Составить характеристику героя сказки о мертвой царевне. А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне». Добро и зло в сказке. План характеристики образа царевны
А. С. ПУШКИНА
Царица-мачеха и царевна представляют в этой сказке два противоположных человеческих характера. Царица — красавица с отвратительным характером и болезненным самолюбием. Она считает себя лучше всех на свете и хочет, чтобы все ей поклонялись. Отмечая красоту царицы, поэт считает, что она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Свое право быть первой красавицей в свете царица готова отстаивать любой ценой, даже ценой жизни другого человека.
Совершенно другой, противоположный характер у царевны-падчерицы. Она красива не менее, чем царица, но при этом еще скромна и добра. Царевна нисколько не похваляется своей внешностью, не придает ей особого значения. Она не считает, подобно царице, что весь мир должен признавать ее первой красавицей. Царевна «нраву кроткого такого». Она никогда не смогла бы причинить зло другому человеку, только ради того, чтобы считаться первой красавицей. Для нее главное — душа человека.
Когда волшебное зеркальце говорит, что «царевна всех милее, всех румяней и белее», мачеха, «черной зависти полна», повелевает отдать царевну «на съедение волкам». Ее не волнует, что падчерица ни в чем не виновата перед ней, что ее ждет мучительная смерть. Эгоизм царицы настолько силен, что никакие жертвы не кажутся ей излишними. Ее жестокость безгранична. «Царица злая» одерживает наконец победу — царевна умирает.
Но автор утверждает, что добро, в конце концов, всегда побеждает зло. Любовь царевича Елисея возвращает царевну к жизни. Ее верность, порядочность и скромность вознаграждаются. Все заканчивается свадьбой и роскошным пиром. А злая мачеха, увидев, что все ее козни ни к чему не привели, умирает от зависти и злобы.
Твори добро, и оно к тебе вернется, хочет сказать поэт. А зло порождает только зло и оборачивается против злого человека.
Сочинение на тему: ЦАРИЦА И ЦАРЕВНА В «СКАЗКЕ О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ» А. С. ПУШКИНА
4.2 (84.64%) 466 votesНа этой странице искали:
- характеристика героев сказки о мёртвой царевне и семи богатырях
- в чем превосходство царевны над царицей
- в чем превосходство царевны над царицей в сказке о мертвой царевне
- сочинение на тему в чем превосходство царевны над царицей
- характеристика мертвой царевны
Цели: познакомить со сказкой А.С. Пушкина; учить анализировать поступки героев; обучать грамотному, выразительному чтению; учить сравнивать сказки народные и литературные, делить текст на части; формировать умения анализировать литературное
произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключенный в сказках; воспитывать культуру речи, культуру слушания, культуру высказывания, культуру эмоций; учить различать положительных и отрицательных героев, давать краткую характеристику главных героев, оценку их поступкам; обучать работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст, развивать память, логическое мышление, речь.
Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества А. С. Пушкина.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, выставка книг писателя, карточки, аудиоприложение к учебнику, видеозапись мультипликационного фильма по сказке А. С. Пушкина.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока
Ребята, прочитайте название сказки, с которой мы познакомились на прошлом уроке. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
- Скажите, что мы можем узнать из названия. (Мы можем узнать, что это сказка; герои в ней: царевна и семь богатырей.)
- Кто такой богатырь? Найдите значение этого слова в словарях. (Словарь СИ. Ожегова: богатырь - человек очень большой силы, стойкости и отваги. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. Словарь В.И. Даля: богатырь - человек рослый, дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин.)
- Докажите, что это сказка. Вспомните все признаки сказки. (1. Зачин. 2. Волшебные предметы. 3. Сказочные слова и выражения. 4. Троекратный повтор. 5. Борьба добра и зла. 6. Добро побеждает зло. 7. Концовка.)
- Прочитайте тему урока, выберите те пункты, над которыми нам нужно поработать сегодня. (Борьба добра и зла, добро побеждает зло.)
Давайте вспомним значение слов «добро» и «зло».
(Учащиеся объясняют своими словами, как они понимаем значение этих слов, затем находят их значение в словаре СИ. Ожегова.)
Добро - 1) все положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.).
Зло - 1) нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность.
Определите задачи урока. На какие вопросы мы должны сегодня ответить?
III. Работа по теме урока
Итак, вспомним, какие герои в сказке главные, без которых не было бы всех описанных событий. (Главные герои - царица и царевна.)
Разберемся, кто же у нас в сказке злой, а кто добрый.
(Чтение и анализ сказки до слов «Но невеста молода?...» на с. 73.)
Что вы узнали из начала сказки?
Отчего умерла царица?
Найдите описание новой царицы.
Как вы понимаете выражение «и умом и всем взяла»? Объясните значение слов «ломлива» и «своенравна». (Ломлива - упрямо не соглашается на что-либо. Своенравна - упряма, капризна, поступающая так, как вздумается.)
Что значит быть кроткого нрава? (Нрав - характер, душевные качества. Кроткий - незлобливый, покорный, смирный.) Какое приданое приготовлено царевне?
Кто из вас знает, что такое девичник? (В народном свадебном обряде: вечеринка с подругами в доме невесты накануне венчания, а также вообще вечеринка, на которую собираются девушки, женщины.) Что узнала царица от зеркальца?
зеркальце сказало правду, а нужно ли было ее говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?
Ребята, а вы любите правду? Нужна ли она вообще в жизни? Как вы понимаете значение выражения «черная и белая зависть»? Чем они отличаются?
Испытывали ли вы когда-нибудь такие чувства? К чему они приводят? К чему привела черная зависть в сказке?
Что же вы можете сказать о царевне? (Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.)
- Какой была царица? (Царица-мачеха красивая, умная, ревнивая, упрямая, капризная; она поступает так, как хочется ей, и совсем не думает о других; еще она хочет всегда оставаться самой красивой - от этого полностью зависят ее настроение и вся ее жизнь.)
- Подумайте: кто из наших героев положительный, а кто отрицательный? (Царица - отрицательная героиня, а царевна - положительная.)
- Что такое положительные и отрицательные черты характера? (Положительные (хорошие) черты характера, присущие положительному герою: доброта, любовь, верность, кротость, отзывчивость. Отрицательные (нехорошие) черты характера, присущие отрицательному герою: зависть, злоба, ревность, эгоизм, предательство.)
Ребята, а как можно определить, злой человек или добрый? Ведь каждый человек считает себя хорошим. (По его поступкам. Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.)
IV. Физкультминутка
Пример: Царевна и королевич Елисей ХарактеристикаЦаревнаКоролевич Елисей Внешность: Молодость «Царевна молодая…», «За красавицей душой, за невестой молодой…» «Невеста молодая…» «И жених сыскался ей…» (описания почти нет) Черты характера: Любовь друг к дружке Верность Робость, застенчивость: «…До смерти испугалась и взмолилась…» «Мне всех милей королевич Елисей…», «И зарыдали оба…» «Но другому я навечно отдана…» Смелость, настойчивость: «Помолясь усердно Богу отправляется в дорогу…», «За ним с мольбой погнался…», «Не унывая к ветру кинулся, взывая…» «Он горько плачет…», «Королевич зарыдал…», «На прекрасную невесту посмотреть ещё хоть раз», «В руки он её берёт и на свет из тьмы несет…» «И о гроб невесты милой он ударился всей силой…» Речь (красивая, выразительная) «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали…», «Что, Соколко, что с тобою?...» «Свет, мой солнышко!», «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!» «Аль откажешь мне в ответе?..», «Беседуя приятно, в путь пускаются обратно…»