Чтение художественной литературы в средней группе. Примерный список литературы для чтения детям в средней группе Какие сказки в средней группе

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. В соответствии с «Программой» я знакомлю детей с большим количеством произведений детской художественной литературы.

Цели занятия:

  1. Учить узнавать русские народные сказки;
  2. Закреплять знания о сказках;
  3. Развивать конструктивные навыки, мелкую моторику рук, память, работу по схемам.

Материал : Разрезная картинка сказки; конверты, схемы птиц, набор конструктора: Лего «Софт», «дупло»; а.у. запись музыки для занятия; письма от Лесной Феи; деревья построенные, домик.

Предварительная работа : Чтение художественной литературы, работа по схемам.

Ход занятия

Педагог: Ребята сегодня мы отправляемся в путешествие по сказкам. Для того чтобы отправится в путешествие, нужно закрыть глаза и сказать:

«Раз, два, три, четыре, пять,
Вот и в сказки мы опять!»

(Дети произносят слова, звучит музыка).

Педагог: Это сказочный лес, в нем все необычное. Ребята, какие вы знаете сказки, в которых герои попадают в лес?

Дети: Маша и медведь, Гуси лебеди...

Педагог: Молодцы! много вы знаете сказок. Ну а теперь пойдемте по тропинке. Посмотрите на тропинке завал. Для того, чтобы пройти дальше нужно построить сказочные ворота. (ЛЕГО Софт)

Педагог: Ребята посмотрите, здесь лежит конверт! Давайте прочитаем.

«Здравствуйте маленькие путешественники! Я - Лесная Фея! Я приготовила для вас разные задания. За каждое задание вы будете получать карточку и в конце путешествия вам нужно все картинки соединить вместе и отгадать мою любимую сказку. За первое задание возьмите первую карточку».

Педагог (достает из конверта карточку): Ребята вот вторая задачка от Лесной Феи. Вам нужно догадаться, какие сказки он перепутал. Послушайте, пожалуйста, сказку.

Жили, были мужик да баба, дочка да сынок маленький. Не было у них ни коровки, ни свининки, ни какой скотинки - одна коза - Дереза. Коза, черные глаза. Дед эту козу очень любил. Всех пасти просил. Вот как-то раз родители говорят дочери: доченька - мы в город пойдем, береги братца! Будь умницей. Отец с матерью уехали, а дочка посадила братца на травку и пошла, гулять с козой - Дерезой. Посла, посла да домой пригнала. Глядь, а братца нет. Уж давно гуси-лебеди унесли. Побежала девочка за братцем. Нашла его в домике бабы яги. Схватила и домой принесла. Тут скоро и родители приехали.

Педагог: Ребята, какие сказки перепутала Лесная Фея? Назовите их.

Дети: Гуси-лебеди, Коза дереза.

Педагог: С этим заданием вы справились и получаете вторую карточку. Ну что пошли дальше? (звучит голоса птиц)

Ах, какой свежий воздух, в лесу, как красиво поют птицы. Ребята, а каких птиц вы знаете? (ворона, дятел, соловей…)

Ребята, вот еще один конверт здесь лежат схемы птиц. Нам нужно построить птиц. (Лего дупло)

Вот сколько птиц мы построили, давайте посадим их на деревья. За это задание вы получаете третью карточку.

А теперь, давайте немножко отдохнем.

Физминутка

Маленькие птички
По лесу летают, (машем руками как птицы)
Песни распевают
Буйный ветер налетел (руки машем над головой)
Птичек унести хотел
Птички спрятались в дупло (присесть, руками спрятать голову)
Там уютно и тепло. (2раза)

Давайте войдем в избушку! Ой какой тут беспорядок. Давайте приберемся. Разложим конструктор по цветам.

(Игра «Пылесос»).

Педагог: Ребята, посмотрите опять письмо!

Ребята, вы молодцы! Все мои задания выполнили, все расставили по своим местам! Возьмите последнюю карточку и соберите картинку.

Педагог: Ребята соберите картинку и скажите, какая сказка самая любимая у Лесной Феи.

Дети: Заюшкина избушка.

Педагог: Правильно, молодцы. Все задания мы с вами выполнили. Пришло время возвращаться из сказки, для этого нужно снова закрыть глаза и произнести волшебные слова:

«Сказка, двери закрывай!
В детский сад нас отпускай!»

(дети произносят слова, перестает звучать музыка)

Педагог: Вот мы и снова в детском саду. Наше путешествие закончилось. Какое задание Лесной Феи вам понравилось больше?

  • E-mail
  • Подробности Опубликовано: 07.05.2014 20:07 Просмотров: 41530

    Для работы с детьми средней группы детского сада предлагаем тексты произведений поэтов и писателей России и зарубежных стран.

    Примерный список литературы для чтения детям

    Русский фольклор

    Песенки, потешки, заклички. «Наш козел...»-; «Зайчишка-трусишка...»: «Дон! Дон! Дон!-», «Гуси, вы гуси...»; «Ножки, ножки, где вы были?..». «Сидит, сидит зайка..>, «Кот на печку пошел...», «Сегодня день целый...», «Барашеньки...», «Идет лисичка по мосту...», «Солнышко-ведрышко...», «Иди, весна, иди, красна...».

    Сказки . «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой;«Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы.

    Фольклор народов мира

    Песенки. «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л, Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.

    Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. "Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.

    Произведения поэтов и писателей России

    Поэзия . И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжия. «Улицей гуляет...» (из лихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима - аукает...»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на све-:-», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мориц. «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном - дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень грашная история».

    Проза. В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); Бианки, «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».

    Литературные сказки . М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу - Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».

    Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям...», «Мальчик стерег овец...», «Хотела галка пить...».

    Произведения поэтов и писателей разных стран

    Поэзия. В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ - капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.

    Литературные сказки. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерепгевской; Э. Хогарт. «Мафии и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.

    Примерный список для заучивания наизусть

    «Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?» - рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); 3. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.

    Обновлено 16.02.2017 10:19 Создано 01.12.2014 16:32

    • «Лиса и медведь» (мордовская);
    • «Война грибов с ягодами» - В. Даль;
    • «Дикие лебеди» - Х.К. Андерсен;
    • «Сундук –самолет» - Х.К. Андерсен;
    • «Прожорливый башмак» - А.Н. Толстой;
    • «Кот на велосипеде» - С. Черный;
    • «У лукоморья дуб зеленый…» - А.С. Пушкин;
    • «Конек – горбунок» - П. Ершов;
    • «Спящая царевна» - В. Жуковский;
    • «Господин Ау» - Х. Мякеля;
    • «Гадкий утенок» - Х.К. Андерсен;
    • «Всяк по-своему» - Г. Скребицкий;
    • «Лягушка – путешественница» - В. Гаршин;
    • «Денискины рассказы» - В. Драгунский;
    • «Сказка о царе Салтане» - А.С. Пушкин;
    • «Мороз Иванович» - В. Одоевский;
    • «Госпожа Метелица» - Бр. Гримм;
    • «Сказка о потерянном времени» - Е. Шварц;
    • «Золотой ключик» - А.Н. Толстой;
    • «Гарантийные человечки» - Э. Успенский;
    • «Черная курица, или Подземные жители» - А. Погорельский;
    • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - А.С. Пушкин;
    • «Слоненок» - Р. Киплинг;
    • «Аленький цветочек» - К. Аксаков;
    • «Цветик – семицветик» - В. Катаев;
    • «Кот, который умел петь» - Л. Петрушевский.

    Старшая группа (5-6 лет)

    • «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. Караноуховой);
    • «Царевна – лягушка» (обр. Булатова);
    • «Хлебный колос» - А. Ремизов;
    • «Серая шейка» Д. Мамин-Сибиряк;
    • «Финист – ясный сокол» - р.н.сказка;
    • «Случай с Евсейкой» - М. Горький;
    • «Двенадцать месяцев» (пер. С.Маршака);
    • «Серебрянное копытце» - П.Бажов;
    • «Доктор Айболит» - К. Чуковский;
    • «Бобик в гостях у Барбоса» - Н. Носов;
    • «Мальчик – с - пальчик» - Ш. Перро;
    • «Доверчивый ежик» - С. Козлов;
    • «Хаврошечка» (обр. А.Н. Толстого);
    • «Царевна – льдинка» - Л. Чарская;
    • «Дюймовочка» - Х. Андерсен;
    • «Цветик – семисветик» - В. Катаев;
    • «Тайна третьей планеты» - К. Булычев;
    • «Волшебник изумрудного города» (главы) – А.Волков;
    • «Собачкины огорчения» - Б.Захадер;
    • «Сказка про трех пиратов» - А. Митяев.

    Средняя группа (4-5 лет)

    • «О девочке Маше, о собачке, петушке и кошке Ниточке» - А. Введенский;
    • «Бодливая корова» - К. Ушинский;
    • «Журка» - М. Пришвин;
    • «Три поросенка» (перевод С. Маршака);
    • «Лисичка – сестричка и волк» (обр. М. Булатова);
    • «Зимовье» (обр. И. Соколова-Микитова);
    • «Лиса и козел» (обр. О. Капицы;
    • «Про Иванушку – дурачка» - М. Горький;
    • «Телефон» - К. Чуковский;
    • «Зимняя сказка» - С. Козлова;
    • «Федорино горе» - К. Чуковский;
    • «Бременские музыканты» - братья Гримм;
    • «Собака, которая не умела лаять» (перевод с датск. А. Танзен);
    • «Колобок – колючий бок» - В. Бианки;
    • «Кто сказал «Мяу!»?» - В. Сутеев;
    • «Сказка о невоспитанном мышонке».

    II младшая группа (3-4 года)

    • «Волк и козлята» (обр. А.Н. Толстого);
    • «Бычок – черный бочок, белое копытце» (обр. М.Булатова);
    • «У страха глаза велики» (обр. М. Серовой);
    • «У солнышка в гостях» (словацкая сказка);
    • «Два жадных медвежонка» (венгерская сказка);
    • «Цыпленок» – К. Чуковский;
    • «Лиса, заяц, петух» – р.н. сказка;
    • «Руковичка» (украинская, обр. Н. Благина);
    • «Петушок и бобовое зернышко» - (обр. О. Капицы);
    • «Три брата» - (хакасская, пер. В. Гурова);
    • «Про цыпленка, солнце и медвежонка» - К. Чуковский;
    • «сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» - С. Козлов;
    • «Теремок» (обр. Е. Чарушина);
    • «Лиса-лапотница» (обр. В. Даля);
    • «Хитрая лиса» (корякская, пер. Г. Меновщикова);
    • «Кот, петух и лиса» (обр. Боголюбской);
    • «Гуси – лебеди» (обр. М. Булатова);
    • «Перчатки» - С. Маршак;
    • «Сказка о рыбаке и рыбке» - А. Пушкин.
    • < Назад

    Учить детей творчески мыслить, разгадывать загадки, придумывать новое окончание для сказки.

    Способствовать развитию умения детей с помощью средств выразительности (интонация, мимика, жесты, характерные движения, поза, походка) передавать не только внешние черты героев, но и их внутренние переживания, различные эмоциональные состояния, чувства, отношения, отношения между персонажами; учить самостоятельно выполнять способы передачи их поведения.

    Расширить языковые ресурсы детей, фонематический слух.

    Воспитывать самостоятельность мышления ребенка, активность, настойчивость.

    Материал: звонок, большая Книга Сказок, настольный театр сказки «Колобок», другие герои сказок, конверт, дидактическая игра «Приведи в порядок события»

    Ход занятия в средней группе

    Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся и пожелаем друг другу хорошего настроения. Во время стихотворения-приветствия попробуйте догадаться, в которую Страну-Чудес сегодня мы с вами отправимся!

    Ну-ка, в круг все становитесь,

    Друзьям искренне улыбнитесь!

    Вместе за руки возьмитесь

    С мыслями все соберитесь.

    Сказочка к нам пришла

    И загадки принесла.

    Воспитатель: Молодцы, правильно догадались. Сегодня мы с вами будем путешествовать в страну Сказок.

    Воспитатель: Сказка - это страна грез и фантазий. Только закроешь глаза, и сказка перенесет тебя в свой ​​волшебный мир. Мир добра и зла, любви и ненависти, красоты и уродства... Сказка научит быть сильным, мужественным, находчивым, трудолюбивым и добрым...

    Воспитатель: Дети, а любите ли вы сказки? Какие сказки вы знаете? (Ответы детей)

    Воспитатель: А путешествовать нам по Стране Сказок поможет «Волшебная Книга» (педагог демонстрирует детям «Большую Книгу Сказок»)

    Воспитатель: Итак, путешествие начинается... (педагог звонит в колокольчик)

    Ну-ка, глазки закрываются...

    В Страну Сказок отправляемся.

    Книга, книга, поспеши,

    Двери в Сказку отвори!

    Воспитатель: Вот мы и в Волшебной Стране! Но почему Книга Сказок не открывается! Дети, как вы думаете почему, что могло произойти? (Дети говорят свои версии)

    Воспитатель: Я догадалась, видимо, нам надо отгадать загадки, которые приготовила для нас Королева Сказочной-Страны. (Дети разгадывают загадки, а Волшебная-Книга открывается на нужной сказке - ответ)

    Загадки о сказках

    Убежал от Бабы и от Деда. Зверей разных повстречал. А Лисичка шалуна съела сразу и была такова! («Колобок»)

    Расскажу вам, дети, сказку: и о Кошке, о Собачке, и про Деда, и про Бабу, и о Мышке и Внучке. А вы всех их если вспомните, название сказки угадаете. («Репка»)

    Сидит девочка в корзине на медвежьей крепкой спине. А почему туда спряталась? Так никому и не призналась! («Маша и медведь»)

    Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали все загадки! Интересно, какая же будет следующая страничка?

    Воспитатель: Это страница «всезнаек». Сейчас проверим, хорошо ли вы знаете русские народные сказки:

    Лиса угощала Журавля... (чем?)

    Кто украл Петушка?

    Кого привел к Бабе с Дедом соломенный бычок?

    Что приговаривал Волк, когда хвостом рыбу в проруби ловил?

    Может ли Ежик на самом деле перегнать Зайца? А как в сказке?

    Какую песенку пел Колобок Лисе? Что это за сказка?

    Воспитатель: Умные вы дети, все сказки знаете! А теперь переворачиваем следующую страничку... Наверное, нас ждет какой-то сюрприз! Посмотрите, какой большой конверт. Что в нем? (Дети рассматривают конверт и иллюстрации к сказке)

    Воспитатель: Не понятно, что это за сказка? Дети, попробуйте догадаться!

    Упражнение «Приведи в порядок события»

    (дети должны в правильном порядке разложить картинки и догадаться, какая это сказка)

    Воспитатель: Верно, догадались - это сказка «Колобок». Давайте вспомним героев этой сказки. Кто из героев хороший (злой, хитрый, не уверенный, дерзкий, робкий). Почему вы так думаете?

    Воспитатель: Дети, как вы думаете, а у всех героев сказки было одинаковое настроение? Давайте попробуем его показать (дети передают настроение, эмоции, движения персонажей).

    Как была озабочена Бабушка, когда пекла Колобка?

    Как обрадовался Колобку Дедушка?

    Какое было настроение у Колобка, когда он убегал от Бабы и Деда?

    Покажите, как встретились Колобок и Зайчик (Волк, Медведь, Лиса).

    Менялось ли настроение у главного героя на протяжении сказки? Как? Почему?

    Спойте песенку Колобка весело, грустно, испуганно...

    Воспитатель: Дети, вспомните, чем закончилась сказка «Колобок»? Нравится ли вам такой конец? Давайте попробуем его переделать на более хороший и поучительный манер. (Дети высказывают свои версии)

    Воспитатель: Молодцы, отлично справились с заданием. Думаю, Колобок будет только благодарен вам, малыши, его приключения так хорошо закончились!

    Воспитатель: Перелистываем еще одну страничку нашей Волшебной Книги... Нас ждет еще один сюрприз (педагог демонстрирует детям персонажей настольного театра «Колобок» и других сказочных героев: поросенок, петушок, котик, коза, собака...)

    Воспитатель: Давайте, попробуем придумать новую сказку о «Колобке» и еще и с интересным концом (дети разыгрывают настольный театр новой сказки «Колобок»).

    Воспитатель: Молодцы! Какая замечательная сказка у нас получилась. Придумайте для нее еще ​​и новое название («Приключения Колобка», «Путешествие Колобка», «Как Колобок умным стал», «Колобок и Петушок», «Возвращение Колобка» ...)

    Воспитатель: Вот перевернута и последняя страничка Волшебной Книги Сказок! Наше путешествие подошло к концу! Воспитатель. К сожалению, но нам пора возвращаться в детский сад (звонит в колокольчик).

    Глазки закрываются...

    И в детский сад отправляемся...

    Вернулись из Сказки мы.

    Воспитатель: И снова мы в детском саду. А на память о нашем чудесном путешествии я приготовила вам подарки - картинки любимых сказочных героев. Раскрасьте их и вместе с друзьями придумайте много новых, интересных сказок или историй.

    Воспитатель: До свидания, дети. И никогда не забывайте, что сказки - это наши друзья. Они живут в нашем сердце, в нашей душе, в нашем уме и воображении. Выдумывайте, фантазируйте - и сказка никогда вас не покинет; будет всегда рядом, будет радовать и удивлять вас!

    Жили под горой,

    Кругленькие человечки,

    Жили тихо,

    Без забот.

    Из круглой кружки,

    Ели круглые ватрушки

    С круглых блюдец

    Круглый год.

    У них всходило

    Очень круглое светило,

    Круглый круг луны.

    Не спеша,

    Привычным кругом,

    Дни тянулись

    Друг за другом

    От весны и до весны.

    Качались кашки,

    Круглые цвели ромашки,

    Круглые кружились пташки,

    Плавал в речке

    Круглый сом.

    Шальные вьюги

    Танцевали польку в круге,

    И снега во всей округе

    Покрывали

    Все кругом.

    В городах у человечков

    Было круглым все подряд:

    И поленья

    В круглых печках,

    И дворняжки

    На крылечках,

    И колечки

    На овечках,

    И хвосты у поросят.

    В магазинах

    Продавали

    Только круглые сыры,

    Раз в году

    На карнавале

    Раздавали

    Всем шары.

    Говорили там

    Друг дружке

    Только круглые слова:

    Про диванные подушки,

    Про волнушки

    На опушке,

    Про пушистые игрушки,

    И конечно, все старушки

    Там вязали кружева.

    Самым вкусным угощеньем

    Там считали

    Карамель,

    А единственным леченьем

    Признавали

    Карусель.

    Если дети

    Там болели,

    Доктор назначал тотчас:

    В выходной

    На карусели

    Прокатиться тридцать раз,

    Год не думать

    О квадратном

    И не делать

    Людям зла —

    В том краю приятном

    Жизнь приятная была.

    Лишь одно

    На белом свете

    Нарушало их покой —

    Непонятные соседи

    В ближней роще

    За рекой.

    Жили в рощице,

    Длинненькие человечки —

    Удивительный народ,

    Все в их королевстве было

    Тоже хорошо

    Только все наоборот.

    Семь долгих дней в неделе

    Длинные сосиски ели,

    На длинной ели

    Шишки длинные росли.

    Если дети

    Там болели,

    Их сажали

    На качели

    И протяжно песню пели:

    «Спи, мой длинный, не шали».

    Там катались

    На машинах

    Небольших, но очень длинных,

    Торговали

    В магазинах

    Только длинной пастилой;

    Раз в году

    На карнавале

    На ходули

    Все вставали

    И, довольные, плясали

    На ходулях

    Под луной.

    Все, что было

    Угловатым,

    Длинным и продолговатым,

    Там считали

    Самым главным,

    Самым славным

    На земле.

    Там жирафов

    Крокодилов

    В холе, воле и тепле.

    И таксопарки,

    В них гуляли

    Таксы в парке,

    Можно было

    С таксой в парке

    Бегать всем,

    Кому не лень.

    Только ворчунам и плаксам

    Запрещали

    Бегать к таксам,

    И поэтому все плаксы

    Улыбались

    Каждый день.

    Жизнь была прекрасной,

    Безопасной,

    Лето — длинным,

    Осень — красной,

    Была зимой.

    Лишь одно

    На белом свете

    Им мешало

    Жить на свете:

    Непонятные соседи

    Возле речки

    Под горой.

    Жили под горой,

    Кругленькие человечки —

    Удивительный народ,

    Из круглой кружки,

    Ели круглые ватрушки

    С круглых блюдец

    Круглый год.

    У них всходило

    Очень круглое светило,

    Но у длинненьких людей

    Это вечное круженье

    Вызывало раздраженье,

    Головокруженье

    И ангину у детей.

    А у круглых человечков

    Каждый длинненький предмет

    Рахит и свинку,

    Лишай на спинку,

    Дифтерит и диабет.

    Долго ль, коротко ль,

    Разгорелась в поле

    Кругленькие человечки

    Двинулись в поход.

    Забубнили барабаны,

    Затирликали тимпаны,

    Впереди везут тараны,

    Конница идет.

    Артиллерия

    Помидорами стреляла.

    Покатились помидоры

    По полям и по лугам.

    Для самообороны

    Бросил в дело

    Макароны

    И сардельками

    Зарядил назло врагам.

    Сильно человечки бились,

    Жертвы появились:

    Был ушиблен помидором

    Кто-то длинный

    А в ответ

    По круглой цели

    Макароны полетели,

    И контужен был

    Сарделькой

    Главный кругленький герой.

    Шла бы драка

    Бесконечно,

    Только вдруг

    Случилось нечто:

    Был у круглых человечков

    Очень кругленький

    Палец он ко лбу приставил,

    Думать он себя заставил,

    Круглые очки поправил

    И придумал

    Он сказал:

    — Постойте, братцы,

    Хотите драться,

    То деритесь и сражайтесь.

    Не пойму я одного —

    Я совсем не против

    Но скажите,

    В чем причина

    Вашей драки?

    Из-за чего?

    Кругленькие загалдели:

    — Что такое?

    В самом деле,

    Мы деремся две недели

    И не знаем почему.

    В чем причина

    Нашей ссоры?..

    Зря мы губим

    Помидоры,

    Кончим миром

    Эти споры,

    Нам сраженье ни к чему.

    Длинненькие закричали:

    — Верно! Не было печали!

    Как же мы

    Не замечали,

    Что сардельки губим зря.

    Мы на круглых

    Не похожи.

    Не похожи?

    Ну и что же —

    Из-за этого

    Затевать войну, друзья.

    Мир настал,

    Соседи дружат,

    Не горюют

    И не тужат,

    Круглые на карусели

    Кружат длинненьких

    Длинные, забыв о злости,

    Приглашают круглых

    И качают на качелях

    Круглых маленьких

    Конец приходит сказке.

    Мой хороший,

    Без опаски

    Заходи в ворота сказки,

    Тихо и спокойно там.

    А награда?

    Что награда —

    Лишь бы знал ты,

    Что не надо,

    Ах, не надо,

    Ох, не надо

    Ссориться по пустякам!

    Г. Цыферов «В медвежачий час»

    Когда я был маленьким, я ходил в детский сад.

    Недавно я узнал: и звери тоже ходят.

    Да, да. Мой знакомый ослик и его друзья, поросенок и медвежонок, придумали, например, свой детский сад.

    И у них все как в настоящем детском саду.

    Даже расписание есть, когда они что делают.

    Вот, например, утром. Утром они слонячут, а это значит, хорошо и много едят.

    Потом свинячут. Ну это и без слов ясно. Просто сидят в грязной луже.

    Затем они утятют — моются.

    И вновь слонячут — обедают.

    А после обеда медвежачут — крепко спят.

    Очень хорошее расписание, не правда ли? Когда я его прочел, мне тоже очень понравилось оно. До того понравилось, что решил я сам пожить в детском саду.

    Целый год я жил там, слонячил, утятил, а иногда, если с кем-нибудь происходило что- то смешное, я записывал.

    Вот почему я назвал эти сказки «В медвежачий час». Я писал их, когда все спали.

    Итак: сказки в медвежачий час.

    Когда был град, ослик всегда прятался. Больно было. В тот град он тоже спрятался, но вдруг подумал: «Да, я сижу в домике, и мне не больно, но домику-то ведь больно. Надо его спрятать».

    Ослик залез на крышу и закрыл домик зонтиком.

    — Все хорошо, — сказал он.

    Но вдруг опять подумал: «Теперь мне не больно, но зонтику, наверное, больно. Как же быть? »

    — Глупый ослик, — заворчал медвежонок. — Всех от града никогда не спрячешь. Кому-нибудь да будет больно.

    — Если так, — сказал ослик, — пусть будет больно мне.

    И он сделал над зонтиком крышу и стал по ней бегать — защищать ее от града.

    Наконец град кончился.

    Медвежонок пожал ослику ушко и сказал:

    — Ты очень добрый...

    — Что ты, что ты, — замахал на него ослик ушами, — просто я жалкий ослик, и мне всех жалко.

    КАК ОСЛИК КУПАЛСЯ

    Пришел длинноухий к речке, а вода холодная. Опустил он ножку и заворчал: «Бррр...»

    Выглянул из воды лягушонок и спросил:

    — Чего вы тут кричите: бррр?!

    Ослику стало стыдно, что он боится холодной воды, и он вдруг ответил:

    — А я, я потому это брр... Просто я ем бревна. Понятно?

    — Понятно, — сказал лягушонок. — Значит, вы есть тот самый страшный крокодил.

    — Совершенно точно, — кивнул ослик.

    — А простите, пожалуйста, — опять спросил лягушонок, — а кроме бревен, вы что- нибудь еще можете есть? Я слышал, паровоз даже.

    — Совершенно точно, — снова кивнул ослик.

    — Ну а почему тогда, — заквакал лягушонок, — вы такой худой?

    — Просто, — ответил ослик, — опоздал сегодня съесть поезд. Я пришел, а он ушел. Ушел в мою Африку греть животик.

    — Понятно, — сказал лягушонок. — В Африке жарко. И если там долго греть живот, он растает и вместо паровоза получится корыто.

    — Ну и что, — сказал ослик. — Корыто ведь съесть еще проще.

    — Вот, вот, — запрыгал лягушонок, — я тоже так подумал. Почему и заговорил о паровозе. Дорогой крокодил, у меня есть корыто. В нем мама купает меня в чистом дождике. Мне это не нравится... Ведь я... люблю грязь. Так не поможете ли вы и не съедите ли это ужасное корыто на завтрак?

    И тут ослик захохотал:

    — Ну и хитрец! Я хотел его обмануть, а выходит, он обманул меня. Так слушай же, грязнуля. Я не крокодил, конечно. Но если ты не будешь мыться, явится настоящий крокодил и съест тебя. Больше всяких бревен и корыт они любят грязных лягушек. Мойся скорей! Мойся!

    НЕ ФАНТАЗИРУЙ

    Ослик и его друзья всегда просыпали. И вот однажды ослик сказал:

    — Надо что-то делать.

    — Да, — сказал мишка. — Петушка завести неплохо. Он будит.

    — А что такое петушок? — спросил глупый ослик.

    — Ну как тебе объяснить, — зачмокал мишка. — Во-первых, у него гребень.

    — Гребень, — не дослушал ослик, — знаю, это то, чем гребут.

    И он тут же побежал на луг, нашел грабли и поставил их на затылок.

    — Вот, по-моему, петушок.

    — Э-э-э-э, — захохотал мишка. — Не петушок, а телевизор.

    — Телевизор? — удивился ослик. — А что это?

    — Это очень сложная вещь, — сказал мишка.

    — Мишенька, — спросил ослик, — ну а что ест эта сложная вещь?

    — Лампочки, дорогой ослик, лампочки. Если у телевизора открыть живот — там одни лампочки.

    — Одни лампочки. Ну и что? — Ослик улыбнулся, взял сумку и пошел в город.

    — Тридцать лампочек. На обед, на завтрак и на ужин, — сказал он продавцу.

    И все тридцать лампочек исчезли в животе ослика. Ослик потолстел, а к вечеру засветился.

    Да, лампочки горели у него в животе, а все думали: «Ослик это, или не ослик, или маленький троллейбус?»

    Ну конечно, вы не забыли, что на затылке у ослика торчали грабли, а цепочка огней вилась вокруг живота. И если бы вы увидели ослика, то не узнали его.

    Вы бы ошиблись. Ошиблись. В тот вечер ошибались все.

    Каждый становился за осликом в очередь и ждал, когда тот его повезет.

    Но ослик не мог везти столько народу. И он убежал.

    Но бывают же такие люди: они всюду бегали за осликом и кричали:

    — Безобразие! Этот троллейбус отказывается ехать. А кто позволил ему, он же городской транспорт!

    В конце концов дело кончилось тем, что пришел милиционер. Он взял троллейбус за ушко и повел в милицию. Там троллейбус поставили в угол, и он простоял в нем всю ночь.

    А к утру огни потухли, гребень свалился и все увидели: да это же глупый ослик!

    Ослика отпустили домой и попросили больше не фантазировать — не воображать себя ни петухом, ни телевизором.

    Как видишь, все это кончается плохо. Углом, в который тебя ставят.

    Эта сказка про пугало.

    Однажды весной, когда на деревьях проклюнулись первые листья, в огороде кто-то поставил пугало.

    Оно махало руками, как ветряная мельница, и кричало:

    — Кыш, кыш!

    Птицы стаями взмывали к небу.

    И не только птицы. Беззаботные облачка — и те, завидев пугало, поднимались к самому солнышку:

    — У, какое страшное.

    А пугало пыжилось от гордости, хвалилось:

    — Я кого хочешь напугаю!

    Так и пугало всех целое лето. Даже храбрые козлы — и те трясли бородами и пятились, пятились, точно маленькие улитки.

    Но вот пришла осень. Собрались тучи над землей, и начались долгие дожди. В один из таких дождей и залетел на огород незнакомый воробей.

    Он взглянул на пугало и ахнул:

    — Бедняга, как плохо выглядит! Такое старое ведро на голове, и весь пиджак тоже промок. Просто хочется плакать, глядя на него.

    И тут все птицы увидели: осеннее пугало-то совсем-совсем не страшное, а нелепое просто.

    Пришла зима. Пышные хлопья полетели на землю. И все стало кругом праздничным.

    И лишь пугало, старое пугало, по-прежнему грустило:

    — Такое кругом все нарядное, а я такой смешной и нелепый.

    Оно совсем отчаялось. И вдруг услышало:

    — Какой прекрасный снеговик, взгляните только.

    Пугало тоже открыло глаза, чтобы взглянуть на прекрасного снеговика, и... увидело напротив мальчика. Мальчик улыбался и кивал. И пугало все поняло.

    Прекрасным снеговиком был он сам, нелепое страшило. И хотя снеговики и пугалы не умеют вздыхать, но тут однажды в жизни пугало вдруг вздохнуло и прошептало:

    — Спасибо, зима... Ты добрая.

    Вот и вся сказка. А может, и не сказка. Ведь когда приходит пушистая зима — все грустное и нелепое становится однажды красивым.

    М. Пляцковский "Эй, ты!"

    Никто из зверей не хотел проходить мимо домика, в котором жил попугай Эйты. Иначе его и не называли, потому что самое любимое выражение попугая было «Эй, ты!».

    Увидит он бегемота и кричит:

    — Эй, ты! Бегемот! Твой портрет — в журнале мод!

    Увидит крокодила и насмехается:

    — Эй, ты! Крокодил! Как ты в лужу угодил?

    Увидит носорога — проходу не дает:

    — Эй, ты! Носорог! Не цепляйся за порог!

    Кому захочется мимо такого вредного попугая проходить? Но приходилось все-таки. Ведь домик попугая Эйты стоял на самой центральной улице, напротив самого центрального универмага.

    Больше всех был недоволен этим дразнилкой директор универмага жираф Долговязик, потому что к нему почти перестали заглядывать покупатели. Никому не хотелось, чтобы его при всех дразнили.

    И тогда жираф Долговязик придумал хитрый ход.

    Он преподнес попугаю Эйты ко дню рождения большущее новенькое зеркало.

    Увидел Эйты свое изображение в зеркале и решил, что это совсем другой попугай на него смотрит.

    С того дня он все время торчит возле зеркала и сам себя дразнит:

    — Эй, ты! Попугай! Сиди дома, не гуляй!

    С. Козлов «Зимняя сказка»

    С утра падал снег. Медвежонок сидел на опушке леса на пеньке, задрав голову, и считал, и слизывал упавшие на нос снежинки.

    Снежинки падали сладкие, пушистые и, прежде чем опуститься совсем, привставали на Цыпочки. Ах, как это было весело!

    «Седьмая», — прошептал Медвежонок и, полюбовавшись всласть, облизал нос.

    Но снежинки были заколдованные: они не таяли и продолжали оставаться такими же пушистыми У Медвежонка в животе.

    «Ах, здравствуйте, голубушка! — сказали шесть снежинок своей подруге, когда она очутилась рядом с ними. — В лесу так же безветренно? Медвежонок по-прежнему сидит на пеньке? Ах, какой смешной Медвежонок!»

    Медвежонок слышал, что кто-то в животе у него разговаривает, но не обращал внимания.

    А снег все падал и падал. Снежинки все чаще опускались Медвежонку на нос, приседали и, улыбаясь, говорили: «Здравствуй, Медвежонок!»

    «Очень приятно, — говорил Медвежонок. — Вы — шестьдесят восьмая». И облизывался.

    К вечеру он съел триста снежинок, и ему стало так холодно, что он едва добрался до берлоги и сразу уснул. И ему приснилось, что он -— пушистая, мягкая снежинка... И что он опустился на нос какому-то Медвежонку и сказал: «Здравствуй, Медвежонок!» — а в ответ услышал: «Очень приятно, вы — триста двадцатая...» «Пам-па-ра-пам!» — заиграла музыка. И Медвежонок закружился в сладком, волшебном танце, и триста снежинок закружились вместе с ним. Они мелькали впереди, сзади, сбоку и, когда он уставал, подхватывали его, и он кружился, кружился, кружился...

    Всю зиму Медвежонок болел. Нос у него был сухой и горячий, а в животе плясали снежинки. И только весной, когда по всему лесу зазвенела капель и прилетели птицы, он открыл глаза и увидел на табуретке Ежика. Ежик улыбался и шевелил иголками.

    — Что ты здесь делаешь? — спросил Медвежонок.

    — Жду, когда ты выздоровеешь, — ответил Ежик.

    — Всю зиму. Я как узнал, что ты объелся снегом, — сразу перетащил все свои припасы к тебе...

    — И всю зиму ты сидел возле меня на табуретке?

    — Да, я поил тебя еловым отваром и прикладывал к животу сушеную травку...

    — Не помню, — сказал Медвежонок.

    — Еще бы! — вздохнул Ежик. — Ты всю зиму говорил, что ты — снежинка. Я так боялся, что ты растаешь к весне...

    А. Крестинский, Н. Полякова «Заколдованная девочка»

    Как это было?

    Три волшебника злых —

    И Не Буду —

    Нашу девочку Киру

    Преследуют всюду.

    Мама фартук подвяжет,

    Мама девочке скажет:

    — Я на кухню пойду, Поиграй-ка одна.

    — Не могу, — отвечает она.

    Просит мама:

    — Помой посуду!

    Отвернется она:

    — Не буду!

    Надо Кире идти к врачу,

    А она за свое:

    — Не хочу!

    Так всегда и повсюду:

    — Не хочу и не буду!

    И на каждом шагу:

    — Не могу!

    А других и не знает слов она,

    Сразу видно — заколдована!

    Обсуждали мы всей квартирою,

    Что нам делать с бедняжкой Кирою?

    Мы листали страницы учебников,

    Чтобы средство найти от волшебников,

    Чтобы средство найти,

    Чтобы Киру спасти,

    Чтоб не сделали девочке худо

    Не Могу, Не Хочу и Не Буду.

    Думали-думали

    и придумали:

    Будто все мы —

    несчастные пленники,

    Будто в плен нас забрали

    волшебники

    И никто от злодеев не спас.

    Завтра Кира услышит повсюду:

    «Не могу, не хочу и не буду» —

    Просыпается Кира чуть свет,

    — Бабушка, дай мне конфет!

    Но впервые за пять своих лет

    Слышит Кира в ответ:

    — Не могу!

    Кира просит конфету у мамы,

    Но ответила мама упрямо:

    — Не хочу!

    — Кто оденет меня поскорее?

    Кто оденет меня потеплее?

    Но случилось какое-то чудо,

    Слышит Кира:

    — Не буду!

    — Не буду!

    И никто не подходит к Кире,

    Будто Кира одна в целом мире.

    А Кира что?

    Испугалась Кира. Полежала,

    Натянув до носа одеяло.

    Только ничего не дождалась

    И с постели тихо поднялась.

    Лениво зевнула,

    Чулки натянула.

    Помедлив чуток,

    Завязала шнурок.

    Пошла и, вздыхая на каждом шагу,

    — Сама я умыться могу.

    Белой пеной мыло плыло,

    Земляникой пахло мыло.

    Были скользкими

    ладошки —

    Заскрипели понемножку.

    ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения