Анализ рассказа «Чудесный доктор» (А. Куприн). "Олеся" Куприна: анализ рассказа Куприн поздний гость анализ рассказа

Сочинение

Молодые прозаики сразу освоили особый тип повествований, небольших, с предельно упрощенной сюжетной основой, раскрывающих не события, отношения, а какое-то состояние человеческой души. Даже там, где речь шла о социально-конкретной ситуации, главным оказывалось ее восприятие личностью, а не она сама.

Известный критик В. Боровский писал о творчестве одного из самых читаемых в 90-х гг. писателей - А. Куприна, что он все «трактует с внутренней, духовной, эстетической стороны, а не с внешней, материальной, политической». Нечто подобное можно было сказать и о многих других авторах. Что касается Куприна, то он и в «многонаселенной» повести «Молох» из жизни фабрики передал прежде всего зыбкое, неуверенное, подверженное стихийным порывам мироощущение инженера Боброва, процесс его одиноких, мучительно противоречивых, безрезультатных размышлений. От Л. Толстого воспринял создатель «Молоха» священный цвет: «Смотрите, как лучезарно-прекрасен и как велик человек!» Но по своей современности Куприн видел печальное расточение красоты и силы, измельчание чувств, заблуждение мысли. Причин юму было много. Среди них Куприн выделял «голый» технический прогресс и мнимую буржуазную цивилизацию. Тем не менее след за Чеховым верил: «грядущая истинная культура облагородит человечество». Идеал писателя восходил к победе «силы духа» над «силой тела» и «любви, верной до смерти». Это чувство иыдслено как стимул расцвета личности. Причем равно очистительная энергия усмотрена в «нежном, целомудренном благоухании» любви и «трепете, опьянении» чистой страстью. Поклонением этим нравственным ценностям овеяно все творчество Куприна.

Он много писал о гибели таланта, красоты, одиночестве людей. Но и в мрачных картинах были блики света. Поэтичны, хотя отнюдь не идеализированы, цирковые актрисы в рассказах «Лолли», «Гранатовый браслет». Им свойственно соединение «детской чистоты сердца с хладнокровной отвагой», что всегда привлекало Куприна в сочинениях Р. Киплинга, А. Дюма, Д. Лондона. Однако душевный взлет купринских героинь не исключает странного их тяготения к ничтожным людям. Природой данный дар самоотвержения изнутри подточен некоей слепотой души. Куприн, однако, нашел и особые, исключительные условия, позволившие ему создать романтизированный образ женщины и идеальной ее любви. Так прозвучала поэтическая и трагическая история молодой девушки в повести «Олеся».

По внешнему и внутреннему облику дочь лесов Олеся живо напоминает Марьяну из «Казаков» Л. Толстого. Яркая и оригинальная красота полесской «колдуньи» тоже сочетается с врожденным благородством. Городской интеллигент Иван Тимофеевич испытывает к ней сходное с Олениным восхищенное влечение. Вместе с тем Куприну дорог и пафос толстовской «Власти тьмы». Деревня в его повести «окутана тьмой», разобщена, бесчувственна. «Цельная, самобытная, свободная натура» потому и существует, что отъединена от мрачных крестьян (общинные идеалы Толстого не приняты), взращена только вольной природой.

Естественное состояние человека, по Куприну, лишено противоречий, органично сочетает в себе сильные эмоции и чистые помыслы, твердую волю и трепетные переживания. Небывалые возможности выражены в самоотреченном чувстве Олеси к слабому, не лишенному эгоизма Ивану Тимофеевичу. Но чудом возникшая возвышенная душа вынуждена скрываться от жестоких людей, страдать от равнодушия своих близких. В творчестве Куприна постоянно подозревали отсутствие обобщений, концепции мира. К. Паустовский тоже увидел лишь «поток жизни».

Повесть Куприна «Олеся» не может оставить читателя равнодушным. История любви прекрасной девушки-колдуньи и молодого барина одновременно трагична и прекрасна. Куприн создает сказочный образ полесской красавицы. В Олесе нет ничего искусственного, она не приемлет лжи, притворства. А насколько отличается девушка от жителей местных деревень! Она, как они, простая и необразованная, но сколько в ней врожденного такта, благородства, истинно женской мудрости! Местные девушки, привыкшие сохранять на своем лице рабски-покорное и запуганное выражение, на фоне лесной «ведьмы» теряют всю свою прелесть и какое бы то ни было очарование. К Олесе невозможно остаться равнодушным, и не удивляет, что главный герой влюбляется в эту прекрасную девушку. Любовь становится для Олеси смыслом жизни. Она отдается этому поглотившему ее чувству со всей своей страстью, до поры дремавшей в ее душе. И все же Олеся удивительно точно определила собственную роль в жизни Ивана Тимофеевича. Девушка понимает, что у их отношений нет будущего. В дальнейшем любимый может стыдиться необразованной, простой девушки, показавшейся ему сказочной красавицей на фоне леса. Истинная любовь всегда заставляет человека идти на жертвы. Именно это и случилось с Олесей. Она прекрасно знает, как к ней относятся местные жители, злобные и жестокие в своей религиозной фанатичности. Юная девушка и ее бабушка в их сознании тесно связаны с чем-то нечистым, колдовским. И поэтому местные жители уверены, что «ведьме» не место в их обществе. Деревенские жители не потерпели присутствия «ведьмы» в Божьем храме. Но сделала это Олеся не по своей прихоти, она всего лишь хотела выполнить просьбу своего любимого. Величие души Олеси в том, что она, не задумываясь, жертвует собой, своим благополучием и счастьем. Девушка отказывается от своего счастья во имя другого человека. Может ли оценить Иван Тимофеевич всю глубину нравственного урока, который преподносит ему возлюбленная? Читателю хочется верить, что чувства, которые Иван Тимофеевич испытывает к Олесе, искренни. Но все-таки любовь не занимает всех его помыслов. Ради Олеси он не отказался бы от привычной жизни, ничем не пожертвовал бы ради нее. Он снисходительно воспринимает ее рассказы о колдовстве, о необыкновенных способностях, которые передаются из поколения в поколение. Но верит ли он в это? Или его привлекает необычность ситуации, сам факт общения с удивительной девушкой, совершенно не похожей ни на избалованных светских дам, ни на приземленных и неинтересных деревенских жительниц? Олеся ни в чем не винит своего возлюбленного, несмотря на то что отношения с ним и стали первопричиной всех ее бедствий. Она удивительно чиста и добра, в ней нет корысти, она не может понять всей порочности и жестокости окружающего мира. Ненависть крестьян к Олесе кажется читателю жестокой несправедливостью судьбы. Но на самом деле люди столь глупы и ограниченны в своем неведении, что воспринимают все непонятное как преступление против своего образа жизни и устоявшихся взглядов. Повесть о короткой, но такой красивой и чистой любви заставляет читателя задуматься о том, сколь причудливы и неповторимы человеческие судьбы. Иван Тимофеевич очень мало времени провел со своей возлюбленной, но ее образ останется с ним до конца жизни. Потому что эта простая девушка научила его многому - любви, искренности, способности жертвовать собой ради любимого человека.

Винница, Украина. Здесь в усадьбе «Вишня» на протяжении 20 лет жил и работал известный русский хирург Николай Иванович Пирогов: человек, за свою жизнь совершивший немало чудес, прототип «чудесного доктора», о котором повествует Александр Иванович Куприн.

25 декабря 1897 года в газете «Киевское слово» выходит произведение А.И. Куприна «Чудесный доктор (истинное происшествие)», которое начинается со строк: «Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад…», — что сразу настраивает читателя на серьезный лад: ведь реальные истории мы воспринимаем ближе к сердцу и сильнее переживаем за героев.

Так, историю эту Александру Ивановичу поведал знакомый банкир, который, кстати, также является одним из героев книги. Реальная основа рассказа ничуть не отличается от того, что изобразил автор.

«Чудесный доктор» – произведение об удивительном человеколюбии, о милосердии одного известного доктора, который не стремился к славе, не ждал почестей, а лишь бескорыстно оказывал помощь тем, кому она была необходима здесь и сейчас.

Смысл названия

Во-вторых, никто, кроме Пирогова, не захотел протянуть руку помощи нуждающимся людям, светлый и чистый посыл рождества прохожие заменили на погоню за скидками, выгодными товарами и праздничными яствами. В этой атмосфере проявление добродетели — чудо, на которое остается только надеяться.

Жанр и направление

«Чудесный доктор» – это рассказ, а если быть точнее, святочный, или рождественский, рассказ. По всем законам жанра, герои произведения оказываются в сложной жизненной ситуации: беды сваливаются одна за другой, не хватает денег, из-за чего персонажи даже задумываются о сведении счетов с жизнью. Помочь им может только чудо. Чудом этим становится случайная встреча с доктором, который за один вечер помогает им побороть жизненные трудности. Произведение “Чудесный доктор” имеет светлый финал: добро побеждает зло, состояние духовного упадка сменяется надеждами на лучшую жизнь. Однако это не мешает нам отнести данное произведение к реалистическому направлению, ведь все произошедшее в нем – чистая правда.

Действия рассказа происходят в предпраздничные дни. Из витрин магазинов выглядывают наряженные елки, всюду изобилие вкусной еды, на улицах раздается смех, а ухо улавливает веселые разговоры людей. Но где-то, совсем рядом царит нищета, горе и отчаяние. И все эти человеческие беды в светлый праздник Рождества Христова озаряются чудом.

Композиция

Все произведение построено на контрастах. В самом начале двое мальчишек стоят перед яркой витриной, в воздухе витает праздничный дух. Но когда они идут домой, все вокруг становится мрачнее: повсюду старые разваливающиеся дома, а их собственное жилище и вовсе находится в подвале. В то время как в городе люди готовятся к празднику, Мерцаловы не знают, как свести концы с концами, чтобы просто выжить. О празднике в их семье не идет и речи. Этот резкий контраст позволяет читателю ощутить то отчаянное положение, в котором оказалась семья.

Стоит отметить и контраст среди героев произведения. Глава семьи оказывается слабым человеком, который уже не способен решать проблемы, а готов бежать от них: он задумывается о самоубийстве. Профессор Пирогов же представлен нам невероятно сильным, бодрым и позитивным героем, который своей добротой спасает семью Мерцаловых.

Суть

В рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприн повествует о том, как человеческая доброта и неравнодушие к ближнему способны изменить жизнь. Действие происходит приблизительно в 60-е годы 19 века в Киеве. В городе царит атмосфера волшебства и приближающегося праздника. Начинается произведение с того, что двое мальчишек, Гриша и Володя Мерцаловы, радостно глазеют на витрину магазина, шутят и смеются. Но вскоре оказывается, что в семье их большие проблемы: живут они в подвале, денег катастрофически не хватает, отца погнали с работы, полгода назад умерла их сестренка, теперь и вторая, Машутка, сильно заболела. Все отчаялись и, кажется, готовы к самому худшему.

В этот вечер отец семейства идет просить милостыню, но все попытки тщетны. Он заходит в парк, где рассуждает о тяжелой жизни своей семьи, и его начинают посещать мысли о самоубийстве. Но судьба оказывается благосклонна, и в этом самом парке Мерцалов встречает человека, которому суждено изменить его жизнь. Они едут домой к обедневшему семейству, где доктор осматривает Машутку, выписывает ей необходимые лекарства и даже оставляет крупную сумму денег. Он не называет имени, считая содеянное своим долгом. И лишь по подписи на рецепте семья узнает, что доктор этот – знаменитый профессор Пирогов.

Главные герои и их характеристика

Рассказ предполагает небольшое количество действующих лиц. В этом произведении для А.И. Куприна важен сам чудесный доктор, Александр Иванович Пирогов.

  1. Пирогов – известный профессор, хирург. Он знает подход к любому человеку: он так внимательно и заинтересованно смотрит на отца семейства, что почти сразу внушает ему доверие, и тот рассказывает обо всех своих бедах. Пирогову не надо раздумывать, стоит ли помогать или нет. Он направляется домой к Мерцаловым, где делает все возможное, чтобы спасти отчаявшиеся души. Один из сыновей Мерцалова, будучи уже взрослым мужчиной, вспоминает его и называет святым: «… то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо».
  2. Мерцалов – сломленный невзгодами мужчина, которого гложет собственное бессилие. Видя смерть дочери, отчаяние жены, обездоленность остальных ребятишек, он стыдится своей неспособности им помочь. Доктор останавливает его на пути к малодушному и фатальному поступку, спасая, прежде всего, его душу, которая была готова согрешить.
  3. Темы

    Главными темами произведения являются милосердие, сострадание и доброта. Семья Мерцаловых делает все возможное, чтобы справиться с навалившимися бедами. И в момент отчаяния судьба посылает им подарок: доктор Пирогов оказывается настоящим волшебником, который своим неравнодушием и сочувствием излечивает их искалеченные души.

    Он не остается в парке, когда Мерцалов выходит из себя: будучи человеком невероятной доброты, он выслушивает его и сразу же делает все возможное, чтобы помочь. Мы не знаем, сколько таких поступков совершил профессор Пирогов за свою жизнь. Но можно быть уверенным, что в его сердце жила огромная любовь к людям, неравнодушие, которые оказались спасительной соломинкой для несчастной семьи, которую он протянул в самый нужный момент.

    Проблемы

    А. И. Куприн в этом небольшом рассказе поднимает такие общечеловеческие проблемы как гуманизм и утрата надежды.

    Профессор Пирогов олицетворяет человеколюбие, гуманизм. Ему не чужды проблемы незнакомых людей, а помощь ближнему он воспринимает как должное. Ему не нужны благодарности за содеянное, не нужна слава: важно лишь, чтобы люди вокруг боролись и не теряли веру в лучшее. Это и становится его главным пожеланием семье Мерцаловых: «…а главное – не падайте никогда духом». Однако окружение героев, их знакомые и коллеги, соседи и просто прохожие – все оказались безучастными свидетелями чужого горя. Они и не подумали, что чье-то бедствие их касается, не захотели проявить человечность, думая, что они не уполномочены исправлять социальную несправедливость. В этом и заключается проблема: никому нет дела до того, что происходит вокруг, кроме одного человека.

    Отчаяние тоже подробно описано автором. Оно отравляет Мерцалова, лишает его воли и силы двигаться дальше. Под влиянием горестных дум он опускается до трусливого упования на смерть, в то время как его семья погибает от голода. Ощущение безысходности притупляет все остальные чувства и порабощает личность, которая в состоянии жалеть только себя.

    Смысл

    Какова же основная идея А. И. Куприна? Ответ на этот вопрос как раз и заключен во фразе, которую говорит Пирогов, уходя от Мерцаловых: не падайте никогда духом.

    Даже в самые темные времена нужно надеяться, искать, а если совсем не остается сил, ждать чуда. И ведь оно случается. С самыми обыкновенными людьми в один морозный, скажем, зимний день: голодные становятся сытыми, замерзшие – согретыми, больные ­– выздоравливают. И чудеса эти совершают сами люди добротой своих сердец — это и есть главная мысль писателя, который видел спасение от социальных катаклизмов в простой взаимовыручке.

    Чему учит?

    Это небольшое произведение заставляет задуматься о том, как важно быть неравнодушным к окружающим нас людям. В суете дней мы часто забываем о том, что где-то совсем рядом страдают соседи, знакомые, соотечественники, где-то царит нищета и хозяйствует отчаяние. Целые семьи не знают, как заработать себе на хлеб, и еле-еле доживают до получки. Поэтому так важно не пройти мимо и суметь поддержать: добрым словом или поступком.

    Помощь одному человеку мир, конечно, не изменит, но изменит одну его часть, причем самую важную для того, что дает, а не принимает помощь. Даритель обогащается гораздо больше, чем проситель, ведь он получает духовное удовлетворение от того, что сделал.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тематика и проблематика творчества Куприна. Анализ повестей «Молох» и «Олеся».

Каждого писателя формируют его жизненные обстоятельства (в детстве умирает отец, нет средств к существованию, московский вдовий дом, с 7-ми лет отдан в Разумовский пансион, казённое обеспечение, в 10 лет – ученик военной! Гимназии, строгие порядки, которая впоследствии была преобразована в кадетский корпус – карьера военного. После поступил в Александровское Юнкерское училище. 1890 год, подпоручик, 4 года отдал военной карьере. Днепровский полк квартировал в провинциальных городках – наблюдал эту жизнь. Подольская губерния, провинция.

1894 – Куприн выходит в отставку избрав путь профессионального писателя. Детство – унижение перед ʼʼблагодетелямиʼʼ, годы детства ʼʼбезрадостные на казённых харчахʼʼ, строгость, порядок. Юность – заштатный полк, бесцветное существования в пошлости и обыденности.

Писатель – нет денеᴦ. Исходил, изъездил среднюю полосу, южную, кем работал? Грузчиком, управляющим имением, землемер, рыбак, кузнец, пел в хоре (провинциальная сцена), газетное дело: репортёр (очерки и другое). Все испытания закалили его характер и дали много жизненных наблюдений. Материал данный очень важен. Куприн стал своим в различных сферах.

Писателя всœегда притягивали (на раннем этапе) глубины человеческой души и её скрытые возможности, первые его рассказы были написаны на военную тематику: ʼʼДознаниеʼʼ о всœечеловечных порядках, ʼʼНочлегʼʼ, прапорщик армейский. Большое внимание уделял внутреннему миру человека, необычные условия, психология, подсознание. Особые ракурсы темы: игрушка, воробей, ужас. Пограничные состояния.

Тема любви его волновала: тоже дала богатый материал. Много рассказов о гибели любви, красоты, он говорит о расточении врождённых способностей ʼʼПогибшая силаʼʼ. Для его важны потенциально заложенные, яркие порывы жизни. ʼʼСвятая любовьʼʼ, ʼʼСтрастная минутаʼʼ. С большой симпатией описывает своих героинь, часто вступают в столкновение с жестокостью, эгоцентризмом жизни. Яркие характеры на цирковую тематику ʼʼАллесʼʼ, ʼʼЛоллиʼʼ, часто это самоотверженные героини, которые идут на жертвы ради своей любви. Купрн создал 10-ки романтических историй. Руководствовался любовь даёт напряжённые переживания. Повод для изображения ярких характеров. Любовные переживания естественное раскованное проявление духовного мира.

Малая жанровая форма не давала Куприну изложить всœе свои мысли и чувства. Переходит к повести ʼʼМолохʼʼ и ʼʼОлесяʼʼ. Эти повести связаны между собой ʼʼот противногоʼʼ. Обе они написаны по впечатлениям от поездок Куприна в донецкий угольный бассейн и в полесье. Условно: связаны молох о вреде научно-технического прогресса гибельная его сторона. А Олеся идеал естественного человека. В Молохе, прежде всœего, отмечали социальный мотив и эксплуатацию рабочей буржуазии. Трагическое положение. Использует очерки о донецких предприятиях. Невыдуманное, очень убедительно воссоздаёт условия, изображает желœезный закон за борьбу существование. Главный герой – инженер Бобров. Рефлексирующий герой. Инженер бобров принадлежит именно к такому типу героев. Завод уподоблен богу – Молоху. Ради развития научно-техническог прогр.
Размещено на реф.рф
ʼʼХороша ваша цивил, в случае если её плоды исчисл…ʼʼ. Острый социальный конфликт приобретает философское осмысление. Содержание повести: наблюдения инженера за работой завода и безнравственной заводской элитой. Предприниматель Квашнин и его окружение.

Тема молоха – божества.

Драма не реализовавшей себя души. Драма честного по природе человека, который не сумел найти себя и реализовать. Для Куприна самое страшное следствие желœезной цивилизации – гибель душевной чистоты в людях.

Куприн ищет свой идеал в области неподвластной молоху – естественный человек, возникает повесть Олеся. Представитель интеллигент, рефлексирующий, Олеся цельная, страстная, дикая. Интеллигент проигрывает. В начале повести Олеся говорит о Своём возлюбленном: вы хотя и добрый, только слабый. У героя отсутствует цельность натуры, глубина чувств, в данном его слабость. Олеся выросла вдали от фальшивых общественных устоев. Куприн идеализирует образ ʼʼдочери лесовʼʼ. Как часто у Куприна это бывает, эта любовная история заканчивается крахом. Нет хэппи-энда, выхода для героя. Эта повесть поэтичная. Куприн описывает картины природы. Природа им тоже содействует, украшает их историю. Первые рецензенты назвали эту повесть ʼʼлеснойʼʼ симфонией. Слияние с природой даёт полноту и чистоту душевного мира. Эта повесть – одно из звеньев Полесского цикла Куприна. Это рассказы как ʼʼЛесная глушьʼʼ, и пр.

Перекличка с ʼʼзаписками охотникаʼʼ Тургенева, поэтизация природы. Хотя герои другие. Куприн очарован живописным краем. Среднерусская полоса. Её обитатели и их интересные характеры.

Выразились творческие принципы: писатель должен наблюдать жизнь. Куприн был мастером точной детали и насыщенного информацией стремительно повествования. Всегда присутствует сюжет. Иногда в одном абзаце совмещалась сконцентрированность. Определённость позиции: что любишь, а что ненавидишь, что собственно хочешь сказать. Свой взгляд выражал определённо и эмоционально.

Формы: рассказ в рассказе. При этом возникает субъективное восприятие человека и это позволяет достоверно представить информацию. Глазами непосредственно активного участника – чужая речь (приём), более глубоко видеть ситуацию.

Тематика и проблематика творчества Куприна. Анализ повестей «Молох» и «Олеся». - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тематика и проблематика творчества Куприна. Анализ повестей «Молох» и «Олеся»." 2017, 2018.

«Яркий природный талант, огромный запас жизненных наблюдений и резко критическое изображение действительности - вот что определило большой общественный резонанс его произведений в период подготовки и проведения первой русской революции», - пишет А.А. Волков Действительно в своих произведениях писатель изображает жизнь такой, какой ее можно видеть каждый день.

Литературная деятельность А. И. Куприна началась в пору его пребывания в кадетском корпусе. В 1889 году он печатает свой первый небольшой рассказ "Последний дебют" в журнале "Русский сатирический листок", за что был посажен на гауптвахту, так как воспитанники военных училищ не имели права выступать в печати. Первые рассказы Александра Ивановича Куприна, во многом еще художественно несовершенны, привлекают тематическим разнообразием, вниманием к простому человеку, прославлением его нравственных достоинств - самоуважения, находчивости, гордости.

А.И. Куприн принадлежит к тем писателям, которые умеют заинтересовать читателя сюжетом рассказа, поразить неожиданной развязкой.Это все отображается в ранних рассказах писателя: «Лунной ночью», «Дознание», «Славянская душа», «На разъезде», «Воробей», «Игрушка», «Страшная минута», «Куст сирени», «Негласная ревизия», «К славе», «Безумие» и другие.

Особая примета раннего творчества А.И. Куприна - большой тематический диапазон, при этом внимание писателя было сосредоточено на жизни демократических слоев общества. Главную ценность многостраничной книги «российских типов», создаваемой им, составляла сочная бытопись и сочувственный и гуманистический тон по отношению к своим героям.

Афанасьев В. считал, что в ранних рассказах, несмотря на их неравноценность, «проявляется главная, ведущая линия, связанная со стремлением их автора раскрыть духовную красоту человека-труженика, человека из народа, показать неприглядный облик «хозяев жизни» Афанасьев В.Н. Александр Куприн. - URL: http://www.kuprin.org.ru/lib/ar/author/330.. Лучшими произведениями молодого А.И. Куприна считаются его «военные» рассказы - «Дознание», «Прапорщик армейский». За семь - восемь лет своей писательской молодости А.И. Куприн напечатал примерно сорок рассказов, две повести, четырнадцать бытовых очерков, полдесятка «производственных» очерков, ряд стихотворений, бессчетное количество репортерских заметок, газетных статей, фельетонов, корреспонденций и хроник.

В 1897 г. А.И.Куприн служит управляющим имением в Ровенском уезде. Здесь он тесно сближается с крестьянами, что и отразилось в его рассказах «Лесная глушь», «Конокрады», «Серебряный волк». Тут была написана и замечательная повесть «Олеся». В этих рассказах также писатель описывает природу как реальный и одновременно таинственный и загадочный мир. Писатель стремился показать, что вековое угнетение не могло сломить живую душу народа, смять его могучий талант, чувство добра и справедливости. Как писал Волков, ?? «Пусть крестьянство еще живет косной и темной жизнью, но в его среде из поколения в поколение переходит стремление к доброму и прекрасному»

К тематике природы также относится ряд рассказов А.И. Куприна о животных такие, как «Изумруд», «Белый пудель», «Барбос и Жулька», «Ю-ю», «Пиратка», «Собачье счастье», «Завирайка», «Барри», «Бальт», «Ральф» и другие. Мир животных в произведениях Александра Ивановича Куприна удивителен, необыкновенен и своеобразен. Редко кто из художников так превосходно воссоздавал их своеобычные нравы и характеры, привычки и верность человеку. Например, в рассказе «Белый пудель» идет воспевание честной бедности, солидарности « гуттаперчевого мальчика» Сережи, четвероногого артиста Арго и веселого, бескорыстного босяка дедушки Лодыжкина в столкновении с богатыми, перекормленными дачниками и их прислугой. Здесь автор поднимает тему социального неравенства, а также бескорыстной дружбы и заботы о «братьях наших меньших».

В 1903 г. появляется первый том рассказов Куприна, выпущенный в журнале горьковским «Знанием». В него вошли несколько рассказов, в том числе и «Болото», который как отмечают критики, является одним из лучших рассказов писателя. Драматическая напряженность рассказа создается изображением определенной обстановки, многочисленными эмоционально-психологическими деталями.

Как отмечает Волков в своем работе: ?? «По содержанию и по настроению этот «бессюжетный» рассказ довольно резко делится на две части. Первая вступительная, носящая несколько философический характер, посвящена рассуждениям студента Сердюкова о таинственной душе русского крестьянства. Связь между первой и второй частью можно проследить только по внутреннему, эмоционально и психологическому аспекту, связь же с основной частью, где возникает тема «болото», губящего человека.

Страшное в рассказе не в нагнетании каких-то ужасов, не в кошмарных видениях. Страшное - в безразличной и полной покорности лесника Степана своей судьбе. В вещах, о которых, казалось бы, нельзя говорить без муки и протеста, Степан сообщает как о чем-то привычном, неизбежном, неотвратимом: « И жена и ребятишки все извелись, просто беда. Грудной еще ничего покуда…. А мальчонку, вашего крестника, на прошлой неделе свезли в Никольское. Это уж мы третьего по счету схоронили….. Позвольте-ка, Егор Иванович, я сам посвечу. Поосторожнее тут» Рассказ «Болото» - это рассказ о путешествии в один из кругов дантовского ада. Но завершается путешествие как бы возращением к свету, и студентом Сердюковым снова овладевает столь присуще ему радостное» .

Чуть позже в 1905 году А.И. Куприн обращается к теме критики мещанской интеллигенции и разоблачения реакционного режима. Эта тема занимает значительное место в его творчестве. Наряду с рассказом «Река жизни», в котором изображение омертвелого мещанского быта достигает чеховской остроты и беспощадности, большой интерес представляет рассказы «Убийца», «Обида», «Бред», «Механическое правосудие». Эти рассказы очень разные по своей поэтике, связаны общей идеей гуманистического протеста против насилия над человеком.

В рассказе «Механическое правосудие» писатель подвергает критике буржуазно-помещичью «законность». Это рассказ анекдот, но анекдот, проникнутый беспощадной иронией. Некий преподаватель латыни и греческого языка изобрел «машину для сечения». Он выступает в губернском дворянском собрании с лекцией о своем изобретении. По несчастной случайности лектор был захвачен рычагами демонстрируемой машины и основательно выпорот.

Рассказ «Механическое правосудие» вырастает в широкую и злую сатиру не только на царское правосудие, предстающее в виде тупой машины для сечения, но и на всю «философию» защитников «порядка».

В том же году выходит большой рассказ Куприна «Штабс-капитан Рыбников», где изображен японских разведчик в Петербурге, маскирующийся под туповато-грубого штабс-капитана и проникающий под таким видом в различные учреждения для сбора необходимый ему сведений.

Создание этого образа выявило глубинные возможности психологического дарования А.И. Куприна. Его не интересовала сама рискованная деятельность «штабс-капитана», но занимали тайные движения загадочной для него души. «Какие страшные ощущения должен он испытывать, балансируя весь день, каждую минуту над почти неизбежной смертью» - думает о нем второй герой рассказа, известный петербургский фельетонист Щавинский. Воссоздать эти «ощущения», не прибегая к раскрытию их самим «штабс-капитаном», - основная психологическая задача рассказа.

Сюжет рассказа построен на психологических перипетиях тайной напряженной борьбы «с чужой душою», которую затевает фельетонист с Рыбниковым. Цель этой борьбы - не разоблачение разведчика как такового, маска мнимого капитана могла обмануть лишь людей недалеких и беспечных в своем самодовольстве. Цель Щависнкого - понять душу «смельчака», раскрыть тайну «этого постоянного напряжения ума и воли, этой дьявольской траты душевных сил». Достигнуть этой цели ему удается только отчасти, - Рыбников продолжает свою отчаянную игру,- и полный уважения и ужаса перед необычной силой воли и «одиноким героизмом» фельетонист вдевает в петлицу капитанского пальто бутоньерку с розой в знак мира: «не будем больше изводить друг друга».

Психологический облик капитана Рыбникова создается путем накопления отдельных наблюдений за его поведением, речью, скрытым презрением. Воссоздания психологии человека путем самораскрытия дается в рассказе «Река жизни» (1906). В течение обыденной пошлой жизни врывается нечто трагическое. Студент, увлеченный недавними революционными событиями, не выдерживает испытания и на допросе жандармского полковника предает своих товарищей. Прежде чем застрелиться, он пишет письмо-исповедь, в которой прослеживает, как постепенно шло проникновение в его душу подлой и рабской трусости. Студент видел, как в дни революции рождались орлята, он и сейчас не отрекается от нее, но у него дряблая душа, и он решает умереть.

Одним из лучших произведением А.И. Куприна считается рассказ «Гамбринус» (1907г.). Он был создан в исторический отрезок времени между двумя российскими революциями, и стал ярким отражением неразрывной связи судьбы простого народа с его культурой. В рассказе перед читателем разворачивается драма жизни посетителей пивного кабачка Гамбринус на Дерибасовской в Одессе. Яркие и самобытные образы героев, центральной фигурой которых является талантливый музыкальный самородок Сашка-скрипач, наполняют неподражаемым шармом атмосферу того времени. Контрастно выглядит искристая и вдохновенная игра музыканта на фоне грозных и трагических событий, вздыбивших Россию и исковеркавших жизнь многих ее граждан.

Идея сюжета произведения затрагивает вечную тему бессмертия и торжества искусства над проявлением жестокости, подлости и безнравственности. В философской мысли гениального французского ученого Б. Паскаля дано определение человеку: человек - тростник, но тростник мыслящий. Это было подхвачено Куприным и перенесено в область литературы. Слова героя Сашки о том, что человека можно изувечить, а настоящее искусство все выдержит и победит, являются здесь своеобразной транскрипцией и звучат как апофеоз стойкости и мужества: «Казалось что из рук изувеченного, скрючившегося Сашки жалкая, наивная свистулька пела на языке, к сожалению, еще не понятном ни для друзей «Гамбринуса», ни для самого Сашки:

Ничего! Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит»

В рассказе «Гамбринус» чуть более двадцати страниц. Но каждое слово произведения, пронизанное особой магией и энергией литературного мастерства автора, будоражит читателя, держит его в напряжении, не оставляя равнодушным к драматическим событиям, развернувшимся в Российской империи того периода. Волна еврейских погромов в считанные дни сорвала жизнерадостную атмосферу доброжелательных отношений между людьми, погружая веселые улицы южного приморского города в ядовитый мрак ксенофобии. Как отмечает Волков: - « Рассказ «Гамбринус» тоже является одним из тех произведений писателя, в которых он обращался к народной жизни и хотел показать душу народа, жаждущую красоты и добра вопреки еще торжествующему социальному злу. Рассказ «Гамбринус» одно из самых законченных, целостных и изящных произведений Куприна. По идейной остроте рассказ может соперничать с лучшими произведениями писателя. »

Писатель стремится придать рассказу характер истории, случившейся в действительности. Герой рассказа - музыкант, еврей Сашка, развлекающий публику в кабачке «Гамбринус», - самородок, талантливейший артист, но тяжкая несправедливость жизни загнала его в «пивное подземелье», лишила его возможности в полной степени проявить свое дарование. Погромщики изуродовали ему руку, когда избивали его. Но нельзя сломить дух человека, находящего поддержку в народе и знающего, что его искусство нужно трудовым людям.

Давая оценку художественного мастерства А.И. Куприна, критика обычно отмечала простоту и вместе с тем большую выразительность его языка. О первом томе «Рассказов» писателя, изданном «Знанием» в 1903 г., Лев Толстой писал: «В нем много лишнего, но очень ярко и хороши тон и язык». Язык «Гамбринуса» им был назван «прекрасным». В 1909 году А.И. Куприн вместе И.Буниным получил Пушкинскую премию, присуждаемую Отделением русского языка и словесности академии наук.

Осенью 1919 г. писатель эмигрирует - вначале в Финляндию, затем во Францию. С 1920 г. Куприн живет в Париже. Произведения Куприна эмигрантского времени по содержанию и стилю резко отличаются от произведений дореволюционного периода. Основной их смысл - тоска по отвлеченному идеалу человеческого бытия, грустный взгляд в прошлое.

Таким образом, А.И. Куприн в своих рассказах обращается к разным жизненным ситуациям, где поднимает такие темы как социальное неравенство, любовь к ближнему, страдания и муки простых народов, также при этом призывает своих читателей к нравственности, к доброте, к гуманности. Его рассказы хоть и маленькие по содержанию, но емкие по смыслу.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения