Проект традиции и обычаи народа. Проект для детей средней группы "традиции и обычаи русского народа". Этапы реализации проекта

Базаркина Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ромодановский детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: п.Ромоданово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Традиции русского народа"
Дата публикации: 29.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ромодановский детский сад комбинированного вида»

Проект по духовно-нравственному воспитанию

дошкольников

на тему «Традиции русского народа»

Подготовила: Базаркина Л.Н. воспитатель

высшей квалификационной категории

Ромоданово 2017 год

Срок реализации проекта – 1 год

Вид проекта - практико-ориентированный, ориентирован на духовно-

нравственное и эстетическое развитие участников образовательного

процесса.

Гипотеза проекта.

Использование педагогами и родителями ДОУ средств и образов

произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок),

художественной литературы на занятиях и повседневной жизни,

ознакомление с культурой страны и родного края будут содействовать

развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их

социализации.

Цель проекта .

Разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через

приобщение детей к русской национальной культуре, направленную на

развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у

воспитанников высокого патриотического сознания.

Задачи реализации проекта.

Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую

и творческую деятельность детей;

Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры

страны и родного края;

Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного

воспитания и диалогического общения;

Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной

позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с

другими людьми;

Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре,

народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,

к народным играм;

Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как

представителя своего народа и толерантного отношения к представителям

других национальностей;

Создание условий для реализации основных направлений ФГОС

дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного

образования.

Актуальность проекта

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда

была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование

ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое,

гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства

долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных

придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно –

нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность

возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах

Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав

ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного

воспитания отражена в Концепции модернизации образования.

В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных

условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала

дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического

процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях

родного края.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно

дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное

восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и

эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное

накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного.

Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может

приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не

наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для

становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и

нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в

сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному

развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души,

нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все

накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого -

эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать

полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского

народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа,

русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет

на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого

ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком

опыта общественной жизни, сформированное условие для активного

познания дошкольником окружающей его социальной действительности

имеет решающее значение в становлении основ личности.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре,

общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент

нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и

индивидуальности.

Особое внимание в деятельности МБДОУ «Ромодановский детский сад

комбинированного вида» уделяется укреплению связей с родителями.

Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью

и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной

творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного

творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и

детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны

занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются

тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года,

погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем,

эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами

общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками

необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с

традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные

ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей

чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

Насыщенность народного праздника или игры творческими

импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей,

усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и

эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение

детей к национальным традициям, утверждает в их сознании

фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

Инновационная направленность проекта.

Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам

организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская

деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным

обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей

знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Разработанная система применения проектного метода оказывает

положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста

устойчивого интереса к русской народной культуре.

Новизна проекта.

Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные

государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в

соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению

детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении

обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем

формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе,

как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации

исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

для детей:

Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания

внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;

Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к

родному краю;

Формирование чувств национального достоинства;

Развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении

друг с другом;

для педагогов:

Совершенствование компетентности педагогических кадров

образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного

воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования,

повышения качества педагогического труда;

Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по

приобщению к русской национальной культуре.

Разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-

образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

для родителей:

Реализация преимущественного права родителей в развитии и

воспитании своих детей;

Объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в

области духовно-нравственного развития и воспитания детей;

Создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах

духовно-нравственного воспитания детей;

Участники проекта.

Воспитатели;

Музыкальный руководитель;

Дети в возрасте от 3 до 7 лет;

Родители (законные представители);

Социальные партнеры (Благочиние Ромодановского района, библиотека,

художественная школа).

Механизмы реализации проекта.

Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного

процесса;

Формирование партнерского сообщества сотрудников МБДОУ

«Ромодановский детский сад комбинированного вида» ,родителей в процессе

организации работы по духовно-нравственному воспитанию.

Взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива

образовательными и культурными структурами поселка.

Методы реализации проекта.

1.Наглядно-действенный метод:

Показ сказок (педагогом, детьми);

Рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

Проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

Наблюдение;

Чтение педагогом художественной литературы;

Воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;

Экскурсии, целевые прогулки.

2. Словесно-образный метод:

Чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

Загадывание и отгадывание загадок;

Рассматривание наглядного материала;

Рассказы детей о своих впечатлениях;

Беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

Чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей

драматизацией;

Ответы на вопросы педагога, детей;

Проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые,

дидактические, игры-драматизации и др.);

Сообщения дополнительного материала воспитателем;

Рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

Разбор житейских ситуаций;

Проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

3.Практический метод:

Организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.

Проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»),

дидактических («Хорошие и плохие поступки»), подвижных («Помоги

дедушке»), малоподвижных («Мирилка»), и др.;

Изготовление кукол к сказкам;

Организация постановки пьес, сказок, литературных произведений;

Проведение экскурсий различной направленности;

Организация вечеров с родителями, для родителей;

Изготовление с детьми наглядных пособий;

Организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после

праздника), ручной труд (Вифлеемская звезда, Ангел, Пасхальный сувенир.)

Основные мероприятия проекта.

Этапы реализации проекта «Духовно-нравственное воспитание

дошкольников. Традиции русского народа».

Деятельность по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в

МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида» построена с

учетом следующих принципов:

1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и

привлекательной форме.

2. Гуманистичность - ребенок является активным субъектом совместной

деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических

и творческих начал.

3. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения,

становятся основой формирования мотивации его участия в различных

посильных видах деятельности.

4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную,

изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и

духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное,

физическое развитие и трудовое воспитание.

5. Системность - принцип системности предполагает преемственность

программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда

каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает

из предыдущего и основывается на нем.

6. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе

сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Ресурсы, необходимые для запуска проекта:

Обеспечение материально-технических условий (оформление группы,

музыкального зала);

Подбор литературы по теме; произведений русского народного

творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии,

репродукции);

Подготовка материала для продуктивной деятельности;

Подборка подвижных, дидактических игр,

Использование мультимедийного комплекса и презентаций к

занятиям.

Календарный план реализации проекта.

Сентябрь

1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.

2. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и

направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

3. Изготовление папок: «Народные праздники», «Русские народные игры»,

«Игры в русской избе», «Малый фольклор», «Персонажи русских сказок»,

«Русская народная одежда», «Русский головной убор», «Народная игрушка»,

«Любимая сказка», «Гжель», «Хохлома».

4. Консультации для педагогов «Детский поэтический фольклор», «Фольклор

и его значение в воспитание детей».

Октябрь

1.Обучающее занятие для старших дошкольников «В гости к бабушке на

оладушки»;

2. Ознакомление детей с народно –прикладным искусством на занятиях по

изобразительной деятельности: «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские

игрушки»; «Жестово»; «Городец».

3. Конкурс для воспитанников и родителей «Генеалогическое древо и герб

4. Осинины – осенняя ярмарка (развлечение и выставка работ из овощей).

5.Праздник «Покров Пресвятой Богородицы»

Ноябрь

1.Проведение комплексно-тематического занятия «Посуда вчера и сегодня»;

2. Капустные вечеринки (развлечение для дошкольников);

3.Праздник «Казанской иконы Божьей матери» ;

4.Развлечение «День Матери»

Декабрь

1.Консультации для педагогов «Особенности патриотического воспитания

дошкольника»;

2.Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Гжель»;

3. Беседа «Как я поздравлю свою семью с праздником».

4.Организация конкурса творческих работ «Что такое Новый год».

5.Изобразительная деятельность на тему: «Нарисуй Новогоднюю сказку».

6.Тематическое развлечение для старших дошкольников «Колядки».

Январь

1. «У матрешки – День рождения» (занятие по приобщению детей к истокам

русской народной культуры)

2. Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве,

разучивание стихов.

3. Развлечение «Праздник Рождества.Святая ночь»

4. Занятие по ручному труду на тему: «Ангел», «Рождественские открытки»

5. Выставка детских работ «Рождественская открытка».

Февраль

1. Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Гжель»;

«Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»;«Городец»

2.Проведение комплексно-тематического занятия «Как работали и отдыхали

на Руси, или Посиделки в горнице».

3.Чтение с последующим обсуждением литературных произведений о зиме,

4.Оформление фотоальбома «Наши праздники».

5.Беседы о традиционной кухне в Православные праздники.

Март

1.Проведение комплексно-тематических занятий: «При солнышке – тепло,

при матушке – добро»

2.Консультации для педагогов «О системе работы в детском саду по

приобщению детей к истокам русской народной культуры»;

3. Развлечение «Масленица». Кукольный спектакль-сказка «Приключения на

Масленицу»

4.Изобразительная деятельность на тему: «Масленица к нам пришла».

Апрель

1.Праздник «Благовещение Пресвятой Богородицы»

2.«Посиделки» - Вербное воскресенье (развлечение для дошкольников).

3.Развлечение «Пасха». Кукольный спектакль - Сказка «Пасхальная история».

4.Конкурс для родителей «Пасхальная открытка. Пасхальный сувенир».

5. НОД по ручному труду на тему: «Писанка», «Пасхальная открытка».

6. Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне.

7. «Что такое Пасха? »- занятие по ознакомлению с окружающим миром.

(Беседа об истории возникновения, традициях и обычаях праздника.

Рассматривание и обсуждение иллюстраций).

8. Занятие по ИЗО «Украшаем пасхальное яйцо».

9. Ознакомление детей с народно –прикладным искусством:

«Гжель»;«Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»;«Городец».

1.Тематическое развлечение «Праздник народных игр».

2.Ознакомление детей с народно – прикладным искусством:

«Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»;«Городец»

3. Проведение комплексно-тематического занятия «Пчелка – золотое

4. Беседа-диспут «Хорошие и плохие поступки».

5. Беседа на тему: «Летние праздники».

Июнь

1.Проведение комплексно-тематического занятия «Какую одежду носили на

2. Развлечение «Троица – праздник русской березки».

3. Занятие по изобразительной деятельности на тему «Русская березка».

Июль

1. Праздник «День семьи, любви и верности»

2. «Люблю берёзку русскую» - занятие по ознакомлению с окружающим

миром (формирование интереса детей к родной природе; обобщение знания о

берёзке; расширение представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке,

произведениях изобразительного искусства);

3. Беседы: «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?»;«Целебное

лукошко».

4. Организация выставки детских работ «Праздники».

5. Итоговая диагностика. Анкетирование родителей. Анализ диагностики и

анкетирования.

Заключение

Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном

образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем

результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской

сознательное

стремление

результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении

ребенком

ценностей:

милосердия,

сострадания,

правдолюбия,

стремлении его к добру и неприятию зла.

Я уверена, у нас, воспитателей, великая и почётная миссия - вдохнуть в

каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так,

чтобы в их душах отразился в миниатюре портрет народа. Тот, кому удается

это сделать, может с уверенностью сказать: «Я постиг цель воспитателя».

Список литературы

1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004

2.Бобков В.Г.В этом доме пребудет любовь. Сборник детских и юношеских

песен. Минск: Белорусская Православная Церковь,2008-176с

3. .Бронштейн М.М Праздники народов России. – М.: Росмэн-Пресс, 2004.-

4. Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. - М.: Перспектива. -

5.Васильева Г.Г. На Пасху солнце восходит пританцовывая // Ребенок в

детском саду. – 2008 .- №2.- С. 70-72

6.Владимирова Е.В.Великие святые России.- Москва:ЭКСМО,2015-256с.

7 . Гаврилова, И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. –

СПб. : Детство-Пресс, 2010

8.Гладких Л.П., Архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин) Основы

православной культуры. Мир - прекрасное творение. – Курск.гос.ун-т, 2008 г.

9. Ермолаева С. Д «Русская народная песня детям» – Издательство «Детство –

пресс», 2012 г.

10. Жук Л.И. Традиции. Обычаи. Обряды. Минск: Изд. ООО «Красико-

Принт», 2004. – 128с.

11. Зацепина М.Б.,Мещанинова З.Н., Лисицина О.А.Проведение народных

праздников в учреждениях дошкольного образования детей //Детский досуг.-

2012. - №2. С 11-27

12.Зинченко З.И.Детям о православной вере. Москва «Смирение»2010

13. Картушина, М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. – М. : ТЦ

Сфера, 2006

14.Касаткина О.В.Православный мир. Образовательное пособие для детей.

М,:ИД «Православный мир»,2007-192с.

15. Крылова Е. Забытый праздник //Детский досуг. – №3 - 2010 г.

16. Лялина, Л.А. Народные игры в детском саду– М. : ТЦ Сфера,

2009Николаева В. «Земная жизнь Пресвятой Богородицы для детей» - Н.Н.

«Родное пепелище», 2010г.

17.Поваров К.С.Миссия к детям: Формы и методы работы с детьми и

молодёжью по программам духовно-нравственного воспитания.-

М.ИЭОЛГКО,2007

18.Харченко Т. Без прошлого нет будущего // Дошкольное воспитание.- 2008.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Паникинская средняя общеобразовательная школа

Русские национальные обычаи

и обряды Рождества.

Выполнили: обучающиеся 8 класса

Классный руководитель: Казакова Л.Л.

2014 Г.

В каком народе живёшь,

Такого обычая и держишься .

Введение

Мы, молодое поколение, должны приобщаться к национальной культуре, т.к. наше сегодня, как когда-то наше прошлое, также творит традиции и обычаи будущего. А нужно ли нам, современному поколению, знать обычаи, которыми руководствовались наши далёкие предки? Да, это нам необходимо. Мы должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции и обычаи национальной культуры; осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой, например, русские национальные обычаи.

Культура выражает совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе народных обычаев складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе. Нравственные корни русского народа берут свое начало в глубокой древности. Знание своих исторических и культурных корней воспитывает в человеке гордость прошлым своей Родины, патриотизм, чувство ответственности, долга перед государством и семьей.

Тема данного проекта «Русские национальные обычаи обряды Рождества». Обращение к духовным ценностям русской культуры достаточно актуально в современном обществе. Обряд, традиция, обычай являются отличительной чертой отдельно взятого народа. В них перекрещиваются и отражаются все основные стороны жизни. Они являются могучим средством национального воспитания и сплочения народа в единое целое.

Нам часто кажется, что мир традиций и обычаев безвозвратно ушёл в прошлое и уж менее всего мы склонны выполнять дедовские традиции и обычаи.

Но нормы поведения, этика, мораль межличностных отношений нельзя ни производить, ни ввозить, и утеря традиционной культуры в этой области оборачивается бездуховностью.

Актуальность рассматриваемой темы состоит в том, что общество вновь и вновь оборачивается к своим истокам. Страна переживает духовный подъём, начинается поиск утраченных ценностей, попытки вспомнить былое, позабытое, и оказывается, что обряд, обычай направлен на сохранение вечных человеческих ценностей:

Мира в семье,

Любви к ближнему,

Сплочённости,

Нравственного добра,

Скромности, красоты, истины,

Патриотизма.

Проблема в том, что в зависимости от того, насколько мы осознаём ценности своей культуры, умеем их хранить, бережно передавая из поколения в поколение, настолько определяется и благополучие нашего народа. В этой связи становится понятным мой интерес к обычаям русского народа.

Цель данной работы: определить основные обычаи русского народа и выяснить, насколько они сохранились в современном мире.

Для реализации этой цели необходимо выполнить следующие задачи :

Ознакомиться с русскими национальными обычаями и обрядами как важнейшим блоком в системе духовной культуры русского народа;

Исследовать современное знание обычаев русского народа среди учеников;

Осмыслить роль и значение обычаев в жизни этноса в наше время.

На всякий случай – свой обычай .

пословица

Основная часть

В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению и выполняемым функциям. Одними из самых ярких и показательных явлений такого рода являются народные обычаи и традиции. Для того, чтобы понять их истоки, надо, прежде всего, изучить историю народа, его культуру, соприкоснуться с его жизнью и бытом, попытаться понять его душу и характер. Любые обычаи и традиции в своей основе отражают жизнь той или иной группы людей, а возникают они как результат духовного познания окружающей действительности. Другими словами, обычаи и традиции - это те ценные жемчужины в океане жизни народа, которые он собрал на протяжении веков как результат практического и духовного постижения реальности. Какую бы традицию или обычай мы ни взяли, исследовав её корни, мы, как правило, приходим к выводу, что она жизненно оправдана и за формой, подчас кажущейся нам оригинальной и архаичной, скрывается живое рациональное зерно. Обычаи и традиции любого народа - это его “приданое” при вступлении в огромную семью человечества, живущего на планете Земля. Каждый этнос своим существованием обогащает её и совершенствует.

В нашем небольшом проекте мы хотим коснуться обычаев и традиций русского народа. Подойти к раскрытию данной темы через историю обычаев русского народа, так как исторический подход даёт возможность вскрыть наслоения в сложном комплексе народных обычаев, найти в них первичную основу, определить её материальные корни и её первоначальные функции.

Весь комплекс обычаев и обрядов можно выделить в три группы:

Совершаемые всей деревней или рядом поселений, так называемые сельские;

Семейно-родовые, т.е. домашние или семейные;

Совершаемые индивидом или ради него или индивидуально, т.е. индивидуальные.

Обычаев очень много, невозможно все перечислить. Коснемся лишь некоторых, которые в нашей местности тоже соблюдаются.

Колядки - старинный рождественский обряд прославления праздника Рождества Христова песнями и сама песня. В ночь с 6 на 7 января перед православным Рождеством люди обычно не спали: ходили из дома в дом, угощались, колядовали, то есть пели колядки – старинные рождественские и новогодние обрядовые песни. В царские времена даже цари ходили к своим подданным поздравиться и поколядовать. Колядование начинали дети и молодежь, которые пели песни под окнами и получали за это различное угощение. Отправляясь колядовать, богатые, как правило, переодевались - рядились в карнавальные, необычные одежды, а бедняки просто выворачивали верхнюю одежду наизнанку и надевали маски животных. Сейчас этот обряд возрождается: люди разучивают песни, переодеваются, как в старину, надевают маски и идут к соседям, родственникам, коллегам и в городах, и в деревнях. Особенно нравится участвовать в коляде детям, которых за песенки обязательно угощают. У нас в посёлке тоже дети ходят рано утром 7 января и поют Колядки.

Святочные гадания. Всем всегда хочется хоть немножко заглянуть в будущее, а святки считались идеальным временем для гаданий - и люди гадали. Для гаданий выбирали "нечистые" места, где, как считалось, обитает нечистая сила, сильно активизировавшаяся в святочный период, - места нежилые и нестандартные: заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки, кладбища и т.п.

Гадавшие должны были снять с себя нательные кресты и пояса, развязывали все узлы на одежде, девушки распускали косы. На гадания направлялись тайком: выходили из дому, не перекрестясь, шли молча, босиком в одной рубашке, зажмурившись и покрыв лицо платком, чтобы не быть узнанными. Чтобы окончательно не пропасть, предпринимали "защитные" меры против нечистой силы - очерчивали вокруг себя кочергой круг и надевали на голову глиняный горшок.

Тематика гаданий варьировалась от вопросов жизни, смерти и здоровья до приплода скота и медоносности пчел, однако основная часть гаданий была посвящена вопросам брака - девушки старались узнать наиболее подробную информацию о своем суженом.

В основе технологии гадания лежало универсальное верование, что при соблюдении определенных условий, будут получены "знаки" судьбы, которые при правильном истолковании приоткроют завесу времени и подскажут будущее.

"Знаками" могло быть что угодно - сновидения, случайные звуки и слова, формы расплавленного воска и вылитого в воду белка, поведение животных, количество и чет-нечет предметов и др.

Лай собаки указывал, с какой стороны прибудет жених, стук топора сулил беду и смерть, музыка скорую свадьбу, топот коня - дельную дорогу; гадали не только по случайным звукам и провоцировали их: стучали в ворота хлева, по забору и т.д. А о нраве будущего мужа гадали по поведению тараканов, пауков и муравьев.

По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженые - колядующие, специально, для того чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году, достаток семьи в будущем году, считалось, напрямую зависел от степени одарения колядующих. Современные гадания сильно отличаются от старинных гаданий, но, тем не менее, обычай этот сохранился: молодые девушки при свечах гадают.

Современные обычаи . Отголоски старины, славянские корни русских дают о себе знать и в современной жизни. Не одно столетие россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания. При этом современная культура русских сохранила также более поздние традиции и обычаи, зародившиеся в начале 20 столетия.

Под Старый Новый год соседи, родственники, дети ходят из дома в дом под видом «сеятелей», поздравляют друг друга и желают каждому здоровья и добра, при этом бросают горсть зерна в передний угол и поют-выкрикивают:

Сею-вею, подсеваю,

С Новым годом поздравляю!

Чтоб здоровеньки были,

Много лет жили!

Открывайте сундучок,

Подавайте пятачок,

Хоть блин,

Хоть сала клин!

Каждый хозяин, заботясь о благополучии и здоровье, считает обязательным хорошенько угостить «сеятелей».

Итак, я общо познакомилась с обычаями и традициями не только русских вообще, а и выяснила, какие же обычаи сохранились и соблюдаются нашими жителями. Главную роль, конечно, в сохранении русских национальных обычаев играет семья, потому что первоначальные знания дети получают о них от родителей. И насколько родители знают эти обычаи, настолько они их и передают своим детям. Только значительно позднее детьми в полной мере усваиваются духовные ценности русской культуры.

Нами было проведено анкетирование среди обучающихся 5-11 классов, позволяющее определить, что им известно об обычаях и обрядах. По данным анкеты мы получили следующие результаты:

Только 3% не знают никаких народных обычаев и обрядов. Остальные назвали следующие:

Крещение (75%), свадьба (80%), Пасха (86%), Рождество (77%), Масленица (82%), Троица (43%), венчание (27%), святки (29%), рождественские подарки (24%). Во многих семьях соблюдают следующие обычаи, обряды, праздники: Пасху(67%), Рождество (59%), Масленицу (56%), Новый год (98%), день именин (а не день рождения) (12%). Знают Рождественские обычаи (56%).

В нашей местности соблюдаются такие обычаи, как Масленица (78%), Пасха (70%), Колядки (32%). Знают ученики и обычаи и обряды, связанные с рождением ребёнка, такие, как крещение (73%), собирание гостей по случаю рождения ребёнка (39%), не показывать ребёнка в первый месяц чужим, т.к. могут сглазить (15%).

Результаты анкетирования показали, что большинство обучающихся знают и соблюдают в своих семьях народные обычаи и обряды и, что обычаи и обряды не утратили своего значения в жизни современного человека, несмотря на процесс бурных преобразований, происходящих в последнее время в нашей стране.

Обычай не клетка – не переставишь .

пословица

Заключение

Мы должны бережно хранить русские традиции и обычаи древности, чтобы не терять связь времён и поколений. Например, среди них был и остается наш древний обычай жить честным и полезным трудом, работая не только для себя, но и для общества, не только ради денег или славы, но и ради победы и возрождения Отечества

Православные обычаи – это вера, преобразившая быт, это обычаи, в которых отразились основные стороны жизни. Мы увидели на примере русских национальных обычаев, почитаемых и ныне, что они помогают сплачивать народ в единое целое.

Православные обычаи народа – это сформированный веками уклад его жизни, в пределах которого каждому человеку открывается путь правильного развития природных способностей, путь к жизненному успеху.

Главная задача русского человека сегодня – сделать духовный выбор: соединиться со своим народом в его тысячелетней судьбе, в его благодатных православных обычаях и традициях, идущих из глубины веков, обрести спасительную веру, отвечающую на все насущные вопросы жизни, и навсегда приобщиться к историческим обычаям и нормам жизни нашего народа.

Сегодня многие из нас понимают, что очень важно не утратить духовные ценности русского народа (доброту, религиозность, патриотизм, сплоченность), способствовать их передаче следующим поколениям путём приобщения к богатой русской национальной культуре.

Исторические обычаи русского народа уникальны. Народные обычаи и обряды были и остаются неотъемлемой составной частью духовной культуры народа. Сможем ли мы их сохранить и передать дальше? Да. Но только в том случае, если осознаем утраченные ценности жизненно необходимыми в будущем. Именно народные обычаи выражают душу народа, украшают её жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений.

Приложения

Колядки.

Ты нас будешь дарить -

мы будем хвалить,

а не будешь дарить -

мы будем корить!

Коляда, коляда!

Подавай пирога!

Коляда, Коляда,

Отворяйте ворота.

Открывайте сундучки,

Доставайте пятачки.

Подавайте пирога

Не дадите пирога?

Подавайте пряники!

Не дадите пряники?

Подавайте конфеты.

Святочное гадание по зеркалу

Одно из самых известных и страшных русских святочных гаданий на суженого. Когда именно гадать по зеркалам, сказать трудно - можно сидеть и за полночь, можно и поздним вечером. Но обычно начинают гадать ровно в полночь.

Для гадания понадобятся зеркало, свеча и полотенце. Зеркало поставьте напротив себя, рядом - свечу. Только она должна освещать темную комнату. Произнесите заклинание: "Суженый-ряженый, приди ко мне ужинать", и всмотритесь в зеркало. Появление жениха предвестит легкое колыхание свечи и запотевшее зеркало. Как только это произойдет, быстро протрите стекло полотенцем.

Жених подходит сзади и смотрит в зеркало. Разглядев его лицо, девушка должна сказать: "Чур, сего места". Жених сразу исчезает. Если девушка не произносит нужной фразы, он присаживается на стол и вынимает из кармана какую-нибудь вещь. Если девушка воскликнет "чур", вещь будет ее.

Рождество Христово

Рождество Христово

Счет годам ведет.

Этот праздник снова

К нам на двор идет

И несет с собою

Радость детских лет

И над всей землею

Проливает свет,

Старость оживляет,

Младость бережет.

Будь благословен ты,

Рождества приход!

Тропарь, глас 4-й

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

На старый новый год пели:

Сею-вею, подсеваю,

С Новым годом поздравляю!

Со скотом, с животом,

С малыми детушками,

С малолетушками!

Сколько на кусочке веточек,

Столько бы у вас было детушек!

С Новым годом, хозяин с хозяюшкой!

Анкета

1. Какие народные обычаи и обряды вам известны?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Соблюдает ли кто – либо в вашей семье обряды, обычаи, праздники? Укажите какие__________________________________________________________________________

3. Знаете ли Вы рождественские обычаи?____________________________________________

________________________________________________________________________________

4. Как вы думаете, соблюдаются ли в нашей местности какие – нибудь обычаи, обряды, связанные со старинной верой? Если да, то какие именно__________________________________________________________________________

5.Какие народные обычаи и обряды известны вам, связанные с рождением ребенка?__________________________________________________________________________

6. Какие народные обычаи ты чтишь? __________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Сценарий «Что такое Рождество»

На востоке взошла звезда
Волшебная звезда Иисуса.
Её увидели три мудреца
И приняли как чудо.

История рождения Христа в иудейском городе Вифлееме – одна из наиболее популярных в христианском мире. Она легла в основу ежегодного празднования Рождества Христова во всем мире!

Пастухи первыми поспешили поклониться новорожденному Спасителю. В это время с дарами Царю Мира шли волхвы с востока (волхвы - это древние мудрецы). Они ждали, что вскоре должен нa землю прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим.

Первыми гостями божественного младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк 2,10-12).

У Него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища - Он родился за городом, в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных.

Придя на землю, Он не был встречен почетом, знатностью и богатством.

Считается,что церковь Рождества Христова в Вифлееме стоит на том месте,где когда-то Он и родился.Эту церковь в VIв. Построил император Юстиниан на месте другой церкви,освещенной в 339г. Еленой,матерью Константина Великого

Рождество – главный христианский праздник. День рождения Сына Божия – день доброты, милосердия, примирения, день прославления Спасителя.

Праздник Рождества Христова для православных христиан имеет огромное значение и по своей значимости уступает, разве что, Пасхе.

К достойному празднованию Рождества Христова православные верующие приготавливаются сорокадневным постом, известным под названием Рождественского или Филиппова.

Существует много обрядов и обычаев и сегодня мы представим вам несколько из них.

Колядки

Имя этого русского бога,пожалуй, известно всем, ведь от Сочельника до самого Велесова дня от дома к дому ходили ряженные колядники и пели особые песни колядки.

Россияне благоговейно относились к Рождеству Христову, праздновали его весело, ярко и красиво. На улицах и площадях славили Христа. Славлением Христа занимались дети и взрослые. Они ходили по домам со звездой (зажженной свечой) и песнопениями о рождении Спасителя.

В колядовании тесно переплелись языческие и христианские мотивы. Прежде Коляда символизировал поклонение Солнцу, теплу, дарующим плодородие и веселье, в колядках воспевались солнце, гроза, месяц, звучали пожелания обильного урожая.

Под влиянием церкви, которая долго не признавала Коляду, из колядок почти вытеснялись языческие символы и стали преобладать христианские.

Весь праздник Рождества Христова продолжается 12 дней.

Едва ли можно назвать другие столь веселые празднества, как дни Рождества и святок, так шумно и весело отмечавшиеся на Руси.

Гадания.

Русская культура - это наша детская
С трепетной лампадой, с мамой дорогой.
Русская культура - это молодецкая
Тройка с колокольчиком, с расписной дугой.
Русская культура - это сказки нянины,
Песня колыбельная, горькая до слез.
Русская культура - это разрумяненный,
В рукавицах-варежках, Дедушка Мороз.
Русская культура - это кисть Маковского,
Мрамор Антокольского, Лермонтов и Даль,
Терема и маковки, звон Кремля Московского,
Музыки Чайковского сладкая печаль.
Русская культура - это дали Невского
В серо-белом сумраке северных ночей,
Это - радость Пушкина, горечь Достоевского
И стихов Жуковского радостный ручей.
Русская культура - это все, чем славится
Со времен Владимира наш народ святой.
Это наша женщина - русская красавица,
Это наша девушка с чистою душой.
Русская культура - наша жизнь убогая
С вечными надеждами, с замками во сне,
Русская культура - это очень многое,
Что не обретается ни в одной стране.


Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Менталитет - каждый народ имеет свои уникальные свойства менталитета, присущие только ему, в зависимости от ментальности нации строятся традиции, обряды, обычаи и другие составляющие культуры. Менталитет русского народа, безусловно, качественно отличается от других национальностей, в первую очередь особым гостеприимством, широтой традиций и другими особенностями.

«Традиция», «обычай», «обряд» - важнейшие элементы культуры каждого народа, эти слова всем знакомы, вызывают в памяти определённые ассоциации и обычно бывают связаны с воспоминаниями о той, «ушедшей Руси». Неоценимая ценность традиций, обычаев и обрядов в том, что они свято хранят и воспроизводят духовный облик того или иного народа, его уникальные особенности, аккумулируя в себе весь накопленный культурный опыт многих поколений людей, привносят в нашу жизнь всё самое лучшее из духовного наследия народа. Благодаря традициям, обычаям и обрядам народы наиболее всего и отличается один от другого.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Соловушка» г. Зернограда Обычаи, обряды и традиции русского народа «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим…» Подготовила: воспитатель- Корсунова Людмила Викторовна

Цели и задачи: воспитывать интерес к истории и народному творчеству; познакомить с народным традициям, обычаями, обрядами; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира; дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о русской национальной кухне.

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Менталитет - каждый народ имеет свои уникальные свойства менталитета, присущие только ему, в зависимости от ментальности нации строятся традиции, обряды, обычаи и другие составляющие культуры. Менталитет русского народа, безусловно, качественно отличается от других национальностей, в первую очередь особым гостеприимством, широтой традиций и другими особенностями. «Традиция», «обычай», «обряд» - важнейшие элементы культуры каждого народа, эти слова всем знакомы, вызывают в памяти определённые ассоциации и обычно бывают связаны с воспоминаниями о той, «ушедшей Руси». Неоценимая ценность традиций, обычаев и обрядов в том, что они свято хранят и воспроизводят духовный облик того или иного народа, его уникальные особенности, аккумулируя в себе весь накопленный культурный опыт многих поколений людей, привносят в нашу жизнь всё самое лучшее из духовного наследия народа. Благодаря традициям, обычаям и обрядам народы наиболее всего и отличается один от другого.

Масленица (проводы зимы и встреча весны)- длилась целую неделю и Начиная с четверга масленичной недели все работы прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили друг к другу в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами, была и выпивка. Широкая Масленица – Сырная неделя! Ты пришла нарядная к нам Весну встречать. Печь блины и развлекаться будем всю неделю, Чтоб Зиму студёную из дому прогнать! Понедельник – «Встреча» Вторник – «Заигрыш» Среда- «Лакомка» Четверг – «Разгуляй» Пятница «Вечера у тёщи» Суббота –»Золовкины угощения» Воскресенье – «Прощеный день» Пышные гулянье Ярмарка венчает. До свиданья, Масленица, приходи опять!

Пасха (расцвет весны, пробуждение жизни) - церковный праздник На Пасху украшали дом срезанной вербой, пекли сдобные хлеба (куличи, пасхи), красили яйца (Крашенки), посещали церковь, ходили друг к другу в гости, обменивались при встрече крашенками, христосовались (целовались) , приветствовали друг друга: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!» Яйца – символ Солнца и зарождения новой жизни. На Пасху водили хороводы, гуляли по улицам, катались на качелях, катали яйца. После пасхальной недели во вторник отмечали родительский день - посещали кладбища, приносили еду к могилам умерших родственников, в том числе и пасхальную.

Русская изба Русский традиционный дом состоит из двух частей: холодной (сени, клеть, подклеть) и тёплой (там, где находилась печь). Всё в доме было продуманно до мелочей и выверено веками. Дом строился из сосны. А крышу крыли соломой или осиновыми дощечками. Передний конец крыши имел конёк – знак устремления. Только русские сравнивали дом с колесницей, которая должна привести семью к лучшему будущему. Снаружи дома украшались резьбой. До наших времён сохранилась традиция использования наличников. В сенях хозяева хранили различную утварь, а в самом доме чётко выделялся, так называемый «бабий кут». Где хозяйки готовили и рукодельничали.

Что ни терем, ни изба – Позолота, да резьба. Терем, терем, теремок, Он затейлив и высок, В нем окошки слюдяные, Все наличники резные, А на крыше петушки Золотые гребешки. А в перилах на крылечке Мастер вырезал колечки, Завитушки да цветки И раскрасил от руки. В терему резные двери, На дверях цветы и звери, В изразцах на печке в ряд Птицы райские сидят.

Рядом с горницей передней Спальня в горнице соседней, И постель в ней высока, Высока – до потолка! Там перины, одеяла И подушек там немало, И стоит, покрыт ковром, Ларь с хозяйкиным добром.

Русская печь в избе По стенам резные лавки И дубовый стол резной. Возле печки сохнут травки, Собирали их весной Да настой варили, чтобы Пить зимою от хворобы. Главным в доме была печь. Стены чёрны, закопчёны, Не красивы изнутри, Но не гнили и Служили людям добрым от души. (топились печи по-чёрному)

Красный угол в русской избе «… Гой ты, Русь моя родная, Хаты, ризы в образах…»

Русские рушники Рушник – небольшое полотенце для утирания рук и лица, а также вешали для украшения в красный угол избы. Рушник – это символ дома и семьи. Это не только полотенце, а также предмет для обрядов и ритуалов Льняное полотенце, по краям Расшитое большими петухами. Весёлое творенье женских рук: Два петуха – косые гребни, шпоры; Они трубили зорю, а вокруг Всё заплели цветы, легли узоры.

Посуда на Руси

Женский костюм: Девичья рубаха, праздничные головные уборы, понёва Русский национальный костюм Мужской костюм: Рубаха, порты, пояс, сермяга

Лапти Лапти – один из самых древних видов обуви. Лапти плелись из лыка различных деревьев, преимущественно липы (лычники), из мочала – липового луба, размоченного и разодранного на волокна (мочалыжники). Делались лапти и из коры ракиты (верзки), ивы (ивняки), вяза (вязовики), березы (берестянники), дуба (дубовики), из тала (шелюжники), из пеньковых оческов, старых веревок (курпы, крутцы, чуни, шептуны), из конского волоса – грив и хвостов – (волосянники), и даже из соломы (соломенники).

Русское гостеприимство Русское гостеприимство – тоже неотъемлемая часть наших культурных традиций. Гостям также были всегда рады, делились с ними последним куском. Недаром говорили: «Что есть в печи – на стол мечи!» Встречали гостей хлебом, солью. Со словами: «Добро пожаловать!» Гость отламывает маленький кусочек хлеба, макает его в соль и кушает Дорогих гостей встречаем Пышным круглым караваем. Он на блюдце расписном С белоснежным рушником! Каравай мы вам подносим, Поклонясь, отведать просим!

Русская кухня

Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим. Богата земля российская разнообразными народными промыслами: гжель, хохлома, жостово, русская матрешка, палех, тульские самовары, вологодские кружева, русская финифть, уральские промыслы, павловские посадские платки и другие Народные промыслы

Русский народный фольклор Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество разных произведений народного искусства (Фольклор): старинные лирические песни, свадебные, хороводные, календарно-обрядовые, плясовые; однако в повседневной жизни преобладали частушки,песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный реквизит, устное народное творчество- пестушки, загадки, сказки, поговорки и многое другое частушки

Русские народные музыкальные инструменты Народные инструменты в фольклоре используются обычно в быту пастухов или для некоторых видов танцев и песен. струнные инструменты - балалайка, гудок, духовые инструменты духовые инструменты –дудка, рожок, жалейка военные трубы, охотничьи рога, бубны.

Ни один дом на Руси не обходился без народных оберегов. Русский народ верил, что обереги надёжно охраняют от болезней, «дурного глаза», стихийных бедствий и различных напастей, для защиты дома и его обитателей от злых духов, болезней, для привлечения домового и его задабривания. Собираясь в дальнюю дорогу, человек брал с собой оберег, чтобы вложенные в него добро и любовь согревали душу и напоминали о родном доме и семье. Обереги на Руси

Кукла- оберег Русская народная кукла является исторической частицей культуры народов России. Кукла, как игровой образ, символизирует человека, его эпоху, историю культуры народов (русские обряды и обычаи). Тряпичные куклы выполнялись в народных традициях с применением старинных техник и технологий. Народная кукла с давних времён делалась из веточек и лоскутиков, сухой травы. Куклы символизировали всё тайное и волшебное, что есть в душе человека.

Домовые Домовые – живут в домах и дворах. На Руси верили, что ни один дом не стоит без домового. От уважительного отношения к домовому напрямую зависело благополучие дома. При переезде на новое место домовой обязательно звался с собой. Его перевозили в лапте, на хлебной лопатке или на венике, приговаривая при этом «вот те сани, поезжай с нами Ежели в котором дому Домовой полюбит хозяина, то кормит и холит его лошадей, о всём печётся, и у самого хозяина бороду плетёт в косы. Чей же дом не полюбит, там разоряет хозяина в корень, переводя у него скот, беспокоя его по ночам, и ломая всё в доме.

Если представить семью в виде дерева, то крона – это вы, наше будущее, то что радует глаз ветви – ваши родители, различные линии его потомков ствол - ваши предки. А корни – родоначальник, это что держит крону, это традиции «Генеалогическое древо» Фамильное древо – схематическое представление родственных связей в виде дерева.Генеалогическим деревом также называют представление родословных в виде восходящих или нисходящих генеалогических таблиц

Благодарю за внимание!


Проект «Традиции русского народа»

Подготовила и провела: учитель начальных классов

Мерзлякова Людмила Флюровна

МБОУ СОШ с.Уральского

Проект.

Вид проекта : Долгосрочный (на весь учебный год : с сентября по -май, групповой, информационно-творческий.

Участники : Учащиеся 1 класса совместно с педагогами и родителями.

3. Программа проекта

Цель :

Развитие представлений детей о русской культуре .

Задачи :

1. Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.

2. Расширить представления о народных традициях , обычаях, обрядах.

3. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

4. Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие) .

5. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

6. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.

3.1. Гипотеза :

Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, раскрывается мудрость народа , его характер, склад ума, представления о мире, красоте.

3.2. Предполагаемый результат :

Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа , приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись) .

Материальное :

1. создание в группе мини-музея « Русская изба » :

Стол, лавки, печь, люлька, сундук (мебель) ;

Самовар, чугунок, расписная деревянная посуда, чугунный утюг, ступа и т. д. (посуда) ;

Коромысло, веретено, прялка, ухват и т. д. (предметы обихода) ;

Домотканые половики, кружевные салфетки, расшитый рушник;

Элементы народного костюма (кокошник, платок, косоворотка, сарафан, лапти) .

2. оформление читательского уголка « Русский фольклор » (сказки, потешки, прибаутки и т. д.) .

4. Этапы работы :

1этап. Подготовительный :

Изучение литературы по данной теме;

Составление перспективно – тематического плана;

Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;

Диагностика детей о русской культуре ;

Обогащение развивающей среды

2этап. Реализация проекта :

1. Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность.

2. Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр .

3. Организация предметно – развивающей среды

3 Этап Заключительный

Диагностика полученных знаний детей;

Анализ полученных данных;

Презентация мини-музея « Русская изба » ,

Итоговое мероприятие : Фольклорный праздник « Русские традиции »

Выставка поделок «Ай, да умельцы!»

Содержание работы :

1.«Милости просим, гости дорогие»

Русская изба и её внутреннее убранство.

2. «Стоит в поле теремок»

Пословицы, поговорки, прибаутки о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.

3. «Чудесный сундучок»

Домашняя утварь и посуда. Предметы быта русской семьи : клеть, сито, квашонка; лавки, полати; красный угол : иконы, рушники, лампады, грядка или посудник; сундук, прялка; посуда : самовар, братина, ладья, чарки, кузовки, лукошки, сундук и т. п.

4. «Самовар Иван Иваныч»

Знакомство детей с самоваром, с историко-культурными традициями русского народа – чаепитием , технологией приготовления чая, сервировкой стола.

5. «Что нам осень принесла?»

Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет , песенок, загадок, пословиц.

6. «Щи да каша-пища наша»

Праздничные, традиционные , ритуальные блюда. Гостеприимство и хлебосольство русских . Русская традиция : встреча гостей хлебом и солью (со случайного прохожего за хлеб, соль денег не брали) .

7. «Хлеб- всему голова»

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.

8. «Ходит сон по лавочке в голубой рубашечке»

Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями. Учить детей петь колыбельные песни задушевно, ласково, с теплотой. Обратить внимание на протяжность, напевность мелодии.

9. «Водичка, водичка умой мое личико»

Разучивание потешек. Жанровое разнообразие : о материнской ласке, частях тела, явлениях природы, о животных, культурно-гигиенических навыках. Учить эмоционально и к месту произносить, использовать в повседневной жизни.

10. «Молодец в кафтане, девушка в сарафане»

История создания национальных костюмов : внешний вид, изготовление, назначение, отношение к одежде. Повседневная и праздничная; сельская и городская. Учить детей видеть специфику национального характера, эстетические пристрастия народа в покрое , декоре, функциональности ношения народного костюма . Расширять словарь детей названиями одежды, её элементов. Русская женская одежда : сарафан, «душегрея» , «шушун или телогрея» , «шубка» , передник, понева, рубаха. Обувь : лапти, чуни, валенки, сапоги.

Русская мужская одежда : подпоясанная рубаха (косоворотка, обязательно пояс, порты; зимняя : кафтан, зипун, свиток, армяк, тулуп, обязательно подпоясанные кушаком.

11. «Крестьянская игрушка»

Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой . Народная игрушка : яркость, красота, история возникновения.

12. «Коровушка и бычок-чёрненький бочок»

Знакомство детей с домашними животными. Стихи, загадки, песенки о домашних животных.

13. «Здравствуй, зимушка- зима»

Беседа о зиме с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»

14. «Проказы матушки зимы»

Народные игры , загадки, песенки о зиме.

15. «С новым годом со всем родом»

Рассказ о традициях празднования Нового года.

16. «Зимние святки»

Двухнедельный новогодний праздник для всех : игры, пляски, обходы домов колядовщиками, посиделки, гадания, ряженые. Почему ель украшали на Рождество (ель- символ рая) . Знакомство и разучивание песен, колядок, хороводов, игр, примет святочного содержания

17. «Пришла коляда – отворяй ворота»

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки.

18. «Шутку шутить – людей насмешить»

Народный юмор (скороговорки, дразнилки) .

19. «Живет в народе песня »

Народная песня -один из видов фольклора, выражающая чувства, неповторимые движения души. Учить детей чувствовать красоту русской песни , богатство мелодии, разнообразие ритма, поэтическое богатство и выразительность языка.

20. « Русская матрешка »

Русская народная игрушка-матрёшка . Русский орнамент в украшении национальной одежды куклы.

21. «Небылица- небывальщина»

Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц.

22. «Блинцы, блинчики, блины, как колёса у Весны»

Понедельник - встреча (разучивание зазывалок, дразнилок, изготовление соломенной куклы-Масленицы). Вторник - заигрыши (сооружение снежных гор, крепостей) . Среда - лакомка (катание с гор на санях, приглашение на блины) . Четверг - широкий, разгуляй (катания на санях, взятие снежных городков, ряженые. Пятница - тёщины вечёрки (загадки, сказки о блинах, рецепты и изготовление блинов. Суббота - золовкины посиделки (песни, пляски, хороводы) . Воскресенье -– прощёный день, проводы Масленицы (сжигание чучела, прощение и целование друг друга) .

23. « Русские народные сказки »

Жанровое разнообразие сказок : волшебные, бытовые, сатирические, о природе, животных.

24. «Докучные сказки»

Докучные сказки. Сказки-анекдоты. Юмор, добро и зло.

25. «Вербное воскресенье»

Рассказ о праздновании Вербного воскресенья.

26. «Красна горка»

Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе.

27. «Христово Воскресенье всем на веселье»

Пасхальные обряды : всенощное бдение, крестный ход, христосование, крашенье яиц, приготовление пасок и куличей. Легенды о крашенье яиц и дарение. Пасхальные игры, колядование «волочебников» .

28. «Грач на горе – весна на дворе»

Русские обычаи встречи весны. Заклички.

29. «Весна красна цветами»

Заклички, песенки,загадки, пословицы о весне.

30. « Русская свистулька » .

Глиняная свистулька. Виды свистулек.

31. «Чудо-чудное, диво- дивное»

Русское народное декоративное творчество : хохломская, городецкая, жостовская, гжельская, дымковская роспись.

32. «Богатырями славится Русь-матушка»

Русские богатыри .

33. Фольклорный праздник « Русские традиции »

Обобщающее занятие.




Цели и задачи: воспитывать интерес к истории и народному творчеству; познакомить с народным традициям, обычаями, обрядами; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира; дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о русской национальной кухне.


Русский народ Коренная область расселения русского народа- Восточно-Европейская равнина. По мере освоения земель русские находились в тесном контакте с другими народами. Благодаря этому великое географическое и историческое пространство, объединяемое понятием Русь и Россия. Россия является многонациональным государством, на территории которого проживает более 180 народов, важность этого факта отображена в преамбуле к Конституции РФ. Но по критериям Организации Объединённых Наций, Россия является мононациональным государством, так как более 67 % её населения приходится на одну национальность, при этом в официальных документах ООН Россия многонациональное государство.


Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Менталитет - каждый народ имеет свои уникальные свойства менталитета, присущие только ему, в зависимости от ментальности нации строятся традиции, обряды, обычаи и другие составляющие культуры. Менталитет русского народа, безусловно, качественно отличается от других национальностей, в первую очередь особым гостеприимством, широтой традиций и другими особенностями. «Традиция», «обычай», «обряд» - важнейшие элементы культуры каждого народа, эти слова всем знакомы, вызывают в памяти определённые ассоциации и обычно бывают связаны с воспоминаниями о той, «ушедшей Руси». Неоценимая ценность традиций, обычаев и обрядов в том, что они свято хранят и воспроизводят духовный облик того или иного народа, его уникальные особенности, аккумулируя в себе весь накопленный культурный опыт многих поколений людей, привносят в нашу жизнь всё самое лучшее из духовного наследия народа. Благодаря традициям, обычаям и обрядам народы наиболее всего и отличается один от другого.


Традиция, обычай, обряд – понятия тождественные в общих своих чертах, но имеющие свои характерные особенности и признаки. Традиция – это передача от предшествующих поколений обычаев и обрядов, направлены на духовный мир личности и выполняет роль средств воспроизведения, повторения и закрепления общепринятых общественных отношений не непосредственно, а через формирование морального и духовного облика человека, складывающегося в соответствии с этими отношениями. (Например: русское гостеприимство)


Обычай предписывает человеку более детальные поведение и поступки в определённых ситуациях. Он не только символическое, но всякое вообще повторяющееся и установленное традицией действие. (Например: рукопожатия при встрече близких друзей или родственников, утренняя и вечерняя молитва Богу, вредными обычай- угощать спиртным при встрече родственников, друзей и знакомых). Господи, прошу:! Защити всех тех, кого люблю... Всех родных моих и всех друзей Хлебом накорми и обогрей... В трудный час им Ангела пошли, Чтоб сберёг их на краю пути... Дай им счастья, радость и покой... Все грехи прости и успокой... Научи любить их и прощать... Сделай так, чтоб те, к то дорог мне Погостили дольше на Земле......


Обряд конкретизирует форму выражения общепринятого в той или иной местности поведения в особо яркие моменты жизни человека (Например: обряды свадебный, крещения, погребения) Обряды считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Обрядовая культура - это и есть порядок во всех проявлениях общественной жизни к данному случаю, обрядовых действий народа, этический кодекс, регулирующий коллективные настроения и эмоции.


Народный календарь на Руси назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» его по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта. Он включает в себя знание природы, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни и является слиянием языческого и христианского начал, народным православием.


Празднично-обрядовая культура Основные зимние праздники – две святочные недели (святки): Рождество, Новый год (по старому стилю) и Крещение. В праздники затевали магические игры, производили символические действия с зерном, хлебом, соломой ("чтобы был урожай"), ходили по домам колядовать, девушки гадали, обязательным элементом святок было ряжение


Масленица (проводы зимы и встреча весны)- длилась целую неделю и Начиная с четверга масленичной недели все работы прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили друг к другу в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами, была и выпивка. Широкая Масленица – Сырная неделя! Ты пришла нарядная к нам Весну встречать. Печь блины и развлекаться будем всю неделю, Чтоб Зиму студёную из дому прогнать! Понедельник – «Встреча» Вторник – «Заигрыш» Среда- «Лакомка» Четверг – «Разгуляй» Пятница «Вечера у тёщи» Суббота –»Золовкины угощения» Воскресенье – «Прощеный день» Пышные гулянье Ярмарка венчает. До свиданья, Масленица, приходи опять!


Пасха (расцвет весны, пробуждение жизни) - церковный праздник На Пасху украшали дом срезанной вербой, пекли сдобные хлеба (куличи, пасхи), красили яйца (Крашенки), посещали церковь, ходили друг к другу в гости, обменивались при встрече крашенками, христосовались (целовались), приветствовали друг друга: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!» Яйца – символ Солнца и зарождения новой жизни. На Пасху водили хороводы, гуляли по улицам, катались на качелях, катали яйца. После пасхальной недели во вторник отмечали родительский день - посещали кладбища, приносили еду к могилам умерших родственников, в том числе и пасхальную.


Семик и Троица. Их праздновали на седьмой неделе после Пасхи (Семик - в четверг, а Троицу - в воскресенье), В Семик девушки ходили в лес, плели венки из березовых ветвей, пели троичные песни и бросали венки в реку. Если венок тонул, это считалось плохой приметой, если же приставал к берегу, это означало, что девушка должна скоро выйти замуж. До этого варили в складчину пиво и веселились с парнями на берегу реки до поздней ночи. До этого варили в складчину пиво и веселились с парнями на берегу реки до поздней ночи. В Троицу было принято украшать внутреннюю часть дома березовыми ветвями. Традиционной пищей были яйца, яичница и другие блюда из яиц.


Посиделки (супрядки) устраивались в осенне-зимний период Вечерами молодежь собиралась у одинокой пожилой женщины, девушки и молодые женщины приносили кудель и другую работу - пряли, вышивали, вязали. Здесь обсуждали всякие сельские дела, рассказывали истории и сказки, пели песни. Пришедшие на вечерку парни присматривали невест, шутили, развлекались.




Обряд русской свадьбы. Не то что в каждой деревне, но даже и в городе существовали свои особенности, оттенки этого поэтического и одновременно исполненного глубокого смысла действа. Остается лишь удивляться, с какой основательностью и уважением подходили наши предки к рождению новой семьи. Навсегда оставалась у молодых память о главном моменте их жизни. Молодых осыпали хмелем, так как хмель – это древний символ плодородия и многочадия. Невеста берет с собою в дом жениха родительское благословение и сундук с приданым.Старинный обычай – раздувание мужа молодой женой. Смысл - таким образом молодая супруга подчеркивала свою покорность или согласие на главенство мужчины в семье.


Обряд Крещения Главным обрядом, отмечавшим начало жизни ребенка было его крещение. Обряд совершали в церкви или дома. Как правило, младенца крестили на третий или сороковой день после рождения. Родителям не положено было присутствовать при крещении, вместо них были крестная мать, которая дарила рубашку и крестный отец, который должен был подарить ребенку нательный крест




Русская изба Русский традиционный дом состоит из двух частей: холодной (сени, клеть, подклеть) и тёплой (там, где находилась печь). Всё в доме было продуманно до мелочей и выверено веками. Дом строился из сосны. А крышу крыли соломой или осиновыми дощечками. Передний конец крыши имел конёк – знак устремления. Только русские сравнивали дом с колесницей, которая должна привести семью к лучшему будущему. Снаружи дома украшались резьбой. До наших времён сохранилась традиция использования наличников. В сенях хозяева хранили различную утварь, а в самом доме чётко выделялся, так называемый «бабий кут». Где хозяйки готовили и рукодельничали.


Что ни терем, ни изба – Позолота, да резьба. Терем, терем, теремок, Он затейлив и высок, В нем окошки слюдяные, Все наличники резные, А на крыше петушки Золотые гребешки. А в перилах на крылечке Мастер вырезал колечки, Завитушки да цветки И раскрасил от руки. В терему резные двери, На дверях цветы и звери, В изразцах на печке в ряд Птицы райские сидят.




Русская печь в избе По стенам резные лавки И дубовый стол резной. Возле печки сохнут травки, Собирали их весной Да настой варили, чтобы Пить зимою от хворобы. Главным в доме была печь. Стены чёрны, закопчёны, Не красивы изнутри, Но не гнили и Служили людям добрым от души. (топились печи по-чёрному)






Русские рушники Рушник – небольшое полотенце для утирания рук и лица, а также вешали для украшения в красный угол избы. Рушник – это символ дома и семьи. Это не только полотенце, а также предмет для обрядов и ритуалов Льняное полотенце, по краям Расшитое большими петухами. Весёлое творенье женских рук: Два петуха – косые гребни, шпоры; Они трубили зорю, а вокруг Всё заплели цветы, легли узоры.




Русская баня Баня была не только местом для мытья, а также особенным, почти священным местом. Считалось, что баня объединяет 4 главные природные стихии: огонь, воду, воздух и землю. Поэтому человек, посетивший баню, как бы вбирал в себя силу всех этих стихий и становился крепче, сильнее и здоровее. Недаром на Руси бытовала поговорка «Помылся – будто заново родился!». Не зря веник является не только символом русской парной бани, её украшением, но и инструментом лечения или профилактики болезней. Веники, собранные из разнообразных пород деревьев и лекарственных трав используются для лечения самых разных заболеваний и недугов.






Лапти Лапти – один из самых древних видов обуви. Лапти плелись из лыка различных деревьев, преимущественно липы (лычники), из мочала – липового луба, размоченного и разодранного на волокна (мочалыжники). Делались лапти и из коры ракиты (верзки), ивы (ивняки), вяза (вязовики), березы (берестянники), дуба (дубовики), из тала (шелюжники), из пеньковых оческов, старых веревок (курпы, крутцы, чуни, шептуны), из конского волоса – грив и хвостов – (волосянники), и даже из соломы (соломенники).


Русское гостеприимство Русское гостеприимство – тоже неотъемлемая часть наших культурных традиций. Гостям также были всегда рады, делились с ними последним куском. Недаром говорили: «Что есть в печи – на стол мечи!» Встречали гостей хлебом, солью. Со словами: «Добро пожаловать!» Гость отламывает маленький кусочек хлеба, макает его в соль и кушает Дорогих гостей встречаем Пышным круглым караваем. Он на блюдце расписном С белоснежным рушником! Каравай мы вам подносим, Поклонясь, отведать просим!


Русское застолье Православное праздничное застолье с давних времен хранит множество традиций, обычаев и обрядов. За столом собирались все члены семьи и близкие родственники. Застольный этикет был очень сдержан и строг. За столом сидели чинно, да и разговоры старались вести серьезные и добрые. Обязательным элементом праздника является молитва. Для многих праздников предназначались строго определенные ритуальные блюда, и часто их готовили только раз в году. Заранее знали и ждали, когда на столе будут фаршированный поросенок, гусь или индейка, медовый или маковый пирог, пышные и румяные блины, крашеные яйца и куличи.






Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим. Богата земля российская разнообразными народными промыслами: гжель, хохлома, жостово, русская матрешка, палех, тульские самовары, вологодские кружева, русская финифть, уральские промыслы, павловские посадские платки и другие Народные промыслы


Русский народный фольклор Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество разных произведений народного искусства (Фольклор): старинные лирические песни, свадебные, хороводные, календарно-обрядовые, плясовые; однако в повседневной жизни преобладали частушки,песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный реквизит, устное народное творчество- пестушки, загадки, сказки, поговорки и многое другое частушки


Русские народные музыкальные инструменты Народные инструменты в фольклоре используются обычно в быту пастухов или для некоторых видов танцев и песен. струнные инструменты - балалайка, гудок, духовые инструменты духовые инструменты –дудка, рожок, жалейка военные трубы, охотничьи рога, бубны.


Ни один дом на Руси не обходился без народных оберегов. Русский народ верил, что обереги надёжно охраняют от болезней, «дурного глаза», стихийных бедствий и различных напастей, для защиты дома и его обитателей от злых духов, болезней, для привлечения домового и его задабривания. Собираясь в дальнюю дорогу, человек брал с собой оберег, чтобы вложенные в него добро и любовь согревали душу и напоминали о родном доме и семье. Обереги на Руси


Кукла- оберег Русская народная кукла является исторической частицей культуры народов России. Кукла, как игровой образ, символизирует человека, его эпоху, историю культуры народов (русские обряды и обычаи). Тряпичные куклы выполнялись в народных традициях с применением старинных техник и технологий. Народная кукла с давних времён делалась из веточек и лоскутиков, сухой травы. Куклы символизировали всё тайное и волшебное, что есть в душе человека.


Писанка - оберег и дошедшая до наших дней традиция росписи птичьих яиц пчелиным воском и красками. Раньше писанки сопровождали человека в течении всей его жизни - от рождения, до смерти, оберегая его от зла. Узоры, которые наносились на писанку не случайны - каждый имеет своё значение. Узоры писанок, цветовые сочетания передавались из поколение в поколение, сохраняя неизменными. Считалось, что писанка придает силу всему, что рождает новое - земле, человеку, животным, растениям. Приносит красоту, здоровье и достаток. Писанка


Домовые Домовые – живут в домах и дворах. На Руси верили, что ни один дом не стоит без домового. От уважительного отношения к домовому напрямую зависело благополучие дома. При переезде на новое место домовой обязательно звался с собой. Его перевозили в лапте, на хлебной лопатке или на венике, приговаривая при этом «вот те сани, поезжай с нами Ежели в котором дому Домовой полюбит хозяина, то кормит и холит его лошадей, о всём печётся, и у самого хозяина бороду плетёт в косы. Чей же дом не полюбит, там разоряет хозяина в корень, переводя у него скот, беспокоя его по ночам, и ломая всё в доме.


Если представить семью в виде дерева, то крона – это вы, наше будущее, то что радует глаз ветви – ваши родители, различные линии его потомков ствол - ваши предки. А корни – родоначальник, это что держит крону, это традиции «Генеалогическое древо» Фамильное древо – схематическое представление родственных связей в виде дерева.Генеалогическим деревом также называют представление родословных в виде восходящих или нисходящих генеалогических таблиц



ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения