Петросян биография год рождения. Биография евгения петросяна. Все жены Петросяна: семейные фото

Слухи о проблемах в отношениях между супругами Евгением Петросяном и Еленой Степаненко появились несколько лет назад. Еще в 2008 году СМИ писали, что юмористы не живут вместе, а причиной расставания стала эффектная 26-летняя блондинка Татьяна Подольская, которая была личной помощницей Петросяна.

Однако официального развода за этим не последовало. Но спустя десять лет иск о расторжении брака и разделе имущества все же был .

Елена Степаненко стала для Евгения Петросяна четвертой женой. Они прожили вместе 32 года. Близкие говорили, что именно с ней Петросян нашел свое счастье.

«Ридус» решил вспомнить бывших жен известного юмориста и причины их расставания.

Когда Евгений Петросянц (его настоящая фамилия) приехал в Москву из Азербайджана, он стал работать конферансье на концертах. Там он и встретил свою первую жену. Девушка была сестрой знаменитой балерины Викторины Кригер . Пара поспешно заключила брак, но он был недолгим. Вскоре после рождения дочки, которую назвали Викториной в честь знаменитой родственницы, Евгений Петросян встретил новую любовь.

Сейчас дочери юмориста 49 лет. Она проживает в США, воспитывает двух сыновей и руководит компанией по производству эксклюзивных игрушек из стекла Mark Andreas Collection.

Новым увлечением Петросяна стала Анна Козловская , дочь известного оперного певца Ивана Козловского. Девушка была очень красива и работала конферансье вместе с Петросяном. Молодые много времени проводили времени и не заметили, как влюбились друг в друга.

Козловская и Петросян

Второй брак Петросяна тоже был недолгим. С Козловской они прожили вместе пару лет, потом женщина встретила другого и уехала с ним в Грецию.

Два года назад 68-летняя Анна Козловская в одном из интервью назвала Петросяна порядочным человеком. Она вспомнила, как в молодости они вместе ходили в ресторан на Останкинской башне. Позже Козловская увлеклась прозой и стала писать. В Союзе писателей она познакомилась с греком Костасом Варналисом и влюбилась в него.

Женя очень страдал, но я ничего не могла с собой поделать. Это моя непростительная вина перед Женей… По моей инициативе наш брак с Петросяном распался. Я с новым мужем уехала в Грецию. Недавно вернулась на Родину, за судьбой Жени Петросяна не следила. Мы с ним не поддерживаем отношений, - цитирует Козловскую издание Peoples .

Позже Петросян встретил искусствоведа Людмилу . Жительница Петербурга была очень интеллигентной женщиной. Знакомые юмориста называли ее аристократкой. Какое-то время она даже выступала на одной сцене с Евгением Петросяном, однако потом ее стала раздражать чрезмерная занятость мужа.


1964 год

В 1979 году уже известный артист Евгений Ваганович Петросян открыл Театр эстрадных миниатюр. На кастинг пришла Елена Степаненко .

С выпускницей ГИТИСа они поженились спустя семь лет. В окружении пары говорили о том, что за многие годы совместной жизни супруги ни разу не повздорили. Их объединяли работа и увлечения.

У Петросяна и Степаненко есть одна страсть - они коллекционируют антиквариат. Их друзья, вхожие в дом, сравнивали квартиру артистов с музеем: антикварная мебель, картины известных художников, старинные вазы.

Очевидно, супругам есть что делить при разводе. Шестого августа Хамовнический суд Москвы рассмотрит иск Елены Степаненко о разделе совместно нажитого имущества.

По данным некоторых СМИ, супруги владеют пятью квартирами в элитных районах столицы, двумя иномарками, снегоходом и дачей в поселке Жаворонки - все это записано на 72-летнего Петросяна. За Степаненко числится лишь дача в Люберцах.

Для российских юмористов, которые много лет знакомы с Евгением Петросяном и Еленой Степаненко, их развод оказался . Артист Святослав Ещенко признался в беседе с «Ридусом», что «если люди приняли решение расстаться, значит, им уже сложно вместе».

Наверняка невозможно найти хотя бы одну семью, в которой бы не знали о советско-российском юмористе, телеведущем и писателе Евгение Петросяне. В этом году он отметит свое 73-летие, что не мешает ему продолжать радовать публику своими шутками. Наибольшая популярность к артисту пришла в 80-90-х годах. В тяжелые 90-е годы народ впитывал в себя простой юмор Евгения Петросяна и от души смеялся, забывая обо всех проблемах. Невзирая на то, что юморист не особо пользуется славой у молодого поколения, все же, и сегодня у него есть масса слушателей, которые с удовольствием смотрят его программы и ходят на его выступления. Подробнее о биографии и личной жизни артиста читайте дальше.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Евгению Петросяну

Став публичной личностью, жизнь юмориста мгновенно заинтересовала общественность. Народ хотел знать об артисте все, включая рост, возраст. Сколько лет Евгению Петросяну, а также прочие данные можно легко найти в сети. Известно, что он весит 75 кг при росте 168 см.

Конечно же, в молодости артист был подтянутым, стройным, и довольно привлекательным молодым человеком. А еще, Евгений Петросян истинный ценитель женщин, о чем свидетельствуют четыре брака юмориста. В сети также можно найти много архивных фото с участием артиста.

Биография Евгения Петросяна

Биография Евгения Петросяна берет истоки с момента рождения юмориста. Родина Евгения Вагановича – Азербайджанская ССР, Баку. Изначально фамилия артиста была Петросянц, но он решил ее сократить для работы на сцене. Родителями сегодняшней знаменитости были обычные люди, никак не связанные с творчеством. Отец трудился математиком, а мать посвятила свою жизнь домашнему уюту и воспитанию ребенка.

В то тяжелое послевоенное время все было серым и печальным, а потому не удивительно, что Евгению Петросяну понравился юмористический концерт, на который он в 7 лет впервые пошел с двоюродной сестрой.

В тот момент юный парень и понял, что желает вызывать у людей смех и дарить им шутки. Несмотря на то, что родители не одобряли выбор профессии сына, однако, не мешали добиваться ему успехов в этом направлении.

Начиная с 12 лет, Евгений Петросян упорно трудился в кукольном, народном театре, занимался разыгрыванием сценок из оперетт.

Чтобы развиваться и преуспеть в своей карьере, Евгений Петросян отправляется в Москву. Здесь он получает высшее образование, которое станет хорошим толчком для артиста и его будущего. Начиная с 1964 года, юморист трудился под руководством Леонида Утесова конферансье в Государственном оркестре РСФСР. В этом же году состоялся его дебют на телевидении, ему доверили вести передачу в прямом эфире. Спустя 5 лет, он уходит на новое место работы в Москонцерт. Тут же юморист впервые представил свою программу «Доброе дело и кошке приятно».

Первым личным проектом артиста стал «Трое вышли на эстраду», в котором также участвовали Лев Шимелов и Альберт Писаренков.

Стремясь развиваться, юморист поступает в ГИТИС, а в 1985 году получает Заслуженного артиста РСФСР, а еще через несколько лет удостоится звания Народного артиста РСФСР.

Изначально артист просто выступал со сценками, потом и сам стал основателем концертной программы, где часто звучали и его авторские шутки. Он добился немалого успеха в пародировании, эстрадной клоунаде, а его шутки нравятся широкому контингенту зрителей.

В конце 70-х Евгений Петросян создает свой Театр эстрадных миниатюр Петросяна. Начиная с 1987 года, он трудился в известной юмористической программе «Аншлаг». Через 7 лет артист основывает свою юмористическую программу «Смехопанорама». Некоторое время Евгений Петросян также являлся руководителем юмористического театра «Кривое зеркало», в котором, конечно же, нередко показывал и свои работы.

Многие сотрудники Евгения Вагановича, видя как он тщательно готовится к работе, поражались, с какой серьезностью подходит артист к своим выступлениям. На сцене кажется, будто все легко и просто, на самом же деле, прежде чем выйти на публику, артист долго и упорно работал.

В свои 73 года Евгений Петросян продолжает развивать карьеру юмориста, хотя не все хорошо откликаются о его творчестве. К примеру, молодежь, часто высмеивает артиста за примитивные шутки, а также иногда его обвиняли в том, что идеи для выступлений он берет из сети. Сам юморист отрицает этот факт, объясняя популярностью его программы, монологи из которой тут же оказываются в сети.

В 2009 году Евгений Петросян провел встречу с несколькими популярными влогерами, которые ранее высмеивали его творчество. Надо сказать, что они остались под впечатлением, ведь артист на сцене и Евгений Ваганович в реальности – разные люди.

Личная жизнь Евгения Петросяна

Очень насыщенной частью биографии артиста является личная жизнь Евгения Петросяна. Первый брак популярного российского артиста был не долгим, но именно благодаря первой супруге Евгений Петросян познает радость отцовства. В 1968 году родилась его дочь Викторина Петросянц. Это его единственный ребенок, поэтому именно первые супружеские отношения мужчина запомнил надолго, невзирая на то, что они окончились разводом.

Второй брак артиста с Анной Козловской просуществовал чуть больше года, женщина была старше его на 7 лет.

Потом свой выбор Евгений Петросян остановил на искусствоведе из Ленинграда – Людмиле. Его избранница была представительницей интеллигенции, аристократкой. Несколько раз третья супруга юмориста даже выступала с ним на сцене. Все же, постоянная загруженность и отсутствие мужа дома стало причиной развода, инициатором которого выступила Людмила.

Четвертой и нынешней женой Евгения Петросяна является не менее известная артистка Елена Степаненко. Их знакомство состоялось еще в 1979 году, когда Елена пришла пробоваться на работу в театр. Роман завязался довольно быстро и уже спустя год, пара узаконила отношения. С тех пор они не только семья, а также часто вместе работают. Многие сетуют о том, что именно благодаря своему известному супругу Евгению Петросяну, женщина добилась таких успехов на сцене и стала узнаваемым и востребованным юмористом.

Семья Евгения Петросяна

На данный момент семья Евгения Петросяна – это его супруга Елена Степаненко, а также дочь от первого брака Викторина и два внука. Из некоторых источников известно, что в 80-х у юмориста с дочкой были серьезные размолвки, из-за которых дочь не общалась с отцом целых 10 лет. Она уехала в Штаты, там вышла замуж и родила двоих детей. Именно решение об отъезде в Америку и стало причиной ссоры, которая длилась годами. Но, все же, они помирились, а артист души не чает в своих внуках – Андреасе и Марке. Викторина навещает отца, однако во время ее визитов, она останавливается в гостиницах. Некоторых поговаривают, что супруга Евгения Петросяна не очень ладит с его дочерью.

Дети Евгения Петросяна

Если искать в сети информацию по теме «Дети Евгения Петросяна», то можно наткнуться лишь на его единственного ребенка – дочь Викторину. Это правда, за 4 брака у юмориста лишь один ребенок, с последней супругой Еленой Степаненко он в браке 38 лет, но детей пара так и не заимела. Какова причина тому, что у Евгения и Елены нет совместных детей не известно.

В то время как артист налаживал свою , отношения с дочерью окончательно дали трещину. Возможно, это как-то взаимосвязано, а может просто совпадение. Так или иначе, доподлинно известно, что основной причиной ссоры юмориста и его единственной дочери стало решение Викторины иммигрировать в Америку.

Дочь Евгения Петросяна – Викторина

Первая и единственная дочь Евгения Петросяна – Викторина, родилась в первом браке артиста, когда ему было 23 года. Сегодня ей уже 50 лет и она уже давно мама двоих сыновей- Андреаса и Марка. Мальчики родились в США, куда уехала Викторина еще в 80-е годы. Соответственно, муж и отец ее детей, скорее всего, также проживает там, о нем никаких сведений не имеется.

Несмотря на слухи о плохих отношениях супруги юмориста и Викторины, в сети можно найти милые семейные фотоснимки, где все они рядом и улыбаются.

Жена Евгения Петросяна – Елена Степаненко

Четвертая и нынешняя жена Евгения Петросяна – Елена Степаненко, заслуженная артистка . Женщина была замужем во время знакомства с будущим супругом и юмористом, однако, вскоре ушла от первого мужа к Евгению. Поговаривают, что ее первый муж внешне очень похож на Евгения Вагановича.

Пара в браке уже 38 лет и олицетворяет эталон супружеских отношений. Возможно, именно совместная работа и страсть к сцене сделала их семью крепкой. Они проводили друг с другом много времени дома и на работе.

Очень часто пресса интересуется, почему после стольких лет брака у пары нет наследников? Но на эту тему супруги разговаривают не охотно.

Фото Евгения Петросяна до и после пластики

Многие пользователи сети Интернет ищут фото Евгения Петросяна до и после пластики. Возможно, некоторые думают, что артист прибегал к услугам пластического хирурга в силу своей профессии и возраста, но это не так. Конечно, с возрастом люди меняются, но, посмотрев на юмориста, вряд ли можно заподозрить его в пластике. Чаще всего к этому прибегают женщины, а Евгений Ваганович никогда не пользовался услугами пластического хирурга. Мужчина стареет и воспринимает это как естественное явление. Впрочем, в свои 73 года он выглядит неплохо. В применении пластики скорее можно заподозрить его супругу Елену Степаненко, о чем нередко можно прочесть в сети.

Инстаграм и Википедия Евгения Петросяна

Инстаграм и Википедия Евгения Петросяна – источники, из которых общественность черпает свежую информацию об известном артисте. Кстати, страничку в популярной соцсети юморист завел относительно недавно, но у него уже насчитывается свыше 43 тысяч подписчиков. Здесь Евгений Петросян часто выкладывает фото с гастролей, на которых запечатлены рабочие моменты, также тут можно увидеть обычные снимки или фото с различными отечественными знаменитостями. Не менее интересными снимками, которые Евгений Петросян выкладывает в Инстаграм, являются архивные фото, где он совсем юный.

Евгений Петросян все еще ездит на гастроли не только по всем городам России, но и в другие страны. На счету уважаемого артиста миллионы поклонников его творчества по всему миру.

Известный юморист с богатейшей творческой судьбой был женат четыре раза, а вот дети Евгения Петросяна – это всего одна дочь, рожденная его первой женой. Впервые он женился в двадцать лет на младшей сестре известной в те годы балерины Викторины Кригер. В это время Петросян уже работал в труппе Народного драматического театра и был задействован в нескольких спектаклях. В начале семидесятых Евгений Ваганович был удостоен звания лауреата IV Всесоюзного конкурса артистов эстрады и связанного с этим улучшения материального благосостояния.

Он, а вместе с ним и его жена, были счастливы, ведь теперь им удалось после десятилетнего скитания по съемным квартирам получить собственное жилье – отдельную квартиру на Садовом кольце. Примерно в это же время его поклонники узнали, кто дети Евгения Петросяна – его шестилетняя дочка Викторина с большой сцены она прочитала стихотворение «Про папу». Это ее выступление состоялось на концерте в честь праздника Восьмое марта. Когда после своего выступления Вика подошла к Петросяну и назвала его папой, зрительный зал накрыло овациями.

Так случилось, что с мамой Вики Евгений Петросян разошелся, когда дочка была еще совсем маленькой. Несмотря на это, у Викторины всегда были превосходные отношения с отцом, пока он не женился в четвертый раз на актрисе Елене Степаненко. Возможно, это простое совпадение, но с этого момента Викторина перестала общаться с отцом. В свое время она, как и отец, хотела стать актрисой, но потом ее мечты изменились, и девушка выучилась на искусствоведа. Подлило масла в огонь и еще более ухудшило отношения отца с дочерью ее желание эмигрировать в Америку. Петросян был категорически против и не хотел давать своего согласия на этот отъезд. И все же, Викторина настояла на своем, а Евгений Ваганович в ответ вообще прекратил с ней общаться, и длилось это почти десять лет.


На фото Петросян со своей дочерью

Евгений Петросян с детства стремился к творчеству. Уже будучи взрослым он был всегда окружен людьми искусства, причем и женского пола тоже. Именно поэтому все жены Евгения Вагановича так или иначе были связаны с театром или телевидением. Самой яркой супругой без сомнения является Елена Степаненко.

Четвертая жена Петросяна, Елена Степаненко, также является артисткой разговорного жанра, поэтому с Евгением у них получился не только семейный, но и профессиональный союз.

Будущая актриса разговорного жанра 1953 году в Волгограде. Ее родители были обычными рабочими. Как и ее будущий муж, Елена Степаненко с молодых лет стремилась заниматься творчеством — она пела, танцевала и принимала активное участие постановках театра музыкальной комедии. Первый в своей жизни спектакль Елена сыграла в 11 классе.

К слову, ей досталась весьма странная роль — Степаненко сыграла проститутку, что было почти неприемлемо для школьного кружка . В конце выступления ее героиня должна была исполнить частушку, но из-за волнения забыла все слова. Не растерявшись, девушка сама придумала строки и исполнила их на одном дыхании. Зрители не заметили подвоха и после завершения спектакля зал аплодировал стоя.

После 11 классов Елена поступила в училище искусств в Волгограде. Отучившись в Волгограде один год, она решает переехать в Москву. Поводом для этого стало знакомство со знаменитым тенором Тобольцевым. Именно он на одной из репетиций услышал, как распевается Степаненко и сказал, что с таким вокалом ей обязательно нужно ехать в столицу.

Окрыленная надеждой покорить московские подмостки театров, Елена сразу успешно сдала экзамены и стала студенткой Гитиса. После окончания учебы она недолгое время работала актрисой разговорного жанра, после чего стала участницей театрального коллектива под руководством Евгения Петросяна.

В скором времени театральная труппа стала называться Московским театром эстрады. Начиная с 1980 годов к Елене приходит известность. Увлекательные миниатюры и монологи, сольные и коллективные выступления пришлись по душе советскому зрителю. Елена начинает часто путешествовать с гастролями и выступать на знаменитых концертных сценах столицы.

Со временем Московский театр эстрады становится государственным театром миниатюр. В этот момент Евгений Петросян, будучи руководителем театра, замечает талант молодой артистки. Зарождается их творческий союз. Семейные отношения начнутся немного позже, так как на то время девушка была замужем за Александром Васильевым, музыкантом из ГИТИСа.

Васильев в свое время привел ее на большую сцену и познакомил с Петросяном. Благодаря тому, что Елена была единственной, у кого четко прослеживался трагикомический талант, ее выдвигали практически на все постановки в театре. В скором времени Степаненко уходит от Васильева, и выходит замуж за Евгения.

Начиная с середины 90-х годов Елена пробует свои силы в роли режиссера различных постановок, где проявляется не только ее актерский талант. Один из спектаклей «Семейные радости» вывели Степаненко на одну ступень с Евгением. Теперь они начинают работать исключительно в дуэте и их уже невозможно представить по отдельности.

Талант актеров только подчеркивает их союз. Теперь они начинают совместные выступления не только в рамках театра. Семейный дуэт находится на пике популярности, после чего Елене присуждают почетное звание заслуженной артистки Российской Федерации.

Детей от первого брака у Елены нет. Несмотря на то, с Евгением они вместе уже более 30 лет, родить ребенка так и не получилось. Истинные причины пара озвучивать не хочет. В своих интервью Елена с юмором признается, что порой супруг доставляет ей не меньше хлопот, чем маленький ребенок. Однако, в чем же причина отсутствия наследников?

Возможно, всему виной немолодой возраст обоих на момент заключения брака или проблемы со здоровьем. У Евгения же, в свою очередь, есть единственная дочь от предыдущего брака, на данный момент она живет в США. Ну а общих детей у комиков, судя по всему, не предвидится.

Интересные заметки:

В свое время Елена отказалась от личной жизни, поставив на первое место карьеру. Со временем, когда слава захлестнула ее с головой, она свила уютное семейное гнездышко для своей немногочисленной семьи из двух человек. Евгений часто признается, что супруга отменно готовит блюда различных кухонь мира. Именно благодаря этому таланту он и разглядел в ней будущую жену.

Также Елена очень верующий человек, она регулярно посещает церковь, ездит на источники и святые места. Там она заряжается энергией и жизненными силами. Также Елена гордится тем, что ни разу не делал пластических операций. Вместе с Евгением они увлекаются антиквариатом, поэтому в их квартире очень много уникальных и интересных вещей.

В 2018 году поклонники жены Евгения Петросяна заметили, что Елена Степаненко похудела, причем очень сильно.

Худоба артистки выглядит несколько болезненной. Поклонники подозревают, что Елена Степаненко заболела, хотя, возможно, она обратилась к услугам пластического хирурга.

— Евгений Ваганович, удивительное дело: вы признанный мэтр эстрады, на профессиональной сцене более полувека, отметили 70-летие, а ощущение, что возраст над вами не властен. Признайтесь, владеете каким-то секретом?

— Секрет один: я очень люблю то дело, которым занимаюсь всю жизнь, и поэтому не устаю работать практически круглосуточно. В качестве примера могу вкратце перечислить все, чем занимался последние месяцы: написал более 40 сценариев для «Смехопанорамы» — на весь следующий год, снялся в пяти двухчасовых телефильмах «Улыбка длиною в жизнь…» — к моему 70-летию, подготовил сольный концерт, съездил на гастроли в Краснодарский край, на «Юморину» в Сочи; снял пять программ «Петросян-шоу» и теперь готовлюсь к юбилейным концертам «70 лет — уже не в обед», которые будут проходить в Москве и Петербурге.

— Вот это ассортимент — фантастика! А к слову, как вы воспринимаете юбилей?


— Знаете, я давно исследую юмористический фольклор, собираю все самое смешное, интерпретирую по-своему и представляю либо на сцене, либо в книжках. В одном из моих спектаклей я как раз озвучил определение круглых дат: «Юбилей — это когда много цветов, а ты еще жив». (С улыбкой.) Конечно, годы напоминают о том, что потихоньку ты как бы уходишь с базара. Ну возраст такой — что поделать. Зато радуешься каждому дню. Об этом же говорит один из моих эстрадных персонажей — дедушка-скептик, подсмеивающийся над всеми и над собой. Пережив клиническую смерть, он вдруг серьезно сказал сам себе: «К сожалению, я лишь сейчас начинаю понимать, как это здорово — проснуться и жить: ждать звонка, дарить цветы, нестись на машине, заниматься любимым делом, есть хлеб, пить с друзьями вино…»

— Конечно, годы напоминают о том, что потихоньку ты как бы уходишь с базара. Ну возраст такой — что поделать. Зато радуешься каждому дню. Фото: Арсен Меметов

— Интересно, а когда вы первый раз выпили?

— (Смеясь.) Ух, какие вопросы вы задаете! Это был мой день рождения — лет восемь мне исполнялось. Все собрались за праздничным столом. Родителям привезли из деревни молодое вино — в огромных бутылях, четверти назывались. И вот гостям его разливают, а мне нет. «Что за безобразие, — думаю, — я тоже хочу!» Прошу: «Дайте попробовать». Мама категорически: «Еще чего, ни в коем случае! Не хватало, чтобы ты алкоголиком стал». И вдруг отец говорит: «Пусть выпьет, ничего не случится. Алкоголиков в нашем роду никогда не было и быть не может». К слову, сообщу вам примечательный факт: в Армении нет ни одного вытрезвителя.


Короче, много выпить мне конечно же не дали, но вино я все-таки продегустировал. А серьезно напился лет в двенадцать. Опять отмечали мой день рождения, детям места за праздничным столом не нашлось, и для нас поставили столик в прихожей. Дали еды, лимонад и оставили в покое. А в углу стояла четверть вина, опять же присланная отцу. И я сказал своим двоюродным и троюродным братьям: «Что, мы хуже них, что ли?» Они идею поддержали. В общем, взрослые прозевали, и мы напились основательно. (С улыбкой.) Молодое вино очень коварное. Но вообще-то я был серьезным мальчиком.

— Из какой семьи?

— Отец был ученым, математиком, преподавал в Педагогическом институте. Мать по профессии химик, работала в каком-то учреждении типа «Азнефти». Жили мы в Баку. Мама приехала туда с родителями из Днепропетровска в годы голодомора — спасались от голода. А папино семейство перебралось раньше, в 1915-м, из Шемахинской области — это тоже в Азербайджане.

Я у них был долгожданным ребенком. Всю войну не рождался, хотя родители были женаты с 1939 года и в военные годы не разлучались (папа от воинской службы был освобожден). А вот когда окончательно стало понятно, что победа не за горами, я и был спроектирован. И четыре месяца спустя после Победы появился на свет. Между прочим, имя получил непосредственно 9 мая. Мама тогда еще работала на военном заводе. После работы все остались праздновать, и кто-то из присутствующих обратил внимание на женщину в положении. В экстремальные моменты жизни каждой мелочи придается особое значение, и в тот торжественный день люди увидели не просто беременную сотрудницу, а символ — зарождающуюся новую жизнь, победу жизни над смертью. Они сказали: «Давайте сегодня дадим имя будущему человеку!» И коллективно выбрали такое, которое подходило бы и мальчику, и девочке — Женя.

В тот победоносный год в нашей стране появилось много мальчиков — так Господу было угодно. И среди них, к вашему сведению, много юмористов: Альтов, Коклюшкин, Хазанов, Якубович…

Маленький Женя Петросян с мамой Беллой Григорьевной (1951). Фото: Из личного архива Евгения Петросяна

— Удивительное совпадение. А как протекала ваша жизнь в послевоенном Баку?

— Как и везде: бедно, голодно. Хотя на Кавказе, наверное, было чуть полегче: все-таки солнечный край, много фруктов… Но все равно. Игрушек у меня лет до восьми не было вообще. Помню, когда соседскому мальчику привезли из Москвы красивую машинку, я горько плакал.

Трудности касались всех. Эйфория победы прошла, и люди озаботились новыми проблемами. Все ходили угрюмые, неулыбчивые, сосредоточенные на своих проблемах. Поэтому на всю жизнь запомнил свои впечатления от литературного концерта «Вечер юмора», на который впервые попал в семь лет. Артисты читали рассказы Чехова, Зощенко, Ардова… Я обратил внимание на зрителей: вокруг меня сидели хохочущие люди, и у них были другие лица — счастливые, радостные. Я был потрясен. С этого момента меня охватило неистовое желание дарить людям радость, смешить их.


Я начал воплощать свою мечту в жизнь. В школе, когда класс по каким-то причинам оставался без учителя, рассказывал ребятам что-нибудь веселое. Все смеялись, а я радостно думал: «Ура, получается!» Школа была моим первым тренировочным полигоном. Там все в меня верили, уверяли, что я будущий артист. Я начал заниматься в самодеятельности, был актером в народном драмтеатре и учеником кукловода в кукольном театре, выступал в агитбригадах, играл сценки из оперетт, читал фельетоны, басни, стихи, вел сольный и парный конферанс. От Клуба моряков у нас организовалась небольшая самодеятельная концертная бригадка, в нее входил молодой Муслим Магомаев. Мне было 12 лет, ему — 15; я выступал с номерами, он пел. Тесно не дружили, но общались очень хорошо и сохранили добрые отношения на всю жизнь.

Может, нескромно прозвучит, но это факт: после концерта ко мне часто приходили зрители и говорили: «Молодой человек, не бросайте это дело, мы в вас верим». В общем, проблемой выбора профессии я не был обременен, поскольку ставил перед собой одну задачу — стать артистом юмористического жанра. И совершенно четко знал, что сумею ее решить.

— А что на этот счет думали ваши родители?

— Тут надо провести грань между их отношением к моему намерению и их поступками. Безусловно, они мне говорили что-то типа: «Сначала получи нормальное образование, а потом можешь валять дурака». То есть стань полноценным человеком — инженером, ученым, медиком… А если потом останется все-таки желание актерствовать, можешь попробовать. Но мама с папой не чинили мне препятствий. Более того, со своей стороны лишь укрепляли меня в моем желании: часто водили в театры, в музеи, на концерты, в цирк. В 10 лет с их помощью я начал изучать историю искусств. А папа привил мне любовь к книгам. Его все называли «ходячая энциклопедия», и он воспитывал меня, если так можно сказать, в книжном мире: в комнате строил мне дом из книг, и я, совсем маленький, располагался там и что-то читал, картинки разглядывал.

— Просто пай-мальчик рос. Неужели не озорничали?

— От плохих компаний Бог меня хранил, а схулиганить однажды попробовал — хотел проверить себя на мужественность. Я видел, как ребята прыгают на ходу с трамвая, и решил тоже научиться. Начал экспериментировать. Но все-таки осторожничал, чтобы не попасть на рельсы под колеса, вскакивал на последнюю подножку, где колес нет. Думал: «Расшибусь, но хоть не убьюсь». И наладил это дело — у меня стало получаться

довольно ловко. Дальше решил усовершенствовать «мастерство» — взобрался, как самые отчаянные мальчишки, на буфер трамвая сзади. А там даже держаться не за что, выступов никаких нет. Это на самом деле очень опасно. И вот сижу на этом буфере, пытаюсь хоть как-то уцепиться за стекло. Трамвай вот-вот тронется и поедет под горку. Вдруг моему уху становится ужасно больно и какая-то неведомая сила стягивает меня вниз. «Силой» этой оказался мой отец. Обычно он возвращался с работы поздно вечером, а тут вернулся в два часа дня! Не иначе как Бог его послал. И он, ни слова не говоря, за ухо вел меня до самого дома. (Смеясь.) Все! Больше я никогда такими глупостями не занимался.

— А учителей разыгрывали, пародировали?

— Я всегда предпочитал розыгрыши добрые, со знаком плюс. Как-то мы с дочкой Викой разыграли одного нашего приятеля. Дело было так: я находился в Петербурге с концертами, а он — в Москве. 8 января мы с ним разговаривали по телефону. Он сообщил, что на следующий день летит в Нью-Йорк, и предложил мне тоже полететь — ведь у меня дочь там живет. Я объяснил, что устал после новогодних концертов и лететь с ним не в состоянии. А через день так вышло, что по семейным обстоятельствам мне понадобилось срочно туда вылететь. Мой друг об этом не знал. Прилетев, он позвонил Вике и предложил повидаться, она радостно согласилась, и они договорились о встрече. А я дочку предупредил: «Молчи, не сообщай ему, что я тоже здесь». Дальше происходит следующее. Вика подъезжает к гостинице, где поселился мой друг с супругой, они садятся в ее машину и едут. А я стою на улице в условленном месте, жду их — в элегантном пальто, шляпе с широкими полями. Немножко экстравагантно вырядился. Стою, ловлю машину. Вика замедляет ход: «Давайте, — говорит, — подвезем этого мужчину». Друг в недоумении: «Конечно… Надо же, как он похож на ». Она останавливается, я открываю дверь, а он смотрит на меня и… не узнает. Не может поверить, что это я. Но когда наконец понял, узнал, вы не представляете, в какой неописуемый восторг он пришел. Это был невероятный эмоциональный взрыв, сохранившийся в памяти на всю жизнь.

— Сложно вам было покорять Москву?

— Я приехал сюда шестнадцати с половиной лет, сразу после окончания школы. Даже не дождался выдачи аттестата (мне его потом прислали), так как вступительные экзамены в театральные вузы проходили на месяц раньше, чем в другие институты. Мама меня собрала, но сама поехать не могла: отец очень болел, и она ухаживала за ним. В общем, приехав в столицу, я оказался совершенно один в огромном городе, которого не видел ни разу в жизни. И начал свою самостоятельную жизнь. Снял комнатку — быт меня мало интересовал, меня волновали только

вступительные экзамены и театрально-концертная жизнь Москвы, в которую я ворвался со страшной силой: каждый вечер ходил на спектакли и концерты.

Поступил в ВТМЭИ — Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства, окончил ее. Наша выпускная программа называлась «В жизни раз бывает 18 лет», я в ней конферировал. После чего меня стали приглашать на все ведущие концертные площадки страны. Мне повезло в жизни: практически все артисты эстрады того времени, за малым исключением, были моими старшими товарищами. На сцене я их объявлял, а в жизни они относились ко мне как наставники, опекали. Называли меня сыном эстрадного полка.

— А кто был в «полку»?

— В студии мне преподавали актерское мастерство Рина Васильевна Зеленая и Алексей Григорьевич Алексеев — первый советский конферансье. Лев Борисович Миров, Мария Владимировна Миронова ставили мне номера. Леонид Осипович Утесов был моим учителем и партнером — пять лет я работал в качестве конферансье в его оркестре, да еще играл с ним разные сценки. И многие другие артисты. Все они учили меня канонам жанра, этике, что-то советовали, приглашали к себе домой, все время говорили об искусстве. Мы много общались вне сцены, и я ловил каждое их слово.

С Леонидом Утесовым (Рязань, 1965). Фото: Из личного архива Евгения Петросяна

— Вы были настолько погружены в творчество, что на любовь времени не оставалось? Или все-таки находились лазейки?

— Я действительно полностью был в творчестве, но, естественно, ничто человеческое мне не было чуждо. В Баку я был влюблен в девочку старше меня на год. О моих чувствах к ней знала вся школа, и все очень переживали, потому

что избранница была старше и игнорировала меня. Однажды я собрался с духом и назначил ей свидание, но она, увы, не пришла.

Прошло тридцать с лишним лет, и на одном из концертов мне вручает цветы какая-то женщина. Я стою на сцене, а она — внизу, в партере. Передавая мне букет, она спрашивает: «Узнал?!» А я не понял, кто это. Но потом она все объяснила. Она многие годы приходила с мужем на мои концерты.

С Еленой Степаненко и Вячеславом Войнаровским (1980). Фото: Из личного архива Евгения Петросяна

— Вы рано стали отцом. Будучи мальчишкой, прочувствовали суть отцовства или ничего про это не поняли?

Евгений Ваганович: Почему это я не понял?

Вика: Папа очень много уделял мне внимания. Но я сумела оценить это по-настоящему, лишь когда сама стала мамой. Представьте, молодой, но уже известный артист, а тут детская поликлиника, родительские собрания… Казалось бы, его вообще не должны интересовать всякие детские нужды — сапожки, курточки, колготки и прочее. При этом папа был очень занят: концерты, бесконечные репетиции, съемки и гастроли. Да и вообще он был совсем молодым, мог бы жить своей яркой, ­гламурной жизнью. Ан нет! Он часто ходил со мной всюду: в кино, театры, музеи, цирк, зоопарк, в «Детский мир» или просто гулять.

Евгений Ваганович: Боже, что ты помнишь! А что, собственно, в этом такого?

Вика: Немногие мужчины так поступают. Поразительно, что папе на все это хватало желания, времени и энергии.

Мне казалось, что папа — это праздник. У меня и до сих пор такое ощущение осталось. С папой моя жизнь всегда наполнялась чем-то красивым, вкусным, нарядным, смешными концертами, всякими подарками. Помню, когда я училась в первом классе, он подарил мне импортный махровый халат в красно-белый горошек. Сейчас, наверное, это звучит смешно, но тогда в том халате я чувствовала себя королевой. И таких примеров масса.

Евгений Ваганович: По-моему, больше всего твое воображение потрясла жвачка.

Вика: Да, благодаря этому я приобрела во дворе невиданную популярность. Нынешним молодым людям такое трудно представить.

Евгений Ваганович: Ну да, жвачки в Советском Союзе не было в помине, а я вдруг привез из-за границы, причем много.

Вика: Но ты же не просто мне ее вручил. Было так: папа приезжает и дает мне коробочку жвачки. Я обрадовалась: «Ничего себе, целая пачка!» Даже усомнилась, что все это мне одной. «Все тебе», — говорит папа. «Папочка, спасибо большое!» Он спрашивает: «Ты рада?» — «Очень!» — «Ну, — улыбается папа, — тогда возьми еще одну». От счастья я потеряла дар речи. Думаю: «Ух ты — две! Немножко дам Тане, немножко Альбине, и у меня еще столько останется! Вот здорово!» Папа спрашивает: «Рада?» Я кидаюсь его целовать: «Ой, не то слово, я в восторге!» Он говорит: «Хорошо, да? Ну, тогда на тебе третью». В итоге он вручил мне штук десять и каждый раз разыгрывал ситуацию так, что я не догадывалась о том, что будет продолжение.

Вика: мне всегда казалось, что папа — это праздник. С ним моя жизнь наполнялась чем-то красивым, вкусным, нарядным, смешными концертами, всякими подарками… У меня до сих пор такое ощущение осталось. Фото: Арсен Меметов

— Известность отца как-то отражалась на вас?

Вика: Папа был известным артистом всю мою жизнь, поэтому я не знаю, как бывает по-другому. Но, если честно, это доставляло мне скорее неудобство. Помню такой эпизод: папа приехал с шефским концертом к нам в пионерский лагерь…

Евгений Ваганович: Да? Я выступал перед пионэрами?!

Вика: И кроме пионеров, собралось еще полсела народа — все местные пришли. А я была девочка домашняя и очень

скучала. И вдруг узнаю, что приехал папа. Обрадовалась и побежала к входу. Смотрю, ажиотаж дикий: дети лезут на заборы; воспитатели, вожатые, деревенские — все столпились. Я спрашиваю: «Что случилось?», а меня оттесняют: «Отойди, девочка, не мешайся!» Я опять к кому-то обращаюсь с тем же вопросом, и какой-то мальчик мне говорит: «Да не мешай ты, Петросян приехал!» И я… расплакалась. Стою, и слезы льются по щекам. Долго так плакала.

Евгений Ваганович: Да ты что? Плакала?! Зачем? Я все равно нашел бы тебя.

Вика: Мне казалось, что они не подпустят меня к тебе. Я же тебя ждала.

Евгений Ваганович: Хочу заметить, что маленькую Вику запомнили многие зрители. В самом начале, когда только построили концертную студию в Останкино, моя семилетняя дочка выступила вместе со мной — читала стихотворение о папе. Закончив читать, Вика сказала: «Папа, пойдем домой!» Тут все узнали, что это моя дочь. Ее выступление произвело на всех неизгладимое впечатление. А еще она маленькой выступила в Центральном доме работников искусств, где я давал сольный концерт. Веселый был вечер. Вика шпарила шутливые переводы с латыни. Удивительное было явление, все были поражены, растроганы и потом в театральных кругах долго вспоминали этот ее сольный номер.

— Неужели после таких успехов не возникло желание стать актрисой?

Евгений Ваганович: Возникло. Поэтому Вика училась в школе с театральным уклоном, и в школу речи ходила, и в студии при телевидении занималась — они там читали стихи и, между прочим, раз в неделю выходили в эфир. Но когда дочка оканчивала десятый класс, намереваясь поступать на актерское отделение, я предложил ей что-нибудь мне почитать. Она почитала. И я сказал: «Особых данных не вижу. Может, они есть внутри, но сейчас не просматриваются. Я не рекомендовал бы тебе поступать, а ты думай, как тебе быть». Я считаю, что актерские династии прекрасны, если они идут по возрастающей, но когда по убывающей — это ужасно, стыдно.

В общем, Вика стала искусствоведом. Но сейчас, когда я вижу, как интересно, смешно она иногда пародирует наших знакомых, у меня закрадывается шальная мысль: «Может, я тогда погорячился? Вдруг ошибся и изменил намеченный ей путь?» Но потом возникает следующая мысль, которой я однажды поделился с Викой: «Это же был первый барьерчик на твоем пути, и если бы у тебя было неистовое желание стать артисткой — такое, например, как в свое время у меня, ты с легкостью его преодолела бы. И в этом случае я конечно же тебе помогал бы. Но у тебя настроя на преодоление не было».

— В прессе писали, что вы с дочерью поссорились и не общались аж 10 лет…

Вика: А почему не двадцать, не тридцать? Чушь какая-то.

Евгений Ваганович: Нет, мы не поссорились. Просто сложилась такая ситуация, что Вику муж увез в Америку. А я считал и считаю, что дети должны жить рядом с родителями — по-моему, это нормальная позиция. Мы растим детей для того, чтобы они были неподалеку от нас, а не на Марсе. Разумеется, я был огорчен.

— Я считаю, что дети должны жить рядом с родителями. Мы растим их для того, чтобы они были неподалеку от нас, а не на Марсе. По-моему, это нормальная позиция. С женой, дочерью и внуками Андреем и Марком (2010). Фото: Из личного архива Евгения Петросяна

— Вика, чем же вы занялись в Америке?

— По части профессии я всю жизнь занимаюсь художественными выставками в качестве куратора. А еще вырастила двоих сыновей: Андрею сейчас 20 лет, Марку — 17.

— Дедушка с внуками общается?

Евгений Ваганович: Естественно, куда же я денусь. Просто они далеко, и это, к сожалению, минимизирует наши контакты. А ребята они прекрасные — воспитанные, образованные, интеллигентные. Представляете, внук мне говорит: «Дедушка, спасибо тебе большое за то, что делаешь мне замечания». Причем совершенно искренне. И я понимаю, что у этого человека настрой на совершенствование.


Очень интересные мальчики. Андрей прекрасно образован для своих 20 лет. Учится по направлению «глобальная мировая культура» — занимается литературой, историей, языками, искусством, философией, много пишет. Работал в палаццо Строцци (флорентийский дворец эпохи Возрождения. — Прим. «ТН») на большой выставке Пикассо. Готовится к защите диссертации, в дальнейшем хочет преподавать, быть профессором литературы и искусства. Играет на фортепьяно и на ударных, хорошо поет — выступал даже в «Метрополитен-опере» в одном концерте с Пласидо Доминго.

А Марк у нас человек технический. Хотя снялся в двух фильмах, с одним из них был даже на Каннском фестивале, но от карьеры в Голливуде отказался. В этом году он оканчивает школу, планирует заниматься компьютерами и финансами.

— Он тоже говорит по-русски?

Вика: Да, прекрасно. И говорит, и пишет.

— Некоторое время назад СМИ запестрели сообщениями о том, что Петросян и Степаненко разошлись. И сейчас многие уверены, что вы в разводе. Это так?

Евгений Ваганович: Эти идиотские слухи распространялись кем-то намеренно — не понимаю, кем и для чего! Мы

с Еленой не давали никакого повода. Остается предположить, что это была чистейшей воды оплаченная заказуха. Мы с Леной даже не ссорились. Дикость какая-то. Отвратительно. И я не знаю, как это прокомментировать. Могу сказать только одно: вранье! А сегодня Лены нет здесь с нами потому, что завтра мы уезжаем и ей надо успеть собраться в дорогу, да еще сделать множество важных дел, которые она не может отменить.

— Первые, кого я увидел, вернувшись из реанимации, были жена с дочерью. Лена была рядом все время. Они с Викой поддерживали меня и молились. C женой Еленой Степаненко (2000). Фото: Из личного архива Евгения Петросяна

— Евгений Ваганович, два года назад вы перенесли операцию на сердце, а это всегда опасная история, пограничная, что ли. Как ощущали себя тогда?

— Ну, в туннелях каких-то я не был, никаких переосмыслений не произошло. Вообще кардинально ничего не поменялось. Кроме, пожалуй, увеличившегося количества таблеток. Понимаете, мне помогает сориентироваться в жизни вера. Я не сомневаюсь в том, что все в жизни происходит не просто так — на все есть воля Божья. Соответственно, и в больницу я попал не случайно. Хотя вроде бы это произошло как раз случайно: просто по какой-то надобности зашел в поликлинику, а там мне вдруг поставили диагноз.


Операцию делал профессор Лео Бокерия (академик, главный кардиохирург Минздрава, директор НЦССХ им. Бакулева. — Прим. «ТН») и его потрясающая команда. Он меня поддержал, успокоил. Перед операцией я спросил: «Ну что, Лео Антонович, мне на всякий случай попрощаться с близкими?» Я спокойно задал вопрос, без пафоса и паники. Но он замахал на меня руками: «Что ты, это ерунда, сделаем все в два счета, даже не заметишь!» Тень сомнения у меня исчезла. Я очень благодарен этому гениальному человеку.

Вика: Мне папа ничего не сказал. Я, конечно, знала, что ему надо оперироваться, но день он не сообщил — не хотел, чтобы я нервничала.

Евгений Ваганович: Но она все равно приехала.

Вика: Я как раз должна была вылетать из Нью-Йорка, и тут звонит папа. Мы разговариваем, он что-то рассказывает, о чем-то расспрашивает, а мне пора в аэропорт ехать, опаздываю на самолет, и… я себя выдала, сказала: «Что-то у тебя в больнице связь плохая». Он всполошился: «А с чего ты взяла, что я в больнице?»

Евгений Ваганович: В общем, я ничего не боялся, перед операцией спал спокойно. А врачи, наоборот, нервничали, все время ко мне заглядывали. Один, помнится, сказал: «Значит, так, Евгений Ваганович, когда проснетесь после операции, увидите перед собой белое. Не пугайтесь — это потолок». Я смеясь ответил: «Главное, чтобы потолок этот был не деревянный и не расположенный близко к носу». Врач выскочил из палаты ошарашенный.

— Вы еще и шутили в той ситуации?

— Знаете, много лет назад я выпустил книгу «Петросмешки» — второй том книги «Петросян в стране анекдотов», в которой я не автор анекдотов, а их интерпретатор. Так вот, один раздел посвящен именно смеху в медицине — как силе, побеждающей болезни. Поверьте, смех — великая живительная, терапевтическая сила. Поэтому-то спустя месяц после операции я уже выступал на фестивале юмора в Юрмале и плясал на сцене.

Вика: А в больнице был еще смешной момент. Когда папу перевели в палату, Лео Антонович велел мне переодеться в медсестринскую спецодежду. Я переоделась. И все никак не могла понять, почему сотрудники клиники на меня так

плохо реагируют. То лечащий врач за что-то отругает, то старшая медсестра. Все делают замечания — почему таблетку не дала, почему капельницу не переставила… Я переживала: «Господи, я же ничего не понимаю, за что они меня шугают?!» Нервничала, начинала суетиться, что-то искать. Вдруг пришла лечащий врач и возмущенно спросила: «А вы с какой стати тут сидите? Вам что, заняться ­нечем?!» Я ­совсем растерялась. Потом оказалось, что все приняли меня за новенькую нерасторопную медсестру.

Евгений Ваганович: В этом «институте сердца» удивительный коллектив. Я наблюдал за их работой и был потрясен. Никто там не разглагольствовал на посторонние темы, все взаимодействовали точно, четко, безупречно. И отношение ко мне было удивительное, за что я очень признателен всему медицинскому персоналу. Журналисты из желтой прессы предлагали $5 тыс. за мое фото в реанимации. Но никто не польстился. Хотя медсестры не столь богаты, чтобы отказываться от таких денег. Сотрудники клиники столько сил вложили в то, чтобы я жил, — это просто обязывает меня быть в строю.

— А супруга принимала участие в вашем восстановлении?

— Я даже не понимаю вашего вопроса. Разумеется, Лена была со мной все время. Они с Викой постоянно суетились возле меня, поддерживали и молились. Первые, кого я ­увидел, вернувшись из реанимации, были они.

— Евгений Ваганович, за полсотни лет вы стали родным человеком не только для своей семьи, но и для огромного количества людей…

— Вот это для меня очень ценные слова. Правда, за десятки лет у меня выработалось нескромное, но абсолютно точное ощущение, которое не вытравить ничем: все зрители — мои родственники, моя семья. (С улыбкой.) Вот такой я сумасшедший!

— И вас не раздражают люди? Многие артисты вне работы сторонятся их.

— Боже! Какие жуткие слова вы говорите! Я же работаю и живу для людей. И если человек подходит ко мне с добрыми глазами, говорит что-то приятное, как я могу отвернуться от него, отойти?! И почему я должен отворачиваться?

Однажды я был в подмосковном санатории, где отдыхали триста с лишним человек. И все они здоровались со мной три раза в день, просили сфотографироваться, заговаривали, рассказывали про свою жизнь. И я останавливался,

с каждым говорил. Один сказал: «Наверное, для вас это очень утомительно? Представляю, как мы вам надоели!» Я искренне ответил: «Господь с вами, это счастье для артиста».

По известному нам из фильма «Доживем до понедельника» определению, «счастье — это когда тебя понимают». Эту мысль много тысяч лет назад сформулировал великий Конфуций: «Счастье — когда тебя понимают, большое счастье — когда тебя любят, настоящее счастье — когда любишь ты». И это правда. Когда понимаешь, что ты на свете не один, что нужен людям, что любишь и любим, — ощущаешь себя поистине счастливым человеком.

Семья: жена — Елена Степаненко, эстрадная артистка; дочь — Викторина, искусствовед; внуки — Андрей (20 лет); Марк (17 лет)

Образование: окончил Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства им. Маслюкова (ВТМЭИ), ГИТИС

Карьера: артист разговорного жанра; режиссер-постановщик спектаклей («Монологи», «Доброе слово и кошке приятно», «Дураки мы все», «Когда финансы поют романсы», «Семейные радости», «Шутки в сторону» и др.); телеведущий («Голубой огонек», «Утренняя почта», «Смехопанорама», «Шутка за шуткой», «Кривое зеркало»); автор книг «Хочу в артисты!», «От смешного до великого», «Петросмешки». Народный артист РСФСР

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения