"Благовещение" Леонардо да Винчи. Благовещение в живописи

История одной картины. «Благовещение» Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи "Благовещение" (~1472-1475), масло и темпера на дереве, 78x219cм, Галерея Уффици Флоренция, Италия

В этой большой картине Леонардо основывался, главным образом, на иллюстрированных Библиях 15-го столетия:
Архангел Гавриил становится на колени в саду Девы, (Лука 1.26-38) которая получает его известие и узнает, что она выбрана, чтобы родить Сына Бога.

Архангел Гавриил

Дева Мария

Сцена справа— соответствует архитектуре того времени.
Средняя часть огорожена низкой стеной, достигающей высоты колена, с маленьким открытием в центре. Это открытие, которое служит фоном жесту приветствия Гавриила, с лилией в левой руке (символ чистоты Марии), также показывает дорожку, исчезающую вдали. Видны острые силуэты деревьев и гор, на фоне пылающего неба.
Именно Леонардо, первый показал эту библейскую сцену не в закрытом помещении, а использовал мастерски выполненный пейзаж, усиливающий впечатление от картины.

Пейзаж: на заднем плане отчётливо виден порт, корабли, вершины гор

Библия и рука Девы Марии

Фрагмент мраморной подставки с рельефом

Работа прибыла в Галерею Уффици в 1867 из монастыря Сан Бартоломео (Monteoliveto), около Флоренции. До 1869 она считалась работой Доменико Гирландайо. Потом учёные пришли к выводу, что это ранняя работа Леонардо, 1472-1475гг. когда он ещё был учеником Верроккио и работал в его мастерской.

Пейзаж не считался в Италии самостоятельным жанром. Леонардо первым стал придавать ему большое значение. Родившийся и до четырнадцати лет росший в живописном местечке Винчи, он очень тонко и глубоко чувствовал природу - даже сказал однажды, что только она и может быть «наставницей высших умов».

Неудивительно, что действие его первой самостоятельной картины происходит на фоне великолепного тосканского пейзажа. Священная сцена показана в саду флорентийского дворца, на фоне пейзажа, который создан горами, водой и небом, волшебной и нереальной атмосферой. Такой фон определяет художника во многих работах.

Индивидуальность Леонардо чувствуется также в складках одежды Девы и Ангела. На многих эскизах он учится передавать естественное падение складок. Мраморный стол, вероятно указывает на могилу Пьеро и Джованни Медичи. в церкви Сан Лоренсо, которую Верроккио оформлял скульптурой в этот период.

Алессо Бальдовинетти.
«Благовещение Марии».

…Мария, взяв кувшин, пошла за водой; и услышала: Радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. И стала оглядываться Она, чтобы узнать, откуда этот голос. Испугавшись, возвратилась домой, поставила кувшин и, взяв пурпур, стала прясть его…

Протоевангелие Иакова. 11:1-4.

Альбрехт Альтдорфер.
«Благовещение».
1513.

…послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова: имя же Деве: Мария. Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидевши его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога; и Ты зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим…

Евангелие от Луки. 1:26-35.

Альбрехт Альтдорфер.
«Благовещение».
1506-1538.

«Благовещение».
Благовещенский собор Московского Кремля.
XV век.

«Благовещение».
1408.
Икона праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Баварский мастер.
«Благовещение».

Бартелами д"Эйк.
Алтарь Благовещения. «Благовещение».

«Благовещение».
Греция. XVIII век.

Поздняя греческая икона, напротив, совершенно недвижна. Это «первое Благовещение», или «Благовещение у источника», - сюжет, основанный на апокрифическом «Протоевангелии Иакова», согласно которому архангел являлся Марии дважды. Источник или колодец, к которому Богородица вышла за водой, уже в XI-XII веках часто изображался как роскошный бассейн. Лишенные символического значения здания у греческого мастера не менее условны, чем в новгородской иконе: они образуют плоскую декорацию, на фоне которой стоят фигуры персонажей. Эта своеобразная театральность при полном отсутствии передачи пространства роднит греческий образ с народной картинкой – лубком.

«Благовещение».
Россия, Новгород (?).
XVI век.

…Эта икона изображает явление архангела Богородице в ее доме. Мария изумилась объявленной ей вести и спросила: «Как же это будет, если я мужа не знаю?» Место действия обозначено велумом – полотнищем, переброшенным между зданиями, которое символизирует в евангельских сценах преемственную связь Ветхого и Нового заветов. Типично для русской иконы решение архитектурного фона: здания показаны сразу с трех сторон, в так называемой обратной перспективе, «удаляющейся» в направление зрителя. Тем самым взгляду верующего дозволяется только созерцать чудо, не переступая границы священного чертога. Эта условность, однако, не мешает передаче движения: оно подчеркнуто уклоном пола, на котором архангел, кажется, едва удерживается, и необычным изображением его крыльев, развернутых в разные стороны.

А. Шестаков. «Рождественские сюжеты». Санк-Петербург, «Арка». 2011 год.

«Благовещение».

Герард Давид.
«Благовещение».

Герард Давид.
«Благовещение».

«Благовещение».
Между 1724 и 1725.

«Благовещение».
1495.

Джорджо Вазари.
«Благовещение».

Доменико Беккафуми.
«Благовещение».

Леонардо да Винчи.
«Благовещение».

Лоренцо ди Креди или Леонардо да Винчи.
«Благовещение».

Лоренцо Коста.
«Благовещение (Читающая Мария)».

«Благовещение».
Около 1527.
Пинакотека комунале (Реканати).

Мариотто Альбертанелли.
«Благовещение».

«Благовещение».
1580-е.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

«Благовещение».
Между 1623-1630.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Робер Кампен.
«Благовещение».

Рогир ван дер Вейден.
Алтарь трёх волхвов.
«Благовещение Марии».

Рогир ван дер Вейден.
«Благовещение».

«Благовещение».
1333.

Сандро Ботичелли.
«Благовещение».

Симон Вуэ.
«Благовещение».
1632.

Фра Беато Анджелико.
«Благовещение».
Цикл фресок доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции.

Фра Беато Анджелико.
«Благовещение».

Франческо дель Косса.
Алтарь Благовещения.

Ханс Мемлинг.
«Благовещение».

Хуберт ван Эйк.
«Благовещение».
Гентский алтарь.

Ян ван Эйк.
«Благовещение у церкви».

Ян ван Эйк.
«Благовещение».

В юном возрасте находясь в мастерской "Верроккьо", когда художнику было всего двадцать лет, Леонардо да Винчи написал картину "Благовещение".

Создавал будущий гений этот шедевр на протяжении 1472-1475 годов. Некоторые считают, что картину с нуля написал да Винчи, другие склоняются к мнению, что юный художник был как бы реставратором картины, то есть, исправлял ошибки и доводил до конца саму картину, которую создали другие ученики мастерской. Как бы там ни было, но о настоящей предыстории картины, совершенно ничего не известно, да и полотно широкой публике открылось во всей своей красе, только в девятнадцатом веке. Именно тогда, картина попала в Галерею Уффици, а до этого находилась в женском монастыре "Сан Бартоломео". Считалось до 1869 года, что картину "Благовещение" написал Доменико Гирландайо, но исследователи картины, все-таки пришли к мнению, что работа принадлежит кисти да Винчи.

Сюжет картины основывается на библейских событиях, а именно, Архангел Гавриил приносит благую весть Деве Марии, что она избрана для рождения сына божьего - Иисуса Христа. Архангел становится на колени, и осторожно, чтобы не испугать Марию, робко смотря на нее сообщает это известие. При этом в левой руке он держит красивый цветок, это белая Лилия, символ непорочности Девы Марии, а правой рукой благословляет ее.

Архангел Гавриил преклонил колено на ковре из трав и цветов, его одежда стелится по ковру. Сцена справа соответствует архитектуре и духу того времени. Образ Марии красив и благороден, поэтичен и одухотворен, движения спокойны и размеренны.

Она сидит у своего дома за пюпитром для чтения и внимательно вслушивается в произносимые архангелом слова, лицо ее спокойное и в тоже время счастливое. Свою правую руку Мария положила на Библию лежащую на мраморной подставке, что довольно символично, а левую вскинула словно приветствуя архангела. Одежда Марии ниспадает на пол, а складки на ней показывают некое замешательство Девы. Над ее головой, как и над головой архангела изображены нимбы, свидетельствующие о их святости. Художник показал эту сцены на фоне пейзажа, что, несомненно усиливает впечатление от картины.

Художник на этом полотне, имеет возможность изобразить на заднем плане обширный пейзаж, что собственно он и делает. Там вдали изображены вершины гор, которые окутаны бледно-серой дымкой. Видны стены порта и уходящая вдаль река, на которой мелькают мачты кораблей, а также деревья, которые величественны и являются символом жизни. И конечно горизонталь бесконечного горизонта, дающего понимание о вечности жизни.

Картина "БЛАГОВЕЩЕНИЕ" написана маслом на дереве, имеет размеры 98х217 см, и хранится в музее Уффици во Флоренции.

Одна из ранних работ двадцатилетнего мастера, выполненная маслом на доске, Благовещение - еще не та работа, которая может охарактеризовать стиль Леонардо. На картине изображены: архангел Гавриил на левой стороне, Дева Мария справа, и аналой между ними. Все изображается в архитектурной обстановке, на фоне пейзажа. Коленопреклоненный архангел изображен молодым, прекрасным юношей, с высоким лбом, стилизованными крыльями, в богатой одежде, с лилией в руке. Читающая и удивленная Дева Мария поднимает руку в жесте удивления. Она изображена с тонкими чертами лица, которое некоторые считают холодным. Ее поза, ноги, равномерно покрытые широкой и мягкой драпировкой, придают ей сильный монументальный характер.



Когда картина Благовещение была привезена из монастыря Сан-Бартоломео, близ Флоренции в Галерею Уффици в 1867 году, она сначала была отнесена к работам художника Доменико Гирландайо, который был, как и Леонардо да Винчи, учеником в мастерской Андреа дель Верроккьо. В 1869 Карл Эдуард фон Липгарт, центральная фигура немецкой художественной колонии экспатриантов во Флоренции, признал Благовещение ранней работой Леонардо да Винчи, одной из первых сохранившихся. С тех пор предварительный рисунок для рукава ангела был признан и приписан Леонардо.

Многие специалисты утверждают, что Благовещение во многом обязано своим появлением учителю да Винчи, Андреа дель Верроккьо. Однако эта картина считается первой крупной работой да Винчи (ее размер 98 см. х 217 см.). Эта большая картина выполнена его рукой, но, возможно, с помощь мастеров Верроккьо. Дебаты об авторстве разных частей картины продолжаются на протяжении длительного времени. В течение нескольких лет картина считалась работой Доменико Гирландайо или Лоренцо ди Креди. Креди был подмастерьем в мастерской Верроккьо в то же время, как и Леонардо. Эксперты также не остаются единодушными относительно других элементов картины: крылья ангела, которые были перекрашены, мраморный аналой, возможно скопированный у мастера Андреа дель Верроккьо. Из всего вышеперечисленного следует, что эта работа может являться коллаборацией нескольких художников, включая да Винчи. Верроккьо использовал краски на основе свинца и тяжелые мазки, Леонардо же рисовал более мелкими мазками, красками без свинца. Когда Благовещение подвергли рентгену, участие в работе Верроккьо стало казаться очевидным. Также очевидно и то, что архангела Гавриила и фон нарисовал именно Леонардо да Винчи.

Индивидуальность Леонардо выражена на картине в достаточной мере, ведь он один из первых художников, которые стали выделять пейзажи в отдельный жанр. Также он уделял много времени эскизам драпировок. Фоном для картины Благовещение служит замечательный тосканский пейзаж, драпировки на одеждах прорисованы прекрасно.



Даже если Благовещение является результатом совместных усилий, эта картина, тем не менее, является достижением и доказательством врожденного изобразительного таланта Леонардо да Винчи. Все в этой работе высокого поэтического и стилистического качества: обработка фигур и их атрибутов, пространственная конструкция далеких деревьев и водотока, свидетельствующая о непреходящей любви художника к природе. После написания этой картины, в его живописи и жизни произошло много изменений, которые сделали Леонардо да Винчи неутомимым новатором. И даже этой картины будет достаточно, чтобы оценить его умения.

Масло/Доска (1475)

Описание

«Благовещенье» - первое живописное произведение, приписывающееся Леонардо. Картина написана для ризницы монастыря Сан-Бартоломео, который находился за воротами Сан-Фредьяно к юго-западу от центра Флоренции, в местечке Монте-Оливето, Monte Oliveto. В позах Гавриила и Марии видно влияние Верроккьо и близкого ему Боттичелли. Рука Леонардо чувствуется в мастерском изображении пейзажа и особенно в передаче оговоренных каноном переживаний только на лицах героев, без эффектных жестов и излишнего пафоса. Внезапно появившийся ангел прервал чтение Марии. На её лице смущение и смирение, на лице ангела - сознание значимости момента. В левой руке он держит лилию, символ...

«Благовещенье» - первое живописное произведение, приписывающееся Леонардо. Картина написана для ризницы монастыря Сан-Бартоломео, который находился за воротами Сан-Фредьяно к юго-западу от центра Флоренции, в местечке Монте-Оливето, Monte Oliveto. В позах Гавриила и Марии видно влияние Верроккьо и близкого ему Боттичелли. Рука Леонардо чувствуется в мастерском изображении пейзажа и особенно в передаче оговоренных каноном переживаний только на лицах героев, без эффектных жестов и излишнего пафоса. Внезапно появившийся ангел прервал чтение Марии. На её лице смущение и смирение, на лице ангела - сознание значимости момента. В левой руке он держит лилию, символ Флоренции. Очевидна характерная для Леонардо тяга к природному ходу вещей.

Благовещенье празднуется 25 марта, и для создания весеннего настроения лужайка перед домом Марии усыпана цветами. В дальнейшем Леонардо будет показывать флору только в естественных условиях и в точном соответствии с сезоном, который задан сюжетом. В отступление от канона крылья архангела - не во весь его рост, а более короткие, как у птицы. Позже неизвестный художник удлинил их краской каштанового цвета, так что через концы крыльев просвечивает первоначальный пейзаж. "Благовещение", картина 20-летнего художника, сочетает новаторские черты и лирику с цитатами и ошибками. В правой части картины есть ученические просчёты в перспективе. Так, уходящая к кипарису стена коротковата, а стоящий перед Девой аналой слишком велик.

Кажется, что он ближе к зрителю, чем Мария, отчего художнику пришлось удлинить её правую руку, лежащую на книге. И тем не менее, современники увидели в этой картине работу гения. Одно только великолепное изображение тканей и драпировок - отличительная черта Леонардо - вызывало восхищение большинства его коллег.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения