Патриотизм главных героев романа война и мир. Истинный и ложный патриотизм в романе "война и мир". Патриотизм народа в произведении

«Война и мир» назван эпопеей, потому что охватывает исторические события, происходившие с 1805 по 1821 год. Таким образом, действие романа занимает продолжительный отрезок времени. Более того, в нем участвуют более 200 персонажей, в том числе и всемирно известные полководцы. Автор изображает и Наполеона , и Кутузова , и Багратиона, и Раевского, и даже царя Александра I на фоне Отечественной войны 1812 года. Здесь же задействованы любые социальные слои России: крестьяне, дворяне, приближенные царя, провинциалы, купцы. Неудивительно, что этот роман произвел неизгладимое впечатление на мировую общественность.

Главной темой эпического произведения Толстого стала тема героизма русского народа в период войны с Наполеоном. Независимо от социального положения, люди становились на защиту своей страны и сплоченно воевали против вражеского нашествия. Одним из самых достойных полководцев, которого автор показывает во всей красе, был, конечно же, Кутузов. Но что же обычные люди? Как они повели себя в трудные для всей нации времена? В романе «Война и мир» мы видим, что социальное разделение происходит не по классовому признаку, а по уровню гуманности и нравственности.

«Война и мир» Толстого – это яркий пример истинного патриотизма русского народа, где показаны, герои и патриоты, на что был способен наш народ во времена, когда на русскую землю опустилась общая беда в виде Наполеона Бонапарта. Сначала в произведении мы видим, как императором Франции восхищаются многие русские, которые следили за происходящими событиями во Франции, но, как только Бонапарт решил напасть на Россию, восторг исчез, остался только патриотический дух и желание искоренить французскую армию, уничтожить, прогнать с русских земель врага.

Герои патриоты в романе война и мир

Кто является героем-патриотом в романе «Война и мир»? Сразу хочется отметить Болконского, который в первые дни провозглашение военных событий отправился на войну, бросив беременную жену. Николай Ростов, хоть и имел панический страх и ужасы война приводили его в смятение, но он все время возвращался на поле боя, захватив с собой Василия Денисова, которого также можно считать истинным патриотом. Также и Петр Ростов идет против воли родителей лишь бы дать отпор французской армии. Эти герои романа – истинные защитники, пример мужества, патриотизма.

К тому же в романе мы видим весь русский народ, который готов на любые жертвы, лишь бы французам не досталась русская земля, так, смоляне сжигают дома, еду, лишь бы французам ничего не оставить, многие отдавали свои товары и вещи русским солдатам, не думая о том, что сами остаются ни с чем. Мы видим патриотизм москвичей, которые стали покидать столицу, не желая быть под властью французского императора. Причем мы видим проснувшийся патриотизм и в тех, от кого ожидаешь патриотическое проявление в последнюю очередь. Это княжна Катишь и Жюли Карагина которые считали, что «под управлением французов нельзя быть» и не важно, хорошо бы им жилось или плохо.

Большую роль в Бородинской битве сыграли отважные герои и патриоты в лице партизан. Невозможно не упомянуть, говоря о патриотах, и тех, кто был непосредственно на поле боя и это Кутузов, который имел духовную мощь и который сумел освободить от французов нашу землю. Патриотизм проявляют генералы Раевский, Багратион, Ермолов и, конечно же, простые солдаты, которые ценой своей жизни отвоевали и защитили Отечество.

Завершая свое рассуждение, хочется сказать о том, что Толстой нам показал яркий пример того, как должны действовать наши соотечественники в случае, если нагрянет общая беда, хоть мы очень надеемся, что мирное время для нас никогда не прекратится.

Истинные герои и патриоты в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого

А какую оценку поставите вы?


Сочинение на тему: отрицательные герои романа Л.Н. Толстого «ВОЙНА И МИР» Истинное и ложное в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Урок 72. Роман «Война и мир». Истинный и ложный патриотизм в изображении Л. Н. Толстого .

Цели:

- образовательные: - роман «Война и мир». Истинный и ложный патриотизм в изображении Л. Н. Толстого;

Роль приема антитезы в изображении войны 1805-1807 гг., войны 1812 г., при изображении «трутней» и истинных патриотов ;

- развивающая: - развивать умение учащихся пользоваться сопоставительным методом и видеть предмет изучения в целом; развивать умение исследовать литературный и справочный материал ;

- воспитательные: - воспитывать граждан своей страны на примере исторических и литературных событий и героев;

Воспитание чувства истинного патриотизма на примере героев Л.Н. Толстого .

Ход урока.

Патриотизм состоит не в пышных фразах…

В.Г. Белинский

    Проверка домашнего задания.

    Слово учителя.

Идя вслед за Толстым, мы должны разобраться в характере войны, которая ярко изображается на страницах романа, познакомимся с историческими событиями эпохи, увидим, как по-разному ведет себя человек на войне, как относится автор к войне. И снова мы встретимся с толстовским «срывание всех и всяческих масок» и контрастным сопоставлением разных групп героев.

    Беседа с элементами конспектирования.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ 1805-1807 ГГ.

Повествование переносится на поля сражения в Австрию, появляется много новых героев: Александр I, австрийский император Франц, Наполеон, командующие армиями Кутузов и Мак, военачальники Багратион, Вейротер, рядовые командиры, штабные офицеры…и основная масса – солдаты: русские, французские, австрийские, гусары Денисова, пехота (рота Тимохина), артиллеристы (батарея Тушина), гвардия. Такая многогранность является одной из особенностей стиля Толстого.

Каковы были цели войны и как смотрели на войну ее непосредственные участники?

Русское правительство вступило в войну из боязни распространения революционных идей и желания воспрепятствовать захватнической политике Наполеона. Толстой удачно выбрал для начальных глав войне сцену смотра в Бранау. Идет смотр людям и снаряжению.

Что он покажет? Готова ли русская армия к войне? Считают ли солдаты цели войны справедливыми, понимают ли они их? (Зачитать гл.2)

Эта массовая сцена передает общность настроения солдат. Крупным планом выделяется образ Кутузова. Начиная смотр в присутствии австрийских генералов, Кутузов хотел убедить последних в том, что русская армия не готова к походу и не должна идти на соединение с армией генерала Мака. Для Кутузова эта война не была священным и необходимым делом, поэтому его цель – удержать армию от боя.

ВЫВОД: непонимание солдатами целей войны, отрицательное отношение к ней Кутузова, недоверие между союзниками, бездарность австрийского командования, нехватка провианта, общее состояние неразберихи – вот что дает сцена смотра в Бранау.

Главная особенность изображения войны в романе – автор сознательно показывает войну не в героическом плане, а акцентирует внимание на « крови, страданиях, смерти».

Какой же выход может быть найден для русской армии?

Шенграбенское сражение, предпринятое по инициативе Кутузова, дало русской армии возможность выйти на соединение со своими частями, шедшими из России. История этого сражения еще раз подтверждает опытность и стратегический талант Кутузова – полководца. Отношение его к войне, как при смотре войск в Бранау, осталось прежним: Кутузов считает войну ненужной; но здесь речь шла о спасении армии, и автор показывает, как действует полководец в этом случае.

ШЕНГРАБЕНСКОЕ СРАЖЕНИЕ.

Кратко охарактеризуйте план Кутузова.

Этот « великий подвиг», как назвал его Кутузов, был нужен для спасения всей армии, и поэтому Кутузов, так берегший людей, пошел на это. Толстой еще раз подчеркивает опытность и мудрость Кутузова, его умение найти выход в сложной исторической обстановке.

Что такое трусость и героизм, подвиг и воинский долг – эти моральные качества понятны всем. Проследим контраст между поведением Долохова и штабных, с одной стороны, и Тушина, Тимохина с солдатами – с другой.(гл.20-21).

Рота Тимохина

Вся рота Тимохина проявила героизм. В условиях растерянности, когда застигнутые врасплох войска побежали, рота Тимохина «одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов». Толстой видит героизм роты в их мужестве и дисциплинированности. Тихий, до боя казавшийся нескладным, командир роты Тимохин сумел удержать роту в порядке. Рота выручила остальных, взяла пленных и трофеи.

Поведение Долохова

После боя один Долохов похвалился своими заслугами и ранением. Храбрость его показная, ему свойственна самоуверенность и выпячивание себя на первый план. Настоящий же героизм совершается без расчета и выпячивание своих подвигов.

Батарея Тушина.

На самом жарком участке, в центре сражения, без прикрытия находилась батарея Тушина. Более тяжелой обстановки в Шенграбенском сражении ни у кого не было, тогда как результаты стрельбы батареи были наибольшими. В этом трудном бою капитан Тушин не испытывал ни малейшего страха. Рассказать о батарее и Тушине. В Тушине Толстой открывает прекрасного человека. Скромность, самоотверженность, с одной стороны, решительность, мужество, с другой, основывающиеся на чувстве долга, это и есть толстовская норма поведения человека в бою, которая определяет истинный героизм.

АУСТЕРЛИЦКОЕ СРАЖЕНИЕ (ч.3, гл.11-19)

Это композиционный центр, к нему идут все нити бесславной и никому ненужной войны. Отсутствие нравственного стимула для ведения войны, непонятность и чуждость ее целей солдатам, недоверие между союзниками, неразбериха в войсках – все это было причиной поражения русских. По мнению Толстого, именно в Аустерлице подлинный конец войны 1805-1807 гг., так как Аустерлиц выражает суть кампании. «Эпоха наших неудач и срама» - так определил эту войну сам Толстой.

Аустерлиц стал эпохой позора разочарований не только всей России, но и отдельных героев. Совсем не так, как ему хотелось бы, вел себя Н. Ростов. Даже встреча на поле боя с государем, которого Ростов обожал, не принесла ему радости. С ощущением величайшего разочарования в Наполеоне, бывшем раньше его героем, лежит на Праценской горе и князь Андрей. Наполеон представился ему маленьким, ничтожным человечком. Ощущение разочарования в жизни в результате осознания ошибок, совершенных героями. В этом плане примечательно, что рядом с аустерлицкими батальными сценами стоят главы, повествующие о женитьбе Пьера на Элен. Для Пьера это его Аустерлиц, эпоха его позора и разочарования.

ВЫВОД: Всеобщий Аустерлиц – таков итог 1 тома. Страшная, как всякая война, уничтожением человеческой жизни, эта война не имела, по Толстому, хотя бы объясняющей ее неизбежность цели. Затеянная ради славы, ради честолюбивых интересов русских придворных кругов она была непонятна и не нужна народу и поэтому завершилась Аустерлицем. Такой исход был тем позорнее, что русская армия могла быть мужественной и героической, когда ей хоть сколько-нибудь были понятны цели сражения, как это было при Шангребене.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ 1812 ГОДА

    «Переправа французов через Неман» (часть 1, гл. 1-2)

Французский лагерь. Почему же «должны были миллионы людей, отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти на Восток с Запада и убивать себе подобных».

Во французской армии есть единство – и среди солдат, и между ними и императором. НО единство это было корыстным, единством захватчиков. Но это единство непрочное. Потом автор покажет, как оно распадается в решительную минуту. Это единство выражается в слепой любви солдат к Наполеону и принятии ее Наполеоном как должное (гибель уланов при переправе! Они гордились, что умирают на глазах своего императора! Но тот даже не смотрел на них!).

    Оставление русскими своих земель. Смоленск (часть2, гл. 4), Богучарово(часть 2 гл. 8), Москва(часть 1 гл. 23) Единство же русских людей основано на другом – на ненависти к захватчикам, на любви и привязанности к родной земле и людям, живущей на ней.

БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ (том 3, часть 2, гл. 19-39)

Это кульминация всего действия, т.к. во-первых, Бородинское сражение было поворотным моментом, после которого французское наступление захлебнулось; во-вторых, это точка пересечения судеб всех героев. Желая доказать, что Бородинское сражение было только нравственной победой русской армии, Толстой вводит в роман план сражения.

Большинство сцен до и вот время боя показано глазами Пьера, так как Пьер, ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения и может наблюдать за настроением участников, а оно-то, по Толстому, и является причиной победы. Все говорят о необходимости победы при Бородине, об уверенности в ней: « Одно слово – Москва», «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение». Князь Андрей высказывает главную для понимания войны мысль: речь идет не об абстрактном жизненном пространстве, а о той земле, в которой лежат наши предки, за эту землю идут в бой солдаты.

И в этих условиях нельзя ни «себя жалеть», ни «великодушничать» с врагом. Толстой признает и оправдывает оборонительную и освободительную войну, войну за жизнь отцов и детей. Война – это « самое гадкое дело в жизни». Это говорит Андрей Болконский. Но когда тебя хотят убить, лишить свободы, тебя и твою землю, тогда бери дубину и рази врага.

1.Настроение французского лагеря (гл.26-29)

2. Батарея Раевского (гл. 31-32)

3. Поведение Наполеона и Кутузова в битве (гл. 33-35)

4. Ранение князя Андрея, его мужество (гл. 36-37)

Как итог Бородинского сражения звучит вывод Толстого о нравственной победе русских (гл. 39).

    Ответить на вопросы:

1. Война 1805-1807гг. Дать характеристику.

2. Готова ли русская армия к войне?

3. Почему была одержана победа в Шенграбенском сражении?

4. Почему русская армия потерпела поражение под Аустерлицем?

5. Кто из героев романа терпит свой « Аустерлиц»?

6. Отечественная война 1812 года. Дать характеристику.

7. Понятны ли русским солдатам ее цели?

8. Почему, по мнению Толстого, под Бородином русской армией была одержана нравственная победа?

9. Охарактеризуйте партизанскую войну? Какую роль она сыграла в победе русской армии над французскими захватчиками?

10. Какую роль сыграла Отечественная война 1812 года в судьбе героев романа?

    Итог урока.

    Домашнее задание.

Вступление

Тема патриотизма в романе «Война и мир» является одной из центральных. Не случайно ей посвящёны почти два тома знаменитой эпопеи.

Патриотизм народа в произведении

Что такое патриотизм по Толстому? Это естественное движение души, которое заставляет человека не думать о себе «при сознании общего несчастья». Война 1812 года, коснувшаяся всех, показала, насколько русские любят своё Отечество. Читая текст произведения, мы находим тому множество примеров.

Так, смоленские жители сжигают дома и хлеб, чтобы они не досталось французам. Купец Ферапонтов отдаёт все товары солдатам и собственноручно поджигает своё имущество. «Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам!» – кричит он.

Глубоко патриотичны и жители Москвы. Показателен эпизод, когда Наполеон на Поклонной горе ждёт депутацию с ключами от города. Но, большинство жителей покинули Москву. Уехали ремесленники и купцы. Покинули город и дворяне, для которых до прихода врага на русскую землю французский язык был родным.

Патриотизм в романе порой просыпается даже в тех, от кого его было трудно ожидать. Так, княжна Катишь, которая вместе с Василием участвует в охоте за завещанием графа Безухова, заявляет Пьеру: «Какая я ни есть, а под бонапартовской властью жить не могу».

Даже жеманная сплетница Жюли Карагина уезжает вместе со всеми со словами: «я не Иоанна д′Арк и не амазонка».Москвичи покидали родной город, «потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть».

Наташа и Пьер во время войны

Не могут остаться в стороне от общей беды и любимые герои писателя. Пьер решает остаться в столице, чтобы застрелить французского императора «с тем, чтобы или погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы». Он спасает из горящего сада незнакомую девочку, набрасывается с кулаками на французского солдата, пытающегося снять ожерелье с женщины. Пьер оказывается на поле битвы и в плену, его чуть было не расстреляли французы и спасли русские партизаны. Именно война заставляет Пьера взглянуть другими глазами на себя и других, почувствовать свою близость к простому народу.

Ощущение «потребности жертвы и страдания» во время всеобщего несчастья заставляет Наташу Ростову кричать на мать, которая не хочет отдать раненым свои подводы. В тот момент Наташа не думает, что может оказаться бесприданницей. Она думает только о том, что раненых нельзя оставить французам.

Истинные патриоты на полях сражений

Нельзя, говоря о теме патриотизма в «Войне и мире», не упомянуть о непосредственных участниках сражений, генералах и простых солдатах.

Прежде всего, читателя привлекает образ Кутузова. Как и многие любимые Толстым герои, Кутузов имеет совсем не привлекательную внешность «в длинном сюртуке на огромном толщиной теле», «с сутуловатой спиной», «с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице» – таким рисует писатель великого полководца перед бородинской битвой. Толстой подчёркивает, что в этом человеке сочеталась физическая слабость и духовная мощь. Именно она, эта внутренняя сила, позволила ему принять непопулярное решение – оставить Москву, чтобы сохранить армию. Именно благодаря ей, у него хватило сил освободить от французов Отечество.

Предстают перед нами образы и других героев. Это и реальные исторические лица: генералы Раевский, Ермолов Дохтуров, Багратион. И вымышленные храбрецы, среди которых князь Андрей, Тимохин, Николай Ростов и множество других, имена которых неизвестны.

Истинными патриотами отечества показывает писатель и участники партизанской войны. Они не участвовали в великих битвах, но уничтожали врага доступными им способами. Тихон Щербатый, старостиха Василиса, Денис Давыдов. Именно их подвиги восхищают юного Петю Ростова, который присоединяется к партизанскому отряду.

Ложные патриоты в романе

Истинным патриотам Толстой противопоставляет патриотов ложных, которым нет дела до общей беды, и которые пытаются извлечь из неё собственную выгоду.

Так, обычной жизнью живут посетители салона Шерер. Она устраивает приём даже в день битвы при Бородино. Патриотизм хозяйки модного салона проявляется только в том, что она мягко журит тех, кто посещает французский театр.

«Лжепатриоты» находятся и среди штабных офицеров. Среди них Борис Друбецкой, который благодаря своей пронырливости «сумел удержаться при главной квартире». Берг, который патетическим тоном произносит пламенную речь перед графом Ростовым, а затем начинает выторговывать у него «шифоньерочку» и туалет «с англицким секретом». И, конечно, граф Ростопчин, которой своим призывами и пустой деятельностью обрёк на гибель тысячи людей, а потом, отдав на растерзание разъярённой толпе сына купца Верещагина, бежит из Москвы.

Заключение

В заключение сочинения по теме патриотизма в романе «Война и мир» необходимо сказать, что Толстой сумел показать читателю, как должен вести себя настоящий патриот своей Родины в час грозящей ей опасности.

Тест по произведению

Муниципальная средняя школа N 1

Реферат по литературе на тему

Истинный и ложный патриотизм в романе

«Война и мир»

Выполнила ученица 10 «В» класса

Зиновьева Ирина

Проверила учитель литературы

Чинина Ольга Юрьевна

Воронеж 2006год.


Вступление

Героически патриотическая и антивоенная темы - определяющие, ведущие темы романа-эпопеи Толстого. Это произведение на века запечатлело подвиг русского народа, с оружием в руках отстоявшего свою национальную независимость. «Война и мир» будет и в будущем сохранять это значение, воодушевляя народы на борьбу против иноземных захватчиков.

Автор «Войны и мира» был убежденным и страстным поборником мира. Он хорошо знал, что такое война, близко видел ее своими глазами. Пять лет молодой Толстой носил военный мундир, служа офицером-артиллеристом в действующей армии сначала на Кавказе, затем на Дунае и, наконец, в Крыму, где участвовал в героической обороне Севастополя.

Великому произведению предшествовала робота над романом о декабристе. В1856 году был объявлен манифест об амнистии людям 14 декабря, и их возвращение на родину вызвало обострение русского общества. Проявил внимание к этому событию и Л. Н.Толстой. Он вспоминал: “В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением, героем которого должен был быть декабрист, возвращающейся с семьей в Россию…” Писатель не намерен был давать читателю апофеоз декабристского движения: в его планы входило пересмотреть эту страницу русской истории в свете поражения декабризма и предложить свое понимание борьбы с ним, осуществляя мирными средствами и путем ненасилия. Поэтому герой задумано повествованию должен был, вернувшись из ссылки, осудить свое революционное прошлое и стать сторонником другого решения проблемы - нравственного улучшения как рецепта оздоровления всего общества. Однако замысел Толстого претерпел существенные изменения. Послушаем самого писателя: “ Невольно от настоящего (то есть 1856 год) я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но в 1825 году мой герой был уже возмужалым, семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала со славой для России эпохой 1812 года. Я другой раз бросил начатое и стал писать со времен 1812 года, которого еще запах и звук слышны и милы нам”. Так главной темой нового романа стала героическая эпопея борьбы с наполеоновским нашествием. Л.Толстой, однако, продолжает: “В третий раз я вернулся назад по чувству, которое, может быть, покажется странным. Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама. Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войск, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений. Итак, от 1825 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов”. Это важное авторское свидетельство передает и грандиозный масштаб запечатленного в романе, и перерастание последнего в эпопею, и многогеройность произведения, и значимость осмысления в нем национального характера, и его глубокий историзм. Важным предшествующим сочинением Толстого стали “Севастопольские рассказы”, а импульсом в освещении исторических событий стала Крымская война с ее неудачами, нуждавшимися в осмыслении.

Работе над “Войной и миром” сопутствовал огромный творческий подъем писателя. Никогда до этого он не чувствовал свои умственные и нравственные силы столь свободными и предназначенными для творческой работы.

Л. Н. Толстой приступает к тщательному изучению исторических источников, документальной литературы, воспоминаний участников давних событий. Он штудирует работы А. И. Михайловского- Данилевского о войнах 1805- 1814 годов, “Очерки Бородинского сражения” Ф. Н. Глинки, “Дневник партизанских действий 1812 года” Д. В. Давыдова, книгу “Россия и русские” Н. И. Тургенева, “Записки о 1812 годе” С. Н. Глинки, мемуары А. П. Ермолова, воспоминания А. Д. Бестужева- Рюмина, “Походные записки артиллериста” И. Т. Радожицкого и многие другие сочинения этого типа. В библиотеке Ясной Поляны сохранилось 46 книг и журналов, которыми пользовался Толстой на протяжении всего времени работы над романом Война и мир. А всего писатель воспользовался трудами, список которых включает 74 названия.

Важной стала поездка в сентябре 1867 года на Бородинское поле, где когда-то произошла великая битва. Писатель обошел пешком прославленное поле, изучая местоположение русских и французских войск, размещение Шевардинского редута, Багратионовых флешей, батареи Раевского. Не менее существенными стали расспросы оставшихся в живых современников великих сражений, изучение быта отдаленной эпохи.

По мере работы над романом усиливается и обогащается его народное начало. “Я старался писать историю народа”,- такое признание оставил Толстой в черновике четвертого тома. Постепенно “мысль народная” стала определяющей в “Войне и мире”, любимой темой эпопеи стало изображение подвига народа в ходе событий русской истории. В роман вошло 569 персонажей, среди которых было200 исторических лиц. Но в их ряду отнюдь не затерялись главные герои произведения, судьбы которых писатель прослеживает тщательно, со всей необходимой психологической убедительностью. При этом автор связывает их самыми различными узами родства, любви, дружбы, женитьбы, деловыми отношениями, общим участием в грандиозных исторических событиях. В романе есть не мало лиц, отдельные черты жизни и характера которых отражают свойства предков и ближайших родственников Л. Н. Толстого. Так, в графе Ростове угадываются особенности графа Ильи Андреевича Толстого, деда писателя, а в старом князе Болконском - черты другого деда; графиня Ростова напоминает бабку Толстого - Пелагею Николаевну Толстую, княжна Марья впитала в себя черты матери Писателя- Марии Николаевны Волконской, а Николай Ростов - свойства отца, Николая Ильича Толстого. Князь Андрей вобрал особенности Сергея Николаевича, брата писателя, а в Наташе Ростовой запечатлелся образ Татьяны Андреевны Берс, свояченицы писателя. Все это свидетельствует о значительном автобиографизме романа и о глубокой жизненности его характеров. Но к автобиографизму “Война и мир” отнюдь не сводится: это широчайшее полотно, отразившее русскую историю. Ее героев и многоликий народный мир.

Работа над великой книгой потребовала титанического труда. Общее количество сохранившихся рукописей романа – свыше десяти тысяч чернового текста. Некоторые из частей эпопеи переписывались много раз, отдельные сцены переделывались, по словам Толстого, “до бесконечности”. Но в итоге неутомимой и напряженной роботы автора явился роман, составивший целую эпоху в истории русской культуры.


Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир»

Роман “Война и мир” в жанровом отношении является романом-эпопеей, так как Толстой показывает нам исторические события, которые охватывают большой отрезок времени (действие романа начинается в 1805 году, а заканчиваются в 1821-м, в эпилоге); в романе действуют свыше 200 действующих лиц, есть реальные исторические личности (Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский, Ростопчин, Багратион и многие другие), все социальные слои России того времени: высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, крестьянство, даже купечество.

Один из основных вопросов, который волнует Толстого - это вопрос о патриотизме и героизме русского народа, он рассмотрен в романе очень глубоко. При этом Толстой не впадает в ложно-патриотический тон повествования, а смотрит на события сурово и объективно, как писатель-реалист. Автор говорит о своем романе и о верных сынах Отечества, готовых отдать свою жизнь за спасение Родины, о лжепатриотах, думающих только о своих корыстных целях. Таким решением патриотической темы Лев Николаевич отразил подлинную историческую действительность. Она заключается в изображение подвига русского народа в Отечественной войне 1812 года. Автор говорит в своём романе и о верных сынах Отечества, и о лжепатриотах, думающих только о своих корыстных целях.

В романе “Война и мир” Толстой создал объёмную и многогранную картину войны. Но в этом произведении читатель видит не скачущих воинов с развернутыми полотнищами знамён, не парад и блеск побед, а обычные военные будни. На страницах романа мы встречаемся с рядовыми солдатами, видим их нелёгкий, тяжелый труд.

Писатель вводит нас во внутренний мир обыкновенного на первый взгляд человека. Но он показывает нам, что и такие неприметные люди могут быть интересны и привлекательны своей душевной красотой. Автор раскрывает нам, читателям, поэзию духовной жизни героя. Часто трудно разглядеть истинное лицо человека под наслоениями суеты повседневной жизни. Писатель показывает, что нужно уметь видеть в каждом человеческое достоинство, ту божественную искру, которая не позволит совершить человеку по-настоящему подлый поступок. В экстремальных ситуациях, в моменты великих потрясений и глобальных перемен человек обязательно проявит себя, покажет свою внутреннюю сущность, те или иные качества своей натуры. В романе Толстого кто-то произносит громкие слова, занимается шумной деятельностью или бесполезной суетой - кто-то испытывает простое и естественное чувство «потребности жертвы и страдания при сознании общего несчастья». Первые лишь мнят себя патриотами и громко кричат о любви к Отечеству, а вторые являются ими и отдают жизнь во имя общей победы или оставляют на разграбление собственное добро, лишь бы оно не досталось неприятелю. В первом случае мы имеем дело с ложным патриотизмом, отталкивающим своей фальшью, эгоизмом и лицемерием. Так ведут себя светские вельможи на обеде в честь Багратиона: при чтении стихов о войне «все встали, чувствуя, что обед был важнее стихов». Лжепатриотическая атмосфера царит в салонах Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой и в других петербургских салонах: «...спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения». Действительно, этот круг людей был далек от осознания общероссийских проблем, от понимания великой беды и нужды народа в эту войну. Свет продолжал жить своими интересами, и даже в минуту всенародного бедствия здесь царят корыстолюбие и выдвиженчество.

Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин, который расклеивает по Москве глупые «афишки», призывает жителей города не оставлять столицы, а затем, спасаясь от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина. Подлость и предательство сочетаются с самомнением, надутостью: «Ему не только казалось, что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководит их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ерническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху».

Таким как Растопчин в романе показан Берг, который в минуту всеобщего смятения ищет выгоду и озабочен покупкой шифоньерочки и туалета «с аглицким секретом». Ему и в голову не приходит, что сейчас стыдно думать о покупках, которые не являются необходимыми. Таков, наконец, Друбецкой, который, подобно другим штабным офицерам, думает о наградах и продвижении по службе, желает «устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии». Наверное, не случайно накануне Бородинской битвы Пьер замечает на лицах офицеров это жадное возбуждение, он мысленно сравнивает его с «другим выражением возбуждения», «которое говорило о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти».

О каких «других» лицах идет речь? Разумеется, это лица простых русских мужиков, одетых в солдатские шинели, для которых чувство Родины свято и неотъемлемо. Истинные патриоты в батарее Тушина сражаются и без прикрытия. Да и сам Тушин «не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». Кровное чувство Родины заставляет солдат с немыслимой стойкостью сопротивляться врагу. Из описания дворника Ферапонтова мы видим, что этот человек, отдающий на разграбление свое имущество при оставлении Смоленска, бьет свою жену за то, что она просит его уехать, он мелочно торгуется с извозчиком, но, поняв суть происходящего, сам сжигает собственный дом и уезжает. Он тоже, безусловно, патриот. Для него нет смысла в нажитом добре, когда решается судьба его родины. «Тащи все, ребята, не оставляй французам!» - кричит он русским солдатам.

А что делает Пьер? Он отдает свои деньги, продает имение, чтобы экипировать полк. И что заставляет его, богатого аристократа, идти в самое пекло Бородинской битвы? Все то же чувство обеспокоенности за судьбу своей страны, желание помочь русскому народу.

Вспомним, наконец, и тех, кто покинул Москву, не желая покориться Наполеону. Они были убеждены: «Под управлением французов нельзя было быть». Вот почему они «просто и истинно» делали «то великое дело, которое спасло Россию».

Истинные патриоты в романе Толстого не думают о себе, они чувствуют потребность собственного вклада и даже жертвы, но не ждут за это награды, потому что несут в душе неподдельное святое чувство Родины.

Идет война в Австрии. Генерал Мак разбит под Ульмом. Австрийская армия сдалась. Над русской армией нависла угроза разгрома. И вот тогда Кутузов принял решение послать Багратиона с четырьмя тысячами солдат через труднопроходимые Богемские горы навстречу французам. Багратиону предстояло быстро совершить трудный переход и задержать сорокатысячную французскую армию до прихода главнокомандующего. Его отряду нужно было совершить великий подвиг, чтобы спасти русскую армию. Так автор подводит читателя к изображению первого великого сражения.

В этом сражении, как всегда, дерзок и бесстрашен Долохов. Храбрость он проявляется в бою, где “он в упор убил одного француза и первый взял за воротник сдавшегося офицера”. Но после этого он идет к полковому командиру и докладывает о своих “трофеях”: “Прошу запомнить, ваше превосходительство!” Далее он развязал платок, дернул его и показал запекшуюся кровь: “Рана штыком, я остался на фронте. Попомните, ваше превосходительство”. Везде и всегда Долохов беспокоится о себе, только о себе, все, что он делает, делает для себя.

Нас не удивляет и поведение Жеркова. Когда в разгар боя Багратион послал его с важным приказом к генералу левого фланга, он не поехал вперед, где слышалась стрельба, а стал “искать” генерала в стороне от боя. Из-за не переданного приказа французы отрезали русских гусар, многие погибли и были ранены. Таких офицеров много. Они не трусливы, но не умеют забыть ради общего дела себя, карьеру и личные интересы. Однако русская армия состояла не только из таких офицеров.

Героизм в романе выглядит буднично и естественно. В главах, рисующих Шенграбенскую битву, мы встречаем истинных героев. При описании этого сражения автор показывает, как растерянность охватывала пехотные полки при известии об окружении. “Нравственное колебание, решающее участь сражений, очевидно, разрешилось в пользу страха ”. Вот он сидит, герой этой битвы, герой этого “дела”, маленький, худой и грязный, сидит босой, сняв сапоги. Это артиллерийский офицер Тушин. “Большими, умными и добрыми глазами смотрит он на вошедших начальников и пытается шутить: “Солдаты говорят, что, разувшись ловчее”, - и смущается, чувствуя, что шутка не удалась. Толстой делает все, чтобы капитан Тушин предстал перед нами в самом негероическом виде, даже смешном. Но именно этот смешной человек был героем дня. Князь Андрей справедливо скажет о нем: “Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и героической стойкости капитана Тушина с ротой”.

Второй герой Шенграбенского сражения - Тимохин. Битва казалась проиграна. Но в эту минуту наступавшие французы, вдруг побежали назад... и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина. Он появляется в ту самую минуту, когда солдаты поддались панике и побежали. Его действия происходят по велению сердца. Не численное превосходство, не сложные планы полководцев, а воодушевление ротного, поведшего за собой солдат, решает исход сражения, именно его решимость и воинственность заставили отступить неприятеля. “…С такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой…” Только благодаря Тимохину оборонявшиеся имели возможность возвратиться и собрать батальоны. Русскими была одержана “победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии”.

Мужество разнообразно. Есть немало людей безудержно храбрых в бою, но теряющихся в будничной жизни. Образами Тушина и Тимохина Толстой учит читателя видеть по-настоящему храбрых людей, их неброский героизм, их огромную волю, которая помогает преодолевать страх и выигрывать сражения.

Автор приводит нас к мысли, что не только исход военного сражения, но направление развития истории определяется именно деятельностью людских масс, связанных единством чувств и стремлений. Все зависит от духа солдат, который может превратиться в панический страх - и тогда сражение проиграно, или возвыситься до геройства – и тогда сражение будет выиграно. Полководцы становятся сильны лишь при условии, что они управляют не только действиями солдат, но и духом своего войска. А для выполнения этой задачи полководец должен быть не только военным главнокомандующим, но и ее духовным руководителем. Таким перед нами предстает Кутузов. Во время Бородинского сражения он сосредоточил в себе весь патриотизм русской армии. Бородинская битва – «народное сражение». «Скрытая теплота патриотизма», разгоравшаяся в душе каждого воина, и общий «дух войска» предопределили победу. В этой битве раскрывается подлинная красота русского человека. Русскими была одержана «победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии. На наполеоновскую армию в этом сражении «была наложена рука сильнейшего духом противника».

В войне 1812 года, когда каждый солдат дрался за свой дом, за родных и близких, за Родину, сознание опасности удесятеряло силы. Чем глубже продвигался Наполеон в глубь России, тем больше росли силы русского войска, тем больше слабела французская армия, превращаясь в сборище воров и мародеров. Только воля народа, только народный патриотизм делает армию непобедимой. Этот вывод следует из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”.


Список литературы

1. Л.Н. Толстой “Война и мир”.

2. Ю. В. Лебедев “Русская литература XIX века”.

3. К. Н. Ломунова “Великая книга жизни”.

4. Е. С. Роговер “Русская литература второй половины XIX века”.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения