Составить характеристику героя сказки о мертвой царевне. А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне». Добро и зло в сказке. План характеристики образа царевны

А. С. ПУШКИНА

Царица-мачеха и царевна представляют в этой сказ­ке два противоположных человеческих характера. Ца­рица — красавица с отвратительным характером и бо­лезненным самолюбием. Она считает себя лучше всех на свете и хочет, чтобы все ей поклонялись. Отмечая красоту царицы, поэт считает, что она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Свое право быть первой краса­вицей в свете царица готова отстаивать любой ценой, даже ценой жизни другого человека.

Совершенно другой, противоположный характер у царевны-падчерицы. Она красива не менее, чем ца­рица, но при этом еще скромна и добра. Царевна ни­сколько не похваляется своей внешностью, не придает ей особого значения. Она не считает, подобно царице, что весь мир должен признавать ее первой красави­цей. Царевна «нраву кроткого такого». Она никогда не смогла бы причинить зло другому человеку, только ра­ди того, чтобы считаться первой красавицей. Для нее главное — душа человека.

Когда волшебное зеркальце говорит, что «царевна всех милее, всех румяней и белее», мачеха, «черной зависти полна», повелевает отдать царевну «на съеде­ние волкам». Ее не волнует, что падчерица ни в чем не виновата перед ней, что ее ждет мучительная смерть. Эгоизм царицы настолько силен, что никакие жертвы не кажутся ей излишними. Ее жестокость безгранич­на. «Царица злая» одерживает наконец победу — ца­ревна умирает.

Но автор утверждает, что добро, в конце концов, всегда побеждает зло. Любовь царевича Елисея возвращает ца­ревну к жизни. Ее верность, порядочность и скромность вознаграждаются. Все заканчивается свадьбой и роскош­ным пиром. А злая мачеха, увидев, что все ее козни ни к чему не привели, умирает от зависти и злобы.

Твори добро, и оно к тебе вернется, хочет сказать поэт. А зло порождает только зло и оборачивается против злого человека.

Сочинение на тему: ЦАРИЦА И ЦАРЕВНА В «СКАЗКЕ О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ» А. С. ПУШКИНА

4.2 (84.64%) 466 votes

На этой странице искали:

  • характеристика героев сказки о мёртвой царевне и семи богатырях
  • в чем превосходство царевны над царицей
  • в чем превосходство царевны над царицей в сказке о мертвой царевне
  • сочинение на тему в чем превосходство царевны над царицей
  • характеристика мертвой царевны

Цели: познакомить со сказкой А.С. Пушкина; учить анализи­ровать поступки героев; обучать грамотному, выразительному чте­нию; учить сравнивать сказки народные и литературные, делить текст на части; формировать умения анализировать литературное

произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключенный в сказках; воспитывать культуру речи, куль­туру слушания, культуру высказывания, культуру эмоций; учить различать положительных и отрицательных героев, давать крат­кую характеристику главных героев, оценку их поступкам; обучать работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст, развивать память, логическое мышление, речь.

Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, пони­мание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изуче­нию темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, по­иск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целена­правленный выбор книги, К - ответы на вопросы на основе ху­дожественного текста учебника, осмысление правил взаимодей­ствия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность челове­ческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению твор­чества А. С. Пушкина.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, выставка книг писателя, карточки, аудиоприложение к учебнику, видеозапись мультипли­кационного фильма по сказке А. С. Пушкина.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока

Ребята, прочитайте название сказки, с которой мы позна­комились на прошлом уроке. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

- Скажите, что мы можем узнать из названия. (Мы можем узнать, что это сказка; герои в ней: царевна и семь богатырей.)



- Кто такой богатырь? Найдите значение этого слова в сло­варях. (Словарь СИ. Ожегова: богатырь - человек очень большой силы, стойкости и отваги. Герой русских былин, со­вершающий воинские подвиги. Словарь В.И. Даля: богатырь - человек рослый, дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин.)

- Докажите, что это сказка. Вспомните все признаки сказки. (1. Зачин. 2. Волшебные предметы. 3. Сказочные слова и выра­жения. 4. Троекратный повтор. 5. Борьба добра и зла. 6. Добро побеждает зло. 7. Концовка.)

- Прочитайте тему урока, выберите те пункты, над которыми нам нужно поработать сегодня. (Борьба добра и зла, добро побеждает зло.)

Давайте вспомним значение слов «добро» и «зло».

(Учащиеся объясняют своими словами, как они понима­ем значение этих слов, затем находят их значение в словаре СИ. Ожегова.)

Добро - 1) все положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.).

Зло - 1) нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность.

Определите задачи урока. На какие вопросы мы должны сегодня ответить?

III. Работа по теме урока

Итак, вспомним, какие герои в сказке главные, без которых не было бы всех описанных событий. (Главные герои - ца­рица и царевна.)

Разберемся, кто же у нас в сказке злой, а кто добрый.

(Чтение и анализ сказки до слов «Но невеста молода?...» на с. 73.)

Что вы узнали из начала сказки?

Отчего умерла царица?

Найдите описание новой царицы.

Как вы понимаете выражение «и умом и всем взяла»? Объясните значение слов «ломлива» и «своенравна». (Лом­лива - упрямо не соглашается на что-либо. Своенравна - уп­ряма, капризна, поступающая так, как вздумается.)

Что значит быть кроткого нрава? (Нрав - характер, душев­ные качества. Кроткий - незлобливый, покорный, смирный.) Какое приданое приготовлено царевне?



Кто из вас знает, что такое девичник? (В народном свадеб­ном обряде: вечеринка с подругами в доме невесты накануне венчания, а также вообще вечеринка, на которую собираются девушки, женщины.) Что узнала царица от зеркальца?

зеркальце сказало правду, а нужно ли было ее говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?

Ребята, а вы любите правду? Нужна ли она вообще в жизни? Как вы понимаете значение выражения «черная и белая зависть»? Чем они отличаются?

Испытывали ли вы когда-нибудь такие чувства? К чему они приводят? К чему привела черная зависть в сказке?

Что же вы можете сказать о царевне? (Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.)

- Какой была царица? (Царица-мачеха красивая, умная, ревни­вая, упрямая, капризная; она поступает так, как хочется ей, и совсем не думает о других; еще она хочет всегда оставаться самой красивой - от этого полностью зависят ее настроение и вся ее жизнь.)

- Подумайте: кто из наших героев положительный, а кто от­рицательный? (Царица - отрицательная героиня, а царев­на - положительная.)

- Что такое положительные и отрицательные черты харак­тера? (Положительные (хорошие) черты характера, прису­щие положительному герою: доброта, любовь, верность, кро­тость, отзывчивость. Отрицательные (нехорошие) черты характера, присущие отрицательному герою: зависть, злоба, ревность, эгоизм, предательство.)

Ребята, а как можно определить, злой человек или добрый? Ведь каждый человек считает себя хорошим. (По его поступ­кам. Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если по­ступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.)

IV. Физкультминутка








Пример: Царевна и королевич Елисей ХарактеристикаЦаревнаКоролевич Елисей Внешность: Молодость «Царевна молодая…», «За красавицей душой, за невестой молодой…» «Невеста молодая…» «И жених сыскался ей…» (описания почти нет) Черты характера: Любовь друг к дружке Верность Робость, застенчивость: «…До смерти испугалась и взмолилась…» «Мне всех милей королевич Елисей…», «И зарыдали оба…» «Но другому я навечно отдана…» Смелость, настойчивость: «Помолясь усердно Богу отправляется в дорогу…», «За ним с мольбой погнался…», «Не унывая к ветру кинулся, взывая…» «Он горько плачет…», «Королевич зарыдал…», «На прекрасную невесту посмотреть ещё хоть раз», «В руки он её берёт и на свет из тьмы несет…» «И о гроб невесты милой он ударился всей силой…» Речь (красивая, выразительная) «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали…», «Что, Соколко, что с тобою?...» «Свет, мой солнышко!», «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!» «Аль откажешь мне в ответе?..», «Беседуя приятно, в путь пускаются обратно…»

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения