Правовые образы в творчестве франца кафки. Франц Кафка — Биография — актуальный и творческий путь. Произведения писателя и его творчество

(оценок: 1 , среднее: 5,00 из 5)

Франц Кафка появился на свет 3 июля 1883 года, став первым ребенком в семье успешного торговца Германа Кафки. Он, отец, стал самым страшным наказанием не только детства писателя, но и всей его жизни. С младенчества Кафка узнал, что такое сильная рука отца. Однажды ночью, будучи еще совсем маленьким, Франц попросил у отца воды, после чего тот, разозлившись, запер бедного мальчика на балконе. Вообще, Герман полностью контролировал жену и детей (в семье было еще три девочки), насмехался и морально давил на домочадцев.

Из-за постоянного давления Франц рано начал ощущать собственное ничтожество и чувство вины перед отцом. Он пытался найти способ укрыться от злобной реальности, и нашел его – как ни странно, в книгах.

Во время учебы в классической гимназии Кафка принимается за писательскую деятельность, а в последние годы постоянно создавал новые произведения. В кружку либерального еврейского студенчества Пражского университета, где Франц изучал юриспруденцию, он знакомится с Максом Бродом. Этот энергичный, сильный молодец вскоре становится лучшим другом молодого писателя, а позже сыграет самую важную роль в передаче творческого наследства Кафки публике. К тому же, именно благодаря Максу Франц продолжает жить, вопреки унылой работе юриста и общему отсутствию вдохновения. Брод, в конце концов, чуть ли не заставляет молодого писателя начать публиковаться.

Отцовский прессинг не прекратился даже после того, как Франц стал совершеннолетним. Он постоянно упрекал сына в том, что тот очень мало зарабатывает. В результате писатель устраивается на работу…в асбестовую фабрику. Напрасно растрачивая свою энергию и время, Кафка начинает серьезно задумываться над самоубийством. К счастью, спектакли львовского кочевого театра отвлекают его от подобных мыслей.

Отцовский запрет на интимные отношения с женщинами настолько сильно повлиял на психику Франца, что тот, уже стоя на пороге супружеской жизни, пятился назад. Так случилось дважды – впервые с Фелицией Бауэр, а во второй раз – с Юлией Вохрыцек.

В последний год жизни Кафка встретил свою лучшую подругу – Дору Диамант. Ради нее он, можно сказать, наконец возмужал, покинув родителей в Праге и отправившись жить с ней в Берлин. Даже то короткое время, оставшееся паре, они не смогли прожить счастливо: приступы учащались, туберкулез прогрессировал. Умер Франц Кафка 3 июня 1924 года – после того, как неделю не мог ничего есть и окончательно потерял голос…

Франц Кафка, библиография

Все книги Франца Кафки:

Новеллы
1905
«Описание одной борьбы»
1907
«Свадебные приготовления в деревне»
1909
«Разговор с молящимся»
1909
«Разговор с пьяным»
1909
«Аэропланы в Брешии»
1909
«Молитвенник женщин»
1911
В соавторстве с Максом Бродом: «Первая дальняя поездка по железной дороге»
1911
В соавторстве с Максом Бродом: «Рихард и Самуэл: небольшое путешествие по Центральной Европе»
1912
«Большой шум»
1914
«Перед законом»
1915
«Школьный учитель»
1915
«Блюмфельд, старый холостяк»
1917
«Сторож склепа»
1917
«Охотник Гракх»
1917
«Как строилась китайская стена»
1918
«Убийство»
1921
«Верхом на ведре»
1922
«В нашей синагоге»
1922
«Кочегар»
1922
«На чердаке»
1922
«Исследования одной собаки»
1924
«Нора»
1931
«Он. Записи 1920 года»
1931
«К серии „Он“»
1915
Сборник «Кары»
1912
«Приговор»
1912
«Превращение»
1914
«В исправительной колонии»
1913
Сборник «Созерцание»
1913
«Дети на дороге»
1913
«Разоблачённый проходимец»
1913
«Внезапная прогулка»
1913
«Решения»
1913
«Прогулка в горы»
1913
«Горе холостяка»
1908
«Купец»
1908
«Рассеянно глядя в окно»
1908
«Дорога домой»
1908
«Пробегающие мимо»
1908
«Пассажир»
1908
«Платья»
1908
«Отказ»
1913
«Наездникам к размышлению»
1913
«Окно на улицу»
1913
«Желание стать индейцем»
1908
«Деревья»
1913
«Тоска»
1919
Сборник «Сельский врач»
1917
«Новый адвокат»
1917
«Сельский врач»
1917
«На галерее»
1917
«Старинная запись»
1914
«Перед законом»
1917
«Шакалы и арабы»
1917
«Посещение рудника»
1917
«Соседняя деревня»
1917
«Императорское послание»
1917
«Забота главы семейства»
1917
«Одиннадцать сыновей»
1919
«Братоубийство»
1914
«Сон»
1917
«Отчёт для академии»
1924
Сборник «Голодарь»
1921
«Первое горе»
1923
«Маленькая женщина»
1922
«Голодарь»
1924
«Певица Жозефина, или мышиный народ»
Малая проза
1917
«Мост»
1917
«Стук в ворота»
1917
«Сосед»
1917
«Гибрид»
1917
«Воззвание»
1917
«Новые лампы»
1917
«Железнодорожные пассажиры»
1917
«Обыкновенная история»
1917
«Правда о Санчо Пансе»
1917
«Молчание сирен»
1917
«Содружество подлецов»
1918
«Прометей»
1920
«Возвращение домой»
1920
«Городской герб»
1920
«Посейдон»
1920
«Содружество»
1920
«Ночью»
1920
«Отклонённое ходатайство»
1920
«К вопросу о законах»
1920
«Набор рекрутов»
1920
«Экзамен»
1920
«Коршун»
1920
«Рулевой»
1920
«Волчок»
1920
«Басенка»
1922
«Отъезд»
1922
«Защитники»
1922
«Супружеская чета»
1922
«Комментарий (не надейся!)»
1922
«О притчах»
Романы
1916
«Америка» («Пропавший без вести»)
1918
«Процесс»

Родился Кафка 3 июля 1883 года в Чехии. Первое образование в биографии Франца Кафки было получено в начальной школе (с 1889 по 1893 годы). Следующей ступенью в образовании стала гимназия, которую Франц окончил в 1901 году. Затем он поступил в Карлов университет в Праге, после чего стал доктором права.

Став работать в страховом ведомстве, всю свою карьеру Кафка работал на небольших чиновничьих должностях. Несмотря на свою страсть к литературе, большинство произведений Кафки были опубликованы после его смерти, а свою официальную работу он недолюбливал. Кафка несколько раз влюблялся. Но дальше романов дело никогда не заходило, писатель не был женат.

Большинство произведений Кафки написано на немецком языке. Его проза отражает страх писателя перед внешним миром, тревогу и неуверенность. Так в «Письме отцу» нашли выражение отношения между Францом и его отцом, которые пришлось порвать рано.

Кафка был болезненным человеком, однако пытался противостоять всем своим недугам. В 1917 году в биографии Кафки случилась тяжелая болезнь (легочное кровоизлияние), в результате которой у писателя начал развиваться туберкулез. Именно по этой причине во время прохождения лечения Франц Кафка скончался в июне 1924 года.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

КА́ФКА Франц (Аншел; Franz Kafka ; 1883, Прага, - 1924, Кирлинг, близ Вены, похоронен в Праге), австрийский писатель.

Родился в немецкоязычной еврейской семье купца-галантерейщика. В 1906 г. окончил юридический факультет Пражского университета. В 1908–19 гг. (формально до 1922 г.) служил в страховом обществе. В печати выступил в 1908 г. Осознав себя профессиональным литератором, сблизился с так называемым Пражским кружком писателей-экспрессионистов (О. Баум, 1883–1941; М. Брод ; Ф. Вельч ; Ф. Верфель ; П. Леппин, 1878–1945; Л. Перуц, 1884–1957; В. Хаас, 1891–1973; Ф. Яновиц, 1892–1917, и др.), в основном - немецкоязычных евреев.

Хотя при жизни Кафки лишь немногие его рассказы публиковались в журналах и выходили отдельными изданиями («Наблюдение», 1913; «Приговор» и «Кочегар», 1913; «Превращение», 1916; «Сельский врач», 1919; «Голодарь», 1924), он уже в 1915 г. получил одну из значительных литературных премий Германии - имени Т. Фонтане. Умирая, Кафка завещал сжечь свои рукописи и не переиздавать опубликованные произведения. Однако М. Брод, друг и душеприказчик Кафки, понимая выдающееся значение его творчества, издал в 1925–26 гг. романы «Процесс», «Замок», «Америка» (два последних не окончены), в 1931 г. - сборник неизданных рассказов «На строительстве китайской стены», в 1935 г. - собрание сочинений (включая дневники), в 1958 г. - письма.

Главная тема Кафки - беспредельное одиночество и беззащитность человека перед лицом враждебных и непостижимых для него могущественных сил. Для повествовательной манеры Кафки характерно правдоподобие деталей, эпизодов, мыслей и поведения отдельных людей, предстающих в необычайных, абсурдных обстоятельствах и столкновениях. Несколько архаичный язык, строгий стиль «деловой» прозы, поражающей в то же время мелодичностью, служит для изображения кошмарных, фантастических ситуаций. Спокойное, сдержанное описание невероятных событий создает особое внутреннее ощущение напряженности повествования. В образах и коллизиях произведений Кафки воплощена трагическая обреченность «маленького» человека в столкновении с кошмарным алогизмом жизни. Герои Кафки лишены индивидуальности и выступают как воплощение неких абстрактных идей. Они действуют в среде, которая, несмотря на точно подмеченные автором детали семейного быта среднего класса имперской Австро-Венгрии, а также общие черты ее государственной системы, свободна от конкретности и приобретает свойства внеисторического художественного времени притчи. Своеобразная философская проза Кафки, сочетающая символику отвлеченных образов, фантастику и гротеск с мнимой объективностью нарочито протокольного повествования, а глубокий подтекст и внутренние монологи, усиленные элементами психоанализа, с условностью ситуации, приемы новеллизации романа и порой расширение притчи (параболы) до его масштабов, существенно обогатила поэтику 20 в.

Написанный под воздействием Ч. Диккенса первый роман Кафки о юноше-эмигранте в чуждом ему мире - «Пропавший без вести» (1912; назван М. Бродом при публикации «Америка») - отличается детализированным описанием внешнего колорита американского образа жизни, знакомого автору лишь по рассказам друзей и по книгам. Однако уже в этом романе повествовательное бытописание смешано с сомнамбулическим, фантастическим началом, которое, как и всюду у Кафки, приобретает черты обыденности. Художественно более зрелый и более напряженный по настроению роман «Процесс» (1914) - рассказ о банковском служащем Йозефе К., который внезапно узнает, что подлежит суду и должен ждать приговора. Бесплодны его попытки выяснить свою вину, защитить себя или хотя бы узнать, кто его судьи, - он осужден и казнен. В «Замке» (1914–22) атмосфера повествования еще более мрачная. Действие сводится к тщетным усилиям пришельца, некоего землемера К., попасть в замок, олицетворяющий высшую силу.

Усложненное, во многом зашифрованное творчество Кафки некоторые исследователи объясняют его биографией, находя ключ к пониманию его личности и произведений в его дневниках и письмах. Представители этой психоаналитической школы видят в произведениях Кафки лишь отражение его личной судьбы, а главное - длившийся всю жизнь конфликт с деспотичным отцом, тягостное положение Кафки в семье, у которой он не находил понимания и поддержки. Сам Кафка в своем не предназначенном для печати «Письме к отцу» (1919) утверждал: «В моих писаниях речь шла о тебе, я излагал там свои жалобы, которые не мог излить на твоей груди». Это письмо, являющееся блестящим образцом психоанализа, в котором Кафка защищал свое право следовать призванию, стало значительным явлением мировой литературы. Считая единственно возможным для себя способом существования литературное творчество, Кафка тяготился также и службой в конторе по страхованию от несчастных случаев. В течение многих лет он страдал бессонницей и мигренью, а в 1917 г. у него обнаружили туберкулез (последние годы жизни Кафка провел в санаториях и пансионах). Невозможность для Кафки совместить поглощенность творчеством с высоким представлением о долге семьянина, неуверенность в себе, боязнь ответственности, провала, насмешек отца были главными причинами расторжения его помолвок с Фелицией Бауэр и Юлией Ворицек. Не закончилась браком и его большая любовь к Милене Есенской-Поллак, первой переводчице его произведений на чешский язык.

Опираясь на факты неяркой биографии Кафки, психоаналитики рассматривают его произведения лишь как «романизированную автобиографию». Таким образом, фатальное одиночество его героев, обусловленное, например, трагической метаморфозой человека в огромное насекомое в «Превращении» или положением обвиняемого в «Процессе», чужака в «Замке», неприкаянного эмигранта в «Америке», отражали всего лишь беспредельное одиночество Кафки в семье. Знаменитая притча «У врат закона» (включенная в «Процесс») трактуется как отражение детских воспоминаний Кафки, изгнанного ночью отцом и стоящего перед запертой дверью; «Процесс» якобы отражает чувство вины, заставившее Кафку расторгнуть брачные обязательства, или является наказанием за безлюбие как за нарушение нравственного закона; «Приговор» и «Превращение» - ответ на столкновение Кафки с отцом, признание своей виновности в отчуждении от семьи и т. д. Однако при этом подходе остаются в стороне даже такие моменты, как интерес Кафки к социальным проблемам (он составил проект «коммуны» - сообщества свободных тружеников); его преемственная связь с Э. Т. А. Гофманом, Н. Гоголем, Ф. Достоевским , С. Кьеркегором (предварившим идею Кафки об абсолютной беспомощности человека), с многовековой традицией еврейской притчи, с местом в текущем литературном процессе и т. д. На неполноту биографическо-фрейдистского подхода к трактовке творчества Кафки указывали представители социологической школы, отмечая, что символический мир Кафки разительно напоминает современность. Творчество Кафки толкуется ими как отражение в фантастической форме реальных социальных противоречий, как символизация трагического одиночества человека в неустроенном мире. Некоторые видят в Кафке провидца, как бы предсказавшего (особенно в рассказе «В исправительной колонии»; написан в 1914 г., опубликован в 1919 г.) фашистский кошмар, что отметил уже в 1930-х гг. Б. Брехт (все сестры Кафки, как и М. Есенская, погибли в нацистских концлагерях). В этой связи интересна и оценка Кафки массовых революционных движений (речь шла о революции в России), результаты которых, по его мысли, будут сведены на нет «господством новой бюрократии и появлением нового Наполеона Бонапарта».

Большинство интерпретаторов усматривают в произведениях Кафки символическое изображение религиозной ситуации современного человека. Однако эти интерпретации колеблются от присвоения Кафке экзистенциалистского нигилизма до приписывания ему веры в Божественное спасение. Представители, например, так называемой мифологической школы считают, что мифологизация житейской прозы с ее алогичностью и несоответствию здравому рассудку доводится до необычайной последовательности в творчестве Кафки, где фон образует «травестия иудаистского мифа» (в смысле библейских и талмудических /см. Талмуд / сказаний). Существует точка зрения, согласно которой отчуждение героев Кафки от своей среды, приобретающее в его глазах значение универсального закона, символически отражает изоляцию еврея в мире. Герои же Кафки - это евреи галута с их философией страха, безысходности и неустроенности, предчувствием грядущих катаклизмов, а его творчество выражает мироощущение представителя религиозного и социального гетто , усугубленное чувством немецко-еврейского изгоя в славянской Праге. М. Брод считает, что у Кафки речь идет в основном не о человеке и обществе, а о человеке и Боге, а «Процесс» и «Закон» - это две ипостаси Бога в иудаизме: Правосудие (миддат х а-дин) и Милосердие (миддат х а-рахамим) . М. Брод также считал, что в контроверзах (внутреннем противоборстве) героев Кафки сказалось влияние еврейской религиозной литературы (в первую очередь Талмуда). По концепции исследователей, рассматривающих творчество Кафки в свете его еврейства, он видит путь к спасению для себя и своих героев в постоянном стремлении к совершенствованию, которое приближает к Правде, Закону, Богу. Сознание величия еврейской традиции и отчаяние перед невозможностью найти в ней точку опоры Кафка выразил в повести «Исследования одной собаки» (русский перевод - журнал «Менора», №5, 1974, Иер.): «Предо мной восстали грозные видения наших праотцев... я склоняюсь перед их знанием, которое они черпали из источников, уже позабытых нами».

По Кафке, «литературное творчество - всегда только экспедиция в поисках Правды». Обретая Правду, его герой найдет путь к сообществу людей. Кафка писал о «счастье быть вместе с людьми».

Герои Кафки терпят крах в попытках прорваться через одиночество: землемер К. остается чужим в деревне, где он нашел непрочный приют. Однако замок - некая высшая цель, которая все же существует. Поселянин из притчи «У врат Закона» осужден умереть в ожидании разрешения войти в них, но перед смертью видит мерцающий вдали свет. В притче «Как строилась китайская стена» все новые и новые поколения возводят стену, но в самом стремлении строить заключена надежда: «пока не перестают подниматься, не кончаются ступени». В последней новелле Кафки «Певица Жозефина, или Мышиный народ» (прототипом образа Жозефины была обучавшая Кафку ивриту уроженка Эрец-Исраэль Пуа Бен-Тувим-Митчел), где в трудолюбивом, стойком мышином народе легко угадывается еврейский народ, - мудрая мышь говорит: «Мы ни перед кем не капитулируем безоговорочно... народ продолжает идти своим путем». Таким образом, несмотря на острое ощущение трагизма жизни, эта маячащая перед героями надежда не дает права считать Кафку безысходным пессимистом. Он писал: «Человек не может жить без веры в нечто неразрушаемое в себе». Это неразрушаемое - его внутренний мир. Кафка - поэт сочувствия и сострадания. Осуждая эгоизм и сочувствуя страждущему человеку, он заявлял: «Мы должны взять на себя все страдания, окружающие нас».

Судьбы еврейства всегда волновали Кафку. Формальный, сухой подход отца к религии, бездушная, автоматическая обрядность, соблюдавшаяся лишь по праздникам, оттолкнули Кафку от традиционного иудаизма. Подобно большинству ассимилированных пражских евреев, Кафка в юности лишь смутно осознавал свое еврейство. Хотя его друзья М. Брод и Г. Бергман познакомили его с идеями сионизма , а в 1909–11 гг. он слушал в пражском студенческом клубе «Бар-Кохба» лекции о еврействе М. Бубера (оказавшего влияние на него и др. пражских экспрессионистов), однако толчком к пробуждению интереса к жизни еврейства, в особенности восточноевропейского, послужили гастроли еврейской труппы из Галиции (1911) и дружба с актером Ицхаком Лёви, познакомившим Кафку с проблемами еврейской литературной жизни Варшавы тех лет. Кафка с увлечением читал историю литературы на идиш , выступил с докладом о языке идиш, занимался ивритом, изучал Тору . И. М. Лангер , обучавший Кафку ивриту, познакомил его с хасидизмом . В конце жизни Кафка становится близок к идеям сионизма и принимает участие в работе Еврейского народного дома (Берлин), лелеет мечту о переселении в Эрец-Исраэль с подругой последнего года жизни, Дорой Димант, однако считает себя недостаточно очищенным духовно и подготовленным к такому шагу. Характерно, что свои ранние произведения Кафка публиковал в ассимиляторском журнале «Богемия», а последние - в берлинском сионистском издательстве «Ди шмиде». При жизни и в первое десятилетие после смерти Кафки с его творчеством был знаком лишь узкий круг ценителей. Но с приходом нацизма к власти в Германии, в годы Второй мировой войны и особенно после нее творчество Кафки приобрело международную известность. Влияние творческого метода Кафки, характерного для модернистской литературы 20 в., в разной мере испытали Т. Манн

Эпитет «кафкианские» вошел во многие языки мира для обозначения ситуаций и чувств человека, попавшего в лабиринт гротескных кошмаров жизни.

ФРАНЦ КАФКА
(1883-1924)

Чтоб лучше осознать сущность произведения Кафки «Перевоплощение», нужно отлично знать актуальный путь самого создателя. Только детализированное осознание биографии Франца Кафки позволит лучше осознать раскрытия судьбы «маленького человека» в обществе через произведение «Перевоплощение». Часто фантастичность произведения отвлекает неопытных читателей от сущности произведения, но для тех, кто вправду почитает философские глубины творчества Кафки, это произведение будет достаточно увлекательный и менторский. Но до того как разглядеть само произведение, его особенности, необходимо обратиться к биографии Ф. Кафки.

Кафка — австрийский писатель, пражанин. Домик, где он родился в 1883 году, находится в одном из узеньких переулков, ведущих к громадине собора Святого Витта. Связь писателя с городом — магический и полный противоречий. Любовь-ненависть сравнима разве с той, что он испытывал к отцу-буржуа, то выбился из бедности и так и не сообразил собственного превосходного отпрыска.
Кое-где меж простецким мудростью Ярослава Гашека, что породила Швейка, и катастрофической фантазией Франца Кафки, создателя Грегора — героя новеллы «Перевоплощение»,- заключается ментальность пражан, которые пережили и столетия под Германией и Австрией, и годы фашистской оккупации, и десятилетия в объятиях «старшего брата».

В нынешней свободной, бурно растущей, неусыпной Праге, что завлекает туристов со всего мира, Франц Кафка стал одной из культовых фигур. Он находится и на книжных прилавках, и в трудах институтских ученых, и на сувенирных майках, которыми бойко ведут торговлю на Вацлавской площади. Тут он конкурирует а президентом Гавелом и бравым бойцом Швейком.

Стоит увидеть, что не только лишь большевики, прямо за Маяковским, воплотили имена собственных наркомов, артистов, писателей в пароходы и строчки. Если не лайнер, то экспресс назван именованием ангора «Перевоплощение». Кстати, и в столице Баварии есть улица Кафки.

Творчество и имя Франца Кафки достаточно популярны на Западе. В почти всех произведениях заграничных писателей просто выявить мотивы и образы, которые навеяны конкретно творчеством Кафки,- она повлияла не только лишь на живописцев, которые принадлежали литературному авангарду. Кафка принадлежит к числу тех писателей, осознать и объяснить которых не так просто.
Франц Кафка родился в семье пражского еврея, оптового торговца галантерейными продуктами, в Праге (1883 г.) Благоустройство семьи равномерно рос, но дела из нутри семьи остались при всем этом в мире темного мещанства, где все интересы сосредоточились на «деле», где мама бессловесная, а отец хвастает тем унижением и невзгодами, которых он подвергся для того, чтоб выбиться в люди. И в этом черном и затхлом мире родился и рос писатель не только лишь хрупкий и слабенький на физическом уровне, да и чувствителен ко всякому проявлению несправедливости, неуважения, грубости и корысти. Писатель в 1901 году поступает в Пражский институт, поначалу изучает химию и германистику, потом юриспруденцию. После окончания института работает в суде, страховом бюро где работает практически до конца жизни.

Произведения Кафки достаточно образные, метафорические. Его маленькое сочинение «Перевоплощение», романы «Процесс», «Замок» — это все преломленная в очах поэта окружающая действительность, тогдашнее общество.

При жизни Ф. Кафки узрели свет такие книжки: «Созерцание» (1913), «Кочегар» (1913), «Перевоплощение» (1915), «Приговор» (1916), «Сельский доктор» (1919), «Голодар» (1924).

Главные произведения были изданы после погибели писателя. Посреди их «Процесс» (1925), «Замок» (1926), «Америка» (1927).

Произведения Кафки перевоплотился в умственные бестселлеры. Есть различные предпосылки таковой популярности: наглядность подтверждений старой сентенции, что навязывается: «Мы рождены, чтоб Кафку сделать прошедшим»,- все-же навряд ли разъясняет все и до конца. Как не пробовали представить Кафку творцом бреда, что воцарился в мире, такое чтение является только одной из граней его творческой особенности: значимой, но не определяющей. Из дневников это видно сходу.

Дневники в общем много чего корректируют в сложившихся представлениях» которые собственной стойкостью превратили Кафку если не знак, то на важное имя с определенным набором нотаций. Чувствуя, что записи, которые делались Кафкой только себе, время очень не отвечают суждением о нем, что стали безусловными для массового сознания, душеприказчик и 1-ый биограф писателя Макс Брод не торопился с их публикацией. 1-ая сборка появилась только через 10 лет после того, как были написаны два именитых романа, а прямо за этим и «Америка».

Кафка в жизни казался неуверенным внутри себя, измученным сомнениями относительно собственной литературной и людской состоятельности. Какие чувства испытал бы Кафка, если б ему довелось дожить до дней запоздалой славы? Вероятнее всего кошмар — дневники, в каких он откровенен, как нигде больше, делают такое предположение практически бесспорным. Ведь о Кафке всегда задумываются как о явлении, и даже не столько литературное, сколько соц, потому всераспространенным становится словечко «кафкианский» — определение, трактует нелепость, сходу к знанию, так как кому-то это понятно из собственного грустного опыта,- и книжки этого пражского изгоя начинают восприниматься как некоторый белетризованое пособие для того, кто изучает механику полного либо бюрократического всесилия катастрофического алогизма, повседневности.

Но он не желал быть «явлением». Наименее всего он понимал себя как репрезентативную фигуру, так как так никогда и не ощущал настоящей причастности к тому, чем жили, к чему стремились другие. Расхождение с ними, болезненные незримые барьеры — вот предмет более мучительных раздумий, которыми переполняются дневники в протяжении 13-ти лет, что Кафка их вел, перевернув последнюю страничку в июне 1923-го, наименее чем в месяц до погибели.

Эти рассуждения практически постоянно носят форму горьковатых упреков себе. «Я разделен от всех вещей пустым местом, через границы которого я даже и не стремлюсь пробиться»,- что-то в таком духе повторяется вновь и вновь. Понятно, как тяжело переживал Кафка собственный сердечный паралич, как он в большинстве случаев именует это равнодушие, что не оставляет «даже щелки для сомнения либо веры, для любовной омерзения либо для отваги либо ужаса перед кое-чем определенным».

Последнее уточнение в высшей степени принципиальное: равнодушие не была нечувствительностью. Она была только следствием особенного психического состояния, что не позволял Кафке ощущать как что-то суровое и принципиальное для него все то, что не достаточно определенность и значимость в очах среды. Идет ли речь о карьере, о брачные перспективы («если я доживу до сорока лет, то, наверняка, женюсь со старенькой телкой заблаговременно, не прикрытой верхней губой зубами»), даже о мировой войне, что началась — он задумывается по-своему, отлично понимая, что этой личностью мысли и чувства только возрастает его нескончаемое одиночество и что здесь ничего не поправить. «Какой умопомрачительный мир теснится в моей голове! Но как мне освободиться от него и высвободить его, не разорвав?»

Творчество Кафки много раз пробовали объяснить конкретно как такое освобождение, так как в том же аккаунте 1913 года сказано, что избавиться от химер, которые обуяли сознанием, очень нужно «для того я и живу на свете». Но если и взаправду проза была для Кафки попыткой подобного «вытеснения», следствием была беда, ведь читателям дневников это видно очень верно — никакой сублимации не вышло: комплексы, раздражение, ужасы только усиливались в Кафки с каждым прожитым годом, и тональность записей делалась только более драматичной. Хотя капитуляции не было. Просто с каждым годом Кафка все больше убеждался в том, что при всей собственной людской сущностью он, на фоне окружающего, другой, что он существует вроде бы в другом измерении, в другой системе понятий. И что это, фактически, есть магистральный сюжет его жизни — означает, его прозы тоже.

Он вправду другой во всем, прямо до мелочей, другими словами, если приглядеться, его ничто не сближает и не роднит хотя бы с теми, кто сыграл вправду огромную роль в его судьбе, как тот же Брод, Фелица Бауэр, чешская журналистка Милена Есенска, с которыми было двое помолвки, оба разорваны. Томная ситуация, что повсевременно вызывает у Кафки приступы омерзения к для себя либо неодолимое чувство полной безнадежности. Он пробует биться с собой, пробует взять себя в руки, но такие настроения завладевают им так очень, что от их уже нет защиты. Тогда и возникают записи, которые молвят сами за себя, как вот этот, относительно октября 1921-го: «Все — иллюзия: семья, служба, друзья, улица; все — фантазия, более-менее близкая, и супруга — фантазия; блежайшая же правда исключительно в том, что ты бьешься головой о стенку камеры, в какой нет ни окон, ни дверей».

О Кафке пишут как о аналитика отчуждения, что сказалось на всем нраве человечьих отношений в тогдашнем жизни, как о писателе, наделенного особенным даром изображения различных соц деформаций, как о «пессимистического конформиста», которого почему-либо противопоставили ужасным фантомам, что сделались более реальными, чем видимая возможность, как о прозаике, который всегда ощущал грань меж умопомрачительным и тем, что познается. Все справедливо, и, но, не исчезает чувство, что отдельного, пусть и очень существенное, принимается за сущность. Пока не произнесено ключевое слово, интерпретации, даже самые изобретательные, что опираются на испытанные факты, все равно будут смотреться недостающими. Либо по последней мере, упускают нечто первостатейное принципиальное.

Слово произнес сам Кафка, при этом много раз: это слово — одиночество, и что такое абсолютное, «что его может именовать только российский» В его дневниках оно нередко заменяется синонимами, и Кафка гласит про вновь пережитый им нестерпимое состояние, когда становится томным хоть какое общение, об освоении собственной обреченности на несчастье, о том, что везде и всегда он себя ощущает чужим. Но, на самом деле, описывается все та же незримая камера без окон и дверей, все то же «головой о стенку», что становится уже не актуальной, а метафизической реальностью. Она припоминает о для себя и в грозовые минутки, в обстоятельствах, а ежедневник ее фиксирует с беспримерной полнотой показания.

Бывали годы, когда Кафка делал только обрывочные записи, а 1918-й отсутствует в общем (как типично! Ведь это был год окончания войны, крушения Австро-Венгрии, германской революции — столько событий, но они как будто не задели Кафки. У него собственный отсчет времени, который сам по для себя не способен ни ослабить, ни усилить за длительное время до всех исторических встрясок знакомое ему чувство, что жизнь, по последней мере, его фактически, трагедия,- чувство «сплошной несостоятельности»). Он мог навечно убрать со стола свои тетради, но все равно знал, что дневника не оставит: «Я должен сохранить себя тут, ведь только тут это и удается мне».

Но, кажется, исключительно в дневниках, в свободном коллажи набросков, фрагментов, по жарким следам записанных снов, литературных и театральных воспоминаний, перемежающиеся горьковатыми размышлениями о собственном реальном и будущем,- исключительно в книжке, которой никогда не судьба было стать книжкой, так завершено и достоверно воплотился образ Кафки. Именно поэтому, зная, как много значили для литературы романы и новеллы, все-же самым значимым текстом Кафки, наверняка, вправду стоит именовать дневники, где любая страничка заполнена кое-чем нужным и восхищает дополняет рассказ о писателе, чья жизнь тоже была произведением, составил такую важную повествование в истории современности.

Довольно обширно известным литературным произведением Ф. Кафки есть его дневники, которые никак не должны попасть в руки сторонних читателей. Но судьба распорядилась так, что они остались после погибели писателя.
Из всей кучи дневников он не достаточно поддается чтению. Но чем меньше вникаешь в ежедневник Кафки, тем лучше понимаешь, что это конкретно его ежедневник. Встревоженная идея отчаливает в Австро-Венгрии, подданным которой и был еврей Франц Кафка. Сама эта смесь может настораживать! Кафка, невзирая на то, что чехи считали его за немца, так как писал он конкретно на этом языке, немцы за чеха,- конфликтовал со своим народом. В этом наибольшая катастрофа. Человек с прирожденными государственными чертами, с достоинством, но без пристанища родины. Уже 2-ая причина «ужасных» кафкианских дневников — семья. Отец, который с ремесленника семьи влиятельным фабрикантом, заставлял отпрыска идти за ним. Тут, в дневнике, появляется раздвоенность в употреблении слова «труд». Самым основным Кафка считал свое письмо. Но любовь к папе, ужас причинить ему боль (как и мамы, как и возлюбленной девице), вызывает еще больший трагизм. В первом случае, с папой, он не может не слушаться клича крови, в другом — не имеет права предать собственное дарование, а позже уже нанести боль Милене. Все его жизнь держалась на ужасных разрывах: с возлюбленными, с родными, с близкими. И в этом смысле ежедневник Кафки — конкретно ежедневник, так как он интимный и непонятный. Тут прямо прочитывается разговор с тем невидимым, что дает ему таинственные сны. Он не колеблется в их порочности. Но эта порочность спроектирована лишь на него, запертая в самом Кафке. Он болезненно чувствует вокруг себя вакуум, пустоту жизни. Он прибегает к гигантской пробы выстроить свою мастерскую, которая завершается поражением. И он сам ее признает в завещаниях, оговорив, что все его произведения будут по погибели уничтожены. Кафка сообразил, что он является только орудием в руках Господа Бога. Но упорно, как тот жук, пробовал выкарабкаться, вылезти из человечьих привычек: на страничках он перечисляет скучноватые пьесы чужих создателей, чужие рассказы, бытовые сцены, спутаны вкупе с его новыми произведениями. От дневника, от его страничек часто-густо веет пустотами, скучноватыми монологами собственных болячек.

Впереди еще большая бойня. 1-ая масштабная мясорубка. Впереди дело Дрейфуса. Еврейство начинает выходить на мировую арену более уверенно, евреи занимают высочайшие чиновничьи посты, но остается нерешенной неувязка «гетто»: если ты живешь в христианском государстве, ты по последней мере должен осознавать, по каким принципам развивается общество. Еврей Франц Кафка пробовал рассечь, понять общество с чужой для него культурой. Он не был изгоем в еврейских семьях, как Шолом-Алейхем. Кафка, чтоб избежать проклятия, заходит в сны, живет снами. Серебряные огромные зеркала, где время от времени писатель с страхом лицезреет морду Сатаны. Его колебания меж верой в Бога и чисто прикладной верой в искусство. Для Кафки ночь — время сладкий ужас, в каком он может уединиться; то кошмар ужасов: перед писателем пустые листы бумаги, мука, боль. Но это не муки творчества. Это быстрее муки визионерства. Его пророческие видения очень мелочные, чтоб претендовать на петлю пророка. «Предсказание» Кафки в том, что он сконцентрировался лишь для себя. Удивительно, что его туманные королевства, замки через несколько 10-ов лет зарастут зловонным тряпьем тоталитарных режимов. Его сомнения, колебания напоминают ходу священника перед службой. Чистку. Омовение. Проповедь. Но нередко Кафка опасается проповедовать — в этом его преимущество, а не ошибка, как считают многие его исследователей. Его писания — это созерцание мессы небольшим еврейским мальчуганом, который пробует осознать, что в том другом, христианском, мире происходит.

Умер величавый австрийский писатель в 1924 году. Похоронен в Праге. Творчество его и на сей день остается животрепещущей, увлекательной и не открытой сполна. Каждый читатель находит в его произведениях что-то свое. Принципиальное, неповторимое…

Сегодня интересно-все.ру подготовил для вас интересные факты о жизни и творчестве мистического писателя.

Ф ранц Кафка

В мировой литературе его произведения узнаются из за уникального стиля. Про и о абсурде еще ни кто не писал, так красиво и интересно.

Б иография

Франц Кафка (нем. Franz Kafka, 3 июля 1883, Прага, Австро-Венгрия - 3 июня 1924, Клостернойбург, Первая Австрийская Республика) - один из выдающихся немецкоязычных писателей XX века, бо?льшая часть работ которого была опубликована посмертно. Его произведения, пронизанные абсурдом и страхом перед внешним миром и высшим авторитетом, способные пробуждать в читателе соответствующие тревожные чувства, - уникальное явление в мировой литературе.

Кафка родился 3 июля 1883 года в еврейской семье, проживавшей в районе Йозефов, бывшем еврейском гетто Праги (ныне Чехия, в то время - часть Австро-Венгерской империи). Его отец - Герман (Ге?ных) Кафка (1852-1931), происходил из чешскоязычной еврейской общины в Южной Чехии, с 1882 г. являлся оптовым торговцем галантерейными товарами. Фамилия «Кафка» чешского происхождения (kavka означает буквально «галка»). На фирменных конвертах Германа Кафки, которые Франц часто использовал для писем, изображена в качестве эмблемы эта, со вздрагивающим хвостом, птица.

Отношения Кафки со своим деспотичным отцом являются важной составляющей его творчества, преломлявшегося также через несостоятельность писателя как семьянина.

Кафка при жизни опубликовал четыре сборника - «Созерцание», «Сельский врач», «Кары» и «Голодарь», а также «Кочегар» - первую главу романа «Америка» («Пропавший без вести») и несколько других коротких сочинений. Однако главные его творения - романы «Америка» (1911-1916), «Процесс» (1914-1915) и «Замок» (1921-1922) - остались в разной степени незавершёнными и увидели свет уже после смерти автора и вопреки его последней воле.

Ф акты

Франц Кафка является одним из главных маскотов Праги.

маскот – от фр. mascotte - «человек, животное или объект, приносящий удачу»Персонаж-талисман

Франц Кафка - австрийский писатель еврейского происхождения, который родился в Праге, писавший, преимущественно, на немецком языке.

Музей Франца Кафки - музей, посвящённый жизни и деятельности Франца Кафки. Находится в Праге, на Малой Стране, слева от Карлова моста.

Экспозиция музея включает все первые издания книг Кафки, его переписку, дневники, рукописи, фотографии и рисунки. В книжном магазине музея посетители могут купить любое произведение Кафки.

Постоянная экспозиция музея состоит из двух частей - «Экзистенциальное пространство» и «Воображаемая топография».

«Между Испанской Синагогой и костелом Святого Духа в Старом городе находится необычный памятник - памятник знаменитому австро-венгерскому писателю Францу Кафке.
Бронзовая скульптура, изготовленная по проекту Ярослава Роны, появилась в Праге в 2003 году. Памятник Кафке составляет 3,75 метров в высоту, а весит он 700 килограмм. Памятник изображает писателя на плечах у гигантского костюма, в котором отсутствует тот, кто его должен носить. Памятник отсылает к одному из произведений Кафки «»История одной борьбы»». Это история о человеке, который верхом на плечах другого человека бродит по улицам Праги.»

При жизни, Кафка имел множество хронических заболеваний, которые подрывали его жизнь - туберкулез, мигрень, бессонница, запоры, нарывы и другие.

После получения докторской степени по юриспруденции Кафка всю жизнь исправно прослужил чиновником страхового общества, этим зарабатывал на хлеб. Он ненавидел свою работу, но много занимавшийся страховыми случаями в промышленности, первым изобрел и внедрил жесткую каску для рабочих, за это изобретение, писатель получил медаль.

Во дворе перед домом-музеем Франца Кафки установлен Фонтан-памятник писающих мужчин. Автором является Давид Черныи?, Чешский скульптор.

Франц Кафка опубликовал при жизни только несколько рассказов. Будучи тяжело больным, он попросил своего друга Макса Брода сжечь после смерти все его работы, включая несколько неоконченных романов. Брод эту просьбу не выполнил, а, наоборот, обеспечил публикацию произведений, принесших Кафке всемирную славу.

Рассказы и размышления писателя - отражение его собственных неврозов и переживаний, которые помогали ему преодолеть свои страхи.

Его романы «Америка», «Процесс» и «Замок» так и остались незавершенными.

Не смотря на тот факт, что Кафка был внуком кошерного мясника, ол был вегетарианцем.

У Кафки было два младших брата и три младших сестры. Оба брата, не достигнув и двухлетнего возраста, скончались до того, как Кафке исполнилось 6 лет. Сестер звали Элли, Валли и Оттла (все три погибли во время Второй мировой войны в нацистских концентрационных лагерях в Польше).

Замок” Франца Кафки признан одной из главных книг XX столетия. Сюжетный рисунок романа (поиски дороги, ведущей к Замку) весьма прост и одновременно предельно сложен. Он притягивает не в силу закрученных ходов и запутанных историй, а вследствие своей параболичности, притчевости, символической многозначности. Художественный мир Кафки, сновидчески зыбкий, захватывает читателя, затягивает в узнаваемо-неузнаваемое пространство, пробуждает и предельно усиливает ощущения, которые до этого были скрыты где-то в глубинах его потаенного “Я”. Каждое новое прочтение “Замка” – это новый рисунок пути, которым бредет в лабиринте романа читательское сознание…

“Замок” есть, вероятно, теология в действии, но прежде всего это индивидуальный путь души в поисках благодати, путь человека, который вопрошает предметы этого мира о тайне тайн, а в женщинах ищет проявлений дремлющего в них бога”.
Альбер Камю

“Все сочинения Кафки в высшей степени напоминают притчи, в них много поучения; но лучшие его творения подобны кристаллической тверди, пронизанной живописно играющим светом, что достигается иногда очень чистым, часто холодным и точно выдержанным строем языка. “Замок” – произведение как раз такого рода”.
Герман Гессе

Франц Кафка (1883-1924) – интересные факты от жизни всемирно известного австрийского писателя обновлено: 14 декабря, 2017 автором: сайт

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения