Вывод по произведению алые паруса. «Композиция образов в романтической повести Александра Грина «Алые паруса» как средство раскрытия идеи»(2-ой урок). Сочинение Образ Ассоль

Введение

У каждого человека есть способность мечтать. Если у него отнять эту возможность, то уйдёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, творчество, науку и желание борьбы во имя светлого будущего. Именно поэтому всегда будет актуальным обращение юношества к творчеству писателей, которые умеют мечтать. Мир, в котором живут герои Грина, может показаться нереальным и искусственным только человеку, нищему духом и фантазиями. Читать Грина можно и нужно не только детям, но и взрослым. Его произведения вызывают волнение и переживания – источник высоких человечных страстей. Творчество писателя не дает успокоиться и показывает всегда новые, искрящие дали, другую жизнь, он волнует и заставляет страстно желать этой жизни. По этой причине в наше время надо читать произведения А. Грина. А если забыть о мечте и перестать мечтать о ней, то жизнь станет совсем неинтересной и грустной. Не к чему будет стремиться, и люди станут совсем иными – мрачными, скучными, скупые душой.

Цели моей квалификационной работы:

1. Постановка спектакля по повести А.Грина «Алые паруса».

2. Проверка на практике своих знаний по мастерству актера, режиссера и педагога.

Задачи моей квалификационной работы:

2. Произвести режиссёрский анализ пьесы.

3. Найти тему, идею и конфликт спектакля.

4. Определить сверхзадачу, сквозное действие и «зерно» спектакля.

5. Найти художественный образ спектакля.

6. Определить жанр и стиль спектакля.

7. Отобрать режиссёрские средства выразительности.

8. Отобрать актёрские средства выразительности.

I. Режиссерский анализ повести А.Грина «Алые паруса»

Первое впечатление от прочитанной пьесы

Несправедливость

Ранимость

Философия

Сказочность

Зависть

Чёрствость

Жестокость

Задумчиво

Красочность

Романтика

Целеустремленность

Красный цвет

Надежда

Поветь «Алые паруса» очень вдохновляет, даёт полёт фантазий и реальность мечты. Она помогает поверить в то, что можно и нужно бороться за свою мечту, не предавать ни себя ни её. Идти за ней до конца не бросая её несмотря ни на что. Человека сам творец своего счастья и об этом не стоит забывать.

Обоснование выбора пьесы

Грина следует читать вдумчиво и осмысленно, иначе ларчик тайн и загадок останется закрытым для читателя. Отзываясь на заботы своего современника, Грин писал и для будущего. Произведение которое я выбрала - одно из главных для писателя. Мир «алых парусов» - светлый, манящий неистово сверкающий. Грин использует большое количество красок для описания героев, природы и окружающего мира. Интерес к цветовым образам, чистоты главного героя, полёт мечты и фантазий этого произведения повлиял на мой выбор.



Мало кто из писателей активно работают с цветовыми, разноцветными образами, раскрывают с их помощью мир своих героев. А. Грин – это как раз тот человек, который умело, без боязни переборщить употребляет цвета во всех своих произведениях. Исследований, посвященных творчеству этого автора и именно его повести «Алые паруса», довольно таки много- это Е. Алексанян, Е. Пестряев, В. Амлинский. В литературе довольно много аналитических замечаний о творении А.С Грина известных, талантливых российских писателей – К.Г. Паустовского, В. Катаева, Ю. Казакова, Э. Багрицкого и других. В этих работах говориться о жанровых особенностях повести, романтической основе произведений А. Грина, художественным средствам воплощения авторской идеи. Использования цветовых образов- этому вопросу уделено очень мало внимания, эта тема систематически, к сожалению, не изучена. Из этого, можно сделать вывод, что такого рода тема мало изучена и с нетерпением ждет своих исследователей. О том, что цветовые, разноцветные образы могут стать ярким художественным средством воплощения авторской идеи, о цветовой символике известно нам давно. Этому посвящены работы искусствоведов - Ю. Меннера, литературоведов – Ю. Лотмана, Б. Успенского, психологов – Л. Выготского и т.д.

Яркость образов, разноцветье, чистая идея и искренняя мечта повести подтолкнули меня в сторону выбора данной повести- фиерии

Сюжетный пересказ пьесы

Лонгрен, человек, который закрылся в себе и не имеет желания идти к людям на контакт. Жил он изготовлением и продажей моделей парусников и пароходов. Земляки осторожно относились к бывшему моряку, особенно после одного случая.



Однажды, во время бушующего шторма лавочник и трактирщик Меннерс был унесен в своей лодке далеко в море. Одним и единственным свидетелем происходящей случайности оказался отец главной героини. Он спокойно стоял и курил трубку, следя за тем как тщетно взывает к нему Меннерс о помощи. Лишь когда стало очевидным, что тому уже не спастись, Лонгрен прокричал ему, что вот так же и его Мери просила односельчанина о помощи, но не получила её, вследствии чего она умерла.

Лавочника, спустя чуть меньше неделе, подобрал среди волн пароход, и тот перед смертью повествовал о виновнике своей трагедии.

Не рассказал он лишь о том, как пять с половиной лет назад жена Лонгрена попросила у него немного взаймы. Ведь она только что родила малышку Ассоль, роды проходили достаточно тяжело, и большое количество денег ушли на лечение, а муж на тот момент не вернулся из морского путешествия. Меннерс тогда посоветовал не быть недотрогой, и только на таких условиях он готов был помочь. Конечно она не согласилась и обессиленная женщина в дождливую погоду отправилась в город заложить кольцо. После такого похода она простудилась и умерла от воспаления легких. Так Лонгрен остался вдовцом с малюткой на руках и больше не мог себе позволить ходить в море.

Весть о таком как демонстративно бездействовал Лонгрен поразила жителей деревни сильнее, чем если бы он собственными руками утопил человека. Отношение жителей перешло в ненависть и также перешло на ни в чем не повинную Ассоль, которая росла наедине со своими фантазиями и мечтами. И казалось будто не нуждалась ни в сверстниках, ни в друзьях. Отец заменял ей всё и всех: мать, подруг и земляков.

Спустя время когда Ассоль подросла, отец отправил её в город с новыми изделиями на продажу, среди которых была миниатюрная яхта с алыми шелковыми парусами. Ей стало скучно и по дороге через лес она решила поиграться с корабликом и спустила его в ручей. Поток понес его и увлек за собой девочку. И после, девочка увидела игрушку в руках незнакомца, имя его было Эгль- собиратель легенд и сказок. Он отдал игрушку Ассоль и рассказал тайну о том, что пройдут годы и за ней на таком же корабле под алыми парусами приплывет принц и увезет её в прекрасные дали.

На радостях она рассказала об этом отцу, но нищий коварно подслушал этот разговор и разнёс эту нежную тайну по всей Каперне. И каждый ребёнок деревни так и норовил её обидеть всё более обидным словом. С того момента её и посчитали полоумной

Артур Грэй, единственный сын короля. Рос он в богатстве и ни в чём не нуждался. Но это был парень со светлой душой и добрым, настоящим сердцем. К своим желаниям он относился серьёзно и с намерением осуществить его. Он рос бесстрашным и решительным парнем.

Артур был отзывчив к другим людям и всегда был предоставить свою бескорыстную помощь.

Грэй тайком от всех покинул дом и поступил на шхуну «Ансельм». Капитан Гоп был добродушным человеком, но строгим моряком. Он, как умный человек сразу оценил достоинства юного парня и Гоп решил сделать его капитаном. В двадцать лет Грэй купил собственный трехмачтовый галиот «Секрет» и ходил на нем в плавание четыре года. Судьба привела его в соседнюю деревушку неподалёку от Каперны.

Прибывши на землю Артур вместе со своим матросом Летикой решили отправиться на рыбалку. Как только нашли подходящее место для ловли рыбы, то сразу же остановились и развели костёр. Утром, Грей решил прогуляться и увидел на траве спящую Ассоль. Он был ошеломлён её красотой. Он долго её разглядывал, а когда решил уходить то снял с пальца своё кольцо и надел на её мизинец.

Затем они с Летикой добрались до трактира Меннерса, где теперь хозяйничал молодой Хин Меннерс. Он поведвал, что Ассоль - полоумная, мечтающая о принце на корабле с алыми парусами. Рассказал что её отец - виновник гибели старшего Меннерса и страшный человек, воспитавшего такого ребёнка. Артур не верил первому встречному и усомнился в словах трактирщика. Сомнения усилились, когда пьяный посетитель заверил, что рассказчик врет. Грэй и без посторонней помощи смог кое-что понять и разглядеть в этой необыкновенной девочке. Она знала как будто больше чем другие. Делала открытия непонятные и ненужные жителям Каперны. Её никто не понимал. Её чистую фантазию и чудное сердце.

Капитан во многом был и сам таким же, немного не от мира сего. Он отправился на поиски алого шелка для парусов своему кораблю. Он решил осуществить сказку милой Ассоль. В городе он встретил своего давнишнего знакомого, бродячего музыканта Циммера и по старой ружбе попросил его к вечеру прийти на «Секрет» со своим оркестром.

Шёлковые алые паруса, которые Грей велел заменить, привели в удивление команду, как и приказ продвинуться к Каперне. Под чётким руководством, утром, «Секрет» вышел под шелковыми парусами и ближе к обеденному времени уже был в виду Каперны.

Ассоль была радостно удивленна, что сначала усомнилась в увиденном. Зрелище белого корабля с алыми парусами, с палубы которого лилась музыка, было неповторимо и волшебно. Она побежала навстречу кораблю. Жители Каперны расступились, давая дорогу Ассоль. От корабля отошла лодка в которой и была её мечта, где был Артур. Через небольшое время она уже была на самом корабле, а на жителей деревни она уже смотрела с моря. У людей больше не было слов и сплетен. Не было ничего светлого и честного. А Ассоль со счастьем внутри, освещая всё вокруг, отправилась в блестящие дали. И всё случилось именно так о чём рассказывал старик и над чем так скверно смеялась вся деревня.

В тот же день, по приказу Грея, открыли бочку столетнего, того самого вина, которое никто и никогда еще не пил. А по утру корабль был уже далеко от Каперны, унося ошеломленный чудным вином Грэя экипаж. Не смыкал глаз только Циммер. Он тихо играл на своей виолончели и думал о счастье.

Композиция спектакля

Спектакль - художественное целое. Однако в его целост­ности явно присутствуют части, определённые куски. Разъединение можно за­метить при просмотре даже наиболее идеального спектак­ля, и это происходит потому, что спектакль анализируется и переваривается по частям, куски целого склеиваются постепенно. Этот процесс и называется построение, точнее композиция спектакля.

Композиция спектакля зависит от строения пьесы. Режиссеру важно найти собственное решение, дать свой вариант трактовки в создании художественной и эстетической целостности спектакля. Режиссерский замысел должен быть воплощен в композиции спектакля. Зачастую спектакль становится самоценным благодаря режиссерской концепции, не зависящей от композиции пьесы, за счет выявления новых акцентов в содержании пьесы и новых ее смысловых трактовок.

Линейная - композиция. Это, можно сказать, самый распространенный вид композиции. Она характеризуется тем, что в ней части композиции следуют последовательно, одна за другой. В спектакле «Алые паруса» линейная композиция.

Экспозиция - от начала спектакля до момента встречи Ассоль и Эгля.

Завязка – от момента встречи Ассоль и Эгля до прибытия в Каперну корабля с «Алыми парусами».

Кульминация - от прибытия в Каперну корабля с «Алыми парусами» до открытия бочки столетнего вина.

Развязка (финал) - открытия бочки столетнего вина до отплытия корабля.

Принцип мизансценирования

Мизансцена (от французского mise en scène - размещение на сцене) - одно из главных визуальных средств создания театра, часть режиссерского замысла, представляющая собой расположение актеров на сцене в конкретный момент спектакля или в постановке вообще.

Мизансцена, если говорить на языке кино - это то, как видит кадр (сцену) зритель или со стороны зрителя. В театре, следует грамотно выстраивать сцены так, чтобы каждому со своего зрительного места было видно определенную композицию из актеров и декораций. К мизансцене относятся все действие актеров на сцене, их выходы из-за кулис, переходы, смены мест, а также взаимодействие со зрительным залом.

Мизансцена неотделима от режиссуры и сценографии. В характере ее построения воплощается жанр и стиль спектакля. Она создает определенную пластическую форму постановки и потому в ее создании с актерами участвуют как режиссер, так и художник спектакля (в кино - оператор), а иногда и хореограф, например, как в спектакле Театра Наций "Сонеты Шекспира".

Каждая мизансцена в современном театре должна быть психологически оправдана актёрами, возникать естественно, непринуждённо и органично. Мизансцена порой становится важнее самих актеров, поскольку современный театр стремится к визуальности, зрелищности.

Через мизансцену режиссер влияет на трактовку действия.

Известны следующие разновидности мизансцен:

Плоскостные;

Глубинные;

Горизонтальные;

Вертикальные;

Диагональные;

Фронтальные;

Прямолинейные

Параллельные;

Перекрестные;

Зигзагообразные;

Круговые;

Спиральные;

Симметричные;

Ассимметричные.

Принцип мизансценирования в спектакле по повести А.Грина «Алые паруса» следующий:

Плоскостные

Глубинные

Горизонтальные

Симметричные

Атмосфера в спектакле

Именно она- атмосфера, дает воодушевление и силу на будущее. В хорошей атмосфере, которая наполнена нужной энергетикой, актёр чувствует себя так как нужно для роли. Он наполнен не только внутренне, но и внешняя атмосфера поддерживает его образ. Состояние злости или радости, грусти или счастья: всё это считывается, можно сказать, кожей. Зритель это чувствует точно так же как и сам актёр. Поэтому атмосфера спектакля играет также большую роль и создавать её нужно не менее вкрадчиво.

Актёры чувствуют себя артистами, даже когда зрительный зал пуст и тишина поглотила ночную сцену.
И не только театр, но и концертный зал, и цирк, и балаган, и ярмарка исполнены волшебной атмосферой. Все элементы очень важны именно они воздействуют на нашу восприимчивость и создают нам тот или иной образ, атмосферу, в которой зритель или участник чувствует себя так, как запланировал режиссёр. Получает ту или иную эмоцию, которая подразумевалась творцом. Она одинаково волнует и актера и зрителя. Разве не ходит публика, в особенности молодая, в театр часто только для того, чтобы побыть в этой атмосфере нереальности или забытой эпохи другого времени.

В театр понятие атмосферы пришло из жизни. Мы часто с этим словом и понятием можем столкнуться где угодно и дома в семье, на работе и даже в очереди, накалённое состояние людей мы чувствуем порой без слов. И в жизни сопутствует нам каждую минуту, на каждом шагу.

Атмосфера – явление слишком человеческое, потому в центре ее находится человек, пристрастно вглядывающийся в мир, действующий, мыслящий, чувствующий, ищущий. Сложный синтез взаимоотношений с окружающим нас реальным миром. Мир наших мыслей, эмоций, хотений, настроений, мечтаний, фантазий, то без чего невозможно наше существование, это мы и называем- атмосфера жизни. Без неё наша жизнь нам напоминала бы машину- робота по которой не течёт красная кровь, не двигается мимика на лице, не горят глаза и не хмурятся брови.

В жизни каждого человека окутывает своя атмосфера. Она меняется, в ней происходит борьба различных ценностей. Это нормально: в жизни каждого происходит «борьба атмосфер», различные люди несут различные атмосферы, наша личная может подчиняться общественной и т.д.

Атмосфера в спектакле «Алые паруса» - это атмосфера чистая, живая, настоящая, незапачканная, как бы ни старались окружающие, грязью и отчаянием. Царит искрящаяся мечта, преданность фантазий, полёт волшебного сна, но сна непростого, а где персонажи преодолевают трудности на пути к своей заветной цели.

Темпоритм спектакля

Темп - это степень скорости исполняемого действия. Можно действовать медленно, размеренно, быстро и т. п., что потребует от нас различной затраты энергии, но не обязательно что окажет существенное влияние на внутреннее состояние. Таким образом, молодой режиссер, желая поднять тон спектакля, просит актеров действовать быстрее, но только внешнее, физическое ускорение не рождает еще внутренней активности.

Другое же дело - ритм внутреннего действия, поведения. Если говорится, например, что «спектакль идет не в том ритме», то под этим подразумевается не просто скорость, но интенсивность действий и переживаний актеров, то есть тот внутренний эмоциональный накал, в котором осуществляются сценические события. Кроме того, понятие «ритм» включает в себя и ритмичность, то есть ту или иную размеренность действия, его организацию во времени и пространстве.

Таким образом, под термином «ритм» подразумевается как интенсивность, так и размеренность совершаемого действия. При одном и том же быстром темпе действия могут быть совершенно различные по характеру и, следовательно, обладать разными ритмами.

Ритм и темп неразрывны между собой, поскольку характеризуют одну единицу действия, взятого на протяжении одной элементной единицы сценического времени. Ритм определяет собой темп, но изменения темпа (при сохранении структуры ритмической единицы) влекут за собой изменения в характере ритма. Поэтому оба явления практически существуют одновременно, составляя вместе единое понятие темпо - ритма.

Развитие темпо-ритма спектакля - волнообразный процесс, где нарастания и спады складываются из суммы темпо-ритмов действий, эпизодов, сцен. В целом темпо-ритм спектакля есть показатель интенсивности его сквозного действия. К.С. Станиславский утверждал: «Темпо-ритм всей пьесы - это темпо-ритм ее сквозного действия и подтекста».

Темпоритм спектакляпо пьесе А.Грина «Алые паруса» делится на несколько частей:

Темпоритм задаётся активной сценой с тонущем Меннерсом

Затем темпоритм затихает с момента появления Ассоль

После встречи Ассоль и Эгеля темпоритм идёт по нарастающей

Пика темпоритм достигает на пребывании корабля с алыми парусами в гавань.

Светоцветовое решение

Свет на сцене - одно из важных художественно-постановочных средств. Свет помогает воспроизвести место и обстановку действия, перспективу, создавать необходимое настроение; иногда в современных спектаклях свет является почти единственным средством оформления.

Разнообразные виды декорационного оформления требуют специальных приемов освещения. Плоскостные живописные декорации требуют общего равномерного освещения, которое создается осветительными приборами общего света (софиты, рампа, переносные приборы). Спектакли, которые оформленные объемными декорациями требуют местного (прожекторного) освещения, создающего световые контрасты, подчеркивающего объемность оформления.

Свет театральный- этоискусство освещения театрального пространства: то пространство, где прибывают зрители, и там где находятся театральное действие. Задача освещения зрительного зала, не столь относится к режиссуре, обычно является частью архитектурного проекта.

Свет разнообразен в своём использовании, поэтому нужно видеть не только где должен быть свет, но ещё и как он должен освещать ту или иную сцену, поверхность, действие, конкретного героя или определённый элемент.

В спектакле по повести А.Грина «Алые паруса» при помощи света создаётся атмосфера сказочного несуществующего места. Основной цвет света – белый, как чистое полотно на котором может возникать любая фантазия или воспоминания. Изредка, пробивается красный цвет, как символ рассвета, любви и нежности.

Костюм, реквизит, бутафория

Белая ширма

Красные ширмы

Игрушечный корабль с алыми парусами

Игрушечные фигурки разных мореплавательных суд

Искусственные цветы

Красная ткань, как имитация алых парусов

Стойка со стаканами и чашками

Полотенце

Брюки чёрные

Рубашка белая

Сарафаны

Гольфы разноцветные

Белое платье

Морская тельняшка

Белое жабо

Туфли мужские

Чешки женские

Туфли женские

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Звуко-шумовая партитура

Название произведения Реплика начала Реплика завершения

Александр Грин создавал «Алые паруса» в те годы, когда вокруг рушился миропорядок. Он писал сказку о бедной, всеми обиженной и кажущейся бездомной девочке, когда сам был почти нищим и голодным.

Тетрадь с рукописью этой книги писатель возил с собой на фронт, когда его, тридцатидевятилетнего, больного, измученного человека, призвали на войну с белополяками (1919). Он таскал заветную тетрадку с собой по госпиталям и тифозным баракам. И наперекор всему верил, что «Алые паруса» состоятся. Этой верой пронизана и сама повесть.

Её замысел родился ещё в 1916 г. вроде бы случайно. Из мечты детства (море) и случайного впечатления (игрушечная лодочка с парусом, увиденная в витрине магазина) родились у Грина главные образы повести, которую он назвал «феерией». Так обычно называют театральное представление сказочного содержания. Но «Алые паруса» — не пьеса и не сказка, а самая настоящая правда. Ведь совсем не редкость деревни, подобные Каперне. Герои повести не похожи на сказочных, даже такие, как Эгль, только маленькая Ассоль и могла принять его за волшебника. И всё-таки, несмотря на реалистичность героев и картин, «Алые паруса» - феерия.

Образ Ассоль в повести «Алые паруса»

Главные герои — Ассоль и Грэй. Сначала автор представляет Ассоль. На необычность девочки указывает её имя - Ассоль. Оно не имеет никакого «буквального значения». Но «хорошо, что оно так странно», — скажет Эгль.

«Странность» Ассоль не только в имени, но и в словах, и поведении. Особенно это заметно на фоне обитателей Каперны. Они жили обычной жизнью — торговали, ловили рыбу, развозили уголь, злословили, выпивали. Но, как заметил Эгль, они «не рассказывают сказок... не поют песен». «Алые паруса» упоминались ими только как «издевательство» над той, которая верила в них. А когда увидели настоящие алые паруса, то смотрели на них «с нервной и угрюмой тревогой, со злобным испугом», «змеиным шипением вспыхивали остолбеневшие женщины», у них «яд забирался в голову». Примечательно, что не только взрослые озлобились, но и дети... Значит, злоба, жестокость — это не черты отдельных людей, а болезнь, поразившая всех, независимо от возраста.

Ассоль же была совсем другой... Она чужая в Каперне. Девочка могла уйти ночью на морской берег, «где… высматривала корабль с алыми парусами». В природе она чувствовала себя своей.

А ещё она была наполнена любовью. «Я бы его любила», — сказала маленькая Ассоль Эглю, предсказавшему ей алые паруса и принца. Она любит своего отца и утешает его своим чувством. Любовь отделила её от жителей Каперны, объединённых злобой и скудостью души.

Образ Грэя в повести «Алые паруса»

История Грэя тоже начинается с детства. Его окружение — это родители и предки, присутствующие, правда, только на портретах. Грэю полагалось жить по «заранее составленному плану». Логика и течение его жизни были предопределены семьей. Собственно, как и жизнь Ассоль. С той только разницей, что ему предписывалось процветать, а ей прозябать в атмосфере неприятия и даже ненависти окружающих людей. Но программа жизни, составленная для Грэя, очень рано дала сбой. В ней не учли его живой и независимый характер.

Всё началось с того, что Грэй захотел выбрать в жизни роль «рыцаря», «искателя» и «чудотворца». В детстве эта роль проявилась по-детски. Грэй замазал на картине, изображавшей распятого Христа, гвозди. Потом, чтобы почувствовать боль служанки, обварившей руку, он и свою руку обварил. Он подсунул ей свою копилку, якобы от Робина Гуда, чтобы она могла выйти замуж. Картина на стене библиотеки и богатое воображение помогли Грэю определиться с будущим. Он решил, что должен стать капитаном. Грин отдал Грэю свою мечту.

Таким образом, и Ассоль, и Грэй ещё в детстве увидели свое будущее. Только Ассоль просто терпеливо ждала, а Грэй сразу начал действовать. В пятнадцать лет он тайно покидает дом и входит в неведомую ему жизнь моряка. Контраст между домашней и морской жизнью разителен. Там любовь матери, потакание всем его причудам, а здесь грубости, физические нагрузки. Но Грэй «молча сносил насмешки, издевательства и неизбежную брань до тех пор, пока не стал капитаном».

Этот герой — тонкая натура. Он способен понимать знаки судьбы. Когда он впервые увидел спящую Ассоль, «всё стронулось, все усмехнулось в нём». И он надел кольцо на палец спящей Ассоль.

Услышав ее историю, Грэй уже знал, что он будет делать. Грин подробнейшим образом описывает, как он выбирает шёлк для парусов, чтобы показать, насколько для него важно то, что он собирается сделать.

Почему Ассоль и Грэю, настолько отдалённым друг от друга и расстоянием, и положением, всё-таки удалось встретиться? Судьба? Да, несомненно. И Грэй это признает: «Как тесно сплетены здесь судьба, воля и свойство характеров». «Судьбу» он поставил на первое место. Но есть в их истории и закономерности. Все действия Грэя после того, как он узнал о предсказании для Ассоль, абсолютно в его характере: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».

Конечно, А. Грин приукрасил жизнь. Он показал то, что хотелось бы в ней видеть, а не то, что есть. Но его сказка поддерживает нашу веру в чудеса, которые случаются в жизни. И уже для многих людей.

Алые паруса - это символ надежды, с которой всё и началось...

Основные особенности повести «Алые паруса» :

  • жанр: повесть-феерия;
  • сюжет: предсказание и его исполнение;
  • контрастность «миров»: «блистающий мир» Ассоль и Грэя и будничный мир Каперны и моряков;
  • идеальный герой в центре повествования;
  • присутствие символов;
  • концепция «чуда», творимого собственными руками;
  • встреча двух духовно близких людей как смысловой центр феерии.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Люксюгунская основная общеобразовательная школа»

Кобяйского улуса Республики Саха (Якутия)

«И думал о счастье…»

Урок-мастерская по обучению графико-символическому анализу

повести А. Грина «Алые паруса»

Выполнила учитель

русского языка и литературы

МКОУ «Люксюгунская ООШ»

Пахомова Екатерина Владимировна

Люксюгун, 2017.

«И думал о счастье…»

«… Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».

Цели и задачи :

Познакомить учащихся с системой образов повести;

Развить культуру мышления, способствующую пониманию особенностей эпохи и ее героев;

Создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений Грина, для пробуждения «дара воображения», для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека;

Обучить графико-символическому анализу текста;

Помочь выявлению чувства, которое возникает после прочтения; показать личное восприятие текста;

Развивать творческие способности учащихся; формировать умение мыслить, делать самостоятельные выводы;

Воспитывать нравственные аспекты: любовь к ближнему, добру и красоте, целеустремленность, волю, мужество, твердость духа, благородство, взаимопонимание, веру в мечту, любовь.

В ходе просмотра иллюстраций (с использованием графико-символического анализа, разработанного д.п.н., профессором С.М. Петровой) и пересказа познакомить учащихся с системой образов повести А.С. Грина «Алые паруса»;

Научить характеризовать образы и выявлять их роль и значение в произведении (Лонгрен, Ассоль, Меннерс, Грэй);

Выделять в произведении сказочное и реальное;

Ввести понятия из теории литературы: феерия, феерическая повесть;

Развивать навыки графико-символического анализа повести;

В ходе анализа, работы над текстом способствовать формированию уважительного отношения к дружбе и любви, раскрыть важность данных понятий в жизни человека.

План урока :

1. Месть.

2. Мечта.

3. Исполнение желаний.

Словарная работа : феерия, феерическая повесть, сказочное, реальное, погребщик, Эгль, скитальческая жизнь.

Оборудование : повесть-феерия «Алые паруса» А. Грина, портрет А.С. Грина, иллюстрации к произведению (алый парус, встреча с Эглем, рассказ Эгля, мечта Ассоль, волнение, исполнение желаний), листочки с таблицами для анализа текста (для самостоятельной работы учащихся).

Ход урока:

1. Слово учителя : На предыдущем уроке вы познакомились с биографией А. Грина. Говорили о жизни и творческом пути, о его необычном жанре – феерии.

1. Феерия – фран слово фея. Волшебное сказочное зрелище.

2. Феерия – это театральная пьеса сказочного содержания.

Слово учителя : Дома вы должны были перечитать повесть А.Грина «Алые паруса». Мне бы хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями. Так как в вашей книге нет полной версии повести, я хочу вам показать иллюстрации и рассказать, что же случилось в конце повести. Внимательно смотрим на иллюстрации и слушаем мой краткий рассказ.

Учитель показывает иллюстрации:

1. Писатель Александр Грин.

2. Алый парус.

3. Встреча с Эглем.

4. Рассказ Эгля.

5. Мечта Ассоль.

6. Волнение.

7. Исполнение желаний .

2. Графико-символический анализ повести «Алые паруса».

Слово учителя : Сегодня мы научимся графико - символическому анализу художественного произведения. Для того, чтобы сделать графико - символический анализ мы должны понять, что необходимость перехода при решении каких-то заданных в буквенно-цифровой форме задач на язык графических построений часто связана с недостаточным уровнем освоения буквенно-цифрового языка, как такового, что и требует обращения к другому языку. Без понятия «контекст» трудно, а порой невозможно осмыслить и сам текст. Отправной точкой для логических построений является символическое изображение, которое помогает сформулировать проблему. Для решения проблемы нам необходимо найти из текста опорные и ключевые слова, и с помощью этих слов найти знаковое слово . Сначала я объясню вам, что такое опорные слова - это те слова, которые отражают общий смысл произведения. Ключевые слова дают углубленный смысл. И, в-третьих, знаковое слово- это главная идея повести.

Слово учителя : Теперь открыли книги на стр. 6 и достаем листочки, которые я вам раздала. Давайте попытаемся разделить повесть на две главы. О чем говорится в первой части? Сначала найдем опорные слова, затем ключевые и только потом знаковое слово. После этого нарисуем символ. Необходимо слушать и работать внимательно, так как в конце урока мы еще раз проверим вашу зрительную память и внимание. Как вы думаете, какие слова помогут вам рассказать содержание текста?

I глава – Проклятие.

Опорные слова : возвращение, соседка, история, дочь, долг, условие, обручальное кольцо, шторм, сын, лодка, вихрь, просьба.

Ключевые слова : гибельный простор, угроза, молчание, проклятие.

Знаковое слово : месть.

Слово учителя : Вторую главу попытайтесь проанализировать сами. Сначала найдите опорные слова, с их помощью попытайтесь рассказать содержание второй главы. Затем найдите слова с углубленным смыслом и исходя из них сформулируйте знаковое слово. Знаковое слово обычно отражает чувство или состояние души человека.

3.Самостоятельная работа учащихся.

II глава – Мечта.

Опорные слова : страх, замкнутость, сплетни, рассказ, приказчик, обида, грусть, опасность, игрушки, Эгль.

Ключевые слова : одиночество, ненависть, волшебник, сказка.

Знаковое слово : вера.

III глава – Исполнение желаний

Опорные слова : огромный дом, замок, капитан, погребщик Польдишок, надпись, понимание, друзья, мать, отец, низкое общество, кларнет, музыкант, люди, замешательство, корабль, Грэй.

Ключевые слова : религия, фамильное начертание, живая душа, волнение, суета, чудеса

Знаковое слово : счастье

Слово учителя : Ребята, давайте сейчас попытаемся придумать символы каждой главе. Какой символ вы поставили бы первой главе, которая называется у нас «Проклятие»?

Ребята по очереди выходят к доске и рисуют свои варианты:

Пак Володя : (крест) -

Кириллин Дьулус : (стрела) –

Гагарин Яша : (злые глаза) –

Слово учителя : А какой символ вы нарисуете во второй главе – «Мечта»?

Ефремов Миша : (облако) –

Саввин Коля : (стрела вверх) –

Андреева Айыына : (парус) –

Тимофеева Аля : (солнце) –

Осипова Айыына : (часы) –

Слово учителя : И третья глава у нас «Счастье». Давайте придумаем символ.

Сивцева Диана : (звезда) –

Боекорова Диана : (солнце) –

Мыреев Айал : (парус) –

Слово учителя : Теперь достаем тетради и рисуем символы, придуманные нами:

У нас молния означает проклятие, так как молния такое страшное и внезапное.

Парус – веру и мечту. Ассоль мечтает и ждет парус и принца.

И, в-третьих, стрела направленная диагонально означает исполнение желаний. Мечта Ассоль исполняется – алый парус, встретилась с Грэем и то, что Грэй согласился взять с собой ее отца.

Первая

Проклятие

Вторая

Мечта

Третья

Счастье

Внимательно смотрите названия и символы, в конце урока проверим вашу зрительную память, внимательность, знания, умения и навыки.

4. Закрепление изученного материала.

Слово учителя : Все закончили? Теперь отложили листочки и карандаши. Повторяем еще раз знаковые слова и символы. Я все стираю с доски. Так мы проверяем зрительную память и внимание учащихся. Кто хочет выйти к доске и нарисовать символ 1 главы? А кто 2? И 3? Все поняли, что такое графико-символический анализ? Вам оно помогает понять смысл и содержание текста?

Слово учителя : Итак, чему научил нас писатель?

Осипова Айыына : По – моему, графико-символический анализ «Алых парусов» научил нас правильно понять и осмыслить содержание повести, а сама повесть научила нас очень важному – верить в свою мечту, несмотря ни на что.

Гагарин Яша : Быть добрыми, мужественными, бороться с несправедливостью. Он не гасит в сердце читателей огонек надежды, веры в людей, чудеса, в мечту, в любовь.

    Домашнее задание.

Составить небольшое сообщение «Надо верить в чудеса».

Ответ оставил Гость

«Алые паруса» – это повествование о сбывшейся мечте. С детства Ассоль верила, что за ней приплывет принц на белом корабле с алыми парусами. Артур Грэй грезил о море и хотел стать капитаном. Их желания сбылись, жизнь подарила героям встречу и любовь. Но сколько прекрасных страниц, сколько движений души умещается в этой романтичной истории!

Грин намеренно создает контраст между серой обыденностью в маленьком рыбацком поселке и богатым внутренним миром юной героини. Мечты Ассоль, ее чистая и прекрасная душа вызывают подозрение у обывателей. Они считают девушку слабоумной и насмехаются над ее верой в чудо. Эти люди погрязли в повседневных делах, не поют песен и не рассказывают сказок. Их ухаживания за женщинами грубы и примитивны. Все, что не вписывается в привычные рамки, жители Каперны отвергают, поэтому смелый и справедливый Лонгрен и его мечтательница-дочь становятся в поселке изгоями.

Детство героини нельзя назвать безоблачным. Лишившись матери в пять месяцев, Ассоль растет в бедности. Ей приходится управляться по хозяйству и помогать отцу делать игрушки. Это единственный источник дохода маленькой семьи. У Ассоль нет подруг, а сверстники награждают ее оскорблениями и насмешками. Прекрасная мечта о корабле с алыми парусами, подаренная старым сказочником, становится опорой для одинокой девочки на долгие годы.

Портрет Ассоль при встрече с Эглем писатель создает крупными мазками: «стиранное много раз ситцевое платье», «темные густые волосы», «худенькие, загорелые ноги». Мало чем отличается описание героини при встрече с Грэем, когда Ассоль уже лет семнадцать: платье из дешевого муслина, старая косынка, выразительное лицо, слишком серьезные для ее возраста глаза. Грин не считает Ассоль красавицей, он называет ее «живым стихотворением».

В образе Лонгрена писатель воплотил свои представления об идеальном отце. Тот, по сути, посвящает всю свою жизнь дочери. Чтобы не расставаться с малышкой, моряк остается на берегу и находит такой способ заработка, когда можно часто бывать дома. Лонгрен учит Ассоль читать и писать, рассказывает ей о своих странствиях, заботится.

Артур Грэй – мечтатель и романтик. Поэтому он так хорошо понимает Ассоль. Юношу не привлекает обеспеченная жизнь аристократа. Он не хочет, как родители, стать «надменным невольником своего положения». Грэя вдохновляют море, свобода и ветер странствий. Артуру не занимать твердости и упорства в достижении цели, он не боится трудностей. Благородство, щедрость, чувство справедливости и лидерские качества притягивают к нему людей.

Тема урока: "Когда исполняются мечты?" (урок-исследование

по произведению Александра Грина «Алые паруса»).

Цели урока:

Образовательная – обучение работе с литературным текстом; обучение работе с позитивной познавательной информацией;

Воспитательная – воспитание веры в свои силы, возможности, веры в добро, чудо, созданное силами своей души; формирование основы для восприятия общечеловеческих нравственных ценностей.

Развивающая – развитие творческого, изобретательского

Мышления

Мечта – это не уход от действительности,

а средство приблизиться к ней.

Сомерсет Моэм

Ход урока:

1) Пролог

Фронтальный опрос учащихся

2) Завязка

Создание проблемной ситуации на основе проблемно-поискового вопроса, приема "Ассоциативная цепочка", запись мечты

3) Развитие действия

  1. организация работы с текстом
  1. анализ текста и составление мнения о характере человека (работа с папками «Ассоль» и «Грей»),

физминутка

  1. наблюдение над именами героев
  1. работа над развитием воображения.

4) Кульминация

Художественное чтение отрывка "Спящая Ассоль"

Просмотр видеофрагмента «Монолог Грея» и заполнение инсерта

5) Развязка

  1. выявление идеи произведения,
  2. сравнительный анализ таблицы

6) Эпилог

  1. Вступительное слово учителя

Вы познакомились с замечательным произведением "Алые паруса", которое написал Александр Грин. Понравилось ли оно вам? Сегодня у нас необычный урок. Вы внимательно читали книгу? Давайте проверим.

  1. Кроссворд

Что такое феерия?

Феерия: 1) (фр. язык -фея.) Представление с фантастическим сюжетом, красочными костюмами и декорациями, с широким использованием специфических эффектов;

2) волшебное, сказочное зрелище.

Что сказочного было в произведении? А в жизни так не бывает? Все ли мечты исполняются? Почему? Вам хотелось бы узнать? Запишите тему урока: "Когда исполняются мечты?" Есть ли у вас мечта? Вы, конечно же, хотите, чтобы она сбылась? Запишите её.

Книга "Алые паруса" - волшебная, в ней тайна, которая по сей день сокрыта от большинства читателей. О какой же тайне идет речь? Давайте построим ассоциативную цепочку, связанную со словом "тайна", опираясь на текст..(слайд 4) (Тайна - секрет - "Секрет" - корабль - алые паруса) Какая же тайна скрывается в алых парусах. Попробуем отыскать. Отправляемся в путь, вслед за алыми парусами.

3) Развитие действия

Привычно считать, что в приключенческой литературе главное – это то, что случилось, а не с кем случилось. Характеры, всякие там душевные дела ей ни к чему. Действие, стремительный полёт интриги – вот что увлекает читателя. Попробуем сначала разобраться: в «Алых парусах» главное – то, что случилось или характеры, душевные переживания. Итак, что же случилось в феерии «Алые паруса»? Сформулируйте буквально в нескольких словах. (Предполагаемый ответ: Ассоль в детстве потерявшая мать, не признаваемая своими сверстниками, поверила в предсказание собирателя сказок Эгля, и её мечта сбылась, хотя никто в неё не верил: за ней приплыл на корабле с алыми парусами прекрасный принц капитан Артур Грэй).

Но почему к Ассоль пришло счастье? Случайно или нет? Для того, чтобы ответить на вопрос, мы будем работать с текстом.

Чтобы составить мнение о характере человека, нужно проанализировать его поступки, его отношение к людям, окружающему миру. Поэтому в папках «Ассоль» и «Грэй» помещаются папки: «Мир людей и «Мир вещей».

II. Работа с текстом.

Откроем в папке «Ассоль» папку «Мир людей». Папка содержит отрывки из текста, разделённые на главы.

1 группа

Почему жители Каперны сторонились Лонгрэна?

Почему Ассоль росла без подруг?

Почему её сверстники «вычеркнули раз-навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства и влияния»?

Как вы понимаете слова Лонгрена: «Э, Ассоль, разве они умеют любить?»

В произведении Ассоль называют по-разному: Прекрасная Неизвестность, Корабельная Ассоль, Живое стихотворение, Чудное художественное полотно, Мокрое сокровище. Подумайте, кто так мог отозваться о девушке, и соедините стрелками автора и характеристику. (слайд 5)

Обменяйтесь работами. Проверим работу соседа (за каждый правильный ответ ставим 1 балл)

Какой была жизнь Ассоль?

Какой видят Ассоль Хан Меннерс и угольщик? Почему их мнения так различны?

Теперь перейдём к папке «Мир людей» в папке «Грэй».

2 группа

Как вы понимаете слова: «Отец и мать Грэя были надменные невольники своего положения, богатства и законов того общества, по отношению к которому могли говорить «мы»?

· Каким рос Грэй в огромном, мрачном и величественном доме?

Охарактеризуйте поступки Грэя в 3 главе?

Выберите ключевые фразы, рассказывающие о том, как складывалась жизнь Грэя с 15 до 20 лет .

Давайте сравним: в чём схожесть и различие судеб Ассоль и Грэя. Выслушиваем ответы детей. Они могут быть самыми различными. Принимаем все ответы. Обратить внимание ребят на то, что хотя дети росли в разных по социальному статусу семьях, но и в семье Ассоль, и в

семье Грэя родители относились с большой любовью и уважением к своим детям. Какая судьба была предначертана Грэю? Скорей всего он бы продолжил дело отца, приумножил богатство своей семьи и т.д. Ассоль же было уготовано печальное будущее: бедность, одиночество и никаких надежд.

Как вы думаете, окружение наших героев могло повлиять на их характеры? Если Ассоль

каждый день терпит унижение от своих сверстников, испытывает одиночество, не могло ли всё это испортить её характер, сделав её замкнутой, запуганной, озлобленной? А Грэй? Живя в достатке, не испытывая препятствий в своём поведении, ведь он мог проявлять такие отрицательные черты, как неуважение, высокомерие к простым людям?

Человека характеризует не только его отношение к людям, но и отношение к предметам. Поработаем с папкой «Мир вещей». Откроем папку «Мир вещей» в папке «Ассоль».

3 группа

* Как разговаривает Ассоль, лишённая возможности общаться со сверстниками, с окружающими предметами?

* Как это её характеризует?

* Как вы понимаете слова: «смотрела глазами ребёнка»?

Теперь поработаем с папкой «Мир вещей» в папке «Грэй»

4 группа.

*Расскажите, как характеризует Артура Грэя его поступок, когда он испортил дорогую картину, замазав голубой краской гвозди на окровавленных руках Иисуса Христа?

*Почему отец не наложил взыскания на сына?

*Какое впечатление произвела на Грэя картина в библиотеке с изображением корабля? Как это характеризует героя?

Вывод: как мы видим, Ассоль и Грэй обладали огромной силой воображения. В их сознании рождались картины, рисующие мир сильных, смелых и добрых людей; мир, полный ярких

событий. Почему именно такие картины?

Физминутка

Инсценировка отрывка

III. Наблюдение над именами героев.

Часто писатели, чтобы лучше донести до читателя идею произведения, зашифровывают имена героев. Попробуем разобраться, есть ли тайна в именах героев феерии «Алые паруса»?

Учитель зачитывает отрывок из текста:

Как зовут тебя, крошка?

Ассоль, -сказала девочка, пряча в корзину поданную Эглем игрушку.

Хорошо, -продолжал непонятную речь старик, не сводя глаз, в глубине которых поблескивала усмешка дружелюбного расположения духа. -Мне, собственно, не надо было спрашивать твое имя. Хорошо, что оно так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины: что бы я стал делать, называйся ты одним из тех благозвучных, но нестерпимо привычных имен, которые чужды Прекрасной Неизвестности?

Александр Грин объясняет читателю, чему созвучно имя Ассоль – Прекрасной Неизвестности..

А Артур Грэй? Случайно ли автор дал ему такое имя? Автор героиню называет только по имени. А героя? В начале повествования, упомянув героя – Артур, автор как будто забывает о нём. И дальше называет героя по фамилии – Грэй. Мы не можем точно знать мысли автора, а можем только предположить, какую мысль хотел автор донести

до читателя. Давайте попытаемся разобраться в этимологии слова

«грэй».

В первую очередь ученики вспоминают, что слово «грэй» на английском языке означает «серый».

Высказывают интересные мысли, почему автор дал смелому, сильному и умеющему делать благородные поступки герою имя с корнем «серый». Рассуждают о том, что и

Грэю и Ассоль уготована была жизнь с серыми буднями, но они своей верой в чудо, желанием делать мир ярким, добрым смогли изменить предначертанные им

судьбы.

IV. Работа над развитием воображения.

Как вы думаете, воображение даётся человеку с рождения или его можно развивать?

Давайте попробуем продвинуться по пути развития нашего воображения.

Мы живём не только в мире людей, но и в мире предметов. Думаю, что предметы, наблюдая за людьми, тоже составляют о них характеристику. Только высказать не могут. А мы попытаемся. Для этого вам нужно войти в тот или иной образ предмета.

Задание

(используется приём технологии развития критического мышления): представить рассуждения предмета о герое. Разыгрывается в лотерею. На билетиках написано:

Ассоль:

«Корзинка угольщика», «Растения», «Игрушечная яхта с алыми парусами».

Грэй:

«Картина с изображением корабля», «Картина с изображением Иисуса Христа распятого», «Корабль «Секрет».

4) Кульминация

Прослушайте отрывок, в котором описывается спящая Ассоль глазами Грэя.

Выполните задания по вариантам:

1в (Отметьте слова, описывающие состояние природы. Какой художественный прием использует автор?)

2в (Отметьте слова, передающие состояние Артура Грэя)

(Учитель читает отрывок под музыку К.Сен-Санса "Лебедь")

Автор подчеркивает, что девушка была замечена не только глазами, но и иначе. Как увидел её Грэй и почему он так смог увидеть? Душа Артура с самого утра была в беспокойстве и томлении, которые и сам капитан объяснить не мог. Поэтому не удивительно, что, увидев на обрыве среди обрызганных росой трав и цветов спящую девушку, он был поражен её неизъяснимой чистой красотой. Он увидел её не глазами, а сердцем. Он, как в своё время Эгль, почувствовал в ней что-то особенное, необычное.

Просмотр видеофрагмента из художественного фильма «Алые паруса» (режиссёр А.Птушко, киностудия Мосфильм,1961 год).

Монолог Грея, текст перед каждым учеником, заполняется таблица (используется приём «инсерт»)

5) Развязка

Не столько важно то, что случилось с Грэем и Ассоль, сколько то, что жители Каперны, не умеющие любить грубые люди, смогли убедиться в силе добра, поверить в чудо. С тех пор алые паруса – символ сбывшихся надежд.

Что нужно сделать, чтобы ваше желание сбылось? (желать, верить, действовать)

6) Эпилог

Мечты - это самое ценное, что есть у человека, они зажигают в его душе огонь. Мечты заставляют человека творить чудеса. Другие люди просто говорят: "Это невозможно". Но говорю вам, если это ваша мечта , и вы готовы идти к ней, то нет для вас ничего невозможного. Если того, о чем вы мечтаете , еще нет в природе, значит, оно будет создано для вас. Все, что вы можете представить себе, вы можете достичь. Помните, что мечты сбываются !

Домашнее задание:

  1. Сочинение на тему: «Почему сбылась мечта героев?»
  2. Ответ на вопрос: «Как вы понимаете слова Сомерсета Моэма?»
  3. Мини-сочинение на тему: «Когда сбываются мечты?»
  4. Стр.27, п.5 (письменно)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения