Мораль произведения маленький принц. Анализ произведения "маленький принц". Учится Принц, учится читатель

Анализ сказки Экзюпери "Маленький принц"способствует внимательному и вдумчивому чтению, формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, развитию речевых навыков. На уроке созданы условия для самостоятельной творческой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Озерницкая ООШ

Анализ сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». (Методическая разработка по литературе, посвященная 70-летию книги «Маленький принц»)

Выполнила: Гудовщикова Альбина Ивановна,

учитель русского языка и литературы

П.ЦЕНТРАЛЬНЫЙ 2013 «Зорко одно лишь сердце»

(«Маленький принц» Сент-Экзюпери)

Цели урока.

  • Образовательная – провести детальный анализ произведения, опираясь на задания и вопросы; способствовать потребности читать внимательно и вдумчиво данное произведение.
  • Развивающая – создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения, развитию речевых навыков.
  • Воспитательная – способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей; помочь учащимся понять удивительную красоту произведения; увидеть, услышать мир, созданный Сент-Экзюпери в «Маленьком принце», прививать любовь к литературе.

Оборудование: портрет писателя; выставка книг Сент-Экзюпери; иллюстрации к его произведениям.

Ход урока

Ищите меня в том, что я пишу…

Чтобы писать, надо, прежде всего, жить.

Антуан де Сент-Экзюпери

Дома учащиеся прочитали произведение «Маленький принц».

Слово учителя . Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с удивительным человеком, писателем, поэтом, мыслителем, пилотом-профессионалом и его философской сказкой «Маленький принц», которую он написал в 1943 году. В этом году книге Экзюпери исполняется 70 лет. Прежде чем приступить к анализу произведения, мы послушаем сообщения ваших одноклассников о жизни Сент-Экзюпери.

1-й ученик. Антуан де Сент-Экзюпери родился в 1900 году в Лионе, в семье графа де Сент-Экзюпери, рано лишился отца и рос под духовным влиянием матери. Разнообразие дарований и интересов, которым была отмечена вся его жизнь, обнаружилось у него с детства. Неистощимый в выдумках и проказах, первый заводила в шумных играх и импровизированных детских маскарадах, он мог часами неподвижно сидеть перед камином и грезить наяву, глядя на огонь. Он рано начал писать стихи, задумчивые и грустные; хорошо рисовал, играл на скрипке. Но самая большая его страсть с детства – техника.

В технике Сент-Экзюпери разбирается не хуже взрослых. Шестилетним малышом, на следующий день после поездки на паровозе, он по памяти нарисовал схему устройства локомотива. А в 12 лет впервые поднимается на самолете в воздух, и это впечатление определит затем его дальнейший жизненный путь.

2-й ученик. В школе Экзюпери – рассеянный ученик, не отличающийся усидчивостью и постоянством в работе. Правда, его сочинения находили, как правило, прекрасными и даже печатали в школьном бюллетене. Когда обучение в колледже подходило к концу, Антуана постигла тяжелая утрата – умер его брат Франсуа. И эта смерть вызвала первые раздумья над жизнью.

После смерти брата Антуан остался совсем один и тут впервые понял, что такое дружба. Приятельские отношения с некоторыми из учеников переросли в дружеские, юноша был удивлен и обрадован тому, как много может дать человеку настоящий друг. Сент-Экзюпери всегда умел ценить дружбу. По его мнению, это самое ценное, что есть на земле, это доказательство истинной стоимости человека.

3-й ученик. После окончания колледжа он готовится в военно-морское училище. Карьера военного моряка была выбрана в духе традиций французской аристократии, к которой по рождению принадлежал Антуан. Поэтому провал на экзаменах, вызванный нежеланием Сент-Экзюпери писать сочинение на предложенную тему, стал не только крахом надежд на блестящую будущность морского офицера, но и усугубил намечавшиеся уже расхождения с окружающей средой.

Пробовал он найти себя и в архитектуре, однако в Академии искусств проучился немногим более года. Решив, что эта профессия не для него, Сент-Экс, как звали его впоследствии товарищи, уходит из высшей школы и подает прошение о зачислении в армию, в военно-воздушные войска.

В 1921 году он был зачислен в истребительную авиацию, затем сдал экзамен на гражданского летчика и с 1922 года начинает работать в различных авиационных кампаниях.

4-й ученик. Последующая его жизнь полна драматических событий. Он попадал в тяжелые авиационные катастрофы, совершал много опасных рейсов, участвовал в борьбе испанских республиканцев, перенес не одно ранение, нередко бывал на грани смерти. Друзья вспоминали: «Он не увиливал ни от какого риска. Всегда впереди! Всегда готов на все!»

31 июля 1944года, менее чем за две недели до освобождения Франции от фашистских захватчиков, военный летчик Антуан де Сент-Экзюпери погиб, выполняя боевое задание. Долгое время считали его пропавшим без вести. Только в 50-е годы, в дневнике бывшего немецкого офицера была найдена запись документального характера, подтверждающая гибель писателя. В 1986 году «Обществу друзей Сент-Экзюпери» удалось найти очевидца его гибели, которым оказался 15-летний подросток.

Учитель. Ребята, вы познакомились с биографией этого удивительного человека. А сейчас мы поговорим с вами о его сказке «Маленький принц», которую Экзюпери посвятил своему другу – писателю Леону Верту, скрывавшемуся от нацистов во Франции. Иллюстрировал книгу писатель сам. Скажите, ребята, понравилось ли вам произведение «Маленький принц»? Каким предстает перед вами Маленький принц при первом знакомстве?

Ученики. Да, сказка нам очень понравилась, но не все мы поняли из прочитанного. При первом знакомстве хочется выделить детали портрета, поведения Маленького принца. Он небольшого роста, с золотыми волосами, хрупкий, любознательный, настойчивый, с «ускользающей душой».

Учитель. Скажите, ребята, кто еще из сказочных героев произвел на вас впечатление и почему?

Ученик. Роза. Она нередко ставит Маленького принца в тупик из-за своего непростого характера. Она красивая, кокетливая, капризная, обидчивая. Этот прекрасный и капризный цветок доставляет принцу много забот и беспокойства, потому-то и решился он оставить Розу и уйти. Он отправляется в путешествие.

Учитель. Давайте и мы с вами, ребята, вместе с принцем отправимся в путешествие. Итак, посещая различные планеты, Маленький принц встречается с взрослыми, посвятившими свою жизнь неразумным целям. В своих рассказах постарайтесь использовать прием словесного рисования, выразительное чтение отрывков. Какие планеты вам особенно запомнились?

Ученик. На первой планете Маленький принц знакомится с королем, который в каждом видит подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов или постановлений. Король этот представляет себе мир упрощенно, ибо смотрит на него сверху вниз. Неограниченная власть и беспрекословное повиновение – предел его мечтаний. Вместе с тем образ этот несет в себе отпечаток веры французов в просвещенного монарха. «Власть, прежде всего, должна быть разумной» - эти слова отчасти примиряют Маленького принца с властолюбцем, ибо пронизаны гуманизмом.

Ученик. На второй планете жил честолюбец, который хотел, чтобы им все восхищались. Он хочет быть признанным самым красивым, нарядным, богатым и умным на планете. Но на этой планете всего один человек - он сам. Маленький принц удивляется самолюбованию честолюбца. На его взгляд, «взрослые – очень странные люди». Писатель показывает, как глупо выглядит тщеславный человек.

Ученик. Житель третьей планеты поверг маленького путешественника в уныние. Ему становится жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы вырваться из порочного круга болезненного пристрастия.

Ученик. Встречает в своих странствиях Маленький принц и «делового человека», занятого бессмысленным подсчетом звезд. Карикатурная фигура этого ничтожества, пытающегося превратить необозримую красоту вселенной в собственность, вводит в сказку мотивы социальной сатиры. Светлый мир детства болезненно сталкивается с царящим везде бесчеловечием. По мнению героя, делец, занимающийся бессмысленным подсчетом цифр, не может быть человеком, потому что «за свою жизнь он ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Никогда никого не любил. Никогда ничего не делал».

Учитель. Ребята, мы с вами вместе с Маленьким принцем совершили путешествие по некоторым планетам, познакомились с его обитателями. Скажите, пожалуйста, что хотел писатель донести до читателей через образы жителей планет?

Ученик. Образы почти всех планет – это воплощение человеческих пороков. Они доведены автором до гротеска. Общество бесчеловечных отношений и обесцененных ценностей Экзюпери считал принадлежностью только мира взрослых людей, утративших свою непосредственность. Из их обихода исчезает хозяйская заботливость о своей планете. Писатель хотел донести до нас, читателей, что за цифрами доходов, честолюбием, алчностью взрослые забыли о своем призвании.

Ученик. Экзюпери считает, что только дети умеют видеть вещи в их истинном свете, не считаясь с их «практической пользой». «Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек? Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько зарабатывает у него отец?» И после этого воображают, что они узнали человека. Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом, он стоит сто тысяч франков», и тогда они восклицают: «Какая красота!»

Учитель. Действительно, в своей сказке Сент-Экзюпери как бы заставляет читателей изменить угол зрения на привычные явления. Он подводит к постижению очевидных истин: нельзя заставлять генералов порхать как бабочки с цветка на цветок, нельзя прятать звезды в банке и бессмысленно их пересчитывать; человек должен отвечать за тех, кого приручил. Все просто и одновременно сложно.

Ученик. На пятой планете принц встречается с фонарщиком, работа которого вызывает у него восхищение: «Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво». Из всех встреченных малышом людей он выделяет фонарщика особо: за верность слову, за умение не покладая рук работать и вопреки лени и трудностям освещать людям путь, за то, что этот взрослый «думает не только о себе». Но ведь мысли автора во многих случаях выражает малыш, а он мечтает подружиться с фонарщиком.

Ученик. Обитающий на шестой планете географ сначала тоже кажется малышу настоящим, но очень скоро принц разочаровывается в нем, потому что тот никогда «не выходит из кабинета» и обо всем интересном вокруг знает лишь понаслышке. Его не интересует даже собственная планета, так как он считает себя «слишком важным лицом и ему некогда разгуливать». Но именно географ, размышляющий лишь о вечном, заставляет Маленького принца вспомнить о его недолговечной Розе, задуматься и пожалеть ее. Он же советует мальчику посетить планету Земля, у «которой неплохая репутация».

Учитель. Ребята, я думаю, вы заметили, что путешествие на Землю вначале лишь обостряет растерянность героя, приводит его почти к отчаянию, когда принц увидел сад с многочисленными розами (значит, Роза его обманывала, утверждая, что она единственная и неповторимая). Ребята, обратите внимание на ход мыслей героя, прочитайте этот эпизод и подумайте, чем вызваны горестные слезы малыша («… он лег в траву и заплакал…»). Кто в эту трудную минуту для принца появляется перед ним? Чему он учит принца?

Ученик. В эту трудную минуту для принца перед ним появляется Лис. Он знакомит героя с бездонностью человеческого сердца, учит истинному пониманию любви и дружбы, о которых люди забыли в сутолоке деловой жизни и потому лишились друзей. Бич современной жизни – огромные скорости, бешеные темпы. В этой вечной спешке гибнет любовь. Некогда поговорить с другом по душам, остановиться и поглядеть внутрь себя, задуматься над смыслом жизни, и даже заводить друзей кажется непозволительной роскошью.

Учитель. Грустной авторской иронией веет от слов принца, сказанных в ответ на просьбу Лиса приручить его: «Я бы рад…но у меня мало времени». В возражении Лиса («узнать можно только те вещи, которые приручишь…надо запастись терпением») большая мудрость. Чтобы иметь друзей, нужно дарить им душу, отдавать самое дорогое – свое время («Твоя Роза так тебе дорога потому, что ты отдавал ей все свои дни»). В словах Лиса мы слышим веру самого Экзюпери: познать что-нибудь можно лишь приручая; «приручение состоит в создании уз: человек или прирученная вещь нуждается в нас так же, как и мы нуждаемся в ней, - мы ведь в ответе за всех, кого приручили». И даже, если случайный прохожий скажет теперь принцу, что его Роза похожа на любую из пяти тысяч растущих в саду роз, малыш уже твердо знает: его Роза – единственная на свете, потому что он ее «приручил». Человеку нужен всего один цветок, тот, который наполнит душу светом и заполнит его сердце. Потому и возвращается он к своей Розе.

Какова, ребята, главная мысль сказки?

Ученик. Я считаю, в сказке мудро и ненавязчиво проводится мысль, что каждое чувство, даже самое прекрасное, нужно заслужить неустанной душевной работой. Любовь – это труд души. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» - вот секрет, открытый Лисом Маленькому принцу. Не случайно, тот повторяет слова Лиса, «чтобы лучше запомнить». Важно, чтобы их запомнил читатель и не прошел мимо основного: надо уметь быть верным в любви и дружбе, нельзя пассивно относиться к злу, каждый в ответе не только за свою судьбу.

Учитель. Я думаю, ребята, вы согласитесь со мной, что наш урок сегодня прошел очень плодотворно, а самое главное – эта замечательная сказка открыла вам главные истины жизни: уметь любить, дружить, заботиться о близких, видеть прекрасное.

А сейчас, ребята, обсудим ваше домашнее задание. Каждый из вас вытянет билет с вопросом, на который вы дома ответите письменно (В чем своеобразие посвящения к сказке? Как вы его понимаете? Чем, по мнению автора, взрослые отличаются от детей? Почему Экзюпери так ценит мир детства? В чем вы согласны с автором, что вызывает сомнение? Заслуживает ли доверия человек, спутавший «удава, проглотившего слона», с обыкновенной шляпой? Что дает истинное представление о доме: его стоимость во франках или то, что это дом с розовыми колоннами? Какой рисунок барашка понравился Маленькому принцу больше всего? Сам рассказчик может ли себе представить этого барашка? Почему? Почему нужно выпалывать первые ростки баобабов? Что вы подразумеваете под этим аллегорическим образом? и др.), а также нарисуйте иллюстрацию к сказке.

Скажите, ребята, какую роль играют рисунки в произведении?

Ученик. Рисунки как бы вводят в духовную атмосферу книги, помогают лучшему раскрытию внутреннего мира героя и рассказчика.

Учитель. На уроке по возможности можно использовать записи с чтением Я.Смоленского или инсценировку А.Петровой. В конце урока желательно поставить пластинку «Маленький принц» (сл.Н.Добронравова, муз.М.Таривердиева) или «Нежность» (сл. Н.Добронравова, муз. А.Пахмутовой).

Рефлексия.

Сегодня на уроке я открыл…, почувствовал…, узнал…, понял…, задумался…, испытал…, приобщился…и т.д. Закончите предложение.


«Маленький принц» появился на свет в 1943-м году, в Америке, куда Антуан де Сент-Экзюпери сбежал из оккупированной нацистами Франции. Необычная сказка, одинаково хорошо воспринимаемая как детьми, так и взрослыми, оказалась актуальной не только в период Второй мировой войны. Сегодня ей по-прежнему зачитываются люди, пытающиеся найти в «Маленьком принце» ответы на вечные вопросы о смысле жизни, сущности любви, цене дружбы, необходимости смерти.

По форме – состоящая из двадцати семи частей повесть, по сюжету – сказка, рассказывающая о волшебных приключениях Прекрасного принца, покинувшего из-за несчастной любви родное королевство, по художественной организации – притча – проста в речевом исполнении (по «Маленькому принцу» очень легко учить французский язык) и сложна в плане философского содержания.

Главная идея сказки-притчи – утверждение истинных ценностей человеческого бытия. Главная антитеза – чувственное и разумное восприятие мира. Первое – характерно для детей и тех редких взрослых, которые не утратили детской чистоты и наивности. Второе – прерогатива взрослых людей, прочно укоренившихся в мире созданных ими же самими правил, зачастую нелепых даже с точки зрения разума.

Появление Маленького принца на Земле символизирует рождение человека, приходящего в наш мир с чистой душой и любящим сердцем, открытым для дружбы. Возвращение сказочного героя домой происходит путём реальной смерти, наступающей от яда пустынной змеи. Физическая смерть Маленького принца воплощает в себе христианскую идею о вечной жизни души, которая может отправиться на Небо, только оставив на земле свою телесную оболочку. Годовое пребывание сказочного героя на Земле соотносится с идеей духовного роста человека, учащегося дружить и любить, заботиться о других и понимать их.

Образ Маленького принца основан на сказочных мотивах и образе автора произведения – представителе обнищавшего дворянского рода, Антуана де Сент-Экзюпери, носившего в детстве прозвище «Король-Солнце». Маленький мальчик с золотистыми волосами – это душа так и не выросшего автора. Встреча взрослого лётчика со своим детским Я происходит в один из самых трагичных моментов его жизни – авиакатастрофе в пустыне Сахара. Балансирующий на грани жизни и смерти автор узнаёт историю Маленького принца во время ремонта самолёта и не просто разговаривает с ним, но и идёт вместе к колодцу, и даже несёт своё подсознание на руках, придавая ему черты реального, отличного от него персонажа.

Взаимоотношения Маленького принца и Розы – аллегорическое изображение любви и разности её восприятия мужчиной и женщиной. Капризная, гордая, прекрасная Роза манипулирует своим возлюбленным до тех пор, пока не теряет власть над ним. Нежный, робкий, верящий в то, что ему говорят, Маленький принц жестоко страдает от ветрености красотки, не сразу понимая, что любить её нужно было не за слова, а за дела – за тот чудесный аромат, который она ему дарила, за всю ту радость, что она приносила в его жизнь.

Увидев на Земле пять тысяч Роз, космический путешественник приходит в отчаяние. Он чуть было не разочаровывается в своём цветке, но вовремя встретившийся ему на пути Лис объясняет герою давно забытые людьми истины: о том, что смотреть нужно сердцем, а не глазами, и быть в ответе за тех, кого приручили.

Художественный образ Лиса – аллегорическое изображение дружбы, рождающейся из привычки, любви и желания быть кому-то нужным. В понимании животного друг – тот, кто наполняет его жизнь смыслом: разрушает скуку, позволяет видеть красоту окружающего мира (сравнение золотистых волос Маленького принца с пшеничными колосьями) и плакать при расставании. Маленький принц хорошо усваивает данный ему урок. Прощаясь с жизнью, он думает не о смерти, а о друге. Образ Лиса в повести также соотносится с библейским Змеем-искусителем: впервые герой встречает его под яблоней, животное делится с мальчиком знанием о самых важных жизненных основах – любви и дружбе. Как только Маленький принц постигает это знание, он тут же приобретает смертность: на Земле он появился, путешествуя с планеты на планету, а вот уйти с неё может только путём отказа от физической оболочки.

В роли сказочных чудовищ в повести Антуана де Сент-Экзюпери выступают взрослые люди, которых автор выхватывает из общей массы и помещает каждого на свою планету, замыкающую в себе человека и словно под увеличительным стеклом показывающую его сущность. Стремление к власти, честолюбие, пьянство, любовь к богатству, глупость – наиболее характерные черты взрослых людей. Общим для всех пороком Экзюпери выставляет деятельность/жизнь, лишённую смысла: король с первого астероида правит ничем и отдаёт только те приказы, которые могут выполнить его выдуманные подданные; честолюбец не ценит никого, кроме себя; пьяница не способен выйти из порочного круга стыда и выпивки; деловой человек без конца складывает звёзды и находит радость не в их свете, а в их стоимости, которую можно написать на бумаге и положить в банк; старик-географ погряз в теоретических умозаключениях, не имеющих ничего общего с практической наукой географии. Единственным разумным человеком, с точки зрения Маленького принца, в этом ряду взрослых выглядит фонарщик, чьё ремесло полезно для других и прекрасно по своей сути. Возможно, именно поэтому оно и теряет свой смысл на планете, где сутки длятся одну минуту, а на Земле уже вовсю работает электрическое освещение.

Повесть о мальчике, явившемся со звёзд, выдержана в трогательном и светлом стиле. Она вся проникнута солнечным светом, который можно обнаружить не только в волосах и жёлтом шарфике Маленького принца, но и в бескрайних песках Сахары, пшеничных колосьях, оранжевом Лисе и жёлтой Змее. Последняя сразу же опознаётся читателем как Смерть, ведь именно ей присуще могущество, большее, «чем в пальце короля», возможность «унести дальше, чем любой корабль» и способность решать «все загадки». Змея делится с Маленьким принцем своим секретом познания людей: когда герой жалуется на одиночество в пустыне, она говорит, что «среди людей тоже» бывает «одиноко».

Печальный конец не отменяет жизненно утверждающего начала сказки: автор начинает слышать звёзды и по-новому видеть мир от того, что «где-то в безвестном уголке вселенной барашек, которого мы никогда не видели, быть может, съел не знакомую нам Розу».

«Маленький принц» — детство, но в то же время глубокомысленное произведение. Антуан де Сент-Экзюпери поместил в легкую и небольшую сказку отражение реального взрослого мира с его достоинствами и недостатками. Местами это сатира, миф, фантастика и трагический рассказ. Поэтому многогранная книга нравится и маленьким, и большим читателям.

«Маленький принц» родился во время Великой отечественной войны. Началось все с рисунков Экзюпери, на которых он изображал того самого «маленького принца».

Экзюпери, будучи военным пилотом, однажды попал в авиакатастрофу, это произошло в 1935 году в Ливийской пустыне. Бередившие старые раны, воспоминания о катастрофе и новости о начавшейся мировой войне вдохновили писателя на создание произведения. Он задумался о том, что каждый из нас несёт ответственность за место, где он живет, будь то маленькая квартира или целая планета. А борьба ставит эту ответственность под сомнение, ведь именно в ходе той ожесточенной схватки многих стран было впервые применено смертоносное ядерное оружие. Увы, многие люди наплевательски относились к своему дому, раз позволили войнам довести человечество до таких крайним мер.

Произведение было создано в 1942 году в США, спустя год оно стало доступным для читателя. Маленький принц стал заключительным творением автора и принес ему мировую известность. Автор посвятил свою книгу другу (Леону Верту), причем, тому мальчику, которым его товарищ когда-то был. Стоит отметить, что Леон, который был писателем критиком, являясь евреем, страдал от преследований в период развития нацизма. Ему тоже пришлось покинуть свою планету, но не по своей воле.

Жанр, направление

Экзюпери рассуждал о смысле жизни, и в этом ему помогал жанр притчи, для которого характерна ярко выраженная мораль в финале, назидательный оттенок повествования. Сказка в качестве притчи — наиболее распространенное скрещение жанров. Отличительной чертой сказки можно назвать то, что она имеет фантастический и простой сюжет, но при этом носит поучительный характер, помогает юным читателям сформировать нравственные качества, а взрослым задуматься над их взглядами и поведением. Сказка – отражение реальной жизни, но действительность подается читателю через вымысел, как бы это парадоксально не звучало. Жанровое своеобразие произведения говорит о том, что «Маленький принц» — философская сказка-притча.

Произведение также можно отнести к фантастическому рассказу.

Смысл названия

Маленький принц – история о путешественнике, который странствует всей вселенной. Он не просто путешествует, а находится в поиске смысла жизни, сущности любви и секрета дружбы. Он познает не только мир вокруг, но и себя, и самопознание – его главная цель. Он еще растет, развивается и символизирует непорочное и нежное детство. Поэтому автор нарек его «маленьким».

А почему принц? На своей планете он один, она вся принадлежит ему. Он очень ответственно подходит к своей хозяйской роли и, несмотря на скромный возраст, уже выучился за ней ухаживать. Подобное поведение наталкивает на мысль, что перед нами благородный мальчик, управляющий своим владением, а как его лучше назвать? Принцем, ведь он наделен властью и мудростью.

Суть

Сюжет берет свое начало в пустыне Сахара. Пилот самолета, совершив вынужденную посадку, встречает того самого Маленького принца, что прибыл на Землю с другой планеты. Мальчик рассказывал своему новому знакомому о своем путешествии, о тех планетах, на которых успел побывать, о своей прежней жизни, о розе, что была его верной подругой. Маленький принц так сильно любил свою розу, что готов был отдать за нее жизнь. Мальчику был дорог его дом, ему нравилось наблюдать за закатами, хорошо, что на его планете их можно было лицезреть несколько раз на дню, и для этого Маленькому принцу нужно было только двигать стул.

Однажды, мальчик ощутил себя несчастным и принял решение отправиться на поиски приключений. Роза была горда и редко одаривала покровителя своим теплом, поэтому не удерживала его. Во время своего путешествия Маленький принц встретил: Правителя, который уверен в своей абсолютной власти над звездами, Честолюбца, для которого главное, чтобы им восхищались, Пьяницу, который пьёт из чувства вины за злоупотребление алкоголем, как бы это парадоксально не звучало. Мальчик встретил даже Делового человека, главным занятием которого является подсчет звезд. Маленький принц столкнулся с Фонарщиком, зажигавшим и тушившим фонарь на своей планете каждую минуту. Повстречал он и Географа, который за всю свою жизнь не видел ничего, кроме своей планеты. Последним местом положения путешественника стала планета Земля, где он нашел настоящего друга. Все основные события описаны нами в кратком содержании книги для читательского дневника.

Главные герои и их характеристика

    Любить - это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении.

    Человек должен беречь свой дом, а не раздирать его войнами на окровавленные, безжизненные части. Эта мысль особенно актуальна была тогда, в дни Второй Мировой Войны. Маленький принц ежедневно убирал свою планету, не позволяя баобабам принять угрожающие масштабы. Если бы мир смог вовремя объединиться и смести с лица земли национал-социалистическое движение во главе с Гитлером, то кровопролитие можно было предотвратить. Ибо те, кто любит мир, должны были позаботиться о нем, а не запираться на своих маленьких планетках, думая, что гроза пройдет мимо. Из-за этой разобщенности и безответственности правительств и народов пострадали миллионы людей, и писатель призывает, наконец, научиться преданно и ответственно любить ту гармонию, которую обеспечивает только дружба.

    Чему учит?

    История Маленького принца – удивительно проникновенная и поучительная. Творение Экзюпери повествует о том, как важно иметь верного друга рядом и как важно нести ответственность за тех, кого ты «приручил». Сказка учит любить, дружить, предостерегает от одиночества. Кроме того, не стоит запираться на своей маленькой территории, отгораживаясь от всего мира вокруг. Нужно выходить из зоны комфорта, познавать новое, искать себя.

    Экзюпери также призывает читателя слушать не только свой разум в принятии решений, но и свое сердце, ведь главного глазами не увидишь.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Писатель раскрывает любовь с неожиданной стороны: "Любить - это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении". Эта идея лежит во всей философии Экзюпери. Человечность в людях не умирает, она может быть уснувшей и ждать пробуждения. Именно так пробуждается летчик в «Маленьком принце», постепенно с каждой новой историей принца, он становится снова человеком, ни взрослым и ни ребенком, а Человеком. Маленький принц, хозяин далекой планеты, где можно посмотреть закат много раз подряд, просто передвигая стул, покидает свою планету.

Зачем? Именно в момент расставания с цветком, Роза и Маленький принц понимают, насколько они неправильно любят, и какова на самом деле любовь. Это ребенок, который любит цветок и страдает от капризов цветка.

«Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность». Не так ли ведут себя взрослые и не очень люди, пытаясь завоевать любовь?

При прощании Роза признается Маленькому принцу в любви. Как мы похожи! Мужчины, женщины, взрослые, дети и старики капризничая, обижаясь на окружающих, становящиеся «демонами». И все ради одного «докажи те мне, что вы меня любите». Но разве любовь требует доказательств?

Как понять и главное прожить в истиной любви, которой посвящено столько философий, культурных произведений? Ревность, вытекающая от желания властвовать над «любимым», ненависть, от которой всего один шаг до любви, счастье союза и трагедии непонимания – все это время, потраченное человечеством на «любовь». Сколько же его потеряно? И есть ли действительно счастливый конец у сказок о любви?

Сколько мы теряем времени в поисках ее, хотя могли бы скрасить свое одиночество, если бы действительно смотрели в одну сторону. Совершенно не похожая на человека Роза, и совершенно «не взрослый» мальчик, находят ответ на этот вопрос, быстрее, чем мы. А кому-то на это не хватает даже жизни.

Что же такое любовь? Мальчик, заботится о Розе, она беспомощна, ее надо оберегать – точно так же как мы заботимся о своих детях. Любить это еще и давать свободу, как это сделала роза, когда принц отправился в путешествие. Есть ли у нас примеры такой истинной любви? - На твоей планете, - сказал Маленький принц, - люди выращивают в одном саду пять тысяч роз… и не находят того, что ищут…

Не находят, - согласился я. - А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной-единственной розе, в глотке воды… - Да, конечно, - согласился я. И Маленький принц сказал: - Но глаза слепы.

Искать надо сердцем.

В 1943 году было впервые опубликовано интересующее нас произведение. Расскажем кратко о предыстории его создания, а затем проведем анализ. "Маленький принц" - произведение, толчком к написанию которого послужил один случай, произошедший с его автором.

В 1935 году Антуан де Сент-Экзюпери во время полета в направлении "Париж-Сайгон" попал в авиакатастрофу. Он оказался на территории расположенной в Сахаре, в ее северо-восточной части. Воспоминания об этой аварии и о нашествии фашистов побудили автора задуматься об ответственности за Землю людей, о судьбах мира. В 1942 году он писал в дневнике, что переживает за свое поколение, лишенное духовного содержания. Люди ведут стадное существование. Вернуть человеку духовные заботы, - задача, которую ставил перед собой писатель.

Кому посвящено произведение?

Интересующая нас повесть посвящена Леону Верту, другу Антуана. Это важно отметить, проводя анализ. "Маленький принц" - повесть, в которой все наполнено глубоким смыслом, в том числе и посвящение. Ведь Леон Верт - это еврейский писатель, журналист, критик, потерпевший преследования во время войны. Такое посвящение было не просто данью дружбы, но и смелым вызовом писателя антисемитизму и нацизму. В тяжелое время создавал свою повесть-сказку Экзюпери. Против насилия он боролся словом и иллюстрациями, которые вручную создал для своего произведения.

Два мира в повести

Два мира представлено в этой повести - взрослые и дети, как показывает проведенный нами анализ. "Маленький принц" - произведение, в котором деление это сделано отнюдь не по возрастным признакам. Например, пилот - человек взрослый, но ему удалось сохранить детскую душу. Автор разделяет людей по идеалам и представлениям. Для взрослых самыми важными являются собственные дела, честолюбие, богатство, власть. А детская душа жаждет другого - дружбы, взаимопонимания, красоты, радости. Антитеза (дети и взрослые) помогает раскрыть основной конфликт произведения - противостояние двух различных систем ценностей: настоящих и фальшивых, духовных и материальных. Она в дальнейшем углубляется. Покинув планету, маленький принц на своем пути встречает "странных взрослых", понять которых он не в силах.

Путешествие и диалог

В основу композиции положены путешествие и диалог. Общую картину существования теряющего моральные ценности человечества воссоздает встреча с "взрослыми" маленького принца.

Главный герой путешествует в повести с астероида на астероид. Он посещает, прежде всего, ближайшие, на которых живут по одиночке люди. Каждый астероид имеет номер, как квартиры современного многоэтажного дома. В цифрах этих заключен намек на разъединение людей, которые обитают в соседних квартирах, а живут будто на разных планетах. Для маленького принца встреча с обитателями этих астероидов становится уроком одиночества.

Встреча с королем

На одном из астероидов жил король, на весь мир смотревший, подобно другим королям, весьма упрощенно. Для него подданные - все люди. Однако короля этого мучил такой вопрос: "Кто виноват в том, что его приказы невыполнимы?". Король научил принца, что судить себя сложнее, чем других. Усвоив это, можно стать поистине мудрым. Властолюбец любит власть, а не подданных, поэтому и лишен последних.

Принц посещает планету честолюбца

На другой планете обитал честолюбец. А ведь тщеславные люди ко всему глухи, кроме похвал. Лишь славу любит честолюбец, а не публику, поэтому и остается без последней.

Планета пьяницы

Продолжим анализ. Маленький принц попадает на третью планету. Следующая его встреча - с пьяницей, сосредоточенно думающим о себе и в итоге окончательно запутывающимся. Этому человеку совестно за то, что он пьет. Однако пьет он для того, чтобы забыть о совести.

Деловой человек

Деловому человеку принадлежала четвертая планета. Как показывает анализ сказки "Маленький принц", смысл жизни его состоял в том, что следует найти что-то, у чего нет хозяина, и присвоить его. Деловой человек считает богатства, которые не его: тот, кто лишь для себя копит, мог бы с тем же успехом подсчитать звезды. Не может маленький принц понять логику, по которой живут взрослые. Он делает вывод, что его цветку и вулканам полезно, что он владеет ими. А вот звездам никакой пользы нет от такого обладания.

Фонарщик

И лишь на пятой планете главный герой находит человека, с которым ему хочется подружиться. Это фонарщик, которого стали бы презирать все, поскольку он думает не только о самом себе. Однако планета его крохотная. Для двоих здесь нет места. Впустую работает фонарщик, так как не знает, ради кого.

Встреча с географом

Географ, пишущий толстые книги, жил на шестой планете, которую создал в своей повести Экзюпери ("Маленький принц"). Анализ произведения был бы неполным, если бы мы не сказали пару слов и о нем. Это ученый, и красота для него эфемерна. Никому не нужны научные труды. Без любви к человеку, оказывается, все лишено смысла - и честь, и власть, и труд, и наука, и совесть, и капитал. Покидает и эту планету маленький принц. Анализ произведения продолжается описанием нашей планеты.

Маленький принц на Земле

Последнее место, где побывал принц, - странная Земля. Когда он сюда прибывает, еще более одиноким чувствует себя заглавный герой повести Экзюпери "Маленький принц". Анализ произведения при ее описании должен быть подробнее, чем при описании других планет. Ведь автор особое внимание в повести уделяет именно Земле. Он замечает, что эта планета вовсе не домашняя, она "соленая", "вся в иглах" и "совсем сухая". Неуютно жить на ней. Ее определение дается через образы, которые показались маленькому принцу странными. Мальчик отмечает, что эта планета - не простая. Правят на ней 111 королей, есть 7 тысяч географов, 900 тысяч бизнесменов, 7,5 млн. пьяниц, 311 млн. честолюбцев.

Путешествия главного героя в следующих разделах продолжаются. Он встречается, в частности, с направляющим поезда стрелочником, однако люди не знают, куда они идут. Затем мальчик видит торговца, который продает таблетки от жажды.

Среди людей, обитающих здесь, одиноко себя чувствует маленький принц. Анализируя жизнь на Земле, он отмечает, что на ней так много людей, что они не могут почувствовать себя одним целым. Чужими друг другу остаются миллионы. Для чего же они живут? В скорых поездах мчатся множество людей - зачем же? Людей не соединяют ни пилюли, ни скорые поезда. А планета без этого домом не станет.

Дружба с Лисом

Проведя анализ "Маленького принца" Экзюпери, мы выяснили, что на Земле мальчику скучно. И у Лиса, еще одного героя произведения, скучная жизнь. Оба они ищут себе друга. Лис знает, как его найти: нужно кого-то приручить, то есть создать узы. И главный герой понимает, что нет магазинов, в которых можно купить друга.

Автор описывает жизнь до встречи с мальчиком, которую вел Лис из повести "Маленький принц". позволяет заметить, что он до этой встречи лишь боролся за свое существование: охотился на кур, а на него охотились охотники. Лис, приручившись, вырвался из круга защиты и нападения, страха и голода. Именно этому герою принадлежит формула "зорко лишь сердце". Любовь можно перенести на многие другие вещи. Подружившись с главным героем, Лис полюбит и все остальное в мире. Близкое в его сознании соединяется с далеким.

Летчик в пустыне

Легко представить домом планету в обжитых местах. Однако для того, чтобы понять, что такое дом, необходимо оказаться в пустыне. Именно на эту мысль наводит анализ "Маленького принца" Экзюпери. В пустыне главный герой повстречался с летчиком, с которым затем подружился. Летчик не только из-за неисправности самолета оказался здесь. Он был заколдован пустыней всю свою жизнь. Имя этой пустыни - одиночество. Летчик понимает важный секрет: в жизни есть смысл тогда, когда есть ради кого умирать. Пустыня - это место, в котором человек испытывает жажду общения, задумывается о смысле существования. Она напоминает о том, что домом человека является Земля.

Что хотел сказать нам автор?

Автор хочет сказать о том, что люди забыли одну простую истину: они в ответе за их планету, а также за тех, кого приручили. Если бы все мы поняли это, вероятно, не было бы войн и экономических проблем. Но люди очень часто бывают слепы, не прислушиваются к собственному сердцу, покидают свой дом, ища счастья вдалеке от своих родных и близких. Антуан де Сент-Экзюпери отнюдь не ради забавы написал свою сказку "Маленький принц". Анализ произведения, проведенный в этой статье, надеемся, убедил вас в этом. Писатель обращается ко всем нам, призывая внимательно всмотреться в тех, кто нас окружает. Ведь это и есть наши друзья. Их необходимо беречь, как считает Антуан де Сент-Экзюпери ("Маленький принц"). Анализ произведения на этом закончим. Предлагаем читателям поразмышлять самостоятельно над этой повестью и продолжить анализ собственными наблюдениями.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения