Почему смерть недостаточное наказание для ларры. Ларра - характеристика героя из рассказа М. Горького "Старуха Изергиль". Другие сочинения по этому произведению

Данко (рис. 2) же стал символом подвига, героем, готовым на самопожертвование. Таким образом, рассказ строится на антитезе, а герои произведения являются антиподами.

Антипод (от др.-греч. «противоположные» или «противостоящие») - в общем смысле что-нибудь противоположное чему-нибудь другому. В переносном смысле может применяться к людям с противоположными взглядами.

Термин «антипод» был введён Платоном в его диалоге «Тимей» для объединения относительности понятий «верх» и «низ».

В рассказ «Старуха Изергиль», помимо старинных легенд, автор включил повествование о жизни самой старухи Изергиль. Вспомним композицию рассказа. Воспоминания о старухе Изергиль композиционно размещаются между двумя легендами. Герои легенд не реальные люди, а символы: Ларра - символ эгоизма, Данко - альтруизма. Что же касается образа старухи Изергиль (рис. 3), то её жизнь и судьба вполне реалистичны. Поговорим об этом подробнее.

Рис. 3. Старуха Изергиль ()

Изергиль очень стара: «Время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями». Старуха Изергиль рассказывает о себе, о своей жизни, о мужчинах, которых сначала любила, а потом бросала, и только ради одного из них она была готова была отдать жизнь. Её возлюбленные необязательно должны были быть красивыми. Она любила тех, кто способен был на настоящий поступок.

«…Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи, или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда бы жизнь не пожирала бы людей бесследно…»

В своей жизни Изергиль часто поступала эгоистично. Достаточно вспомнить случай, когда она сбежала из гарема султана вместе с его сыном. Сын султана вскоре умер, о чём старуха вспоминает так: «Я плакала над ним, может быть, это я его убила?..». Зато другие моменты своей жизни, когда она любила по-настоящему, она была готова на подвиг. Например, ради спасения любимого человека из плена она рисковала своей жизнью.

Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, способность на поступок. Именно этих людей она считает красивыми. Изергиль презирает людей скучных, слабых, трусливых. Она гордится, что прожила жизнь яркую и интересную, и верит, что свой жизненный опыт должна передать молодым.

Вот почему она рассказывает нам две легенды, словно давая нам право выбора, по какому пути идти: по пути гордыни, как Ларра, или по пути гордости, как Данко. Потому что между гордыней и гордостью разница в один шаг. Это может быть неосторожно сказанное слово или поступок, продиктованный нашим эгоизмом. Мы должны помнить, что живём среди людей, и считаться с их чувствами, настроением, мнениями. Мы должны помнить, что за каждое свое слово, каждый свой поступок мы в ответе перед окружающими так же, как и перед своей совестью. Именно об этом хотел заставить задуматься читателя Горький (рис. 4) в рассказе «Старуха Изергиль».

Рис. 4. М. Горький ()

Пафос (от греч. «страдание, воодушевление, страсть») - эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя.

В истории литературы термин «пафос» использовался в разных значениях. Так, например, в эпоху Античности пафосом называлось состояние души человека, страсти, которые переживает герой. В русской литературе критик В.Г. Белинский (рис. 5) предложил использовать термин «пафос» для характеристики произведения и творчества писателя в целом.

Рис. 5. В.Г. Белинский ()

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. - 2012.
  2. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. - 2009.
  3. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. - 2012.
  1. Nado5.ru ().
  2. Litra.ru ().
  3. Goldlit.ru ().

Домашнее задание

  1. Расскажите, что такое антипод и пафос.
  2. Дайте развёрнутую характеристику образа старухи Изергиль и подумайте, какие черты Ларры и Данко воплощает в себе образ старухи.
  3. Написать сочинение на тему: «Ларра и Данко в наше время».

В рассказе Максима Горького “Старуха Изергиль” упоминается красивейшая легенда о сыне орла и простой женщины. В этом повествовании заложен глубокий смысл о жизни человека в обществе, о гордыне и одиночестве. Ларра – высокомерен и жесток, он не хочет жить по законам людей, не принимает вековые человеческие устои, традиции.

Характеристика героя

Автор говорит о том, что сын Орла удивительно красив, также, как его мать 20 лет назад. Они прожили много лет высоко в горах, Орёл состарился и бросился вниз на камни, понимая свою немощь и старость. Получеловек, которого люди назвали Ларрой был горд и несгибаем в своём стремлении жить так, как ему хочется. Герой не уважает старейшин, не подчиняется законам племени, не хочет осознавать цену человеческой жизни. Ларра ни с кем не считается: его чрезмерная гордыня подсказывает лишь один путь – следовать за своими желаниями.

Персонаж, созданный автором, не способен испытывать тёплых чувств: он верит в своё превосходство над окружающими, не ищет дружбы и любви. Гордость Ларры напоминает дикость, он горяч и самовлюблён. Горький заостряет все черты этого образа до крайности: непримиримый, упрямый и холодный. Люди восприняли его, как обычного человека: “ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц”.

Что символизирует образ Ларры?

Румынская легенда, услышанная Горьким от местных жителей, учит мудрости и позволяет понять смысл и ценность человеческой жизни. После убийства девушки, оттолкнувшей Ларру, героя судит мудрый народ во главе со старейшинами. Люди приходят к пониманию того, что самое страшное наказание для гордеца – остаться в одиночестве, один на один с самим собой. Горький, понимая природу человека, как существа общественного, подчёркивает, что одиночество – самая страшная кара за тяжкое преступление.

Ларра – отшельник, изгой, он символизирует чрезмерную гордость,высокомерность, качества, несовместимые в нормальным существованием среди людей. М. Горький говорит о том, что каждый человек обязан платить за всё: “за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью”. Ларра не желал платить такую цену: ” он отвечал, что он хочет сохранить себя целым”.

Наказание свыше

Жестокость Ларры, его безграничная гордость (имя Ларра означает “отверженный”) наказаны полным одиночеством. Спустя годы Ларра пришёл к людям сам, ища смерти, но они не стали убивать гордеца. Он, искренне желая смерти, пытался убить себя кинжалом, но не смог. Смерть отвернулась от Ларры, его существование стало невыносимой пыткой.

В нашей статье раскрывается подробная характеристика Ларры – главного героя легенды из рассказа М. Горького “Старуха Изергиль”.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Главный герой первой главы рассказа Горького «Старуха Изергиль», сын орла и женщины, которую он похитил из племени. Этот внешне ничем не отличающийся от других людей юноша, показывается автором, как символ, противостоящий самой жизни. Изначально присущие герою качества: красота и гордость полностью обесцениваются в его бездушном следовании инстинкту, стремлению достичь своей цели­ любыми путями, в самом его существовании, которое лишено как прошлого, так и будущего.

Герой легенды Ларра -­ это яркое воплощение бездуховности­ человека. Он мнит себя абсолютно совершенным, пытаясь даже убить всех неугодных ему людей, этими действиями он нарушает все законы человеческого бытия. Ларра, лишённый человеческой судьбы, не может даже умереть. Ему остается только просто существовать отверженным всеми людьми его племени, которые определили его такую судьбу.

По характеру этот юноша очень себялюбивый и эта черта переходит все мыслимые границы, она переходит в индивидуализм и крайней степени эгоизм. Его чувство прихоти раздуто просто до огромнейших размеров. В создании образа этого юноши автором использовалась не прямая авторская характеристика или психологический его портрет. Для этого он использовал описание характеристики своего героя через совершенные им поступки.

В произведении есть символ-деталь, им являются глаза юноши, они очень колкие и холодные, в них мы можем увидеть исполненный­ чувством собственного человеческого достоинства взгляд этого человека. Горький в своей легенде использует прием характеристики,­ так называемый несобственно-прямой. Он предоставлен­ в виде рассказчика и сопоставления с другим персонажем -

Максим Горький вошел в литературу и как автор романтических рассказов. В их числе было произведение «Старуха Изергиль», написанное в 1894 году. В нем автор пытается дать оценку человеку, основываясь на анализе его поступков. Мерилом их становится польза для других людей. Таким образом реализовалось свойственное романтизму понятие идеала и антиидеала.

В центре внимания писателя оказываются три героя: Изергиль, выступающая в роли рассказчицы, осужденный на вечное бессмертие Ларра и отдавший свою жизнь ради спасения племени Данко. Сопоставительный анализ всех трех историй (легенды удачно переплетаются с судьбой самой старухи) является ключом к пониманию ответа на вопрос, никогда не теряющий своей актуальности: в чем смысл существования человека на земле? Интересно в связи с этим порассуждать над тем, за что был наказан Ларра. И только ли он виноват во всем случившемся?

Предыстория легенды о Ларре

Действие рассказа разворачивается в вечернее время на берегу моря - типичный фон для романтического произведения. Величественная свободная природа, окружающая повествователя и старую молдаванку, живет по своим законам и в то же время отражает устремления человека, помогает понять его внутренний мир.

Легенду, рассказывающую о том, кто такой Ларра, старуха Изергиль вспоминает не случайно. Она указывает своему собеседнику на плывущие по бескрайнему небу тени. Одна из них была «темней и гуще», да и двигалась быстрее остальных. «Он живет тысячи лет… Вот что может сделать бог с человеком за гордость!» - эти слова стали началом сказки о невероятной гордыне человека-орла, ставшей причиной его проклятья и бессмертия.

История рождения героя

Понимание того, за что был наказан Ларра, начинается с его происхождения. Однажды могучий орел украл в сильном и могучем племени девушку. Она вернулась лишь спустя двадцать лет, а рядом с ней был прекрасный юноша - сын, родившийся от орла. Начавший слабеть царь птиц поднялся ввысь и, сложив крылья, бросился на острые скалы.

Теперь его потомок стоял перед людьми - внешне казавшийся таким, как они, но все же отличавшийся гордыми и холодными глазами. И все его поступки подчеркивали, что он чувствует превосходство над остальными - даже со старейшинами юноша разговаривал, как равный им. Причина проста. Юноша от рождения отличался иной психологией, делающей его непохожим на людей, потому ему нет места среди них. Такова первая характеристика Ларры - сына могучего и свободолюбивого орла и земной женщины.

Убийство девушки

Сразу же противопоставив себя всему племени, Ларра хладнокровно расправляется с дочерью одного из старейшин. Та сначала завлекла его взглядом, а затем оттолкнула, испугавшись отца. Всех вокруг сковал страх - впервые на их глазах так жестоко убивали женщину. А сын орла гордо стоял над своей жертвой, не опуская головы и чувствуя свое превосходство над остальными, за что был наказан.

Ларра смутил своим поведением старейшин. Долго пытались они понять поступок юноши. Не найдя ответа на свои вопросы, обратились к нему самому. А для Ларры все было просто: «Я убил ее потому …, что меня оттолкнула она». Так причиной противостояния одного человека толпе, характерной для романтического произведения, стали непомерная гордыня и индивидуализм, унаследованные от царской птицы.

Отчуждение от людей

Долго думали старейшины, какого наказания заслуживает Ларра. Старуха Изергиль рассказывала, что много вариантов они перебрали, пока сам юноша своими речами не подсказал им ответ. Он считал себя первым на земле, а потому, как заметил один из старейшин, самым страшным наказанием для него станет свобода. Неожиданно грянувший в этот момент «гром с небес» убедил их в правильности решения. Ларру отпустили, и с тех пор он стал «отверженным» - такое значение имеет его имя.

Прошло более тысячи лет, а его тень все так же одиноко бродит по земле. Сначала он жил вольно, как птица, делал все, что хотел. Никто не обращал на него внимания. Но однажды гордый сын орла сам пришел к людям: долго стоял и не трогался с места. Кто-то догадался, что он ищет смерти. Однако все помнили, за что был наказан Ларра, и потому только смеялись, глядя на него. Тогда Ларра схватил нож и ударил им себя в грудь. Но тот отскочил от его тела, как от камня.

Давно уже плоть его иссохла, а он, превратившись в тень, все ищет смерти, которой никогда не обретет.

Образ Ларры: оценка и значение

Автор осуждает своего героя за его крайний индивидуализм, за то, что посмел противопоставить себя всему племени. По мысли М. Горького, главная цель человеческого существования - служение людям. Именно таким представлен в рассказе Данко. Ларра же - антиидеал, поведению и поступку которого нет оправдания.

Однако не стоит забывать, что Ларра - не простой человек. Он сын орла, выросший вдали от людей и не приученный к человеским законам. Но его беда и в том, что он не птица, как его отец. Поэтому Ларры заслуживает не только осуждения, но и сочувствия. Его трагедия была предопределена уже при рождении.


Какова семантика возраста главных персонажей произведения (господин из Сан-Франциско, его жена, его дочь)?

Возраст в «Господине из Сан-Франциско» - важнейшая смысловая деталь внешности, поведения, мировосприятия персонажа. Указывая возраст главного героя (58 лет) и отмечая, что тот только начинал жить, автор подчеркивает духовную несостоятельность героя, который, прожив столько лет, гонясь за деньгами, «не жил, а лишь существовал». Говоря о пожилом возраст жены героя, Бунин придает этой детали обобщающий смысл, а именно любовь пожилых американок к путешествиям. Такой же деталью становится возраст дочери господина из Сан-Франциско, «девушки на возрасте» и «слегка болезненной».

В каком произведении русской литературы XX века сохраняется традиция безымянности персонажа как знака обобщения и в чём разнится оно с произведением И.

А. Бунина?

Традиция безымянности персонажа как знака обобщения сохраняется в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий» и романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Чехов в своем рассказе не наделяет героев именами. Как и Бунин, подобной деталью автор обобщает образы героев, а также подчеркивает пороки общественности.

В романе Булгаков герой не имеет имени, его называют Мастером. Однако если заменой имени на прозвище «Мастер» Булгаков подчеркивает его возвышенность и избранность героя, то безымянность бунинского героя значит лишь то, что он один из многих.

Что имел в виду мудрец, утверждавший, что наказание Ларры – «в нем самом»?

Ларра – гордый и самоуверенный «сын орла». Говоря о том, что наказание Ларры – «в нем самом», мудрец имел в виду то, что герой будет наказан сутью самой человеческой натуры. И так и случилось, прогнанный людьми герой страдает от губительного для человека одиночества и отреченности от общества настолько, что жаждет смерти. Таким образом, Ларра, в жилах которого течет человеческая кровь, наказывается разрушительной свободой от людей и из-за этого переживает настоящие душевные муки.

В каких произведениях отечественной классики звучит тема «гордого человека» и в чем эти произведения созвучны горьковскому рассказу?

Тема «гордого человека» звучит в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и в драме М. Горького «На дне».

Раскольников, герой Достоевского, считает себя «право имеющим», а остальных «вшами». Желая подтвердить свою мысль о себе, Раскольников идет на преступление и убивает старуху-процентщицу, а затем ее сестру. Подобно Ларре, Раскольников ставит себя выше других и, считая, что ему дозволено больше других, наказывается: Ларра обрекается на вечное бессмертие и одиночество, а Раскольников отправляется на каторгу.

Клещ из драмы «На дне» видит свое превосходство над другими обитателями ночлежки в том, что он занят трудом. Несмотря на уверенность героя в том, что его ожидает светлое будущее, его мечтам не суждено сбыться: после похорон жены он остается без денег и смиряется с бедственностью своего положения. Как и Ларра, Клещ презирает окружающее его общество, однако оба героя со временем признают ошибочность своих убеждений, но если Клещ после этого сближается с ночлежниками, то Ларра даже не имеет возможности сделать это.

В каких произведениях русской литературы воспевается яркая, сильная личность и в чём эти произведения можно сопоставить с произведением М. Горького «Старуха Изергиль»?

Образы яркой, сильной личности присутствуют в таких произведениях, как поэма М.Ю. Лермонтова «Песня…про купца Калашникова» и роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Купец Калашников – отважный, смелый человек, на достоинство жены которого позарился царский опричник Кирибеевич. Как и легендарный Данко, этот герой умирает героической смертью: если Данко умирает, спасая других, то Калашников, защищая честь своей семьи, за что в дальнейшем воспевается своим народом.

Соня Мармеладова, героиня Достоевского, - сильная, духовно возвышенная личность. Эта девушка, как и Данко, самоотверженна и полна любви к людям – жертвуя своей жизнью, она отправляется на каторгу за любимым человеком, чтобы затем спасти его.

Какие черты романтического повествования присутствуют в легенде о Данко?

Данко – пожертвовавший собой спаситель людей от гибели. В легенде о Данко автор использует такую черту романтического повествования, как конфликт между героем и обществом, в котором он находится. Так, отважный, смелый Данко противопоставляется неблагодарным и обозленным людям. Также еще одной чертой романтического повествования является параллелизм – в данном случае сопоставление природных явлений с происходящими событиями. Шумящий, гудящий лес, молнии говорят о напряженности момента, предзнаменовывают скорую смерть героя, а замолчавший после акта самопожертвования лес, освещенный светом, свидетельствует о чистоте и благородстве совершенного поступка. Именно эти приемы романтизма используются в легенде о Данко.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения