Основная идея на руси жить хорошо. Поэма «Кому на Руси жить хорошо. Кто главный герой поэмы

В феврале 1861 года в России было отменено крепостное право. Это прогрессивное событие сильно всколыхнуло крестьян и вызвало волну новых проблем. Главную из них Некрасов описал в стихотворении «Элегия» , где есть афористичная строка: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». В 1863 году Николай Алексеевич начал работать над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» , в которой затрагиваются проблемы всех слоев населения страны после отмены крепостного права.

Несмотря на довольно простой, фольклорный стиль повествования, произведение является достаточно сложным для правильного восприятия, поскольку в нем затрагиваются серьезные философские вопросы. На многие из них Некрасов искал ответы всю жизнь. Да и сама поэма, которая создавалась долгих 14 лет, так и не была завершена. Из задуманных восьми частей автор успел написать четыре, которые не следуют одна за другой. После смерти Николая Алексеевича издатели столкнулись с проблемой: в какой последовательности публиковать части поэмы. Сегодня мы знакомимся с текстом произведения в том порядке, который предложил Корней Чуковский, скрупулезно работавший с архивами писателя.

Некоторые современники Некрасова утверждали, что идея поэмы возникла у автора еще в 50-е годы, до отмены крепостного права. Николай Алексеевич хотел уместить в одно произведение все, что знал о народе и слышал от многих людей. В какой-то мере это ему удалось.

Для поэмы «Кому на Руси жить хорошо» подобрано много жанровых определений. Одни критики утверждают, что это «поэма-путешествие», другие отзываются о ней как о «Русской Одиссее». Сам автор считал свой труд эпопеей , поскольку здесь изображена жизнь народа в переломный момент истории. Таким периодом может быть война, революция, а в нашем случае – отмена крепостного права.

Автор стремился описывать происходящие события глазами простых людей и с применением их лексики. Как правило, в эпопее нет главного героя. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» вполне отвечает этим критериям.

Но вопрос о главном герое поэмы был поднят не раз, он не дает покоя литературным критикам и по сей день. Если подходить формально, то главными героями можно считать мужиков-спорщиков, отправившихся искать счастливых людей на Руси. Отлично подходит на эту роль и Гриша Добросклонов – народный просветитель и спаситель. Вполне можно признать, что главным героем в поэме выступает весь российский народ. Это наглядно отражено в массовых сценах гуляний, ярмарки, сенокоса. Важные решения принимаются на Руси всем миром, даже облегченный вздох после смерти помещика вырвался у крестьян одновременно.

Сюжет произведения достаточно прост – на дороге случайно встретились семь мужиков, которые затеяли спор на тему: кому хорошо живется на Руси? Чтобы решить его, герои отправляются в путешествие по стране. В долгой дороге они знакомятся с самыми разными людьми: торговцами, нищими, пьяницами, помещиками, священником, раненым солдатом, князем. Довелось спорщикам повидать и много картин из жизни: острог, ярмарку, рождение, смерть, свадьбы, праздники, торги, выборы бургомистра и т. д.

Семь мужиков не описаны Некрасовым в деталях, их характеры практически не раскрыты. Странники идут вместе к одной цели. А вот персонажи второго плана (сельский староста, Савелий, холоп Яков и другие) вырисованы ярко, с множеством мелких подробностей и нюансов. Это позволяет сделать вывод, что автор в лице семи мужиков создал условно-аллегорический образ народа.

Проблемы , которые поднял Некрасов в своей поэме, очень многообразны и касаются жизни разных слоев общества: алчность, бедность, безграмотность, мракобесие, чванство, моральная деградация, пьянство, высокомерие, жестокость, греховность, сложность перехода на новый жизненный уклад, безграничное терпение и жажда бунта, угнетенность.

Но ключевой проблемой произведения является понятие счастья, которое каждым персонажем решается по собственному разумению. Для богатых людей, таких как поп и помещик, счастье – это личное благополучие. Для мужика очень важно уметь уходить от бед и напастей: медведь гнался, но не догнал, на работе сильно били, но до смерти не забили и т. д.

Но есть в произведении персонажи, которые не ищут счастье только для себя, они стремятся сделать счастливыми всех людей. Такими героями являются Ермил Гирин и Гриша Добросклонов. В сознании Григория любовь к своей матери переросла в любовь ко всей стране. В душе парня бедная и несчастная мать отождествилась с такой же бедной страной. И семинарист Гриша считает целью своей жизни просвещение народа. Из того, как Добросклонов понимает счастье, вытекает главная идея поэмы: это чувство способен в полной мере ощутить только тот человек, который готов посвятить свою жизнь борьбе за счастье народа.

Основным художественным средством поэмы можно считать устное народное творчество. Автор широко использует фольклор в картинах жизни крестьян и в описании будущего заступника Руси Гриши Добросклонова. Народную лексику в тексте поэмы Некрасов применяет по разному: как прямую стилизацию (пролог составлен), начало сказки (скатерть-самобранка, мифическое число семь) или косвенно (строки из народных песен, ссылки на разные легенды и былины).

Язык произведения стилизован под народную песню. В тексте есть много диалектизмов, многочисленных повторов, уменьшительных суффиксов в словах, устойчивых конструкций в описаниях. Из-за этого произведение «Кому на Руси жить хорошо» многие воспринимают как народное творчество. В середине девятнадцатого века фольклор изучали не только с точки зрения науки, но и как способ общения интеллигенции с народом.

Подробно проанализировав произведение Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», легко понять, что даже в незаконченном виде оно является литературным наследием и представляет огромную ценность. И сегодня поэма вызывает живой интерес у литературных критиков и читателей. Изучая исторические особенности русского народа, можно сделать вывод, что они немного изменились, но суть проблемы осталась прежней – поиск своего счастья.

  • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Некрасов всегда мечтал о том, чтобы русский мужик сделал хотя бы первый шаг к освобождению: осмыслил свою судьбу, понял причины несчастий, обдумал пути освобождения.

В этой поэме поэт совершает невозможное, сам претворяя свою мечту в реальность. Именно поэтому поэма получилась сказочной, очень близкой к фольклору.

Сюжет поэмы-сказки заключается в том, что семь мужиков – временно обязанных крестьян – бросают свои хозяйственные заботы и дела и, сговорившись и вдоволь наспорившись друг с другом, отправляются по Руси искать счастливого, или, как они сами говорят, «кому живётся весело, вольготно на Руси».

Первое, отправное их понимание счастья наивно и примитивно: они в начале поэмы понимают счастье исключительно как богатство и довольство. Поэтому первыми «подозреваемыми» становятся помещик, поп, даже царь. На своём пути они узнают множество судеб, знакомятся с жизненными историями людей самых разных сословий и достатка, от социальных низов до самых верхов. Постепенно корректируется их представление о счастье, да и сами путешественники получают не только необходимый жизненный опыт, но и удовольствие от своего поиска.

По сути это поэма-сказка, по форме – поэма-путешествие. Путешествие не только в пространстве (по Руси), но и по сферам жизни, снизу доверху.

Основные группы персонажей

    Крестьяне-правдоискатели, странники, задумывающиеся над своей судьбой и ищущие счастливого на Руси.

    Крестьяне-холопы, добровольные рабы, вызывающие презрение или жалость. Среди них «холоп примерный – Яков верный», дворовый слуга Ипат, Глеб-староста.

    Хозяева жизни, угнетатели народа, изображённые зло, а порой с сочувствием. Среди них помещик, поп и др.

    Народные заступники, сделавшие первые шаги на пути борьбы за народное счастье. Это разбойник Кудеяр, Савелий – богатырь святорусский, Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрёна Тимофеевна, Григорий Добросклонов.

Замысел и композиция поэмы

Эта поэма стала главной некрасовской книгой. Он задумал и начал её в 1863 году, вскоре после отмены крепостного права, и писал до самой смерти, почти 15 лет, но так и не закончил.

Из четырёх больших фрагментов только «часть первая» мыслилась Некрасовым как законченная, завершённая. Главы «Последыш» и «Пир на весь мир», связанные между собой и сюжетно, и по времени действия, имеют авторские пометки «из второй части», а «Крестьянка» имеет подзаголовок «из третьей части». Более почти ничего неясно. Вглядываясь в части, мы должны догадываться о возможном целом.

Сегодня главы обычно располагают в порядке авторской работы над ними: «Часть первая» - «Последыш» - «Крестьянка» - «Пир на весь мир». Именно такую композицию подсказывает логика изменения представлений крестьян-правдоискателей о счастливом человеке, хотя Некрасов так и не успел выстроить части и главы в нужном ему порядке.

Идея поэмы

Главная идея поэмы в том, что реформа 1861 года не принесла облегчения и счастья ни «барину», ни «мужику»:

Порвалась цепь великая,

Порвалась – расскочилася:

Одним концом – по барину,

Другим – по мужику!..

Для попа счастье – в крепостническом прошлом, когда церковь была на содержании у богатых помещиков, а разорение помещиков привело к обнищанию крестьян и упадку духовного сословия.

Два помещика Оболт-Оболдуев (глава V1-й части) и Утятин-князь (глава «Последыш») тоскуют о навсегда утраченном рае крепостной Руси, когда дворянское счастье заключалось в праздности, роскоши, чревоугодии, своеволии и самовластье. Богатство «прогрессивного» помещика основано на поборах с оброчных крестьян, а покой помещика – это вера в идиллию единой семьи крепостника-помещика (отца) и крестьян (детей), где отец может по-отечески наказать, а может и великодушно помиловать. Счастье Утятина-князя из главы «Последыш» заключается в удовлетворении властолюбия и в самодурстве, тщеславной гордости своим происхождением. А теперь – потеряно богатство, утерян покой (кругом крестьяне-разбойники), никто не жалует дворянскую честь (странники называют помещиков «прохвостами»), да и сам помещик получил говорящую фамилию, в которой сочетаются оболтус, оболдуй и балда.

Что же такое счастье в глазах народа? В главе «Счастливые» любители выпить дармовую чарочку говорят о своём счастье как об отсутствии несчастья («Сельская ярмонка»). Солдат счастлив тем, что в двадцати сраженьях «был, а не убит», «нещадно бит я палками», - а жив остался. Старуха радуется, что не умрёт с голоду, так как родилось много реп «на небольшой гряде». Каменщик, надорвавшийся на работе, рад тому, что добрался-таки до родной деревни:

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями.

Народ в понятии счастья довольствуется малым, принимая за него даже мелкую удачу. Галерея счастливых из народа завершается ироническим парадоксом: парад «счастливцев» завершают нищие, для которых счастье – в получении милостыни.

Но вот крестьянин Федосей из деревни Дымоглотова называет странникам счастливого – Ермила Гирина. Вначале он писарь, затем его выбирают бурмистром. Он лишь раз отступил от правды, спасая от рекрутчины «меньшого брата Митрия», но затем кается всенародно, получает прощение, успешно борется за мельницу с купцом Алтынниковым, собрав со всех деньги, а затем честно их возвращает пожертвовавшим. Конец истории Гирина окутан тайною: его призвали помочь в усмирении крестьян «помещика Обрубкова», а затем сообщается, что «в остроге он сидит» (очевидно, оказался на стороне бунтарей).

В главе «Крестьянка» Некрасов создаёт замечательный образ Матрёны Тимофеевны, прошедшей все возможные для русской женщины испытания: семейный «ад» в доме мужа, страшную гибель ребёнка, публичное наказание по прихоти самодура-помещика, солдатчину мужа. Но она продолжает править домом, растить детей. Счастье русской крестьянки автор глазами странников увидел в несгибаемой стойкости и великом терпении.

Другой «счастливец» - Савелий, богатырь святорусский: «клеймёный, да не раб!» - терпел, терпел, но его терпению пришёл конец, правда, через 18 лет унижений. За ругань управляющего-немца девять мужиков во главе с Савелием живьём закапывают его в землю, за что и получает годы каторги. Отбыв наказание, Савелий становится невольным виновником гибели внука, уходит странствовать, кается и умирает, дожив до «ста семи годов».

Мужчинам три дороженьки:

Кабак, острог да каторга…

Лишь в эпилоге появляется по-настоящему счастливый персонаж – Григорий Добросклонов. Выросший в семье дьячка, он живёт обычной трудной крестьянской жизнью, но с помощью односельчан поступает в семинарию и выбирает свой путь, в котором главным оружием оказывается слово. Это путь поэта – народного заступника.

Самым счастливым человеком у Некрасова оказывается не царь, не пьяный, не раб, не помещик, а – поэт, поющий лучезарные гимны о народном счастье. Песни, сочинённые Гришей, - одно из самых сильных мест в поэме.

Таким образом, вслед за вопросами Гоголя «Русь, куда несёшься ты?», Герцена «Кто виноват?», Чернышевского «Что делать?» Некрасов ставит ещё один вечный российский вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?»

Прежде чем перейти непосредственно к анализу "Кому на Руси жить хорошо", коротко рассмотрим историю создания поэмы и общие сведения. Написал поэму "Кому на Руси жить хорошо" Николай Некрасов. Дело в том, что в 1861 году наконец-то было отменено крепостное право - эту реформу многие долго ждали, однако после ее введения в обществе начались непредвиденные проблемы. Одну из них Некрасов выразил так, если немного перефразировать: да, люди стали свободными, но стали ли они счастливыми?

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" рассказывает о том, как пошла жизнь после реформы. Большинство литературоведов соглашаются, что данное произведение - вершина творчества Некрасова. Может показаться, что поэмы местами забавная, несколько сказочная, простая и наивная, но это далеко не так. Поэму следует внимательно прочитать и сделать глубокие выводы. А теперь перейдем к анализу "Кому на Руси жить хорошо".

Тема поэмы и проблематика

В чем заключается сюжет поэмы "Кому на Руси жить хорошо"? "Столбовая дороженька", а на ней встречаются мужики - семь человек. И начали они спорить, кому же слаще всего жить на Руси. Однако ответ найти не так просто, поэтому они решают отправиться в путешествие. Так и определяется основная тема поэмы - Некрасов широко раскрывает жизнь русский крестьян и других людей. Охвачены многие вопросы, ведь мужикам предстоит завести знакомства со всякими - им встречаются: поп, помещик, нищий, пьяница, торговец и многие другие.

Некрасов предлагает читателю узнать и о ярмарке, и об остроге, увидеть, как тяжело трудится бедняк и на широкую ногу живет барин, побывать на веселой свадьбе и отпраздновать праздник. И все это можно осмыслить, сделав выводы. Но не это является главным, когда мы делаем анализ "Кому на Руси жить хорошо". Обсудим коротко момент, почему нельзя однозначно сказать, кто же главный герой этого произведения.

Кто главный герой поэмы

Кажется, что все просто - семь мужиков, которые спорят и странствуют, пытаясь отыскать самого счастливого человека. По сути, они и являются главными героями. Но, например, ярко выделен образ Гриши Добросклонова, ведь именно этот персонаж по замыслу Некрасова отражает того, кто в будущем просветит Россию и спасет народ. Однако еще нельзя не упомянуть об образе самого народа - это тоже главный образ и действующее лицо в произведении.

Например, читая "Пьяную ночь" и "Пир на весь мир" видно единение людей, как народа, когда проходит ярмарка, сенокос или массовые гуляния. Делая анализ "Кому на Руси жить хорошо", можно отметить, что индивидуальные черты личности не присущи семи мужикам, что явно указывает на замысел Некрасова. Их описание очень короткое, не выделить у отдельно взятого персонажа своего характера. К тому же мужики стремятся к одним целям и даже рассуждают чаще всего одновременно.

Счастье в поэме становится главной темой, и каждый персонаж по-своему понимает его. Поп или помещик стремятся разбогатеть и получить почет, у мужика счастье другое... Но важно понимать, что некоторые герои считают, что своего личного счастья иметь не нужно, потому что оно неотдилимо от счастья всего народа. Какие еще проблемы Некрасов поднимает в поэме? Он рассуждает о пьянстве, моральном упадке, грехе, взаимодействии старых и новых порядков, свободолюбии, бунте. Отдельно упомянем проблему женщины на Руси.

Поэма Некрасова, став-шая подлинной эпопей народной жизни, вобрала в себя все основные темы творчества поэта. Главная идея этого произведения, вынесен-ная в его заглавие, придает поэме не только общенациональное, но и общечеловеческое значение. Рисуя состояние пореформенной Рос-сии, поэт подчеркивает, что в атмосфере перемен наиболее отчетливо выступают стабильные, неизменные начала. Здесь звучит тема, тес-но соприкасающаяся с важнейшей темой поздней лирики поэта: це-пи крепостного рабства распались, а страдания народа остались, ос-тался неизгладимый след, наложенный веками рабства:

Порвалась цепь великая, Порвалась — расскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику!..

О том, что жизнь народа осталась по-прежнему тяжелой, чита-тель узнает уже в «Прологе», где знакомится со странниками, кото-рым предстоит искать счастливого. Это «семь временнообязанных»

Подтянутой губернии Заплатова, Дырявина, Уезда Терпигорева, Разутова, Злобишина, Пустопорожней волости, Горелова, Неелова — Из смежных деревень: Неурожайка тож…

Сами названия этих деревень красноречиво говорят о положе-нии народа в пореформенной России. Но наиболее ярко эта тема выступает в дальнейшем ходе поисков счастливого, который дол-жен воплотить народную мечту о счастье:

Мы ищем, дядя Влас, Непоротой губернии, Непотрошеной волости, Избыткова села!..

В главе «Счастливые» горькой иронией звучат рассказы «счастли-вых», которые показывают убогость и невыносимую тяжесть жизни народа, когда человек, нищий, больной, искалеченный, счастлив только потому, что остался жив после всех перенесенных страданий. Таково «счастие мужицкое» — «дырявое с заплатами, горбатое с мо-золями». Все последующие встречи мужиков-странников подтвер-ждают мысль о том, что доля народа по-прежнему осталась тяжела.

Особенно это касается женской доли — еще одной излюбленной темы творчества Некрасова, которая со всей силой вновь возникает в части «Крестьянка», рассказывающей о судьбе Матрены Тимофе-евны Корчагиной. Она, как и многие другие русские женщины, может подвести горький итог:

Не дело — между бабами Счастливую искать!..

Но поэт видит и светлые стороны народной жизни, которые свя-заны с теми богатейшими возможностями, которые заложены в нем. Это народ-труженик, создатель всех материальных и духов-ных ценностей, которыми богата страна:

Мы же немного Жизнь трудовая — Просим у Бога: Другу прямая Честное дело К сердцу дорога, Делать умело Прочь от порога, Силы нам дай! Трус и лентяй!

Эта тема тесно соприкасается с темой богатырства, присущего русскому национальному характеру. Это не только богатырская си-ла, которая сконцентрирована в образе Савелия, но способность по-стоять за правду, за свое счастье:

Рать поднимается — Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая!

Вот почему так горько звучат слова поэта о вековой покорности и долготерпении народа, также являющейся отличительной чертой национального характера:

А потому терпели мы, Что мы — богатыри. В том богатырство русское.

Так утверждает Савелий, но недаром поэт показывает его, а вместе с ним и весь народ, не только в покорности, но и тогда, когда его тер-пению приходит конец. Савелий рассказывает, как, не выдержав из-девательств немца Фогеля, крестьяне закопали его в землю живьем:

А немец как ни властвовал, Да наши топоры Лежали — до поры!

Показательно, что в соответствии с законами эпоса здесь мотиви-ровка национальная совпадает с социальной. Поэт утверждает, что подобную антипатию испытывает народ и по отношению к предста-вителям церкви, хотя эти чувства не вполне мотивированы. Называя попов «породой жеребячьею», мужики не могут ответить, почему они так к ним относятся: «Не сами… по родителям», — только и могут они сказать. Это тоже черта эпического сознания, эпического опыта, которую не удается объяснить житейским опытом одного поколения. Она общенациональна, исконна и восходит ко временам праотцов.

Но зато ненависть мужиков к угнетателям-помещикам обозна-чена достаточно четко. Она ярко выступает в главе «Помещик» и в части «Последыш», где возникает еще одна важнейшая тема некра-совского творчества — сатирическое изображение поработителей и эксплуататоров народа. Поэт при этом показывает, что народное сознание не приемлет позиции помещика Оболта-Оболдуева, тос-кующего по временам, когда он имел неограниченную власть:

Закон — мое желание! Кулак — моя полиция!

С большим сомнением мужики выслушивают историю о том, как уже после отмены крепостного права крестьяне соглашаются играть «камедь» для старого помещика Утятина, изображая его крепостных. За это наследники помещика обещают крестьянам после смерти ста-рого барина отдать им заливные луга. Но оказывается, что и в таком качестве крепостное право губительно: не выдержав унижения, уми-рает крестьянин Агап. Ведь крепостное право калечит не только фи-зически, но и морально. С горечью показывает Некрасов сущест-вующих в народной среде людей «холопского звания», к которым сам народ относится с огромным презрением. Еще большую боль испы-тывает поэт, рассказывая о том, как народ топит свое горе в вине:

У каждого крестьянина Душа что туча черная — Гневна, грозна, — и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается.

Эта мысль проходит через всю главу «Пьяная ночь», звучит она и далее, но уже здесь показано появление среди народа таких лю-дей, которые способны трезво оценить положение народа и попы-таться найти иные пути противостояния тяготам жизни. Ведь чув-ство правды, справедливости, чувство достоинства также присущи народному сознанию. Эта мысль находит отражение в таких ярких образах поэмы, как Яким Нагой и Ермил Гирин. Вместе с ними в произведение входят темы пробуждения народного сознания, его стремления к правде, умение постоять за общее дело всем миром (сцена покупки мельницы). Поэт-демократ видел, что народный протест ограничен, стихиен, вера в царя-батюшку остается неиз-менной. Только народному заступнику Грише Добросклонову дано до конца понять корни всех народных бед: «Всему виною крепь», - а потому с темой народных заступников связана заключительная часть поэмы, подводящая итог развития ее художественной идеи.

Но в предшествующих частях поэмы поэт не раз говорит о том, что народу присуще стремление к правде и красоте, в нем живы творческие силы, могучий дух, который позволяет несмотря ни на что своим трудом создавать все то, чем гордится земля Русская: Материал с сайта

В рабстве спасенное Сердце свободное — Золото, золото Сердце народное!

Конечно, Некрасов видит, что протест, зреющий в народе, стихи-ен и непоследователен, а его эстетические потребности еще ограни-чиваются лубочными картинками, которыми так дорожит Яким Нагой. Но поэт мечтает о том времени,

Когда народ не Блюхера И не милорда глупого, Белинского и Гоголя С базара понесет.

Недаром такое важное значение в поэме имеет глава «Сельская ярмонка», в которой в атмосфере широкого народного праздника возникает театральное зрелище — народное представление, бала-ган с его неистощимым юмором, бесшабашным весельем, а порой, гневным высмеиванием угнетателей народа. Еще более эта празд-ничная, радостная, вольная стихия народной жизни чувствуется в последней главе «Пир — на весь мир», целиком построенной на на-родно-песенной основе. Все это показывает, что главную идейную основу поэмы составляет авторская вера в то, что такой народ дос-тоин счастья, достоин лучшей доли, которая будет им отвоевана:

В минуты унынья, о родина-мать! Я мыслью вперед улетаю. Еще суждено тебе много страдать, Но ты не погибнешь, я знаю. Довольно! Окончен с прошедшим расчет, Окончен расчет с господином! Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • реферат на тему кому на руси жить хорошо
  • идейное содержание кому на руси жить хорошо
  • идейное содержание поэмы кому на руси жить хорошо

«Мысль народная» в поэме «Кому на Руси жить хорошо?». Некрасов писал свою поэму в течение двадцати лет, собирая матери­ал буквально по капле для нее всю жизнь. Он хотел показать в ней все социальные слои современной ему России, и поэтому мы видим такой длинный ряд персонажей - от царя до самого нищего крестьянина.

Тематика произведения, как видно, обозначена уже в самом его названии - это проблема поиска счастья. Но в том и состоит специфи­ка творчества Некрасова - он показывал, что, по сути, ни один соци­альный класс на Руси нельзя назвать полностью безмятежно счастливым.

Тема «народных страданий» развивалась автором во всем его твор­честве, она характерна для произведений разных лет. Вспомнить хотя бы такие классические стихотворения, как «Тройка», «Забытая деревня», «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога».

А кульминацией развития этой темы - как в творчестве Некрасо­ва, так и в русской литературе вообще - считается поэма «Кому на Руси жить хорошо?». К сожалению, Некрасову не удалось ее закончить - он умер, оставив недорисованной картину Руси. Однако, невзирая на это, часто поэму называют эпопеей народной жизни, и недаром: она, не­смотря на незавершенность, все же отражает различные стороны рус­ского национального характера довольно полно. Русский мужик, как заявляется в ней, - богатырь (каменщик Трофим, Савелий - «богатырь святорусский»), но сила его не находит нужного, полезного примене­ния, ведет часто к несчастьям (так, Трофим надорвался, решив поднять слишком большой груз; по вине Савелия погиб ребенок). Жизненно­го кредо любого работяги - терпение и труд. Пример этого - Матрена Тимофеевна, олицетворение тяжелой женской доли; даже сам бог, по выражению Некрасова, потерял «ключи от счастья женского».

Но терпеть русский мужик может только своего, русского. Само­управство какого-нибудь Фогеля («немчуры») или пана Глуховского ведет к преступлению против закона, хотя и оправданному с точки зрения человеческой справедливости.

Несмотря на наличие в поэме таких героев, как богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, староста Влас, Матрена Тимофеевна, а так­же семеро «правдоискателей» - героев, сохранивших подлинную чело­вечность, душевное благородство, - понятно, что ни один из них не из­менит ничего в положении русской деревни. Никто из них не действует в этом направлении, каждый трудится и терпит, достигает успехов - но изменений к лучшему как лично для них, так и для крестьянства в це­лом не происходит.

Зато ненависть мужиков к угнетателям-помещикам обозначена до­статочно четко. Некрасовский крестьянин может внятно и толково объяснить, за что же он не любит барина. Зато все другие социальные симпатии и антипатии крестьянина менее определенны. Чем, например, мужикам не угодили попы, за что их зовут «породой жеребячьего»? Бра­тья Губины, Иван и Митродор, смущенно отвечают на этот вопрос: «Не сами…По родителям Мы так-то…». Вот она - правда крестьянская. Дети наследуют ее от родителей, дедов, прадедов и так далее. Так и про­является одна из черт русского народного характера. Это не личный опыт семейства Губиных, а общенациональная черта, исконная, восхо­дящая к глубокой древности. Личность в деревне не должна выделять­ся, а, наоборот, руководствоваться общими правилами, мнением массы. То есть в русском народе сильно общее начало, лучше всего получается то, что делается «всем миром»; так, не зная сути дела, гоняют из дерев­ни в деревню Егорку Шутова. За что бить? Неизвестно, но «так наказа­но». Единодушны они и по вопросу о «холопах примерных» - всеобщее презрение Якову Верному и «страдающему» подагрой «верному рабу» князя Переметьева.

Народный характер нельзя охватить целиком в одном произведении, да и несколько не вместят всей его ширины. Некрасову удалось отразить значительную часть народного сознания, но сумел он это сделать толь­ко за весь период своей литературной деятельности. Русский нацио­нальный характер претерпевает постоянные изменения, рождаются но­вые и умирают старые типы, и поэтому народная жизнь в изображении Некрасова - лишь небольшой (хотя, отдавая должное мастерству поэта, - весьма ярко нарисованный) период развития народного характера.

Гениальность Некрасова в изображении «мысли народной» неред­ко заставляла критиков говорить о народности творчества поэта вообще и конкретно о народности поэмы «Кому на Руси жить хорошо?». И дей­ствительно, трудно поспорить с тем, что присутствие в произведении «мысли народной» неизбежно гарантирует наличие у него этого каче­ства. Обычно народность того или иного произведения обусловлена со­отношением индивидуального творчества автора и коллективного, сте­пенью творческого заимствования мотивов, образов, поэтики народно­го поэтического творчества - иными словами, фольклора.

Также понятие народного искусства обозначает глубину художественного произведения, важность его идей и образов для развития об­щественного самосознания, для познания жизни всей нации. Как уже не раз было отмечено, Некрасов в своем произведении затронул очень глу­бокие вопросы, социальные и общественные, нравственные и философ­ские. Он как бы суммировал все сказанное предыдущими авторами, а также привнес некоторые свои, новые идеи, рассуждения о настоящей сущности и перспективе будущего для России. Он сумел ярко и нагляд­но обнажить перед читателем язвы современного ему общества, показал правы и дворянские, и крестьянские, и церковные. Ведь понятие «мысль народная», на мой взгляд, включает в себя не только смысл «народного духа», «народной души», так достоверно нарисованной Некрасовым в образах русских богатырей. «Мысль народная» - это еще и размышления автора над будущим России, выражение его «мысли» о судьбе своего на­рода, его сожаление о его неудачах и восхищение его достоинствами.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения