Образ автора в реалистическом произведении евгений онегин

А. С. Пушкин создал один из шедевров русской литературы - роман в стихах "Евгений Онегин". И даже спустя столетия читатель продолжает так же переживать за добрую и наивную Татьяну Ларину, жалеет о пылком поэте Ленском и не может понять, как относиться к главному герою, - настолько многогранным получился персонаж. Не менее интересным получился и образ автора в романе "Евгений Онегин". В этом произведении поэт выступает не просто как сторонний наблюдатель, но и открыто выражает свое отношение к действующим лицам. Поэтому при прочтении романа читателю кажется, что автор ему как другу рассказывает эту красивую историю. Ниже будет представлено краткое сочинение "Образ автора в романе "Евгений Онегин".

Кратко о главном герое

Евгений Онегин - это не конкретный человек, а собирательный образ молодого поколения времен поэта. Пушкин описал человека, воспитанного в светской среде, перенявшего черты общества, на фоне обыденной жизни. Читатель сразу отмечает холодность, циничность, равнодушие ко всем проявлениям сентиментальных чувств у Онегина. И возникает вопрос: почему же он стал таким?

Поэт дает простой ответ: таким его сделало общество. Евгений Онегин предстает перед читателем как личность, для которой было важно общественное мнение. Так было и во времена поэта: мнение общества было важно для людей, которые постоянно посещали светские рауты. Александру Сергеевичу жаль поколение, которому важно не личное мнение, а только то, что скажут другие.

Но у читателей может возникнуть вопрос: "А не сам ли поэт раскрыл себя в герое?". И это была одна из причин, почему образ автора в романе "Евгений Онегин" выступает как отдельный персонаж.

Отличия между поэтом и главным героем

Образ автора в романе "Евгений Онегин" противопоставляется образу главного действующего лица. Пушкин хотел показать читателю, что, несмотря на то что он жил и воспитывался в светском обществе, его взгляды на жизнь и ценности отличаются от представлений главного героя. Согласно произведению, автор и Евгений Онегин - друзья, но их разделяет огромная пропасть из-за несхожести взглядов.

Александр Сергеевич был активным, жизнелюбивым, эмоциональным человеком, поэтому он не понимает, как Онегин может оставаться холодным, равнодушным, апатичным. У молодых людей было и различное отношение к искусству: если автор восхищался им, считал чем-то волшебным, то для Евгения это был лишь способ провести время. Но у образа автора в романе "Евгений Онегин" имеются и общие черты с его другом.

Сходства рассказчика и центрального персонажа

В сочинении "Образ автора в романе "Евгений Онегин" следует отметить, что есть черты, присущие поэту и герою его произведения. Так, Пушкин не отрицает, что ему как и его другу, наскучили светские развлечения, что он так же охладел ко всему.

В начале романа автор отмечает, что они познакомились с Онегиным еще в юные годы и сошлись благодаря схожести характеров. Но потом друзья надолго прекратили общение. И, видимо, в этот период, поэт переосмыслил жизненные ценности, что позволило ему не стать апатичным и равнодушным ко всем радостям жизни, как Онегину.

Но Пушкин не критикует своего героя, потому что понимает, что это жизнь в светском обществе сделала его таким. И не стоит забывать, что данное произведение - не история о жизни конкретного человека, а рассказ о целом молодом поколении. И, возможно, поэт не относится к нему слишком критично потому, что верит в силу молодости, в ее энергичность. В то, что она сможет победить предрассудки, навязанные светским обществом.

Отношение к Ленскому

В написании сочинения «Пушкин "Евгений Онегин": образ автора в романе» следует уделить внимание и другим важным героям истории. Одним из таких персонажей был Ленский - молодой поэт, поклонник романтизма, с возвышенной душой. И, как ни странно, именно он стал лучшим другом Онегина, несмотря на противоположность характеров.

Евгений относился к нему покровительственно, снисходительно: ведь Владимир Ленский немного напоминал Онегина в то время, когда жизнь ему еще не наскучила. Пушкину же нравится молодой поэт, потому что он - человек искусства (хотя увлечение романтизмом к тому времени у Александра Сергеевича прошло) и любит жизнь, воспринимает все тонко и может чувствовать.

Поэтому автору жаль было Ленского, когда Онегин из-за своего эгоизма ранил чувства молодого человека. Но тогда почему поэт решил так трагически закончить историю Владимира? Этот эпизод показал, что хоть Евгений и ценил друга, понимал, что поступил неправильно, тем не менее, он принял вызов на дуэль. Из-за того, что боялся, что общество будет презирать его. Получается, что мнение людей было для него важнее дружбы.

И здесь Пушкин показывает, что он не согласен с такой позицией. Поэт отвергает навязанные устои дворянского общества, которые часто бывают бессмысленными и жестокими. Дружба и любовь важнее всех предрассудков. И с горечью он понимает, что как бы Евгений не говорил о своей независимости от общества, он еще не готов полностью отказаться от него. Александру Сергеевичу больно осознавать, что не проснулся еще дух борцов за справедливость и независимость от светского общества у молодого поколения.

Отношение к Татьяне

Образ автора в романе "Евгений Онегин" в кратком изложении будет неполным, если не рассмотреть то, как относятся поэт и его друг к главной героине - Татьяне Лариной. У Пушкина она была самым любимым женским персонажем. Именно в ней он видел идеал женщины - не за счет красивой внешности, а благодаря духовной красоте. Ему казались прелестными ее простота, доверчивость, доброта. Пушкин сделал Татьяну и смелой - ведь в то время было неприлично девушке первой признаваться в любви. Поэтому поэт переживал за свою героиню на протяжении всего романа.

А Онегин не увидел в Татьяне ничего интересного - он не смог разглядеть всю ту внутреннюю красоту, какой она обладала. И не смог оценить ее поступок, ответив на ее признание отеческой проповедью. И лишь потом он осознает, что в ней было все то, что смогло бы сделать его счастливым. И даже в конце романа, когда Евгений признается, что любит ее, Татьяна показывает свою духовную силу: она вышла замуж и будет всегда верна мужу. Пушкин на примере своей любимой героини показывает, что именно благодаря таким женщинам у общества есть надежда стать лучше.

Рассказчик как герой произведения

Автор в романе "Евгений Онегин" является лирическим героем. Потому что не просто рассказывает о жизни своего друга, он высказывает свое отношение к его поступкам, людям. Но при этом он так же делится своими размышлениями на различные вопросы философского характера.

Авторские отступления создают у читателя ощущения доверительной беседы, в которой автор, рассказывая историю, вспоминает о своей жизни, делится своими переживаниями. И такое введение автора как лирического героя делает этот роман особенным.

Виды лирических отступлений

  • воспоминания поэта о своей жизни;
  • рассуждения об искусстве (особенно о литературе);
  • размышления философской направленности;
  • об общественной жизни и социальных проблемах;
  • путешествии;
  • темы дружбы и любви.

Благодаря им образ поэта воспринимается читателем как образ друга, который ведет с ним диалог. Поэтому история Онегина и Татьяны так близко воспринимается читателями.

Особенность стиля повествования

Автор в романе выступает не только в качестве персонажа, но и как рассказчик. Поэт выстроил свое произведение так, что возникает ощущение, будто он на глазах читателя создает свой роман. Все его рассуждения, которые не касаются сюжета произведения, кажутся органичными и придают его творению эту особую душевность. О героях романа он говорит как о своих старых знакомых, и читателю кажется, что и правда существовали и Онегин, и Татьяна, и Ленский.

Для Александра Сергеевича "Евгений Онегин" - это особенное произведение, поэт и сам понимал, что создал нечто удивительное. Поэтому даже спустя столетия люди, читая роман, продолжают сопереживать героям. "Евгений Онегин" - одно из великих произведений русской литературы.

Меню статьи:

Общепринятой тенденцией любого художественного произведения, если оно, конечно, не является автобиографией, является сокрытие образа автора. Читателю предстает самобытная картина, в которой события происходят как бы сами по себе, а фокус событий зависит как бы от желания и особенностей героев произведения.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться со в романе А. С. Пушкина “Капитанская дочка”

В романе Пушкина все происходит наоборот: автор не только постоянно фигурирует в тексте, но и по сути оживляет мир своих героев, делает его не только возможным, но и реально существующим. Автор действует в романе наряду со всеми героями «Евгения Онегина» и принимает непосредственное участие в большинстве событий повествования.

Лирические отступления и философские размышления

С помощью завуалированного образа автора часто прибегали к различным лирическим отступлениям в тексте. Тема для этих отступлений никогда не была зафиксированной и определялась самим автором. В большинстве случаев это были описания различных сопутствующих жизненных ситуаций, внутреннего мира и восприятия происходящих событий. Значимую долю из подобных вкраплений образа автора в сюжет занимают философские размышления, часто юмористического или иронического характера.

Так, например, рассуждая, об особенностях развития русского языка, Пушкин вполне серьезно утверждает, что он «к почтовой прозе не привык», но тут же иронично обрисовывает картину будущего, в котором, предположительно, русская речь станет обыденным явлениям:

Не дай мне Бог сойтись на бале
Иль при разъезде на крыльце
С семинаристом в жёлтой шали
Иль с академиком в чепце!

А вижу я, винюсь пред вами,
Что уж и так мой бедный слог
Пестреть гораздо б меньше мог
Иноплеменными словами.

Как видим, проблема русского языка, а точнее его словарного запаса на тот момент еще не позволяла полноценно изъяснятся в рамках высшего общества, так как в большинстве случаев русский язык был лишен отечественных соответствий. Такая ситуация еще и усугублялась фактом незнания многими аристократами русской речи. При таких обстоятельствах русский язык не мог развиваться быстрыми темпами, и удовлетворить потребности аристократов.

Предлагаем ознакомиться с которую написал Александр Сергеевич Пушкин.

Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай деспот меж людей

Как видим, Пушкин умело подчеркивает проблему консервативности общества и слепое следования правилам, привычкам и традициям. Все, что, так или иначе, отличается от традиционного и распространенного – осуждается обществом, даже если некоторые отличия от общепринятого наоборот привносят положительный эффект. Фактически людям остается только смириться с этим обстоятельством, так как в любом случае порывы изменить, что-либо в обустройстве общества будут обречены на поражение и подавлены основной массой.

Проблема взаимоотношений между людьми и их сущностью всегда вызывают противоречивые и резкие суждения:

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей

Действительно, не всегда и не у всех людей поступки и дела носят позитивный характер. Такое высказывание относится к действию человека в любой сфере отношений или деятельности, как в сугубо личном плане, например, взаимоотношений между близкими членами семьи так и в глобальном – отношении к проблемам общества. Исходя из неидеальности мира и людей в частности и понимании этого и возникает резкое прагматичное отношение к человечеству.

Отдельную тему в лирических отступлениях, обусловленных образом автора, касаются быстротечности жизни. В основном эта тема проходит параллельно с юношеской влюбленностью. Очень часто Пушкин сравнивает юные годы с молодыми девушками – кокетками, которые исчезают в неизвестном направлении:

Исчезло счастье юных лет -
Как на лугах ваш легкий след.

Однако не все сравнения с быстротечностью жизни связаны с ностальгией. В «Евгении Онегине» можно также отыскать высказывания философского характера, лишенные юмора или романтизма, такие, которые представляют собой серьезные, глубокие размышления:

Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимых дней.

Знакомство и общение автора с Онегиным

В романе Пушкина «Евгений Онегин» с помощью образа автора происходит процесс воссоздания реальности происходящих событий в романе. Пушкин неоднократно утверждает, что он лично знаком с Онегиным и даже состоит с ним в дружеских отношениях: «Онегин, добрый мой приятель».
Автор и Онегин долгое время общались друг с другом. И даже собирались совершить совмествую поездку заграницу:

Онегин был готов со мною
Увидеть чуждые страны.

Их общение со временем было прекращено, причиной этого стали не разногласия между товарищами, а неприятные события в жизни Онегина – его отец умер, и Евгений должен был уделить внимание проблемам с наследством и кредиторами:

Но скоро были мы судьбою
На долгий срок разведены.
Отец его тогда скончался.

Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной.

Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм.

Автор имеет и определенные сходства в жизни, роднящие его с Онегиным – он также раньше придавался атрибутам светской жизни – часто ездил в театр, на бал и званые обеды. Был любимцем женщин и удачно пользовался этой популярностью – он был еще тем ловеласом.

Автор доброжелательно относится к Онегину и старается обратить внимание читателей на положительных качествах его характера. В частности благородстве, которое явно проявляется в сцене объяснения Евгения и Татьяны после ее письма:

Вы согласитесь, мой читатель.
Что очень мило поступил
С печальной Таней мой приятель;
Не в первый раз он тут явил
Души прямое благородство


Автор не бездумно, слепо защищает Онегина, в тех моментах, когда поведение Онегина становится причиной непоправимых трагедий, бездумных действий автор жестко критикует Евгения за его легкомыслие и необдуманность действий.

Однако, в целом, он старается показать образ Онегина близким читателю, таким, который не застрахован от ошибок и непреднамеренных действий, поэтому автор стремиться оградить Онегина от неправомерного гонения и порицания:

Зачем же так неблагосклонно
Вы отзываетесь о нём?

Характеристика образа автора и элементы его биографии

Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума.

Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись.

Автор долгое время вел такой образ жизни. Его не тяготили возможные последствия такой жизни и бесцельность проведенного времени. Однако ничто не длится вечно – со временем автор отошел от такого праздного образа жизни. Анализируя свою молодость и пристрастие к светской жизни, автор крайне разочарован таким положением вещей и жалеет, что не воспользовался свободным времени более целесообразно:

Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил!
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил.


Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины:
В глуши звучнее голос лирный,
Живее творческие сны.

Бывало, милые предметы
Мне снились, и душа моя
Их образ тайный сохранила;
Их после муза оживила.

Любовь в понятии автора и отношение к женщинам

Как и любой другой молодой человек, автор непременно интересуется противоположным полом. Его пленяют образы женщин, которые в основном являются воплощением грациозности и красоты, но, иронично замечает автор невозможно найти представительницу, в которой было бы все идеально:

Дианы грудь, ланиты Флоры
Прелестны, милые друзья!
Однако ножка Терпсихоры
Прелестней чем-то для меня.
Она, пророчествуя взгляду
Неоценимую награду,
Влечет условною красой
Желаний своевольный рой.

Когда ж, и где, в какой пустыне,
Безумец, их забудешь ты?
Ах, ножки, ножки! где вы ныне?
Где мнете вешние цветы?

Автор умеет быть верным – образ любимой надолго поселяется в его душе. Он предоставляет читателю на обозрение свою романтическую сущность. Автор умеет подмечать подробности отношений, отожествлять человеческую сущность сквозь призму природы:

Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!

Характеристика персонажей устами автора

Евгений Онегин не стал единственным персонажем, с которым автор имел личное знакомство. Прямо или посредственно он имеет представление обо всех героях романа.

Внешность Ольги Лариной была классической – она обладала типичными привлекательными чертами лица и фигуры – у девушки были белокурые волосы, светлая кожа лица и заметный румянец на щеках. Она была милой кокеткой – ветреной и непостоянной – эталоном светского общества:

Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, лёгкий стан,
Всё в Ольге… но любой роман
Возьмите и найдёте, верно,
Её портрет: он очень мил.

В былые времена автор сам был поклонником такого образа девушек, но вскоре он смог разглядеть поверхностность этого образа и всю его призрачность – Ольга милая девушка, но ее прелесть заключается только в ее внешности, которая, к сожалению не вечна и не может обеспечить все потребности общества. У нее нет стержня, характера и никаких интересов – со временем ее интересы сузятся до бытового уровня.

Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.

Однако, пожалуй, самым нежным образом автор относится к образу Татьяны Лариной. Он искренне переживает ее личной трагедии, сочувствует ей. Именно с этим образом неразрывно связаны эпитеты и обращения, нацеливающие на нежность и доброжелательность:

Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слёзы лью;
Ты в руки модного тирана
Уж отдала судьбу свою.

В этой сцене автор выступает больше в роли подруги Татьяны, которая способна эмоционально воспринимать события действительности и даже, быть впечатлительным и мелодраматичным – он способен «лить слезы», что, пусть даже в переносном смысле, не характерно для мужского этикета.

Подведем итог: образ автора выполняет в романе важную роль. С одной стороны он помогает лучше понять героев романа, в частности образы Татьяны и Ольги Лариных. С другой стороны, описания личностных ощущений, производимые в сравнении с образом Евгения Онегина, способствуют большему раскрытию образа Онегина и его внутреннего состояния.

В поэме «Евгений Онегин» Пушкин выступает в роли рассказчика событий, выражает собственное отношение к героям, к событиям. Но в то же время он является одним из героев романа.

Я кончил первую главу;
Пересмотрел все это строго:
Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу.

В поэме насчитывается 27 лирических отступлений. В них поэт говорит от своего имени, иногда — о себе. Лирические отступления помогают выразить течение времени и частично раскрывают нам образ автора романа.

В поэме Пушкин несколько раз говорит, что хочет перейти от поэзии к прозе.

Хоть я сердечно
Люблю героя моего,
Хоть возвращусь к нему, конечно,
Но мне теперь не до него.
Лета к суровой прозе клонят,
Лета шалунью рифму гонят,
И я - со вздохом признаюсь -
За ней ленивей волочусь.

В Пушкин упоминает о том, что ему уже 30 лет, осознает, что пора молодости прошла, и он, автор, пускается в новой жизни путь. Читатели, конечно, знают, что у Пушкина были грандиозные планы по созданию эпических произведений.

В последней главе поэт рассказывает немного о себе, вспоминает , где он начал писать свои творения и где

Старик Державин нас заметил,
И в гроб сходя, благословил.

Здесь он вспоминает о своей южной ссылке, о поездке по Кавказу и Молдавии. Рассказывая о своих героях, Пушкин показывает себя, то доброжелательным, то ироничным, то грустным, или страстным. Он с любовью отзывается о своих героях, учит любить родной край, природу, людей.

Под Музой поэт подразумевает свое творческое вдохновение, и говорит, что на светский раут приводит ее впервые. Он изумительно воспевает природу. В одном только «Евгении Онегине» воспеты все 4 времени года, с теплотой пишет о деревне, о русских полях, вспоминает о театральных постановках и актрисах, блиставших на сцене, на светский раут Пушкин приводит читателя впервые.

«Онегин, добрый мой приятель». Автор неоднократно на протяжении романа говорит о личном знакомстве с . Например, в поэме встречается фраза, что Пушкин вместе с друзьями пытался познакомить Онегина с законами поэзии, но безрезультатно. Он часто общался со своим героем.

Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке, с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм.

У Онегина много общего с автором. Пушкин также как и Онегин любил светские развлечения, у них похожее дворянское воспитание. Правда, Пушкин получил образование в лицее, а воспитание Онегина ограничилось домашним образованием. Но все-таки это разные люди. Онегин был душевно ленив, скептичен и равнодушен. Пушкин имел натуру страстную, хотел быть полезным обществу, много работал на литературном поприще.

В одном из отступлений Пушкин сообщает о том, что тоже жил в Петербурге:

Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.

В лирическом отступлении «Мои Богини что вы, где вы» Пушкин говорит о своем отношении к балету и театру своего времени. Признается, что любил петербургские балы. Приятные воспоминания о милых ножках, которые поэт любил когда-то, встречаются не только в Евгении Онегине. Но здесь поэт не называет имени той, которая когда-то поразила его воображение.

Автор также близок Татьяне. Он признается, что любит свою героиню. Он сочувствует девушке, уважает ее чувства, оправдывает ее поступки, переводит ее письмо на русский язык для читателя, и признается, что свято бережет ее письмо. Как оно попало к нему в руки? Ведь оно было написано Онегину. Об этом Пушкин не сообщает. Но говорит, что свято бережет его.

Пушкин как бы со стороны оценивает поступки своего героя.

Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель;
Не в первый раз он тут явил
Души прямое благородство.

Таким образом, читатель ощущает присутствие автора на протяжении всего романа «Евгений Онегин».

Работа над произведением длилась более 7 лет, черновик неоднократно переписывался. Александр Сергеевич работу над ним называл подвигом. По мнению некоторых критиков, творение можно отнести к «энциклопедии русской жизни». Подробно показана жизнь той эпохи: как питались люди, о чём могли мечтать, во что одевались, их интересы. Особенно подробно отражена жизнь, судьба и условия быта народа России, сложившаяся атмосфера того времени - благодаря тому, что автору посчастливилось родиться в то время.

События в романе происходят после окончания войны 1812 года, общество взволновало предчувствие гражданских свобод.

Создавалось произведение, когда автор находился в ссылке, именно в этот период он перешёл к реалистическому направлению в написании. События происходят во время развития русского общества и во времена становления у власти Александра Первого. На фоне развития других событий показана любовная линия романа, переживания главных персонажей, влияние того общества на их судьбу, жизнь и мировоззрение.

Концовка романа выпала на период творческого расцвета Александра Сергеевича Пушкина как величайшего русского поэта современности. В произведении отчётливо отражается пик его гениального мастерства, творческого подъёма, всё это придало этому гениальному творению величайшую глубину содержания.

Тема и идея повествования

В основе лежит тема безответной любви девушки Тани к Онегину. Книга красочно говорит о жизни российского общества в то время, показывает все стороны его существования. Показывается русское село и его бытовой уклад, сравнение светского и простого народа, сопоставление героев как личностей, характеристика модных веяний и вкусовых пристрастий той эпохи.

Основной персонаж - личность, которую разочаровала сама жизнь. Получив наследство дяди, он уехал в село, потому что жизнь в высшем светском обществе ему изрядно надоела. Там герой знакомится с семейством Лариных и Ленским. У Лариных есть две сестры, Оля и Татьяна. Ленский любит Ольгу, красивую и беззаботную женщину. Сестра, противоположность Ольги, влюбляется в героя своих грёз, представленного образом Онегина. В романе показывается проблема любовных отношений через чувство героев, их переживания отражают сущность общества, которое сильно подчиняется общественному мнению.

Проблемы, поднятые в произведении

Проблемная область романа довольно широкая, охватывает большой спектр вопросов:

  • Общественно-политические.
  • Культурно-исторические.
  • Нравственно-этические.
  • Выбор пути дальнейшего развития России.
  • Проблемы истинных и ложных чувств.
  • Чести и бесчестия.
  • Внешней и внутренней красоты.

Центральная проблема романа - это цель и смысл жизни. Время после декабрьского переворота стало значимым периодом для развития России, за этот период поменялось значение материальных и моральных ценностей и сознания человека. В это время высшая роль и моральный долг творца - показать вечные ценности народу, направить на твёрдые моральные ориентиры. Все значимые люди пушкинского периода начинают жить по другим принципам: они или разочаровываются в прошлых идеалах, или начинают бороться с новыми жизненными обстоятельствами, воплощая желаемое в действительность.

Люди наступившего поколения с самого начала будут «поставлены на колени». Из-за жанровой особенности в произведении отражается вся сущность процесса смены нравственности и моральных принципов. Сочинение создано таким образом, что можно проследить духовное становление участников романа, читатель наблюдает, как они проходят становление, мучительный поиск правды, видят значимость своего бытия на этой земле, определяют своё место на ней.

Пушкин в своём творении предстаёт перед читателем человеком, рассказывающим обо всех событиях, читатель видит на протяжении всего произведения его личное мнение о героях, происходящих событиях. В то же время он и является одним из них .

Лирический образ поэмы представлен 27 отступлениями, в которых показывается разговор и язык самого писателя. Отступления помогают выражать и характеризовать течение и странность того времени, раскрыть образ автора творения.

На протяжении всего произведения присутствует автор в роли рассказчика, старого друга Онегина, знакомого его отца. Его мысли носят философский характер, имеют своё мнение насчёт всех значимых ситуаций, эпизоды способны привлекать читателя своими воспоминаниями и лирическими отступлениями. Отношение автора к Онегину неоднозначно, с одной стороны, они имеют много общего, а с другой - они являются разными личностями.

Автор часто называет главного героя верным приятелем, показывает минимальное различие между ними, а сходство прослеживается во многом. Пушкин также любил светские развлечения, его товарищ, как и он, получил дворянское воспитание. Несмотря на цинизм Онегина, он свыкается с привычкой язвить, шутить над приятелем, иногда небезобидно. Они даже запланировали путешествовать вместе, но пути их разошлись на долгое время, поскольку у Онегина скончался отец. Образ Пушкина в романе Евгений Онегин во многом совпадает с образом и характеристикой главного героя.

Но было и различие между ними, оно заключалось в разных типах натур, Пушкин - страстный, хотел стать полезным для общества, литература и творчество были его основным поприщем. Товарища кратко можно охарактеризовать как ленивого душой, скептичного и равнодушного.

Трепетное отношение к Татьяне Лариной: всё сочинение проникнуто чувством особенной нежности. Она очень симпатична ему, показана как человек пылкий, неопытный, она бережно хранит письмо, написанное для Онегина. Письмо почему-то находится у автора, тот его постоянно перечитывает, наслаждаясь его искренностью, стилям написания, слогом. Проникается большой любовью к ней и ее чувствам, во всех поступках ищет оправдание. Как оказалось у него письмо, читатель так и не узнает, а было предназначено оно для Онегина.

Часто сам поэт со стороны даёт оценку поступкам своего героя:

  • Вы согласитесь, мой читатель,
  • Что очень мило поступил,
  • С печальной Таней наш приятель.

В романе много лирических моментов, где автор делится своими размышлениями, не стесняясь, показывает читателю, о чём думает, что у него в голове. К примеру, на одной из страниц он пишет, что «волею небес» может увлечься прозой, а стихи перестать писать. Показано отношение к традициям общества того времени.

Подробно описывается театральная, бальная, деревенская жизнь, а на примере повествования о маме Татьяны зрителю показана ценность семьи. Светская жизнь в обществе показана ненастоящей, неискренней, а деревенская, наоборот, настоящей и без прикрас, со своими трудностями и радостями.

Познавательно описание модных общественных веяний, таких как альбомы для дам, или чувство скуки и безысходности, частое тогда среди молодого поколения. Повествователь показывает похожесть мировоззрения и судьбы с героем: «Страстей игру мы знали оба, томила жизнь обоих нас».

В повествовании даётся оценка писателем модных веяний того времени и старины, мода выступает как что-то наружное и мелкое, для её описания используются определения - обветшалая, самовластная. Старина, наоборот, показана милой, умной, гостеприимной.

Образ рассказчика представлен как очень начитанного человека, использующего большое количество цитат и постоянных ссылок на произведения других писателей.

В начале произведения и в конце автора можно рисовать по-разному. В первой главе много рассказывается о его молодости, например, описание бала плавно переходит в воспоминания о его пристрастии к «прелестным ножкам». Рассказывая о себе, он даже забывает о главном персонаже своего сочинения. В последних же главах он сосредоточен на главных героях, мнение высказывает посредством небольших комментариев.

Характеристика автором персонажей

Характеристика на примере сестер Лариных:

  • Ольга Ларина - черты лица и фигура были очень привлекательными, белокурые локоны, бледная кожа и лёгкий румянец на щеках придавали образу нежность и невинность: «Улыбка, локоны льняные, движенья, голос, лёгкий стан».
  • Татьяна Ларина - автор относится к героине с особенной нежностью, переживает за трагедии в её жизни, сочувствует, цитата из произведения это ярко показывает: «Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слёзы лью; ты в руки модного тирана уж отдала судьбу свою».

Поэт выступает как подруга, которая способна эмоционально принимать все события и быть впечатлительной и сочувствующей.

Любовь и отношение к женщинам

Рассказчик был сильно влюбчив, пленялся женским образом и полностью мог отдаваться своему влечению: «Когда ж, и где, в какой пустыне, безумец, их забудешь ты? Ах ножки, ножки! Где вы ныне?»

Образ любимой женщины в душе автора поселяется на долгое время, он умеет быть верным, представляет на обозрение свою ранимую и романтическую сущность через природу: «Как я завидовал волнам, бегущим бурной чередой с любовью лечь к её ногам!»

Этот персонаж играет на протяжении всего романа важнейшую роль, так как помогает разобраться в героях, особенно в образах сестёр Лариных. Описание личных чувств, которые показаны в параллельном сравнении с образом Онегина, раскрывает его внутреннее состояние и сущность.

В романе Пушкина автор выступает героем наравне с остальными. Как правило, в некоторых произведениях мы тоже можем видеть взгляд автора и лирические отступления, однако, в таких вариантах чаще всего предлагается взгляд автора как какого-то высшего разума, который объективно оценивает ситуации и даже может управлять читательской интерпретацией событий, указывать на суть поведения героев.

В Евгении Онегине ситуация немного другая, однажды автор даже встречает героя, Пушкин указывает на некоторые сходства их духовного положения, хотя также и указывает на различия. Таким образом, автор становится равным героям, он – часть произведения со своими особенностями. В конечном итоге немного трудно понять идет ли речь о самом Пушкине или автора Пушкин тоже отделяет от себя и делает просто отдельным действующим лицом.

Если обратить внимание на некоторые детали, то автор выглядит как обладатель мудрых взглядов и жизненного опыта. Вполне возможно, в нем мы видим мнения самого Пушкина.

Другой интересной деталью является диалог с читателем и как бы написание романа при читателе. Автор в романе описывает свои действия сомнения, к примеру, выбор имени героя. Благодаря этому читатель вовлекается в общение с автором и самим романом тоже, читатель тоже становится в какой-то степени действующим лицом произведения, так как вступает в диалог с героями, а начинает этот диалог автор, который сам обращается к читателю и даже в какой-то степени приглашает к сотворчеству.

Помимо этого автор выполняет роль своеобразного проводника, который сопровождает каждого читателя по страницам своего романа, дает нужные разъяснения, указывает на наиболее значимые детали. Такая функция делает автора нашим другом и надежным товарищем, в компании которого и рождается творчество. Точнее автор помогает нам родить собственное восприятие текста, продвигаться по постижению этого произведения.

Он добивается не просто диалога с читателем, но и увлекательной интерактивности, которая чем-то напоминает светское общение с приятелем, рассказывающим историю Онегина. С другой стороны персонаж автора помогает Пушкину с удобством высказывать собственную позицию и оригинальным образом моделировать структуру повествования. В этом произведении, безусловно, два главных героя – Онегин и сам автор.

Автор в романе Евгений Онегин

Пушкин в своем романе умело вплетает образ автора для достижения определенных художественных приемов, многие из которых выглядят новаторскими и создают уникальную атмосферу романа. Если типично для этого жанра литературы читатель остается как бы за рамками произведения, а писатель предстает не более чем безликим рассказчиком, то в Евгении Онегине автор является своеобразным героем романа, связующим звеном для читателя и героев произведения и также проводником для читателя.

Суть заключается в диалоге между читателем и автором и приглашением читателя к сотворчеству. Автор рассказывает о том, как пишется роман, как бы размышляет вслух о том, как дальше писать и включает другие рассуждения, которые создают непринужденную атмосферу. Казалось бы, Пушкин этим добивается только расположения читателя и особой атмосферы своего романа, но в действительности он дополняет жанр в котором работает и создает уникальную структуру, которая ранее не использовалась подобным образом, к примеру, рассуждения о том как пишется роман, являются довольно новаторскими.

Помимо этого, автор – полноценный герой произведения и этот факт подтверждается некоторыми биографическими деталями, которые предлагает Пушкин читателю, но, конечно, Пушкин рассказывает не о себе самом, но об авторе, который похож на него. Таким образом, мы персонализируем автора и понимаем его как некоторую особую ипостась, которая действие и в романе и при этом является демиургом, который будто спустился на землю.

Автор делает роман более читабельным и более динамичным. Мы смотрим на Онегина глазами Пушкина, а точнее глазами автора, а автор является похожим на самого Онегина. Они являются людьми с похожим воспитанием и манерами, социальным статусом.

Как пишет сам автор про главного героя «добрый мой приятель», то есть они действительно являются людьми похожих взглядов. Благодаря этому достигается атмосфера, в которой нам будто кто-то рассказывает о своем приятеле. Такое умелое приобщение читателя к теме выглядит намного более выгодно по сравнению с типичным безликим повествованием в других популярных романах того времени.

Вариант 3

Александр Сергеевич, завершив работу над своим произведением, хлопая в ладони, похвалил себя. Поэт прекрасно осознавал, что сотворил шедевр. Роман «Евгений Онегин» был легким и изящным по содержанию. Работа над этим трудом длилась не один год. Автор пережил гибель и потерю близких друзей, горечь разочарований, и изгнание. Может поэтому роман был так дорог поэту.

Порой нам кажется, что главным персонажем здесь является далеко не Онегин, а сам Пушкин. Он присутствует повсюду: и на балу, и на спектакле в театре. Он насмешливо наблюдает за Евгением в деревенской обстановке, и в бедноватых гостиных дворян, и в саду, где так и осталась сидеть на скамейке Татьяна после разговора с Евгением.

Персонажи произведения находятся в окружении приятелей автора: то промчится Чаадаев, или грозно посмотрит Вяземский. А в неопубликованной 10-й главе промелькнет тень Якушкина. И повсюду из-за спин виднелась улыбка Александра Сергеевича.

Многочисленные лирические отступления показывают нам образ автора. Изучив роман внимательно, можно заметить,что здесь главных героев два -Онегин и сам автор, который также, как и его персонаж, устав от суеты, в душе презирает людей светского общества. Он предается воспоминаниям о беспечных и веселых юношеских годах. Говоря об образованности Онегина, Пушкин, прежде всего, говорил о себе. Главный персонаж и автор имели сходство практически во всем. У них у обоих воспитанием занимался гувернер французской национальности. Их окружали общие друзья.

Однако автор делает некоторые отличия от Онегина. Так, например, если Онегину сложно давались занятия по созданию стихов, то Пушкин занимался поэзией серьезно. Евгению чужда природа, автор же наоборот полон мечтаний о тихом уголке в местечке, окруженном природными красотами.

К театру же у них тоже разное отношение. Если Онегину там было скучно, и он даже не смотрел на сцену, то Александр Сергеевич, находясь в ссылке, только и мечтал, чтобы посмотреть новую пьесу. Тот мир, где живут Евгений и автор-это светские балы и званые приемы, это общество особ, с которыми трудно завязать знакомство. Поэт жестко критикует высший свет Петербурга за его неестественность и отсутствие серьезных интересов.

Автору жить тяжелее, чем Онегину. Если тот был разочарован во всех проявлениях жизни, то Пушкин, находясь в изгнании, мучился отсутствием свободы. У него были друзья, интересы, но он не мог их полностью реализовать, потому что был, подвергнут слежке властей. В конце произведения автор делает обращение к тем, к кому испытывал горячие чувства, будучи юношей, и кому остался, сердечно верен. И какими бы не были разными они, Пушкина и его героя объединяет общая мысль-переживание за то, что происходит в России.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Вишневый сад по пьесе Чехова рассуждение

    А.П.Чехов написал пьесу «Вишневый сад» в 1904 году. Она стала последним творческим произведением писателя. В пьесе Чехов сосредоточил все отрицательные черты русских помещиков, их никчемность и жадность

  • Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона в романе Толстого Война и мир

    При упоминании имён этих полководцев на ум приходит стихотворение, точнее строки « В шапке золота литого старый русский великан поджидал себе другого из далёких южных стран…» И вот они встретились и на поле под Аустерлицом, и на Бородинском поле

  • Сочинение Любовь в рассказе Куст сирени Куприна

    Рассказ «Куст сирени» назван не просто так, именно благодаря ему семья Алмазовых выходит из трудной ситуации. Куприн взял не случайно именно сирень. Этот цветок олицетворяет чуткость и сердечность.

  • Сумасшествие Чацкого в комедии Горе от ума Грибоедова

    В принципе, по тексту ситуация простая. Возлюбленная Чацкого (Софья) почти в шутку, но немного и со злостью, так как он уже ей (да и всем вокруг) надоел своим поведением, говорит, что он сошел с ума

  • Анализ повести Портрет Гоголя (идея и главная мысль, суть и смысл, темы)

    Гоголь вложил весь замысел произведения в его название. Не случайно, он называет его «Портрет». Именно это слово является краеугольным камнем в теме произведения.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения