Молодой, бесстрашный, честный и милосердный – основные характеристики образа Петра Гринева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка. Характеристика Гринева в «Капитанской дочке» Пушкина Гринев характеристика героя с цитатами

Петр Гринев - главное действующее лицо повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Перед читателем проходит весь жизненный путь главного героя, становление его личности, раскрывается его отношение к происходящим событиям, участником которых он является.

И вот Гринев в Белогорской крепости. Вместо грозных, неприступных бастионов - деревушка, окруженная бревенчатым забором, с избами, крытыми соломой. Вместо строгого сердитого начальника - комендант, вышедший на учение в колпаке и халате, Вместо храброго войска - престарелые инвалиды. Вместо смертоносного оружия - старенькая, забитая мусором пушка. Жизнь в Белогорской крепости открывает перед юношей красоту жизни простых добрых людей, рождает радость общения с ними. «Другого общества в крепости не было; но я другого и не желал», - вспоминает Гринев, автор записок. Не военная служба, не смотры и парады привлекают молодого офицера, а беседы с милыми, простыми людьми, занятия литературой, любовные переживания. Именно здесь, в «богоспасаемой крепости», в обстановке патриархального быта крепнут лучшие задатки Петра Гринева. Молодой человек полюбил дочь коменданта крепости Машу Миронову. Вера в ее чувства, искренность и честность стали причиной дуэли между Гриневым и Швабриным: Швабрин посмел посмеяться над чувствами Маши и Петра. Дуэль закончилась неудачно для главного героя. Во время выздоровления Маша ухаживала за Петром и это послужило сближению двух молодых людей. Однако, их желанию пожениться воспротивился отец Гринева, рассерженный дуэлью сына и не давший своего благословления на брак.

Тихая и размеренная жизнь обитателей далекой крепости была прервана восстанием Пугачева. Участие в боевых действиях встряхнули Петра Гринева, заставили его задуматься над смыслом человеческого существования. Честным, порядочным, благородным человеком оказался сын отставного майора, не испугался грозного вида предводителя «шайки бандитов и бунтовщиков», посмел заступиться за свою любимую девушку, ставшую в один день сиротой. Ненависть и отвращение к жестокости и бесчеловечности, гуманность и доброта Гринева позволили ему не только сохранить свою жизнь и жизнь Маши Мироновой, но и заслужить уважение Емельяна Пугачева - руководителя восстания, мятежника, врага.

Честность, прямодушие, верность присяге, чувство долга - вот черты характера, которые приобрел Петр Гринев, находясь на службе в Белогорской крепости.

Характеристика Петра Гринева (2 вариант)

Петр Гринёв - главное действующее лицо повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Перед читателем проходит весь жизненный путь главного героя, становление его личности, раскрывается его отношение к происходящим событиям, участником которых он является.

Доброта матери и простота быта семьи Гриневых развили в Петруше мягкость и даже чувствительность. Он горит желанием отправиться в Семеновский полк, куда приписан с рождения, но мечтам о петербуржской жизни не суждено сбыться - отец решает отправить сына в Оренбург.

Характеристика Петра Гринева (3 вариант)

Повесть А. С. Пушкина "Капитанская дочка" уникальна и интересна тем, что в ней переплелись судьбы героев с разными характерами. Фактически, это историческая повесть, описывающая бунт того времени. Но с другой стороны, в повести прослеживаются нотки чистой, искренней, легкой и светлой любви. Это чуство вспыхивает ярким огнем и продолжает гореть на протяжении всего повествования, согревая душу читателя.
Нам знаком Петр Гринев? Знаком. Это главный герой повести. Пожалуй, Пушкин вложил в создание образа все самое честное, благородное, доброе и правильное. "Построил" характер и личность Гринева его отец, Гринев Андрей Петрович. Андрей Петрович бывший военный. По характеру напоминает сына. Такой же честный, добрый, открытый и искренний. Военная служба отца Петра закончилась быстро, потому что он не хотел быть от кого-либо зависимым и "выпрашивать" чины, как это делали многие. В сыне он воспитал самые благородные качества, присущие человеку.
Вскоре Пете исполнилось семнадцать лет. Отец забеспокоился о будущей жизни сына и стал выбирать ему достойное место для службы. Сам Петр бредил о Петербурге, представлял там службу яркой и интересный. Но вопреки мечтаниям Пети, Андрей Петрович выбрал ему службу под Оренбургом, где Петр и встретил свою будущую любовь. Собрав вещи, Петр уехал, запомнив слова отца: "Береги платье снову, а честь смолоду". Так и понес он смысл этого наставления через всю жизнь.
В Оренбурге во внимание читателя добавляются новые герои. Это комендант, смелый и правильный мужчина, верный императрице Екатерине II. Его жена, Василиса Егоровна, роковая и мудрая женщина. Дочь коменданта, Маша Миронова, скромная и застенчивая девушка. Злой Швабрин, ровесник Петра, личность темная, подлая и циничная.
Благородство дворянина и характер отца проявляются в Гриневе все больше и больше. Особенно меня впечатлила сыгрнанная дуэль между Швабриным и Петром. Швабрин публично оскорблял и наговаривал на Машу, но Гринев, как истинный дворянин, отстоял честь девушки. Итог дуэли - Петр ранен, а Швабрин победитель, но какой! Несчастный трус, нанесший удар со спины. Этот факт указывает на трусость, подлось и бесчувственность этого человека.
Мне очень понравилась эта повесть. Особенно ярко здесь выражена личность Петра Гринева. Он не обладает богатырской силой и изворотливым умом. Но он искренен, открыт, наивен. Именно поэтому он вызывает у читателя симпатию. Он не умеет притворятся, лицемерить, даже желая сохранить себе жизнь. В этом и проявляется истинное благородство, крепость характера.

Приступая к анализу образа Петра Гринева, главного действующего лица семейной хроники, следует прежде всего обратить внимание на особое место Гринева в произведении. Это не только одно из главных действующих лиц, но и «автор» записок, повествователь. Наконец, за образом повествователя (того же Гринева в старости, в начале XIX в.), «просвечивает» и лицо подлинного автора «записок) — Пушкина. В какой-то степени в суждениях о жизни, в отношениях рассказчика к событиям нет-нет и проявится чисто пушкинское восприятие действительности.

Трудно, да и не имеет смысла заниматься вопросом о том, в каких рассуждениях Гринева перед нами мысли молодого героя романа, в каких — настоящий автор, но отдавать себе отчет в сложности образа Гринева следует. Одинаково ошибочным было бы и отождествлять взгляды Гринева с мировоззрением Пушкина (оно неизмеримо серьезнее, прогрессивнее, глубже; Гринев очень прост и ограничен), и полностью игнорировать в гриневском мировосприятии какие-то элементы пушкинских взглядов на жизнь (например, в суждениях Гринева о людях, с которыми он сталкивается, в некоторых суждениях о Пугачеве, в оценках им правительственного лагеря борющихся сил).

Заметим еще, что в композиции образа Гринева с самого начала повествования взята установка на ясность и простоту. Постой рассказ-повествование об интересных и не совсем обыкновенных приключениях молодости. Много событий, мало размышлений. Психология передается через действия, поступки. О поступках и приключениях рассказывается очень просто. Так дедушка рассказывает внуку о пережитом. Эта простота, безыскусственность, впрочем, свойственна прозе Пушкина вообще. При анализе образа Гринева надо все это учитывать. И не упускать из вида различие двух точек зрения на изображаемые события: точки зрения рассказчика и точки зрения Пушкина. При меры будут указаны ниже.

Раскрытие героя в последовательно развивающихся событиях жизни, в поступках, в отношениях к окружающим людям, приводит нас к плану анализа :

1) детство и юность, среда, воспитавшая героя;

2) проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь;

3) отношение к окружающим в период мирной жизни в Белогорской крепости;

4) история любви к Марье Ивановне и

5) история отношений с Пугачевым (характер развивается и проявляется в полной мере и определяются взгляды на жизнь);

6) заключительное обобщение: основные черты личности героя, типичность образа, место его в композиции романа.

Говоря о детстве и юности Гринева, следует обратить внимание на различные влияния, воздействовавшие на него и формировавшие его личность. Отец — премьер-майор в отставке, ограниченный и властный помещик и глава семьи, в то же время отличается строгим отношением к вопросам морали, внушает сыну высокое понимание вопросов чести в дворянском ее представлении, офицерскую службу считает не средством для устройства карьеры, а долгом дворянина перед государством.

Его рассуждения о Петербурге, о продвижении по службе бывших его товарищей отдают духом некоей оппозиции к порядкам, установившимся в сферах, близких к правительству и двору. Все это оказывает свое воздействие на сына. О матери Петра Гринева сказано немного, но облик любящей и заботливой женщины, кроткой и нежной, возникает и из того немногого, что мы о ней узнаем. Ее влияние скажется потом, когда станет раскрываться характер Петра Гринева.

Француз Бопре «в отечестве своем был парикмахером», его «выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла». Фигура колоритная и вполне типичная, затрагивающая хорошо знакомую учащимся по «Недорослю», «Горю от ума» и «Евгению Онегину» тему.

Большое место в воспитании Петра Гринева занимал, очевидно, крепостной дядька Савельич, честный, умный и грамотный человек, но, однако, весьма ограниченный. В его образе отражено вековое рабское положение дворовых слуг. Таковы люди, окружавшие Петра Гринева. Образ жизни Петра Гринева в родительском доме типичен для дворянского недоросля: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». «Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни», — говорит отец. Первые шаги самостоятельной жизни (эпизод с 3уриным) выявляют черты формирующейся личности. Учащиеся без труда в них разберутся, вспомнив поведение Гринева. Здесь и легкомыслие, и грубость помещичьего сынка по отношению к старому преданному слуге («Я твой господин, а ты мой слуга»): в то же время в стремлении отдать деньги, долг, казалось бы, не очень серьезный — проигрыш в биллиардной игре — мы видим определенное представление о необходимости держать слово, о честности. Вслед за этим — сердечный разговор и мировая с Савельичем, раскрывающая в Гриневе сердечность и доброту.

Что дает для развития образа Гринева рассказ о его мирной жизни в Белогорской крепости? Отметим, что семья Мироновых как нельзя лучше пришлась ему по душе: простота, добродушие, скромность и непритязательность, сердечность и искренность отношений — все это не может не действовать на Гринева. Его умственные запросы невелики, отношение к службе идет по формуле «на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся» .

Гринева мало беспокоит, что «в богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов и что единственная пушка забита камушками и сором. Но в подтексте читатель чувствует отношение автора романа к описываемому: плохо поставлено дело охраны окраин огромной империи. Это — один из примеров наличия двух углов зрения в изображении действительности. От нечего делать Гринев читает французские книги, взятые у Швабрина (оказывается, и Бопре кое на что пригодился).

Зарождающаяся любовь к Маше Мироновой вызывает стремление к поэтическим занятиям. «Опыты мои для тогдашнего времени были изрядны»,- повествует рассказчик, и при водит образец: Мысль любовну истребляя, Тщусь прекрасную забыть … и т. д. Стихи плохие. Пушкин взял их из сборника, изданного ни. Новиковым: «Новое и полное собрание российских песен» , 1 780 — 1 781 гг., несколько изменив отдельные строчки. Один из исследователей замечает: «Стихотворение относится к тем, которые Пушкин в «Истории села Горюхина» охарактеризовал как сочиняемые «солдатами, писарями и боярскими слугами». Как видим, заурядность героя неоднократно отмечается в ходе повествования. Он не поражает нас ни блестящим умом, ни необыкновенными, стремлениями, ни сильными страстями. Его привлекательность не в этом.

Повествование в «Капитанской дочке» Петром Андреевичем Гриневым, который рассказывает о своей молодости, ввергнутой в круговорот исторических событий. Гринев выступает в романе, следовательно, и как рассказчик, и как один из главных героев описываемых событий.

Петр Андреевич Гринев - типичный представитель провинциального русского дворянства второй половины XVIII в. Он родился и вырос в имении своего отца, помещика Симбирской губернии. Детство его прошло так, как оно проходило у большинства небогатых провинциальных дворян того времени. С пяти лет он был отдан на руки крепостному дядьке Савельичу. Одолев на двенадцатом году грамоту под руководством дядьки, Гринев поступает под надзор мосье Бопре, гувернера-француза, выписанного из Москвы «вместе с годовым запасом вина и прованского масла» и оказавшегося горьким пьяницей.


Описывая с добродушным юмором свои ученические годы, Гринев говорит: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Было бы, однако, ошибкой думать, что перед нами недоросль типа Митрофанушки из комедии Фонвизина. Гринев рос понятливым и любознательным подростком и впоследствии, поступив на службу, пишет стихи, читает французские книги и пробует силы даже в переводах.


Решающее влияние на духовный склад Гринева оказала здоровая обстановка семейного быта, простого и скромного. Отец Гринева, от ставной премьер-майор, прошедший суровую школу жизни, был чело веком твердых и честных взглядов. Провожая сына в армию, он дает такие наставления: «Служи верно, кому присягнешь; на службу не на прашивайся, от службы не отказывайся; не гоняйся за лаской началь ника; береги платье снову, а честь смолоду». Чувство чести и сознание долга Гринев и унаследовал от отца.
Первые жизненные шаги юного Гринева обнаруживают его юношеское легкомыслие и неопытность. Но юноша доказал своей жизнью, что он усвоил себе основное правило отцовской морали: «береги честь смолоду». В течение двух лет Гринев переживает много событий: зна комство с Пугачевым, любовь к Марье Ивановне, дуэль со Швабриным, болезнь; он чуть не погибает при взятии крепости войсками Пугачева и пр. На наших глазах характер юноши развивается и крепнет, и Гринев превращается в зрелого молодого человека. Чувство чести и мужество спасают его в жизненных невзгодах. С бестрепетным мужеством он смотрит в глаза смерти, когда Пугачев приказывает повесить его. Раскрываются все положительные стороны его характера: простота и не испорченность натуры, доброта, честность, верность в любви и пр. Эти свойства натуры пленяют Марью Ивановну и вызывают симпатию со стороны Пугачева. Гринев с честью выходит из жизненных испытаний.


Гринев - не герой в обычном смысле этого слова. Это обыкновенный человек, средний дворянин. Это типичный представитель тех армейских офицеров, которые, по выражению историка В. О. Ключевского, «делали нашу военную историю XVIII века». Пушкин не идеализирует его, не ставит в красивые позы. Гринев остается скромным рядовым человеком, сохраняя все черты реалистического образа.

1 вариант

Петр Андреевич Гринев (Петруша) – главный герой повести. От его лица ведется повествование (в форме «записок для памяти потомства») о событиях во время крестьянского бунта под предводительством Пугачева.
Волею судьбы Г. оказался между двумя враждующими лагерями: правительственных войск и восставших казаков. В критических условиях он сумел сохранить верность офицерской присяге и остаться честным, достойным, благородным человеком, самостоятельно распоряжающимся своей судьбой.
Г. – сын отставного военного, простого, но честного человека, ставящего честь превыше всего. Воспитывает героя крепостной Савельич.
В 16 лет Г. отправляется служить. Он, по просьбе отца, который хочет, чтобы сын «понюхал пороху», попадает в глухую Белогорскую крепость. По дороге туда Г. с Савельичем попадают в буран, из которого их выводит какой-то мужик. В благодарность Г. дарит ему свой заячий тулуп и полтину на водку.
В крепости Г. влюбляется в дочь коменданта Машу Миронову и дерется из-за нее на дуэли с поручиком Швабриным. Тот ранит Г. После дуэли герой просит у родителей благословения на брак с бесприданницей Машей, но получает отказ.
В это время крепость захватывает Пугачев. Он случайно узнает Савельича и выпускает Г. из осажденной крепости. Уже будучи в Оренбурге, Г. узнает, что Маша находится в руках у Швабрина. Он отправляется в логово Пугачева ей на помощь. Самозванец тронут рассказом о беспомощной девушке и отпускает ее с Г., благословляя молодых. По дороге герои попадают в засаду правительственных войск. Г. отправляет Машу в отцовское имение. Сам же он остается в отряде, где его арестовывают по доносу Швабрина, обвиняющего Г. в измене. Но любящая Маша спасает героя. Он присутствует при казни Пугачева, который узнает его в толпе и в последний момент кивает ему. Достойно пройдя через все жизненные испытания, в конце жизни Г. составляет биографические записки для юношества, которые попадают в руки к издателю и печатаются.

2 вариант
Петр Гринев - главный герой рассказа. Ему 17 лет он русский дворянин, только что поступивший на военную службу. Одно из основных качеств Гринева – искренность. Он искренен с героями романа и с читателями. Рассказывая и своей жизни, он не стремился приукрасить ее. На кануне дуэли со Швабриным, он взволнован и не скрывает этого: «Признаюсь, я не имел того хладнокровия, которым хвалятся почти всегда те, которые находились в моем положении». Также прямо и просто говорит он и своем состоянии перед беседой с Пугачевым в день захвата им Белогорской крепости: «Читатель легко может себе представить, что я не был совершенно хладнокровен». Гринев не скрывает и отрицательных поступков (случай в трактире, во время бурана, в разговоре с Оренбургским генералом). Грубые ошибки искупаются его раскаянием (случай с Савельчем).
Дума Гринева еще не очерствела на военной службе, некоторые он сохранил до конца жизни. Он содрогнулся при виде изуродованного башкира, захваченного при распространении Пугачевских листовок. Сильное впечатление производит на него пение Пугачевцев: «Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простая песня о виселице, распеваемая людьми, обреченными виселицею. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, - все потрясало меня каким-то поэтическим ужасом».
Гринев не был трусом. Он без колебания принимает вызов на дуэль. Он один из немногих выступает на защиту Белогорской крепости, когда, не смотря на команду коменданта, «оробелый гарнизон не двигается с места». Он возвращается за отставшим Савельичем.
Эти поступки также характеризуют Гринева, как человека, способного любить. Гринев не злопамятен, он искренне мирится с Швабриным. Ему не свойственно злорадство. Уезжая из Белогорской крепости, с освобожденной по приказу Пугачева Машей, он видит Швабрина и отворачивается, не желая «торжествовать над униженным врагом».
Отличительная черта Гринева – привычка платить добром за добро умением быть благодарным. Отдает Пугачеву свой тулуп, благодарит за спасение Маши.
3 вариант

ГРИНЕВ - герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (1836), от имени которого ведется повествование. Образ Г. - продолжение темы рядового человека, «ничтожного героя», начатой в 1830 г. «Домиком в Коломне» и «Повестями Белкина». Сын симбирского помещика, много лет безвыездно живущего в своем имении, и бедной дворянки, Петр Андреевич Г. рос и воспитывался в обстановке провинциально-поместного быта, проникнутого простонародным духом. Окрашенные иронией картины его детства, образования, воспитания стоят порой на грани карикатуры и несколько напоминают знаменитую комедию Фонвизина. Да и сам герой признается, что «рос недорослем». В то же время в повести очевидна связь между «простонародностью» «старинных людей», верных лучшим национальным традициям, и крепостью их нравственных устоев - такими их качествами, как добросердечие, искренность, совестливость, родственно-благожелательное отношение друг к другу, наконец, безраздельная верность долгу.

Существенно также, что отец героя, Андрей Петрович, этот опальный аристократ, служивший в свое время при графе Минихе и, видимо, принужденный выйти в отставку после переворота 1762 г., - деталь, имевшая для Пушкина родственно-личный смысл. (Ср. в «Моей родословной», 1830: «Мой дед, когда мятеж поднялся // Средь петергофского двора, // Как Миних, верен оставался // Паденью третьего Петра».) Судьба Г.-старшего, «дворянина во мещанстве», типична, по мысли Пушкина, для времени, когда старинное дворянство утрачивает свою значимость, беднеет, превращаясь в «род третьего состояния» и тем самым - в потенциально мятежную силу.

Лучшие черты Г., обусловленные происхождением и воспитанием, его безошибочное нравственное чутье ярко проявляются в минуты испытаний, решающих поворотов судьбы и помогают ему с честью выходить из самых трудных ситуаций. Герою хватает благородства просить прощения у крепостного - преданного дядьки Савельича, он сразу же сумел оценить чистоту души и нравственную цельность Маши Мироновой, твердо решив жениться на ней, он быстро разглядел низменную натуру Швабрина. В порыве благодарности он без раздумий дарит заячий тулупчик встречному «вожатому», а главное - умеет разглядеть в грозном бунтовщике Пугачеве незаурядную личность, отдать должное его справедливости и великодушию. Наконец, ему удается сохранить человечность, честь и верность себе в условиях жестокой и бесчеловечной междуусобной борьбы. Для Г. равно неприемлемы стихия «русского бунта, бессмысленного и беспощадного», и формализм, бездушная холодность официального, казенно-бюрократического мира, особенно отчетливо проявившиеся в сценах военного совета и суда.

Более того, оказавшись в критической ситуации, Г. стремительно изменяется, вырастает духовно и нравственно. Вчерашний дворянский недоросль, он предпочитает смерть малейшему отступлению от велений долга и чести, отказывается от присяги Пугачеву и любых компромиссов с ним. С другой стороны, во время суда, снова рискуя жизнью, он не считает возможным назвать имя Маши Мироновой, справедливо опасаясь, что она будет подвергнута унизительному допросу. Отстаивая свое право на счастье, Г. совершает безоглядно-смелый, отчаянный поступок. Ведь предпринятая им самовольная поездка в «мятежную слободу» была опасна вдвойне: он не только рисковал быть схваченным пугачевцами, но ставил на карту карьеру, благополучие, доброе имя, честь. Акция Г., вынужденная безответственностью и пассивностью командования, равнодушием к судьбе дочери героически погибшего капитана Миронова, представляла прямой вызов официальным кругам, дерзкое нарушение принятых норм.

Подобное сочетание гордой независимости, неподкупной верности долгу, чести и способности совершать безумные, своевольные поступки Пушкин особенно ценил в старинном русском дворянстве, в частности в своих предках. В этом смысле «ничтожный герой» пушкинских произведений 1830-х гг. не только противостоит прежнему, романтическому герою, но и является его прямым продолжением.

4 вариант

Петр Гринев, потомственный офицер российской армии, как было принято во времена Пушкина, написал мемуары о своей молодости, которая совпала по времени с народным бунтом под предводительством Емельяна Пугачева. Судьба свела молодого Петрушу, только еще добирающегося к месту службы, со странным человеком, которого они с дядькой Савельичем после окрестили вожатым. Этот человек встретился им в степи во время внезапно разгулявшейся метели и помог найти дорогу к постоялому двору. За то, что он не дал им замерзнуть в степи, Петруша, заметив, что этот непонятный человек с "огненными глазами" слишком легко одет, пожаловал ему тулупчик с барского плеча. В ответ он услышал, что свой этот, похожий на беглого каторжника человек, заложил у целовальника.

Гринев не представлял тогда, что познакомился с самозванцем и лжеимператором, хотя обратил внимание на то, что тот вел какие-то таинственные разговоры с хозяином постоялого двора, больше похожего на разбойничий притон. Уже находясь на службе в Белогорской крепости он услышал о приближении самозванца с армией взбунтовавшихся мужиков к соседним крепостям, и о том, что навстречу ему открываются двери этих крепостей. Но сам Гринев, воодушевленный боевым настроем коменданта крепости капитана Миронова, без боя сдаваться не собирался. Силы противников оказались неравными, Пугачев с войском вошел в крепость, и тут Гринев узнал в нем вожатого. Он приготовился разделить судьбу капитана Миронова и его супруги, которых казнили первыми, но Пугачев его тоже узнал и велел отпустить. В отличие от офицера Швабрина, Гринев не стал присягать Пугачеву. В этом сила его характера, ведь ему только восемнадцать лет и в сражениях он ни разу не был, но предпочитает лучше умереть, чем нарушить присягу. Так учил его отец. Пугачев, судя по всему, оценил это свойство характера молодого офицера, потому что не просто отпустил его из осажденной крепости, но и помог ему, когда Петр Гринев вернулся туда добровольно, чтобы выручить из плена Швабрина осиротевшую дочку капитана Миронова, Марью Ивановну. Он гневно поговорил со Швабриным и, даже узнав, что Гринев вернулся за дочкой коменданта, то есть дочерью своего казненного врага, не отменил своего решения отпустить ее с Гриневым и выдал соответствующие бумаги.

В отношении Пугачева к Гриневу сквозит уважение. На мой взгляд, это уважение к сильной личности, к бесстрашию и благородству. Среди окружающих Пугачева людей мало таких, как Гринев. Больше таких, как Швабрин. Пугачев - человек безусловно не глупый, не мог этого не понимать. Он ценит искренность, правдивость и верность чести. Он не притворяется перед Гриневым, он говорит открыто, что самозванец и сравнивает себя с Гришкой Отрепьевым. Он не настаивает на том, чтобы Гринев оставался с ним, зная характер Гринева, он даже не допускает мысли, что это возможно.

Еще ярче раскрывается характер Гринева в тот момент, когда его арестовывают за его хорошие отношения с Пугачевым, обвинив в измене отечеству. Он не оправдывается, не прикрывается именем Марьи Ивановны, которую спасал, он принимает свою участь молча, понимая, что объяснить свои внезапно возникшие отношения с Пугачевым своему начальству ему будет трудно. Он сам-то не вполне понимал, почему такое в его жизни происходит и предпочел не унижаться, а положиться на судьбу.

Таким образом, на страницах повести Пушкина "Капитанская дочка" мы наблюдаем характер Петра Гринева в развитии. От безусого юнца, умеющего лишь мечтать о службе в гвардии да лазить по девичьим, до зрелого, отважного мужчины, самостоятельно принимающего решения, как ему поступать в тех или иных непростых ситуациях, которые щедро преподносит ему жизнь. Этот возмужавший Петруша способен взять на себя ответственность за судьбу Маши Мироновой, способен психологически точно простроить свои отношения с Пугачевым, сохранить свою и Машину жизни, не поступившись честью и достоинством.

«Капитанская дочка» — исторический роман, написанный в форме мемуаров. В этом романе автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта. Пушкин сумел донести до нас много интересных фактов из истории восстания Пугачева.

Характеристика главных героев «Капитанской дочки»

Описание главных героев «Капитанской дочки» поможет понять их характер, причины поступков.

Образ Петра Гринёва «Капитанская дочка»

Петр Андреевич Гринев – главный герой повести «Капитанская дочка». Сын отставного военного, простого, но честного человека, ставящего честь превыше всего. Воспитывает героя крепостной Савельич, учит - мосье Бопре. До 16 лет Петр жил недорослем, гоняя голубей
Его отец не может реализовать себя. Я думаю, так Пушкин наводит читателя к мысли, что и Петр Андреевич мог бы прожить жизнь самую обыденную, если бы не отцовская воля. В течении всей повести Петр меняется, из безумного мальчишки превращается сначала в утверждающего независимость юношу, а затем мужественный и стойкий взрослый человек.
В 16 лет он отправляет его с Савеличем в Белогорскую крепость, скорее больше похожую на деревушку, что бы тот «понюхал пороху». В крепости Петруша влюбляется в Машу Миронову, что сыграло немаловажное значение в формировании его характера. Гринёв не просто влюбился, а был готов взять всю ответственность за любимую. Когда он попадает в осаду правительственных войск, он отправляет Машу к своим родителям. Когда его возлюбленная осталась сиротой, Петр рискнул своей жизнью и честью, которая для него важнее. Доказал он это при взятии Белогорской крепости, когда, отказался от присяги Пугачёву и любых компромиссов с ним, предпочитая смерть малейшему отступлению от велений долга и чести. Оказавшись в этой критической ситуации, Гринёв стремительно изменяется, вырастает духовно и нравственно.
После встречи с Емельяном в Белогорской крепости Гринев становится более решительным и смелым. Петр все же молод, поэтому по легкомыслию не задумывается, как его поведение оценивается со стороны, когда они принимает помощь Пугачева в освобождении Марьи Петровны. Ради своей любви он просит генерала дать ему пятьдесят солдат и разрешение освободить захваченную крепость. Получив отказ, молодой человек не впадает в отчаяние, а решительно отправляется в пугачевское логово.

Образ Алексея Швабрина «Капитанская дочка»

Швабрин Алексей Иванович – дворянин, антипод Гринева в повести.
Швабрин смугл, нехорош собою, оживлен. Он служит в Белогорской крепости пятый год. Сюда переведен за «смертоубийство» (на дуэли заколол поручика). Отличается насмешливостью и даже презрительностью (во время первой встречи с Гриневым он очень насмешливо описывает всех обитателей крепости).
Герой очень умен. Несомненно, он образованнее Гринева. Швабрин ухаживал за Машей Мироновой, но получил отказ. Не простив ей этого, он, мстя девушке, распускает о ней грязные слухи (рекомендует Гриневу подарить ей не стихотворение, а серьги: «знаю по опыту ее нрав и обычай», отзывается о Маше, как о последней дурочке и т. д.) Все это говорит о духовном бесчестии героя. Во время дуэли с Гриневым, который защищал честь любимой им Маши, Швабрин. наносит удар в спину (когда противник оглядывается на зов слуги). Затем читатель подозревает Алесей в тайном доносе родителям Гринева о дуэли. Из-за этого отец запрещает Гриневу брак с Машей. Полная утрата представлений о чести приводит Швабрина к измене. Он переходит на сторону Пугачева и там становится одним из командиров. Пользуясь своей властью, Швабрин пытается склонить к союзу Машу, держа ее у себя в плену. Но, когда Пугачев, узнав об этом, хочет наказать Алексея, тот валяется у него в ногах. Подлость героя оборачивается его позором. В конце повести, попав в плен к правительственным войскам, Швабрин доносит на Гринева. Он утверждает, тот тоже перешел на сторону Пугачева. То есть в своей подлости этот герой доходит до конца.

Образ Маши Мироновой «Капитанская дочка»

Маша Миронова – молодая девушка, дочь коменданта Белогорской крепости. Именно ее имел в виду автор, давая название своей повести.
Этот образ олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. Интересна такая деталь: в повести приводится очень мало разговоров, вообще слов Маши. Это неслучайно, так как сила этой героини не в словах, а в том, что слова ее и поступки всегда безошибочны. Все это свидетельствует о необычайной цельности Маши Мироновой. С простотой Маша соединяет высокое нравственное чувство. Она сразу верно оценила человеческие качества Швабрина и Гринева. И в дни испытаний, которых немало выпало на ее долю (захват крепости Пугачевым, смерть обоих родителей, плен у Швабрина), Маша сохраняет непоколебимую стойкость и присутствие духа, верность своим принципам. Наконец, в финале повести, спасая любимого Гринева, Маша как равная с равной беседует с неузнанной ею императрицей и даже противоречит ей. В итоге героиня одерживает победу, вызволяя Гринева из тюрьмы. Т.о., капитанская дочка Маша Миронова является носительницей лучших черт русского национального характера.

Образ Пугачева «Капитанская дочка»

Пугачев Емельян – вождь антидворянского восстания, называющий себя «великим государем» Петром III.
Этот образ в повести многогранен: П. и злобен, и великодушен, и хвастлив, и мудр, и отвратителен, и всевластен, и зависим от мнений окружения.
Образ П. дан в повести глазами Гринева – незаинтересованного лица. По мысли автора, это должно обеспечить объективность подачи героя.
При первой встрече Гринева с П. внешность бунтаря ничем не примечательна: это 40-летний мужик среднего роста, худощавый, широкоплечий, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутоватым выражением лица.
Вторая встреча с П., в осажденной крепости, дает иной образ. Самозванец восседает в креслах, затем гарцует на лошадях в окружении казаков. Здесь он жестоко и беспощадно расправляется с защитниками крепости, не присягнувшими ему на верность. Создается ощущение, что П. играет, изображая «настоящего государя». Он, с царской руки, «казнит так казнит, милует так милует».
И только во время третьей встречи с Гриневым П. раскрывается полностью. На казачьем пиру исчезает свирепость вождя. П. поет свою любимую песню («Не шуми, мати зеленая дубровушка») и рассказывает сказку об орле и вороне, которые отражают философию самозванца. П. понимает, какую опасную игру он затеял, и какова цена в случае проигрыша. Он не доверяет никому, даже своим ближайшим сподвижникам. Но все-таки надеется на лучшее: «А разве нет удачи удалому?» Но надежды П. не оправдываются. Его арестовывают и казнят: «и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу».
П. неотделим от народной стихии, он ведет ее за собою, но в то же время зависит от нее. Неслучайно первый раз в повести он появляется во время снежного бурана, среди которого он легко находит дорогу. Но, в то же время, он уже не может свернуть с этого пути. Усмирение бунта равнозначно смерти П., что и происходит в финале повести.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения