Сочинение на тему: Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина в романе Пушкина Капитанская дочка. Характеристики Гринева и Швабрина. Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина Отношение гринева к дружбе

Алексей Иванович Швабрин — персонаж второго плана в романе (повести) А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Его задача — помочь автору раскрыть образы Гринёва и Маши, сделать их жизненными, не «книжными и сказочными», какими часто нам кажутся герои положительные.

Швабрин имеет реальный прототип. Во время Пугачёвского восстания дворянин Михаил Шванвич, служивший в роте поручика Карташова, принимал участие в подавлении бунта. Рота сдалась Пугачёву, а Шванвич присягнул ему с целованием руки и служил верно сначала атаманом, потом — секретарём Военной коллегии.

Никакой истории с «капитанской дочкой» в жизни Шванвича не было, но для Пушкина важен был сам факт нарушения присяги и переход на сторону повстанцев.

Характеристика героя

Швабрин выступает антагонистом главного героя — Гринёва. Причём во всём. Гринёв образован плохо — Швабрин хорошо. Гринёв совестлив и довольно скромен, Швабрин во всём ищет выгоду и дерзок. Гринёв без капли сомнения верен данному слову и присяге, пусть и ценой жизни. Швабрин же думает только о себе и готов продать-купить хоть родину, хоть любовь, а ради собственной жизни совершит любую подлость и преступление.

Судить о Швабрине можно уже по первым его словам, сказанным Гринёву при встрече: «Вчера узнал я о вашем приезде; желание увидеть наконец человеческое лицо так овладело мною, что я не вытерпел…» Двумя словами Алексей Иванович выражает своё отношение к обитателям Белогорской крепости и в то же время характеризует себя: человек благородный, сильный, обладающий реально глубоким умом никогда не станет называть всех вокруг животными, а себя человеком. Им владеет мелкий бес самолюбия, но самолюбие его весьма дёшево, это вульгарная подделка под честь и аристократизм.

Что и подтверждается далее, когда Швабрин мстит Маше Мироновой за отказ в сватовстве и очерняет её в глазах Гринёва: «…ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Ложь его чудовищно отвратительна, потому что Маша — образец скромности, чистоты и верности.

По ходу повести характер героя не меняется, только усугубляя уже известные нам свойства. Швабрин ранит Гринёва на дуэли в тот момент, когда Пётр поворачивается на крик Савельича. Потом доносит отцу Гринёва о дуэли, за что Пётр попадает в жесточайшую немилость у родителя: батюшка настроен перевести Петра в ещё большую глушь. Далее Швабрин присягает Пугачёву и выясняется, что он состоял в предварительной переписке с «разбойником», чтобы сохранить свою жизнь в случае захвата крепости.

Швабрин пытается силой завладеть Машей, запирает её в чулан «на хлеб и воду». Когда и эта попытка проваливается, Швабрин рассказывает Пугачёву, что Маша на самом деле — дочь капитана Миронова и должна быть либо казнена, либо посажена в тюрьму.

Такой отчаянный «парад низости» и бесчестия может показаться надуманным. Разве не учит нас реализм, что в каждом заключено и хорошее, и плохое? Но Пушкин будто назло реальности завершает судьбу Швабрина главным предательством: Швабрин пишет донос уже правительству на Гринёва.

Образ героя в произведении

Однако образ Швабрина в романе всё же реалистичен. Подобные «герои» в жизни далеко не редкость и встречались многим. Просто в произведении образ доведён до завершения, до типичности, да и форма «рассказа о прошлом» помогает нам сразу видеть характер поступков.

Швабрин задуман как антипод Гринёва и как образец того, что есть истинное предательство, бесчестие. Ведь формально — «по закону» — Гринёв тоже предатель: он получает помощь от мятежника, преступник, роняет честь офицера.

Пушкин сопоставлением Гринёва и Швабрина показывает нам, что действовать по совести, во имя справедливости и спасения — это честно, благородно, это — Закон. А лгать, очернять людей, принуждать их, предавать, доносить — это бесчестие.

Для государственного закона, для императрицы Швабрин и Гринёв виноваты одинаково. Для читателя и жизни — они совершенно противоположны. Таков закон совести и христианской морали. И, по замыслу Пушкина, следуя только ему, можно изменить жизнь, построить её справедливо и мудро.

Павел Гринёв родился в семье отставного премьер - майора и дочери дворянина. Отец всегда хотел видеть в своём ребёнке военного и записал его в Семёновский полк сержантом ещё задолго до его рождения.

Швабрин тоже вырос в дворянской семье, но у него примера военного поведения не было. Поэтому чувство чести было плохо развито в этом человеке.

Гринёв получил хорошее воспитание и образование. Сначала в лице дядьки Савельича , который научил его житейской мудрости и русской грамоте. Затем – француз Бопре.

Отношение к службе и воинской чести у главных героев различно. Гринёв относится к службе ответственно и остаётся верным­ свое императрице до конца, проявляя преданность присяге. Швабрин же относился к воинской службе безответственно, сразу же перейдя на сторону Пугачёва .

Отношение героев к женщине и чувству любви также различно. Гринёв искренне любил Машу и открылся ей в своих чувствах. Любовь Швабрина своеобразна. Испытывая чувство к героине, он нелестно отзывается о матери Марии. И Маша опасается Швабрина из-за его коварство и наглости.

Главные Пушкинские герои раскрывают свои характеры, прежде всего по отношению к Пугачёвскому бунту.

Гринёв до конца остаётся офицером. Воспитанный в офицерский семье, он не роняет своей чести и достоинства в трудное время. Верен своей­­ ­ Отчизне, присяге и воинскому долгу. Он считает, что, молодой офицер, нарушивший присягу – преступник.

Швабрин же был лишён этих высоких принципов и стал сторонником бунтаря не из-за идейных убеждений, а из корыстных целей.

Легендарный роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка», в первую очередь, рассматривает проблематику чести, достоинства и человеческой добродетели. Чтобы глубже проникнуть в сущность людей и дать читателю больше возможностей наблюдать за эволюцией характера героев, автор помещает их во времена восстания Пугачева. Пушкин сталкивает между собой двух главных героев романа — Гринева и Швабрина.

На первый взгляд, у этих молодых людей очень много общего. Оба они дворянского происхождения, оба получили неплохое образование, интересуются поэзией. Им даже нравится одна девушка — Маша Миронова. Но на этом их сходство заканчивается. Гринев попал в крепость потому, что его отец хотел чтобы сын «понюхал пороху», стал офицером. Швабрина же сослали в Белогорскую крепость за убийство поручика.

Любовь к Маше Мироновой стала тем камнем преткновения, о который разбилась возможная дружба молодых людей. С этого момента характеры героев начинают раскрываться все больше и больше. Маша отказала Швабрину, и его гнилое нутро начало проявляться во всей красе. Швабрин стал распускать о Маше дурные слухи, не гнушаясь после этого садиться за стол с ее семьей. Также он пытался выставить Гринева в ее глазах дураком, критикуя его стихи и насмехаясь над ними.
Петр, оскорбленный в своих чувствах, вызывает Швабрина на дуэль, где негодяй пытался напасть на него со спины. После дуэли Швабрин написал родителям Гринева порочащее его письмо, в надежде на то, что это может расстроить их отношения с Машей.

В полной же мере характеры героев раскрываются в момент, когда Пугачев захватывает крепость. Швабрин сразу же переметнулся на сторону агрессора, в то время как Гринев отказался служить Пугачеву даже под страхом смерти. Казалось, смерть Петра была неотвратима, но он был великодушно помилован за щедро пожалованную Гриневым Пугачеву шинель и чарку вина.
Но и на этом Швабрин не останавливается. Оставшись в крепости один на один с Машей, Алексей Иванович пытается принудить ее к браку, пользуясь своим высоким положением при новой власти. Маше повезло, что любящий ее Гринев сумел получить уважение Пугачева, который помог ему освободить ее из цепких рук негодяя.

Красной нитью через весь роман проходит идея духовного роста нашего героя. Образ Швабрина прекрасно оттеняет этот рост, без этого героя он был бы не так заметен.

Своим романом Александр Сергеевич наверняка хотел показать, что человек чести, сохранивший достоинство и веру в свои идеалы, может преодолеть любые трудности. А человек, не сумевший противостоять своим низменным инстинктам, может потерять не только свободу или жизнь, но самую свою суть, душу, как бы высоко он ни взобрался. И это самый ужасный конец.

Подробности

Готовимся к сочинению

Гринёв и Швабрин
(сравнительная характеристика героев романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Сравнить - установить черты сходства или различия , сопоставить (Толковый словарь русского языка С. Ожегова).

Сравнительную характеристику можно построить двумя способами :

  1. Последовательное сравнение (после вступления рассказать об одном герое, потом о другом, сделать выводы)
  2. Параллельное сравнение (после вступления герои сравниваются по разным позициям: воспитание одного и другого, отношение к Маше, поведение во время приступа, судьба героев и т.д.)

Чтобы написать вступление , попробуйте ответить на вопросы:

  • Вспомните эпиграф ко всему произведению. Какие проблемы поднимает автор в романе?
  • Кто из героев верен долгу и идёт дорогой чести?
  • Кто пренебрегает понятиями долга и чести?
  • Выбор кого из героев можно назвать нравственным?

Готовясь к сочинению, выполните тестовые задания .

  1. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в произведении, и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
  2. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в произведении, и их судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
  3. Пётр Гринёв и Алексей Швабрин с первых страниц произведения даны в противопоставлении. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?

Итак, Гринёв и Швабрин - герои-антиподы, но в них есть и общее :

  1. оба офицеры
  2. оба молоды
  3. оба любят Марью Ивановну

Герои проявляют себя в следующих эпизодах :

  1. знакомство Гринёва и Швабрина
  2. их разговоры о Маше
  3. дуэль
  4. взятие Белогорской крепости
  5. спасение Маши Мироновой
  6. арест и допрос

Сравните героев по следующему плану:

  1. Воспитание и образование.

    Гринёв воспитывался в условиях провинциальной дворянской семьи, получил скромное образование, испытал на себе влияние человека из народа. С детства отец внушает ему крепкие нравственные принципы, которые и помогли ему с честью выйти из тех трудных, подчас безвыходных положений, в которые ставила его жизнь.

    Швабрин получил столичное воспитание и образование.

    Как Гринёв и Швабрин оказались в крепости?

  2. Отношение к воинскому долгу.

    Как повёл себя Швабрин во время взятия Белогорской крепости? А Гринёв? Как такое поведение характеризует героев?

  3. Отношение к Маше Мироновой.

    Попробуйте данные словосочетания «распределить» между Гринёвым и Швабриным.

    глубина и искренность чувства, способность на героические поступки во имя любви, низменный характер чувства, глубокое уважение к женщине, способность к насилию и издевательствам, неуважительное отношение к женщине.

    Комментарий.

    Всё в повести полно милосердием. Сама любовь Петра Андреевича и Марьи Ивановны Мироновой в основном любовь - милосердие. Не любовь - страсть, не любовь - восхищение, а любовь - милосердие.

    Любит и слёзно жалеет сироту, у которой не осталось никого в целом мире, Гринёв. Любит и спасает своего рыцаря от ужасной участи бесчестия Марья Ивановна. Автор подчёркивает такие добродетели, как верность, благодарность, жертвенность, послушание, способность крепко любить.

    Обычно любовь пробуждает в человеке лучшие качества: доброту, милосердие, щедрость. Швабрина не украшает даже любовь. В своём стремлении устранить соперника он готов отправить его даже на смертную казнь.

    Отсутствие всяких убеждений порождает откровенный цинизм. Трудно говорить о том, что влюблённость его в Машу - это подлинное большое чувство. И действительно, отношение его к Марье Ивановне (он низко клевещет на неё Гринёву, а потом, когда она в его власти, просто мучает беззащитную девушку) раскрывает нам всю низменную суть его любовного чувства, которое оказывается не чем иным, как эгоистической чувственной страстью.

  4. Отношение к людям.
    • Для кого из героев характерны озлобленность, презрительное отношение к людям, лживость и лицемерие, способность к клевете, мстительность?
    • Для кого из героев характерны доброта, правдивость и великодушие, душевная щедрость, глубокая справедливость?
    • В каких эпизодах это проявляется?
    • Согласны ли вы с мнением поэтессы М.И.Цветаевой. утверждающей, что Швабрин -«мелкий завистник и доносчик», «низкий злодей»?
    • Обратите внимание на то, как сложилась судьба двух героев. Закономерен ли такой финал?

Подумайте, как можно построить заключение. Возможно, вы скажете об отношении автора к своим героям. Или напишете о своём отношении к ним. В любом случае подумайте о нравственных уроках произведения.

План

I. Вступление. Проблема чести и долга в повести.
Общее в героях (офицеры из дворян, оба любят Машу).

II. Гринев и Швабрин.

  1. Общее в героях.
  2. Гринёв и Швабрин - герои-антиподы.
    а) Верность воинскому долгу Гринева и предательство Швабрина.
    б) Глубина и искренность чувства Гринева и низменный характер этого чувства у Швабрина.
    в) Искренность и порядочность Гринева и лживость и коварство Швабрина.
    г) Судьба Гринёва и судьба Швабрина.
    д) Отношение автора к своим героям.

III. Заключение. Нравственные уроки повести.

Речевая подготовка.

Поскольку сравнительная характеристика Гринева и Швабрина построена в основном на контрастах, целесообразно использовать вводные слова (наоборот, напротив) логичность выводов может быть передана с помощью слов и словосочетаний (так как, доказательством этого служит, это подтверждает, вот отчего ), а также вводных слов (значит, таким образом, итак, наконец ), уместны и выражения, с помощью которых можно сравнивать параллельно (если... то другой...).

Выбираем эпиграф

Честь дороже жизни.
Ф. Шиллер

Я всякую беду согласен перенесть,
Но я не соглашусь,
Чтоб пострадала честь.
П. Корнель

Мнение критика

«Он [Гринёв] русский дворянин, человек ХVIII века, с печатью своей эпохи на челе….он не укладывается в рамки дворянской этики своего времени. Для этого он слишком человечен. Ни в одном из современных ему лагерей он не растворяется полностью… В этом глубокое отличие Гринёва от Швабрина, который без остатка умещается в игре социальных сил своего времени. Гринёв у пугачёвцев на подозрении как дворянин и заступник за дочь их врага, у правительства - как друг Пугачёва. Он не «пришёлся» ни к одному лагерю; Швабрин - к обоим: дворянин со всеми дворянскими предрассудками, с чисто сословным презрением к достоинству другого человека, он становится слугою Пугачёва» (Ю.М. Лотман )

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения