Особенности сюжета и композиции. «Композиция образов в романтической повести Александра Грина «Алые паруса» как средство раскрытия идеи»(2-ой урок) Костюм, реквизит, бутафория

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Люксюгунская основная общеобразовательная школа»

Кобяйского улуса Республики Саха (Якутия)

«И думал о счастье…»

Урок-мастерская по обучению графико-символическому анализу

повести А. Грина «Алые паруса»

Выполнила учитель

русского языка и литературы

МКОУ «Люксюгунская ООШ»

Пахомова Екатерина Владимировна

Люксюгун, 2017.

«И думал о счастье…»

«… Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».

Цели и задачи :

Познакомить учащихся с системой образов повести;

Развить культуру мышления, способствующую пониманию особенностей эпохи и ее героев;

Создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений Грина, для пробуждения «дара воображения», для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека;

Обучить графико-символическому анализу текста;

Помочь выявлению чувства, которое возникает после прочтения; показать личное восприятие текста;

Развивать творческие способности учащихся; формировать умение мыслить, делать самостоятельные выводы;

Воспитывать нравственные аспекты: любовь к ближнему, добру и красоте, целеустремленность, волю, мужество, твердость духа, благородство, взаимопонимание, веру в мечту, любовь.

В ходе просмотра иллюстраций (с использованием графико-символического анализа, разработанного д.п.н., профессором С.М. Петровой) и пересказа познакомить учащихся с системой образов повести А.С. Грина «Алые паруса»;

Научить характеризовать образы и выявлять их роль и значение в произведении (Лонгрен, Ассоль, Меннерс, Грэй);

Выделять в произведении сказочное и реальное;

Ввести понятия из теории литературы: феерия, феерическая повесть;

Развивать навыки графико-символического анализа повести;

В ходе анализа, работы над текстом способствовать формированию уважительного отношения к дружбе и любви, раскрыть важность данных понятий в жизни человека.

План урока :

1. Месть.

2. Мечта.

3. Исполнение желаний.

Словарная работа : феерия, феерическая повесть, сказочное, реальное, погребщик, Эгль, скитальческая жизнь.

Оборудование : повесть-феерия «Алые паруса» А. Грина, портрет А.С. Грина, иллюстрации к произведению (алый парус, встреча с Эглем, рассказ Эгля, мечта Ассоль, волнение, исполнение желаний), листочки с таблицами для анализа текста (для самостоятельной работы учащихся).

Ход урока:

1. Слово учителя : На предыдущем уроке вы познакомились с биографией А. Грина. Говорили о жизни и творческом пути, о его необычном жанре – феерии.

1. Феерия – фран слово фея. Волшебное сказочное зрелище.

2. Феерия – это театральная пьеса сказочного содержания.

Слово учителя : Дома вы должны были перечитать повесть А.Грина «Алые паруса». Мне бы хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями. Так как в вашей книге нет полной версии повести, я хочу вам показать иллюстрации и рассказать, что же случилось в конце повести. Внимательно смотрим на иллюстрации и слушаем мой краткий рассказ.

Учитель показывает иллюстрации:

1. Писатель Александр Грин.

2. Алый парус.

3. Встреча с Эглем.

4. Рассказ Эгля.

5. Мечта Ассоль.

6. Волнение.

7. Исполнение желаний .

2. Графико-символический анализ повести «Алые паруса».

Слово учителя : Сегодня мы научимся графико - символическому анализу художественного произведения. Для того, чтобы сделать графико - символический анализ мы должны понять, что необходимость перехода при решении каких-то заданных в буквенно-цифровой форме задач на язык графических построений часто связана с недостаточным уровнем освоения буквенно-цифрового языка, как такового, что и требует обращения к другому языку. Без понятия «контекст» трудно, а порой невозможно осмыслить и сам текст. Отправной точкой для логических построений является символическое изображение, которое помогает сформулировать проблему. Для решения проблемы нам необходимо найти из текста опорные и ключевые слова, и с помощью этих слов найти знаковое слово . Сначала я объясню вам, что такое опорные слова - это те слова, которые отражают общий смысл произведения. Ключевые слова дают углубленный смысл. И, в-третьих, знаковое слово- это главная идея повести.

Слово учителя : Теперь открыли книги на стр. 6 и достаем листочки, которые я вам раздала. Давайте попытаемся разделить повесть на две главы. О чем говорится в первой части? Сначала найдем опорные слова, затем ключевые и только потом знаковое слово. После этого нарисуем символ. Необходимо слушать и работать внимательно, так как в конце урока мы еще раз проверим вашу зрительную память и внимание. Как вы думаете, какие слова помогут вам рассказать содержание текста?

I глава – Проклятие.

Опорные слова : возвращение, соседка, история, дочь, долг, условие, обручальное кольцо, шторм, сын, лодка, вихрь, просьба.

Ключевые слова : гибельный простор, угроза, молчание, проклятие.

Знаковое слово : месть.

Слово учителя : Вторую главу попытайтесь проанализировать сами. Сначала найдите опорные слова, с их помощью попытайтесь рассказать содержание второй главы. Затем найдите слова с углубленным смыслом и исходя из них сформулируйте знаковое слово. Знаковое слово обычно отражает чувство или состояние души человека.

3.Самостоятельная работа учащихся.

II глава – Мечта.

Опорные слова : страх, замкнутость, сплетни, рассказ, приказчик, обида, грусть, опасность, игрушки, Эгль.

Ключевые слова : одиночество, ненависть, волшебник, сказка.

Знаковое слово : вера.

III глава – Исполнение желаний

Опорные слова : огромный дом, замок, капитан, погребщик Польдишок, надпись, понимание, друзья, мать, отец, низкое общество, кларнет, музыкант, люди, замешательство, корабль, Грэй.

Ключевые слова : религия, фамильное начертание, живая душа, волнение, суета, чудеса

Знаковое слово : счастье

Слово учителя : Ребята, давайте сейчас попытаемся придумать символы каждой главе. Какой символ вы поставили бы первой главе, которая называется у нас «Проклятие»?

Ребята по очереди выходят к доске и рисуют свои варианты:

Пак Володя : (крест) -

Кириллин Дьулус : (стрела) –

Гагарин Яша : (злые глаза) –

Слово учителя : А какой символ вы нарисуете во второй главе – «Мечта»?

Ефремов Миша : (облако) –

Саввин Коля : (стрела вверх) –

Андреева Айыына : (парус) –

Тимофеева Аля : (солнце) –

Осипова Айыына : (часы) –

Слово учителя : И третья глава у нас «Счастье». Давайте придумаем символ.

Сивцева Диана : (звезда) –

Боекорова Диана : (солнце) –

Мыреев Айал : (парус) –

Слово учителя : Теперь достаем тетради и рисуем символы, придуманные нами:

У нас молния означает проклятие, так как молния такое страшное и внезапное.

Парус – веру и мечту. Ассоль мечтает и ждет парус и принца.

И, в-третьих, стрела направленная диагонально означает исполнение желаний. Мечта Ассоль исполняется – алый парус, встретилась с Грэем и то, что Грэй согласился взять с собой ее отца.

Первая

Проклятие

Вторая

Мечта

Третья

Счастье

Внимательно смотрите названия и символы, в конце урока проверим вашу зрительную память, внимательность, знания, умения и навыки.

4. Закрепление изученного материала.

Слово учителя : Все закончили? Теперь отложили листочки и карандаши. Повторяем еще раз знаковые слова и символы. Я все стираю с доски. Так мы проверяем зрительную память и внимание учащихся. Кто хочет выйти к доске и нарисовать символ 1 главы? А кто 2? И 3? Все поняли, что такое графико-символический анализ? Вам оно помогает понять смысл и содержание текста?

Слово учителя : Итак, чему научил нас писатель?

Осипова Айыына : По – моему, графико-символический анализ «Алых парусов» научил нас правильно понять и осмыслить содержание повести, а сама повесть научила нас очень важному – верить в свою мечту, несмотря ни на что.

Гагарин Яша : Быть добрыми, мужественными, бороться с несправедливостью. Он не гасит в сердце читателей огонек надежды, веры в людей, чудеса, в мечту, в любовь.

    Домашнее задание.

Составить небольшое сообщение «Надо верить в чудеса».

Ответ оставил Гость

«Алые паруса» – это повествование о сбывшейся мечте. С детства Ассоль верила, что за ней приплывет принц на белом корабле с алыми парусами. Артур Грэй грезил о море и хотел стать капитаном. Их желания сбылись, жизнь подарила героям встречу и любовь. Но сколько прекрасных страниц, сколько движений души умещается в этой романтичной истории!

Грин намеренно создает контраст между серой обыденностью в маленьком рыбацком поселке и богатым внутренним миром юной героини. Мечты Ассоль, ее чистая и прекрасная душа вызывают подозрение у обывателей. Они считают девушку слабоумной и насмехаются над ее верой в чудо. Эти люди погрязли в повседневных делах, не поют песен и не рассказывают сказок. Их ухаживания за женщинами грубы и примитивны. Все, что не вписывается в привычные рамки, жители Каперны отвергают, поэтому смелый и справедливый Лонгрен и его мечтательница-дочь становятся в поселке изгоями.

Детство героини нельзя назвать безоблачным. Лишившись матери в пять месяцев, Ассоль растет в бедности. Ей приходится управляться по хозяйству и помогать отцу делать игрушки. Это единственный источник дохода маленькой семьи. У Ассоль нет подруг, а сверстники награждают ее оскорблениями и насмешками. Прекрасная мечта о корабле с алыми парусами, подаренная старым сказочником, становится опорой для одинокой девочки на долгие годы.

Портрет Ассоль при встрече с Эглем писатель создает крупными мазками: «стиранное много раз ситцевое платье», «темные густые волосы», «худенькие, загорелые ноги». Мало чем отличается описание героини при встрече с Грэем, когда Ассоль уже лет семнадцать: платье из дешевого муслина, старая косынка, выразительное лицо, слишком серьезные для ее возраста глаза. Грин не считает Ассоль красавицей, он называет ее «живым стихотворением».

В образе Лонгрена писатель воплотил свои представления об идеальном отце. Тот, по сути, посвящает всю свою жизнь дочери. Чтобы не расставаться с малышкой, моряк остается на берегу и находит такой способ заработка, когда можно часто бывать дома. Лонгрен учит Ассоль читать и писать, рассказывает ей о своих странствиях, заботится.

Артур Грэй – мечтатель и романтик. Поэтому он так хорошо понимает Ассоль. Юношу не привлекает обеспеченная жизнь аристократа. Он не хочет, как родители, стать «надменным невольником своего положения». Грэя вдохновляют море, свобода и ветер странствий. Артуру не занимать твердости и упорства в достижении цели, он не боится трудностей. Благородство, щедрость, чувство справедливости и лидерские качества притягивают к нему людей.

Анализ произведения. А. Грин Алые Паруса


  1. htyjuj
  2. Александр Степанович Грин
    Главные герои: Ассоль, Артур Грей.
    Повесть А. Грина «Алые паруса» наполнена мечтами об ослепительном случае и радости маленькой девочки Ассоль.
    Лонгрен, бывший моряк, жил со своей дочерью Ассоль на средства от продажи сделанных им парусников и лодочек. Земляки не любили его. Они считали Лонгрена виновным в смерти трактирщика Меннерса. Он когда-то не оказал помощь жене Лонгрена, пытавшуюся спасти от голода малютку Ассоль. Мери пришлось идти по непогоде в город, чтобы заложить кольцо, после чего она заболела и умерла. Это стало причиной, что находящийся на берегу Лонгрен не помог тонущему трактирщику. Этот случай усугубил отчуждение окружающих и вызвал прочную взаимную ненависть к нему и к его дочери. Девочка росла без подруг. Внушаемые взрослыми, дети гнали Ассоль, швыряли в не грязью и дразнили тем, что будто отец е ел человеческое мясо, а теперь делает фальшивые деньги. Е попытки к сближению заканчивались горьким плачем, синяками и царапинами. Наконец, она перестала обращать внимание на злословия и оскорбления.
    В один из дней отец отправил Ассоль в город с товаром. Играя, девочка спустила на воду яхту с алыми парусами. Ручей подхватил игрушку и понес по течению. Малышка долго бежала, не упуская яхту из виду, но догнать не смогла.
    Встреча на берегу моря с собирателем легенд, песен, сказок и преданий чудесным образом изменила жизнь Ассоль. Волшебник, как называл себя Эгль, поведал ей, что через время за ней на корабле с алыми парусами приплывет принц. Девочка поверила и рассказала об этом отцу.

    Артур Грей родился капитаном, хотел быть им и стал им. Он добрый, своевольный и справедливый. В 20 лет Артур исполнил свою мечту, приобретя шхуну под названием Секрет. Судно Грэя прошло через океан и оказалось недалеко от Каперны местечка, где жила Ассоль. Однажды Грэй, прогуливающийся по берегу, увидел спящую девушку, поразившую его своей красотой. Он надел кольцо на е палец.
    В трактире погибшего Меннерса, где делами заправлял его сын, Грэй услышал историю о сумасшедшей, которая ждет принца на корабле с алыми парусами. Угольщик, выгнанный из трактира, сказал Грэю, что Ассоль вовсе не сумасшедшая. У этой девушки богатый и интересный внутренний мир. Пораженный историей, молодой капитан купил алый шелк и нанял музыкантов. Секрет огибал мыс у берега Каперны. Все жители собрались на берегу, чтобы посмотреть на чудесный корабль с алыми парусами. Прибежала туда и Ассоль. В причалившей к берегу лодке ее встретил Грэй. Он забрал потрясенную сбывшимся предсказанием девушку на Секрет. На следующий день они были уже далеко от Каперны.

    Больше всего мне понравился момент встречи Ассоль и Грэя.
    Но весло резко плеснуло вблизи нее; она подняла голову. Грэй нагнулся….
    Прочитав Алые паруса я поняла, что сказка нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение, не дат успокоиться и показывает всегда новые сверкающие дали, иную жизнь, она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. Эта пленительная книга А. Грина просвечена насквозь, как утреннем солнцем, любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими же руками совершать чудеса. В этом я вижу ценность этого произведения и того обаяния, которая произвела на меня главная героиня Ассоль, сумевшая пронести через мучительное существование дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку.

  3. Почти сто лет назад Александр Грин написал замечательную книжку Алые паруса. Время было тогда трудное: революция, Гражданская война, разруха и голод. Но Алые паруса — романтическая поэма, ведь и в тяжелые времена людям нужна вера в мечту, в то, что мечты сбываются. Ничего сказочного в Алых парусах нет настоящие люди, настоящие трудности. Секрет волшебства в «странных летящих душах» автора и его героев. Тусклый мир остается вне, когда ты умеешь любить и творишь чудо сам, будь ты капитаном галиота, или писателем, или чутким читателем.
    Проверьте, насколько хорошо вы знаете эту книгу, ответив на наши вопросы и сравнив с нашими ответами и ваш мир станет ярче.
  4. Почти сто лет назад Александр Грин написал замечательную книжку Алые паруса. Время было тогда трудное: революция, Гражданская война, разруха и голод. Но Алые паруса — романтическая поэма, ведь и в тяжелые времена людям нужна вера в мечту, в то, что мечты сбываются. Ничего сказочного в Алых парусах нет настоящие люди, настоящие трудности. Секрет волшебства в «странных летящих душах» автора и его героев. Тусклый мир остается вне, когда ты умеешь любить и творишь чудо сам, будь ты капитаном галиота, или писателем, или чутким читателем.
    Проверьте, насколько хорошо вы знаете эту книгу, ответив на наши вопросы и сравнив с нашими ответами и ваш мир станет ярче.
  5. Артур Грей родился капитаном, хотел быть им и стал им. Он добрый, своевольный и справедливый. В 20 лет Артур исполнил свою мечту, приобретя шхуну под названием Секрет. Судно Грэя прошло через океан и оказалось недалеко от Каперны местечка, где жила Ассоль. Однажды Грэй, прогуливающийся по берегу, увидел спящую девушку, поразившую его своей красотой. Волшебник, как называл себя Эгль, поведал ей, что через время за ней на корабле с алыми парусами приплывет принц. Девочка поверила и рассказала об этом отцу. Он когда-то не оказал помощь жене Лонгрена, пытавшуюся спасти от голода малютку Ассоль. Мери пришлось идти по непогоде в город, чтобы заложить кольцо, после чего она заболела и умерла. Это стало причиной, что находящийся на берегу Лонгрен не помог тонущему трактирщику. Этот случай усугубил отчуждение окружающих и вызвал прочную взаимную ненависть к нему и к его дочери. Девочка росла без подруг. Внушаемые взрослыми, дети гнали Ассоль, швыряли в не грязью и дразнили тем, что будто отец е ел человеческое мясо, а теперь делает фальшивые деньги.

Тема урока: "Когда исполняются мечты?" (урок-исследование

по произведению Александра Грина «Алые паруса»).

Цели урока:

Образовательная – обучение работе с литературным текстом; обучение работе с позитивной познавательной информацией;

Воспитательная – воспитание веры в свои силы, возможности, веры в добро, чудо, созданное силами своей души; формирование основы для восприятия общечеловеческих нравственных ценностей.

Развивающая – развитие творческого, изобретательского

Мышления

Мечта – это не уход от действительности,

а средство приблизиться к ней.

Сомерсет Моэм

Ход урока:

1) Пролог

Фронтальный опрос учащихся

2) Завязка

Создание проблемной ситуации на основе проблемно-поискового вопроса, приема "Ассоциативная цепочка", запись мечты

3) Развитие действия

  1. организация работы с текстом
  1. анализ текста и составление мнения о характере человека (работа с папками «Ассоль» и «Грей»),

физминутка

  1. наблюдение над именами героев
  1. работа над развитием воображения.

4) Кульминация

Художественное чтение отрывка "Спящая Ассоль"

Просмотр видеофрагмента «Монолог Грея» и заполнение инсерта

5) Развязка

  1. выявление идеи произведения,
  2. сравнительный анализ таблицы

6) Эпилог

  1. Вступительное слово учителя

Вы познакомились с замечательным произведением "Алые паруса", которое написал Александр Грин. Понравилось ли оно вам? Сегодня у нас необычный урок. Вы внимательно читали книгу? Давайте проверим.

  1. Кроссворд

Что такое феерия?

Феерия: 1) (фр. язык -фея.) Представление с фантастическим сюжетом, красочными костюмами и декорациями, с широким использованием специфических эффектов;

2) волшебное, сказочное зрелище.

Что сказочного было в произведении? А в жизни так не бывает? Все ли мечты исполняются? Почему? Вам хотелось бы узнать? Запишите тему урока: "Когда исполняются мечты?" Есть ли у вас мечта? Вы, конечно же, хотите, чтобы она сбылась? Запишите её.

Книга "Алые паруса" - волшебная, в ней тайна, которая по сей день сокрыта от большинства читателей. О какой же тайне идет речь? Давайте построим ассоциативную цепочку, связанную со словом "тайна", опираясь на текст..(слайд 4) (Тайна - секрет - "Секрет" - корабль - алые паруса) Какая же тайна скрывается в алых парусах. Попробуем отыскать. Отправляемся в путь, вслед за алыми парусами.

3) Развитие действия

Привычно считать, что в приключенческой литературе главное – это то, что случилось, а не с кем случилось. Характеры, всякие там душевные дела ей ни к чему. Действие, стремительный полёт интриги – вот что увлекает читателя. Попробуем сначала разобраться: в «Алых парусах» главное – то, что случилось или характеры, душевные переживания. Итак, что же случилось в феерии «Алые паруса»? Сформулируйте буквально в нескольких словах. (Предполагаемый ответ: Ассоль в детстве потерявшая мать, не признаваемая своими сверстниками, поверила в предсказание собирателя сказок Эгля, и её мечта сбылась, хотя никто в неё не верил: за ней приплыл на корабле с алыми парусами прекрасный принц капитан Артур Грэй).

Но почему к Ассоль пришло счастье? Случайно или нет? Для того, чтобы ответить на вопрос, мы будем работать с текстом.

Чтобы составить мнение о характере человека, нужно проанализировать его поступки, его отношение к людям, окружающему миру. Поэтому в папках «Ассоль» и «Грэй» помещаются папки: «Мир людей и «Мир вещей».

II. Работа с текстом.

Откроем в папке «Ассоль» папку «Мир людей». Папка содержит отрывки из текста, разделённые на главы.

1 группа

Почему жители Каперны сторонились Лонгрэна?

Почему Ассоль росла без подруг?

Почему её сверстники «вычеркнули раз-навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства и влияния»?

Как вы понимаете слова Лонгрена: «Э, Ассоль, разве они умеют любить?»

В произведении Ассоль называют по-разному: Прекрасная Неизвестность, Корабельная Ассоль, Живое стихотворение, Чудное художественное полотно, Мокрое сокровище. Подумайте, кто так мог отозваться о девушке, и соедините стрелками автора и характеристику. (слайд 5)

Обменяйтесь работами. Проверим работу соседа (за каждый правильный ответ ставим 1 балл)

Какой была жизнь Ассоль?

Какой видят Ассоль Хан Меннерс и угольщик? Почему их мнения так различны?

Теперь перейдём к папке «Мир людей» в папке «Грэй».

2 группа

Как вы понимаете слова: «Отец и мать Грэя были надменные невольники своего положения, богатства и законов того общества, по отношению к которому могли говорить «мы»?

· Каким рос Грэй в огромном, мрачном и величественном доме?

Охарактеризуйте поступки Грэя в 3 главе?

Выберите ключевые фразы, рассказывающие о том, как складывалась жизнь Грэя с 15 до 20 лет .

Давайте сравним: в чём схожесть и различие судеб Ассоль и Грэя. Выслушиваем ответы детей. Они могут быть самыми различными. Принимаем все ответы. Обратить внимание ребят на то, что хотя дети росли в разных по социальному статусу семьях, но и в семье Ассоль, и в

семье Грэя родители относились с большой любовью и уважением к своим детям. Какая судьба была предначертана Грэю? Скорей всего он бы продолжил дело отца, приумножил богатство своей семьи и т.д. Ассоль же было уготовано печальное будущее: бедность, одиночество и никаких надежд.

Как вы думаете, окружение наших героев могло повлиять на их характеры? Если Ассоль

каждый день терпит унижение от своих сверстников, испытывает одиночество, не могло ли всё это испортить её характер, сделав её замкнутой, запуганной, озлобленной? А Грэй? Живя в достатке, не испытывая препятствий в своём поведении, ведь он мог проявлять такие отрицательные черты, как неуважение, высокомерие к простым людям?

Человека характеризует не только его отношение к людям, но и отношение к предметам. Поработаем с папкой «Мир вещей». Откроем папку «Мир вещей» в папке «Ассоль».

3 группа

* Как разговаривает Ассоль, лишённая возможности общаться со сверстниками, с окружающими предметами?

* Как это её характеризует?

* Как вы понимаете слова: «смотрела глазами ребёнка»?

Теперь поработаем с папкой «Мир вещей» в папке «Грэй»

4 группа.

*Расскажите, как характеризует Артура Грэя его поступок, когда он испортил дорогую картину, замазав голубой краской гвозди на окровавленных руках Иисуса Христа?

*Почему отец не наложил взыскания на сына?

*Какое впечатление произвела на Грэя картина в библиотеке с изображением корабля? Как это характеризует героя?

Вывод: как мы видим, Ассоль и Грэй обладали огромной силой воображения. В их сознании рождались картины, рисующие мир сильных, смелых и добрых людей; мир, полный ярких

событий. Почему именно такие картины?

Физминутка

Инсценировка отрывка

III. Наблюдение над именами героев.

Часто писатели, чтобы лучше донести до читателя идею произведения, зашифровывают имена героев. Попробуем разобраться, есть ли тайна в именах героев феерии «Алые паруса»?

Учитель зачитывает отрывок из текста:

Как зовут тебя, крошка?

Ассоль, -сказала девочка, пряча в корзину поданную Эглем игрушку.

Хорошо, -продолжал непонятную речь старик, не сводя глаз, в глубине которых поблескивала усмешка дружелюбного расположения духа. -Мне, собственно, не надо было спрашивать твое имя. Хорошо, что оно так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины: что бы я стал делать, называйся ты одним из тех благозвучных, но нестерпимо привычных имен, которые чужды Прекрасной Неизвестности?

Александр Грин объясняет читателю, чему созвучно имя Ассоль – Прекрасной Неизвестности..

А Артур Грэй? Случайно ли автор дал ему такое имя? Автор героиню называет только по имени. А героя? В начале повествования, упомянув героя – Артур, автор как будто забывает о нём. И дальше называет героя по фамилии – Грэй. Мы не можем точно знать мысли автора, а можем только предположить, какую мысль хотел автор донести

до читателя. Давайте попытаемся разобраться в этимологии слова

«грэй».

В первую очередь ученики вспоминают, что слово «грэй» на английском языке означает «серый».

Высказывают интересные мысли, почему автор дал смелому, сильному и умеющему делать благородные поступки герою имя с корнем «серый». Рассуждают о том, что и

Грэю и Ассоль уготована была жизнь с серыми буднями, но они своей верой в чудо, желанием делать мир ярким, добрым смогли изменить предначертанные им

судьбы.

IV. Работа над развитием воображения.

Как вы думаете, воображение даётся человеку с рождения или его можно развивать?

Давайте попробуем продвинуться по пути развития нашего воображения.

Мы живём не только в мире людей, но и в мире предметов. Думаю, что предметы, наблюдая за людьми, тоже составляют о них характеристику. Только высказать не могут. А мы попытаемся. Для этого вам нужно войти в тот или иной образ предмета.

Задание

(используется приём технологии развития критического мышления): представить рассуждения предмета о герое. Разыгрывается в лотерею. На билетиках написано:

Ассоль:

«Корзинка угольщика», «Растения», «Игрушечная яхта с алыми парусами».

Грэй:

«Картина с изображением корабля», «Картина с изображением Иисуса Христа распятого», «Корабль «Секрет».

4) Кульминация

Прослушайте отрывок, в котором описывается спящая Ассоль глазами Грэя.

Выполните задания по вариантам:

1в (Отметьте слова, описывающие состояние природы. Какой художественный прием использует автор?)

2в (Отметьте слова, передающие состояние Артура Грэя)

(Учитель читает отрывок под музыку К.Сен-Санса "Лебедь")

Автор подчеркивает, что девушка была замечена не только глазами, но и иначе. Как увидел её Грэй и почему он так смог увидеть? Душа Артура с самого утра была в беспокойстве и томлении, которые и сам капитан объяснить не мог. Поэтому не удивительно, что, увидев на обрыве среди обрызганных росой трав и цветов спящую девушку, он был поражен её неизъяснимой чистой красотой. Он увидел её не глазами, а сердцем. Он, как в своё время Эгль, почувствовал в ней что-то особенное, необычное.

Просмотр видеофрагмента из художественного фильма «Алые паруса» (режиссёр А.Птушко, киностудия Мосфильм,1961 год).

Монолог Грея, текст перед каждым учеником, заполняется таблица (используется приём «инсерт»)

5) Развязка

Не столько важно то, что случилось с Грэем и Ассоль, сколько то, что жители Каперны, не умеющие любить грубые люди, смогли убедиться в силе добра, поверить в чудо. С тех пор алые паруса – символ сбывшихся надежд.

Что нужно сделать, чтобы ваше желание сбылось? (желать, верить, действовать)

6) Эпилог

Мечты - это самое ценное, что есть у человека, они зажигают в его душе огонь. Мечты заставляют человека творить чудеса. Другие люди просто говорят: "Это невозможно". Но говорю вам, если это ваша мечта , и вы готовы идти к ней, то нет для вас ничего невозможного. Если того, о чем вы мечтаете , еще нет в природе, значит, оно будет создано для вас. Все, что вы можете представить себе, вы можете достичь. Помните, что мечты сбываются !

Домашнее задание:

  1. Сочинение на тему: «Почему сбылась мечта героев?»
  2. Ответ на вопрос: «Как вы понимаете слова Сомерсета Моэма?»
  3. Мини-сочинение на тему: «Когда сбываются мечты?»
  4. Стр.27, п.5 (письменно)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения