Признание достоинства труда характерно для культуры. Гуревич. Категории средневековой культуры. итальянских гуманистов эпохи Возрождения

1. Одной из характеристик современной культуры является

1) ориентация на науку *

3) стандартизация культурных ценностей

2. Особенности, характеризующие развитие общества и государства в западном типе культуры, - это…Два варианта ответа.

1) деспотический характер власти

2) подавляющая роль государства

3) разделение властей *

4) политический плюрализм *

3. Одной из характеристик глобальной культуры является

1) стандартизация культурных ценностей *

2) ориентация на религиозные ценности

3) ориентация на науку

4. Характерной чертой современной эпохи является

1) усиление различий между культурами

2) всеобщая американизация

3) унификация самобытных локальных культур

4) выравнивание уровня развития культуры *

5. Для современной культуры не характерен (но), (ны)

1) быстрые процессы, происходящие в условиях беспрерывной модернизации

2) отсутствие письменности и индустриального производства *

3) ярко выражен конфликт поколений

4) отчуждение человека от человека, нарушение общения

6. Возможности неограниченного накопления и обработки информации, знакомство с любыми культурными традициями стало возможным в условиях

Средневековья

2) постиндустриального типа *

3) Новой эпохи

4) раннегородских цивилизации

7. Глобализация в культуре ведет к смысловым диспропорциям, что открывает широчайшие возможности для…

1) управления и манипулирования людьми *

2) создания «закрытых обществ»

3) реализации идея равноправия

4) забвения собственных интересов ради интересов общества

8. Назовите характерные признаки постиндустриального общества. Два варианта ответа.

1) сохранение и укрепление существующего порядка

2) деятельность ученых, специалистов *

3) сотрудничество природы и общества

4) высоко развита сфера обслуживания *

5) нетерпимость к проявлениям индивидуализма и духовной самостоятельности

9. В современных условиях приоритетное внимание в области межнациональных отношений следует уделить –

1) внедрению модели жёсткого администрирования

2) выработке принципов и норм культурной идентичности неконфронтационного типа *

3) разработки технологий функционирования многопартийной системы

4) выработке представлений об особом типе технически эрудированной личности

10. Философскую базу постмодернизма составляет –



1) признание однообразия культуры как позитивного состояния

2) отрицание приделов вмешательства человека в видоизменение культуры

3) вмешательство человека в естественные изменения природы

4) осознание разнообразия и плюрализма форм жизни и культуры *

11. Преобладающей формой современных социальных отношений является...

1) разработка технологий мягких социальных взаимодействий*

2) развитие мультикультуральности

3) развитие процессов стихийной локализации исторических традиций

4) национальная замкнутость

12. Чертой современной глобальной культуры является…

1) религиозность

2) духовность

3) прагматизм *

4) национализм.

13. В современном отношении к миру преувеличивается значение...

1) религии

2) природы

3) субъекта *

14. Процесс развития отношений между группами людей от полной нетерпимости к более сложным и толерантным формам взаимодействия, отражает следующая последовательность понятий:

1) геноцид, ассимиляция, сегрегация, интеграция

2) интеграция, геноцид, ассимиляция, сегрегация

3) геноцид, сегрегация, ассимиляция, интеграция *

4) интеграция, сегрегация, ассимиляция, геноцид



15) В культурно-этническом плане постмодернизм выступает как последователь...

1) классицизма

2) импрессионизма

3) авангардизма *

4) романтизма

16. Истребление отдельных групп населения по расовым, национальным и религиозным мотивам, называется...

1) сегрегацией

2) дискриминацией

3) депортацией

4) геноцидом *

17. Примером процесса глобализации политической жизни является...Два варианта ответа.

1) конфликт мусульманской и западной цивилизации

2) создание конфессиональных союзов *

3) формирование национальных государств

4) создание европейского союза *

18. Идеальная модель действительности, созданная на основе научных идей и принципов, выступающая базой построения научных теорий,- ________ картина мира.

1) религиозная

2) культурная

3) философская

4) научная *

19. Для современной глобальной культуры характерна вера в безграничные возможности...

2) коллектива

4) прогресса *

20. Процесс_______, противоположный по смыслу глобализации культуры, наблюдается в современном мире.

1) разделение сфер влияния *

2) интеграция

3) этнизация

4) ассимиляция

21. Ощущения своей абсолютной чуждости окружающему миру, утрата жизни, получили название____________

1) модернизм

2) сублимации

3) утраты идентичности*

4) девиации

22. Какие стилевые направления не относятся к XX веку?

1) сюрреализм

2) классицизм *

3) абстракционизм

23. Какие из перечисленных особенностей не относятся к постмодернистскому искусству?

1) стремление к цитате, коллажу.

2) смешение центра и периферии, главного и второстепенного.

3) активное участие зрителя в художественном действии.

4) представление о том, что искусство должно служить каким-либо высшим ценностям *

24. Основной причиной «культурного апокалипсиса» XXI в. считают…

1) исчерпанность «просвещенской» картины мира

2) массовую деградацию человеческого генофонда в условиях экологических бедствий

3) утрату людьми системного характера своих ценностей ориентаций в результате возрастания социальных и информационных нагрузок на психику*

4) ухудшение системы образования, медицинского обслуживания

25. Формирование глобальной культуры произошло…

1) в эпоху эллинизма

2) в эпоху средневековья

3) в конце XX в.*

4) в римскую эпоху

26. Для современной ситуации в культуре характерно…

1) монолинейность

2) локальные культурно-исторические процессы сливаются и образуют единый культурный мир *

3) существование автономных, независимых культурных миров, каждый из которых развивается самобытно

4) полилинейность

27. Отказ от попыток систематизации мира, размывание граней между искусством и неискусством, прекрасным и безобразным – характерно для…

1) неклассической модели культуры

2) постмодернистской модели культуры *

3) концепции постиндустриального общества

4) классической модели культуры

28. Особенность современной культурной ситуации - …

1) коллективизм

2) стремление к национальной замкнутости

3) стремление к духовным ценностям

4) стремление к глобализации во всех сферах жизнедеятельности человека *

29. Характерной чертой современной эпохи является…

1) всеобщая американизация

2) стирание различий между культурами *

3) выравнивание уровня развития культур

4) унификация самобытных и своеобразных локальных культур

30. Процесс превращения традиционного, аграрного общества в общество с машинной технологией, рациональными и секулярными отношениями, называется….

1) универсализацией

2) маргинализацией

3) глобализацией

4) модернизацией *

31. Современное государство при выборке социальной политики в первую очередь должно учитывать…

1) накопленные веками принципами солидарности людей *

2) использование новых политических технологий при формировании Государственной Думы

3) изменение климатических условий на Земле

4) использование ноу-хау в добывающих отраслях промышленности

32. Предпосылкой процесса глобализации является…

1) приоритет семейных и национальных ценностей

2) этническая замкнутость

3) создание национальных институтов *

4) отказ от технического прогресса

33. Постмодерн как новый тип культуры…

1) возвращает к патриархальному, религиозному типу культуры

2) предлагает эстетический гедонизм

3) разрушает систему символических противоположностей *

4) навязывает систему ценностей

34. Эпоха, духовно конституировавшаяся в XVIII и получившая чрезвычайно быстрое развитие в ХХ столетии, время наступления духовного единства человечества - …

1) прометеевская эпоха

2) осевое время

3) эпоха великих культур древности

4) эпоха техники *

35. Для современной культуры характерно (ен)…

1) существование центра и периферии

2) предельно устойчивый характер, отрицание любых новаций, очень медленные изменения

3) существование преимущественно в городах в состоянии дисгармонии с природой, глобального нарушения баланса *

4) представление о ритуале, как цели и смысле жизни

36. В рамках процесса модернизации культурные ценностей того или иного народа необходимо рассматривать как…

1) основу развития художественной культуры

2) консервацию традиций

3) образцовые художественные методы

4) основу для социокультурного творчества *

37. Инновацией называется…

1) процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления

2) появление и распространение раннее не имевшейся черты *

3) нормальный образец

4) совокупность смыслов, заключенных в любом предмете культуры

38. В современную картину модернизации не вписывается…

1) представление о том, что весь мир никогда не будет жить так, как живет современный Запад *

2) идея о том, что все результаты модернизации – благо, что модернизационные процессы не могут быть обращены вспять,что традиции препятствуют модернизации

3) оценка модернизации не только по экономическим, но и по нравственным показателям

4) идея движущих центров современности и образцовых обществ не только США, Запад, но и Япония, «азиатские тигры».

39. Признанными художественными методами постмодернизма является(ются)…

1) Компиляция и цитирование культурных образцов *

2) замкнутые концептуальные построения

3) отрицание иронии

4) отрицание коллажа.

40. Современная ситуация в мировой культуре характеризуется…

1) монолинейность

2) мультилинеиность *

3) полилинейность

4) сочетание поли - и монолинейности.

41. В культурно-эстетическом плане постмодернизм выступает как последователь…

1) классицизма

2) авангардизма *

3) импрессионизма

4) романтизма

42. Глобализация – это …

1) этап развития европоцентризма

2) трансформация знания в информационные потоки

3) вестернизация, то есть процесс экспансии западной модели культуры

4) процесс перерастания какого-либо явления в явление мирового масштаба *

43. Современная концепция модернизации исходов из того, что …

1) достаточно показать преимущество западной цивилизации, как все народы пойдут в этом направлении

2) существует единая универсальная модель мирового развития, которой следует все народы

3) процессы модернизации должны начинаться и контролироваться «сверху» интеллектуальной элитой

4) нет единой универсальной модели современности, которой долго считались США *

44. В культурологии теории модернизации связывается с именем американского исследователя…

1) Д.Белла

2) П.Сорокина

3) О. Тоффлера

4) С.Ф. Хангтинтона *

@Русская культура

1. Характерными чертами русской духовной культуры являются… (Два варианта ответа).

1) антропоцентризм

2) идея равенства *

3) соборность *

4) дух соперничества

2. По мнению славянофилов, «святая Русь»…

1) противостоит инертному Востоку

2) противостоит гнилому Западу *

3) близка Востоку

4) идет европейским путем

3. Здание Сената в Москве было творением:

1) М.Ф. Казаковым *

2) О.И. Бове

3) В.И. Баженовым

4) Д. Жилярди

5) К. Мельниковым

4. Шляхетские и кадетские корпуса для дворянских детей были открыты при:

1) Алексее Михайловиче

2) Царевне Софье

4) Анне Ивановне

5) Екатерине II *

5. Архитектурный стиль, получивший распространение в конце ХVII в.:

1) московское барокко *

2) шатровый

3) классицизм

5) арт-деко

6. Идея организации и открытия первого естественно-исторического музея – Кунсткамеры и Академии наук принадлежала:

1) Елизавете Петровне

2) Екатерине II

3) Петру I *

4) Екатерине I

7. В правление Петра I проведены следующие мероприятия.(Два варианта ответа)

1) введены в обращение бумажные деньги

2) осуществлен выход России к Балтийскому морю *

3) осуществлен выход России к Черному морю

4)учрежден Правительствующий Сенат *

8. Атрибутом российской культуры выступает…

1) рационализм, сциентизм

2) коллективизм, общинность *

3) иррационализм, прагматизм

4) европоцентризм, индивидуализм.

9. Известными скульпторами XVIII века были. (Два варианта ответа).

1) Никитин И.Н.

2) Шубин Ф.И. *

3) ФальконеМ.Э. *

4) Аргунов И.П.

5) Трезини Д.

10. Какие из перечисленных зданий выстроены в стиле классицизма?(Два варианта ответа).

1) собор Покрова на Нерли

2) здание Исторического музея в Москве *

3) дом Пашкова *

4) Царскосельский большой Екатерининский дворец.

11. В повседневной жизни русским людям присущ (е, а) –

1) уважение интересов других людей

2) жесткая дисциплина

3) уважение к законам

4) правовой нигилизм *

12. В XVI-XVII в.в. Русь представляется (Два варианта ответа).

1) единственным православным царством *

2) частью Европы

3) центром мира *

4) сильнейшим государством в Европе

13. Согласно русскому народному мифологизированному сознанию –

1) источник власти - народ

2) царь не интересуется судьбами простых людей

3) бунт – путь к воле

4) царь добр к простому люду *

14. Принятие христианства….

1) привело к культурному разрыву с Западом

2) привело в будущем к культурному, научному и техническому отставанию России

3) позволили Руси остаться независимой от духовно – религиозной власти Римского папства *

4) способствовало приближению Руси к духовно – религиозной власти Римского папства

15. По мнению Н. Бердяева, русскому человеку свойствен (на)...

2) способность к самоорганизации

3) рационализм и прагматизм

4) способность к сознанию налаженного быта

5) контрастность поведения, отсутствие склонности к компромиссам*

16. Высший орган по делам законодательства и государственного управления, учрежденный в России Петром I, ..

17. Способность легко уживаться с другими этносами в условиях социальных систем обеспечивает такая особенность российской ментальности, как…

1) духовность

2) индивидуальность

3) ориентация на личный успех

4) коллективизм *

18. Россия смогла приблизиться к Европейской цивилизации, обогатилась культурными традициями Византии благодаря…

1) освобождению от монгольского нашествия

2) объединению разрозненных русских княжеств в единое – деспотическое государство

3) принятию христианства *

4) выбору в пользу «восточного» деспотизма царского самодержавия

Б. Малиновский

5.Из «Слова об идолах»… «Слово об идолах», направленное против язычества, является памятником древнерусской литературы ___ века.

7.Из Конфуция: «Когда государство управляется с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно разуму, то постыдны богатство и почесть». Главными хранителями конфуцианских заповедей были …

Чиновники

4. придворные

10. Из работы Ж.-Ф. Лиотара «Заметки на полях повествований»… В работе Ж.-Ф. Лиотара речь идет о _________ модерна.

Конце

2. отказе от

3. исключении

4. редактировании

12.Из работы Ж.-Ф. Лиотара «Заметки на полях повествований»… По мнению Ж.-Ф. Лиотара, для современного состояния общества характерны …

1. стремление к успеху

2. доминирование христианских ценностей

3. господство над природой

Доминирование науки и техники

13.Этот собор (Петропавловский) возведен в 1712–1733 годах на месте одноименной деревянной церкви… С именем архитектора описанного и представленного на фото собора связано __________ направление в русской архитектуре XVIII в.

Барочное

2. ренессансное

3. классическое

4. романское

18. Возведение этого собора началось между 1017 и 1019 годами … В честь победы над печенегами, приведшей к их полному разгрому, в XI в. был построен собор …

1. Св. Софии в Чернигове

2. Св. Ильи в Киеве

Св. Софии в Киеве

4. Успенский во Владимире

19.М. Врубель… Для работ М. Врубеля характерно …

1. следование натуре

Создание собственного фантастического мира

3. стремление к иллюстративной точности

4. преклонение перед цветом

Фовизм

2. сюррреализм

3. дадаизм

25.Из работы П. Сорокина «Кризис нашего времени»… Суть кризиса чувственной культуры П. Сорокин видел в …

1. противостоянии демократии и тоталитаризма

2. борьбе коммунизма и фашизма

Изменении системы ценностей

4. великой экономической депрессии

29.Из «Домостроя»… Идеологию феодальной монархии автор «Домостроя» применил к …

1. государственной службе

Частной жизни

3. церковной жизни

4. общественной жизни

33. В античной традиции человек-микрокосм … Специфика античной демократии в том, что она основывается не на преимущественной защите интересов отдельной личности, индивидуализма, а на защите интересов …

1. олигархии

2. свобод человека

3. аристократии

Полиса

37.Из статьи Л. Февра… Обращение к античному наследию способствовало формированию итальянского …

1. космополитизма

Гуманизма

3. меркантилизма

4. патернализма

40.Это аббатство (Сен-Дени) занимало особое место … Создателем готики и влиятельнейшим аббатом храма, описанного и представленного в тексте, был …

1. Гвиберт Ножанский

2. Беда Почтенный

Аббат Сюжер (Сугерий)

4. Бернар Клервоский

42.Архитектурный ансамбль этой церкви состоит из девяти столпообразных храмов различной высоты. Описанный и представленный на фотографии храм был построен в память о(об) …

1. победе над поляками

2. освобождении от монголо-татарского ига

Взятии Казани

4. воцарении династии Романовых

44. В первых семи тезисах утверждается, что покаяние, к которому призывает Иисус Христос, совершается не в акте таинства, а длится всю жизнь христианина… Автором 95 тезисов, положивших начало Реформации, является …

Мартин Лютер

2. Жан Кальвин

3. Альбрехт Дюрер

4. Иоганн Фишарт

48.П. С. Гуревич: «В эпоху… возвышенность духа укоренилась в области самого хозяйства. Всякий труд, сопряженный с преобразованием жизни, считался поэтичным… Основополагающий вклад в формирование протестантской этики внесли …

Мартин Лютер

2. Франсуа Виньон

3. Жан Кальвин

4. Эразм Роттердамский

49.П. С. Гуревич: «В эпоху… возвышенность духа укоренилась в области самого хозяйства. Всякий труд, сопряженный с преобразованием жизни, считался поэтичным… Признание достоинства труда характерно для культуры эпохи …

1. средневековья

2. античности

Реформации

4. Возрождения

51.Теодор Жерико. «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку». 1812 г. Французский художник Теодор Жерико является родоначальником _____ в живописи.

1. импрессионизма

2. классицизма

Романтизма

4. реализма

53.Афоризмы Вольтера:

«…Человек родится, чтобы жить в судорогах беспокойства…».

«Если бы бога не существовало, его следовало бы выдумать».

«Если люди долго спорят, то это доказывает, что то, о чем они спорят, неясно для них самих».

Одним из высших достижений Вольтера являются его …

Исторические труды

2. картины

4. научные взгляды

54.Афоризмы Вольтера … Вольтер критиковал абсолютизм, прославлял разум, боролся за …

1. права человека

2. рыночную экономику

Веротерпимость

56.Из письма к боярыне Ф. П. Морозовой и княгине Е. П. Урусовой … Автором процитированного письма, обращенного к боярыне Ф. П. Морозовой и княгине Е. П. Урусовой, был …

1. протопоп Филарет

2. патриарх Никон

Протопоп Аввакум

4. боярин Ртищев

59.Этот собор, построенный в 1158–60 гг. (перестроен в 1185–89 гг.) отличается как от киевских, так и от ранних памятников Северо-Восточной Руси… Описанный и представленный на фото собор был заложен …

1. Юрием Долгоруким

2. Даниилом Заточником

3. Всеволодом Большое Гнездо

Андреем Боголюбским

60.Этот собор, построенный в 1158–60 гг. (перестроен в 1185–89 гг.) отличается как от киевских, так и от ранних памятников Северо-Восточной Руси… Описанный и представленный на рисунке Успенский собор является …

1. главным собором Северо-Восточной Руси

2. первым каменным храмом на Руси

3. главным собором Новгородской республики

образцом для строительства русских храмов

62.Античное пространство является активным, движущимся, неоднородным, однако не имеет еще жесткой сетки доминирующих координат, одинаково во многих направлениях, несмотря на неоднородность его во многих участках и промежутках, на динамично меняющиеся напряжения его отдельных участков... Характерной чертой античного храма является …

Фатализм

  1. Восточному искусству свойственна высокая степень …

Варианты ответов

Индивидуальности

Амбивалентности

условности

Реализма

  1. Восточная культура более склонна к …

Варианты ответов

Культурному релятивизму

Нормативной недостаточности

Культурной самоидентичности

нормативной избыточности

  1. Основой восточной культуры является …

Варианты ответов

традиция

  1. Для культуры Востока характерны следующие особенности …

Варианты ответов

Ценность человеческой личности

Представление о государстве как гаранте прав и свобод гражданина

возвышение семьи над индивидом

перенесение семейных отношений на общество

  1. Восточный тип культуры предполагает …

Варианты ответов

циклическое представление о времени

Линейное восприятие времени

Творческий активный тип человека

интуитивное восприятие мира

196. Для этической системы Востока характерны …

Варианты ответов

Лабильность норм социального поведения

нормативная избыточность

Расшатывание традиций

церемониальность социальных контактов

  1. В основе европоцентристского подхода к исторической периодизации культуры лежат следующие убеждения …

Варианты ответов

Европейская культура – одна из многих, существовавших в истории человечества

европейская культура – наиболее развитая из всех культур

Не существует общей линии развития культур

все народы движутся по тем же исторически ступеням, что и Европа

  1. Для социально-политической культуры Запада характерны принципы …

Варианты ответов

Централизации

Ранжирования

парламентаризма

гражданского общества

  1. Для человека западной культуры характерны …

Варианты ответов

стремление «жить разумом»

четкое отделение себя от любого предмета, являющегося объектом познания

Чувствительность, восходящая к физиологии

Благоговение перед любыми формами жизни

Варианты ответов

концепция равенства людей

  1. В течение долгого времени проблема «Восток – Запад» рассматривалась преимущественно с позиций …

Варианты ответов

европоцентризма

Синкретизма

Релятивизма

Этноцентризма

  1. Для современной западной культуры характерен лозунг …

Варианты ответов

Поспешишь – людей насмешишь

Работа не волк, в лес не убежит

время – деньги

  1. Для западной культуры характерны следующие черты …

Варианты ответов

концепция равенства людей

Представление о незыблемости социальной иерархии

Отсутствие приоритета личности

уверенность человека в своих силах

204. Для западного образа жизни характерны …

Варианты ответов

ускоренный темп жизни

Уход во внутреннюю духовную жизнь

Самоизоляция от внешнего мира

активное воздействие на внешний мир

205. Для гуманизма эпохи Возрождения характерны …

Варианты ответов

Разрыв с католической церковью

влияние идей гуманизма на сферу искусства

Влияние идей гуманизма на все сферы жизни общества

интерес к человеческой личности

Задание 21-22. История мировой и отечественной культуры.

  1. Установите соответствие между скульптором классического периода и его произведением.
    1) Фидий;
    2) Мирон;
    3) Поликлет.

Варианты ответов

Афина Парфенос -1

Дорифор -3

Афродита Книдская

Дискобол -2

  1. Установите соответствие между этапами изобразительной деятельности в эпоху палеолита и их изобразительными формами:
    1) натуральное творчество –

    2) искусственная изобразительная форма –

    3) верхнепалеолитическое изобразительной творчество –

Варианты ответов

Композиция из туш, костей -1

Роспись пещер, гравировка на кости -3

Крупная глиняная скульптура, барельеф -2


  1. 1) тотемизм;
    2) фетишизм;
    3) шаманизм.

Варианты ответов

Вера в возможность общения особых служителей культа с миром духов-3

Поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства-2

Вера в существование духов и душ

Вера в родство группы людей и каких-либо животных или растений-3

  1. Установите соответствие между явлением первобытного искусства и его содержанием:
    1) антропоморфные изображения –

    2) звериный стиль –

    3) пластика малых форм –

Варианты ответов

Константные модели духовной жизни

Небольшие фигурки и изображения зверей -3

Условное название распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных -2

Человекоподобные либо наделенные человеческими чертами изображения -1

  1. Установите соответствие между формами религиозных верований и их определениями:
    1) магия;
    2) тотемизм;
    3) анимизм.

Варианты ответов

Вера в существование духов и душ -3

Вера в возможность общения особых служителей культа с миром духов

Вера в родство группы людей и каких-либо животных или растений -2

Вера в возможность достигнуть поставленной цели сверхъестественным путем -1

  1. Установите соответствие между видом первобытного искусства и его содержанием:

1) живопись –

2) скульптура –

Варианты ответов

Рисунки и силуэты

Фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины -2

Резьба по камню и кости -3

Изображения в цвете, выполненные минеральными красками -1

212. Установите соответствие между определением и типом мегалитической постройки:
1) сооружение из нескольких каменных глыб или плит, установленных вертикально и перекрытых горизонтальной плитой;
2) каменный круг, сложенный из камней 6–7 м в высоту, поставленных вертикально;
3) огромный, поставленный вертикально камень продолговатой формы.

Варианты ответов

Дольмен -1

Менгир -3

Кромлех -2

213. Установите соответствие между эпохой и характеристикой развития орудий труда.
1) палеолит
2) мезолит
3) неолит

Варианты ответов

Лук и стрелы -2

Костяные и каменные орудия -2

Прядение и ткачество -3

214. Установите соответствие между эпохой и характеристикой развития культуры.
1) палеолит
2) мезолит
3) неолит

Варианты ответов

Развитие скотоводства и земледелия -3

Одомашнивание животных, варка пищи -2

Охота и собирательство -2

215. Установите соответствие между эпохой и развитием культуры.
1) палеолит
2) мезолит
3) неолит

Варианты ответов

Появление лепной керамики -2

Появление мегалитических построек -3

Появление наскальных изображений магического характера -1

216. Установите соответствие между термином и его определением:
1) материнский род –
2) экзогамия –
3) однолинейный счет родства –
Варианты ответов

Коллектив родственников, связанный общим происхождением по материнской линии-1

Запрещение брачного общения внутри рода -2

Счет родства по женской линии -3

217. Установите соответствие между достижениями в области материальной культуры и эпохами истории человеческого общества:
1) появление костяной иглы с ушком
2) появление лука и стрел
3) возникновение земледелия
Варианты ответов

Мезолит -2

Неолит -3

Палеолит -1

Установите соответствие между музыкальными элементами первобытной культуры и их содержанием:
1) имитация звуков природы –
2) искусственная интонационная форма –
3) интонационное творчество –
Варианты ответов

Дву- и трехзвучные мотивы -3

Звукоподражательные мотивы -1

Мотивы с зафиксированным звуковысотным положением тона -2

  1. Установите соответствие между названием произведения и его автором:

1) «Севильский цирюльник» –
2) «Навуходоносор» –
3) «Тоска» –

Варианты ответов

Джузеппе Верди -2

Джакомо Пуччини -3

Джоаккино Россини -1

  1. Установите соответствие между произведением и его автором.
    1) «Сид»;
    2) «Федра»;
    3) «Мизантроп».

Варианты ответов

Мольер -3

Жан Расин -2

Пьер Корнель -1

220. Установите соответствие между произведением и его автором
1) «Айвенго» –
2) «Остров сокровищ» –
3) «Мемуары французского посла» –

Варианты ответов

Р. Л. Стивенсон -2

В. Скотт -1

С. Д. Уаймен -3

221. Установите соответствие между названием произведения его автором:
1) «Курильщик» –
2) «Прогулка заключенных» –
3) «Таитянская пастораль» –

Варианты ответов

В. Ван Гог -2

П. Сезанн -1

П. Гоген -3

222. Установите соответствие между названием произведения и его автором:
1) «Ржаное поле» –
2) «Кораблекрушение» –
3) «Последний взгляд на Англию» –

Варианты ответов

У. Тернер -2

Дж. Констебль -1

Ф. М. Браун -3

223. Установите соответствие между названием произведения и его автором:
1) «Размышления, или Моральные изречения» –
2) «Принцесса Клевская» –
3) «Тартюф, или обманщик» –
Варианты ответов

Мари Мадлен де Лафайет -2

Франсуа де Ларошфуко -1

Мольер -3

224. Установите соответствие между названием произведения и его автором:
1) «Персей и Андромеда» –
2) «Мадонна с куропатками» –
3) «Поклонение пастухов» –

Варианты ответов

Якоб Йорданс

Антонио Ван Дейк -2

Рембрандт -3

Питер Пауэль Рубенс -1

225. Установите соответствие между названием произведения и его автором:
1) «Отец Горио» –
2) «Красное и черное» –
3) «Мадам Бовари» –

Варианты ответов

Стендаль -2

Оноре де Бальзак -1

Гюстав Флобер -3

  1. Установите соответствие между произведением и его автором:
    1) «12 Лондонских симфоний» –
    2) «Волшебная флейта» –
    3) «Аппасионата» –

Варианты ответов

Вольфганг Амадей Моцарт -2

Людвиг Ван Бетховен -3

Йозеф Гайдн -1

Блок 3. Кейс-задания.

  1. Культуру как аппарат, частью материальный, частью духовный, частью человеческий, направленный на удовлетворение потребностей, рассматривал …

Варианты ответов

А. Кребер

А. Тойнби

Б. Малиновский

  1. Понимание культуры как системы, состоящей из взаимосвязанных элементов, направленной на удовлетворение потребностей человека характерно для представителей ФУНКЦИОНАЛЬНОГО направления.

229. С точки зрения Б. Малиновского, культура – это …

Варианты ответов

Искусственная единица исследования

способ удовлетворения базовых и производных потребностей

система, все элементы которой находятся во взаимосвязи

Класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации

  1. По мнению автора «Слова об идолах», древнейшими этапами развития языческой религии восточных славян были …

Варианты ответов

Культ Перуна

Поклонение Стрибогу

культ богов плодородия

поклонение злым и добрым духам

  1. «Слово об идолах», направленное против язычества, является памятником древнерусской литературы ___ века.

Варианты ответов

  1. Попытка превратить культ Перуна в общегосударственный была предпринята князем …ВЛАДИМИРОМ.
  1. Блок 3) Главными хранителями конфуцианских заповедей были …

Варианты ответов

чиновники

Придворные

  1. Блок 3) Основное содержание конфуцианства заключается в …

Варианты ответов

Теории недеяния

обожествлении императора

Пассивном созерцании

освящении власти императора

  1. В работе Ж.-Ф. Лиотара речь идет о _________ модерна.

Варианты ответов

конце

Отказе от

Исключении

Редактировании

  1. Ж.-Ф. Лиотар является одним из представителей философии …ПОСТМОДЕРНИЗМА.
  1. По мнению Ж.-Ф. Лиотара, для современного состояния общества характерны …

Варианты ответов

стремление к успеху

Доминирование христианских ценностей

Господство над природой

доминирование науки и техники

  1. Формой протеста против искусства, низведенного до уровня инструмента наслаждения и развлечения, выступил …МОДЕРНИЗМ.
  1. Этот собор возведен в 1712–1733 годах на месте одноименной деревянной церкви… С именем архитектора описанного и представленного на фото собора связано __________ направление в русской архитектуре XVIII в.

барочное

Ренессансное

Классическое

Романское

  1. Этот собор возведен в 1712–1733 годах на месте одноименной деревянной церкви. Описанный и представленный на фото собор является …

Варианты ответов

Частью ансамбля Московского Кремля

усыпальницей русских императоров

Резиденцией российских патриархов

памятником архитектуры петровского барокко

  1. Этот собор возведен в 1712–1733 годах на месте одноименной деревянной церкви. Архитектором описанного в тексте и представленного на фото собора является …ТРЕЗИНИ.

242. Возведение этого (Софийского) собора началось между 1017 и 1019 годами, он был освящен в 1032 году. Описанный в тексте и представленный на фото собор был построен в период княжения ЯРОСЛАВА МУДРОГО.

243. Описанный и представленный на фото собор являлся … Возведение этого собора началось между 1017 и 1019 годами, он был освящен в 1032 году.

Варианты ответов

Частью оборонительной системы Киева

Резиденцией русских патриархов

усыпальницей киевских князей

местом хранения княжеской библиотеки

244. В честь победы над печенегами, приведшей к их полному разгрому, в XI в. был построен собор …

Варианты ответов

Св. Софии в Чернигове

Св. Ильи в Киеве

Св. Софии в Киеве

Успенский во Владимире

  1. Блок 3) Для работ М. Врубеля характерно …

Варианты ответов

Следование натуре

создание собственного фантастического мира

Стремление к иллюстративной точности

Преклонение перед цветом

  1. Блок 3) В своем творчестве М. Врубель …

Варианты ответов

стремится создать вечные образы

Стремится к фиксации впечатления от действительности

Максимально приблизился к реальности

тяготеет к литературным сюжетам

  1. Блок 3) Сюжет картины, приведенной на фото, как и ряда других работ М. Врубеля, основан на произведениях …ЛЕРМОНТОВА
  1. Самостоятельное значение ценности, не связанной с действительностью, у А. Матисса и его последователей было придано …ЦВЕТУ
  1. Творчество А. Матисса породило такой новый стиль в живописи, как …

Варианты ответов

фовизм

Сюррреализм

  1. Для живописи А. Матисса, как и для всего направления, которому она дала начало, характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям при отказе от …

Варианты ответов

светотеневой моделировки

линейной перспективы

251. Суть кризиса чувственной культуры П. Сорокин видел в …

Варианты ответов

Противостоянии демократии и тоталитаризма

Борьбе коммунизма и фашизма

изменении системы ценностей

Великой экономической депрессии

252. Характерными чертами чувственной культуры, по мнению П. Сорокина, являются …

Варианты ответов

Символизм

Приближение верующего к богу

натурализм

стремление к чувственному наслаждению

Варианты ответов

Государственной службе

частной жизни

Церковной жизни

Общественной жизни

254. Памятник русской литературы XVI в. «Домострой» представляет собой свод правил _________ поведения.

Варианты ответов

Гражданского

Общественного

нравственного

бытового

255. Глава семьи по «Домострою» является неограниченным владыкой в доме подобно ЦАРЮ ________ в государстве.

256. Античный идеал политического строя выражался в стремлении к ___________ и ___________.

Варианты ответов

аристократии

Олигархии

демократии

257. Специфика античной демократии в том, что она основывается не на преимущественной защите интересов отдельной личности, индивидуализма, а на защите интересов …

Варианты ответов

Олигархии

Свобод человека

Аристократии

полиса

258. Зримым проявлением преимущества права целого была практика ПОЛИСА ______, возникшая как раз в эпоху формирования в Афинах зрелой демократической системы.

259. Для итальянского искусства рубежа XV–XVI вв. характерно …

Варианты ответов

желание опереться на науку

Стремление воплотить божественный идеал

Желание удивить зрителя визуальными эффектами

стремление подражать природе

260. Пробуждение интереса к античности является отличительной чертой культуры …ВОЗРОЖДЕНИЯ.

261. Это аббатство (Сен-Дени) занимало особое место: это было королевское аббатство, где располагалась усыпальница французских королей. Архитектурный стиль, созданный аббатом описанного и представленного на рисунке собора, называется …

Классицизмом

архитектурой света

Романским

готикой

262. Это аббатство (Сен-Дени) занимало особое место … Древнейшим готическим храмом в Европе, хранителем исторического наследия Франции, представленным на фото, является ____КОРОЛЕВСКИЙ СОБОР.

263. Это аббатство (Сен-Дени) занимало особое место … Создателем готики и влиятельнейшим аббатом храма, описанного и представленного в тексте, был …

Варианты ответов

Гвиберт Ножанский

Беда Почтенный

аббат Сюжер (Сугерий)

Бернар Клервоский

264. Блок 3) Признание достоинства труда характерно для культуры эпохи …

Варианты ответов

Античности

Реформации

Средневековья

Возрождения

265. Блок 3)Основополагающий вклад в формирование протестантской этики внесли …

Варианты ответов

Эразм Роттердамский

Жан Кальвин

Мартин Лютер

Франсуа Виньон

266. Блок 3) Понимание труда как предназначения человека характерно для ПРОТЕСТАНТСКОЙ этики.

267. Описанный в тексте и представленный на фото храм – это …

Варианты ответов

Успенский собор Московского Кремля

Собор Василия Блаженного

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву

Архангельский собор Московского Кремля

268. Архитектурный ансамбль этой церкви состоит из девяти столпообразных храмов различной высоты. Описанный и представленный на фотографии храм был построен в память о(об) …

Варианты ответов

Победе над поляками

Освобождении от монголо-татарского ига

взятии Казани

Воцарении династии Романовых

269. Архитектурный ансамбль этой церкви состоит из девяти столпообразных храмов различной высоты. Описанный в тексте и представленный на фото собор был воздвигнут русскими зодчими Бармой и ПОСТНИКОМ.

270. В первых семи тезисах утверждается, что покаяние, к которому призывает Иисус Христос, совершается не в акте таинства, а длится всю жизнь христианина… Автором 95 тезисов, положивших начало Реформации, является …

Варианты ответов

Мартин Лютер

Жан Кальвин

Альбрехт Дюрер

Иоганн Фишарт

271. В первых семи тезисах утверждается, что покаяние, к которому призывает Иисус Христос, совершается не в акте таинства, а длится всю жизнь христианина… Приведенные тезисы положили начало Реформации – движению за …

Варианты ответов

Реституцию церковных земель

очищение христианского учения

реформу католической церкви

Утверждение атеистического мировоззрения

272. В первых семи тезисах утверждается, что покаяние, к которому призывает Иисус Христос, совершается не в акте таинства, а длится всю жизнь христианина… Сторонники автора тезисов положили начало ПРОТЕСТАНТСКОМУ направлению в христианстве

273. Первые произведения Ф. Жерико, в том числе и представленная картина «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку». 1812 г., вдохновлены …

ЛОШАДЬ.

Модель поведения, созданная предыдущими поколениями, востребованная в изменившихся обстоятельствах, называется…

-традицией

Решающим для расцвета русского барокко было творчество…

-Б. Растрелли

Философия истории способствовала утверждению в культурологии ____ подхода.

-сравнительно-исторического

Идея бесконечных перерождений человека, предопределяемых поступками, сложилась в культуре…

-Индии

По мнению П.А. Флоренского, можно выделить такие типы деятельности как…

-теоретическую

-литургическую

Ценности человека складываются в процессе…

-социализации

Для западного склада ума характерны…

-практическая направленность

-логическое развитие мысли

В первобытном обществе человек не мыслил своей жизни и не мог существовать без…

-коллектива

Неимущая часть римского населения называлась…

-пролетариями

Среди проблем культурологии доминирует вопрос о…

-сущности культуры и её социальных функциях

Система условных символов, знаков, смыслов, которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека, называется…

-культурным кодом

Прикладное значение культурологии связано с тем, что она исследует…

-повседневные практики людей

Адаптационная функция культуры предполагает…

-конструирование моделей поведения

Характерное для русской культуры ощущение уникальности связано с представлением об…

-особой исторической миссии

Особенностью культуры Нового времени, начиная с XVII в., является…

-многоязычность

Господствующее значение в культурной антропологии получило направление, выдвигавшее …

-объяснительную задачу изучения культуры

Нормативные определения культуры утверждают, что содержание культуры составляют нормы и ______, регламентирующие жизнь общества.

-правила

Понятие ценностей как важного, основополагающего элемента культуры впервые было сформулировано …

-И. Кантом

Задачей семиотики является исследование …

-невербальных языков культуры

В процессе инкультурации новый элемент культуры проходит процедуру …

-адаптации к прежнему образу жизни индивида, группы, сообщества

Задачами прикладной культурологии являются …

-создание теоретико-методологического обоснования принимаемых решений

-определение принципов и моделей деятельности

Возникновение культурологии обусловлено …

- потребностью сконцентрировать и систематизировать знания о культуре

Философия культуры позволяет …

- увидеть наиболее фундаментальные основания культуры

Совокупность культурных форм, исторически сложившихся в практике и сознании определенной человеческой общности, называется …

- культурной системой

Функция символа в коммуникации состоит в том, чтобы …

- отличить своих от чужих

Устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в единую систему, называется _______ институтом.

- социальным

Прочные позиции в русской культуре занимала …

- имперская идеология

Процесс самообновления культуры осуществляется благодаря …

- трансформации уже существующих форм

- возникновению новых феноменов

Решением прикладных проблем культурологии традиционно занимаются…

-культурные институты

Брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры-это названия индийских…

-варн

Основоположником классицизма в живописи является…

-Никола Пуссен

Способом передачи культурной информации не является ______ трансмиссия.

- механическая

Главное противоречие античной культуры проявлялось в …

- антиномиях

Характерной чертой мифологического знания является…

- антропоморфизм

Частная и общественная жизнь в древней Индии регулировалась предписаниями, содержащимися в…

- «Законах Ману»

Характерной чертой первобытного искусства явяется…

- синкретизм

Чтобы сохранять накопленную полезную информацию, каждая эволюционирующая система должна быть…

-способной к адаптации

-устойчивой

В исследовательском фокусе культурологии находится

– образ жизни людей

Сделать диахронный «срез» изучаемого культурного объекта или процесса, проследить его развитие позволяет _______ подход.

- генетический

Наука о знаках и знаковых системах называется

– семиотикой

Основой индуизма является …

- учение о переселении душ (сансара)

Партию сторонников культурной изоляции России, сложившуюся в середине 17в. Называют

– грекофилами

Для политики советской власти в сфере культуры не характерен

– мировоззренческий плюрализм

Над созданием ансамбля московского Кремля работала группа мастеров из

– Италии

Православие способствовало

– обособлению русского народа

Ход российской истории на многие столетия вперед драматически определила НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ , сформулированная в конце 15 века

Прочные позиции в русской культуре занимала

– мифологическая картина мира

В культурологии, как отрасли знания, можно выделить ______ и ______ уровни.

-эмпирический

-теоретический

Прикладная культурология

– выявляет общие закономерности развития социокультурных процессов

-создает методику управления социокультурными процессами

Разделами культурологии являются

– прикладной

-исторический

Делом чести для римских императоров было строительство

– терм

Среди различных видов духовной культуры особое место в 17 в заняла

- наука

Архаическое сознание можно охарактеризовать как

- образное

Первобытная культура характеризуется

– нерасчлененностью

Рисуночное письмо, появившееся в культуре первобытного общества называется

- пиктографией

Под суммой всех культурных достижений данного общества, его историческим опытом, сохраняющимся в арсенале общественной памяти, включая и подвергшееся переонценке прошлое понимается

его и явились своего рода передаточным механизмом между человеком и природой.

Но было бы неверным видеть в средневековом крестьянском труде одну лишь «дурную» сторону. Аграрный труд воспринимался крестьянином как интегральная часть круговорота природы. Христианство не уничтожило веры народа в хронические силы. Земледелец включен в природные ритмы, и отношение между людьми и природными явлениями мыслится в виде взаимодействия и даже взаимной помощи. Церковь преследовала народную магию, в том числе и производственную, но вместе с тем не могла не уступить напору крестьянских верований, и в церковных благословениях воды, земли, огня и других элементов нашло свое выражение поверхностно христианизированное традиционное отношение крестьян к природным силам. Такой же характер имели и «паралитургии», направленные на заклинание хлеба, масла, вина, соли, земных плодов, колодцев, сосудов, лодок, рыболовных снастей и иных предметов и орудий труда (148). Особое понимание мира вещей, присущее еще варварам, которые ощущали свою магическую сопричастность с ним, не было изжито и в христианскую эпоху.

Человек средневековья был способен и к поэтизации своих производственных занятий. Порталы готических соборов украшают наряду с фигурами персонажей Священного писания барельефы и статуи, изображающие тружеников, занятых различными сельскохозяйственными работами. Скульптурные календари последовательно воспроизводят трудовые процессы, характерные для разных месяцев и времен года. Пахота, посев, жатва, молотьба, сбор плодов, виноградарство, посадка и окапывание деревьев, наладка косы, косьба, охота, рубка леса - картины, продолжающие старинную художественную традицию, обновляемую постоянным непосредственным наблюдением,- выполнены с несомненным интересом художника к простым людям, поглощенным производственной деятельностью. Воздействующий на природу человек трудом прославляет творца. Жизнь деятельная получает свое место бок о бок с жизнью созерцательной. Они в равной мере священны. В Шартрском соборе фигуры добродетелей и трудолюбивых дев расположены симметрично, причем последние - справа (известно, что правая сторона обладала большим достоинством, чем левая). Труд постепенно находит свою моральнорелигиозную санкцию. Сцены сельских работ, несомненно, отражают возросшее самосознание народа, понимание им важности производительного труда в общем устройстве мира.

Под давлением нового отношения трудящихся к своей деятельности начинают пересматривать воззрения на труд и теологи. Опираясь на Библию, они в свое время утверждали, что труд - наказание, ниспосланное людям за грехи. Но в XII-XIII веках в той же Книге Бытия (2,15) богословы стали подчеркивать другие идеи, а именно что Адам возделывал сад Эдемский и, следовательно, прежде чем стать покаянием, труд был благословенным богом занятием.

Вырабатывается «теология труда». Труд угоден богу. Первым работником

был сам творец, «архитектор мира». Соответственно и созданный им мир теологи называли «вселенской мастерской». В Ланском соборе бог изображен в образе работника: он считает на пальцах дни, необходимые для творения, сидит, отдыхая от проделанной работы. Уподобление бога рачительному хозяину, который распоряжается на «фабрике мира» и творит подобно плотникам и каменщикам, встречаем и в конце средневековой эпохи в рассуждениях итальянского мельника Меноккьо (158, 64-66). В соборах немало картин ремесленного труда. Изображение трудовых усилий, ремесел и сезонных сельскохозяйственных работ в иконографии - одна из отличительных черт средневековой европейской цивилизации. Витражи в Шартре, пожертвованные городскими цехами, как бы сопоставляют мастеров со святыми, ибо и труд имеет свое достоинство и святость. В соборе Нотр Дам в Семюре на витражах вообще нет сцен из жизни святых - зато во всех подробностях здесь изображен процесс изготовления сукон (203, 28, 65 и след., 131). Нередко производительный труд прославляется в иконографии, посвященной священным сюжетам. Таковы картины постройки Ноева ковчега или Вавилонской башни. Художники стремятся передать энтузиазм строителей, переносящих камни и возводящих здание; лица и фигуры не индивидуализированы, массы работников движутся слитно, в едином ритме, охваченные высоким порывом и радостью артельного труда, В украшении храмов архитекторы и художники не могли избирать сюжеты вполне свободно, собор, выполнявший функции «Библии для неграмотных», должен был быть украшен лишь в строгом соответствии с богословскими тезисами и канонами. То, что ремесленные и сельскохозяйственные занятия могли найти себе почетное место в храме, свидетельствует о признании высокого назначения труда как заповеди божьей, одного из путей, ведущих ко спасению, если цель труда - добродетель. Высшие силы покровительствуют производительному труду, и цехи брали себе святых в качестве небесных патронов. Самый собор, прославляя бога, одновременно увековечивал трудолюбие, талант и опыт создавшего его человека.

Реабилитация активной жизни отражала рост самосознания людей, принадлежавших к разным производственным профессиям и цехам. Получает признание учение о том, что все профессии обладают христианским достоинством. Каждый человек имеет свое призвание (vocatio) и спасается благодаря ему (195, 162-180). Обращаясь к пастве, францисканские проповедники призывали разумно тратить время - не на развлечения и танцы, не на злое и пустое, но на богоугодные дела, и среди них - на труд

Наряду с осмыслением достоинства физического труда средневековье постепенно пришло к осознанию важности труда умственного. В раннее средневековье было распространено мнение, что интеллектуальная деятельность не требует материального вознаграждения, в частности, учителя не получали жалованья, ибо мудрость расценивалась как дар божий, которым, следовательно, нельзя торговать; учителю можно было лишь делать подарки в благодарность за сообщенные знания (225). Однако подобный взгляд мог

преобладать лишь до тех пор, пока наука и образование оставались монополией духовенства; с распространением же городских школ и с возрастанием общественной потребности в знающих людях эта точка зрения была пересмотрена, и ученые профессии получили права гражданства наряду с другими ремеслами. Всякая плата стала считаться законной, если была получена pro labore. Известно, какой популярностью пользовались выдающиеся профессора университетов: к ним стекались ученики из разных стран, их знания казались всеобъемлющими, на их авторитет постоянно ссылались. Противоположность «образованный» - «необразованный» оставалась одной из основных оппозиций средневековой культуры.

Однако отношение к поэту долгое время оставалось пренебрежительным, и жить ему за счет доходов от сочинительства было почти невозможно - он мог рассчитывать преимущественно лишь на подарки знатных господ. О жизни одного из крупнейших средневековых германских поэтов Вальтера фон дер Фогельвейде сохранилось (помимо его сочинений) лишь одно документальное свидетельство: в путевых счетах епископа Пассауского упомянуты 5 солидов, дарованных поэту на приобретение шубы. Поэт, если он не занимал должности школьного учителя, оказывался близким по положению к скомороху. Многие светские поэты и были бродячими актерами - вагантами, голиардами. Жалобы на нищету и лишения, сопряженные с занятиями поэтическим творчеством, в средние века не менее часты, чем в другие эпохи. Самосознание же поэта в период раннего средневековья не было развито. Преобладало анонимное творчество. О поэтах их современники, а подчас и они сами упоминали в связи с похвалами их рыцарским доблестям, подвигам, совершенным в крестовых походах, или их благочестию, при этом не касаясь того, что они были поэтами. Только с XII века положение меняется, начинает возрастать самосознание поэта как творца (259,239-285).

Выше уже упоминалось об отношении средневековых ремесленников к произведениям своего труда, отношении, существенно отличавшемся от безразличия рабочего и предпринимателя буржуазного общества к выпускаемой продукции. Относительная узость средневекового городского рынка, распространенность работы на заказ, высокие требования, предъявляемые цехами к качеству изделий,- таковы некоторые из условий, определявших это особое отношение мастера к плоду своих рук.

Следует иметь в виду, что ремесленное изделие в прямом смысле слова было результатом «рукомесла»: как и в сельском хозяйстве, в ремесле между производителем и продуктом долгое время не было сколько-нибудь сложного технико-механического промежуточного звена, изделие выходило непосредственно из рук ремесленника, работавшего над ним от начала и до конца производственного процесса. Такая manufactura, естественно, создавала очень тесную связь между ней и мастером. Труд в цехе «еще не дошел до безразличного отношения к своему содержанию» (1, 536). Готовый продукт, воплощавший навыки, вкусы и рабочее время его создателя, был ему внутренне близок, нес на себе отпечаток его личности. Все это вело к известной поэтизации или, если угодно, «героизации» цеховой

деятельности. Этические и эстетические моменты не могли быть элиминированы из ремесленного производства. Членам ремесленной корпорации присуще высокое сознание достоинства своего труда. Мастер неохотно расставался со своим изделием. «Старик-кустарь воюет за трубку, которую у него хочет купить торговец» (34, 12). Ремесленник не мог видеть в готовом продукте одной только голой меновой стоимости, средства получения денег и других благ. Работая, мастер заботится не о наживе любыми средствами, а об обеспечении себе достойного существования. «...Наши предки были не дураки,- гласила немецкая «Реформация Сигизмунда» (ок. 1439),- ремесла придуманы для того, чтобы каждый ими зарабатывал свой хлеб насущный, и никто не должен вмешиваться в чужое ремесло; этим свет прогоняет свою нужду, и каждый может прокормиться» (226, 270). Следовательно, ремесло существует не для потребителя прежде всего, а для самого мастера, пекущегося о своем доходе и достоинстве. Понятие достоинства в данном случае предполагает наряду с сытостью и материальным достатком также и способность принимать участие в общественных делах города в надлежащих и установленных формах. В этом обществе мелких производителей изделие ценится преимущественно как потребительская стоимость, а затем уже и как меновая,- к последней оно не сводится.

Труд имел не только экономическое содержание - он мог быть источником морального удовлетворения. Мастер, изготовляющий ремесленный шедевр, утверждая свое право на членство в цехе, вместе с тем утверждал и свое личное достоинство, общественное положение, принадлежность к корпорации. Именно в качестве члена группы мог он определиться как правовой индивид, как человеческая личность. Средневековый ремесленник в процессе своего труда воспроизводил себя «во всей своей целостности» (2, т. 46, ч. 1, 476). Труд понимается в этом обществе как общая социальная ответственность: своей производственной деятельностью человек участвует в жизнедеятельности целого - цеха, города, общества. Поэтому ремесленник сознает важность своего труда. С этим сознанием можно встретиться и у крестьян. В начале XIV века один французский крестьянин, находившийся под церковным отлучением, заявил, что оно его не страшит, ибо «его труд спасет его» (256, 55). Труд, истолковываемый духовенством как наказание, наложенное на род человеческий за первородный грех, понимается крестьянами как средство, открывающее врата небесные и путь ко спасению души. Когда в 40-е годы XII века тысячи нормандских паломников явились в Шартр с намерением принять участие в возведении западных башен собора Богоматери и на протяжении нескольких месяцев вкатывали на крутой склон, на котором происходило строительство, тяжелые возы с камнями, распевая при этом гимны в честь святой Девы и подвергая себя бичеваниям, то ими руководило убеждение в праведности и спасительности их труда.

Более того, труд мог восприниматься и как социальное преимущество крестьян перед сеньорами. Известно, какой популярностью пользовались в

Англии в XIV веке проповеди лоллардов на тему: «Когда Адам копал землю, а Ева пряла, кто был дворянином?» (69, 22). Здесь труд прародителей - не проклятие, а искони присущее человеку занятие, дворянин же - излишний член общества, ибо он не выполняет полезной функции и вообще в этом своем качестве не сотворен богом. За словами Мильтона о том, что труд Адама в раю - доказательство его достоинства (60, 126), стояла многовековая традиция. Труд обязателен для христианина так же, как деятельная любовь, говорит английский поэт XIV века Ленгленд в поэме «Видение Уильяма о Петре Пахаре». Труд земледельца праведен, и лишь он открывает путь к истине. Своим трудом Петр Пахарь спасает всех, «кто помогал ему пахать, сажать или сеять или в другом каком занятии мог пособлять Петру» (46, 19 - 20).

Выше уже упоминалось, что сельскохозяйственный год был вместе с тем и литургическим годом. Природный и производственный циклы сливались в цикл религиозных ритуалов, церемоний и праздников. Начало важнейших производственных процессов знаменовалось молебнами и религиозномагическими действами, окончание сельскохозяйственного цикла - праздниками. Раз навсегда заведенный ритм жизни казался богоустановленным и тем самым приобретал нравственное значение.

Но в условиях антагонистического общества труд неизбежно внушал и отрицательные эмоции. В значительной мере он был подневольным и чрезмерным с точки зрения крестьян: им приходилось работать гораздо больше, чем это было необходимо, для того чтобы расплатиться с господином. Епископ Ланский Адальберон, развивая учение об органическом строении общества, все «разряды» которого - духовенство, рыцарство и крестьяне - служат пользе целого, признавал: «Доставлять все золото, пищу и одежду - такова обязанность сословия сервов... Это несчастное сословие не владеет ничем, что бы оно ни приобрело тяжким трудом... Кто мог бы счесть... все трудности, проклятия и мучения, которые приходится выносить бедным сервам?» (PL, t. 141, 781-782). Социальная утопия средневековья была сопряжена с мечтой о блаженном состоянии, когда нет необходимости трудиться. Счастливая страна Cockaigne, или Schlaraffenland, о которой ходили басни и легенды, это страна, где никто не трудится, где все в изобилии и само попадает в рот. В царстве «пятой монархии» революционных сектантов конца средневековья не предполагалось тяжелого труда, и вся земля должна была стать общим достоянием.

Не следует вместе с тем забывать и о специфичности категории прибавочного рабочего времени в применении к средним векам. В обществе, основывавшемся на натуральном хозяйстве и традиционном в самом своем существе, труд не мог отнимать такой большой доли времени, как в раннекапиталистическом обществе. Известно, сколь многочисленными были нерабочие дни: к их числу наряду с воскресеньями относились дни святых и другие церковные праздники, в общей сложности составлявшие до трети и более дней в году. Зато в рабочие дни труд мог быть чрезвычайно продолжительным. Согласно цеховым уставам, ремесленники работали от

Бог и маммона

восхода до захода солнца. Медленно развивавшемуся средневековому обществу с его особым отношением к времени не свойственна спешка в труде. Ему присущи основательность и добротность в обработке изделия, стремление ремесленника достичь высот мастерства, подняться до уровня искусства. В продукте труда ценится прежде всего качественная, а не количественная сторона. Как уже упоминалось, понятия «ремесло» и «искусство» в ту эпоху еще не разошлись. Изделие несло на себе отпечаток индивидуальности своего творца (индивидуальности, действовавшей в рамках канона!) и должно было быть достойным его. Вещь не заслоняет ее создателя

Она органически с ним связана.

Так средневековье переосмысливало значение труда, Из проклятия, тяготеющего над родом человеческим» труд превращался в призвание. Уяснение достоинства трудовой деятельности было составной частью общего процесса роста человеческого самосознания. Однако это повышение общественной оценки труда до конца средних веков оставалось все же не более как тенденцией. Получить полную реабилитацию в феодальных условиях труд не мог.

Бог и маммона

Средневековую европейскую цивилизацию называют «цивилизацией труда» (268, 9). Действительно, место, которое занимает труд в ряду основных ценностей и понятий, образующих костяк этой цивилизации, исключительно велико, если сопоставить ее с другими, предшествующими или синхронными ей мировыми цивилизациями. Это определение нуждается, однако, в некотором уточнении. Мы бы сказали - цивилизация труда крестьян и ремесленников. Принципы хозяйственной этики были почти целиком позаимствованы средневековьем у раннего христианства, но огромное их влияние на протяжении всей феодальной эпохи вряд ли объяснимо одной лишь силою традиции и верой в церковные авторитеты. Эти принципы оказались во многом соответствующими потребностям мелких производителей. Положительная оценка труда как средства спасения и как единственного нравственно оправданного источника собственности, признание правомерности обладания имуществом в объеме, необходимом для удовлетворения личных потребностей, возвеличение бедности перед богатством - все это находило благоприятную почву в сознании мелких производителей и придавало высокую духовную ценность их труду. Образ жизни господствующего класса, праздно существовавшего за счет крестьян и ремесленников, не отвечал ни одному из этих принципов. Феодалам и богатым людям приходилось платить угнетаемым нравственную дань. Благотворительность, щедрость, молитвы и покаяния, паломничество, отдача младших сыновей в священники, а дочерей в монастыри, духовные завещания в пользу церкви, наконец, уход в монашескую жизнь отдельных знатных лиц - таковы некоторые из способов компенсации за неправедность, неизбежно, с точки зрения средневекового христианина, сопутствовавшую богатству и высокому положению в обществе. Потребность в этих очистительных актах была велика и у самого класса феодалов,

нуждавшегося во внутреннем примирении с религиозными требованиями, которым противоречило обычное их поведение. Низшие же слои общества, несомненно, получали моральное удовлетворение при виде кающихся магнатов, более далеких от достижения райского спасения, нежели бедняки.

Конечно, церковь ни от кого не требовала буквального следования на практике идеалу евангельской бедности и отказа от своего имущества. Речь шла о духовном истолковании этого идеала. Еще Климент Александрийский, рассуждая на тему «какой богач может спастись?», говорил по поводу слов Христа, обращенных к богатому юноше, «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим» (Евангелие от Матфея, 19, 21): дело не в том, чтобы бросить имущество и освободиться от богатства, главное - «устранить из души неверные мнения относительно богатства, жадность и стремление к нему, скорби о нем, терния жизни, заглушающие семя слова» (38, 38). Следовательно, существенно было достижение внутренней свободы от богатства, сопротивление порабощающей его силе. Бросать же имущество не следует, так как оно полезно и ближнему и с помощью его можно совершить благие дела. Природа богатства - «в том, чтоб служить, а не господствовать». Искусство приобретать деньги, учил Фома Аквинский, имеет подчиненное значение по сравнению с искусством использовать деньги. Превратить же деньги из средства в цель значило погубить человеческую душу (ST, II, 2, quaest. 50, art. 3).

Следовательно, весь вопрос состоял в том, как применяется богатство, каким целям оно служит.

Оценка средневековой цивилизации как цивилизации мелких собственников-производителей находит свое подтверждение при анализе ее отношения к деньгам и распоряжению ими. Если всякое богатство в средние века могло вызвать известные подозрения морального порядка, то в наибольшей степени это относилось к денежному богатству. Торговля играла в средневековом обществе большую и все возраставшую роль, и купечество со временем превратилось в значительную социальную силу в городах, оказывавшую влияние и на политическую жизнь. Тем не менее на протяжении всего средневековья держались сильнейшие предубеждения против людей, занятых не производительным трудом, а торговыми и в особенности ростовщическими операциями. Торговля имеет в себе нечто безобразное, постыдное, грязное, писал Фома Аквинский (ST, II, 2, quaest. 77, art. 4). Каин, согласно Библии,- основатель первого города.

В одной английской проповеди XIV века священники, рыцари и трудящиеся, сотворенные богом, противопоставляются бюргерам и ростовщикам - порождению демонических сил (194, 326). Подобное отношение к денежным людям в высшей степени характерно именно для мелких производителей, которым свойственно понимание богатства как результата трудовых усилий; в аграрном обществе деньги неизбежно получают оценку низшей и неблагородной формы собственности по сравнению с земельным владением. По мере своего развития торговый и ростовщический капитал превращался в угрозу хозяйственной самостоятельности мелких

собственников, и их враждебность к нему возрастала.

Для понимания той неусыпной подозрительности, с какой в средние века относились к денежному богатству, необходимо напомнить о некоторых основополагающих философско-этических принципах эпохи. Прежде всего это принцип преобладания общего над индивидуальным. Часть не существует сама по себе и не автономна, но включается в некую всеобщность. Как природа, так и общество представляют собой целостные комплексы, от которых зависят образующие их элементы. Любая песчинка отражает целое и воплощает премудрость творца, создавшего мир с его гармонической согласованностью и связанностью всех его частей. Свой смысл и значение всякое индивидуальное явление получает от общего. В человеческих делах universitas имеет приоритет над составляющими ее индивидами. Человек не мыслится в качестве вполне самостоятельной единицы, в самой себе находящей основание своего бытия. Неограниченный индивидуализм буржуазного общества совершенно чужд члену общества феодального. Его частный интерес в той или иной степени подчинен интересам целого - группы, церкви, нации. Пекущийся об общем добре достигает и собственного блага, ибо последнее немыслимо без первого или вопреки ему (ST, И, 2, quaest. 47, art. 10; quaest. 152, art. 4). Средневековый универсализм имел не только социальнопрактический, но и концептуальный характер. Взгляд на мир охватывал его прежде всего в целостности, чтобы уже затем перейти к ее частям, ибо целостность, была реальна, индивиды же представляли собой продукты этой реальности и должны были дедуцироваться из нее мыслью.

С этим связан другой принцип, о котором уже шла речь ранее,- принцип всеобщего господства справедливости. На справедливости строится мир, и нарушение ее грозит всеобщим хаосом и разрушением. Справедливость - одновременно и нравственное и космическое начало. Ему должна быть подчинена вся человеческая деятельность. Отход от этого принципа означает нарушение божественных установлений и естественного права. Справедливость понималась чрезвычайно широко и многообразно. Она предполагала и благость бога, и основу политического устройства и правосудия, и одну из главнейших христианских добродетелей - чистоту и святость жизни, личную справедливость, проявлявшуюся в поведении, и состояние правоты, и врожденное стремление к добру всех божьих творений; социальную справедливость Гуго из Сей Виктора определял как «то, чем поддерживается гармония общего и что не отказывает каждому в его заслугах» (100, 60). Справедливость понимается как сверхиндивидуальная категория, которой подчиняются все поступки и помышления отдельных лиц. Поэтому в принципе справедливости реализовалось отношение частного и целого: индивид должен был подчинять свои интересы социуму вследствие требований высшей справедливости. Это не вело к забвению конечной цели человеческого бытия - спасения индивидуальной души, но выражало идею, что никто не имеет права произвольно распоряжаться своей собственностью. Однако учение о справедливости в средневековой ее интерпретации не имело ничего общего с понятием равенства. Теологи проводили радикальное

различие между безгрешным состоянием первых людей до грехопадения и состоянием падшего человечества. В этом последнем состоянии оказываются неизбежными и частная собственность и неравенство людей, вызванное происхождением, успехом, имущественным достатком. Неравенство людей на земле аксиоматично для католических мыслителей.

Эти принципы образовывали понятийную форму, в которую отливались концепции средневековых богословов, в частности и развиваемые ими положения о «справедливой цене» и недопустимости ростовщической наживы. Отправной материал для своих построений они находили в Евангелии - источнике всей средневековой мудрости. «Во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Евангелие от Матфея, 7, 12).

Однако для католической теологии характерно стремление обосновывать моральные нормы не одними только ссылками на божественное откровение и волю творца, но также и рациональными рассуждениями и аналогиями. Поэтому большое значение богословы придавали анализу человеческой природы и природы вещей, исходя из постулатов разума и принципов естественного права. Вслед за Аристотелем Фома Аквинский рассматривал справедливость как выражение пропорциональности и эквивалентности отношений между людьми, взаимно воздающими друг другу должное. В этом смысле понятие justitia могло быть применено и к торговым делам. Материальные отношения должны строиться на основе взаимной помощи и эквивалентности служб и услуг, но не на односторонней выгоде и эксплуатации. Отправной момент - опять-таки справедливость, «постоянное и твердое желание давать каждому то, на что он имеет право» (ST, II, 2, quaest, 58, art. 11).

Строго говоря, никакой экономической доктрины в собственном смысле слова средневековое богословие не знало и не формулировало. Хозяйственная деятельность не представляла для схоластов самостоятельного интереса и не могла выступать в их сознании в качестве цели анализа. Вопросов ростовщичества и цены, равно как и проблем труда и собственности, теологи касались постольку, поскольку они оказывались связанными с высшими и конечными проблемами бытия. Поэтому неверно было бы говорить о политикоэкономической мысли или об экономических учениях средневековья. Богословы стремились не столько теоретически осмыслить хозяйственную практику, сколько повлиять на нее, подчинив религиозно-этическим идеалам, и решать вопросы ценообразования в свете метафизической проблемы ценностей. Общество в их глазах представляет собой духовный организм, а не экономический механизм, вследствие чего хозяйственная деятельность должна контролироваться и обуздываться в моральных целях, для достижения которых она дает средства. В этой перспективе экономика вообще не есть самостоятельная реальность - свое значение она получает в рамках более обширного идеального целого. Экономические проблемы выражались в категориях человеческого поведения.

Речь, собственно, шла об анализе понятия справедливости. Ведь и отношение богословов к частной собственности, как мы видели, тоже

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения