Родник «Никольский», святой источник святителя Николая Чудотворца у села Покровка. Подземный монастырь

«Когда же ты теперь приедешь в наш Киев? И мы пойдем в ближние пещеры Киево-Печерской Лавры, а потом в дальние? Будем молиться под землей в действующих церквях, в кельях Феодосия и Антония Печерских?»- голос киевской подруги по скайпу звучит безнадежно. Она понимает, что будет это скорее всего нескоро.

«А вот лучше ты к нам приезжай, у нас тоже есть свои святые пещеры, построенные по подобию Киево-Печерских. В пещерах есть и подземная церковь Преподобных Феодосия и Антония Киево-Печерских»! - огорошиваю я подругу. Она просит рассказать. И я делюсь впечатлениями об очередной поездке в село Покровка Новосергиевского района, в пещеры Свято-Никольского монастыря, на храмовый праздник.

Мы, паломники Димитриевского мужского монастыря, отправились в Пещеры в день Рождества Иоанна Крестителя. Тринадцать лет назад над входом в пещеры была построена и освящена церковь в честь того, чье Рождение стало важным событием в жизни не только его родителей, престарелых Захария и Елисаветы, но и для всего израильского народа и православного мира.

В тот день народ, стоявший на праздничной службе в маленькой церкви плечом к плечу, с затаенным дыханием слушал главу из Евангелия от Луки, где говорится о том, как во времена царя иудейского Ирода, священник Захарий увидел ангела и получил от него предсказание о рождении сына, и о радости, которую принесет его рождение всем людям на земле.

Об этом событии и проповедь игумена-настоятеля Димитриевского мужского монастыря иеромонаха Варнавы. Иоанн-Предтеча свыше тридцати лет пребывал в пустыне, боролся со своим сердцем, со своей жизнью, и вышел на проповедь, и был засвидетельствован Богом как величайший,- но и не только. Евангелие нам называет его не просто пророком, а гласом. Он так сроднился с волей Божией, так стал един с тем животворным словом, которое ему надлежало произнести для спасения людей, для пробуждения людей, для того, чтобы в них тоже воссияла жизнь, возродилась радость, что он только голос. Это уже не человек, который говорит, это Бог вещает его гласом. Так говорили святые. Один из подвижников Афона уточнял: "Святые от себя не говорят; они говорят от Бога, и только". Иоанн отверг все земное для того, чтобы принадлежать Богу, и Господь его вернул к этой земле, Господь не оставил его в далекой пустыне. Господь, когда стал с Иоанном неразлучным, послал его к людям, чтобы и другие люди зажили той жизнью, которую познал Иоанн.

После необыкновенной праздничной службы, исповеди и причастия, прямо из храма спускаемся в пещеры. Здесь прохладно и свежо, легко дышится. воздух точно кондиционирован, несмотря на 40-градусную жару снаружи. Так работает природный очиститель и охладитель воздуха – песчаник, в котором вырублены вручную ходы, келии, подземный храм в честь Преподобных Феодосия и Антония Киево-Печерских.


Экскурсовод Ксения подробно рассказывает нам о знамении в виде огненного столпа, уходящего в небо, которым обозначено было два века назад место над горой. Это явление видели жители Покровки Новосергиевского района. В то же время казак орского уезда Захарий Карцев, впоследствии первый игумен Свято-Николаевского монастыря Зосима, получил Божие повеление идти в Покровку, обустроить родник под горой и устроить там монастырь. Богобоязненный казак принял приказ Свыше, вырыл вручную, с помощью кирки и лопаты, пещеру с небольшой келией. Молиться в ней можно только на коленях. Два года жил здесь Захарий в посте, трудах и молитве. Так, теперь уже больше 120 лет назад, начиналась история Святых пещер села Покровка.

Благословение на подвижническую жизнь и создание обители Захарий получил в дивном сне у святого праведного Иоанна Кронштадского, с которым был знаком. Вскоре он принял монашество с именем Зосима. Постепенно вокруг него собралось монастырское братство, жаждущее духовного подвига и спасения. Главным делом монастырского братства было копание пещер по подобию Киево-Печерских. Пещера со временем ушла далеко вглубь горы, которую стали называть Монашкой.

С зажженными свечками в руках двигаемся по прохладному ходу, касаемся стен, которые вручную с помощью кирки, лопаты и лома были высечены монахами. Вот небольшая келия первого игумена Свято-Николаевского монастыря Зосимы.


По очереди заходим внутрь, становимся коленями на камень, на котором молился сподвижник. Каждый просит о своем, о сокровенном. Здесь в удивительной тишине особенно легко молится. На душе светло и радостно, а во рту сладковатый привкус. Это так проявляет себя благодать. Ведь место здесь святое, намоленное.

В 1912 году в монастыре насчитывалось 25 человек. Постепенно здесь появились надземные постройки- деревянный молебный дом в честь Казанской иконы Божией Матери, братский жилой корпус, каменный храм в честь святого Николая чудотворца. Был посажен прекрасный монастырский фруктовый сад, открыт кожевенный цех, мельница, пекарня. На территории находился странноприимный дом для калек и безродных. Для них был создан швейный цех, они валяли валенки. В обители воспитывались мальчики-сироты. Монастырский кирпичный заводик прославился на всю округу. Яйца и мед для монастырских кирпичей специальный человек скупал в окрестных селах в огромном количестве. Удивительно крепкий кирпич с буквами НМ-Никольский монастырь-после разрушения богоборцами церкви пошел на строительство сельского клуба, магазина и школы. Здания эти стоят по сей день.

В 1917 году в монастыре насчитывалось 45 монахов, вместе с насельниками, послушниками, трудниками, сиротами и калеками здесь проживало около 200 человек. В 20-х годах начались гонения на монастырское братство. Основатель святых пещер игумен Зосима не дожил до черного дня, когда разорялась его обитель. Отец Зосима заболел и умер в 1923 году. Господь забрал его к себе до начала этого ужаса. Игуменом монастыря стал Геронтий (Губанов). Вскоре его арестовали по ложному доносу и расстреляли. В монастырь прибыл отряд НКВД, монахам предложили публично, через газету, отречься от Бога. Хозяйство сдать в колхоз, организовать рабочую артель. Но таковых не оказалось. « Жили не свято, так хоть умрем как христиане», - решила братия. Под покровом ночи их вывезли из монастыря и расстреляли в Зауральной роще. Очевидцы свидетельствовали о столпе света над братской могилой, который виден был даже днем…

В 30-х годах монастырь был разрушен, вход в пещеры замурован и утерян. Более чем через 70 лет Божией милостью в 2002 году после многолетних поисков был обретен вход в Пещеры. Все здесь оставалось так, будто монахи только что ушли. И келии, и ниши под иконы, и даже трехгранные монастырские гвоздики под лампады. В подземном храме было ощущение, будто только что кончилась служба. Свечи горели ярко, а это говорит о достаточном количестве кислорода

В очередной приезд в святые Пещеры вместе с паломниками из Америки вспоминаем с одноклассницей, которая больше 30 лет живет на Гавайях, историю, описанную в 70-е годы в местной газете. О том, как подростки из новосергиевской Покровки ушли под землю, в гору, блуждали четыре дня и вышли в пойме реки веселые и счастливые…


Американцы, геологи по образованию, изумляются, как без приборов, без компасов монахи сориентировались и вывели алтарь подземного храма точно на восток… Не часто в святых пещерах звучит английская речь. На этот раз экскурсию ведет отец Варнава. Он рассказывает, что трижды служил в Пещерах Литургию, служба это была необыкновенная. Очевидно, что здесь подвизались люди очень высокой духовной жизни. Когда откроются все пещеры, Бог даст, узрить нам мощи праведников, подвизавшихся в обители. «Holy place! Holy city”!- Святое место!- восхищаются американцы.

Как водится, интересуемся чудесами. Одному свидетелем стала Ксения, экскурсовод. «Приехал к нам мужчина с просьбой помолиться за дочку, Ксению. У подростка нашли опухоль,- рассказывает она.-Заказал сорокауст, молебен, сам в келии Зосимы помолился. А я как экскурсию вела, так свечку за тезку ставила, просила. Прошло время. Мужчина вернулся счастливый. Сказал, что девочка выздоровела. Благодарил».

При входе в пещеры встречаем местного жителя Николая, который сам поведал нам, что пил много лет беспробудно. И однажды в таком непотребном виде попал в пещеры. Промерз, температура то 10-12 градусов, отрезвел. И … не захотел больше пить. « Теперь вот красоту эту вижу, наши горы, наш храм, пещеры. Как раньше жил? Сам не знаю»!- смеется он.

Искупавшись в святом источнике, выпив святой воды, иностранные паломники интересуются ценой домов в Покровке…

Прекрасные и чудодейственные места, где довелось побывать однажды - СВЯТЫЕ ПЕЩЕРЫ.
Село Покровка ведет свое начало с 1799 г., когда было построено первое здание переселенцами из Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Курской и Пензенской губерний. В 1843 г. в селе началось строительство деревянного храма Покрова Пресвятой Богородицы. Храм был освящен через 5 лет (14 октября 1848 г.) благочинным – протоиереем Алексеем Розановым. В годы лихолетий храм закрыли, сняв колокол и купола с крестами и устроили в нем школьный спортивный зал. Уже в годы перестройки жители села обратились к властям с просьбой о возвращении и открытии храма. С помощью прихожан и благодетелей разрушенный Покровский храм был восстановлен и 14 сентября 1995 г. освящен. В нем возобновились богослужения. В последнее время село Покровка Новосергиевского района Оренбургской области стало широко известно под названием «Святые Пещеры», и сюда стекаются паломники.
Эта история началась в 1896 г., когда на правом высоком берегу реки Самары у села Покровка поселился 36-летний казак Захарий Карцев. Он начал с благоустройства родника, впоследствии освященного и отмеченного многими исцелениями. Одинокий отшельник жил в выкопанной им пещере в посте и молитвах. На этого отшельника просто не могли не обратить внимание. К нему потянулись другие верующие. Они копали пещеры и выполняли хозяйственные работы, а ночью вычитывали монашеское правило. Желающих спасаться все прибавлялось, нужда заставляла строить, и Захарий обращается к покровскому обществу с вопросом о пожертвовании земли. Ему дали добро. Стали появляться многочисленные деревянные и каменные постройки.
26 сентября 1909 г. Захарий пострижен в монахи с новым именем - Зосима. Основным делом монастырской братии было копание пещер по подобию Киево-Печерских. Трудами приходящих крестьян и братии пройдено около 256 м пещерного хода: узкий, шириной 0, 7 м, коридор, вырытый на глубине 4-6 м, вел в подземную церковь и келии, в одной из которых, по свидетельствам старожилов, принимал прихожан прозорливый старец схимонах Нил. Но после переворота 1917 года начались гонения на священство. В 1922 г. в возрасте 63 лет умер основатель - игумен Зосима. Настоятелем монастыря стал отец Геронтий. В 1925 г. вышло постановление о закрытии церквей и снятии колоколов с храмов. Оставшимся монахам предложили поступить на работу, организовав из монастыря рабочую артель, при условии публичного отречения от Бога с опубликованием в печати, но желающих сделать такое не оказалось.
В 1929-1930 гг. шло разрушение самостоятельного мужского Николаевского монастыря. Из кирпича в Покровке построили исполком, клуб, магазин. Деревянные постройки разобрали и продали бревна. Осталось только двухэтажное здание братского корпуса, в котором организуется первая в селе Покровка школа. Практически полностью вырублена тополиная алея, ведущая к монастырю. Пещеры же были закрыты предположительно в 1939 г. Источник под горой засыпали щебнем
Первые попытки обнаружить пещеры монастыря предпринялись спустя 50 лет, в 1993 г. После долгих поисков, 8 июня 2002 г., вход в Святые Пещеры был найден. Над входом в пещеры построен, а затем освящен храм Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Были установлены кресты на месте разрушенного храма Святителя Николая Чудотворца, часовни Казанской иконы Божьей Матери и монастырского кладбища. Под горой снова забил святой Никольский родник, рядом установили купальню. 13 мая 2006 г. совершено освящение места и закладка камня надвратной колокольни с храмом святой преподобной Марии Египетской. Ровно через год был освящен центральный крест колокольни святой преподобной Марии Египетской и крест для братского корпуса.
Место это уникально не только для Урала, но и для России. Оно красиво и прекрасно. «Святые пещеры» стали заметной точкой на духовной карте и России, и мира. Сюда едут паломники не только из Оренбурга и области, но и многих городов России, ближнего и дальнего зарубежья. По записям в книге отзывов можно отследить откуда приезжают паломники.

Село Покровка ведет свое начало с 1799 г., когда было построено первое здание переселенцами из Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Курской и Пензенской губерний. В 1843 г. в селе началось строительство деревянного храма Покрова Пресвятой Богородицы. Храм был освящен через 5 лет (14 октября 1848 г.) благочинным - протоиереем Алексеем Розановым. В годы лихолетий храм закрыли, сняв колокол и купола с крестами и устроили в нем школьный спортивный зал. Уже в годы перестройки жители села обратились к властям с просьбой о возвращении и открытии храма. С помощью прихожан и благодетелей разрушенный Покровский храм был восстановлен и 14 сентября 1995 г. освящен. В нем возобновились богослужения. В последнее время село Покровка Новосергиевского района Оренбургской области стало широко известно под названием «Святые Пещеры», и сюда стекаются паломники.

В России существует множество святынь, появившихся чудесным образом. В Оренбуржье одним из таких мест являются Святые пещеры Свято-Николаевского монастыря. Еще в XIX веке жители Покровки видели над горой, находящейся недалеко от села, знамение в виде уходящего в небо огненного столпа. В это же время казаку из станицы Верхне-Озерной Захарию Карцеву было предзнаменование идти в Покровку и строить обитель.

В 1886 году казак из станицы Верхне-Озерной Орского уезда Захарий Карцев поселился на горе Монашке близ села Покровка Новосергиевского района, вырыл небольшую пещеру с келией и жил там два года в строгом посте и молитвах. Потом Захарий принял монашество с именем Зосима и вокруг него собралась братия для духовного подвига и спасения.

Основным делом монастырской братии было копание пещер по подобию Киево-Печерских. Со временем пещеры ушли далеко в гору, образуя разветвленные ходы, связанные кольцевыми переходами. Появились и наземные постройки: молебный дом, каменный храм, странноприимный дом, приют для мальчиков. Был устроен пруд, посажен фруктовый сад и запущен кирпичный завод. В 1923 году начались гонения на монастырское братство. Монахов расстреляли. Все монастырские постройки разрушили, а вход в пещеры - засыпали.

Первые попытки обнаружить пещеры монастыря предпринялись спустя 50 лет, в 1993 г. После долгих поисков, 8 июня 2002 г., вход в Святые Пещеры был найден. Над входом в пещеры построен, а затем освящен храм Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Были установлены кресты на месте разрушенного храма Святителя Николая Чудотворца, часовни Казанской иконы Божьей Матери и монастырского кладбища. Под горой снова забил святой Никольский родник, рядом установили купальню. 13 мая 2006 г. совершено освящение места и закладка камня надвратной колокольни с храмом святой преподобной Марии Египетской. Ровно через год был освящен центральный крест колокольни святой преподобной Марии Египетской и крест для братского корпуса.

Место это уникально не только для Урала, но и для России. Оно красиво и прекрасно. «Святые пещеры» стали заметной точкой на духовной карте и России, и мира. Сюда едут паломники не только из Оренбурга и области, но и многих городов России, ближнего и дальнего зарубежья. По записям в книге отзывов можно отследить откуда приезжают паломники.

У села Покровка Новосергиевского района есть Монахова гора, до недавнего времени, мало кто знал почему она так называется. Давным давно здесь был подземный монастырь. И вход в него, вновь обретен был только в июне 2002 года. Свято-Никольский монастырь «Святые Пещеры» в последнее десятилетия начал обустраиваться. Под горой находится почитаемый Никольский источник. Святой источник хорошо обустроен. Около него построена закрытая купальня с купелью.

История Святых пещер началась в 1896 г., когда на правом высоком берегу реки Самары у села Покровка поселился 36-летний Захарий Карцев, вдовый казак из станицы Верхне-Озерной Орского уезда Оренбургской губернии. Впоследствии он постригается в монахи с именем Зосима.

Еще в девятнадцатом веке над этой горой видели огненный столп. А в 1895 году казаку Захару Карцеву из станицы Нижнеозерной, близ Оренбурга, было видение, в котором он получил повеление:
- Иди в Покровку, благоустраивай родник!

Благочестивый казак целое лето благоустраивал источник. Закончил работу к самому Покрову Пресвятой Богородицы и, повесив кружку на вбитый в столб навеса гвоздик, покинул Покровку. Ненадолго: на следующий год, к теплу, вернулся снова. Здесь и поселился, ревностно оберегая родник. Люди услышали о казаке-отшельнике, потянулись к нему - спасать душу... Так и возникла здесь монашеская общинка. Построили деревянную Казанскую церковь, домики-кельи. Поставили каменный храм Николая Чудотворца. Возник монастырь, и его основатель Захар Карцев принял монашеский постриг с именем Зосима.

40 десятин земли были пожертвованы детьми самарского помещика Шабалова. Монахи сами сеяли хлебушек, возрастили прекрасный сад. За источником появилось прудовое хозяйство. Поставили кожевенный и валяльный цехи, даже кирпич делали сами. И сейчас на склонах горы находят обломки кирпича со штампом "Н.М.", что значит - Никольский монастырь.

Основным делом монастырской братии было копание пещер по подобию Киево-Печерских. Трудами приходящих крестьян и братии пройдено около 256 м пещерного хода. Монастырь развивается и принимает в число братии новых послушников.

С 1912 г. в монастыре уже насчитывается 25 человек (из них 8 монахов).

В клировых ведомостях 1916 года значится 76 монахов (из них 16 иеромонахов), в монастыре жило двести насельников. Шла Первая мировая война, и с запада везли осиротевших детей. Двенадцать мальчиков нашли приют в Никольской обители.

Но революция внесла свои коррективы в жизнь монашеской общины.

После переворота 1917 года начались гонения на священство. В 1922 г., не выдержав натиска неправды, в возрасте 63 лет умер игумен Зосима. Братия, опечаленная уходом своего пастыря, пережила тяжелые времена. Советская власть сделала все возможное, чтобы разрушить общину. Последний настоятель о. Геронтий, обвиненный в участии в военно-казачьей повстанческой организации, был расстрелян в Оренбурге 10 сентября 1937 г. Предположительно 1939 г. Монастырь был окончательно закрыт. Храмы были разрушены или употреблены для хозяйственных нужд, пещеры завалены. Практически полностью вырублена тополиная алея, ведущая к монастырю. Но часть пещер пока еще остаются открытыми. Они были закрыты в 1939 г.

В наше время началось активное восстановление монастыря. Первые попытки обнаружить пещеры монастыря были предприняты спустя полвека, в 1993 г. После долгих поисков, 8 июня 2002 г., вход в Святые Пещеры был обретен. В это же время Над входом в пещеры построен и 2 сентября 2005 г. митрополитом Оренбургским и Бузулукским Валентином освящен храм Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Установлены кресты на месте разрушенного храма Святителя Николая Чудотворца, часовни Казанской иконы Божьей Матери и монастырского кладбища. Под горой снова забил святой Никольский родник, рядом установлена купальня. Вода в источнике холодная, 4 градуса.

Трапезница Покровской церкви Надежда рассказала:

Еще до того, как открылись пещеры, мы с рабой Божией Лидией взяли благословение у батюшки Анатолия, чтобы расчистить родник. У Лиды сильно болело горло, но она пошла. Расчистили проход, а потом уже и сам родник. Он прямо фонтанами забил. Стали уходить, вдруг Лидия упала прямо лицом в родник. "Ну, говорит, так мне и надо! По грехам моим..." Поднялась, прошла несколько метров - и удивилась: "А у меня горло-то совсем не болит!"

А матушка Людмила Чернецова привела и другой пример живительной силы святого источника:

У одной девушки была язва. Бабушка ее всю зиму ходила к роднику: наберет родниковой воды и на саночках везет. Передавала с шоферами в Оренбург, внучка пила воду. Перед операцией прошла повторное обследование - врачи удивились: совершенно здорова! Все зарубцевалось. В Оренбурге есть фирма "Живая вода". Они в Саракташе берут воду из скважины, пропускают через очень дорогостоящее оборудование для очистки. И когда у нас в источнике взяли воду, анализ показал степень чистоты выше самой высокой отметки. Прибор зашкалило! Эту воду пьешь - и не напьешься. Как вот в подземелье воздух - не надышишься...

Координаты: 51°59"47.5"N 53°53"41.2"E

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения