«Из сервизных кладовых»: в Эрмитаже проходит выставка императорского фарфора

В Зимнем дворце проходит выставка «Из сервизных кладовых. Убранство русского императорского стола XVIII – начала XX века» (до 20 марта 2017 года).

Ведущее место на выставке занимают уникальные сервизы, созданные на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге с момента основания первого российского производства фарфора в 1744 году при императрице Елизавете Петровне до времени императора Николая II.

В собрании Эрмитажа имеются русские фарфоровые комплексы второй половины XVIII - начала XX века: собственные сервизы императрицы Елизаветы Петровны (1750-1760-е), Кабинетский (1793-1801) и Юсуповский (1798) сервизы времен Екатерины II и Павла I, Готический сервиз (1832) периода царствования Николая I, Банкетный столовый и десертный сервиз великого князя Александра Николаевича (1841), Александринский Бирюзовый сервиз (1899-1902), созданный при Николае II.

В составе экспозиции более 1200 предметов. Ее основная часть ‒ произведения, предназначавшиеся для парадного убранства «Высочайших столов». В повседневной жизни подобные вещи, как правило, не использовали, их бережно хранили в специально оборудованных помещениях - Сервизных кладовых, где располагались как фарфоровые сервизы, так и посудные формы из фаянса, стекла, серебра, бронзы и прочих материалов, а также скульптурные настольные украшения.

Создание сервизных ансамблей было связано с именами и личными вкусами императорской семьи и ее ближайшего окружения, выдающимися личностями, а также памятными событиями и дипломатическими дарами. Сервизы приобретались для нужд Двора или поступали в качестве поднесений императорам. Монограммы владельцев и геральдические изображения воссоздают специфику государственных и частных заказов.

Особое место занимают знаменитые русские Орденские сервизы производства завода Гарднера, используемые на праздниках в честь кавалеров четырех высших государственных наград. К ним относятся четыре фарфоровых комплекса из коллекции Государственного Эрмитажа: Георгиевский (1777-1778), Андреевский (1778-1780), Александровский (1778-1780), Владимирский (1783-1785). Каждый из ансамблей украшают орденские знаки, звезды и ленты соответствующих государственных наград. Фарфоровые сервизы предназначались для торжественных приемов кавалеров в Зимнем дворце.

Парадные сервизы, созданные на Императорском фарфоровом заводе по особым случаям, являлись важным государственным заказом. В дни восшествия на престол царствующего монарха во время коронационных обедов использовался фарфор, украшенный изображениями российских двуглавых орлов. Среди экспонатов выставки первый Коронационный сервиз, исполненный на петербургском заводе в 1826 году к торжествам в Москве, приуроченным к восшествию на престол Николая I.

Демонстрируются и русские сервизы для иных дворцов: Большого Петергофского, Гатчинского, Павловского, Ропшинского, Красносельского, Царскосельского, Михайловского, Аничкова и других. Выразительными образцами этого раздела являются декоративные композиции из Гербового (1827) и Золотого (1828) сервизов с роскошными скульптурными украшениями из Государственного музея-заповедника «Павловск».

На год вперед, начиная с этой весны, в Государственном Эрмитаже запланировано четыре выставки, посвящённые фарфору. На них будут представлены работы художников Императорского фарфорового завода, Государственного Фарфорового завода им. М.В. Ломоносова.

Реальность и волшебство. Фарфор Нелли Петровой

Выставка будет проходить с 23 мая по 3 сентября 2017 г. в Главном штабе, на которой посетители смогут увидеть 200 произведений из фарфора, рисунки и графику для изделий из фарфора - авторские произведения главного художника Императорского фарфорового завода Нелли Петровой, созданные в 2010-х годах. Это новые скульптурные формы ваз, парадных сервизных ансамблей и несколько оригинальных арт-объектов для современного интерьера. В росписях на больших вазах представлена тема охоты. Их формы были восстановлены на заводе по образцам императорских ваз из собрания Эрмитажа.

Владимир Каневский. Фарфоровые цветы

Выставка будет проходить с 6 июля по 1 октября 2017 г. в Главном музейном комплексе (Арапский зал, Ротонда), на которой будет представлено более 50 цветочных композиций художника Владимира Каневского. Особая гордость мастера - фарфоровые композиции, которые вошли в коллекции художественных галерей многих знаменитых дизайнеров, стали украшением королевских домов Европы, в частности, во дворце принцессы Монако и немецкой принцессы Глории фон Турн унд Таксис в Регенсбургском замке.

Метаморфозы фарфоровой пластики Инны Олевской

Выставка будет проходить с 30 сентября 2017 г. по 14 января 2018 г. в Главном штабе, на которой гостям покажут свыше 50 произведений художника и скульптора Императорского фарфорового завода Инны Олевской, созданных на тему литературы и поэзии. Будут представлены работы, посвящённые осмыслению наследия авангардного искусства.

Голос времени. Советский фарфор: искусство и пропаганда. Из цикла “Поднесение к Рождеству“

Выставка будет проходить с 23 декабря 2017 г. по 1 апреля 2018 г. в Главном музейном комплексе (Западина Восточной галереи Зимнего дворца). 100 лет тому назад свершилась Октябрьская революция, перевернувшая весь ход российской истории. Советский фарфор стал голосом времени, рассказывающим о сложной и драматичной эпохе и её людях. Выставка представит произведения первого в России Императорского фарфорового завода. Посетители увидят агитационный фарфор, будет экспонироваться около 150 произведений 1920–1980-х годов, посвящённых памятным и юбилейным датам: Красной Армии, индустриализации и коллективизации страны, освоению Севера, физкультуре и спорту. Также гостям покажут работы современных художников фарфорового завода, которые продолжили традиции агитационного фарфора.

"В наставницы себе я взял природу, учительницу всех учителей"

Леонардо да Винчи

6 июля 2017 года в Арапском зале и Ротонде Зимнего дворца стартовала выставка «Владимир Каневский. Фарфоровые цветы ». Владимир Каневский - современный художник и скульптор, который может посоревноваться с природой в филигранности мастерства.


В экспозицию вошли работы созданные с 2014 по 2016 год. Флористические произведения из фарфора уже стали традиционными для Эрмитажа .

Творчество Владимира Каневского сложно причислить к конкретному "этносу". Уже 30 лет он живет и работает в Нью-Джерси, США, хотя родился и учился в Харькове (Украина), в 1978 году переехал в Ленинград и через 10 лет эмигрировал в США, где и открыл в себе тягу к фарфору. Сын режиссера-документалиста Арона Каневского, выпускник Харьковского инженерно-строительного института, Каневский всё же нашел своё призвание в искусстве.


Мастер выработал уникальную технологию изготовления фарфоровых цветов в индивидуальной, только ему свойственной манере, что выделяет художника среди мастеров с подобной техникой и цветочными мотивами. Простота и естественность работ Каневского приковывают взгляд и способствуют полному восприятию искусства.

Сам художник отмечает: «Иногда я крашу матовой подглазурной краской по блестящей глазури. Так не делают, но меня это совершенно не смущает. И для меня большая радость, если профессионал говорит: «Не пойму, а как это сделано?».


Все творения Владимира Каневского ручной работы, двух одинаковых работ найти не удасться.

Творческий процесс начинается с того, что Владимир Каневский подбирает для начала - живые цветы. Особенно интересны те, которые имеют заметные изъяны, такие как следы от насекомых и гусениц. Подобные элементы придают фарфоровым растениям не только больший натурализм, но и определенный шарм и настроение, делают их живыми.


Предметом гордости Владимира Каневского являются фарфоровые композиции, хранящиеся в коллекциях королевских домов Европы: принцессы Монако и немецкой принцессы Глории фон Турн унд Таксис в Регенсбургском замке. Произведения художника украшают художественные галереи многих знаменитых дизайнеров, модельеров и ювелиров. Среди них Оскар де ла Рента, Каролина Эррера, Томми Хилфигер, Жоэль Артур Розенталь.


Выставку подготовил Отдел истории русской культуры (ОИРК) Государственного Эрмитажа, заведующий Вячеслав Анатольевич Федоров. Автор концепции, куратор выставки и координатор проекта ‒ старший научный сотрудник ОИРК, доктор искусствоведения Екатерина Сергеевна Хмельницкая.


Этот букет не даёт покоя многим мастерам, котрые пытаются работать в технике скульптурного ботанического фарфора.

Кто такой Петр Ульянович Иванов можно не рассказывать: все, кто бывал в Эрмитаже ради фарфора, видели это чудо, созданное специально по случаю Всемирной международной выставки 1851-го года в Лондоне. Но если не знаете, то на 19 минуте начинается рассказ об этом мастере.

Я не хочу затевать разговор об утрате секрета. Меня больше интересуют работы мастеров, которые пытаются сделать нечто похожее.

Так, в В 60 е годы на заводе Ломоносова было создано 4 букета. По одной из версий, один из них пропал на выставке в Монреале, а три других исчезли в неизвестном направлении. Интересный факт,но из другого источника можно выяснить, что два хранятся в запасниках Эрмитажа. Странно и то, что практически нет записей об этом. Хотя старые сотрудники завода до сих пор помнят этих выдающихся художников- Н.Н. Пименова и Э.А. Пименову. Даже был получен патент на такой способ изготовления цветов. Я нашла в сети только вот эту открытку с изображением этого букета...

и плохую фтографию...

Однако мастера не стоят на месте. И появились работы Евгения Андреева. Правда мне не очень понятен его творческий путь, но такие работы интересны. Вот выдержка из материалов, представленных на его сайте:

"...Евгений Андреев - один из создателей фарфоровых букетов, которые выставлены в салонах-магазинах Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея. Творением Иванова Евгений вдохновился много лет назад. Тогда он занимался техническим перевооружением ЛОПО «Народные художественные промыслы» и прямого отношения к фарфору не имел. Но так получилось, что еще в советские годы судьба свела Евгения Андреева со специалистом НИИ фарфора Виктором Винтером и модельщиком ЛОПО НХП Анатолием Моргуном, с которым с 1990-го года производили изделия из майолики, фарфора и работали над разгадкой секретов Ивановского фарфора.
Десять лет ушло на то, чтобы фарфор приобрел желанную тонкость, прозрачность, пластичность и безупречно белый цвет. За основу бисквитной массы взяли вторичные кварциты, исследованием которых до этого занимался около 20 лет Виктор Винтер в НИИ фарфора..."


В Арапском зале и Ротонде Зимнего дворца до 1 октября открыта выставка современного художника Владимира Каневского «Фарфоровые цветы». В экспозиции - более пятидесяти произведений из фарфора, созданных мастером в 2014-2016 годах и объединенных темой флористики, традиционной для выставок Государственного Эрмитажа, посвященных фарфору.

Более тридцати лет Владимир Каневский живет и работает в Нью-Джерси (США). Он родился в Харькове в 1951 году, в семье известного режиссера-документалиста Арона Каневского. Окончил архитектурный факультет Харьковского инженерно-строительного института, стал профессиональным зодчим, участвовал в строительстве жилых комплексов. В 1978 году переехал в Ленинград. Спустя десять лет художник эмигрировал в США и стал заниматься фарфором.

Владимир Каневский выработал свою собственную технологию изготовления фарфоровых цветов, свою узнаваемую манеру воплощения в избранном материале мира живой природы. Именно эти черты выделяют мастера среди других художников, которые специализируются на изготовлении фарфоровой флористики.

Творческой манере Владимира Каневского присущи простота и естественность. Художник говорит, что самое важное – это непосредственный взгляд на вещи, никакого ограничения в выборе средств.

«Иногда я крашу матовой подглазурной краской по блестящей глазури. Так не делают, но меня это совершенно не смущает. И для меня большая радость, если профессионал говорит: «Не пойму, а как это сделано?»», - рассказал он.

Все произведения Владимира Каневского - ручной работы, и двух абсолютно одинаковых среди них не найти. Все, что создает мастер, существует в единственном экземпляре.

Поразительная красота его фарфоровых цветов мгновенно привлекает внимание каждого зрителя и буквально гипнотизирует. Творческий процесс начинается с того, что Владимир Каневский кропотливо подбирает для копирования живые цветы. Они выполняются в натуральную величину с соблюдением естественных пропорций.

Особенно интересны те, которые имеют небольшие изъяны, например следы от насекомых и гусениц. Подобные элементы придают фарфоровым растениям не просто больший натурализм, но и определенный шарм и настроение, поскольку в их художественной передаче отсутствует излишняя идеализация.

Произведения Каневского выполнены из разных фарфоровых масс. Цветы и бутоны, раскрашенные вручную, посажены на особенный металлический каркас в виде стеблей растений с тонко прочеканенными лепестками. Замысловатые комбинации разветвляющихся лепестков помимо художественной обладают еще и конструктивной функцией, выступая дополнительной поддержкой всей композиции.

Отдельно мастер лепит вазы, горшки, слегка тронутые «акварельной плесенью», сосуды, богато украшенные авторскими рельефными узорами, которым скульптор также уделяет большое внимание.

Предметом гордости Владимира Каневского являются фарфоровые композиции, хранящиеся в коллекциях королевских домов Европы: принцессы Монако и немецкой принцессы Глории фон Турн унд Таксис в Регенсбургском замке. Произведения художника украшают художественные галереи многих знаменитых дизайнеров, модельеров и ювелиров. Среди них Оскар де ла Рента, Каролина Эррера, Томми Хилфигер, Жоэль Артур Розенталь.

После окончания выставки в коллекцию фарфора Государственного Эрмитажа художник передаст композицию «Сборный букет», которую специально для музея выполнил в имперском стиле.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения