Оружие способное чувствительно ранить какой троп. Сборник идеальных эссе по обществознанию. Все метафоры делятся на две группы
Департамент образования
администрации Сургутского района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Лянторская средняя общеобразовательная школа №7»
Спецификация заданий для промежуточного контроля по русскому языку
Пояснительная записка
10 класс
Промежуточная тестовая контрольная работа предназначена для обучающихся 10 класса как базового, так и профильного уровня.
Тест составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней. Данный тест построен на принципах обобщения и систематизации учебного материала по русскому языку.
1.Назначение КИМ
Контрольные измерительные материалы позволяют оценить качество подготовки по русскому языку обучающихся 10 класса с целью установления уровня освоения учащимися учебного материала за 5-9 класс. Тексты заданий предлагаемой модели контрольной работы в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках и учебных пособиях, включенным в Федеральный перечень. Результаты мониторинга используются для определения коррекционных мероприятий по предмету.
2. Документы, определяющие содержание контрольных измерительных материалов
Содержание работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования, ООП ОСО МАОУ «Лянторская СОШ№7».
3. Структура КИМ ЕГЭ
КИМ содержит 20 заданий с кратким ответом.
В КИМ предложены разновидности заданий с кратким ответом:
– задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа;
– задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов.
4 . Перечень элементов содержания, проверяемых на промежуточной контрольной работе (тест) по русскому языку
Правописание суффиксов различных частей речи(кроме -Н-/-НН-)
Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи
речи
Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей
речи
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
Стили и функционально-смысловые типы речи
Анализ средств выразительности
23балла
Распределение заданий контрольной работы по проверяемым умениям и видам деятельности.
Проверяемые умения и виды деятельностиУметь правильно определять постановку ударения в слове и формах слов.
Уметь правильно определять л ексическое значение слова.
Уметь правильно определять л ексическое значение слова.
Уметь правильно определять морфологические нормы образования форм слов
Уметь правильно определять синтаксические нормы в предложениях с деепричастным оборотом.
Уметь правильно определять
Уметь правильно определять синтаксические нормы согласования и управления, нормы построения предложений с однородными членами и сложноподчинённых предложений.
Уметь применять правило «Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи».
Уметь отличать корни с чередующимися и безударными непроверяемым гласными от корней слов с безударной гласной, проверяемой ударением.
Уметь применять правила при правописании приставок: правописание неизменяемых приставок; правописание приставок на з-(с-); правописание приставок пре-/при-, правописание гласных ы/и на стыке корня и приставки.
Уметь применять правила правописания личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
Уметь применять правила правописания суффиксов различных частей речи
(кроме -Н-/-НН-).
Уметь различать на письме слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.
Уметь различать на письме слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи
Уметь производить анализ текста, определять смысловую и композиционную целостность текста.
Уметь производить анализ текста, определять функционально-смысловые типы речи.
Уметь правильно определять средства выразительности русской фонетики, словообразования, грамматики, лексики и фразеологии.
5. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся
1.Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов.
2. Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм.
3. Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов.
4. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных
текстов, справочной литературы, средств массовой информации.
5. Работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте.
6. Система оценивания.
Для оценивания результатов выполнения работ учащимися наряду с традиционной отметкой «2», «3», «4» и «5» применяется и ещё один количественный показатель – общий балл, который формируется путём подсчета общего количества баллов, полученных учащимися за выполнение работы. Каждое задание оценивается в 1 балл, таким образом, за работу обучающийся может набрать максимальное количество баллов – 23. Оценивание работ может дифференцироваться в зависимости от уровня учебных возможностей класса.
Шкала перевода набранных баллов в отметку:
«5» - 23-20 баллов;
«4» - 19-15 баллов;
«3» - 14-10 баллов;
«2» - 9-6 баллов.
На выполнение контрольной работы отводится 40 минут. С учетом конкретных условий учитель может вносить в текстовые работы свои коррективы.
Тест 1
сливОвый бАловать квАртал начАв
запишите предложение правильно.
Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.
ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.
В последние десятилетия проводится серьёзная работа по развитию и укреплению сотрудничества государств в ГУМАННОЙ сфере.
ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.
запишите предложение правильно.
Оба берега реки были высоки и обрывисты, можно было видеть залегающие пласты серо-чёрного ГЛИНЯНОГО сланца.
Давыдов принес из кухни ГЛИНЯНУЮ чашку с холодными щами.
В историческом музее я впервые увидел ГЛИНЯНЫЕ черепки посуды эпохи неолита.
Однажды я увидел возле этой хаты женщину, она растапливала ГЛИНЯНЫЙ очаг.
Ответ_____________________________________
запишите слово (словосочетание) правильно.
пара носков
наиболее уместный
около пятиста фотографий
поезжайте в город
Определяя значение непонятных слов,
мной овладели сомнения.
обращайтесь к словарю.
учитывается контекст.
некоторые из них оказались многозначными.
Ответ_____________________________________
В рассказе Паустовского «Скрипучие половицы» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора П.И. Чайковского.
Среди домов, построенных на этой улице, было несколько многоэтажных.
Ответ_____________________________________
Благодаря статьи в газете мы узнали о возобновлении туристского теплоходного маршрута к «Северным островам».
Кемь является одним из самых старых городов России, расположенных на Белом море.
Все, кто написал рецензию на «отлично», дали глубокий анализ произведения и обосновали свою точку зрения.
В рассказе Паустовского «Скрипучие половицы» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора Чайковского.
Ответ_____________________________________
8. Укажите цифры, на месте которых пишется НН?
Почему коньки, сдела(1)ые из любого материала, скользят только по ледя(2)ой поверхности и соверше(3)о не скользят по гладкому каме(4)ому полу?
Золотилось солнце на востоке, за тума(1)ой синью отдалё(2)ых лесов, за белой снежной низме(3)остью, на которую глядел с невысокого берега древний русский город.
Ответ________________________________________________________
экз_менатор, парад_ксальный, пол_скать (кошку)
ав_нгард, утр_мбовать, возг_рание
фил_рмония, рест_врировать, безотл_гательный
ц_ремония, зам_розить, неприк_сновенность
п_дписать, с_гласив, поз_вчера
ра_положиться, бе_деятельный, в_помнить
пр_образовать, пр_неприятный, пр_следовать
под_грать, сверх_нтересный, небез_звестный
беспоко_шься, заброш_нный
накорм_шь, потревож_нный
поджар_шь, независ_мый
сыпл_шь, подмеч_нный
Ответ___________________________________________________________
13. Выпишите слово(а) , в котором(ых) пишется буква Е?
перестра_ваться
магни_вый
зашпакл_вать
незатейл_вый
Ответ___________________________________________________________
Со мной поздоровался (не)знакомый человек.
Всех смутили (не)проверенные слухи.
А.Н. Толстой умер, (не)успев дописать роман «Пётр I».
(Не)лёгкий, но достойный удел ожидает нашего героя.
Ответ___________________________________________________________
15. Определите словосочетание, в котором НЕ со словом пишется слитно? Раскройте скобки и выпишите это слово.
С середины XIX века русские ученые (не)раз организовывали экспедиции на вулканы Камчатки.
(Не)понятное поведение героя объяснено автором в последней главе.
(Не)всякий способен вести себя в разговоре с малознакомыми людьми естественно.
Ответ___________________________________________________________
выпишите эти два слова .
(И)ТАК, лирический герой Пастернака чувствует, что любовь помогает преодолеть суету и пошлость мира, и (ПО)ТОМУ вспоминает о погасшей когда-то искре любви с сожалением.
(В)ТЕЧЕНИЕ двадцати лет изъездил я Россию по всем направлениям, но ВСЁ(ЖЕ) лучшего места, чем отчий край, не нашел.
Исходя из представления о предопределённости, можно (НА)ПЕРЁД оправдать любой поступок человека, СКОЛЬ(БЫ) отталкивающим или преступным он нам ни казался.
Теперь Чацкому ДА(ЖЕ) не о чем поговорить с Софьей, но ВСЁ(РАВНО) он любит её.
Ответ___________________________________________________________
выпишите эти два слова .
Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысль ТАК(ЖЕ) сильно, как и на чувство.
Заплакала она (ОТ)ТОГО, что Саша уже не казался ей таким новым, интеллигентным, интересным, каким представлялся (В)ТЕЧЕНИЕ прошлого года.
Фаина, по-старушечьи строго поджав губы, следила (ЗА)ТЕМ, как Степан шумно и грузно передвигался по избе, ЧТО(БЫ) выпить воды и подбросить дрова в печь.
На разрезе волнушки выделяется горький белый сок, (ПО)ЭТОМУ эти грибы нужно сначала подержать в холодной воде, ЧТО(БЫ) вся горечь из них вышла.
Ответ___________________________________________________________
(1)Вилъгелъм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее.1814
(2)Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?1825
(3)Какие разные оценки одного человека - одним и тем же, дружеским, пером!
(4)Где истина? (5)В каком году?
(6) …
(7)Однажды в невесёлый час Вильгельм Кюхельбекер напишет мужу старшей сестры, известному учёному и педагогу Григорию Глинке, что в Лицее всё ему немило, что друзей нет и дел нет. (8)Родственник отвечал: «...жалею вместе с тобою о твоих неудачах», советовал крепче приналечь на науки, но винил и самого Кюхлю:
(9)«Ты напрасно надеешься найти друзей между ветрениками твоих лет, не созрев пока сам для чувства дружбы. (10)Вообще старайся воспользоваться золотою порой молодости твоей, занимаясь исключительно науками, в которых благо жизни нашей; не упускай притом из виду будущего своего назначения в обществе и сделай себя достойным его. (11)Не плачь обо всём и во всякое время; плаксивое лицо, точно как и слишком грустное расположение духа, нимало не сочетается с юношеским возрастом. (12)Привыкнув на все вещи смотреть с худой стороны, ты поневоле будешь несчастлив. (13)Верь также мне, что мы во всех почти случаях жизни сами бываем орудием собственного нашего счастия или злоключения».
(14)Да Кюхельбекер и сам в другую минуту назовёт друзей «милыми и прекрасными».
(15)Так и будет впредь: дружба и насмешка, дружба и безжалостная эпиграмма. (16)Кюхля вызовет Пушкина стреляться; от насмешек над своей долговязой, нескладной фигурой придёт в отчаяние; однажды кинется топиться в Царскосельский пруд - его вытащат и будут любить, как и прежде любили, удивляясь сочетанию вдохновения, таланта и страшных несообразностей. (17)Любя, станут снова издеваться, мириться...
(21)Важно ли, в каком веке были молоды и состарились былые одноклассники? (22)Важно ли, горят у них в классной комнате электрические лампочки или свечи? (23)Носят ли джинсы или камзолы, треуголки? (24)Конечно, разница веков нам небезразлична. (25)Конечно, каждая эпоха имеет свой неповторимый голос и стиль... (26)Но сколько здесь общего! (27)Разве они, юные прадеды, не любили, как правнуки, не мечтали, не умирали? (28)Разве мы, современники космических ракет и теперь уже цифрового телевидения, не нашли бы, о чём поговорить, о чём спросить тех ребят, а они - нас?
(29)Глядя на себя и своих друзей как бы со стороны, «через другой век», через дела, мысли и документы давно ушедших людей, мы вдруг замечаем то, что вблизи, вплотную, было почти неразличимо...
(По Н.Я. Эйдельману*)
*Натан Яковлевич Эйделъман (1930-1989) -
писатель, историк, литературовед.
18. Какое предложение должно быть на месте пропуска под цифрой 6?
Нигде...
Везде...
Пушкин никогда в этом не признается...
Свидетельства истинного отношения Пушкина к Кюхельбекеру утрачены...
В предложениях 7 - 8 представлено повествование.
В предложениях 11 - 13 представлено рассуждение.
В предложениях 16-17 перечислены произошедшие события.
Предложение 9 содержит описание.
Талантливый пушкинист Н.Я. Эйдельман, посвятивший свою научную и литературную деятельность истории декабристского движения, сравнивает дружеские отношения современных молодых людей и лицеистов пушкинского выпуска, используя такой приём, как _____ (предложения 9-13), и синтаксические средства: _____ (например, в предложении 16) и _____ (предложения 21-23, 27-28). _____ («дружба» - «насмешка», «дружба» - «эпиграмма» в предложении 15) подчёркивают своеобразие отношений между лицеистами».
Список терминов:
риторические вопросы
контекстные антонимы
эмоционально-оценочные слова
разговорные слова
ряды однородных членов
метафоры
вопросно-ответная форма изложения
сравнительный оборот
цитирование
Ответы (тест №1)
1. НачАв
2. В последние десятилетия проводится серьёзная работа по развитию и укреплению сотрудничества государств в ГУМАНИТАРНОЙ сфере.
3. Оба берега реки были высоки и обрывисты, можно было видеть залегающие пласты серо-чёрного ГЛИНИСТОГО сланца.
4. 3
5. 2
6. 3
7. 1
8. 1,3,4
9. 1,2,3
10. Экзаменатор, парадоксальный, поласкать (кошку)
11. Преобразовать, пренеприятный, преследовать
12. Поджаришь, независимый
13. Магниевый, зашпаклевать
14. Не успев
15. Непонятное
16. Итак, потому
17. Поэтому, чтобы
18. 2
19. 4
20. 9,5,1,2
Тест 2
(промежуточный контроль 10 класс)
1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.
сливОвый значИмость вручИт квАртал
Ответ_____________________________________
2. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово, исправьте ошибку и запишите предложение правильно.
Анастасия Викторовна ДЕЛОВИТОЙ походкой прошла к рабочему столу.
ДЕЛОВИТЫЕ прохожие, озабоченные своими мыслями, не обращали внимания на шумную компанию ребят.
Дежурный с ДЕЛОВИТЫМ видом перечислил те задания, которые предстояло выполнить в течение дня.
Старшеклассники стараются придерживаться в одежде ДЕЛОВИТОГО стиля.
Ответ_____________________________________
3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово, исправьте ошибку и запишите предложение правильно.
Коллекционер придирчиво разглядывает картину Левитана, любуется КРАСОЧНЫМ пейзажем осени.
В необъятном мире русской природы зимние, холодные цвета достойно соперничают с летними, КРАСОЧНЫМИ.
Язык, которым написаны произведения устного народного творчества, богатый, яркий, КРАСОЧНЫЙ.
Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.
Ответ_____________________________________
4. В одном из словосочетаний допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово (словосочетание) правильно.
пара сапог
килограмм помидоров
ехай вперёд
в две тысячи пятом году
Ответ____________________________________
5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Укажите номер ответа.
Внимательно прочитав задание,
1) у меня возникли вопросы.
2) приступайте к его выполнению.
3) мне всё стало понятно.
4) нужно выполнить его по образцу.
Ответ_____________________________________
6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Укажите номер ответа.
Благодаря находчивости Алексей вышел из словесного поединка абсолютным победителем.
2) Футболист, игравший в нападении и который забил два гола, был воспитанником известного тренера.
3) Задержавшись у дверей, сестра ещё раз помахала рукой и сказала, что будет рада всех нас видеть в воскресенье у себя на даче.
4) Те, кто хотя бы раз любовался закатом солнца, не сомневаются, что это одно из самых прекрасных зрелищ.
Ответ_____________________________________
7. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Укажите номер ответа.
На предсказания метеорологов ориентируются как городская хозяйственная, так и медицинская службы.
Большинство книг, рассказывающих о жизни рептилий, издано в нашей стране.
Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы».
Те, кто не изучает иностранный язык, лишены возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы.
Ответ_____________________________________
8. Укажите цифры, на месте которых пишется Н?
На праздничном вечере было сказа(1)о немало тёплых слов, адресова(2)ых юбиляру, который растрога(3)о благодарил пришедших его поздравить гостей.
Ответ________________________________________________________
9. Укажите цифры, на месте которых пишется НН?
На картине изображе(1)а весёлая деревенская свадьба, пёстрая масса людей удачно вписа(2)а в пейзаж - широкий, с прекрасно нарисова(3)ым высоким голубым небом.
Ответ________________________________________________________
10. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
оз_рять, утр_мбовать, в_негрет
парад_ксальный, экз_менатор, пол_скать (бельё)
ст_ринный, заг_релый, препод_ватель
увл_каться, безотл_гательный, дост_яние
Ответ_________________________________________________________
11. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр_брежный, пр_интересный, пр_свистнуть
раз_граться, меж_нститутский, небез_звестный
и_пользовать, бе_доказательный, ни_вергнуть
по_сказать, пре_начертанный, на_кусить
Ответ___________________________________________________________
12. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И? Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
помн_шь, незабыва_мый
раскол_шь, слыш_мый
постро_шь, знач_мый
задерж_шься, несгиба_мый
Ответ___________________________________________________________
13. Выпишите слово(а) , в котором(ых) пишется буква И?
забывч_вый
подпрыг_вающий
рул_вой
раскашл_лся
Ответ___________________________________________________________
14. Определите словосочетание, в котором НЕ со словом пишется раздельно? Раскройте скобки и выпишите это слово.
(Не)зачем повышать голос, вас прекрасно слышно.
Кате вдруг стало (не)стерпимо обидно за тех людей, которые не слышат сейчас этой прекрасной музыки.
Не хотелось сейчас думать о (не)выполненном вчера обещании.
Усадьбу окружал (не)частый, но высокий забор.
Ответ___________________________________________________________
15. Определите словосочетание, в котором НЕ со словом пишется раздельно? Раскройте скобки и выпишите это слово.
Наш спутник оказался молчаливым, (не)разговорчивым человеком.
Егор слыл (не)утомимым тружеником.
Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие корма.
Домашним животным (не)чего было опасаться людей.
Ответ___________________________________________________________
16. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? Раскройте скобки и выпишите эти два слова .
ТАК(ЖЕ), как и её родители, Варя всегда стремилась говорить только правду, (ПО)ЭТОМУ ей нечего было стыдиться.
(В)ТЕЧЕНИЕ всего месяца спортсмены серьёзно готовились к отборочному туру, ЧТО(БЫ) завоевать право представлять свою страну на чемпионате мира. в
(В)ПОСЛЕДСТВИИ туристы с улыбкой вспоминали своё первое восхождение к вершине, которая (ПО)НАЧАЛУ казалась им недосягаемой.
(ИЗ)ЗА сильных дождей ТАК(ЖЕ) нарушилось движение городского транспорта, и многим пришлось добираться до работы пешком.
Ответ___________________________________________________________
17. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? Раскройте скобки и выпишите эти два слова .
Братья остались (НА)ЕДИНЕ и (С)НАЧАЛА только посматривали друг на друга.
Николай (В)ТЕЧЕНИЕ всего спора молчал и только однажды В(ПОЛ)ГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.
Даже в полусонном существовании Илья Ильич не мог, по его словам, равнодушно вспоминать ту самую женскую арию из оперы Беллини, которая КАК(БЫ) слилась с обликом Ольги Ильинской, а ТАК(ЖЕ) и с драматическим итогом любви Обломова к ней.
Продавец ТАК(ЖЕ) несёт ответственность перед покупателем за повреждение или поломку груза (В)СЛЕДСТВИЕ ненадлежащей упаковки, как и покупатель перед продавцом за своевременную оплату товара.
Ответ___________________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Фамилия! (2) Удивительное всё-таки это слово... (3) Конечно, фамилии появляются на свет далеко не случайно и не беспричинно. (4) Но дело в том, что почти всегда рождаются они, так сказать, применительно к каким-то временным обстоятельствам, а потом переживают эти обстоятельства на годы, десятилетия и даже на века.
(5) Конечно, сравнительно короткое время спустя люди утрачивают память о том, откуда фамилия пошла и почему она связалась с данным родом. (6) То, что было по отношению к далекому предку естественно и закономерно, становится по отношению к его праправнукам странным и непонятным. (7) Связь между фамилией и людьми, её носящими, становится совершенно случайной, а точнее говоря - порою её даже трудно заподозрить.
(8) Человеческие фамилии - вещь хитрая и тонкая. (9) Видимо, наличие их играет в жизни людей куда большую роль, чем кажется, если они могут так огорчать и радовать, нравиться и внушать отвращение, быть предметом досады или гордости. (10) Нередко случается, что фамилия становится источником бесконечных неприятностей для своего носителя; бывает - недоброжелатели превращают её в оружие, способное чувствительно ранить. (11) Очень
часто выходит, что мы встречаем новое лицо по его фамилии, как «по одежке» в известной пословице; должно пройти известное время, чтобы человек это впечатление изменил или опроверг.
(12) Видимо, недаром они, фамилии, всегда привлекали к себе такое повышенное внимание писателей, мастеров художественного слова. (13) Недаром авторы радовались, измыслив для героя «удачную», «подходящую» фамилию, огорчались, если это не получалось, зорко приглядывались и прислушивались к семейным именам современников, записывали звучные, курьёзные, характерные имена в своих тетрадях... (14) В чём тут секрет? (15) Почему нечто столь случайно приписанное к человеку, столь внешнее по отношению к нему, может играть такую большую роль? (16) Действительно, тут скрыта какая-то тайна.
(17) Писатель Н. Телешов вспоминал о забавном огорчении, которое вызывала у его современника, другого русского писателя начала XX века, Л. Андреева (пока он был молод и ещё не успел прославиться), его собственная фамилия. (18) «Оттого и книгу мою издатель не печатает, - всерьёз сетовал Андреев, - что имя моё решительно ничего не выражает. (19) Андреев! (20) Что такое «Андреев»? (.21) Даже запомнить нельзя...»
(22) По-иному негодовал живший в те же времена литератор Василий Розанов. (23) «Удивительно противна мне моя фамилия, - писал он. - (24) Иду раз по улице, поднял голову и прочитал: «Немецкая булочная Розанова». (25) Ну, так и есть: все булочники - Розановы, следовательно, все Розановы - булочники! (26) Я думаю, Брюсов постоянно радуется своей фамилии...»
(27) Понятно, конечно, что задевало далеко не высокородного спесивца: сама фамилия как бы приравнивала его к «разным там булочникам, токарям и пекарям»... (28) Как же было не позавидовать Брюсову: ближайшим его «тезкой» был знаменитый генерал и вельможа прошлого, тот самый Яков Брюс, который даже в пушкинской «Полтаве» упомянут... (29) Но читаешь это - и диву даёшься!
(По Л. Успенскому*) *Лев Васильевич Успенский (1900-1978) - русский писатель, прозаик, филолог. Автор книг «Слово о словах», «Ты и твоё имя».
18. Какое место в тексте должны занимать предложения?
Укажите номер ответа.
Почему всё строгое здание «Войны и мира» зашаталось бы, приди в голову Л. Толстому изменить фамилию своих героев Ростовых хотя бы на Перерепенко? И почему Гоголь точно так же не имел ни права, ни возможности уверить нас, будто его старосветские помещики могли быть не Товстогубами, а, скажем, Болконскими или Иртеньевыми?
1) между 1 и 2
2) между 15 и 16
3) между 19 и 20
4) между 26 и 27
19. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
Укажите номер ответа.
1) 4 предложение текста поясняет, конкретизирует то, о чём говорится в 3 предложении.
2) 29 предложение содержит эмоционально-оценочное суждение автора по поводу того, что высказывается в 22-28 предложениях текста.
3) В предложениях 8-11 представлено рассуждение.
4) В предложениях 22-25 представлено описание.
20. Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Вовлекая читателя в разговор, Лев Успенский использует такой приём, как _____ (предложения 14-15). Автор использует такие тропы, как ______ («оружие, способное чувствительно ранить» в предложении 10), ______ (например, «”удачную” фамилию» в предложении 13), усиливающие эмоциональность и образность текста. Такой приём, как ______ (предложения 18-21), помогает передать чувства персонажа.
Список терминов:
1) ряды однородных членов
2) вопросно-ответная форма изложения
3) сравнительный оборот
4) метафора
5) парцелляция
6) цитирование
7) диалектизм
8) вопросительные предложения
9) эпитеты
Ответы (тест №2)
1. вручИт
2. Старшеклассники стараются придерживаться ДЕЛОВОГО стиля
3. Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСЯЩИМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.
4. 3
5. 2
6. 2
7. 3
8. 1
9. 3
10. Парадоксальный, экзаменатор, полоскать (бельё)
11. Подсказать, предначертанный, надкусить
12. Построишь, значимый
13. Забывчивый, подпрыгивающий
14. Не выполненном
15. Не наступающий
16. В последствии, по началу
17. Наедине, сначала
18. 2
19. 4
20. 8,4,9,6
B8 № 1938. «Передавая чувства своего героя, автор использует такие синтаксические средства выразительности, как _______ (предложения 8, 9, 35-36) и _______ (предложения 17-18). Тропы _______ («червонно-золотых куполов», «разящее воспоминание»),_______ («воспоминание колыхнулось», «река горела») - усиливают образность текста».
Список терминов:
1) ряды однородных членов
2) литоты
3) сравнительный оборот
4) метафоры
5) гипербола
6) эпитеты
7) парцелляция
8) риторический вопрос
9) восклицательные предложения
(1)Яконов взбирался тропинкой через пустырь, не замечая - куда, не замечая подъёма. (2)И ноги устали, вывихиваясь от неровностей. (3)И тогда с высокого места, куда он забрёл, он уже разумными глазами огляделся, пытаясь понять, где он. (4)3емля под ногами в обломках кирпича, в щебне, в битом стекле, и какой-то покосившийся тесовый сарайчик или будка по соседству, и оставшийся внизу забор вокруг большой площади под неначатое строительство. (5)А в горке этой, подвергшейся странному запустению неподалёку от центра столицы, шли вверх белые ступени, числом около семи, потом прекращались и начинались, кажется, вновь. (6)Какое-то глухое воспоминание колыхнулось в Яконове при виде этих белых ступеней, а куда вели ступени, плохо различалось в темноте: здание странной формы, одновременно как бы разрушенное и уцелевшее. (7)Лестница поднималась к широким железным дверям, закрытым наглухо и по колено заваленнымbслежавшимся щебнем. (8)Да! (9)Да! (10)Разящее воспоминание подхлестнуло Яконова. (11)Он оглянулся. (12)Промеченная рядами фонарей, далеко внизу вилась река, странно знакомой излучиной уходя под мост и дальше к Кремлю. (13) Но колокольня? (14)Её нет. (15)Или эти груды камня - от колокольни? (16)Яконову стало горячо в глазах. (17)Он зажмурился, тихо сел. (18)На каменные обломки, завалившие паперть. (19)Двадцать два года назад на этом самом месте он стоял с девушкой, которую звали Агния. (20)Той самой осенью под вечер они шли переулками у Таганской площади, и Агния сказала своим тихим голосом, который трудно расслышивался в городском громыхании:
-(21)Хочешь, я покажу тебе одно из самых красивых мест в Москве?
(22)И подвела его к ограде маленькой кирпичной церкви, окрашенной в белую и красную краску и обращенной алтарём в кривой безымянный переулок. (23)Внутри ограды было тесно, шла только вокруг церквушки узкая дорожка для крестного хода. (24)И тут же рос, в углу ограды, старый большой дуб, он был выше церкви, его ветви, уже жёлтые, осеняли и купол, и переулок, отчего церковь казалась совсем крохотной.
- (25)Вот эта церковь,- сказала Агния.
- (26)Но не самое красивое место в Москве.
- (27)А подожди.
(28)Она провела его к паперти главного входа, вышла из тени в поток заката и села на низкий парапет, где обрывалась ограда и начинался просвет для ворот.
-(29)Так смотри!
(30)Антон ахнул. (31)Они вывалились из теснины города и вышли на крутую высоту с просторной открытой далью. (32) Река горела на солнце. (33)Слева лежало Замоскворечье, ослепляя жёлтым блеском стёкол, почти под ногами в Москву-реку вливалась Яуза, справа за ней высились резные контуры Кремля, а ещё дальше пламенели на солнце пять червонно-золотых куполов храма Христа Спасителя. (34)И во всём этом золотом сиянии Агния, в наброшенной жёлтой шали, тоже казавшаяся золотой, сидела, щурясь на солнце.
- (35)Да! (Зб)Это - Москва! - захваченно произнёс Антон.
- (37)Но она - уходит, Антон,- пропела Агния.- Москва - уходит!..
- (38)Куда она там уходит? (ЗЭ)Фантазия.
- (40)Эту церковь снесут, Антон,- твердила своё Агния.
-(41)Откуда ты знаешь? - рассердился Антон.- (42)Это художественный памятник, его как пить дать оставят.
(43)Он смотрел на крохотную колоколенку, в прорези которой к колоколам заглядывали ветки дуба.
-(44)Снесут! - уверенно пророчила Агния, сидя всё так же неподвижно, вжёлтом свете и в жёлтой шали.
(45)Яконов очнулся. (46)Да, ... разрушили шатровую колоколенку и разворотили лестницу, спускавшуюся к реке. (47)Совершенно даже не верилось, что тот солнечный вечер и этот декабрьский рассвет происходили на одних и тех же квадратных метрах московской земли. (48)Но всё так же был далёк обзор с холма, и те же были извивы реки, повторённые последними фонарями...
(По А. Солженицыну*)
*Александр Исаевич Солженицын
(1918-2008) - выдающийся русский писатель, публицист, историк, поэт и общественный деятель.
Пояснение.
Восклицательное предложение - предложение, усиливающее эмоциональность высказывания. Предложения 8, 9, 35, 36 являются восклицательными.
Парцелляция - это такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.
Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность.
Метафора - скрытое сравнение, иносказание.
Ответ: 9,7,6,4
(1) Фамилия! (2) Удивительное все-таки это слово... (3) Конечно, фамилии появляются на свет далеко не случайно и не беспричинно. (4) Но дело в том, что почти всегда рождаются они, так сказать, применительно к каким-то временным обстоятельствам, а потом переживают эти обстоятельства на годы, десятилетия и даже на века.
(5) Конечно, сравнительно короткое время спустя люди утрачивают память о том, откуда фамилия пошла и почему она связалась с данным родом. (6) То, что было по отношению к далекому предку естественно и закономерно, становится по отношению к его праправнукам странным и непонятным. (7) Связь между фамилией и людьми, ее носящими, становится совершенно случайной, а точнее говоря – порою ее даже трудно заподозрить.(8) Человеческие фамилии – вещь хитрая и тонкая. (9) Видимо, наличие их играет в жизни людей куда большую роль, чем кажется, если они могут так огорчать и радовать, нравиться и внушать отвращение, быть предметом досады или гордости. (10) Нередко случается, что фамилия становится источником бесконечных неприятностей для своего носителя; бывает – недоброжелатели превращают ее в оружие, способное чувствительно ранить. (11) Очень часто выходит, что мы встречаем новое лицо по его фамилии, как «по одежке» в известной пословице; должно пройти известное время, чтобы человек это впечатление изменил или опроверг.(12) Видимо, недаром они, фамилии, всегда привлекали к себе такое повышенное внимание писателей, мастеров художественного слова. (13) Недаром авторы радовались, измыслив для героя «удачную», «подходящую» фамилию, огорчались, если это не получалось, зорко приглядывались и прислушивались к семейным именам современников, записывали звучные, курьезные, характерные имена в своих тетрадях... (14) В чем тут секрет? (15) Почему нечто столь случайно приписанное к человеку, столь внешнее по отношению к нему, может играть такую большую роль? (16) Действительно, тут скрыта какая-то тайна.(17) Писатель Н.Телешов вспоминал о забавном огорчении, которое вызывала у его современника, другого русского писателя начала XX века, Л.Андреева (пока он был молод и еще не успел прославиться), его собственная фамилия. (18) «Оттого и книгу мою издатель не печатает, – всерьез сетовал Андреев, – что имя мое решительно ничего не выражает. (19) Андреев! (20) Что такое “Андреев”? (21) Даже запомнить нельзя...»(22) По-иному негодовал живший в те же времена литератор Василий Розанов. (23) «Удивительно противна мне моя фамилия, – писал он. – (24) Иду раз по улице, поднял голову и прочитал: “Немецкая булочная Розанова”. (25) Ну, так и есть: все булочники – Розановы, следовательно, все Розановы – булочники! (26) Я думаю, Брюсов постоянно радуется своей фамилии...»(27) Понятно, конечно, что задевало далеко не высокородного спесивца: сама фамилия как бы приравнивала его к «разным там булочникам, токарям и пекарям»... (28) Как же было не позавидовать Брюсову: ближайшим его «тезкой» был знаменитый генерал и вельможа прошлого, тот самый Яков Брюс, который даже в пушкинской «Полтаве» упомянут... (29) Но читаешь это – и диву даешься!(По Л.Успенскому)
Показать текст целиком
Какую роль играют фамилии в жизни людей? Как она влияет на человека? Именно эту проблему автор Л.В.Успенский поднимает в данном тексте. Эта проблема особенно актуальна в наши дни. Автор размышляет о том, как фамилии влияют на жизни людей, и какую роль они играют. Писатель отмечает, что фамилии могут как огорчать, так и радовать, "быть предметом досады или гордости". Порой фамилия становится источником неприятностей для человека. Автор размышляя над этой проблемой, приводит в пример писателя, которого огорчала своя собственная фамилия. Он утверждал, что его фамилия ничего не выражает. Фамилии по-разному влияют на людей. Одним они кажутся простыми, не значимыми. А другим приносят огорчение или отвращение. Автор приводит в пример писателя Василия Розанова, которому была противна своя фамилия. Она напоминала ему булочную Розанова. И теперь он думал, что "все Розановы-булочники!" Лев Васильевич Успенский считает,что фамилии играют большую роль в жизни людей. Они каким-то образом накладывают отпечаток на судьбы носителей . Я согласна с автором и считаю, что действительно, фамилия играет большую роль в жизни человека. Она может как радовать, приносить гордость
ЕГЭ. Задание 24. Языковые средства выразительности. Тесты с ответами.
Просмотр содержимого документа
«otvety_k_testam»
1.Метафора - скрытое сравнение (переносное значение слова): "купель зрелости".
Эпитет - образное определение (переносное значение слова): "пытливые, вопросительные глаза".
Гипербола - преувеличение: "в тысячу раз легче".
Лексический повтор слов «отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21 является средством выразительности, потому что фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора.
Ответ: 2, 8, 3, 6
2. .Вопросительные предложения - «Но что может значить это определение?» «Но что он скажет тому, кто прочитал тысячу?»
Ряды однородных членов - «Аристотель, Архимед, Леонардо да Винчи...», «...он купался, летал, рвал цветы...»
Метафора - скрытое сравнение: «..."капсула" всего человечества». Автор сравнивает «пространство знаний», которое разработал вокруг себя человек (предложение 7) с капсулой.
Эпитет - образное определение «ЗАГАДОЧНЫЙ мир».
Ответ: 7, 3, 5, 9
3.«Не наблюдать, ...а жить» - контекстные антонимы (конструкция "не,...а" указывает на противопоставление).
«...свежий росточек таланта желтеет, сохнет» - развернутая метафора (помимо использования простой метафоры талант-росточек, в тексте свойства и действия таланта согласуются со свойствами и действиями ростка).
В предложениях 15-23 наблюдается вопросно-ответная форма изложения: автор задает себе вопрос и сам на него отвечает.
В предложениях 11, 13 - ряды однородных членов. В 11 - «товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей», в 13 - «выезжает, ходит с блокнотом и «набирает материал»».
Ответ: 1,5,7,9
4.На месте пропусков должны быть:
9) риторическое восклицание
3)лексический повтор
4)индивидуально-авторские слова
1)эпитет
Ответ: 9, 3, 4, 1
5.
На месте пропусков должны быть:
6). сопоставление
4). ряды однородных членов
5). олицетворение
7). вводные слова и конструкции
Ответ: 6, 4, 5, 7
6. На месте пропусков должны быть:
1) сравнительный оборот
5) метафора
3) эпитет
9) восклицательные предложения
Ответ: 1, 5, 3, 9
7. Вопросно-ответная форма изложения - в предложениях 8, 17 автор задает вопрос, а в предложениях 9, 18 сам отвечает на него.
Ряды однородных членов - в 13-м предложении есть однородные подлежащие.
Антонимы - в 20-м предложении слова «почетно» и «непочетно» антонимы, слова «интересно» и «неинтересно» - тоже.
Общественно-политическая лексика - ей сопутствует определенная терминология, которая и встречается в тексте.
Ответ: 7, 6, 3, 8
8. Метафора - скрытое сравнение, в предложении 11 происходит скрытое сравнение учения со сладким плодом.
Лексический повтор - в предложении 6 наблюдается лексический повтор слова «личность».
Ряд однородных членов - в предложении 6 наблюдается ряд однородных дополнений «к людям, обществу, государству».
Цитирование - использование дословной выдержки из какого-либо текста. В предложениях 15 и 16 есть цитаты.
Ответ: 1,3,4,8
9. Вопросно-ответная форма изложения - в этом тексте в предложениях 27, 37, 38 автор задает сам себе вопросы, а в предложениях 28, 29, 39 сам отвечает на них.
Просторечное слово - в предложении 24 наблюдается слово «вранье», относящееся к просторечным словам.
Противопоставление - в предложениях 31-33 наблюдается противопоставление книг «без которых жить трудно» книгам «без которых можно спокойно прожить».
В предложении 34 используется словосочетание «перепахавшая душу».
Ответ: 8,7,9,1
10.Диалог с читателем - в этом тексте в предложениях 20-23 автор задает читателю наводящие вопросы.
Синтаксический параллелизм - в предложениях 1, 6, 7, 11, 12 используются одинаковые синтаксические конструкции: односоставное предложение, состоящее из сказуемого, дополнения к нему и обстоятельства образа действия.
Книжная лексика - лексика, связанная с книжными стилями речи, употребляющаяся в научной литературе, публицистических произведениях, официально-деловых документах и т. п.
Ответ: 8,1,3,7
11.Цитирование - использование дословной выдержки из какого-либо текста. В предложениях 2 и 21 есть цитаты.
Индивидуально-авторское слово - в 13-м предложении слово «духоподъемно» придумано непосредственно автором этого текста.
Вопросно-ответная форма изложения - в предложении 8 автор задает вопрос, а в предложении 9 сам отвечает на него.
Противопоставление - в предложениях 18, 19 наблюдаются противопоставления: «высокие» и «низкие», «добрые» и «дурные», «конечные» и «бесконечные».
Ответ: 6,7,8,9
12.Метафора - скрытое сравнение, в предложении 24 происходит скрытое сравнение света, излучаемого лампой, с некой жидкостью, так как по отношению к нему употреблен глагол «разбрызгивать».
Ряд однородных членов - в предложении 6 наблюдается ряд однородных подлежащих «женщины, ... старики, старшеклассницы».
Разговорные синтаксические конструкции - особая организация речи, которая создаёт экспрессию, так как отражает особенности разговорного стиля. В предложении 39 признаком использования этой организации речи являются вводная конструкция «ну, тогда».
Ответ: 9,8,4,3
13. Инверсия - изменение нейтрального порядка слов в целях усиления выразительности, введение дополнительных оттенков смысла.
Риторический вопрос -вопрос, не требующий ответа. «Гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его?».
Сравнение - в предложении 7 правителя канцелярии сравнивается с орлом и Прометеем, а в 8-м предложении он же сравнивается с куропаткой.
Литота - преуменьшение свойств, качеств (в противоположность гиперболе). В предложении 9 конструкция «муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку» является литотой, так как является преуменьшением действительных размеров правителя канцелярии.
Ответ: 9,1,8,5
14.Просторечные слова - слова «выпендрёж» и «раскрутка».
Развернутая метафора - развёрнутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства. В предложении 8 язык сравнивается со стихией.
Контекстные антонимы - в предложении 7 контекстные антонимы - «обогащается-портится». Вне контекста эти слова антонимами не являются.
Ряд однородных членов - предложение 17 осложнено однородными сказуемыми.
Ответ: 7,1,6,4
15.Развернутая метафора - развёрнутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства. В предложениях 8, 13, 14 формализация речи отождествляется болезни.
Ряд однородных членов - предложения 7, 14, 20 осложнены однородными членами.
Риторический вопрос - вопрос, не требующий ответа. Предложения 21-23 являют собой риторические вопросы.
Ответ: 1,3,5,4
16. Олицетворение - в предложении 11 деревьям присвоено действие, характерное для живого существа.
Лексический повтор - в предложениях 12 и 11 наблюдается лексический повтор глагола «вспомниться».
Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность.
Ряды однородных членов - в предложении 17 наблюдаются однородные определения, в предложении 18 наблюдается ряд однородных подлежащих.
Ответ: 2,1,5,6
17. Развернутая метафора - развёрнутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства. В предложениях 1 и 2 Земля сравнивается с космическим кораблем.
Вводные слова и вставные конструкции - в предложениях 8, 13, 14 есть вводные конструкции: «по-моему», «К сожалению» и «с одной стороны, ..., с другой стороны».
Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность.
Ответ: 5,6,3,1
18.Развернутая метафора - развёрнутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства. В предложениях 17-20 жизнь сравнивается с кольцами на срезе дерева.
Ряд однородных членов - предложение 15 осложнено однородными сказуемыми.
Сравнительный оборот - оборот, выражающий сравнение и представляющий собой часть простого предложения.
Цитирование - использование дословной выдержки из какого-либо текста. В предложении 22 есть цитаты.
Ответ: 5, 4, 1, 6
19. Риторическое восклицание - восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания. Предложения 7 и 17 являются риторическими восклицаниями.
Эмоционально-оценочное слово - лексическая единица, которая включает в себя элемент оценки.
Лексический повтор - в предложениях 18-19 наблюдается лексический повтор слов «честь и имя».
Метафора - скрытое сравнение, иносказание.
Ответ: 9,3,2,6
20.Лексический повтор - в предложении 13 наблюдается лексический повтор слова «потребляют».
Метонимия - способ художественного формообразования, который заключается в сближении, соотнесении и соединении образов по сходству содержания. В результате происходит воображаемое замещение одного значения другим (переименование), рождается новый образ, в котором, однако, сохраняются и легко узнаются черты исходных.
Контекстные антонимы - в предложении 7 контекстные антонимы - «потребительское-активное, живое, творческое». Вне контекста эти слова антонимами не являются.
Вопросно-ответная форма изложения - в предложении 24 автор задает вопрос, а в предложениях 25, 26 сам отвечает на него.
Ответ: 2,6,5,7
21. Контекстные синонимы - в предложениях 1, 2 контекстные синонимы - «неброской, неяркой, скромной» и «ярких, выразительных». Вне контекста эти слова синонимами не являются.
Риторическое восклицание - восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания. Предложения 10 и 17 являются риторическими восклицаниями.
Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность.
Ряды однородных членов - в предложении 3 наблюдаются однородные дополнения, в предложении 18 наблюдается ряд однородных определений.
Ответ: 4, 9, 2, 8
22. Олицетворение - в предложении 42 шуму присвоено определение, характерное для человеческого существа.
Ряды однородных членов - в предложении 14 наблюдаются однородные дополнения, в предложении 15 наблюдается ряд однородных подлежащих.
Лексический повтор - в предложении 41 наблюдается лексический повтор краткого прилагательного «нежен».
Термин - слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и т. п.
Ответ: 6, 2, 3, 4
23.Ряды однородных членов - в предложении 15 наблюдаются однородные сказуемые и однородные дополнения, в предложении 29 употребляются однородные дополнения.
Восклицательные предложения - предложение, усиливающее эмоциональность высказывания. Предложения 13 и 20 являются восклицательными.
Цитирование - использование дословной выдержки из какого-либо текста. В предложениях 17 и 22 есть цитаты.
Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность.
Ответ: 8,3,4,6
24. Цитирование - использование дословной выдержки из какого-либо текста. В предложениях 4-6, 7-9, 10-11 есть цитаты.
Ряды однородных членов - в 13-м и 14-м предложениях есть ряды однородных членов.
Вопросно-ответная форма изложения - в предложениях 18, 23 автор задает вопрос, а в предложениях 19, 24 сам отвечает на него.
Ответ: 4,8,3,9
25.Цитирование - использование дословной выдержки из какого-либо текста. В предложении 1 есть цитата.
Ряд однородных членов - в предложениях 4, 6, 8 наблюдаются ряды однородных членов.
Противопоставление - в предложениях 31-33 наблюдается противопоставление мнения знанию.
Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность.
Ответ: 4,8,5,3
26.Цитирование - использование дословной выдержки из какого-либо текста. В предложении 3 есть цитаты.
Контекстные синонимы - в предложениях 1, 2 контекстные синонимы - «детский классик Маршак - всемирно известный переводчик - замечательный педагог - воспитатель поэтов». Вне контекста эти слова синонимами не являются.
Ряд однородных членов - в предложении 3 наблюдаются однородные дополнения, в предложении 13 наблюдается ряд однородных определений.
Восклицательное предложение - предложение, усиливающее эмоциональность высказывания. Предложение 38 является восклицательным.
Ответ: 4,3,8,5
27. Вопросно-ответная форма изложения - в предложении 30 автор задает вопрос, а в предложениях 31-34 сам отвечает на него.
Анафора - единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший. Предложения 14, 15, 16 начинаются со слова «вот».
Ряд однородных членов - в предложении 9 наблюдается ряд однородных сказуемых, в предложении 10 наблюдается ряд однородных обстоятельств.
Метафора - скрытое сравнение, в предложении 27 происходит скрытое сравнение души с источником света.
Ответ: 6,5,1,3
28.Цитирование - использование дословной выдержки из какого-либо текста. В предложениях 16, 17 и 18 есть цитаты.
Ряд однородных членов - в предложении 19 наблюдается ряд однородных дополнений, в предложении 20 наблюдается ряд однородных обстоятельств.
Вопросно-ответная форма изложения - в предложении 23 автор задает вопрос, а в предложениях 24, 25 сам отвечает на него.
Парцелляция - это такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.
Ответ: 4,8,7,3
29.Риторический вопрос - вопрос, не требующий ответа. «А кто не мечтал сделать какое-нибудь великое открытие или изобрести нечто необходимое людям?».
Вводные конструкции - в предложениях 11, 24 есть вводные конструкции: «правда» и «как можно видеть».
Противопоставление - в предложениях 1, 2 наблюдается противопоставление профессиям, которые обычно относят к романтическим, профессии ученого.
Разговорные слова - слова, использующиеся при неформальном стиле общения.
Ответ: 3,5,7,2
30. Анафора - единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший. Предложения 24, 25 начинаются со слова «это благо, если».
Метафора - скрытое сравнение, в предложении 10 происходит скрытое сравнение имени с чем-то притягивающим, например, с магнитом.
Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность.
Назывные предложения - это односоставные предложения, в которых утверждается существование, бытие предметов или явлений. В предложениях 5-9 идет перечисление имен погибших.
Ответ: 1,2,6,4
31. Сравнение - в предложении 3 одиннадцатый класс сравнивается с песочными часами.
Метафора - скрытое сравнение, иносказание. В предложении 20 используется словосочетание «улетаем за горизонты школьной программы».
Парцелляция - это такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.
Восклицательные предложения - предложения, усиливающие эмоциональность высказывания.
Предложения 6 и 9 являются восклицательными.
Ответ: 1, 5, 2, 8
32."Жил тысячами тысяч листьев" - гипербола. В предложении 6 представлено олицетворение. В предложении 27 представлено противопоставление. Словосочетание "прекрасных ветвей" является эпитетом. Правильный ответ: 7, 3, 2, 8.
Ответ: 7, 3, 2, 8
33. Цитирование - использование дословной выдержки из какого-либо текста. В предложении 13 есть цитата.
Лексический повтор - в предложении 23 наблюдается лексический повтор слова «слово».
Ирония - явно-притворное изображение отрицательного явления в положительном виде, чтобы путем доведения до абсурда самой возможности положительной оценки осмеять и дискредитировать данное явление.
Риторический вопрос - вопрос, не требующий ответа. «Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?».
Ответ: 2, 4, 3, 9
34.Эмоционально-оценочное слово - лексическая единица, которая включает в себя элемент оценки.
Индивидуально-авторское слово - в 20-м предложении слово «недообразованность» придумано непосредственно автором этого текста.
Вопросительные предложения - предложения 15-18 кончаются на знак вопроса.
Развернутая метафора - развёрнутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства. В предложении 23 ирония сравнивается с кислотой.
Ответ: 9, 6, 8, 1
35.На месте пропусков должны быть:
6) восклицательные предложения
3) развёрнутая метафора
5) цитирование
4) эпитет
Ответ: 6, 3, 5, 4
36.Вопросительные предложения - предложения 2 и 11 кончаются на знак вопроса.
Ряды однородных членов - в предложении 13 наблюдаются однородные подлежащие, в предложении 22 наблюдается ряд однородных сказуемых.
Метафора - скрытое сравнение, в предложении 13 происходит скрытое сравнение объема знаний с капсулой.
Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность.
Ответ: 7, 3, 5, 9
37.Анафора - единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший. Предложения 11, 12, 14 начинаются со слов «мы узнали, что».
Гипербола - преувеличение. Зачастую опознается с помощью слов, употребляющихся в форме превосходной степени. Здесь на гиперболу уазывает местоимение «все».
Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность.
Противопоставление - в предложении 10 наблюдается противопоставление «... мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет...».
Ответ: 1,5,6,3
38. Ряды однородных членов 1) автомашины, бронетранспортёры и танки. 2)гарью, запахом и вонью... с огурцами и капустой.
эпитет - образное определение - звериным, душным запахом
вводное слово - 5)Никого в помещении, казалось, не было...
олицетворение - признаки "живого у неживого" - книги... пережили
Ответ: 9, 1, 6, 4
39.Противопоставление - в предложениях 8 и 9 наблюдается противопоставление справедливости равенству.
Восклицательные предложения - предложения, усиливающие эмоциональность высказывания. Предложение 13 является восклицательным.
Ряд однородных членов - предложения 14, 15, 23 осложнены однородными членами.
Метафора - скрытое сравнение, в предложениях 6 и 7 происходит скрытое сравнение предрассудков с материальной субстанцией.
Ответ: 6,8,7,3
40.Противопоставление - в предложении 9 наблюдается противопоставление настроению осенней Балтики настроения штурмана.
Метафора - скрытое сравнение.
Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность.
Ряд однородных членов - в предложении 6 наблюдается ряд однородных подлежащих.
Ответ: 4, 5, 3, 8
41.Лексический повтор - в предложениях 1, 13, 31 наблюдается лексический повтор слов «нес», «восемь километров». В предложении 5 наблюдается лексический повтор слова «помню».
Парцелляция - это такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.
Контекстные антонимы - в предложении 32 контекстные антонимы - «спас-предал». Вне контекста эти слова антонимами не являются.
Метафора - скрытое сравнение, в предложении 33 происходит скрытое сравнение переживаний с сердечным кровотечением.
Ответ: 9, 4, 1, 2
42.Противопоставление - в предложениях 4, 5 наблюдается противопоставление материальных благ духовному содержанию.
Вопросно-ответная форма изложения - в предложении 14 автор задает вопрос, а в предложении 15 сам отвечает на него.
Ряд однородных членов - в предложении 1 наблюдается ряд однородных дополнений, в предложении 20 - ряд однородных определений.
Метафора - скрытое сравнение, иносказание. В предложении 10 используется словосочетание «духовное око».
Ответ: 7,5,2,6
43. Контекстные синонимы - в предложениях 21, 28 контекстные синонимы - «атмосферу, обстановку» и «столкновения, конфликта». Вне контекста эти слова синонимами не являются.
Антонимы - в 28-м предложении слова «общественный» и «личный» антонимы.
Противопоставление - в предложениях 20-25 наблюдается противопоставление книг «без которых жить трудно» книгам «без которых можно спокойно прожить».
Ряды однородных членов - в предложении 9 наблюдаются однородные обстоятельства, в предложении 14 употребляются однородные сказуемые.
Ответ: 8, 2, 6, 7
44. Олицетворение - в предложении 26 буквам присвоено действие, характерное для живого существа.
Термин - специальное понятие, искусственный знак, используемый в той или иной области знаний, мышления, практической деятельности.
Вводные слова - в предложениях 8, 9 есть вводные слова: «во-первых», «во вторых» и «в-третьих».
Контекстные антонимы - в предложении 16 контекстные антонимы - «примитивной-современной». Вне контекста эти слова антонимами не являются.
Ответ: 5,1,9,6
45.Вопросно-ответная форма изложения - в предложениях 2, 3 автор задает вопрос, а в предложении 4 сам отвечает на него.
Ряд однородных членов - в предложении 11 наблюдаются однородные определения, в предложении 28 наблюдается ряд однородных сказуемых.
Развернутая метафора - развёрнутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства. В предложениях 23-27 общество сравнивается с организмом.
Парцелляция - это такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.
Ответ: 6, 9, 8, 2
46.Разговорные слова - слова, использующиеся при неформальном стиле общения.
Восклицательное предложение - предложение, усиливающее эмоциональность высказывания. Предложение 40 является восклицательным.
Контекстные антонимы - в предложениях 8, 9 контекстные антонимы - «умом-сердцем». Вне контекста эти слова антонимами не являются.
Сравнение - в предложении 33 сравнение выражается словом «словно».
Ответ: 4,6,3,1
47.Цитирование - использование дословной выдержки из какого-либо текста. Предложения 9-13 являются цитатой.
Ряды однородных членов - в предложении 8 наблюдаются однородные сказуемые и однородные дополнения, в предложении 27 употребляются однородные определения.
Риторический вопрос - вопрос, не требующий ответа. Предложения 27, 28 являют собой риторические вопросы.
Контекстные антонимы - в предложении 15 контекстные антонимы - «дружба-насмешка, эпиграмма». Вне контекста эти слова антонимами не являются.
Ответ: 9,5,1,2
48.На месте пропусков должно быть:
1 развернутая метафора - злокачественная болезнь нашей речи (в 8 предложении), окаянный и зловредный недуг речи (в 13 предложении), чужеродные, губительные клетки - постылые штампы (в 14 предложении); 5 - использованы эпитеты); 7, 9.
Ответ: 1, 5, 7, 9
49.Восклицательное предложение - предложение, усиливающее эмоциональность высказывания. Предложения 8, 9, 35, 36 являются восклицательными.
Парцелляция - это такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.
Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность.
Метафора - скрытое сравнение, иносказание.
Ответ: 9,7,6,4
50.Ряды однородных членов - в предложении 22 наблюдаются однородные дополнения.
Лексический повтор - в предложении 17 наблюдается лексический повтор слова «разные».
Цитирование - использование дословной выдержки из какого-либо текста. В предложениях 2, 3, 8, 9 есть цитаты.
Развернутая метафора - развёрнутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства. В предложении 22 литературе приписываются действия, совершающиеся обычно человеком.
Ответ: 1, 3, 5, 7
51.Вопросительные предложения - предложения 14, 15 кончаются на знак вопроса.
Метафора - скрытое сравнение, в предложении 10 есть метафора «оружие, способное чувствительно ранить».
Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность.
Цитирование - использование дословной выдержки из какого-либо текста. В предложениях 18-21 есть цитаты.
Ответ: 8,4,9,6
52. Лексический повтор - в предложениях 21-22 наблюдается лексический повтор слова «хотелось», в предложениях 28-40 - лексический повтор слов «по Толстому», «Толстой», «Наполеон».
Метафора - скрытое сравнение, иносказание. В предложении 11 реквием, придуманный автором, сравнивается с траурным шлейфом.
Фразеологизм - устойчивое словосочетание, значение которого невыводимо из значений составляющих его компонентов.
Восклицательное предложение - предложение, усиливающее эмоциональность высказывания. Предложения 10 и 27 являются восклицательными.
Ответ: 6, 2, 4, 1
53.Обособленные определения и обстоятельства - в этом тексте постоянно встречаются причастные обороты, стоящие после определяемого слова (предложения 1, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 20, 21), а также деепричастные обороты и уточнения (предложения 3, 7, 12, 13, 19, 20, 21, 22).
Ряды однородных членов - в предложении 20 наблюдается ряд однородных обстоятельств и ряд однородных сказуемых, в предложении 21 наблюдается ряд однородных определений и сказуемых.
Обращение - обособленная интонационно и грамматически часть предложения, служащиая для обозначения лица или предмета, являющегося адресатом речи. На французском хозяин обращается к гостям «ma chère» или «mon cher», к официанту - на русском - «Митенька».
Эпитеты - образное, художественное определение предмета, действия.
Давайте попробуем проанализировать работу ученика по исходному тексту и оценить в соответствии с утвержденными критериями
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ
(1) Фамилия! (2) Удивительное все-таки это слово... (3) Конечно, фамилии появляются на свет далеко не случайно и не беспричинно. (4) Но дело в том, что почти всегда рождаются они, так сказать, применительно к каким-то временным обстоятельствам, а потом переживают эти обстоятельства на годы, десятилетия и даже на века.
(5) Конечно, сравнительно короткое время спустя люди утрачивают память о том, откуда фамилия пошла и почему она связалась с данным родом. (6) То, что было по отношению к далекому предку естественно и закономерно, становится по отношению к его праправнукам странным и непонятным. (7) Связь между фамилией и людьми, ее носящими, становится совершенно случайной, а точнее говоря – порою ее даже трудно заподозрить.
(8) Человеческие фамилии – вещь хитрая и тонкая. (9) Видимо, наличие их играет в жизни людей куда большую роль, чем кажется, если они могут так огорчать и радовать, нравиться и внушать отвращение, быть предметом досады или гордости. (10) Нередко случается, что фамилия становится источником бесконечных неприятностей для своего носителя; бывает – недоброжелатели превращают ее в оружие, способное чувствительно ранить. (11) Очень часто выходит, что мы встречаем новое лицо по его фамилии, как «по одежке» в известной пословице; должно пройти известное время, чтобы человек это впечатление изменил или опроверг.
(12) Видимо, недаром они, фамилии, всегда привлекали к себе такое повышенное внимание писателей, мастеров художественного слова. (13) Недаром авторы радовались, измыслив для героя «удачную», «подходящую» фамилию, огорчались, если это не получалось, зорко приглядывались и прислушивались к семейным именам современников, записывали звучные, курьезные, характерные имена в своих тетрадях... (14) В чем тут секрет? (15) Почему нечто столь случайно приписанное к человеку, столь внешнее по отношению к нему, может играть такую большую роль? (16) Действительно, тут скрыта какая-то тайна.
(17) Писатель Н.Телешов вспоминал о забавном огорчении, которое вызывала у его современника, другого русского писателя начала XX века, Л.Андреева (пока он был молод и еще не успел прославиться), его собственная фамилия. (18) «Оттого и книгу мою издатель не печатает, – всерьез сетовал Андреев, – что имя мое решительно ничего не выражает. (19) Андреев! (20) Что такое “Андреев”? (21) Даже запомнить нельзя...»
(22) По-иному негодовал живший в те же времена литератор Василий Розанов. (23) «Удивительно противна мне моя фамилия, – писал он. – (24) Иду раз по улице, поднял голову и прочитал: “Немецкая булочная Розанова”. (25) Ну, так и есть: все булочники – Розановы, следовательно, все Розановы – булочники! (26) Я думаю, Брюсов постоянно радуется своей фамилии...»
(27) Понятно, конечно, что задевало далеко не высокородного спесивца: сама фамилия как бы приравнивала его к «разным там булочникам, токарям и пекарям»... (28) Как же было не позавидовать Брюсову: ближайшим его «тезкой» был знаменитый генерал и вельможа прошлого, тот самый Яков Брюс, который даже в пушкинской «Полтаве» упомянут... (29) Но читаешь это – и диву даешься!
(По Л.Успенскому)
СОЧИНЕНИЕ
ПО ТЕКСТУ Л.УСПЕНСКОГО
Влияет ли фамилия человека на отношение к нему? Играет ли она важную роль в жизни каждого человека? Над этими интересными вопросами размышляет Л.В. Успенский, писатель и филолог.
Стремление убедить читателя, «заразить» своими мыслями проявляется в построении текста. В самом начале автор обращает наше внимание на то, что фамилия появляется не просто так, а «применительно к каким-то временным обстоятельствам». Успенский подчеркивает, что фамилии привлекают писателей: великие мастера литературы всегда стремятся подобрать такие, которые будут отражать характер и поступки того или иного героя. В конце автор говорит о людях, для которых фамилия сыграла важную роль. Такое построение текста придает выводам и размышлениям Успенского глубину и выразительность.
Писатель считает, что «человеческие фамилии – вещь хитрая и тонкая». Они могут «огорчать и радовать», «нравиться и внушать отвращение», «быть предметом досады и гордости». Часто бывает так, что фамилия определяет отношение к «новому лицу», поэтому должно пройти время, чтобы «человек это впечатление изменил или опроверг».
С мнением Успенского трудно не согласиться. Действительно, фамилия, подобно одежде, может сформировать мнение окружающих. Не зря большинство писателей придумывают «говорящие» фамилии. Фамилия каждого героя несет определенную идейно-стилистическую нагрузку в произведении. Так, у Фамусова из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» она соотнесена с латинским словом «молва». Этим автор подчеркивает важные черты героя – он зависим от мнений общества и любит разносить слухи.
Не могу не вспомнить Н.В. Гоголя, который так виртуозно нарекает своих героев «говорящими» фамилиями. Это и Хлестаков, мастер безудержного, «хлесткового» вранья, и ТяпкинЛяпкин, главная черта которого небрежность, и многие другие.
Таким образом, фамилия – это не просто «удивительное слово», которое связано с рождением человека, но и история его семьи, его рода. Зачастую она формирует неправильное мнение о человеке, но каждый способен изменить это первое впечатление и опровергнуть его. Все в наших силах.
(282 слова)
АНАЛИЗ И ОЦЕНИВАНИЕ СОЧИНЕНИЯ
ПО ТЕКСТУ Л.УСПЕНСКОГО
(В СООТВЕТСТВИИ С УТВЕРЖДЕННЫМИ КРИТЕРИЯМИ)
№ |
Баллы |
|
I. СОДЕРЖАНИЕ СОЧИНЕНИЯ |
||
К1 |
Формулировка проблем исходного текста |
|
Экзаменуемый в принципе верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, Однако, исходя из содержания работы, думается, необходимо внести некоторые уточнения (см. отредактированный текст) |
1 |
|
К2 |
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста |
1 |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но не совсем полно. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет. Однако есть некоторые недочеты. 1.Анализ структуры исходного текста является лишним, т.к. не соответствует поставленной задаче, не способствует ясному всестороннему освещению выбранной проблемы. 2. В комментарии нужно сказать о происхождении фамилий, отразить отношение к своим фамилиям выдающихся деятелей науки и искусства, т.к. этого требует дальнейший текст сочинения |
К3 |
||
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет |
1 |
|
К4 |
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме |
|
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной проблеме, поставленной автором текста, согласившись с его позицией. Приведено 3 аргумента: 2 – из художественной литературы и 1 из личных наблюдений (в последнем предложении текста). 2 аргумента из художественной литературы являются однотипными, поэтому можно было ограничиться примером из какого-либо одного произведения. Аргумент, связанный с личным опытом учащегося, оформленный как вывод следует расширить, чтобы он стал полновесным аргументом. Например, таким образом: «…каждый способен изменить это первое впечатление и опровергнуть его». Никому сейчас не придет в голову каламбурить по поводу фамилий известного русского адвоката Ф.Плевако или видного государственного деятеля царской России И.Н. Дурново . «Все в наших силах!» |
3 |
|
II. РЕЧЕВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ |
||
К5 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Допущена 1 логическая ошибка: в выводе содержится мысль, отсутствующая в основной части работы, – о том, что фамилия связана с историей рода, семьи человека |
1 |
|
К6 |
Точность и выразительность речи |
|
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. |
2 |
|