Народная артистка россии лариса удовиченко: «меня до сих пор дразнят манькой-облигацией. Лариса Удовиченко: Манька Облигация и другие яркие роли Работа в театре

Образы этих дам, приятных во всех отношениях, давно уже стали классикой. Многие даже ставят между этими образами знак равенства – дескать обе они уголовницы. И нечего с них брать пример.
Но на самом деле единственное, что их роднит – это происхождение. Обе были дочками преступников.
А дальше начинаются две большие разницы...

Сонька (она же Шейндля-Сура Лейбова Соломониак) была-таки уголовницей.
Ее образ кристально ясен - великосветская воровка, этакий Арсен Люпен в юбке. С 1884 по 1915 мадам Золотая Ручка со свистом грабила банкиров, лесопромышленников и прочих лохов. Сонька работала в Одессе, Москве и Питере. Готовила все свои операции заранее. Специально отращивала длинные ногти, чтобы прятать под ними и выносить из ювелирных магазинов бриллианты.
Короче, Сонька еще при жизни стала легендой уголовного мира. Потому что не попадалась.
Однажды ее все-таки поймали и даже упекли на Сахалин. Но до каторги Сонька не доехала. Антон Палыч Чехов, увидев на Сахалине авантюристку выразил сомнения: "не может быть, чтобы это была она. Каторжанка все время нюхает воздух, как мышь в мышеловке, и выражение лица у нее мышиное".
А одесситы утверждали в 1921 г. когда ЧК расстреляла ее последнего любовника, Сонька ехала в авто по Дерибасовской и разбрасывала деньги "на поминки мужа". Последние деньки Золотая Ручка доживала в Москве. И здесь, на Ваганьковском кладбище ей поставили шыкарный памятник - женская фигура из белого мрамора под черными пальмами. Пьедестал его покрыт надписями вроде: "Соня, научи жить" или "Мать, дай счастья жигану".

Но вот Манька – она каких “мастей” будет?
Вроде бы понятен намек Жеглова: пора, дескать, за 101-й км тебя выселять. Так в те годы пугали проституток.
Но!
Тот же Жеглов утверждает, что папа у Маньки “шниффер был знаменитый, сейфы громил, как косточки из компота”.
А дочка шниффера никак не могла быть проституткой.
Потрошитель сейфов – это была в те годы профессия престижная и уважаемая в уголовном мире. Так что кореша покойного Афанасия Колыванова давно бы посадили его непутевую дочку на ножи, если б она стала позорить фамилию…

Еще одно явное подтверждение расплывчатости образа мы находим во фразе, ставшей уже фольклором: “Надо вспомнить, что ты не Манька, а Мария Афанасьевна Колыванова, что ты человек и что ты гражданка, а не черт знает что...”
Вот это презрительное “черт знает что” можно расценить и так: более точного слова для определения рода занятий Маньки у Жеглова нет…

Аркадий Вайнер характеризует в одном из писем Маньку вовсе не как продажную женщину, а скорее, как тунеядца: “жизнь она прожигает, на какие деньги непонятно, одно слово – попрыгунья-стрекоза”.
Таким образом, вырисовывается некая дама полусвета, вхожая в тогдашние “тусовки” – как непманские, так и воровские.

А вот описания Маньки из книги братьев Вайнеров “Эра милосердия:
… Я только сейчас как следует рассмотрел Маню: хорошенькое круглое личико с круглыми же кукольными глазами, губы накрашены сердечком, и завитые желтые локоны уложены в модную сеточку с мушками. Под круглым зеленым глазом светился наливной глянцевитый фингал, переливающийся, словно елочная игрушка.
…Маня открыла сумочку, достала оттуда кусок сахару и очень ловко бросила его с ладони в рот, перекатила розовым кошачьим языком за щеку и так, похожая на резинового хомячка в витрине "Детского мира" на Кировской, сидела против оперативников, со вкусом посасывая сахар и глядя на них прозрачными глазами. Жеглов устроился рядом с ней, наклонив чуть набок голову, и со стороны они казались похожими на раскрашенную открытку с двумя влюбленными и надписью: "Люблю свою любку, как голубь голубку".

Я из этих описаний выяснил для себя, что Манька:
а) модная (сеточка с мушками),
б) обеспеченная (сахарок грызет, когда вся страна живет по карточкам),
в) общается с плохими парнями (фингал).

При этом Жеглов колет Маньку аккуратно, без наездов (а не как, к примеру, гражданина Груздева). Все говорит о том, что она не преступник, а заблудшая овечка, которую еще можно спасти и перековать...
И не исключено, что сдав рецедивиста Копченого с потрохами, Мария перестала вести антиобщественный образ жизни и стала одним из миллионов нормальных советских граждан.

Здесь должна быть мораль
Что-нибудь насчет того, что надо каяться в грехах и становится нормальной советской гражданкой. Но у меня в голове совсем другая мысль: если бы Манька занялась темными делами по-взрослому, и ей бы поставили памятник. А так поди узнай, где ее могилка...

Лариса Удовиченко на протяжении десятилетий поражает поклонников красотой и цветущим внешним видом. Актриса практически не изменилась со времен исполнения роли Маньки Облигации. Кажется, что она раскрыла секрет вечной молодости, чтобы блистать на экране и на сцене.

Карьера Удовиченко сложилась так успешно в первую очередь благодаря ее наставникам: Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой. Фильм «Дочки-матери» закрепил за дебютанткой амплуа характерной актрисы. Позже зрители сошлись во мнении, что наиболее выразительно дарование Удовиченко раскрывается в комедийных ролях за счет ее неповторимой мимики и особенных интонаций.

С начала своего творческого пути актриса много снималась. Кокетливая и смешливая исполнительница привносила в картины дух радости и задора. Именно за это зрители прозвали ее королевой второго плана и с нетерпением ждали появлений любимицы в новых фильмах.

Удовиченко Лариса Ивановна родилась в столице Австрии, Вене, 29 апреля 1955 года. В этом городе служил ее отец, Иван Никонович, в должности военного врача. Мать будущей актрисы носила имя Муза и являлась горячей поклонницей кинематографа. В юности она мечтала сниматься, но война разрушила ее планы. Выйдя замуж за военного, мать Ларисы переезжала с семьей с места на место и изредка участвовала в самодеятельных спектаклях.

В начале 60-х Ивана Никоновича демобилизовали, и он уехал с семьей в Одессу. Там Лариса и ее старшая сестра Яна пошли в школу. Родители девочек рано умерли, и присматривать за школьницами пришлось семье их дяди.

Любовь матери к актерской профессии сыграло большую роль в выборе Ларисы, удивительно похожей на нее внешне. В старших классах девочка записалась в кружок при Одесской киностудии. Там на занятиях ее увидел режиссер Александр Павловский.

Симпатичная девушка с точеной фигурой показалась ему подходящей кандидатурой на роль в его фильме «Счастливый Кукушкин». Таким образом, в 9-м классе Удовиченко впервые попала на съемочную площадку. Гонорар за работу в кино очень помог ее семье, поэтому Лариса окончательно решила стать артисткой. Ее выбор расстроил тренера секции по художественной гимнастике, возлагавшего на ученицу большие надежды, но девушка отдала предпочтение актерству.

Первые творческие успехи

До выпускных экзаменов в школе Лариса исполнила роли еще в двух картинах, которые снимались на Одесской киностудии: «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Круза» и «Юлька». Имея опыт работы в кино, девушка отправилась в Москву и подала заявление в несколько театральных ВУЗов.

Ее с первого раза приняли во ВГИК, и она начала учиться на курсе Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Они пригласили ее на роль младшей сестры в фильм «Дочки-матери». Удовиченко только после участия в этой картине по-настоящему поверила в свои силы и актерский талант.

Нельзя с точностью сказать, в какой из ролей Лариса Ивановна более эффектна и убедительна. Одни считают ее характерной актрисой, другие – комедийной. В социальной драме «Дочки-матери» устремления и поступки ее героини тоже понятны, хотя она далеко не положительный персонаж.

«Дочки-матери»

Режиссером картины, вышедшей на экраны в 1974 году, стал Сергей Герасимов. Он и его супруга сыграли в ней роли людей старшего поколения, умеющих прощать и более мудрых, чем младшие героини. Основной конфликт завязывается между дочерьми москвички и ее мужа, приютившими у себя в квартире девочку из детдома Ольгу. Она искала свою мать и по ошибке попала к ним в дом.

Нежданная гостья слишком прямолинейна и часто ставит новых знакомых в неловкие ситуации. Их дочери (Удовиченко сыграла младшую, Галю) насмехаются над ней. Все же встреча меняет и уклад семьи, и отношение к жизни Ольги.

Спустя годы Лариса вернулась к теме социального неравенства в фильме «Валентин и Валентина», сыграв старшую сестру главной героини.

«Место встречи изменить нельзя»

Еще в советские времена Станислав Говорухин продемонстрировал, что он гениальный режиссер. Улицы пустели, когда, начиная с 1979 года, по регулярно показывали приключенческий сериал «Место встречи изменить нельзя».

Каждый артист, независимо от того, исполнял он главную или эпизодическую роль, был 100%-м попаданием в образ его персонажа. Высоцкий, Конкин, Павлов, Белявский и многие другие кумиры кинозрителей украсили фильм и превратили его в самый популярный советский экшн того периода.

Лариса Удовиченко сыграла яркую героиню Маньку по прозвищу «Облигация». Девушка ничего не боится, не особо уважает советскую власть и своим поведением немало шокирует молодого оперуполномоченного в исполнении Владимира Конкина.

Фразу про правильное написание слова «облигация» актриса придумала сама, когда репетировала роль. Эпизод с участием Маньки был небольшим, но хорошо запомнился и стал значимым событием в фильмографии Удовиченко.

«Мэри Поппинс, до свидания!»

Лариса Удовиченко всегда одета «с иголочки» и прекрасно выглядит, поэтому в фильме «Мэри Поппинс, до свидания!» она замечательно сыграла английскую леди Бэнкс и маму главных героев – воспитанников Мэри Поппинс. Английские няни и компаньонки до революции были очень популярны в России. Возможно, отголоском этого поветрия явился особый интерес к истории о няне-волшебнице.

В фильме звучит музыка Максима Дунаевского, бывшего мужа исполнительницы роли няни – Натальи Андрейченко. По сути, у режиссера Леонида Квинихидзе получился настоящий мюзикл, покоривший сердца детей и взрослых.

«Самая обаятельная и привлекательная»

Любимая комедия 80-х про неуверенную в себе Надежду Клюеву стала классикой советского кино. Хотя персонаж Ларисы Удовиченко вновь второстепенный, без ее ухоженной модницы Люси Виноградовой картина утратила бы множество смешных моментов.

Тягучий голос и некоторая манерность удивительно подходили героине Удовиченко, в очередной раз проявившей комедийный дар. Лента также наглядно демонстрирует, что любой человек может измениться до неузнаваемости, если сам того пожелает.

«На кого Бог пошлёт»

Российская комедия была впервые показана в 1994 году. В ней абсолютно отсутствует тема политики, зато глубоко раскрываются отношения детей и родителей. Случайно студент узнает, что его биологическим отцом является преподаватель вуза, где он обучается. Парень проявляет недюжинную смекалку, чтобы познакомить с ним свою мать и помочь подруге получить зачет.

В результате стечения нелепых обстоятельств взрослые понимают, что противостоять деятельному наследнику можно, только объединив усилия. Роль матери главного героя Удовиченко считает самой удачной находкой.

Работа в театре

Впервые на театральную сцену Удовиченко вышла в 1998 году в постановке Виталия Соломина «Сирена и Виктория». Далее она продолжила играть в антрепризах. Ее любимой партнершей была Людмила Гурченко, ставшая наставницей коллеги, не имевшей особого опыта выступлений на сцене.

В 1984 году Ларисе Удовиченко было присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР, а в 1998 году – Народной артистки России. Она академик российской национальной кинематографической премии «Ника».

В годы, на которые пришелся пик популярности Удовиченко, было принято награждать не артистов, а фильмы. Картины с ее участием получали призы и награды на различных конкурсах и фестивалях на всем простанстве СССР.

Личная жизнь, семья, дети

Первый брак Удовиченко с актером и режиссером Александром Панкратовым-Белым был фиктивным. Таким способом она сумела остаться в Москве. Этот немного авантюрный ход ей подсказала педагог Тамара Макарова. Она не хотела отпускать талантливую студентку и понимала, что остаться в столице Лариса сможет, лишь получив московскую прописку. Как только нужный штамп оказался в паспорте дебютантки, она подала на развод.

Вторым мужем актрисы стал Андрей Эшпай. Он был наследником музыкальной династии и произвел на Удовиченко огромное впечатление своими утонченными манерами и интересом к искусству.

В отличие от общительной Ларисы Андрей предпочитал компании родственников и коллег-единомышленников. Красивую молодую жену он ревновал, но та все равно пропадала на театральных сборищах и в ресторанах с друзьями. Спустя 2 года совместной жизни супруги разошлись.

За Удовиченко ухаживало много поклонников. Она заводила романы, но никто не привлекал ее настолько, чтобы связать с ним свою судьбу надолго. В 80-е актриса в компании друзей познакомилась с Геннадием Болгарином (урожденным Фридманом) и увела его из семьи.

Он был чиновником и занимал видный пост, но не смог устоять перед чарами Удовиченко. С первой женой он развелся, когда Лариса в 1988 году родила ему дочь Марию, ставшую ее единственным ребенком. К сожалению, через несколько лет после оформления отношений с Ларисой мужчина увлекся азартными играми. В нулевые он проиграл огромную сумму и вынужден был скрываться от кредиторов.

Удовиченко развелась с ним и запретила впредь пытаться общаться с ней или дочерью. Мария окончила Плехановский институт, училась в Милане и Риме, для чего освоила итальянский язык. В настоящий момент она пробует строить карьеру актрисы.

Станислав Говорухин предложил Удовиченко роль невесты Шарапова, однако она сочла персонаж скучным. Ее сразу заинтересовал образ Маньки Облигации, но Говорухин признался, что не видит ее в роли проститутки со стажем. Лариса решила, что режиссер ей отказал, но неожиданно получила сообщение об утверждении на роль. Станислав Сергеевич рискнул начать работать с Удовиченко, но в уме держал фамилии других претенденток на Маньку Облигацию.

На счету Удовиченко свыше 130 ролей в фильмах и сериалах. Автор романов о Даше Васильевой, Дарья Донцова, говорила, что представляла в роли этого персонажа только Ларису Удовиченко. Благодаря прекрасной игре актрисы сериал стал широко известен.

Лариса Удовиченко сейчас – последние новости

Поклонники актрисы ждут выхода на экраны очередного фильма из серии «Зимняя вишня». Ее героиня в первой картине – неунывающая воспитательница детского сада. С течением времени она меняется, как и жизнь вокруг, но остается по-прежнему любимой поклонниками.

В последние годы у Удовиченко вспыхнул конфликт со Станиславом Садальским, распустившим слух о покупке ею недвижимости на Лазурном берегу. Актриса посчитала его шутку довольно глупой и посоветовала прекратить обманывать окружающих. Во Франции она провела несколько месяцев, репетируя спектакль. Недавно в прессе появились сообщения, что коллеги помирились.

Заключение

Актриса прожила насыщенную жизнь, полную интересных проектов и ролей. В 80-е в год выходило по 5 фильмов с ее участием. Ей удавались образы утонченных ироничных красавиц, чьи реплики нередко разлетались на цитаты.

В отличие от большинства артистов, Лариса Удовиченко была всегда востребована и ей не приходили на ум мысли об отказе от профессии. Ее героини навечно покорили зрителей, поэтому Удовиченко – поистине народная актриса.

Меня зовут Джулия Дженни Норман, я автор статей и книг. Сотрудничаю с издательствами "ОЛМА-ПРЕСС" и "АСТ", а также с глянцевыми журналами. В настоящее время помогаю продвигать проекты виртуальной реальности. У меня европейские корни, но большую часть жизни я провела в Москве. Здесь множество музеев и выставок, которые заряжают позитивом и дарят вдохновение. В свободное время я изучаю французские средневековые танцы. Мне интересны любые сведения о той эпохе. Предлагаю вам статьи, способные увлечь новым хобби или просто подарить приятные минуты. Нужно мечтать о прекрасном, тогда оно сбудется!

Ровно 30 лет назад начались съемки фильма «Место встречи изменить нельзя», в котором снялась знаменитая актриса

Известные картины «Женатый холостяк», «Миллион в брачной корзине», «Зимняя вишня», «Сукины дети» и многие другие, в которых снялась Лариса Удовиченко, появились позже. До этого был фильм Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», в котором Удовиченко сыграла небольшую роль Маньки-облигации, принесшую актрисе огромную популярность. Кстати, Лариса действительно не знала, как правильно писать: облигация или аблигация. Когда она спросила об этом у Высоцкого, все очень хохотали. Именно этот момент режиссер и решил оставить в картине.

Роман с кино у Удовиченко длится вот уже 35 лет. Сейчас, как и прежде, она много снимается, играет в театре. В свои 52 года актриса выглядит просто сногсшибательно, даже как-то язык не поворачивается называть ее Лариса Ивановна. Встретиться с любимицей публики корреспонденту «ФАКТОВ» удалось на Ялтинском кинофестивале, где она была членом жюри. Поздней ночью, уединившись с кинозвездой в одном из ресторанчиков на набережной, мы поговорили «за жисть»…

«Лучше опоздаю куда-нибудь, но высплюсь»

Лариса, выглядите потрясающе! И как только удается всегда оставаться такой шикарной женщиной?

- (Смеется.) Как оставаться? (Вздыхает.) Для начала надо родиться со светлой душой, радоваться жизни и доставлять удовольствие окружающим. Наверное, поэтому я и выбрала актерскую профессию. Если вы заметили, я чаще играю положительных героинь, большей частью снимаясь в комедиях. Будете смеяться, но два года назад я получила на кинофестивале «Улыбнись, Россия», проходившем в Астрахани, приз за вклад в кинокомедию. Из мужчин награду дали Владимиру Зельдину, которому исполнилось уже 92 года, и посмертно - Евгению Леонову. Я вышла, как девочка, с хвостиком, с бантиком, говорю: «Не знаю даже, как чувствовать себя в такой команде». Было очень смешно! Профессия обязывает хорошо выглядеть, следить за собой.

Помогают модные диеты, тренажерные залы?

Ненави-и-ижу тренажерные залы! У меня есть свой комплекс упражнений. Езжу во всякие спа-салоны и обожаю баню - обычную РУССКУЮ, мокрую. Баня очищает. А еще собираюсь заняться йогой. Моя дочка ходила на йогу, подружка, актриса Вера Сотникова, тоже занимается ею. Мы недавно отдыхали с ней вместе, так Вера убегала с пляжа в номер, расстилала там коврик и час занималась. Я к ней как-то постучалась, говорю: «Покажи. Интересно». Она меня просто сразила. Тянутся все мышцы. У меня уже даже книжка есть по йоге - очень интересная. С картинками. Но должен быть тренер, который все подскажет.

А покушать любите?

Обожаю, особенно ночью. Зато не завтракаю. Я люблю вкусную еду, не могу есть что попало. Лучше перехвачу яблочко или грушу, кофе выпью с молоком, если ОЧЕНЬ хочется есть, но дотерплю до того часа, когда приеду домой, достану из холодильника большой кусок мяса или вкусный кусок рыбы… Выдавить на нее лимонный сок, да с помидорчиком…

Хорошо готовите?

Да, но времена, когда я подолгу стояла у плиты, ушли. Сейчас катастрофически не хватает времени. Всегда готовлю ужин. Если варю борщ, то огромную кастрюлю, он ведь может постоять в холодильнике подольше. Друзья любят в моем исполнении голубцы, фаршированные перцы, котлеты, одесскую икру из баклажанов. Всем надоел салат «Цезарь» или креветки под каким-то соусом - их везде полно. Слава богу, я не склонна к полноте, поэтому не придерживаюсь никаких диет. Самое страшное - это худеть. Бывает, конечно, когда за отпуск я набираю полтора-два лишних килограмма. Тогда сажусь на зеленый чай. День-два только его и пью, и килограммы уходят.

Иногда ведь режиссеры требуют от актеров поправиться для конкретной роли…

У меня была такая ситуация в фильме Панфилова «Валентина». Пришлось поправиться на 7 килограммов. Мы жили под Москвой, в какой-то военной части, и там была столовая. Я ела макароны с котлетами, в которых больше хлеба, чем мяса, налегала на пирожные. Плакала, но ела. Потом очень тяжело худела.

Мужчины вами восхищаются, а женщины делают комплименты?

И женщины. Все говорят одно и то же: «Боже, как вы хорошо выглядите». Как-то подошли ко мне в магазине: «Мы вас буквально преследуем, вы ТАК похожи на одну артистку. Правда, на много лет моложе ее… » Я киваю головой в ответ, потому что если начну говорить, точно признают. Это, кстати, минус нашим операторам, которые не умеют, да и не хотят снимать женщин бальзаковского возраста. Для того чтобы на экране получались красивые крупные планы, женщину надо любить. Есть, конечно, операторы - дамские мастера. Я с такими сразу же начинаю кокетничать, заигрывать. Всю жизнь кокетничаю со съемочной группой, всех веселю, и работа спорится. Профессия у нас такая, что непременно должен быть кураж.

А стимулы какие для этого куража?

Тут не нужны никакие стимулы. Просто включается профессионализм, когда ты не имеешь права быть кислым, уставшим, озабоченным. А вообще, меня мобилизует… одиночество. Когда ты остаешься наедине с собой. Я дома, когда ложусь спать, отключаю все телефоны, даже мобильный. САМОЕ лучшее лекарство для любой женщины - сон. Если я не выспалась, не могу работать, жить не хочется. Лучше опоздаю куда-нибудь, но высплюсь. Если устала и не могу заснуть, а завтра нужно работать или ехать на гастроли, пью успокоительные чаи, травы, полтаблетки снотворного. Особенно тяжело во время переездов. Вечером спектакль и нужно садиться в поезд, чтобы ехать в следующий город. Вот сейчас отправляюсь на Дальний Восток на 10 дней. Ох! Разница во времени, расстояние и каждый день новый город. Везем новую антрепризу «Похищение Сабинянинова». Моя партнерша - гениальная Людмила Гурченко. Весной приедем в Киев, Одессу.

«Такого человека, как Садальский, нет в моей жизни»

Я смотрел потрясающую антрепризу, где вы с Садальским играете.

С Садальским теперь не работаю. И даже не общаюсь, несмотря на то, что одно время мы были очень дружны. Даже не могу назвать это скандалом. Просто нет уже такого человека в моей жизни! Разошлись, и больше не хочу о нем говорить.

Стас большой скандалист, а вы способны устроить шумиху? Говорят, женщина из ничего может сделать три вещи: салат, шляпку и скандал!

НИ-КОГ-ДА! Мне, в отличие от многих других, пиар не нужен. Я и так боюсь на пляж выйти. Жизни нет никакой. Поэтому и ношу темные очки, кепку, чтобы никто не узнал. Конечно, приятны доброе отношение, признательность человеческая. Но растаскивают же на кусочки. К тому же бывают и очень навязчивые поклонники. Тяжело.

С Гурченко вы сошлись характерами?

С Людмилой Марковной работалось великолепно, она замечательный партнер, такая живая, жизнерадостная. Я на нее смотрела и думала: чем-то мы с ней похожи. Наверное, в умении объединить вокруг себя людей. Она никогда не приходила на репетицию в дурном настроении. А как быстро Гурченко учит текст. Только начали репетировать, а она уже все знает. Я говорю: «Людмила Марковна, как это вы столько текста запомнили с ходу?!» Она, видимо, чтобы не обидеть меня, отвечает: «Ну, быть может, потому, что я музыкальная, мне легче запомнить». Думаю, Боже, а я учу-учу, и все никак. А сериалы - это вообще безумие. Возьмите «Дашу Васильеву», которая снималась 9 месяцев. У нас рабочий день составлял 12 часов. 15 книг было снято, а это значит - 15 сценариев. И каждый день надо было учить…

Продолжение сериала про Дашу Васильеву планируется? Вам эта героиня очень идет.

Возможно, будет. Мне Даша тоже очень нравится.

А про Маньку-облигацию из «Место встречи изменить нельзя», говорят, терпеть не можете вспоминать?

Здравствуйте! Никогда в жизни я такого не говорила. Первый раз слышу. Это Садальский ненавидел роль Кирпича, которого он там сыграл. Я, наоборот, говорила Стасу, что это наши лучшие роли с ним.

Вы сразу на нее согласились?

Это была целая история. Говорухин сперва пригласил меня на роль Вари Синичкиной. Я прочитала сценарий, и мне очень понравился эпизод с Манькой. Я попросила режиссера, чтобы он меня попробовал. Но Говорухин отказал: «Нет, ты не подходишь, да и чисто внешне никак». «А на Синичкину я даже не хочу пробоваться!» - ответила я. Так мы и расстались. Прошло время, и вдруг я получаю телеграмму: «Утверждена на роль Маньки-облигации без проб!» Страшно перепугалась, но потом как-то так с божьей помощью справилась. По-моему, неплохо. Меня до сих пор дразнят Манькой-облигацией, а я радуюсь.

С Владимиром Высоцким на съемочной площадке впервые увиделись или были знакомы?

Во время съемок. Я никогда не была его поклонницей, потому что не люблю бардовскую песню. У нас в институте, в общежитии, мальчики слушали кассеты Высоцкого. Но тогда я была юной милой барышней, и мне его мужская лирика была не по сердцу. А теперь понимаю и люблю. Даже книжку его стихов купила. Сейчас, когда читаю, совсем по-другому Володю воспринимаю.

«Долго не забирала свой первый гонорар, говорила: «Я в кино не ради денег снимаюсь»

В вашей биографии, Лариса, написано: родилась в Вене. А мне казалось, вы одесситка…

Папа был военным врачом. Я прожила в Вене до года и с тех пор ни разу так и не была на исторической родине (улыбается). Папа служил то в одном гарнизоне, то в другом, а потом демобилизовался, и мы остались в Одессе, так что мои осознанные детские годы (с семи лет) связаны с этим городом. В детстве меня вообще никак не воспитывали, я как-то так легко жила с родителями. Не досаждала, не хулиганила, хорошо училась. Так хотела быть артисткой, что все свободное время проводила в драматических кружках. Сперва в школьном, потом училась в театре-студии киноактера при Одесской киностудии. Ведь моя мама несостоявшаяся актриса. Война помешала ей окончить Институт музыки и кино. А потом, выйдя замуж за моего отца, она колесила по белу свету. Видимо, ее страсть к кино перешла ко мне. Я, кстати, наполовину украинка - по папиной линии.

Укращнську мову розумiхте?

Конечно. Когда приезжаю к родственникам в Хмельницкий, они между собой говорят на украинском, и я все понимаю.

Москву долго покоряли?

Мне очень повезло. Я без проблем поступила и прямо со второго курса стала сниматься. У меня ВСЕГДА было очень много предложений.

Благодаря актерской профессии научились, наверное, машину водить, на лошади скакать, корову доить?

Про лошадь мне не говорите. Я боюсь их жутко! У меня не было ролей, когда надо было стоять у станка или доить корову. Всегда играла благополучных дамочек. А за руль села не оттого, что профессия обязывает. Без машины же никуда. Москва сейчас такая тяжелая для езды, но деваться некуда. Когда снимаюсь, меня возят, когда нет - сама езжу. У меня двухдверный «Мерседес»-купе. Многие говорят: «Возьми шофера». Но я не люблю, чтобы меня кто-то сидел и ждал.

Говорят, режиссеры на вас экономят, ведь в кино вы снимаетесь в своих нарядах.

Очень часто, если только не надо падать в грязь или рвать платье. Это не режиссеры экономят, а продюсеры, которые не дают достаточно денег на костюмы. А я обожаю дорогую одежду. Шитых вещей не ношу, они не сидят так, как фирменные. Поэтому покупаю только наряды проверенных марок. Они носятся долго, их очень легко сочетать между собой.

И много денег тратите на себя, любимую?

А кто вам сказал, что я сама себе любимая? Я как раз себя то и не люблю. МНОГО трачу! Я должна быть модно одета. Не выискиваю скидок и не жду, когда начнутся распродажи. Если мне что-то нужно, иду и покупаю. Есть, конечно, определенные магазины, где я постоянно одеваюсь. Естественно, мне звонят, когда начинаются скидки: «Приходите, купите туфли не за тысячу евро, а за 500». Это приятно.

Свой первый гонорар тоже на наряды истратили?

А как же! Мне было 15 лет, когда я снялась в фильме Александра Павловского «Счастливый Кукушкин». Получила тогда аж 300 рублей. Это были огромные деньги, и я не хотела их брать из кассы. Мне звонили из бухгалтерии: «Приезжайте, получите деньги», а я отвечала: «Нет, я снимаюсь не ради денег, а ради искусства». Стеснялась получать эти несчастные 300 рублей. А потом, когда все-таки взяла их, пошла на знаменитый одесский толчок, где продавалось все. Купила высокие модные сапоги, привезенные моряками из-за рубежа, какой-то плащ. Я всегда была модницей!

Ларису Удовиченко называют одной из самых красивых актрис советского кино. Нежная, тонкая, благородная красота актрисы покорила зрителей всего огромного Советского Союза. «Дочки-матери», «Золотая мина», «Женатый холостяк», «Мэри Поппинс, до свидания!», «И это всё о нём», «Самая обаятельная и привлекательная»… За 45 лет в кино Лариса Ивановна сыграла более 120 ролей!

В интервью «Слободе» Удовиченко рассказала, какую роль считает любимой, зачем снялась в ремейке «Кавказской пленницы» и как поддерживает себя в прекрасной форме.

— Лариса Ивановна, Вы — академик российской кинематографической премии «Ника» и смотрите много кино. Что из последнего увиденного Вам понравилось?
- Я влюблена, считаю, что это великая картина Станислава Говорухина - «Конец прекрасной эпохи». На «Золотом орле» она уже получила приз за лучшую режиссёрскую работу. Жаль, что Ваня Колесников не получил приз за лучшую мужскую роль, он играет просто замечательно. Там так много его крупных планов: красивых, благородных, аристократических даже. Этот фильм будет и на «Нике». Посмотрите его — это счастье!



Школьница Лариса Удовиченко, 1970 г.

— Одна из Ваших свежих работ — фильм «Кавказская пленница». Как Вы относитесь к подобным ремейкам?
- Очень плохо. Я согласилась в нём сняться только потому, что моим партнёром был Гена Хазанов. Мне хотелось с ним похулиганить. Фильм я не смотрела и смотреть не буду, как будто его и не было (смеётся). Мою роль играла Нина Гребешкова, с которой я знакома. Она очаровательная женщина, мы много общались. Независимо ни от чего, мне хотелось сыграть с Хазановым и побывать в шкуре Гребешковой.

— Вы снялись в четырёх сезонах детектива о Даше Васильевой. А романы Донцовой читали?
- Да Боже сохрани! (Смеётся). Я вообще никакие детективы не читала, кроме Агаты Кристи и Себастьяна Жапризо. И когда мне продюсер Игорь Толстунов предложил сыграть Дашу Васильеву, я сказала, что ничего Донцовой не читала. Он пообещал, что мне понравится и привёз две книги. И я как раз с ними уехала отдыхать. Несколько раз начинала читать, но откладывала в сторону — не шло! Смотрю по сторонам, а на пляже все читают детективы Донцовой (смеётся). Думаю — наверное, я чего-то не понимаю. Начала читать глубже. А потом так втянулась! И сейчас, когда нечего делать, иногда читаю романы Дарьи. Я отдыхаю за ними. Сама Донцова интеллигентная женщина, у неё мягкий юмор и нестрашный сюжет, всё с позитивом и надеждой на хороший конец. Это прекрасно.



Дарья Донцова и Лариса Удовиченко.

— Это правда, что Ваша мечта — сняться у Никиты Михалкова?
- Об этом все мечтают! Но я снималась в его русско-итальянской картине «Автостоп». Потом поехала на съёмки фильма «Урга — территория любви» и прожила там два с половиной месяца. Я должна была играть Татьяну, которая живёт там с ребёнком-китайчонком. Мы снимали в монгольских и китайских степях. Никиту Сергеевича так это увлекло, что русская часть из фильма ушла, и снимались монголы. Но мы все жили дружной семьёй, я варила на электрических плитах еду — на китайской прожить было нельзя. Как на войне было (смеётся).


Красавица Лариса Удовиченко, 1975 г.

— Какие съёмки вспоминаете с особой теплотой?
- Где хорошие режиссёры и актёры, конечно.
— Я думала, Вы ответите, что это «Место встречи…»
- Вы знаете, «Место встречи…» — это судьба, это даже не обсуждается! Это роль моей жизни, как выяснилось. Очень люблю эту картину. А Станислав Говорухин — мой любимый режиссёр и друг.

Причём мне ведь сначала предложили сыграть роль Вари Синичкиной, возлюбленной Шарапова. Но я не захотела. Слишком уж она лирическая, правильная.

И когда Говорухин меня вызвал, сразу же сказала ему о том, что хочу сыграть Маньку Облигацию. Он сначала отказался: «Нет, ты внешне не подходишь. Посмотри на себя — маленькая, лирическая, инфантильная. Какая из тебя проститутка со стажем?!» А потом согласился: «Я подумал: раз ты так хочешь, значит, что-то себе придумала, вот и решил попробовать». Я очень волновалась! Владимир Высоцкий и Владимир Конкин всеми силами помогали мне. И все равно я мандражировала, зажималась, но… Знаете, у актёров есть такой термин «нахальство от зажима». Вот оно из меня просто попёрло, благодаря чему в результате получилось так, как получилось.



«Место встречи изменить нельзя», 1979 г.

— У Вас есть секрет, как оставаться женственной, стройной и красивой?
- Стараюсь не распускать себя, держусь в рамках, слежу за весом, не позволяя ему подняться выше 57 кг. Неделю могу сидеть на сельдереевом супе. Это легко, так как каждый день можно что-то добавлять: овощи, фрукты, отварную баранину, дикий рис. За неделю, не голодая, можно избавиться от двух кило. Но потом, если не держать себя в руках, они быстренько вернутся. Сейчас ехали из Алма-Аты такие уставшие, я ночь не спала, выпила таблетку, чтобы заснуть. Приехала домой, а через несколько часов уже выезжать в Тулу. Уснула, не поела. И по дороге к вам прошу: «Остановите, дайте хоть какую-нибудь сосиску съесть!» (смеётся). Остановились в кафе, там такие вкусные сосиски с белым хлебом и огурчиками, да ещё штрудель. Столько радости было!



Спектакль «Женитесь на мне!», с Сергеем Колесниковым. Тула, февраль 2016 г.

Из досье Myslo
Лариса Ивановна Удовиченко
Родилась 29 апреля 1955 г. в Вене (Австрия).
Окончила ВГИК.
Живёт в России и Франции, имеет квартиру в Ницце.
Была замужем за кинорежиссёром Андреем Эшпаем (сейчас муж Евгении Симоновой), пианистом Геннадией Болгариным.
Семья: дочь Мария (1988 г. р.).

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения