые люди России, Петя умен, горд, честен. Он знает, в каком тяжелом положении живет народ. Трофимов думает, что это положение можно исправить только непрерывным трудом. Он живет верой в светлое будущее Родины. С восторгом Трофимов восклицает: "Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!" Его речь ораторская, особенно там, где он говорит о светлом будущем России. "Вся Россия наш сад!" - восклицает он.

Аня - это семнадцатилетняя девушка, дочь Раневской. Аня получила обычное дворянское воспитание. Большое влияние на формирование мировоззрения Ани оказал Трофимов. Душевный облик Ани характеризует непосредственность, искренность и красота чувств и настроений. В характере Ани много полудетской непосредственности, с детской радостью сообщает она: "А я в Париже на воздушном шаре летала!" Трофимов возбуждает в душе Ани красивую мечту о новой прекрасной жизни. Девушка порывает связи с прошлым.

Девушка порывает связи с прошлым. Аня решает сдать экзамены за курс гимназии и начать жить по-новому. Речь Ани нежная, душевная, наполненная верой в будущее.

Образы Ани и Трофимова вызывают мои симпатии. Мне очень нравятся непосредственность, искренность, красота чувств и настроений, вера в светлое будущее своей Родины.

Именно с их жизнью связывает Чехов будущее России, именно в их уста вкладывает он слова надежды, свои собственные мысли. Поэтому эти герои могут восприниматься и как резонеры - выразители идей и мыслей самого автора.

Так, Аня прощается с садом, то есть со своей прошлой жизнью, легко, радостно. Она уверена в том, что, несмотря на то, что раздается стук топора, что имение будет продано под дачи, несмотря на это, придут новые люди и насадят новые сады, которые будут прекраснее прежних. Вместе с ней в это верит и сам Чехов.

Пьеса «Вишневый сад» вышла в свет в самом начале XX века и является своего рода итоговым произведением А. П. Чехова . В этой работе он наиболее ярко выразил свои размышления по поводу прошлого, настоящего и будущего России. Он сумел мастерски показать реальную обстановку в обществе накануне первой революции и произошедшие перемены в стране. Как говорил один известный критик, главным героем пьесы, на самом деле, выступает время. От него зависит практически всё. На протяжении всего произведения автор делает упор на быстротечность и беспощадность времени.

Действия пьесы «Вишневый сад» развиваются в родовом имении бывших дворян Раневской и Гаева . Сюжет комедии связан с продажей этого имения за долги хозяев. А вместе с ним с молотка пойдет и цветущий дивный сад, который является олицетворением красоты и стремления к лучшей жизни. В пьесе переплетаются жизни прошлого и нынешнего поколения. Главные герои, владельцы имения, относятся к старому времени. Они так и не смогли привыкнуть к новой жизни после отмены крепостного права. Раневская и Гаев живут одним днем. Для них время остановилось. Они не понимают, что если не действовать, то потеряют все.

Раневская любит все также сорить деньгами, несмотря на то, что у нее их почти не осталось. А на предложение купца Лопахина сделать из сада дачные участки и заработать на этом, чтобы не потерять имение, и Раневска, и Гаев отвечают отрицательно. В результате они теряют и сад, и имение. В этом поступке можно увидеть безалаберность, не практичность и нежелание хозяев прилагать какие-либо усилия. Однако другой движущей силой являлось их обостренное чувство прекрасного. Они просто не могли вырубить сад, в котором каждый листочек был напоминанием о счастливом детстве.

Новое время представлено молодыми персонажами. В первую очередь это деловитый купец Лопахин, который сам вырос под опекой Раневской. Его предки ходили в «мужиках» у хозяев имения. А теперь он вот разбогател и сам выкупил имение. В лице Ермолая Лопахина автор изобразил зарождающуюся буржуазию, пришедшую на смену дворянству. Он своим трудолюбием, практичностью, смекалкой и предприимчивостью сумел прочно обосноваться в современном обществе.

Помимо Лопахина новое поколение представляют Петя Трофимов и Аня – люди, желающие трудиться на благо общества, чтобы искупить грехи бездействующих предков. Пете Трофимову двадцать шесть или двадцать семь лет, а он все учится. Его прозвали «вечный студент». Этот персонаж демонстрирует обостренное чувство справедливости, много философствует о том, как все должно быть, но при этом мало действует. Он ругает дворянство за праздность и видит за буржуазией будущее. Петя агитирует Аню следовать за ним, так как уверен в счастливом будущем. Хоть он и призывает трудиться, но сам на созидание не способен.

Будущее России так и остается неопределенным в пьесе Чехова. Он не дает конкретного ответа за кем это будущее и что будет дальше. Ясно только, что писатель искренне надеялся, что наступивший век будет плодотворным, и что появятся, наконец, люди, способные взрастить новый вишневый сад, как символ вечного обновления жизни.

Текст сочинения:

Последнюю свою пьесу Вишневый сад А. П. Чехов написал в 1904 году, незадолго до смерҭи. В этом произведении автор выразил свое острое ощущение скорых перемен. Ушел в прошлое XIX век. Уходят в прошлое остатки крепостнических отношений, дворянский жизненный уклад. Разоряюҭся и переходят к другим хозяевам дворянские гнезда. Что же новое рождается на расчищенном месте?
Новое в пьесе олицетворяюҭ три человека: Петя Трофимов, Аня и Лопахин. Причем Петя и Аня явно противопоставлены Лопахину. Кто о^и, эҭи люди, и что от них ждать?
Петя Трофимов вечный студенҭ, ему двадцать семь лет, он никак не может закончить курс, его дважды выгоняли из университета. Автор не уточняет за что за неуспеваемость или за полиҭику. Ему свойственно острое чувство справедливости. В пьесе он выступает как обличитель. Его поступки это слова. Он говориҭ Ане: ...ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов... Однако создается впечатление, что его никто не воспринимает всерьез. Слова облезлый барин как-то сами собой приклеиваюҭся к нему как ярлык. Роль его незавидна, она напоминает роль шута, которому позволено говорить правду.
Но разрушающая криҭика существующих устоев сама по себе не продуктивна, нужна положительная программа переустройства общества. Посмотрим, что же Петя предлагает. Он говориҭ: Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным трудом. Что имеет в виду Петя, говоря о страдании? Может быть, это те страдания, которые приносят революции, гражданские войны? Скорее всего, он повторяет без глубокого осознания слова, которые в те предреволюционные годы были в большом ходу в интеллигенҭской и полуинтеллигенҭской среде. Разрушительная риторика проросла разрушительной идеологией. Казалось, что стоиҭ только покончить с отжившими ненавистными устоями общества, и вся Россия станет садом. И опять маячиҭ перед героями вечный российский вопрос Что делать?.
Петя призывает трудиться, но сам на созидание не способен. Есть труд собирать камни (для строительства) и есть труд разбрасывать камни (разрушая).
Только одна Аня согласна с Петей, разделяет его взгляды. Она считает эксплуатацию безнравственной, сама хочет трудиться, чтобы обеспечить себя и мать и через труд стать полезной обществу. Планы ее просты: сдать экзамен за курс гимназии, потом учиться и работать.
Вот ее наивное представление о счастье: Мы будем читать в осенние вечера, прочтем много книг, и перед нами откроется новый, чудесный мир...
Что ждет Петю и Аню в будущем? Закончиҭ ли Петя университет? Кем он станет? Наверное, будет строить школы и больницы, а может постепенно и незаметно превратиться в Ионыча. Найдет ли свое место в жизни Аня? И какое это будет место? Будет ли она учить детей? Или служить высокому искусству в театре? А может, она найдет свое счастье в любви, в семье, в материнстве?
Однако вернемся к пьесе. И Петя, и Аня не принимаюҭ существующий порядок вещей и хотят его изменить, при явной непоследовательности их позиция, безусловно, нравственна, они искренни в своем желании добра людям и готовы трудиться для этого.
Мы знаем, как мало осталось у них времени, всего тринадцать лет. Чего мы не знаем: как сложиҭся их жизнь после революции, которую они вольно или невольно приближаюҭ.
Но есть человек, которого устраивает существующий порядок. Это купец Лопахин. Оҭношение автора к таким людям сформулировано Петей Трофимовым, который говориҭ Лопахину: Я, Ер-молай Николаевич, так понимаю: вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пуҭи, так и ҭы нужен. Будучи выходцем из крестьян (его отец был крепостным у деда и отца Раневской), он не получил образования, ему не хватает кульҭуры. Гаев называет его хамом и кулаком. Но Лопахин представитель деятельной части общества, он не рассуждает о необходимости труда, он трудиҭся: ...я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера, ну, у меня постоянно деньги свои и чужие.... Предлагаемый им план спасения имения представляется реальным. Он считает, что, разбив вишневый сад на участки и сдавая их в аренду, можно получать доход. Примечательно то, что в результате торгов сад переходиҭ к Лопахину.
Какое будущее у Лопахина? Наверное, еще больше разбогатев в оставшиеся перед революцией годы, он будет способствовать экономическому процветанию России, станет меценатом, будет строить на свои деньги школы и больницы для бедных.
Так за кем же будущее? За Петей и Аней или за Лопахиным? Этот вопрос мог бы быть чисто риторическим, если бы история не предоставила России уже в наше время второй попыҭки для его разрешения. Придуҭ ли деятельные Петя и Аня? И когда появиҭся образованный, высококульҭурный и нравственный Лопахин?

Права на сочинение "Будущее в пьесе Вишневый сад" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения