Гребневская церковь расписание. Храм Гребневской (Гребеневской) иконы Божией Матери в подмосковном с. Гребнево. В наше время в Гребенском храме ведется активная духовная жизнь

Храм в честь Гребневской иконы Божией Матери в г. Одинцове (Московская епархия)

На старой Смоленской дороге в небольшом селе Одинцово в - годах на средства владельца села Одинцово, боярина Артемона Сергеевича Матвеева, одного из самых состоятельных людей своего времени (это даёт основания предполагать, что церковь была богато отделана и украшена), была построена первая деревянная церковь во имя его небесного покровителя - священномученика Артемона .

Во второй половине 1790-х годов село переходит в руки графини Елизаветы Васильевны Зубовой, которая вместо обветшалой старой деревянной церкви решает построить каменную церковь во имя Гребневской иконы Божией Матери .

Обустраивался храм и внутри. Были восстановлены настенные росписи в ротонде. Жители приносили в дар храму древние иконы и книги. Из прежнего убранства храма сохранились до наших дней только две святыни: храмовая Гребневская икона Божией Матери и Распятие. Они находились в Покровской церкви села Акулово Одинцовского района и после открытия Гребневского храм были возвращены обратно.

В 1990-2000-е годы в храме были проведены масштабные реставрационные работы. В году на пожертвования прихожан были изготовлены и установлены мастерами Палеха новые резные иконостасы из красного дерева и киоты для особо чтимых икон: Гребневской иконы Божией Матери, священномученика Харалампия, пророка Илии, иконы Божией Матери "Утоли моя печали", "Неупиваемая Чаша" и других.

Одинцовский Православный социально-культурный центр

Настоятели

Приписные храмы

  • Веры, Надежды, Любови и Софии, домовый храм при детской больнице в г. Одинцове
  • Владимирской иконы Божией Матери на Лайковском кладбище
  • прмц. вел. кн. Елисаветы, домовый храм при Православном социально-культурном центре у Гребневского храма в г. Одинцове

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Храма в честь Гребневской иконы Божией Матери

г. Одинцово, Московской области

От ЗАПАДНЫХ ГРАНИЦ России в Москву вел старый Смоленский тракт. На Можайском участке этой дороги и располагается город Одинцово, бывший ранее небольшим селом. В 1673—1679 гг. здесь была построена первая деревянная церковь «во имя священномученика Артемона». Построена она была на средства владельца села Одинцово, боярина Артемона Сергеевича Матвеева, одного из самых состоятельных людей своего времени. Это дает основания предполагать, что церковь была богато отделана и украшена.

Во второй половине 1790-х годов село переходит в руки графини Елизаветы Васильевны Зубовой, которая вместо обветшалой старой деревянной церкви решает построить каменную церковь во имя Гребневской иконы Божией Матери.

Осенью 1801 г. сооружение Гребневской церкви было закончено и графиня Елизавета Васильевна в поданном преосвященному Серафиму епископу Дмитровскому викарию Московскому прошении писала: «... в вотчине моей... селе Одинцове вместо деревянной ветхой Артемоновской церкви построена от меня вновь каменная во имя Гребневския Божия Матери, которая как наружным благолепием, так и внутри достаточно изукрашена, ризницею и прочей утварью снабжена и к освящению готова». И 22 ноября 1801 г. церковь была освящена архимандритом Можайского Лужецкого монастыря Феофаном.

С началом богослужения в Гребневском храме ветхая церковь священномученика Артемона была разобрана, и вся ее утварь «кроме некоторого числа образов, обращена в новую» церковь. Служили в то время в Гребневском храме священник Федор Андрианов, пономарь Иван Федотов, дьячок Николай Артемоновский. Прихожанами церкви были крепостные крестьяне графини Зубовой.

В 1812 г., в ночь с 31 августа на 1 сентября уже после Бородинского сражения, войска 1-й и 2-й Западных русских армий расположились на ночлег в Мамонове в Одинцове. В Гребневской церкви служились молебны о ниспослании победы над врагом, а ее святыни поддерживали дух русских воинов. Наполеоновские войска, направляясь к Москве, меняли свою диспозицию почти по тем же селениям. 2 сентября, как сообщал в своем письме Наполеон, конница Мюрата находилась в Одинцове.

Гребневский храм подвергался осквернению и разорению французами, так как с 1813 по 1816 гг. при храме не было священника. По клировым ведомостям 1813 г. церковь готовилась к новому освящению.

В начале 1870-х годов, с вводом в действие новой железной дороги Москва-Смоленск-Брест, появляется пристанционный поселок Одинцово, вокруг которого растут дачи. Уже в 1890 г. их было здесь 125.

К лету 1898 г. по просьбе прихожан к храму была пристроена трапезная с двумя пределами: с правой стороны во имя Святителя и Чудотворца Николая и с левой — во имя преподобных Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского. Также была построена новая колокольня из трех ярусов.

ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г. в Гребневской церкви по-прежнему продолжались Богослужения. Содержание и ремонт церкви были возложены исключительно на церковную общину. Ни об одном ремонте Одинцовского храма в советское время архивных документов не обнаружено. Вся его драгоценная утварь, видимо, была изъята в начале 1920 г. в соответствии с постановлением ВЦИК от 23 февраля 1922 г.

В 1938—1939 гг. приход Гребневской церкви перестал существовать. Церковь была закрыта и разграблена. И тогда же стала использоваться в хозяйственных целях поселка. Судьба священства храма — это отражение судьбы всего духовенства страны. Последним настоятелем в нашем храме перед его закрытием был митрофорный протоиерей Александр Ворончев. 3 ноября после всенощной под праздник в честь Казанской Божией Матери он был арестован. О. Александр провел несколько лет в лагерях в Карелии на Медвежьей горе и принял вместе с узниками этого лагеря мученическую кончину: заключенных лагеря согнали на большой катер и пустили в озеро, где катер был уничтожен бомбами с самолетов. Братия Гребневского храма установила день памяти протоиерея Александра — 3 ноября (так как точная дата гибели не известна). Дожила до наших дней дочь последнего диакона Гребневской церкви — Нина Владимировна Запольская. Она сообщила нам о крестном пути ее отца. После того, как диакон Владимир не пожелал официально отречься от Бога и священного сана, он был арестован и сослан в северные лагеря. Умер диакон Владимир в г. Киржач на поселении. Со слов же Нины Владимировны Запольской, после закрытия храма было осквернено кладбище при церкви. Озверевшие люди раскапывали могилы, таскали черепа за длинные волосы, пытаясь найти драгоценности и кресты.

В начале Великой Отечественной войны здание церкви подвергалось обстрелам. После войны был заложен западный вход в колокольню, пробиты новые оконные и дверные проемы, исчезли иконостасы, большая часть росписей стен, старые полы, ограда храма и колокола. И как бы в насмешку, 30 августа 1960 г. выходит Постановление СМ РСФСР за № 1327 о «взятии бывшей Гребневской церкви на государственную охрану».

«ОХРАНЯЛИ» ЗДАНИЕ ЦЕРКВИ различные организации. В разное время здесь располагались хозяйственные склады, солдатская баня, общежитие, различные конторы. Через 29 лет, в 1989 г., было объявлено, что здание «должно послужить культурному и духовному воспитанию горожан». Решено было перестроить церковь под концертный зал. Православные жители г. Одинцово начали сбор подписей за передачу здания Гребневской церкви православной общине. В марте 1991 г. Гребневский храм был передан общине верующих Русской Православной Церкви, а настоятелем назначен священник Игорь Борисов.

Первые Богослужения проходили в маленькой часовне. Но уже в июне 1991 г. прихожане молились за первой Литургией в праздник Пресвятой Троицы.

Обустраивался храм и внутри. Были восстановлены настенные росписи в ротонде. Жители приносили в дар храму древние иконы и книги. Из прежнего убранства храма сохранились до наших дней только две святыни: храмовая икона Гребневской Божией Матери и Распятие. Они находились в Покровской церкви с. Акулово и после открытия Гребневского храм были переданы сюда.

2 июля 1995 г., за воскресной Литургией, состоялось полное освящение храма во имя иконы Гребневской Божией Матери, которое совершил преосвященный Григорий, епископ Можайский, викарий Московской епархии.

В настоящее время в храме ведутся реставрационные работы. В 2002 г. на пожертвования прихожан были изготовлены и установлены мастерами Палеха новые резные иконостасы из красного дерева и киоты для особо чтимых икон: Гребневской иконы Божией Матери, священномученика Харалампия, пророка Илии, иконы «Утоли моя печали», «Неупиваемая Чаша» и др.

При храме действует Воскресная школа. В школе работают 6 групп. Занятия в младших группах (от 3 до 7 лет) проводятся вместе с родителями, изучаются православная традиция, церковный календарь и жития святых, В средних группах преподается Закон Божий. Старшие дети изучают основы нравственности, литургику и историю. Раз в неделю проходят евангельские беседы для прихожан. Для детей и взрослых организованы кружки: резьба по дереву, вышивка с бисероплетением, роспись по дереву. Один-два раза в месяц проводятся образовательные встречи в Воскресной школе для родителей и педагогов. К праздникам ученики Воскресной школы готовят концерты, ставят увлекательные спектакли, поздравляют детей школы для инвалидов и детского приюта.

В марте 2000 г. при Гребневском храме был организован Православный Молодежный центр. Главное направление работы Центра — участие в Богослужениях, алтарное и клиросное послушания. Другой формой работы Центра является благотворительная деятельность. Молодежь из Центра — частые гости в Одинцовском приюте, школе «Надежда», воинской части, военном госпитале. В городской больнице ребята ухаживают за больными, выполняют различные поручения. Молодежь часто ездит в паломнические поездки по святым России и Подмосковья. При Центре организованы спортивные секции, кружки, занятия по сольфеджио и вокалу, кружок игры на гитаре.

В летнее время молодежь благочиния трудится и отдыхает в летнем молодежном лагере, расположенном в живописных окрестностях г. Звенигорода в селе Луцино. В лагере ежедневно совершается Божественная Литургия. Руководят жизнью лагеря священники Благочиния.

Богослужения в Гребневском храме совершаются ежедневно.

Мы рады новой встрече в новом учебном году и с теми, кто давно с нами сотрудничает и рады познакомиться с теми, кто впервые переступил порог Центра.

Более тысячи детей и взрослых занимаются в Приходском центе при Гребневском храме, который существует с 2004г.

В этом учебном году начала работу автономная Православная общеобразовательная школа «Лествица», продолжает заниматься Детская хоровая школа. Для взрослых, кто желает получить дополнительные знания, работают Миссионерские и Богословские епархиальные курсы.

Молодежь организует свои проекты в Молодежном центре под руководством о. Иоанна Федорова.

И, конечно, при Гребневском храме с 1991 года работает Воскресная школа, презентацию о которой подготовили преподаватели. Стоит отметить, что все педагоги грамотные специалисты, творческие люди с большим опытом работы.

Возглавляет Воскресную школу настоятель Гребневского храма священникГригорий Федотов.

В Воскресной школе учатся детивсех возрастов и школьники, и дошкольники. Изучают Церковно-славянский язык. Священную библейскую историю Ветхого и Нового Завета, Литургику, Катехизис, Православное богослужение и алтарное послушание.

В Воскресную школу мы принимаем детей с 4 лет. Они посещают занятия вместе с родителями. Часто задают вопрос: Что делают малыши в Воскресной школе, как они изучают Закон Божий?

Малыши учатся по особой программе «Введение в традицию». Все занятия приурочены к праздникам в течение года:

  • Покров Пресвятой Богородицы
  • Собор Архангела Михаила
  • Рождество Христово
  • Начало Великого поста
  • Благовещение
  • Пасха

Каждое занятие проводится в большой детской студии, красочно оформленной в соответствии с темой занятия, примерно по такому плану:

  1. Дети встают в круг и приветствуют друг друга;
  2. Начинаем игры, направленные на пополнение словарного запаса, развитие фонетического слуха и речи детей;
  3. Беседа в иконном уголке, она может сопровождаться слайд-фильмом;
  4. сказка (маленький кукольный спектакль, помогающий раскрытию основной темы занятия и цикла);
  5. совместная трапеза с принесенными из дома угощеньями;
  6. музыкальная часть, включающая упражнения на развитие слуха, чувства ритма, культуры пластики. А также народные песни, попевки;
  7. рукоделие - введение в народные художественные промыслы и использование возможностей лепки, рисования для выполнения совместных проектов.

У малышей занятие 1 раз в неделю по своему расписанию, у школьников занятие 1 раз в неделю в воскресенье, но надо помнить, что в Воскресной школе очень разнообразная и насыщенная жизнь. Вместе мы учимся молиться Богу, посещаем богослужения, учимся жить по заповедям, отличать добро от зла. Главная наша задача – сделать церковную жизнь понятной для детей и их родителей.

Но не забываем и учиться (смотрите расписание).

Теперь о кружках и спортивных секциях Приходского центра.Они открыты для всех, занятия идут по трем направлениям: музыкальному, декоративно-прикладному и спортивному.

Хоровое отделение состоит из 6 хоров, в зависимости от возраста. Все хоры регулярно участвуют в богослужениях, кроме дошкольного (еще слишком маленькие 5-6 лет).

Декоративно-прикладное:

  • Увлекательная физика
  • Математика со сказкой
  • Английский язык
  • Керамика
  • Изостудия
  • Иконопись

Спортивное:

  • Для самых маленьких – ОФП (Общая физическая подготовка с веселыми играми)
  • Футбол
  • Спортивная гимнастика для детей
  • Реабилитационная гимнастика для взрослых
  • Рукопашный бой школьники
  • Греко-римская борьба
  • Настольный теннис

Расписание на стенде. Каждый преподаватель готов ответить на все Ваши вопросы. Мы стараемся к каждому ребёнку, к каждому человеку найти индивидуальный подход, раскрыть его творческие способности.

Мы надеемся, что старания наших педагогов, те зерна, которые они посеют в сердцах не только детей, но и их родителей обязательно дадут всходы и помогут всем быть стойкими и сохранять радость в любой жизненной ситуации.

Двери нашей воскресной школы всегда открыты для детей и неравнодушных взрослых. Ждем всех!

Помоги всем нам Господи найти свою дорогу к Храму!

Местная религиозная организация прихода Гребневского храма г.Одинцово Московской области Московской епархии Русской Православной Церкви
Банк «Возрождение» (ОАО) г. Москва
ИНН 5032003444/КПП 503201001
р/с 40703810103700141233
Одинцовский филиал МАКБ г.Одинцово
к/с 30101810900000000181
БИК 044525181
ОКПО 40422291
ОКОНХ 98700
Основание платежа: «Пожертвование на Гребневский храм»

Храм осквернялся армией Наполеона, разорялся после революции и подвергался обстрелам в годы Великой Отечественной. В разное время его здание было с кладом, общежитием и даже солдатской баней. С честью выдержав все испытания, в наши дни Гребневская церковь — не только выдающийся памятник архитектуры Одинцово, но и центр духовной жизни горожан.

От Западных границ России в Москву вел старый Смоленский тракт. На Можайском участке этой дороги и располагается город Одинцово, бывший ранее небольшим селом. В 1673-1679 годы здесь была построена первая деревянная церковь «во имя священномученика Артемона». Построена она была на средства владельца села Одинцово, боярина Артемона Сергеевича МАТВЕЕВА , одного из самых состоятельных людей своего времени. Это дает основания предполагать, что церковь была богато отделана и украшена.

Во второй половине 1790-х село перешло в руки графини Елизаветы Васильевны ЗУБОВОЙ , которая вместо обветшалой старой деревянной церкви решила построить каменную церковь во имя Гребневской иконы Божией Матери. Осенью 1801 г. сооружение Гребневской церкви было закончено и графиня в поданном преосвященному Серафиму епископу Дмитровскому викарию Московскому прошении писала: «… в вотчине моей… селе Одинцове вместо деревянной ветхой Артемоновской церкви построена от меня вновь каменная во имя Гребневския Божия Матери, которая как наружным благолепием, так и внутри достаточно изукрашена, ризницею и прочей утварью снабжена и к освящению готова». И 22 ноября 1801 г. церковь была освящена архимандритом Можайского Лужецкого монастыря Феофаном.

С началом богослужения в Гребневском храме ветхая церковь священномученика Артемона была разобрана, и вся ее утварь «кроме некоторого числа образов, обращена в новую» церковь. Прихожанами были крепостные крестьяне графини Зубовой.

В 1812 году, в ночь на 1 сентября уже после Бородинского сражения, войска 1-й и 2-й Западных русских армий расположились на ночлег в Мамоново в Одинцово. В Гребневской церкви служились молебны о ниспослании победы над врагом, а ее святыни поддерживали дух русских воинов. Наполеоновские войска, направляясь к Москве, меняли свою диспозицию почти по тем же селениям. 2 сентября, как сообщал в своем письме Наполеон, конница Мюрата находилась в Одинцово. Гребневский храм подвергся осквернению и разорению французами, но на следующий год был освящен заново.

Безмятежная церковная жизнь продолжалась сто лет, пока не случилась революция 1917 года. Содержание и ремонт церкви были возложены исключительно на церковную общину. Ни об одном ремонте Одинцовского храма в советское время архивных документов не обнаружено. Вся его драгоценная утварь, видимо, была изъята в начале 1920-х в соответствии с постановлением ВЦИК от 23 февраля 1922 г.

В 1938-1939 гг. приход Гребневской церкви перестал существовать. Церковь была закрыта и разграблена. И тогда же стала использоваться в хозяйственных целях поселка. Последним настоятелем в храме перед его закрытием был митрофорный протоиерей Александр ВОРОНЧЕВ . Его арестовали, сослали в лагерь, а затем казнили. Братия Гребневского храма установила день памяти протоиерея Александра — 3 ноября (так как точная дата гибели не известна). После закрытия храма было осквернено и кладбище при церкви. Люди раскапывали могилы, таскали черепа за длинные волосы, пытаясь найти драгоценности и кресты.

В начале Великой Отечественной здание церкви подвергалось обстрелам. После войны был заложен западный вход в колокольню, пробиты новые оконные и дверные проемы, исчезли иконостасы, большая часть росписей стен, старые полы, ограда храма и колокола. И как бы в насмешку, 30 августа 1960 г. вышло Постановление СМ РСФСР за №1327 о «взятии бывшей Гребневской церкви на государственную охрану».


Так выглядел Гребневский храм времен развитого социализма

«Охраняли» здание церкви различные организации. В разное время здесь располагались хозяйственные склады, солдатская баня, общежитие, различные конторы. Через 29 лет, в 1989 г., было объявлено, что здание «должно послужить культурному и духовному воспитанию горожан» . Решено было перестроить церковь под концертный зал. Православные одинцовцы начали сбор подписей за передачу здания Гребневской церкви православной общине. В марте 1991 г. Гребневский храм был передан общине верующих Русской Православной Церкви.

На чудом сохранившемся снимке 1968 года мы видим окраину села Одинцово, бетонные плиты и столбы на переднем плане — начало огромной стройки в этой части города

Вид на Гребневскую церковь со стороны железной дороги, 1975 год

Первые Богослужения проходили в маленькой часовне. Но уже в июне 1991 г. прихожане молились за первой Литургией в праздник Пресвятой Троицы. Обустраивался храм и внутри. Были восстановлены настенные росписи в ротонде. Жители приносили в дар храму древние иконы и книги. Из прежнего убранства храма сохранились до наших дней только две святыни: храмовая икона Гребневской Божией Матери и Распятие. Они находились в Покровской церкви с. Акулово и после открытия Гребневского храма были переданы сюда.

Реконструкция храма в 1990-х годах

2 июля 1995 г., за воскресной Литургией, состоялось полное освящение храма во имя иконы Гребневской Божией Матери. В 2002 г. на пожертвования прихожан были изготовлены и установлены мастерами Палеха новые резные иконостасы из красного дерева и киоты для особо чтимых икон. Сегодня при храме действует воскресная школа и Православный молодежный центр, который открылся в марте 2000 года.

Единственная в Москве церковь Гребневской иконы до революции стояла на углу Мясницкой улицы и Лубянской площади, построенная в память покорения Великого Новгорода. Как считают ученые, с ее возведения во второй половине XV века началась история Мясницкой улицы.

Гребневская икона Богоматери известна со времен Дмитрия Донского. В 1380 году, когда великий князь возвращался с победой после Куликовской битвы, жители древнего казачьего городка Гребня, что стоял на реке Чири, впадающей в Дон, поднесли ему в дар местный, прославленный чудесами образ Божией Матери - в честь его славной победы над полчищами Мамая. Благоверный князь принял святыню с трепетом, увез ее в Москву и с благоговением поместил в кремлевский Успенский собор.

Эта икона считалась древнейшей из сохранившихся казачьих икон. «Гребневская летопись», составленная в Москве в 1471 году, когда икона приняла участие и в истории русской столицы, считается древнейшим свидетельством об участии Донских казаков в Куликовской битве. Надпись на камне в московском Гребневском храме гласила, что князь Дмитрий Иоаннович принял этот образ в дар от казаков, поселенных в верховьях Дона, которых он всегда жаловал за их великую храбрость.

В XIX веке Гребневская икона Богоматери была изображена в росписи храма Христа Спасителя. На стенах северного придела св. Александра Невского (на хорах) поместили образы 28 чудотворных особо чтимых в России икон Богоматери, через которые Она оказала Свои милости и спасла от бедствий Москву и многие русские города. Наряду с Боголюбской, Федоровской, Тихвинской, Страстной иконами там изображена и Гребневская.

Версии историков о появлении московского храма во имя Гребневской иконы различны. Согласно первой, общепринятой, версии, в 1471 году правнук Дмитрия Донского, великий князь Иван III «впал во гнев на Великий Новгород» за то, что его власти и местная знать решили уйти под покровительство литовского князя. Собираясь в поход на Новгород и на отступников «к латинству», он дал обет возвести в Москве храм во имя Богородицы и взял с собой Гребневскую икону. Поход завершился победой московского государя. И в 1472 году Иван III построил на Лубянке близ Кремля деревянную Успенскую церковь, «что на Бору» (в то время на подступах к Кремлю еще шумел древний сосновый бор). А Гребневскую икону, подарившую ему победу, государь приказал благолепно украсить серебром с драгоценными каменьями, и еще написать на киоте акафист в благодарение за рождение сына, будущего великого князя Василия III.

28 июля (10 августа) 1472 года по приказу московского князя Гребневская икона была торжественно, с крестным ходом перенесена из Кремля в новоустроенную церковь на Лубянке, - отсюда и явился августовский праздник. Здесь же на Лубянке обосновались переселенцы из покоренного Новгорода. Вероятно, они и дали имя местности Лубянка, назвав ее в честь родной новгородской улицы Лубяница. Эти переселенцы, знатные состоятельные «житьи люди», были своеобразными заложниками великого московского князя – чтобы их соотечественники в Новгороде не подняли мятеж против его власти.

Вторая версия гласит, что Иван III создал только деревянный храм Успения, а каменный храм построил его сын Василий III. Оттого архитектором Гребневской церкви предположительно называют Алевиза Фрязина – любимого придворного зодчего Василия III, построившего кремлевский Архангельский собор. Третья версия сложней. Ее приверженцы считают, что Гребневский храм был выстроен сразу каменным при Василии III, приблизительно в 1514-1520 годах, и намеренно во имя чудотворной Гребневской иконы, ради ее перенесения из Кремля. А в честь Новгородского похода Ивана III была устроена другая местная церковь во имя св. архидиакона Евпла. Она тоже не сохранилась до наших дней.

Наконец, четвертая версия полагает устроителем Гребневского храма самого Иоанна Грозного. Якобы он после возвращения из собственного Новгородского похода своим коштом построил каменный храм на месте дедовского деревянного, и будто бы именно он перенес сюда Гребневскую икону из Кремля. Связь с Грозным вполне понятна: в его времена на Лубянке появилась стрелецкая слобода. А сам царь очень чтил Гребневский храм. Известно, что он подарил в него резную надпрестольную сень о девяти шатрах. К тому же в 1585 году в этом храме был освящен придел во имя св. Дмитрия Солунского - в благодарность за рождение царевича Дмитрия.

Придел венчала шатровая колокольня, которую считали древнейшей из сохранившихся в дореволюционной Москве. Вопреки традиции она стояла не с запада, а с юга-востока, над алтарем Дмитриевского придела. По преданию, ее завершал крест старинной формы, которая была упразднена на Стоглавом соборе 1551 года – в начале правления Ивана Грозного. Придел действительно был необычен, он даже имел собственный… приход, но после 1812 года не возобновлялся до революции. Второй придел во имя св. Иоанна Нового Белградского был освящен в 1635 году по именинам другого царевича – Ивана Михайловича, сына царя Михаила Федоровича. В основном своем виде каменный храм сохранился с XVI века - это была одна из самых древних церквей в советской Москве. По словам историка С.Романюка, она «как приезжий провинциал остановилась в самом центре, изумленно вглядываясь в суету большого города». На особой мраморной доске перечислялись вклады в церковь царственных особ, начиная с основателя Ивана III.

1612 год вписал Гребневскую церковь на страницы славной летописи борьбы москвичей за Отечество. В октябре того года войско князя Трубецкого подступило от этого храма к Никольским воротам Китай-города, участвуя в осаде поляков в Кремле силами русского ополчения. Те, не выдержав голода, вскоре сдались на милость победителя, испросив только «пощаду жизни».

При царе Алексее Михайловиче Мясницкая улица стала дорогой в загородные дворцовые резиденции – Измайлово и Преображенское. Вероятно, тишайший государь не раз останавливался у Гребневского храма на богомолье. В его правление, - в 1654 году - от иконы явилось новое чудо: когда в храм забрались воры, их охватило пламя неведомо откуда возгоревшееся. Они не могли выбраться из церкви, и лишь когда были освобождены из огненного плена, сами в потрясении и страхе рассказали о случившемся. Еще одно чудо было в 1687 году: в храме начался пожар, и святыню не успели вынести из огня – но она, по словам летописца, чудесно «обретеся на воздухе». Несколькими годами раньше шатровую звонницу Гребневской церкви украсил колокол знаменитого Федора Моторина, который позднее вместе с сыном Иваном отливал кремлевский Царь-колокол. В петровскую эпоху, еще до того как столица была перенесена в Петербург, в судьбе Гребневской церкви приняла ревностное участие сестра государя, царевна Наталья Алексеевна. Церковь уже сильно обветшала, и даже сама икона была сильно тронута временем. В 1711 году Наталья Алексеевна просила принести чудотворный образ к ней в Преображенское, а церковь обновить. Гребневский храм тогда выстроили почти заново и освятили новый придел во имя преподобного Сергия Радонежского. Икону же, бережно покрытую олифой, царевна украсила сокровищами и сама провожала ее из Преображенского обратно в храм на Мясницкой. Освящал обновленную церковь сам митрополит Стефан Яворский, местоблюститель патриаршего престола после того, как Петр воспретил патриаршество и до учреждения Святейшего Синода в 1722 году. А настоятелем в Гребневском храме был поставлен его родной брат, протопоп Стефан Ананьин.

Стефану Яворскому приписывают авторство «Сказания о Гребневской иконе Божьей Матери», он же занимался выверкой текста и подготовкой издания славянской Библии. Одна из ярких и по-своему трагических личностей петровской эпохи, проповедник, слово которого было «солию премудрости растворено», он скончался в год учреждения Святейшего Синода. Отпевали митрополита Стефана в освященном им Гребневском храме. К тому времени в его стенах похоронили учителя Петра I, знаменитого Никиту Зотова

От Гребневской иконы продолжали совершаться чудеса. В первый же год освящения обновленной, похорошевшей церкви было явлено новое чудо. В одном московском доме происходили «страхования» - неведомо как летели в окна камни, а в доме лежала очень больная женщина. И ее дочери во сне было велено взять в дом Гребневскую икону, чтобы женщина исцелилась, а дом избавился бы от наваждения. Девушка поведала о том хозяйке дома, икону принесли и отслужили перед ней молебен с водосвятием, после чего обещанное во сне исполнилось.И сам храм был храним невидимой силой. Гребневская церковь уцелела в страшный пожар 1737 года, не пощадившего город.

Через два года в храме обрел последний покой его самый знаменитый прихожанин Леонтий Магницкий, автор первой русской «Арифметики» – учебника по математики, который почти полвека был единственным пособием для учащихся. Эту книгу привез в Поморье, Михайле Ломоносову, его односельчанин, и юный гений учился по ней, а потом взял «Арифметику» с собой в Москву, позднее назвав ее «вратами своей учености».

Настоящая фамилия русского математика была Теляшин, он приходился племенником архимандриту Нектарию, умершего в Ниловой Пустыни, и был сыном тверского крестьянина. Прозвище «Магницкий», ставшее его официальной фамилией, он получил от самого Петра I. По одной версии, царь дал это прозвище его отцу, Филиппу Теляшину, восхитившись его познаниями в науках - «поелику как магнитом притягивал к себе». По другим сведениям, Петр прозвал Магницким самого Леонтия в 1700 году. Он пришел в восторг от образованности крестьянского самородка и назвал его Магницким, «по усмотрению нрава во всем всеприятнейшего и к себе влекущего»: ибо он как магнит притягивал к себе «разнообразные знания и нужных людей», обращая на себя внимание природными способностями и самообразованием. Так и повелел Петр I иметь ему фамилию Магницкий.

Знаменательно, что свое образование Магницкий получил в церкви, где с детства был чтецом, и от монахов Иосифо-Волоколамского монастыря, куда юношу отправили простым возчиком рыбы. Иноки были столь поражены умом и знаниями мальчика, что оставили его при обители чтецом, а потом отправили в московский Симонов монастырь готовить в священники. Оттуда он естественно попал в Славяно-Греко-Латинскую академию – в ее библиотеке Магницкий и нашел книги по точным наукам. Скоро они остро понадобились Державе Российской – в 1701 году Петр учредил Навигацкую школу для нужд флота, которую разместили в Сухаревой башне. Магницкого познакомили с царем и пригласили преподавателем в школу, где он прослужил до самой смерти. Петр пожаловал ему имения и дом на Лубянке, в приходе Гребневской церкви. А вскоре самодержец пожелал иметь в Навигацкой школе отечественный учебник по математики. Им и стала «Арифметика» Магницкого, где, кстати, впервые сообщались градусы широты и долготы для Москвы, Киева, Архангельска.

Сам Магницкий был глубоко верующим ученым, для которого наука исходила из религии и церкви, потому он противился подмене церковного знания, согласующегося с законами науки, материалистическим изучением природы. Надпись на его могильной плите, устроенная сыном, гласила: «первому в России математики учителю», личности «без всякого пороку», «любови к ближнему нелицемерной, жития чистого, смирения глубочайшего, разума зрелого, правдодушия»…

Почти через тридцать лет после смерти Магницкого в 1768 году в Гребневском храме упокоили поэта Василия Тредиаковского, «реформатора российского стиха». Кроме этих знаменитостей, в церкви хоронили ее именитых прихожан - Щербатовых, Урусовых, Толстых. Традиционное кладбище было упразднено после эпидемии чумы 1771 года и его территория застроена домами причта. И в 1812году храм остался невредимым.

Незадолго до революции знаменитый археолог Стеллецкий проводил раскопки в подклете церкви и обнаружил там подземную галерею. Позднее были найдены белокаменные тайные ходы, но их не исследовали археологи, поскольку церковь спешно готовили к сносу.

Потом в Гребневский храм ненадолго попал список чудотворной Владимирской иконы, перенесенный из часовни преподобного Сергия у Ильинских ворот, а затем переданный в Третьяковскую галерею. На ней было редкое изображение преподобного Сергия в молитвенном обращении к Богоматери. Поскольку святой был изображен один, а не с преемником своим Никоном Радонежским, ученые отнесли образ к очень раннему иконографическому типу и, кроме того, сочли его свидетельством, что именно Владимирская икона Богоматери была келейной иконой преподобного Сергия.

Переживший многие беды Гребневский храм был уничтожен только большевиками. После революции Мясницкая улица ненадолго стала Первомайской, и в 1919 году в доме рядом с церковью, где были устроены первые коммуналки, поселился Маяковский: в «комнатенке-лодочке» он прожил до смерти. Но не его имя, а С.М. Кирова с 1935 года стала носить Мясницкая улица, так как в декабре 19134 года гроб с телом убитого большевика пронесли по ней с Ленинградского вокзала к Кремлевской стене. Это было последнее, что увидела на своем веку Гребневская церковь.

Она еще некоторое время действовала в революционной Москве. В ноябре 1919 года на всенощном богослужении в храме пел «художественный квинтет» - хор знаменитого регента П.Г.Чеснокова с его личным присутствием и с участием Великого Архидиакона Константина Розова. Он пел соло в «Блажен муж», «Ныне отпущаеши» и «Хвалите» а также читал Шестопсалмие. По свидетельству очевидца, участие Розова не только привлекало москвичей в храм, но и удерживало в нем. В 1923 году была проведена реставрация и даже возобновлен Дмитриевский придел. Но ненадолго.

Первый натиск на церковь начался в декабре 1926 года, когда Моссовет распорядился снести храм по обычной причине – ради уличного движения. Прихожане составили ходатайство во ВЦИК, указывая на историческую ценность этого редкого в Москве памятника зодчества XV - XVI веков. Они писали, что он построен в честь победы над Мамаем (имелась в виду храмовая Гребневская икона), что в нем находится усыпальница замечательных русских людей Магницкого, Зотова, Тредиаковского, что община своими силами и средствами оберегает храм как археологическую ценность и даже стремится ее отреставрировать в первоначальном виде. Под ходатайством стояло более 600 подписей.

Оно ли или заступничество Наркомпросса приостановило трагедию: были разобраны только древняя колокольня и трапезная с Сергиевским приделом. Сам храм еще можно было спасти, но в 1933 году его передали под нужды Метростроя, так как в том месте прокладывалась первая линия московского метро. Ради него и снесли храм, приурочив его гибель к 1 мая 1935 года - в том винят всемогущего Лазаря Кагановича.

Ценные древние иконы школы Андрея Рублева передали в Третьяковскую галерею, резную надпрестольную сень – подарок Грозного – в Коломенское, а надгробную плиту с могилы Тредиаковского – в соседний музей Маяковского. На образовавшемся пустыре водрузили будку-шахту для вентиляции метро. И только в сравнительно недавнее время – в 1980-х годах на том месте выстроили огромное здание для Вычислительного центра КГБ, рядом с книжным магазином «Библио-Глобус». От церкви не осталось ничего, кроме памяти – даже в местной топонимике нет ее следа.

Друзья, ну чтоже, вот у меня и дошли руки написать о поездке в Усадьбу Гребнево , о которой я уже . На самом деле январь выдался довольно насыщенным и даже в феврале мы уже успели посетить одно , так что впереди Вас ждёт много интересного. Что же касается Гребнево , то ощущения от этой поездки остались крайне неоднозначные. С одной стороны там конечно же потрясающе красиво, так красивые места, красивая природа, красивые храмы и даже руины красивые, но с другой стороны это место поражает своей запущенностью, несмотря на то что находится оно меньше чем в 30-ти километрах от Москвы и то что храмы находятся в хорошем состоянии. Как я и , мы совместили данную поездку с поездкой в , так как находятся они всего в 10-ти километрах друг от друга. Любителям руин и развалин посетить Гребнево надо обязательно, мы же больше любим места не столь запущенные.

До 1577г. село принадлежало графьям Воронцовы м , а в писцовых книгах 1584-86гг. село принадлежит уже Б.Я.Бельскому , племяннику Малюты Скуратова . Во времена смуты усадьба возвращается к Воронцовым , а после переходит к князьям Трубецки м . При князе Д.Т.Трубецком , сподвижнике князя Пожарского , на реке Любосеевке, проводятся гидротехнические работы, по строительству плотины, давшей начало системе Барских прудов, состоящих из водохранилища и нескольких живописных островов, частично дошедших до наших дней. В 1772г. Усадьба переходит княгине А.Д.Трубецкой; матери выдающегося поэта XVIII века — М.М.Хераскова , автора поэмы «Россиада» . С 1781г. Усадьба переходит к Г.И.Бибикову, при котором в 1780-90гг. возводится главный усадебный дом и Храм Гребневской иконы Божьей Матери. После смерти Г.И.Бибикова в 1803г. усадьба переходит к А.А.Строгановой, сын которой, князь С.М.Голицын , к 1820-1830 годам возводит два флигеля, парадные въездные ворота, и Храм Николая Чудотворца. При нем Усадьба приобретает вид, дошедший до наших дней.

Ну и фотографии.
День выдался солнечным, но пробки ждали нас уже на выезде из Москвы.


-15 на градуснике, а по ощущениям, как -20

Собор Святой Троицы в г.Щёлково

Кто бы мог подумать, что столь красивый и необычный собор окажется в центре небольшого городка в Московской области. Жаль, что мы были только проездом.

Едем к Гребнево по красивой лесной дорожке.

Припарковались на автобусной остановке "Усадьба"

Как бы информационный щит.

Скотный двор.

Дорога и пустошь перед усадьбой .


Пришли к парадным въездным воротам - Триумфальной арке.

Усадебная ограда

Она (триумфальная арка) как и сама усадьба в запущенном состоянии и закрыта.


Каретный двор.

Вид на главный усадебный дом в лучах солнца.

Остатки ворот, ведущих к барским прудам.

Красивые заснеженные деревья.

Восточная пристройка (флигель) к усадебному дому.

Главный усадебный дом.

Какой-то провал снизу.

Балкон усадебного дома с коллонадой и частично сохранившейся кованной оградой.

Состояние крайне печальное.


Вроде как в 1991г., когда реставрация дворца близилась к завершению, при невыясненных обстоятельствах в нем происходит пожар, уничтожающий не только интерьеры, но и перекрытия с крышей, оставляющий лишь голые обожженные стены, а жаль.

Восточный флигель, после пожара.

И западный флигель, тоже после пожара.

Вид на триумфальную арку от усадебного дома, судя по зарослям перед ней, её давно никто не пользовался по назначению.

Окошко усадебного дома.

Западный торец усадебного дома.

Западная пристройка (флигель) к усадебному дому.

Торец западной пристройки.

Южный фасад пристройки, со стороны барских прудов.

Вид на усадебный дом и остатки усадебной ограды через фруктовый сад со стороны прудов.

Вид на спуск к прудам.

Остатки фруктового сада перед усадебным домом.

Идём к южному фасаду усадебного дома.

Тут состояние кажется даже чуть лучше, чем с парадного входа.

Но это только так кажется.


Внутри совсем всё грустно.


Спуск к барским прудам.


Кусочек усадебной ограды, где кстати находится проход к усадебному дому.

Западный флигель.


Как и сам усадебный дом, он в плачевном состоянии.


Восточный флигель.

С уничтоженной в результате пожара кровлей.


Входная группа, украшенная колонами ионического ордера и балконом с балюстрадой.



Вид на главный усадебный дом с территории усадьбы .


Зимняя Церковь Николая Чудотворца, построенная в 1823г.

Врата на территорию двух храмов.

Роспись.

Информация.

Сам храм.

Табличка с ужасающим набором так и висит со времен РСФСР, а что ей будет.

Тосканский портик.

И ещё один.

Восточный фасад храма.

За храмом скромная детская площадка.

Храм очень красивый.

Крсивейший парадный вход. Храм строился по проекту архитекторов Ольделли и Н.И.Дерюгина.


Парадный вход в храм направлен на запад и во второй половине дня очень эффектно освещается лучами солнца.


Храм получился очень светлым.

Колодец.

Летняя Церковь Гребневской иконы Божьей Матери.

Ротондального типа, крестообразного плана.

Каждый рукав креста украшен портиком дорического ордера.

Красивый фонарь.

Вид на Церковь Николая Чудотворца через лучики солнца.

Один из рукавов храма Гребневской иконы Божьей Матери с портиком.

Роспись на стенах храма, заключается в изображениях авторов 4-ёх канонических

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения