Исследовательская работа на тему"образы борьбы и победы в искусстве". Презентация по музыке на тему "образы борьбы и победы в искусстве" Борьба и победа в искусстве

Класс: 5

Задачи урока:

  • Раскрыть образный строй одной из самых знаменитых симфоний – Симфонии №5 Людвига ванн Бетховена.
  • Проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями её симфонического развития.

ХОД УРОКА

Музыкальное приветствие

У.: Какова тема раздела прошлой четверти?
Д.: Музыка и изобразительное искусство.
У.: Какие выразительные средства объединяют эти искусства?
Д.: Темп, ритм, динамика, жанр, строение…
У.: Большое значение имеет исполнение музыки. Не только работа создателя, но и исполнителя. Давайте вспомним музыку Джорджа Гершвина «Хлопай в такт».

Исполнение песни Дж. Гершвина «Хлопай в такт».

У.: В каком стиле написано произведение, которое мы исполняли?
Д.: Джаз.
У.: А как вы думаете, у нас получилось правильно его понять, распознать, и, главное, исполнить? Аргументируйте, почему?
Д.: Мне кажется, что у нас все получилось, потому что мы были эмоциональны, и нам даже захотелось пританцовывать!
У.: Пожалуй, я с вами соглашусь. Перейдем к теме сегодняшнего урока и запишем её в тетрадь.
Ребята, много лет назад, во время Второй мировой войны чешский писатель Юлиус Футчик, будучи фашистским заключенным, тайно от своих истязателей писал книгу, в которой несколько раз упоминал музыку Л. В Бетховена. Как вы думаете, почему это происходило?
Д.: Может быть потому что музыка Бетховена ему нравилась?
У.: Мы пока оставим этот вопрос без обсуждения, а перейдем к следующему…
«О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой!»

Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в немецком городе Боне. Родные Людвига обладали музыкальными способностями: так, его дед играл на скрипке и пел в хоре придворной капеллы князя, наместника Бонна. Здесь же в качестве певца-тенора работал и отец композитора Иоганн ван Бетховен. Свой музыкальный талант Людвиг стал проявлять очень рано и отец сам занимался развитием таланта маленького музыканта, но делал это очень неумело и жестоко. Часто возвращаясь с веселой вечеринки ночью он поднимал Людвига с постели, заставлял играть, если же сын отказывался – его наказывали. Такие «уроки музыки» должны были подавить желание маленького Бетховена заниматься музыкой, но в музыке он находил своего самого верного друга. Спустя годы он заставил говорить о себе как о замечательном музыканте, но умирает мать и все заботы по воспитанию двух младших братьев ложатся на его плечи… Семья Бетховеных переживает нелёгкие времена безденежья, однако Людвиг сопротивляется судьбе и выстаивает. Новое испытание к нему приходит тридцатилетнем возрасте – это нарастающая глухота и безответная любовь, но и этими испытаниями он справляется. Единственной отрадой в своей жизни теперь Бетховен видит в музыке. Он ее любит, он ей предан как самой достойной из женщин на земле. Умер великий композитор в 1827 году в совершенном одиночестве, и последними его словами были: «Я слышал грозу… Утро».
Симфония №5 посвящена судьбе земли, судьбе человечества. «Почему я пишу? То, ЧТО у меня на сердце, должно найти себе выход. Вот потому-то я и пишу», – говорил Бетховен.
Ребята, я прошу обратиться к вопросам-заданиям на нашей доске.
Нашей целью сегодня будет «расшифровать» музыку Бетховена: попытаться понять, о чем он нам рассказывал музыкой и описать всё это.
Итак, письменно ответьте на вопросы:

  • Кто, или что представляет из себя главный герой симфонии? Каким вы его представляете?
  • Что с ним происходит в этой части симфонии?

Слушание 1 части Симфонии №5 Людвига ванн Бетховена.

Слушание (выборочно) детских мини-сочинений.

У.: Ребята, давайте определим главную идею первой части симфонии (ведь это только начало рассказа), запишем ее графически и постараемся придумать к ней свои слова.

В ходе работы у нас сочинялось следующее:
– Кто это здесь, что за герой?
– Кто это здесь, кто ты такой?
Дети пришли к утверждению, что главный персонаж – несомненный Герой, который многое перенес и продолжается сопротивляться действительности как сам Бетховен.

У.: Бетховен пишет эту симфонию в 1902 году, всё чаще испытывая глухоту, его предаёт любимая девушка – Джульетта Гвиччарди, которая предпочитает не только белее богатого человека, но и, как она считает, более талантливого музыканта! Глухота! Бедность! «Я схвачу судьбу за глотку!» – кричит Бетховен. Идеи революции в Европе становятся для него родственными «Свобода, равенство, братство!». И в отличие от Наполеона, Бетховен этим идеалам не изменял!
А музыкальную тему, к которой мы только что сочиняли свои слова, Бетховен называл «Так судьба стучится в дверь».

– Настало время продолжить и закончить наше повествование к симфонии №5. Мы слушаем 2 и 4 части симфонии и продолжаем своё сочинение.

Слушание 2 и 4 части Симфонии №5 Людвига ванн Бетховена (фрагменты)

Слушание (выборочно) детских сочинений. Их оценка. Если необходимо, дискуссия по поводу содержания работ.

У.: Молодцы, ребята, вы пришли к общему мнению – ведь в ваших работах я увидела настоящего Героя, который борется, сражается и старается победить в схватке с чем-то или кем-то.
Героические образы музыки Бетховена часто сравнивают со скульптурой итальянского художника Микеланджело «Восставший раб» и греческой скульптурой Ники Самофракийской – богини победы. Как вы думаете, почему это происходит, что связывает изобразительное искусство и музыку Бетховена?

(Репродукции в учебнике «Музыка» Сергеевой-Критской 5 класс, страница122).

Дети отвечают на вопросы устно, а после – заполняют самостоятельно таблицу, служащую сравнительным анализом выразительных средств музыки и ИЗО.

Устный анализ работы в таблице не проводится, так как это проверочное задание.

У.: Совсем недавно японский ученый Масару Эмото сделал замечательное открытие. Об этом даже создан фильм «Послания воды: тайные коды кристаллов льда». Он доказал, что вода всё понимает и даже сама может многое рассказывать. Для воды можно исполнить музыку, а после этого её нужно заморозить в жидком азоте и рассмотреть удивительные получившиеся кристаллы под микроскопом. Вода может чувствовать и понимать разную музыку от рок-музыки до молитвы. А вот как вода видит Симфонию №5 Людвига ван Бетховена. Оцените…

Обсуждение

У.: Ну что ж, мы сегодня неплохо потрудились, давайте подведем итог и ответим устно на вопросы-задания в карточках.

  • Почему так популярна Симфония №5 Бетховена? Какое значение она имеет для современников?
  • Смогли ли мы определить, «что на сердце» у Бетховена?
  • Бетховен в этом сражении с судьбой оказывается побежденным или победителем?
  • Что может связывать искусства разных временных исторических периодов?
  • Что вам понравилось сегодня на уроке?
  • Что из выполненного получилось хорошо?
  • Что нужно было бы доделать?
  • Какое отношение имен работа Масару Эмото «Послания воды. Тайные коды кристаллов льда» к Симфонии №5 Бетховена?

– И последний мой вопрос на сегодня! Мы наш урок начали с книги чешского писателя-антифашиста Юлиуса Футчика, который был арестован гестапо, но чудом выжил. Какое значение для него имела музыка Бетховена?

Фрагмент главы 4 из книги Юлиуса Футчика «Репортаж с петлей на шее»

…Майское интермеццо 1943 года. Сегодня Первое мая 1943 года. И дежурит тот, при ком моно писать. Счастье! Какое счастье быть в этот день снова хотя бы на минуту коммунистическим журналистом и писать о майском смотре боевых сил нового мира!
Не жди рассказа о развевающихся знаменах. Ничего подобного не было. Сегодня было все намного проще. Здесь всего лишь несколько коммунистов – мужчин и женщин. Да, не меньше, ибо это смотр сим, которые сейчас проходят под ураганным огнем и превращаются не в пепел, а в сталь. Это смотр в окопах во время битвы. А в окопах нет парадности, там носят полевую форму. Все это ты чувствуешь по таким мелочам… Не знаю, поймешь ли ты меня, товарищ, когда прочтешь мои слова, если ты даже не пережил всего сам. Постарайся понять. Поверь, в этом была сила.
Утренний привет из соседней камеры: сегодня оттуда выстукивают два такта из Бетховена торжественнее, настойчивее, чем обычно, и стена передает их тоже в ином, необычном тоне.
Мы стараемся одеться получше. И так во всех камерах.
К завтраку мы уже в полном параде…

Образы борьбы и победы в искусстве


«…то, что у меня на сердце, должно найти себе выход…» Л.Бетховен Памятник Бетховену в Вене. (1770-1827) Людвиг ван Бетховен


Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году, в Германии, в Бонне. Его семья была очень музыка льной, отец и дед композитора пели в хоре.


РОДИТЕЛИ БЕТХОВЕНА


Тридцатилетний Бетховен «...Взгляните на него, на Бетховена, этого тридцатилетнего завоевателя, великого виртуоза, блестящего артиста, салонного льва, который делает вид, что презирает моду, однако высоко поднимает голову над красивым, белым, трижды закрученным галстуком и довольный, гордый (в то же время не совсем спокойный), искоса наблюдает, какое впечатление производит он на окружающих, на Бетховена, у которого хорошее расположение духа, смех во всю глотку, жизнерадостность». Р.Ролан


К 1800 году он стал самым популярным композитором в Вене. Он зарабатывал намного больше, чем большинство композиторов того времени, его слава распространилась далеко за пределы Австрии. Все обследовавшие врачи сошлись в едином мнении – болезнь неизлечима, и однажды он станет абсолютно глухим. Для человека, который доверял звуку свое благосостояние и самые глубокие чувства, это был самый жестокий приговор. «Вот уже два года, как я не участвую в общественной жизни исключительно потому, что я не могу сказать людям: я глухой.» - писал Бетховен в 1801 году.


Симфония №5 посвящена судьбе земли, судьбе человечества 1801 год…Частичная потеря слуха… Создаёт одно произведение за другим, полные волевого порыва… «…Я схвачу судьбу за глотку!»


"Ни одного дня без строчки..." "Почему я пишу?То, что у меня на сердце, должно найти себе выход. Вот поэтому я и пишу."


«…следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». А.С. Пушкин В рукописях Бетховена можно наблюдать работу скульптора, обтёсывающего материал, из которого рождается образ-тема симфонии.


Скульптура Микеланджело Буонарроти - "Восставший раб"... Образ прекрасного и сильного юноши, пытающегося разорвать путы. Греческая скульптура Ника Самофракийская -богиня победы


Сравни образ преодоления, победы, торжества, выраженный в скульптурах и в симфонической музыке Бетховена. Что в них общего?


А вот так вода видит Симфонию №5 Людвига ван Бетховена. Оцените… Масару Эмото «Послания воды…»


Почему так популярна Симфония №5 Бетховена? Какое значение она имеет для современников? Бетховен в этом сражении с судьбой оказывается побежденным или победителем?


Что может связывать искусства разных исторических периодов? Какое отношение имеет работа Масару Эмото «Послания воды. Тайные коды кристаллов льда» к Симфонии №5 Бетховена?


Фрагмент главы 4 из книги Юлиуса Футчика «Репортаж с петлей на шее» «…Постарайся понять. Поверь, в этом была сила.Утренний привет из соседней камеры: сегодня оттуда выстукивают два такта из Бетховена торжественнее, настойчивее, чем обычно, и стена передает их тоже в ином, необычном тоне.Мы стараемся одеться получше. И так во всех камерах.К завтраку мы уже в полном параде…»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тюлячинского района Тюлячинская средняя общеобразовательная школа

Сценарий урока

музыки

5-й класс

Тема урока:

«Образы борьбы и победы в искусстве»

подготовила учитель музыки

1 квалификационной категории

Хабирова Светлана Петровна

Тема II полугодия : «Музыка и изобразительное искусство»

Тема урока : «Образы борьбы и победы в искусстве»

Тип урока : урок сообщения и усвоения новых знаний

Цель : Создать условия для осознания общности и специфики разных видов искусства в создании образов борьбы и победы.

Планируемые результаты обучения:

Научить анализировать и обобщать многообразие связей музыки и скульптуры. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Углублять понимание музыкального искусства и его проникновение в жизнь человека.

Предметные: Сформировать представление о специфике отражения образов борьбы и победы в симфонии № 5 Бетховена. совершенствовать навыки анализа музыкальных и живописных произведений. показать взаимосвязь музыки с изобразительным искусством; закрепить знания учащихся о средствах музыкальной выразительности.

Метапредметные: Развивать критическое, образное, рефлексивное мышление, способность к эмоционально - чувственному восприятию, формировать мыслительную деятельность учащихся.

Личностные: воспитывать целеустремленность, стремление преодолевать трудности в разных жизненных ситуациях, быть ориентированными на проявление интереса к культурному наследию.

Технологии : деятельностного подхода,проблемного обучения (поисковый метод), развивающего обучения (вовлечение обучаемых в различные виды деятельности), критического мышления.

Методы и приемы : интерактивные (работа в группе), словесный, наглядный, размышления о музыке, индукции и дедукции, эмоциональной драматургии, сравнительный анализ, обобщение.

Формы урока: фронтальная, индивидуальная, парная

Музыкальный материал:

Бетховен. Симфония № 5, 1 часть

Бетховен. Симфония № 5, 3 часть

Бетховен. Симфония № 5, 4 часть

Я. Дубравин. Мы в доме одном живем.

Визуальный ряд:

Крылатая богиня Победы «Ника Самофракийская»

Лисипп «Геракл, борющийся со львом»

Микеланджело «Юный раб», «Бородатый раб»

П. Корин «Александр Невский»

Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ».

Комплексно – методическое обеспечение: синтезатор, ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, ноты к музыкальному произведению.

Ход урока:

Эпиграф:

«Музыка должна высекать огонь из

души человеческой»

(Людвиг ван Бетховен)

1.Орг момент. Музыкальное приветствие.

2.Мотивация учебной деятельности. Давайте вспомним, ребята над какой темой мы с вами работаем с начала 2 полугодия? (музыка и изо)

Правильно, на протяжении нескольких уроков мы говорим с вами о родстве изобразительного искусства с музыкой. Какие выразительные средства объединяют эти искусства? (темп, ритм, динамика, жанр, строение…)

Чтобы перейти к теме нашего урока, сначала я прочитаю вам стихотворение В. Урина, а вы попробуйте определить о ком говорится в нем?

Стих В. Урина

Когда своё достоинство мы раним

И, как бы болью горечь познаём,

Препятствие беседует с желаньем

Как ветер с возникающим огнём.

И это дерзкий ветер, как награда,

Чтобы ещё сильнее запылав,

Ты не боялся, где решиться надо,

И сознавался, если ты не прав.

Пусть кажется – нелепая затея,

Но лучше сделать, а потом жалеть,

Чем ничего не сделать, сожалея,

И в трудности при жизни умереть!

(Ответы детей.)

Да, здесь говорится о людях решительных, отважных, которые не боятся трудностей, смело смотрят «ветру в лицо». Одним словом, о героях, готовых бороться и побеждать.

Итак, тема нашего урока «Образы борьбы и победы в искусстве» (презентация)

Я хочу сейчас пригласить вас в музей, где представлены работы авторов. живших в разное время, но их объединяет общая тема борьбы. В роли искусствоведов будут ваши одноклассники.

На экране

1.Крылатая богиня Победы «Ника Самофракийская»

Неизвестному автору удалось мастерски передать естественный порыв движения. Богиня запечатлённая, в лёгком стремительном шаге вперёд, кажется, не замечает резких и сильных порывов ветра. Высеченная из мрамора, она предназначалась для установки на высокой отвесной скале маленького острова Самофрака. Его жители хотели, чтобы крылатая богиня Ника всегда напоминала им об одержанной победе над флотом ассирийского царя. Образ открывает зрителю возможность ещё и ещё раз пережить радость победы, ощутить силу ветра и безбрежность морских просторов.

2. Скульптор Лисипп «Геракл, борющийся со львом».

В скульптуре с удивительным мастерством передан страстный накал поединка не на жизнь, а на смерть. Мы видим решающий момент этой борьбы, когда Геракл своей могучей рукой сжимает шею льва. Зверь задыхается, пытается освободиться, впивается когтями в тело героя, но силы уже покидают льва.

3.Микеланджело «Восставший раб» .

Статуя является вершиной скульптурного творчества Микеланджело, олицетворяет героическую борьбу человека за свое освобождение. Мы видим прекрасного и сильного юношу, пытающегося разорвать путы. Скульптура передает предельное напряжение сил, отчаянный порыв к свободе.

4.Следующее произведение- картина работы живописца Павла Корина «Александр Невский».

Это произведение Корин нарисовал в годы. Великой Отечественной войны в 1942-1943 гг. Велика была вера художника в мужество и стойкость советского народа. Именно поэтому в самые тяжелые годы войны обратился он к образу великого воителя Древней Руси.

Картина представляет прославленного военачальника в шлеме и рыцарских латах, с огромным мечом в руках, стоящего на страже земли русской. Образ доблестного рыцаря-патриота овеян духом борьбы за свободу Родины. Уверенная горделивая постановка фигуры, грозное лицо полководца передают чувство величайшей стойкости русского народа.

5.Эжен Делакруа «Свобода ведущая народ». Долгой и сложной была работа над картиной. Смысловым центром картины становится фигура Свободы – прекрасной женщины с трёхцветным знаменем в руке. В едином порыве она увлекает за собой восставших, придавая силы раненому солдату, воодушевляя на подвиг детей и взрослых.

Учитель:

От красок шумно и светло,

Картины воздух обступили.

Мы музыку сюда введём,

Чтобы они заговорили.

В нашем музее представлен необычный портрет великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена – памятник Бетховену в г. Вене.

Проблемный вопрос : Почему среди прочих изображений здесь представлена фигура композитора?

Сегодня мы будем слушать музыку Бетховена и определим каков его герой.

Слушание фрагмента III части Симфонии №5 Бетховена.

(Работа в парах) Задание. Ответьте на вопросы:

1.Кто или что представляет из себя главный герой симфонии?

2.Каким вы его представляете?

3.Что с ним происходит в этой части симфонии?

(В герое борются два человека – слабый и сильный, с одной стороны-тревога, сомнение, жалобные интонации, у виолончелей и контрабасов в низком регистре, с другой – повелительная, резкая, призыв к действию, маршевые интонации, у труб и деревянных духовых).

Музыку этой симфонии композитор определил как тему своей судьбы. А о главном мотиве, открывающим симфонию №5 сам Бетховен сказал «Так судьба стучится в дверь». (Показ интонации Бетховена).

Судьба… Что означает это слово? В каких случаях мы обращаемся к нему? Что имеем в виду?

Д.: Жизненные испытания, трудности, преодоление. Судьба может быть счастливой, а может стать горькой долей.

Необычна и судьба самого композитора.

Учитель: Что вы знаете о судьбе Бетховена?

Сколько раз судьба грозно и трагически стучала в его дверь: обездоленное сиротское детство, одиночество, униженное положение музыканта – слуги… И в молодые годы может быть самый страшный удар судьбы – болезнь и глухота.

Действительно, в годы написания симфонии Бетховен стал абсолютно глухим, однако композитор преодолевает удары судьбы. В ответ на её вызов он бросается в битву со всей силой своего могучего духа и действительно берёт, по его собственному выражению, «судьбу за глотку», создавая одно за другим произведения, полные волевого порыва, радости жизни и веры в светлые идеалы.

Борьбе со всеми несправедливостями мира посвятил свою 5-ю симфонию Бетховен. Главный замысел его музыки: «через борьбу – к победе, через тернии – к звездам».

Об этом и рассказывает нам Пятая симфония. Но прежде, как вы понимаете симфонию? В музыкальном искусстве много жанров – опера, балет, концерт, романс… С чем симфонию можно соотнести, например, в литературе?

Д.: Симфония похожа на большой рассказ, повесть, роман, в жизни героев происходит что-то очень значимое, порой драматичное.

У: Сейчас мы слушали фрагмент её третьей части, представляющий своего рода героический центр симфонии.

Но что было до этого? О чём поведал Бетховен в первой части симфонии? Открывает её тема-эпиграф, о которой композитор сказал: «Так судьба стучится в дверь!»

Какая должна быть музыка, рисующая образ судьбы? Какими, по вашему мнению, средствами можно воплотить образ судьбы? Какой вы её слышите?

Предположения учащихся

Реальный вариант

Характер

Грозная. мрачная, сильная. страшная

Интонации

маршевые

Медные духовые, струнные

Динамика

Форте, фортиссимо. Нарастание динамики

Портрет человека

Мужественный, борющийся,сопротивляющийся

Кто побеждает

У: Как думаете, чем закончится борьба героя с судьбой? Ответить на вопрос поможет главная тема 4 части симфонии. Передайте в дирижерском жесте характер образа этой музыки.

Слушание IV части симфонии. (Дирижирование в характере музыки)

У: Что мы услышали в музыке, какую атмосферу?

Д : Победу, праздник, ликование, гордость, величие. мелодия победного, песенно – маршевого характера, фанфары медных духовых инструментов.

Подведение итогов.

У: Почему музыка Бетховена может звучать в нашем музейном зале? Что ее роднит со всеми произведениями искусства, представленными здесь?

(образ преодоления, победы, торжества)

Удалось ли Бетховену воплотить замысел симфонии (: «через борьбу – к

победе, через тернии – к звездам»)?

У.: Подумать только, уже два столетия живёт эта музыка, волнует людей. В чём её сила воздействия? Что находят в ней люди?

Д .: Самих себя! Наверное, каждому человеку предстоит пережить трудности, испытания, может быть неуверенность в себе и даже отчаяние. Люди находят в музыке Бетховена героя, которому хочется подражать, быть похожим на него.

И конечно, нам всем в жизни необходимы любовь и поддержка, тепло и забота близких людей, друзей, все то, о чем поется в песне «Мы в доме одном живем», которую мы с вами сейчас и исполним.

Исполнение песни «Мы в доме одном живем»

Рефлексия.

Что у вас вызвало затруднение на уроке?

Что понравилось на уроке?

Что нового вы узнали на уроке??

Какую музыку хотели бы услышать (исполнить) еще раз?

Домашнее задание : нарисовать образ героя симфонии или героя песни, чтобы выразить свое отношение к музыке, прозвучавшей на уроке.

Класс: 5

Задачи урока:

  • Раскрыть образный строй одной из самых знаменитых симфоний – Симфонии №5 Людвига ванн Бетховена.
  • Проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями её симфонического развития.

ХОД УРОКА

Музыкальное приветствие

У.: Какова тема раздела прошлой четверти?
Д.: Музыка и изобразительное искусство.
У.: Какие выразительные средства объединяют эти искусства?
Д.: Темп, ритм, динамика, жанр, строение…
У.: Большое значение имеет исполнение музыки. Не только работа создателя, но и исполнителя. Давайте вспомним музыку Джорджа Гершвина «Хлопай в такт».

Исполнение песни Дж. Гершвина «Хлопай в такт».

У.: В каком стиле написано произведение, которое мы исполняли?
Д.: Джаз.
У.: А как вы думаете, у нас получилось правильно его понять, распознать, и, главное, исполнить? Аргументируйте, почему?
Д.: Мне кажется, что у нас все получилось, потому что мы были эмоциональны, и нам даже захотелось пританцовывать!
У.: Пожалуй, я с вами соглашусь. Перейдем к теме сегодняшнего урока и запишем её в тетрадь.
Ребята, много лет назад, во время Второй мировой войны чешский писатель Юлиус Футчик, будучи фашистским заключенным, тайно от своих истязателей писал книгу, в которой несколько раз упоминал музыку Л. В Бетховена. Как вы думаете, почему это происходило?
Д.: Может быть потому что музыка Бетховена ему нравилась?
У.: Мы пока оставим этот вопрос без обсуждения, а перейдем к следующему…
«О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой!»

Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в немецком городе Боне. Родные Людвига обладали музыкальными способностями: так, его дед играл на скрипке и пел в хоре придворной капеллы князя, наместника Бонна. Здесь же в качестве певца-тенора работал и отец композитора Иоганн ван Бетховен. Свой музыкальный талант Людвиг стал проявлять очень рано и отец сам занимался развитием таланта маленького музыканта, но делал это очень неумело и жестоко. Часто возвращаясь с веселой вечеринки ночью он поднимал Людвига с постели, заставлял играть, если же сын отказывался – его наказывали. Такие «уроки музыки» должны были подавить желание маленького Бетховена заниматься музыкой, но в музыке он находил своего самого верного друга. Спустя годы он заставил говорить о себе как о замечательном музыканте, но умирает мать и все заботы по воспитанию двух младших братьев ложатся на его плечи… Семья Бетховеных переживает нелёгкие времена безденежья, однако Людвиг сопротивляется судьбе и выстаивает. Новое испытание к нему приходит тридцатилетнем возрасте – это нарастающая глухота и безответная любовь, но и этими испытаниями он справляется. Единственной отрадой в своей жизни теперь Бетховен видит в музыке. Он ее любит, он ей предан как самой достойной из женщин на земле. Умер великий композитор в 1827 году в совершенном одиночестве, и последними его словами были: «Я слышал грозу… Утро».
Симфония №5 посвящена судьбе земли, судьбе человечества. «Почему я пишу? То, ЧТО у меня на сердце, должно найти себе выход. Вот потому-то я и пишу», – говорил Бетховен.
Ребята, я прошу обратиться к вопросам-заданиям на нашей доске.
Нашей целью сегодня будет «расшифровать» музыку Бетховена: попытаться понять, о чем он нам рассказывал музыкой и описать всё это.
Итак, письменно ответьте на вопросы:

  • Кто, или что представляет из себя главный герой симфонии? Каким вы его представляете?
  • Что с ним происходит в этой части симфонии?

Слушание 1 части Симфонии №5 Людвига ванн Бетховена.

Слушание (выборочно) детских мини-сочинений.

У.: Ребята, давайте определим главную идею первой части симфонии (ведь это только начало рассказа), запишем ее графически и постараемся придумать к ней свои слова.

В ходе работы у нас сочинялось следующее:
– Кто это здесь, что за герой?
– Кто это здесь, кто ты такой?
Дети пришли к утверждению, что главный персонаж – несомненный Герой, который многое перенес и продолжается сопротивляться действительности как сам Бетховен.

У.: Бетховен пишет эту симфонию в 1902 году, всё чаще испытывая глухоту, его предаёт любимая девушка – Джульетта Гвиччарди, которая предпочитает не только белее богатого человека, но и, как она считает, более талантливого музыканта! Глухота! Бедность! «Я схвачу судьбу за глотку!» – кричит Бетховен. Идеи революции в Европе становятся для него родственными «Свобода, равенство, братство!». И в отличие от Наполеона, Бетховен этим идеалам не изменял!
А музыкальную тему, к которой мы только что сочиняли свои слова, Бетховен называл «Так судьба стучится в дверь».

– Настало время продолжить и закончить наше повествование к симфонии №5. Мы слушаем 2 и 4 части симфонии и продолжаем своё сочинение.

Слушание 2 и 4 части Симфонии №5 Людвига ванн Бетховена (фрагменты)

Слушание (выборочно) детских сочинений. Их оценка. Если необходимо, дискуссия по поводу содержания работ.

У.: Молодцы, ребята, вы пришли к общему мнению – ведь в ваших работах я увидела настоящего Героя, который борется, сражается и старается победить в схватке с чем-то или кем-то.
Героические образы музыки Бетховена часто сравнивают со скульптурой итальянского художника Микеланджело «Восставший раб» и греческой скульптурой Ники Самофракийской – богини победы. Как вы думаете, почему это происходит, что связывает изобразительное искусство и музыку Бетховена?

(Репродукции в учебнике «Музыка» Сергеевой-Критской 5 класс, страница122).

Дети отвечают на вопросы устно, а после – заполняют самостоятельно таблицу, служащую сравнительным анализом выразительных средств музыки и ИЗО.

Устный анализ работы в таблице не проводится, так как это проверочное задание.

У.: Совсем недавно японский ученый Масару Эмото сделал замечательное открытие. Об этом даже создан фильм «Послания воды: тайные коды кристаллов льда». Он доказал, что вода всё понимает и даже сама может многое рассказывать. Для воды можно исполнить музыку, а после этого её нужно заморозить в жидком азоте и рассмотреть удивительные получившиеся кристаллы под микроскопом. Вода может чувствовать и понимать разную музыку от рок-музыки до молитвы. А вот как вода видит Симфонию №5 Людвига ван Бетховена. Оцените…

Обсуждение

У.: Ну что ж, мы сегодня неплохо потрудились, давайте подведем итог и ответим устно на вопросы-задания в карточках.

  • Почему так популярна Симфония №5 Бетховена? Какое значение она имеет для современников?
  • Смогли ли мы определить, «что на сердце» у Бетховена?
  • Бетховен в этом сражении с судьбой оказывается побежденным или победителем?
  • Что может связывать искусства разных временных исторических периодов?
  • Что вам понравилось сегодня на уроке?
  • Что из выполненного получилось хорошо?
  • Что нужно было бы доделать?
  • Какое отношение имен работа Масару Эмото «Послания воды. Тайные коды кристаллов льда» к Симфонии №5 Бетховена?

– И последний мой вопрос на сегодня! Мы наш урок начали с книги чешского писателя-антифашиста Юлиуса Футчика, который был арестован гестапо, но чудом выжил. Какое значение для него имела музыка Бетховена?

Фрагмент главы 4 из книги Юлиуса Футчика «Репортаж с петлей на шее»

…Майское интермеццо 1943 года. Сегодня Первое мая 1943 года. И дежурит тот, при ком моно писать. Счастье! Какое счастье быть в этот день снова хотя бы на минуту коммунистическим журналистом и писать о майском смотре боевых сил нового мира!
Не жди рассказа о развевающихся знаменах. Ничего подобного не было. Сегодня было все намного проще. Здесь всего лишь несколько коммунистов – мужчин и женщин. Да, не меньше, ибо это смотр сим, которые сейчас проходят под ураганным огнем и превращаются не в пепел, а в сталь. Это смотр в окопах во время битвы. А в окопах нет парадности, там носят полевую форму. Все это ты чувствуешь по таким мелочам… Не знаю, поймешь ли ты меня, товарищ, когда прочтешь мои слова, если ты даже не пережил всего сам. Постарайся понять. Поверь, в этом была сила.
Утренний привет из соседней камеры: сегодня оттуда выстукивают два такта из Бетховена торжественнее, настойчивее, чем обычно, и стена передает их тоже в ином, необычном тоне.
Мы стараемся одеться получше. И так во всех камерах.
К завтраку мы уже в полном параде…

Образы БОРЬБЫ И ПОБЕДЫ В ИСКУССТВЕ

Гений Бетховена, Баха, Моцарта... Есть в музыке каждого из этих композиторов то возвышенное благородство и человечность, которые отличали их на протяжении всей жизни.

Памятник Бетховену.

Австрия город Вена

Во всём мире известна Симфония №5 Людвига ван Бетховена (1770-1827). Она посвящена судьбе Земли, судьбе человечества. В годы написания симфонии частичная потеря слуха композитора завершилась полной глухотой. Однако Бетховен преодолевает удары судьбы, он не сломлен. В ответ на её вызов композитор бросается в битву со всей силой своего могучего духа и действительно берёт, по его собственному выражению "судьбу за глотку", создавая одно за другим произведения, полные волевого порыва, радости жизни и веры в светлые идеалы.

"Почему я пишу?" То, что у меня на сердце, должно найти в себе выход. Вот поэтому -то я и пишу",_ говорил Л.Бетховен.
Послушай главную тему 1 части Симфонии №5. Четырёхзвучный мотив, который открывает 1-ю часть симфонии воспринимается слушателями "как огненная надпись". Сам Бетховен сказал об этом мотиве: "Так судьба стучится в дверь".
Героические образы музыки Л.Бетховена часто сравнивают со скульптурными и живописными образами итальянского художника Микеланджело эпохи Возрождения (конец 15в. начало 16в.)

Восставший раб







с греческой скульптурой Ники Самофракийской - богини победы.

Послушай финал Симфонии №5 Л.Бетховена.

Сопоставив две части Симфонии №5 - 1-ю и 4-ю можно убедиться в развитии творческого замысла композитора: через борьбу - к победе", "через тернии - к звёздам".

Единство формы и содержания в музыке, живописи и литературе

Эскиз, этюд, набросок, зарисовка - с этими словами ты встречаешься во всех видах искусства. Создание произведения всегда связано с поиском единства формы и содержания.
А.С.Пушкин говорил, что "следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная". В рукописях Л.Бетховена можно наблюдать своего рода работу скульптора, обтёсывающего материал, из которого рождается образ - тема симфонии.
Рассмотри наброски рукописей Бетховена


Страницы рукописей Л.Бетховена выглядят как "кровоточащий рассказ о грандиозном внутреннем сражении... Прежде чем писать эту страшного вида партитуру, Бетховен в течении трёх лет заполнял блокноты эскизами. Представьте себе целую жизнь, полную борьбы, часть за частью, симфония за симфонией, концерт за концертом. Всё новые попытки стремления к совершенству... Где-то здесь ключ к тайне большого художника, который отдаёт всю свою энергию и жизнь, чтобы прийти к убеждению, что одна нота следует за другой неизбежно. Создавая своё произведение Бетховен заставляет нас поверить в такое чувство, что оно есть настоящее в этом мире, следующее своим, твёрдо установленным законам, чему мы можем твёрдо верить, что никогда не подведёт нас" . Так писал современный американский композитор, дирижёр и пианист Л.Бернстайн о работе Бетховена над Симфонией №5.
Рассмотри наброски Пушкина к своим литературным произведениям.


Многие поэты писали стихи о гениальной музыке Л.Бетховена.
Прочитай стихотворение Александра Ченина " Бетховен. Симфония №5"

Почти у каждого, я думаю, случалось,
Когда беда упорно в дверь стучалась.
И кто как мог, справлялся с той бедою.
Бетховен музыкой предстал перед Судьбою.

Та-та-та-та, - удары прозвучали; -
Потеря слуха к Гению стучала.
Представить трудно нам его волненье.
Он в разных звуках черпал вдохновенье.

В борьбе с недугом музыка рождалась.
В ней было всё. С угрозы начиналась.
Та-та-та-та, Судьба стоит у двери
И Гений музыкой упрямо ей ответит.

Она взывает, собирает силы
Но у Судьбы есть мощь, - мрачны Её мотивы.
Идёт борьба, - звучащие аккорды
Переплетаются в миноре и мажоре.

То наступают мрачно силы рока,
Но вот призывно, тихо, издалёка
И, нарастая силой, радостью, свободой,
Звучит оркестр мощно с небосвода.

И у Судьбы растаяла угроза!
Прорвалось Солнце и ликует тоже!
А музыка меняет ритмы марша
Веселье, радость, торжествует, пляшет.

Судьба бормочет тихо про угрозы.
Уже нет мрака, отгремели грозы.
Победный гимн сильнее нарастает!
Аккорд! Аккорд! Аккорд! Симфонию венчает.

Бетховен многое потом ещё напишет
И палочкой в зубах мелодию он слышит.
Могучий дух и Гений всех народов
Нам посвятил свой дар, полученный от Бога.

Когда ко мне беда стучится в двери
Или душа уже почти не верит,
Я пятую симфонию включаю
И с музыкой спокойно побеждаю.

Какую музыку оставил нам Бетховен!
Владел он тайною и Гения достоин.
И через сотни лет, - борьба его с Судьбою,
Что в музыку легла, - всегда готова к бою!

Задание1

Вспомни Симфонию №3 Л.Бетховена ("Героическую").

Изначально симфония №3 была написана Бетховеном в честь Наполеона , его судьбы и героической деятельности, который была кумиром многих того поколения. Но в дальнейшем, из-за разочарования Бетховена в политике Наполеона, Бетховен вычеркнул имя Наполеона из партитуры симфонии, не изменив при этом ни одной ноты. Написана в 1803- 1804 годах в Вене, премьера

Чем отличаются художественные образы от эскиза и картины?

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения