Конспект урока музыки " путешествием по россии"
Конспект урока музыки 3класс 1 четверть. Тема урока « Россия –Родина моя» Цель урока - познакомить с понятием мелодия, показать многогранность музыки, познакомить с учебником по музыке, воспитывать чувства патриотизма и любви к своей Родине и красоте родного края. Русским народом создано огромное количество песен, которые наши композиторы изучали и хорошо знали. Мелодия – слово красивое само по себе, мягкое, благородное (от греч. Мелодия, мелос, т.е. напев, песня). Как человеческая речь состоит из сопряженных по смыслу звуков, так и мелодия состоит из сопряженных по смыслу звуков. Мелодическая мысль образует певучесть, музыкальную связанность, завершенность. «Мелодия – душа музыки». Дети научаться слушать, анализировать музыкальный фрагмент 4 симфонии П.Чайковского.; развивать вокально-хоровые навыки, формировать певческие навыки(звуковедение, дыхание, артикуляция.); развивать творческое мышление, самостоятельно решать творческие задачи, рассуждать.Конспект урока музыки 3класс 1 четверть Тема урока « Россия –Родина моя» Цель урока - познакомить с понятием мелодия, показать многогранность музыки, познакомить с учебником по музыке, воспитывать чувства патриотизма и любви к своей Родине и красоте родного края. Русским народом создано огромное количество песен, которые наши композиторы изучали и хорошо знали. Мелодия – слово красивое само по себе, мягкое, благородное (от греч. Мелодия, мелос, т.е. напев, песня). Как человеческая речь состоит из сопряженных по смыслу звуков, так и мелодия состоит из сопряженных по смыслу звуков. Мелодическая мысль образует певучесть, музыкальную связанность, завершенность. «Мелодия – душа музыки». Дети научаться слушать, анализировать музыкальный фрагмент 4 симфонии П.Чайковского.; развивать вокально-хоровые навыки, формировать певческие навыки(звуковедение, дыхание, артикуляция.); развивать творческое мышление, самостоятельно решать творческие задачи, рассуждать.
Картинками
Урок музыки 3 класс I четверть Тема урока: «Россия – Родина моя»
Цели деятельности учителя познакомить с понятием мелодия, показать многогранность музыки, познакомить с учебником по музыке, воспитывать чувства патриотизма и любви к своей Родине и красоте родного края. Планируемые результаты – Предметные: научаться слушать, анализировать музыкальный фрагмент 4 симфонии П.Чайковского.; развивать вокальнохоровые навыки, формировать певческие навыки(звуковедение, дыхание, артикуляция.) Метапредметные: Познавательные: развивать творческое мышление, обратить внимание на мелодичность линии, самостоятельно решают творческую задачу, рассуждают. Коммуникативные осваивают диалоговую форму общения Регулятивные организовывают свою деятельность принимают цели и задачи. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, оценивать результаты деятельности. Наглядность и оборудование: портрет композитора П. Чайковского, учебник 3 класс, хрестоматия, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, музыкальный инструмент. Тип урока: получение новых знаний Форма урока: урок диалог 1. Организация учащихся на уроке. Музыкальное приветствие. Ход урока 2.Постановка учебной задачи. Ребята какую музыку вы любите слушать? Для чего нужна музыка?(ответы детей) О чем может рассказать музыка? Что самое главное в музыке? (мелодия) . Вот сегодня мы будем говорить с вами о мелодии? Узнаем какой бывает мелодия? 3.Актуализация опорных знаний. Изучение нового материала. Вы уже знаете много песен с разными мелодиями простыми и сложными. Давайте вспомним самую простую « Во поле береза стояла « Какая эта мелодия? (простая) Значит она быстро запоминается. А есть мелодии сложные, их нужно разучивать. («Край в котором ты живешь «).Когда нам нравится произведение, то мы можем сказать, что у неё красивая мелодия.Ведь мелодия –главное средство выразительности. В мелодии сочетаются и высота звуков, и их ритм, и регистр, темп.
Перечислите средства музыкальной выразительности. 4.Знакомство с понятием « песенность " Вы уже знаете, что русским народом создано огромное количество песен, которые наши композиторы изучали и хорошо знали. Мелодия – слово красивое само по себе, мягкое, благородное (от греч. Мелодия, мелос, т.е. напев, песня). Словом «мелодия» стали обозначать звуковую линию. Если линия в пространстве состоит из разных линий то линия графические, могут быть то энергичными, простыми, сложными. Как человеческая речь состоит из сопряженных по смыслу звуков, так и мелодия состоит из сопряженных по смыслу звуков. Мелодическая мысль образует певучесть, музыкальную связанность, завершенность. «Мелодия – душа музыки». По произведениям можно угадать, в какой стране композитор родился и вырос, ведь в них нашла отражение народная музыка. 5. Работа с учебником а) зачитать высказывание П.Чайковского (стр. 6 кн. 3 кл.) б) слушают В произведениях русских композиторов есть такая особенность:в них можно услышать мелодии, напоминающие народные песни. То есть музыка русских композиторов часто бывает песенной. Её можно напеть. У русских песен какой бывает характер? (перечисляют)Но самое главное что объединяет это напевный мотив. 6. Игра « Угадай мелодию « (слушают и подпевают мелодии) « Калинка « , « Ах, вы сени «, « Во саду ли во городе «, « Светит месяц «. 7.Слушание: Сегодня вы услышите произведение известного вам композитора (портрет) П. Чайковского IV симфония Мелодия – душа музыки
Чайковский П.И. (18401893 гг.) 4 симфония Симфония – это крупное произведение, состоящее из 4 частей. как прозвучала мелодия? какими чувствами наполнена эта музыка? что вы знаете об этом композитре? с чем связанна эта музыкальная мысль, ответить на вопросы (стр. 7 в учебнике 3 кл.) Вывод: Главное свойство русской музыки –мелодичность, песенность, её можно спеть. Мелодия предстает перед учащимися как любовь человека к жизни, к природе, к другим людям. Симфония – крупное произведение, состоящее из 4 частей.
8.Слушание: Гимн России Гимн – это торжественная песня 9.Динамическая пауза.Физминутка 10.Исполнение: «Моя Россия» муз. Г. Струве а) исполнять в характере, вспомнить слова, мелодию. б) в каком характере звучит? в) какой образ передает музыка? г) работа над звуковедением, дыханием, артикуляцией. 11. Прочитать стихи о Родине Эх ты, русское наше приволье, Краю нет ни лугам, ни полям! Ты широкое наше раздолье, Ты родимая матерьземля! Вижу чудное приволье, Вижу реки и леса – Это русское раздолье, Это Родина моя! 12.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. Как звучала тема нашего урока? Какое главное свойство русской музыки? Что такое симфония? что означает мелодия с перевода с греческого языка? Кто автор 4 симфонии? Какая русская песня была использована в симфонии? Что вам больше всего понравилось на нашем уроке? С каким настроением вы уходите с урока? 7. Д\З Гимн России выучить
Cлайд 1
Выполнила: учитель музыки МОУ СОШ № 11 г.Выкса Нижегородской обл. Королёва С.В. Министерство образования РФ ГОУ ДПО НИЖЕГОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра словесности и культурологии 2009/2010 учебный год КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Музыкальное путешествие. Родина моя – Россия!»Cлайд 2
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/6/5517/389/img1.jpg)
Cлайд 3
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/6/5517/389/img2.jpg)
Cлайд 4
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/6/5517/389/img3.jpg)
Cлайд 5
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/6/5517/389/img4.jpg)
Cлайд 6
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/6/5517/389/img5.jpg)
Cлайд 7
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/6/5517/389/img6.jpg)
Cлайд 8
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/6/5517/389/img7.jpg)
Cлайд 9
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/6/5517/389/img8.jpg)
Cлайд 10
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/6/5517/389/img9.jpg)
Cлайд 11
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/6/5517/389/img10.jpg)
Cлайд 12
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/6/5517/389/img11.jpg)
Cлайд 13
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/6/5517/389/img12.jpg)
Cлайд 14
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/6/5517/389/img13.jpg)
Cлайд 15
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/6/5517/389/img14.jpg)
Cлайд 16
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/6/5517/389/img15.jpg)
Cлайд 17
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/6/5517/389/img16.jpg)
Cлайд 18
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/6/5517/389/img17.jpg)
Cлайд 19
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/6/5517/389/img18.jpg)
Cлайд 20
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/6/5517/389/img19.jpg)
Cлайд 21
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/6/5517/389/img20.jpg)
Cлайд 22
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/6/5517/389/img21.jpg)
Cлайд 25
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/6/5517/389/img24.jpg)
Музыкальное путешествие в Италию
- Италия - страна хранительница величайших культурно исторических ценностей (краткий художественно исторический экскурс).
- Италия - родина оперы, родина бельканто.
- Чудо-город Венеция.
- Музыкальное посвящение М. Глинки - романс «Венецианская ночь».
- Знакомство с жанром баркаролы.
Музыкальный материал:
- М. Глинка, стихи И. Козлова. «Венецианская ночь» (слушание);
- Н. Паганини. «Каприс» № 24 (ля минор);
- П. Чайковский. «Итальянское каприччио» (по желанию педагога);
- «Санта Лючия». Итальянская народная песня (пение).
Характеристика видов деятельности:
- Воспринимать на эмоционально-образном уровне профессиональное и народное музыкальное творчество разных стран мира.
- Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.
- Воплощать художественно-образное содержание народной музыки в пении.
Сегодня мы совершим музыкальное путешествие в прекрасную Италию – страну южных морей и гор, залитых солнцем долин, садов и виноградников.
Древняя Италия по праву считается хранительницей величайших исторических и художественных ценностей.
Почти в каждом городе страны мы можем увидеть великолепные дворцы и храмы, фонтаны и парки, музеи и памятники.
С Италией связаны имена гениев мировой художественной культуры. Среди них Петрарка и Данте (литература), Леонардо да Винчи и Рафаэль (изобразительное искусство), Верди и Паганини (музыка).
Многие иностранные композиторы стремились побывать в Италии – на родине оперы, родине прекрасного пения – бельканто (bel canto по-итальянски - прекрасное пение).
Вы знакомы с творчеством русского композитора, основоположником русской классической музыки. М. И. Глинка создал основы русского музыкального языка.
Композитор Глинка родился недалеко от города Смоленска. Существует легенда о том, что в момент рождения мальчика в саду запел соловей, и это словно определило жизненный путь ребёнка – быть ему музыкантом.
Музыка М. Глинки полна народности, музыковед В. Стасов пояснял, откуда в творчестве композитора эта черта: «Глинка родился, провёл первые годы и получил первое своё образование не в столице, а в деревне, и таким образом натура его приняла в себя все те элементы музыкальной народности. Которые, не существуя в наших городах, сохранились лишь в сердце России». М. Глинка был первым русским композитором, который сочинил оперы, балетную музыку и симфонии, ставшие классическими, т. е. образцовыми. Вот почему М. Глинка считается первым русским композитором.
Но профессионально музыке Михаил Иванович Глинка учился в Италии, тогда в России не существовало своих учебных заведений для музыкантов. И занимался Глинка так старательно и хорошо, что вскоре обогнал своих педагогов, и они сами почтительно стали называть его «маэстро», что означает «учитель». В память о своём пребывании в Италии Глинка сочинил замечательный романс, который называется «Венецианская ночь».
Посмотрите на рисунок – на нём изображён итальянский город Венеция. Это очень необычный город, вместо привычных улиц там водные каналы, по которым неспешно и плавно скользят длинные гондолы (гондола – венецианская лодка). И в Венеции принято, чтобы гондольеры (лодочные гребцы) непременно пели песни. Эти песни получили название «баркарола». Слово «баркарола» в переводе на русский язык и означает «песня лодочника». Слово «лодка» на итальянском языке произносится как «барка».
Мелодия баркаролы нежная, лирическая, темп спокойный. Однообразный ритмический рисунок вызывает ощущение лёгкого покачивания.
В стиле баркаролы написан и нежный, мечтательный романс М. Глинки «Венецианская ночь». В музыке романса вы услышите переливы волн, звуки воды, которая стекает с вёсел.
И ещё Венеция славится своими карнавалами, которые длятся несколько дней и ночей подряд. Вот о таком венецианском карнавале и пойдёт речь в романсе М. Глинки.
Послушайте начало этого романса.
Ночь волшебница дышала
Светло-южною красой,
Тихо Брента протекала,
Серебримая луной.
Окружён волной огнистой
Блеск прозрачных облаков,
И восходит пар душистый
От зелёных берегов.
(Слова И. Козлова)
Вслушайтесь в музыку романса, в его слова.
Слушание: М. Глинка. Романс «Венецианская ночь».
- Какой характер у романса? (Изящный, изысканный, утончённый, нежный.)
- В каком жанре сочинил композитор этот романс?
- Как переводится слово «Баркарола»?
- В каких жанрах создавал музыку М. И. Глинка?
- Какая музыка М. И. Глинки вам запомнилась больше всего?
- Что рисует сопровождение романса?
Сегодня мы познакомимся с творчеством знаменитого итальянского композитора, автора произведений для скрипки по имени Никколо Паганини.
Паганини славился как виртуозный мастер игры на скрипке и сочинил для неё много разных пьес. Его произведения казались настолько сложными, что играть их мог только он сам. Имя Паганини было овеяно легендами. Люди, которым доводилось слушать его игру, не верили такому мастерству, говорили, что смычком Паганини водит сам дьявол. У Паганини было много завистников, не раз перед концертом ему старались навредить – обрывали струны у скрипки. Но мастерство этого скрипача было так велико, что он умудрялся свои сочинения исполнять даже на одной струне.
Познакомьтесь с одним из самых знаменитых произведений Н. Паганини, оно называется «Каприс». Обратите внимание на форму музыки и её развитие.
Слушание: Н. Паганини. «Каприс».
- Попробуйте спеть лейтмотив «Каприса» Н. Паганини.
- Повторялся ли лейтмотив в течении пьесы? (Да.)
- Менялся ли он в своём оформлении? (Да.)
- Как называется такая музыкальная форма? (Вариации.)
- Назовите автора этого произведения.
- Паганини был не только великим композитором, но и великим исполнителем. На каком музыкальном инструменте он играл?
- Как называется музыкант, который блестяще играет на музыкальном инструменте? (Виртуоз.)
- Надо ли быть виртуозом, чтобы исполнять сочинения Н. Паганини? (Да.)
- В какой стране родился и жил Н. Паганини? (В Италии.)
Запомни!
Баркарола
Вопросы и задания:
- Что в музыкальном путешествии по Италии вам запомнилось больше всего? Почему?
- Что такое баркарола? Каковы её особенности?
- Какие картины возникают во время прослушивания романса М. Глинки «Венецианская ночь»?
- Что, по-вашему, изображает ритм в этом романсе?
Дополнительный материал
Пётр Ильич Чайковский в 1879 -1880 годах жил в Италии.
Внимательно вслушивался композитор в итальянскую народную музыку, распеваемую уличными певцами. Особенно запомнился многодневный яркий, красочный карнавал (правда, немало утомивший своим шумом, «беснованием»). Под его впечатлением Чайковский решил написать фантазию на народные темы для симфонического оркестра - «Итальянское каприччио». Он хотел, чтобы весёлая, светлая пьеса возбуждала жажду жизни, охоту танцевать и веселиться.
Слушание: П. Чайковский. «Итальянское каприччио».
Открывается эта одночастная пьеса звуками фанфары - сигнала, который Пётр Ильич слышал ежедневно в Риме из военных казарм, находившихся рядом с его отелем. За медленным вступлением следуют, сменяя один другого, эпизоды, контрастные по настроению: то грустные, печальные, то празднично приподнятые, светлые, то песенные, то танцевальные.
Произведение состоит из нескольких танцев, следующих один за другим без перерыва, каждый из которых основан на мелодии, услышанной композитором в Италии, начиная с имитации военного духового оркестра и знаменитой неаполитанской песни - до захватывающей тарантеллы в финале.
В презентации использованы фото достопримечательностей Италии, репродукции картин художников Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Рубенса Санторо, Ивана Айвазовского, Уильяма Тёрнера, Эмилио Фоссати и др.
Презентация
В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Глинка. Венецианская ночь
Паганини. Каприс для скрипки № 24
Чайковский. Итальянское каприччио, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.
Урок музыки в 3 классе
Тема урока: «Музыкальное путешествие в деревню
«Гармошка»»
Тип урока: урок-путешествие
Цель урока:
Закрепить умение различать интонационные особенности русской народной музыки;
Закрепить понятия: народная и композиторская музыка;
Учить различать на слух музыку народную и композиторскую;
Учить различать на слух звучание русских народных инструментов;
Организовать процесс анализа знакомой народной и композиторской музыки;
Учить детей петь в ансамбле с товарищами, под аккомпанемент учителя и а capella .
Обучающие:
Развивающие:
Развивать навыки музыкального восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями;
В процессе слушания музыки развивать тембровый, динамический слух;
Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
В процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки;
Развивать творческие способности детей, умение распевать народные тексты;
Развивать творческую инициативу и самостоятельность детей.
Воспитательные:
На основе эмоционального восприятия русского народного творчества, воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством;
Прививать любовь к Родине, к русской природе;
Формировать положительные привычки;
Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам;
Обогощать духовный мир детей.
Ход урока.
Дети входят в класс под звуки русской народной песни.
Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок посвящён русской народной песне.
Но сегодняшнее занятие будет совсем необычным;
Утром в школу пришло удивительное письмо, я его прочитаю, а вы послушайте.
Здравствуйте, ребятишки!
Озорники и шалунишки
Я – Тимошка
Из деревни Гармошка.
В гости вас к себе зову,
Жду вас всех в своей избушке,
Возле леса на опушке.
Чтобы вы поторопились,
Чтоб в лесу не заблудились
Посылаю карту вам,
Я её составил сам.
Ребята, отправимся в гости к Самовару – Тимошке?
Но так как урок наш музыкальный, то и путешествие в деревню «Гармошка» тоже будет музыкальным. Согласны?
Тогда отправляемся в путь, а поможет нам в дороге Тимошкино письмо, что же ждет нас впереди:
Впереди вас ждёт река
Широка и глубока.
Вы по ней плывите,
Да не утоните.
Ребята, а в какой знакомой нам песне упоминается о реке?
«Вниз по Матушке по Волге» - слушание (слайд)
-------(Исполняя эту песню, помните о правильном дыхании.)
Скажите, почему мы сразу определяем, что это русская народная песня?
(у русской песни есть отличительная черта – ее рапевность)
Перечислите, пожалуйста, жанры русской песни.
Протяжные, плясовые, календарные, солдатские, частушки.
К какому жанру отнесём эту песню.
? – А зачем мы учим народные песни.
Спасибо за интересный ответ.
Ребята я предлагаю вам разучить новую песню в которой говориться …(слайд)
«Ты скажи, скажи нам реченька лесная». -разучивание
А сейчас музыкальная загадка: послушайте музыку и скажите, где вы её уже слышали.
(«Вальс» из балета «Щелкунчик»)
В чьем исполнении звучит эта музыка.
С трудной загадкой вы справились, а наше путешествие продолжается. Прочитаем в письме Тимоши куда идти дальше?
Речку одолели –
И вперёд смелее.
На пригорке деревушка
Под названьем «Веселушка».
Развесёлый в ней народ
Песни русские поёт.
И вы запевайте
В деревню ту шагайте,
Чтобы легче вам шагалось
В эту деревушку
Подпевайте дети дружно
Песню «Солдатушки…»
_________ «Солдатушки, бравы ребятушки». (слушание ) (слайд )
Спели песню. А теперь ответьте на мой вопрос:
Народная эта песня или композиторская?
? – К какому жанру отнесём эту песню.
? – Какие старые слова есть в этой песне.
(Востры. Держава) – объяснение значения слов (слайд )
На мои вопросы отвечали правильно, молодцы, а наше путешествие продолжается. Что же ждёт нас впереди и куда сейчас идти?
Слева, видите? – гора,
Вам идти как раз туда.
Под этой горой
Живёт волк злой.
Тише идите,
Волка не будите.
_____________ «Колыбельная песня» (исполнение а capella .)
_____________ «Колыбельная песня» (слушание) Н.И. Римский -Корсаков
Почему эта песня называется колыбельной (от слова колыбель).
Кто пел колыбельные песни.
В старину такие песни называли «баюкашные2, от слова «баюкать», т.е. «укачивать».
Молодцы, ребята! С этим заданием справились. Волка усыпили.
Пол деревни, пол пути
Быстро мы смогли пройти.
А сейчас мы отдохнём
И опять вперёд пойдём.
Исполняется песня «Зверобика» в движении (физминутка).
Путешествие продолжается, а вот в какую сторону пойдём – в письме Тимошкином прочтём.
Справа медведь,
Он любит петь,
Громко поёт,
Пройти не даёт.
По секрету вам скажу:
С этим Мишкой я дружу.
Вы ему – частушек много,
Он уступит вам дорогу.
Очень любит Мишка частушку.
? – Что такое частушка.? (слайд )
? – С каким инструментом можно петь частушки.
Ребята, есть еще один способ пения частушек, который широко применялся в России 19 века – называется он «под язык».(исполнение )
? – А вы любите исполнять частушки.
Исполнение частушек (бубен и ложки)
Наше путешествие продолжается, надо спешить. Нам опять поможет Тимошино письмо.
А теперь – наискосок,
Через тропочку в лесок.
Вот, ребята, здесь мой дом.
Хорошо, уютно в нём.
Хочешь – прыгай,
Хочешь – стой,
Хочешь – песню даже спой.
Ребята, как тепло у Тимоши! Давайте, исполним для него песню.
____________________________ «Если с другом вышел в путь» (исполнение)
Ребята, наше музыкальное путешествие подошло к концу.
Ответьте мне на последний вопрос.
? – О чём русская народная песня.
(о народной жизни)
Совершенно верно, народная песня – зеркало жизни народа, с её горестями и радостями, но надо помнить о том, что у каждого народа существует как народная, так и композиторская музыка. Об этом мы будем говорить на следующих уроках.
А сейчас – домашнее задание:
Кроссворд «Музыка моего народа»
Всем спасибо за работу. Урок окончен.
Звучат плясовые наигрыши……………
Открытый урок по музыке
Тема «Россия – Родина моя».
3 класс.
Художественно-педагогическая идея урока: Во взаимосвязи смежных видов искусств – истории, музыки, живописи, кинематографии создать образ героя, защитника Отечества – князя Александра Невского, крестьянина – Ивана Сусанина.
Цели урока:
Образовательные :
ввести и усвоить новые термины: «кантата», «контраст», «выразительность и изобразительность»;
оценить значение творчества великих русских композиторов С.Прокофьева и М. Глинки в воплощении целостного образа русского народа как защитника Родины;
провести анализ музыкальной формы, используя выразительные средства музыки: темп, регистр, тембр, мелодия, лад, интонация, динамика.
Развивающие :
формировать умения и творческие навыки каждого ученика;
прививать бережное отношение к истории своего народа;
показать многомерность и гармоничность различных видов искусства для создания образа Александра Невского;
показать стремление композиторов передать народность в своих произведениях.
Воспитательные :
пробуждать и воспитывать патриотические чувства детей, гордость за героев Отечества;
воспитывать чувство взаимовыручки и ответственности среди учащихся.
Результаты освоения учебного материала
Личностные результаты:
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
Формирование этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
Овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» в соответствии с целями и задачами деятельности;
Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации;
Формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной форме;
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, в процессе интонационно-образного анализа музыкальных сочинений;
Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие программы, цифровые образовательные ресурсы и т.д.);
Предметные результаты:
Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
Знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых произведений;
Формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
Умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, классической; понимать содержание, интонационно-образных смысл произведений разных жанров и стилей;
Умение воплощать музыкальные образы при создании музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, игре на детских музыкальных инструментах.
Средства обучения:
Учебник «Музыка. 3 класс» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина, (Москва, Просвещение, 2012 г.)
Музыкальный центр.
Фортепиано.
Компьютер, DVD, CD, проектор, презентация.
Репродукции картин и икон русских художников.
Детские инструменты.
Маски для творческого задания.
Виды деятельности на уроке:
Исполнение народных и композиторских песен – с инструментом и a capella , пение каноном, пение с игрой на детских инструментах, пение с ритмическими движениями.
Восприятие музыки.
Музыкальный анализ произведения.
Работа с учебником.
Просмотр видеофрагмента.
Творческое задание по актерскому мастерству.
Закрепление ключевых понятий – кантата, ария, контраст.
Беседа о роли русских героев в современном мире.
СЦЕНАРИЙ УРОКА
Вход в класс хороводным шагом с пением песни «Уральский хоровод». Перестроение.
Исполнение - «Гимн РФ».
1 слайд.
Учитель:
У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят.
Каких русских героев вы знаете? О ком мы уже разговаривали на уроке музыки?
Их имена остаются в веках, а нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, но, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Это в полной мере относится к Александру Невскому, Ивану Сусанину. Эти имена на Руси и сейчас произносят с особой гордостью и почтением.
Более восьми веков живет память народная о святом благоверном великом князе Александре Невском – национальном герое, народном заступнике. Православная церковь причислила благоверного князя Александра к лику святых, и это обстоятельство придает трактовке образа новое осмысление.
Александр Невский – не мифологический герой, а реально существовавший человек. Его образ представлен не только церковной музыкой, но и музыкой композиторской, не только иконами, но и картинами художников; написаны романы, поэмы, стихотворения, поставлены памятники, сняты кинофильмы.
2 слайд.
Александр Невский был праправнук Александра Македонского, в пять лет знал несколько языков и готовил себя к военному делу. Все предки А. Невского были военачальниками.
У:
Фамилию Невский он получил при рождении?
Д:
Нет, эту фамилию дал ему народ.
У:
Почему народ стал называть его Невским?
Д:
В 20 лет победил шведов на Неве-реке.
Художники – Михаил Нестеров и Петр Корин языком живописи (палитра, цветовая гамма, колорит) донесли до нас художественный образ А.Невского, причем каждый художник передал свой образ Невского. Сравните эти картины.
Д:
Сходство – на обеих картинах у А. Невского оружие, святые образа, церковь вдали, как символ веры; отличие – в картинах контрастная палитра, разное настроение героя, изображения на иконах тоже отличаются.
У:
Эти художники создали яркие и по-своему контрастные образы русского полководца, а кто из русских композиторов создал незабываемый образ Александра Невского?
Д:
Сергей Сергеевич Прокофьев.
3 слайд.
Работа с учебником .
(«Музыка» Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина, 3 класс, стр. 16)
Что такое кантата?
Учитель: Мы с вами изучали из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» хор «Вставайте, люди русские». Сейчас мы посмотрим фрагмент из художественного фильма Эйзенштейна «Александр Невский», где звучит этот хор.
Просмотр фрагмента фильма «Александр Невский».
У: Какие средства выразительности использует кинорежиссер для того, чтобы передать картину сбора всего народа на войну?
Д: Массовые сцены. Люди идут со всех сторон на призыв. Люди вооружаются.
У: Какие средства выразительности использует композитор, чтобы передать, что все собираются на войну?
Д: Набатный колокольный звон, маршевый характер, ударные инструменты выходят на первый план.
Исполнение хора «Вставайте люди русские» (1 и 2 темы).
У: Давайте сравним эти две темы, опираясь на основные средства музыкальной выразительности – темп, регистр, тембр, мелодия, лад, интонация, динамика. При сравнении будем употреблять выражения «1тема» («Вставайте люди русские…») и «2тема» («На Руси родной …»).
Дети разделяются на 2 группы и подбирают средства музыкальной выразительности, соответствующие их песне.
Анализ музыкальной формы.
Средства
музыкальной
Выразительности 1 тема 2 тема
Темп: быстрый медленный Регистр: средний высокий
Тембр: пронизывающий мягкий
Мелодия: отрывистая плавная
Лад: минор мажор
Интонация: тревожный марш народная песня
Динамика: форте пиано
У: Художники П. Корин и М. Нестеров средствами изобразительности создали противоположные образы одного и того же человека – А. Невского. А композитор С. Прокофьев создал средствами выразительности разные музыкальные темы, которые очень отличаются друг от друга. Это и будет называться контраст .
Творческое задание:
У:
Кто-то, может быть, в будущем станет известным режиссером и снимет свой фильм об Александре Невском. А кто уже сейчас хочет попробовать себя в этом?
Д:
(поднимают руки, учитель выбирает одного, кто на уроке не проявил особой активности)
У:
Представь себе, что ты режиссер, и на главную роль тебе нужно выбрать одного актера из нескольких. Если бы ты снимал фильм, кого из класса взял бы на главную роль?
Ученик выбирает из класса нескольких мальчиков.
У: Для сравнения актерских данных каждому нужно произнести слова главного героя из фильма Александр Невский» с соответствующей интонацией:
1. «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!»
2. «С родной земли умри, а не сойди!»
3. «На том стояла, стоит и стоять будет земля русская!»
Ученик-режиссер проводит кастинг и выбирает одного актера на главную роль.
Учитель:
Глухой лес, занесенный снегом. Сюда Сусанин привел поляков. Поляки засыпают, бодрствует один Сусанин. Он размышляет о предстоящей гибели, вспоминает близких и мысленно прощается с ними.
Из какого произведения этот отрывок?
Д: опера М.Глинки «Жизнь за царя».
4 слайд.
Исполнение фразы из «Арии Сусанина».
5 слайд.
Поляки, проснувшись, убеждаются в том, что Сусанин завел их в непроходимую глушь.
«Куда ты завел нас?» - лях старый вскричал.
« Туда, куда нужно! – Сусанин сказал. –
Убейте! замучьте! – моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли;
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит».
6 слайд.
Иван Сусанин, простой крестьянин, погиб, защищая свою страну от захватчиков.
Учитель: М.И.Глинка заканчивает оперу «Жизнь за царя» хором «Славься!», воспевая подвиг не только Ивана Сусанина, простого крестьянина, подвиг всего русского народа в борьбе за свою землю, свою страну, свою Родину.
Слушание хора «Славься!».
Какой вид колокольного звона звучит в конце произведения, почему?
Д: Праздничный колокольный звон, потому что победили врага.
Композиторы С.Прокофьев и М.Глинка в своих произведениях, каждый по-своему, передают русскую культуру, русскую историю. Это напевность русской песни, народные интонации, колокольный звон - в одном случае – набат, в другом праздничный трезвон. А так же раскрывают образ русского героя: в одном случае – полководца, в другом – простого крестьянина.
Мы с вами учили р.н. песню «Со вьюном я хожу».
- Сделайте музыкальную характеристику этой песни.
Д: Эта песня исполняется хором, a capella , канон, певучая.
Исполнение р.н.п. «Со вьюном я хожу» каноном с детскими инструментами.
Исполнение «Уральской казачьей» с ритмическими движениями.
Итог:
У: О чем мы сегодня говорили?
Д: О подвиге русских героев. О том, как художники, писатели, композиторы воспевают в своих произведениях нашу страну, людей, которые посвятили свою жизнь защите Отечества.
Учитель музыки МОУ «СОШ № 40» – Платицина Лариса Александровна Страница 7