Февральская лазурь по картине. Описание картины Грабаря «Февральская лазурь. История создания картины "Февральская лазурь"

Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960). «Февральская лазурь» 1904

Почетное звание Заслуженного деятеля искусств было установлено в нашей стране в 1928 году, и первым из художников его получил Игорь Эммануилович Грабарь. Действительно, заслуги его перед русским и советским искусством очень значительны. Замечательный художник и выдающийся реставратор, неутомимый исследователь и активный организатор Общества по охране памятников старины, музейный деятель - таков далеко не полный перечень той деятельности, в которой проявился талант И. Грабаря. Сам он говорил: "Как не мог я жить без искусства, так не мог дня прожить без труда".


Автопортрет в шляпе. 1921
Картон, масло. 65 x 51 см
Частное собрание

И. Грабарь служил искусству как живописец и художник, как историк искусства и как его критик. Путь его как живописца очень длинен, и немного найдется художников, которые могут показать свои работы, написанные на протяжении более чем шестидесяти лет. А И.Э. Грабарь на своей юбилейной выставке в 1951 году продемонстрировал и произведения конца прошлого века, и те, на которые были положены последние мазки перед самым вернисажем.

Он никогда не мог просто созерцать окружающий мир и всегда стремился запечатлеть его в красках. Для И. Грабаря-художника характерны в основном два живописных жанра - пейзаж и портрет. Он открыл новый русский пейзаж, и не всякому живописцу дано счастье увидеть по-новому прежнее, показать необычное в обычном.



Крыши под снегом. 1889
холст,масло, 25x33.5

Свои силы в области пейзажа И. Грабарь начал пробовать еще в конце 1880-х годов, когда им был написана "Крыша со снегом". Это полотно предвестило собой одну из основных тем пейзажной живописи И. Грабаря - тему русской зимы и русских снегов.

Эта тема особенно сильно захватила художника в первое десятилетие нашего века, да и впоследствии не раз напоминала о себе. По словам самого И. Грабаря, он всегда стремился к "объективной правде в живописи"; ставил перед собой как учебную задачу "передать натуру до полной иллюзии, до невозможности отличить, где натура, а где холст с живописью".

Основные ранние пейзажи И. Грабаря созданы в 1903- 1908 годы. Особенно успешным для художника оказался 1904 год, когда им были написаны такие картины, как "Грачиные гнезда", "Мартовский снег" и "Февральская лазурь". Именно эти пейзажи прежде всего и останавливали внимание зрителей на выставке "Союза русских художников" в 1904 году. Полотна И. Грабаря критика называла "едва ли не лучшими на выставке", ибо редко у кого встречается такая, "как у него, передача натуры". А ведь он тогда был молодым художником, только начинавшим свой творческий путь.

Успех у публики и у критиков был особенно важен еще и потому, что "Союз русских художников" был в то время ведущим выставочным объединением, включавшим в свои ряды наиболее одаренных художников.


«Февральская лазурь»
1904г
Холст, масло. 141 x 83 см
Государственная Третьяковская галерея

А писал свою "Февральскую лазурь" И. Грабарь зимой-весной 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. Во время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражен праздником пробуждающейся весны, и впоследствии, будучи уже маститым художником, очень живо рассказывал историю создания этого полотна.
"Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу". Неудивительно, что художнику страстно захотелось передать "хоть десятую долю этой красоты".

И. Грабарь не раз признавался, что из всех деревьев средней полосы России он больше всего любит березу, а среди берез - "плакучую" ее разновидность. И действительно, в "Февральской лазури" береза - единственная основа художественного образа. В самом облике этого дерева, в умении увидеть ее очарование в общем строе русского пейзажа сказалось радостное восприятие художником природы российского края, которое отличало И. Грабаря-пейзажиста во все периоды его творчества.

На этот раз художник быстро вернулся домой за холстом, а потом в один сеанс с натуры набросал эскиз будущей картины. На следующий день, взяв другой холст, он стал писать с того же места этюд, который и явился всеми любимой "Февральской лазурью".

Над этой картиной И. Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу. Художник писал "Февральскую лазурь" "с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперед, лицом к земле, но повернул его лицевой стороной к синеве неба, отчего на него не падали рефлексы от горячего под солнцем снега, и он оставался в холодной тени, вынуждая... утраивать силу цвета для передачи полноты впечатления".

В "Февральской лазури" И. Грабарь достиг предельной цветовой насыщенности, писал этот пейзаж чистым цветом, нанося мазки плотным слоем. Именно такие мельчайшие мазки выявили и объемы стволов деревьев, и узоры ветвей, и бугорки снега. Низкая точка зрения открыла перед художником возможность передать все градации голубого цвета - от светло-зеленого внизу до ультрамаринового наверху.

И. Грабаря называли (и сам он не отрицал этого) последним из пленэристов России. Но, освоив лучшие достижения импрессионизма, он нашел свой художественный стиль в искусстве - неповторимый и своеобразный. Природа России приобрела в его пейзажах совершенно новый облик, заискрилась радужными красками, наполнилась ощущением простора и света. В этом отношении И. Грабарь продолжил и развил начала, проявившиеся еще в творчестве И. Левитана, В. Серова, К. Коровина и других выдающихся русских пейзажистов.

Уже не раз повторялось, что И. Грабарь вошел в историю русской живописи как поэт русской зимы (хотя он писал и весну, и осень). Но зимы И. Грабаря, его березы, снег мыслимы только здесь, только в России. Художник всегда считал эту картину самым задушевным и самым радующим произведением своего зрелого творчества.

"Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002г

Художественный стиль - это почерк мастера. Модуляции оттенков картины И. Грабаря завораживают зрителя. Бирюза неба, звенящая тишина морозного воздуха и белоствольные березы создают сказочное настроение. Снежное покрывало переливается под солнцем разноцветными искрами. Зимний пейзаж словно усыпан драгоценными камнями - такой эффект создал на холсте Игорь Грабарь. «Февральская лазурь» - описание картины обязательно должно отметить мастерство художника в применении обширного диапазона оттенков, восхищение мастера мощью русской природы.

Художник И. Грабарь

Игорь Грабарь удивительным образом умел передать цветовую гамму. Его пейзажи известны по всему миру непревзойденным стилем, фантастическими оттенками снега. Художник умел найти нужный ракурс для передачи сверкающего инея или глубоких теней пасмурного дня.

Опытный реставратор, критик, историк искусства, музейный деятель - его неутомимая энергия проникала во многие сферы жизни.

Основными жанрами для этого художника являются портрет и пейзаж. Тема русской зимы настолько увлекла Игоря Эммануиловича, что ей он посвятил многие картины. Грабарь стремился передать природу так, чтоб невозможно было отличить - где картина, а где натура.

«Мартовский снег», «Крыша со снегом», «Зимний вечер» - оттенки его полотен настолько естественны, реалистичны, что зритель погружается в волшебный мир картин художника.

В 1904 году на Подмосковной даче создал удивительный шедевр Грабарь. «Февральская лазурь» - описание картины обязательно должно рассказать о том, что на полотне изображены Эту разновидность больше всего любил Игорь Эммануилович. Во время прогулки он был поражен невероятной красотой неба, гармоничными линиями ветвей и всей композицией березовой рощи.

Работа над картиной

Над картиной «Февральская лазурь» Грабарь работал на свежем воздухе. Он объяснял это тем, что из окна краски смотрятся по-другому. Только на пленере возможно уловить всю палитру природных оттенков.

Художник вырыл траншею в снегу. Рядом он поставил зонт, перекрашенный в голубой цвет. Такие ухищрения создавали многообразие оттенков, которые художник переносил на холст. Саму же картину мастер поворачивал лицевой стороной к небу.

Цветовая насыщенность, плотный слой мазков, объемные стволы деревьев, узоры ветвей, чистая эмаль неба - таково описание картины, которую создал Грабарь. «Февральская лазурь» передает весь диапазон оттенков голубого цвета. Сапфировые тени, ультрамарин неба, переливы сиреневого цвета на снегу. Репродукция не всегда способна передать невообразимую красоту картины. Подлинник можно увидеть в Государственной Третьяковской

Грабарь, «Февральская лазурь»: описание картины

Зимний пейзаж застыл в предвкушении скорой весны. Проблески проталин, сине-сиреневые тени берез - у зрителя создается в этой березовой роще. Лазурное, по-весеннему яркое небо словно слепит глаза. Солнце явно не присутствует на картине, но его свет окутывает верхушки берез. Их узорные ветви кружат в причудливом танце, ожидая первого тепла.

Словно зачарованные, выстроились березы. Кружевной иней фантастическим образом оттеняет ветви и лазурь неба. Морозная прозрачность воздуха создает радостное ощущение. Всю прелесть, изящность отразил Игорь Грабарь. «Февральская лазурь» - описание картины повествует о потрясающей палитре красок, их созвучии.

Сочинение для 5 класса

Стиль художника настолько необычен, что его картины наполнены вибрацией свежести, прозрачности. Искрящийся снег, бесконечная синева небес побуждают к написанию своего ощущения, видения картины.

Сочинение лучше всего писать, придерживаясь небольшого плана. Тогда общей схеме будет подчинена структура текста и описание картины (Грабарь, «Февральская лазурь»). 5 класс для написания сочинения может придерживаться такого примерного плана:

  • краткие сведения об авторе картины;
  • жанровая принадлежность картины, время года;
  • предметы, изображенные на картине (расписать, что находится на переднем плане, а что - на заднем);
  • способы изображения и цветовая палитра, использованная художником;
  • с чем связано название картины;
  • общее настроение пейзажа.



ПРОЧТИТЕ ВНИМАТЕЛЬНО!

Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960)

Игорь Эммануилович Грабарь – живописец, родился 13 марта 1871 года в Будапеште, в семье русского общественного деятеля Э. И. Грабаря.

Детство Игоря было нелегким. Мальчик часто разлучался с родителями, оставаясь на попечении чужих людей. С детства он мечтал о живописи, старался быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской галереи.

С 1882 по 1989 год Грабарь обучается в московском лицее, а с 1889 по 1895 в Санкт-Петербуржском университете сразу на двух факультетах – юридическом и историко-филологическом. После окончания университета, он поступил в петербургскую Академию Художеств

1895 году он обучался в мастерской Ильи Репина, где в это же время учились Малявин, Сомов, Билибин.

Лето 1895 года во время каникул, Грабарь путешествует по Европе, посещает Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. Его настолько восхищают творения величайших художников эпохи Возрождения, что он решает путешествовать дальше и просвещать себя.

Вернувшись в 1901 году в Россию, художник был вновь потрясен красотой русской природы. Он заворожен красотой русской зимы, восхищен «грацией» и «магнетизмом» волшебного дерева березы. Его восхищение Россией после долгой разлуки выразилось в картинах: «Белая зима», «Февральская лазурь», «Мартовский снег» и многих других.

В период с 1913 по 1925 год художник возглавляет Третьяковскую галерею. Здесь Грабарь произвел реэкспозицию, разместив и систематизировав все произведения искусства в исторической последовательности. В 1917 году он издал каталог галереи, который имеет значительную научную ценность.

Игорь Эммануилович является одним из основателей музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины. В 1918 году художник создает Центральную реставрационную мастерскую. Он помог спасти многие произведения древнерусского искусства и результатом проведенной работы мастерских, было открытие многочисленных выдающихся памятников древнего русского искусства - икон и фресок в Новгороде, Пскове, Владимире и других городах.

В 1926-30 Грабарь был редактором отдела изобразительного искусства Большой Советской Энциклопедии.

С 1924-го и до конца 1940-х годов Грабарь вновь возвращается к живописи, особое внимание уделяет портрету, изображая своих близких, ученых и музыкантов. Среди его знаменитых портретов «Портрет матери», «Светлана», «Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа», «Портрет сына», «Портрет академика С. А. Чаплыгина». Широко известны и два автопортрета художника «Автопортрет с палитрой», «Автопортрет в шубе».

В советское время Грабарь увлекся творчеством Андрея Рублёва и И. Е. Репина. В 1937 году он создал двухтомную монографию «Репин». Эта работа принесла Грабарю Сталинскую премию. С 1944 Грабарь является директором института истории искусств Академии наук СССР.

Умер Игорь Эммануилович 16 мая 1960 года в Москве.
История создания картины «Февральская лазурь»

«Февральская лазурь» – самый известный пейзаж И.Э.Грабаря. Полотно «Февральская лазурь» художник писал с особой любовью и вложил в него часть своей души. Ему удалось создать новый образ русской природы. Даже в небольшой репродукции «Февральская лазурь» ярка, красочна, создаёт впечатление праздника. Этот пейзаж был особенно дорог и самому художнику. На склоне лет И. Грабарь с удовольствием вспоминал и подробно рассказывал о том, как создавался этот пейзаж. «Февральскую лазурь» художник увидел в Подмосковье, когда гостил у друга. Невозможно лучше самого автора передать преклонение перед красотой природы, которое он пережил.

О появлении на свет картины-любимицы, «Февральской лазури», его обстоятельный рассказ: «Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычайное, казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник - праздник лазоревого неба, жемчужных берез, ко-ралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и то это будет бесподобно», - подумал я и тотчас же побежал за небольшим холстом и в один сеанс набросал с натуры эскиз будущей картины. На следующий день я взял другой холст и в течение трех дней написал этюд с того же места. После этого я прорыл в глубоком снегу свыше метра толщиной траншею, в которой и поместился с мольбертом и большим холстом для того, чтобы получить впечатление низкого горизонта и небесного зенита со всей градацией голубых - от светло-зеленого внизу до ультрамаринового наверху. Холст я заранее в мастерской подготовил под лессировку неба, покрыв его по меловой, впитывающей масло поверхности густым слоем плотных свинцовых белил различных тональностей.

Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину целиком на натуре. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперед, лицом к земле, но, повернув его лицевой стороной к синеве неба, отчего на него не падали рефлексы от горячего под солнцем снега и он оставался в холодной тени, вынуждая меня утраивать силу цвета для передачи полноты впечатления. Я чувствовал, что удалось создать самое значительное произведение из всех до сих пор мною написанных, наиболее свое, не заимствованное, новое по концепции и по выполнению». Передать перезвоны чистого цвета - цвета освещенного ярким февральским солнцем неба, снега и серебристого ствола березы художнику удалось в полной мере…

В «Февральской лазури» береза - неотъемлемая часть, а то и единственная основа художественного образа. В самом облике березы, в умении увидеть ее очарование в общем строе русского пейзажа сказалось радостное восприятие природы родного края, которое отличает Грабаря-пейзажиста во все периоды его творчества. Из всех берез, когда-либо изображенных Грабарем, в березе «Февральской лазури» поэзия грабаревской пейзажной живописи достигла своей кульминации… Нужно было овладеть не только мастерством живописца, но и необыкновенным чувством влюбленности в природу, чтобы изобразить то торжество наступающей весны, которое удалось показать на своем холсте художнику. Как и всегда, он прибег к своему излюбленному приему показа фрагмента пейзажа: зритель не видит вершины березы, а на переднем плане на снегу лежат тени тех деревьев, которые стоят где-то позади зрителя, «входящего» таким образом по воле художника в картинное пространство и снизу вверх разглядывающего все множество переплетающихся ветвей и свисающих сучьев, сияющих то белизной, то золотом на фоне весеннего неба. Главная героиня картины - береза с ритмически расположенными ветвями - как бы закрывает от зрителя расположенные купами по две, по три тонкие березы, уходящие вдаль, туда, где на горизонте виднеется прозрачный, пронизанный светом березовый лес…

«Что может быть прекраснее березы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, в то время как все остальные деревья на свете имеют темные стволы. Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево-сказка. Я страстно полюбил русскую березу и долго почти одну ее и писал». Белизна березового ствола становится для Грабаря своеобразным экраном, отражающим радужные блики. Вместо черных крапинок он видит контрасты чистых красок.

«Февральская лазурь» является одним из примеров наибольшей степени цветового разложения среди всех живописных произведений Грабаря. Художник пишет чистым цветом, не смешивая краски на палитре, а нанося их короткими мелкими мазками на поверхность холста. Глубокие синие, светло-синие, бирюзовые и желтовато-голубые тона неба переданы всем множеством отдельных мазочков синего, белого, желтого, местами зеленого и красного цвета. То же происходит со стволами берез, поверхностью снега, где соседствуют белый, красный, сиреневый, желтый тона, и все это вместе сливается в единую поверхность снега с его глубокими сине-сиреневыми тонами, в белизну и золото березового ствола.

«Февральской лазурью» Грабарь сказал новое слово в русской пейзажной живописи.
Лазурь (др. русск. из греч.) – 1) светло-синий цвет, голубизна; 2) краска светло-синего цвета. (Толковый словарь.)
Синонимы цвета:
Лазурный = лазоревый = голубой.
Коралловый (цвет) – ярко-красный.
Сапфировый (цвет) – синий или зелёный, цвета сапфира.
Жёлтый (цвет) – золотой, золотистый.

НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ ПО ПРЕДЛОЖЕННОМУ ПЛАНУ.

Сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

ПЛАН

1. История создания картины. (Очень кратко! – цифра 1 сборника.) Смысл названия. (Полотно ослепляет лазорево-синим небом, уходящим в бескрайнюю высь. Пространство наполнено светом и воздухом.)
2. Лазоревое небо на картине Грабаря. (Небо занимает в «Февральской лазури» примерно три четверти полотна. Будто куполом раскрылось над картиной. Такое интенсивно-синее небо бывает именно в России - и именно солнечными зимними днями. Как мы понимаем, что день солнечный? – Сверкают стволы берёз, на них видны отблески солнца. Палитра неба разнообразна: от ярко-синего до светло-голубого. Лазурный фон создаёт ощущение торжественности и сочности солнечного света, который разливается по картине.)
3. Берёзы. Берёза на переднем плане картины. (Автор: «…дивный экземпляр берёзы»… Могучее, огромное, видевшее ни одну зиму, старое дерево. Цвет ствола, ветвей, ярко-рыжей прошлогодней листвы на верхушке, гармонирующей с ясной синевой необъятного неба. Вдали расположены её подружки, молодые берёзки. Кружево ветвей отражается в большом безоблачном голубом небе. Жёлтые, жемчужные, красноватые, оранжевые оттенки – тёплые тона. Берёзы – символ нашей родины, символ русской зимы. О них сложено много песен и стихов.)
4. Нестандартный подход к ракурсу картины. (Зрителю предлагается взглянуть на заснеженную березовую рощу как бы снизу. Такой приём расширяет пространство и позволяет…, создавая)
5. Нижняя часть картины – снег: на солнце и в тени. (Снег рыхлый, кое-где осел, подтаял. Особая красота сапфировых теней на сиреневом снегу, бесконечные бирюзовые переливы, блистающего снежного покрова.)
6. «Февральская лазурь» И.Э. Грабаря – поэзия пробуждающейся весны. Впечатление, чувства и настроение, вызванные картиной. (Художник выразил свои чувства на картине с помощью симфонии цвета, создав настроение небывалого праздника… см. сборник конец -1,2. Помогли ли стихотворения поэтов и музыка композиторов, звучащие на уроке, увидеть красоту «Февральской лазури»?)

(На уроке звучат музыкальные композиции Антонио Вивальди «Времена года. Весна» и Эдварда Грига «Утро», сюита «Сольвейг» из оперы «Пер Гюнт».)

Стихотворения, созвучные картине и настроению художника (тексты можно использовать в сочинении):

«Еще и холоден и сыр…» Иван Бунин

Ещё и холоден и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит небо ясным взглядом,
И молодеет Божий мир.
Прозрачно-бледный, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.
Не налюбуюсь, как сквозят
Деревья в лоне небосклона,
И сладко слушать у балкона,
Как снегири в кустах звенят.
Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.

Есенин С.А.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Первое сочинение к картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» — 4 класс.

Февральские дни славятся суровыми метелями и сильными ветрами. Но бывают и чудесные солнечные деньки. Один из таких дней художник Грабарь запечатлел на своей картине «Февральская лазурь».

На переднем плане изображена слегка изогнутая береза. Она покрыта тонким слоем инея. От яркого солнца иней переливается. Кажется, что на широко раскинутых ветвях березы висят жемчужные бусы. Чуть позади расположилось множество тонких молодых березок, как бы водящих хоровод вокруг старой березы. На них такие же роскошные наряды. Все березы стоят на белоснежном, сверкающем от солнца, покрывале, слегка роняя на него голубоватые тени. Старая листва на верхушках берез кажется огненно-золотой. Березовая роща окутана теплом солнечного света, чувствуется приближение весны.

Сверху, над березовой рощей, раскинулось безоблачное лазурно-голубое небо. Ближе к горизонту оно светлеет.

На горизонте виднеется сплошная стена темного леса. Там, в чаще леса, еще царство зимы.

Картина замечательная, выполнена в светлых тонах, вызывает радостные чувства. Она наполнена свежестью солнечного морозного дня и скорым пробуждением природы.

*********

Второе сочинение к картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» — 5 класс.

Лазурь — лазурный, лазоревый, нежно-голубой.
Жемчужный — перламутровый.
Коралловый — ярко-красный.
Сапфирный — сине-зеленый.
Сиреневый — нежно, светло-фиолетовый.

План.

1. Вступление.
2. Основная часть.
а. небо
б. солнце
в. снег
г. тени
д. березка: ствол, ветви
е. другие березки
ж. горизон
3. Заключение. Впечатление.

На картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» изображено морозное февральское утро. Все вокруг наполнено голубым сиянием. Искрящейся снег переливается под солнцем. Березы пронизаны солнечным светом. Это праздник лазурного неба и жемчужных берез, праздник самой природы.

Безоблачное сине-лазурной небо, к горизонту светлеет и становиться сапфирным. Несмотря на то что еще зима, солнце уже пригревает хорошо. Но снега много. На солнце чистый снег отливает бело-голубым цветом. От берез падают синие с фиолетовым оттенком тени. На переднем плане изображена высокая береза. Ствол не прямой, а как бы изогнутый в волшебном танце. Внизу он темный. Чем ствол выше, тем он белее. Ветви белоснежные, покрыты инеем, который сияет на солнце. На самой верхушке березы сохранилась прошлогодняя листва. Покрытая инеем, на солнце она горит коралловым цветом. Художник смотрит на березу снизу вверх, поэтому ее верхушка и боковые ветви изображены не полностью. Позади старой березы стоит множество молодых березок. Они как бы водят хоровод вокруг нее. Жемчужные ветви берез переплелись и на фоне лазоревого неба получилось причудливое кружево. Вдали темнеет узкая полоса леса. Если бы не она, небо и земля слились в одно неразделимое пространство.

В шестом классе средней школы на уроках русского языка предлагается написать сочинение по картине И. Э. Грабаря "Февральская лазурь".

Данная статья может использоваться в качестве дополнительного материала во время подготовки к выполнению работы учениками. Биографические сведения о художнике, а также история создания картины "Февральская лазурь" пригодятся также педагогам для составления конспекта урока.

Детство

Игорь Эммануилович Грабарь появился на свет в Будапеште в семье, где оба родители занимались дипломатической деятельностью. В раннем детстве будущий художник вместе с отцом и матерью перебрался в Россию, в Рязанскую губернию. Там Эммануил Грабарь получил должность преподавателя французского языка в гимназии небольшого городка.

К тому периоду относятся первые воспоминания мальчика, связанные с впечатлениями от художественного творчества. Однажды отец Игоря взял сына в гости к своему приятелю, педагогу, преподававшему в той же гимназии.

Ребенок был настолько поражен красотой картин, выходивших из-под пера своего старшего товарища, и необычностью инструментов: кистей, мольберта и прочих, что стал упрашивать родителей подарить ему принадлежности для этого занятия. Вскоре мама и папа купили сыну желанный набор для рисования.

Выбор жизненного пути

Будущий автор картины "Февральская лазурь" окончил гимназию, где работал преподавателем его отец. После этого он поехал учиться в столицу. Карьера художника представлялась его родителям и ему самому несбыточной мечтой, поэтому первое образование, которое получил юноша, являлось юридическим.

Но работать на этом поприще, ему было не суждено. Сразу же после получения диплома, он поступает в Санкт-Петербургскую Академию художеств.

В данном учебном заведении его наставником становится выдающиеся русский живописец, талантливый педагог, воспитавший многих деятелей искусства, Илья Репин. Через несколько лет молодой человек на некоторое время переезжает в Мюнхен, где продолжает осваивать различные техники рисования.

История создания картины "Февральская лазурь"

Вернувшись в Россию, художник, живя в Петербурге, часто посещает своих друзей из Подмосковья. Однажды, гостя у одного из знакомых, который тоже имел отношение к изобразительному искусству, Игорь Эммануилович увлекся продолжительными прогулками в окрестных лесах. Этому способствовала мягкая, безветренная погода последнего зимнего месяца.

В один из дней в середине февраля и был сделан набросок одного из наиболее известных полотен Грабаря. Картина "Февральская лазурь" была написана с натуры. Художник, уронивший во время прогулки свою тросточку, нагнулся, чтобы поднять ее и увидел зимние березы в голубом инее с необычного ракурса.

Смотря снизу вверх, Игорь Эммануилович был поражен симметричностью очертаний самого русского из всех деревьев, и тем, как празднично и нарядно оно выглядит на фоне голубого снега, плавно перетекающего в небо такого же цвета. Восхищенный красотою зимнего пейзажа, Грабарь тот час же побежал в свою комнату, где сделал первый набросок будущего полотна.

Картина, написанная в окопе

Чтобы иметь возможность во время работы наблюдать пейзаж именно с этой точки зрения, мастеру пришлось приложить некоторые физические усилия. Он взял в подсобном помещении дома своего приятеля лопату и вырыл яму в половину человеческого роста. Когда окоп был готов, художник перенес туда мольберт, краски и другие принадлежности, необходимые для работы над картиной "Февральская лазурь".

Температура воздуха в это время была не слишком низкая, поэтому живописец мог позволить себе проводить по нескольку часов в день на открытом воздухе. Холст он располагал не традиционным образом, а ставя его под наклоном, так, чтобы рисунок смотрел вниз под острым углом.

Этим художник добился постоянной затененности полотна. При недостаточном освещении, краски казались ему тусклыми, и он был вынужден использовать наиболее яркие оттенки. По этой причине картина Грабаря "Февральская лазурь" обрела праздничные, сверкающие тона.

Любимое полотно мастера

Живописец, проживший почти 90 лет, создавший многочисленные работы различных жанров, все же, даже на склоне своих лет признавался, что считает картину "Февральская лазурь" наиболее удачным своим творением.

На переднем плане полотна изображена береза, покрытая сверкающим инеем, обрамляющим ажурные тонкие ветви. Чуть позади стоят ее сородичи, как будто русские девицы в праздничном хороводе, в момент, когда одна из них вышла в центр круга для сольного танца.

Описание картины Грабаря "Февральская лазурь" было бы неполным без упоминания особой роли, которую играют оттенки синего цвета, преобладающие в фоне полотна. Такими предстают перед зрителем и небо, и свежевыпавший снег. Кажется, что если бы не было леса, находящегося на линии горизонта, то невозможно было бы отличить землю от облаков. Общее настроение этого пейзажа представляется очень радостным. Как будто бы природа нарядилась, готовясь встретить праздник прихода весны. Преобладающий на этом полотне цвет представлен многочисленными его оттенками. Вверху части картины Грабаря "Февральская лазурь" небо окрашено в темные тона, а та его часть, которая находится ближе к горизонту, изображена нежно голубой.

Научная и просветительская деятельность

Описание картины "Февральская лазурь" наводит на мысль о том, что мастер, создавший этот шедевр, являлся большим знатоком русской и западной художественной культуры, в совершенстве владел различными техниками рисования, как классическими, так и современными. Это предположение подтверждается фактами из жизни мастера. Игорь Эммануилович занимался не только созданием живописных полотен, но и участвовал в составлении и редакции большого числа энциклопедий и пособий по изобразительному искусству. В течение долгих лет он руководил Третьяковской галереей.

По его инициативе прошло научное исследование нескольких сотен картин. К этим полотнам были составлены подробнейшие аннотации, включающие информацию о лицах, которые изображены на них, а также о специфических приемах отдельных художников. В одном из писем Игорь Эммануилович признавался, что счастлив заниматься подобной работой из-за возможности рассматривать великие творения не на расстоянии, а находясь рядом с шедеврами.

Настоящий патриот

Грабаря, как человека, истинно любившего свою страну, всегда волновала ее судьба. Так, во время Великой Отечественной войны художник положил начало созданию одной из танковых колонн, перечислив значительную сумму денег на это дело.

За эту инициативу деятель искусств получил благодарственное письмо от руководителей государства. Творческие заслуги Грабаря были отмечены многочисленными премиями и наградами.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения