Герои русских народных сказок лиса журавль. Персонажи-животные в русских народных сказках. Примеры английских сказок про животных

Животные в сказках являют собою определенные человеческие типы: хитрая лиса, добрый и беззащитный заяц, сильный, но глуповатый медведь. Отношения между такими персонажами – это человеческие отношения, человек как таковой в этом мире «лишний», и люди, как правило, не появляются в таких сказках.

С другой стороны, животные, которые ведут себя как люди (говорят, принимают решения, дают советы и т.д.) нередко появляются в сказках о людях. Они как бы становятся посредниками между двумя сказочными «вселенными» – миром животных и миром людей. Чаще всего в качестве такого «посредника» выступает либо конь, либо волк. В сказках же, целиком посвященных животным, волк появляется намного чаще коня.

Примечательно, что трактовка образа волка в русских сказках практически не отличается от воплощения его в фольклоре других народов, что говорит о древности сюжетов, связанных с ним. Поэтому, говоря об образе волка в русских сказках, нельзя замыкаться в пределах собственно русского фольклора.

Волк как отрицательный персонаж

В сказках о животных волк чаще всего предстает существом агрессивным, опасным – сущим разбойником, которого следует опасаться. Один из самых известных примеров такого рода – сказка «Волк и », известная не только в русской традиции. Встреча с таким персонажем не сулит ничего хорошего даже человеку. Не случайно в сюжете о Красной Шапочке, тоже взятом Ш.Перро из европейского фольклора, именно волк становится врагом главной героини.

Если волка и удается победить, то делается это не силой, а хитростью. Чаще всего это делает лиса, которой традиционно приписывается данное качество. Тем самым утверждается, что победить силу силой, агрессию агрессией невозможно.

Такое восприятие волка неудивительно. Страх перед этими животными возник задолго до появления скотоводства, для которого они стали «врагами №1». Ничего иррационального в этом страже не было: волк – хищник, вполне способный загрызть человека.

Страх усугублялся ночным образом жизни волков. Ночь всегда пугала людей. В темноте плохо работает зрение – главный человеческий «поставщик информации», человек становится беззащитным. Ночные животные, хорошо ориентирующиеся в чужой и опасной для человека среде, никогда не внушали людям доверия. В особенности это относилось к опасным хищникам, у которых ночью было преимущество перед человеком.

Демонизация волка усугублялась бинарной оппозицией «свой-чужой». До возникновения скотоводства любое животное было с точки зрения человека «чужим». Но если олень, например, был в определенной степени «своим» потому, что его можно съесть, то волк источником пищи не был. Древние люди не знали, что – санитары леса, а о том, что волчонка можно приручить, вырастить и использовать на охоте, догадались далеко не сразу. Никакой практической пользы от волков они не видели, поэтому волки в их глазах были абсолютно чуждыми человеческому миру. Чужой – значит, враг.

Но, как это ни парадоксально, не всегда волк предстает в сказках отрицательным персонажем. И даже такие знакомые с детства сюжеты, как «Волк и козлят» и «Красная шапочка», не столь однозначны, как может показаться.

Двойственность волка

Если в сказках о животных образ волка более или менее однозначен – жестокий, но не наделенный умом разбойник, то в сказках о людях волк нередко выступает в качестве волшебного помощника. Именно о таком сказочном волке упоминает А.С.Пушкин в поэме «Руслан и Людмила»:

«В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит».

В сказке «Иван-царевич и серый волк» именно волк приходит на помощь герою, и здесь его уже никак нельзя назвать отрицательным персонажем.

Двойственность фольклорного образа волка становится еще более очевидной, если выйти за пределы собственно сказки и взглянуть на образ в более широком мифологическом контексте.

Примечательна в этом плане знаменитая тетрадь новгородского Онфима, приоткрывшая завесу тайны над внутренним миром ребенка из средневековой Руси. Рисунки в этой тетради воплощают обычные мальчишеские мечты о подвигах и воинской славе. Но один рисунок вызывает недоумение: четвероногое существо, в котором угадывается волк, а рядом надпись – «я зверь». Если мальчик отождествлял себя с волком-оборотнем, значит, этот персонаж не был отрицательным в его глазах.

В «Слове о полку Игореве» упоминается Всеслав, князь Полоцкий, который «в ночи волком рыскал». Вряд ли это образное литературное выражение: летописи упоминают, что этого князя «мать родила от волхования», и автор «Слова…» вполне мог приписать такому человеку оборотничество.

Оборотень – это существо, принадлежащее одновременно и миру людей, и миру дикой природы, который для древнего человека отождествлялся с миром потусторонним. Волк, как уже говорилось, в силу особой своей «чуждости» человеку, является идеальным выражением этого мира. Именно его облик надо принять, чтобы стать сопричастным потустороннему миру. Поэтому оборотничество (изначально – разновидность магической практики) связывается с волчьим обликом.

Так волк превращается в посредника между миром людей и потусторонним миром. Такой посредник необходим человеку, отправляющемуся в «потусторонний мир» для обряда посвящения. От этого обряда происходят многие сказочные мотивы, в том числе – мотив «трудных заданий». В этом свете становится понятным происхождение сказочного волка-волшебного помощника.

К обряду посвящения может восходить и сюжет о волке, проглатывающем героев сказки. Как известно, проглоченные волком козлята в финале благополучно возвращаются к своей матери-козе. И это вовсе не фальшивый «счастливый конец», приклеенный к сказке, чтобы дети не плакали. Подростки, отправлявшиеся в «царство мертвых» для обряда посвящения, тоже в большинстве случаев счастливо возвращались в селение. У многих примитивных народов этнографы наблюдали хижины, где проходил обряд, построенный в виде головы животного. Это животное как бы «проглатывало» посвящаемых. Вероятно, подобные обычаи существовали и у праславянских народов. Волк, проглатывающий, а затем отпускающий героев сказки – отдаленный отголосок таких обычаев.

Волк в русских сказках и в русском фольклоре вообще – персонаж двойственный, которого нельзя однозначно назвать ни положительным, ни отрицательным. Эта двойственность связана с древностью образа, уходящего корнями в языческие времена.

Викторина «Животные – герои сказок»

Викторина по сказкам для учащихся начальной школы

Сердобинцева Валентина Фёдоровна, заведующий библиотекой МБОУ СОШ №11, г. Новый Уренгой, ЯНАО

Описание материала : Трудно представить жизнь без сказок. Их любят и читают не только дети, но и взрослые. В сказках животные разговаривают человеческим голосом и совершают поступки, которые присущи людям. В сказках высмеиваются все человеческие пороки, а зло всегда наказано. Предлагаю Вам викторину для учащихся начальной школы по русским народным сказкам о животных. Викторину можно использовать на уроках по литературному чтению, а также во внеурочной деятельности. Данный материал будет полезен организаторам внеклассной работы, учителям, библиотекарям.
Цель : Расширить знания детей о сказках, воспитать нетерпимость к порокам людей.
Задачи: Научить понимать занимательность сюжетов сказок, уметь делать выводы. Развивать речь
и образное мышление. Сформировать устойчивый интерес к чтению.
Демонстрационный материал:
Выставка книг «В стране сказок». Рисунки детей на тему сказок. Запись песни «Маленькая страна»: музыка И.Николаева, слова И.Резника.
Ход мероприятия :
Звучит запись песни.
Библиотекарь :
Ребята! Сегодня мы поведём разговор о сказках. Я думаю, все вы любите сказки, знаете их. Посмотрите, какие замечательные герои сказок на ваших рисунках! Сколько разных сказок вы читали. Чему учат сказки? (Ответы детей) Правильно, сказки учат быть добрыми и справедливыми, ненавидеть злодеев, презирать хитрецов. В сказках с давних времён идёт непримиримая борьба между добром и злом. Сказка не просто выдумка – народная или авторская. Это занимательный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории, которая происходит с героями.
В сказках о животных звери не только разговаривают человеческим голосом, но и поступают как люди, думают как люди. Сегодня мы с вами вспомним сказки, в которых герои – животные.
Герой сказок – лиса
1. Какие сказки вы знаете, где высмеивается глупость, жадность лисы?
(«Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев»)
2. В какой сказке добрая лиса отнесла домой внучку бабушке и дедушке?
(«Снегурушка и лиса»)
3. Чем угощали спасительницу?
(творогом, молоком, яйцами и курочку на дорогу)
4. Кто ещё из зверей предлагал Снегурушке отвезти её домой?
(медведь, волк)
5. Кто учил волка ловить хвостом в проруби рыбку?
(лиса, «Лисичка-сестричка и волк»)
Сказка «Лиса и дрозд»
1. Почему дрозд испугался лисицы?
(лиса грозилась съесть дрозда и его деток)
2. Чем накормил дрозд лису?
(пирогами и мёдом)
3. Что вёз по дороге мужик?
(пиво в бочке)
4. Как дрозд напоил лису?
(дрозд рассердил мужика, и он вышиб из бочки гвоздь, а пиво полилось на дорогу)
5. Какие новые желания появились у лисы?
(она захотела, чтобы дрозд её насмешил, а затем испугал)
6. Как была наказана лиса за свою жадность и глупость?
(её разорвали собаки)
Сказка «Кот и лиса»
1. Почему мужик отнёс кота в лес?
(он был большой баловник)
2. Каким именем представился кот лисе?
(Котофей Иванович)
3. Что принесли в подарок Котофею Ивановичу волк и медведь?
(волк – барана, медведь - быка)
4. Кого они отправили с поручением к лисе и коту?
(зайца)
5. Где спрятались волк и медведь от кота?
(волк – в кустах, медведь – на дереве)
Герой сказок – медведь
1. В какой сказке мужик и медведь делили урожай?
(«Мужик и медведь»)
2. Что сеял мужик?
(репу, рожь)
3. В какой сказке девочка жила в избушке медведя?
(«Маша и медведь»)
4. Почему вол, баран и петух из сказки «Медведь и петух» убежали в лес?
(потому, что сын просил отца их убить)
5. Где хранил медведь мёд в сказке «Медведь и лиса»?
(на чердаке)
6. Кто съел весь мёд медведя?
(лиса)
Сказка «Медведь и собака»
1. Почему хозяин прогнал собаку?
(он стал старый и перестал сторожить дом)
2. Кто кормил собаку в лесу?
(медведь)
3. Кто помог вернуться собаке домой?
(медведь)
4. Как отблагодарил собака медведя?
(он носил ему угощения со стола хозяина)
5. Почему медведю пришлось убегать из гостей?
(он громко начал петь и всех напугал)
Герой сказок - заяц
1. В какой сказке заяц спас ворону?
(«Заяц – хваста»)
2. Чем хвастался заяц?
(своими усами, лапами и зубами)
3. Почему зайцы в сказке «Зайцы и лягушки» решили утопиться в озере?
(потому, что им надоело жить в страхе)
Сказка «Лиса и заяц»
1. В какой сказке лиса выгнала зайца из его избушки?
(«Лиса и заяц»)
2. Какая избушка была у зайца, а какая у лисы?
(у зайца – лубяная, у лисы – ледяная)
3. Кто из зверей помогал зайцу выгонять лису?
(собака, медведь, бык, петух)
4. Кто выгнал лису из чужой избушки?
(петух)
Герой сказок – волк
1. В какой сказке волк изменил голос и проглотил козлят?
(«Волк и коза»)
2. Как отблагодарил волк журавля за своё спасение в сказке «Журавль и волк»?
(волк съел журавля)
3. Кого хотел съесть волк, в сказке «Волк и бараны»?
(жеребёнка, баранов, ишака)
4. В какой сказке козёл перехитрил всех волков и убежал домой?
(«Хитрый козёл»)
Сказка «Овца, лиса и волк»
1. Почему овца убежала от хозяина?
(он обвинял её во всех проказах барана)
2. Кого встретила на своём пути овца?
(лису, волка)
3. Как лиса и овца избавились от голодного волка?
(лиса направила его в капкан)
Сказка «Иван-царевич и серый волк»
1. Как звали царя из сказки?
(Берендей)
2 .Сколько сыновей было у царя?
(3 сына)
3. Кто воровал золотые яблоки в саду царя?
(Жар-птица)
4. Какое задание поручил царь своим сыновьям?
(найти Жар-птицу)
5. Почему волк стал служить Ивану-царевичу?
(потому, что он съел его коня)
6. Где нашёл Жар-птицу Иван-царевич?
(в замке царя Афрона)
7. Что потребовал царь Афрон взамен Жар-птицы?
(привезти ему златогривого коня)
8. Какую службу нужно было сослужить царю Кусману?
(привезти дочь царя Далмата Елену Прекрасную)
9. В кого превращался Серый волк?
(коня златогривого, Елену Прекрасную)
10. Кто убил Ивана-царевича?
(родные братья)
11. Кто оживил Иван-царевича и как?
(Серый волк окропил его мёртвой и живой водой)
Вопросы для обсуждения:
1.Кто в сказках из лесных жителей:
А) самый хитрый и почему
(лиса, всех обманывала)
Б) самый злой
(волк, всех съедал или угрожал съесть)
В) самый трусливый
(заяц, всех боялся)
Г) самый сильный
(медведь, он большой, сильный и его боялись)
2. А бывают ли в сказках волк и лиса добрыми, а заяц храбрым? Приведите примеры.
(Да. «Иван-царевич и серый волк», «Заяц-хваста», «Снегурушка и лиса» и другие)
3. Все вы знаете сказку «Репка». Кто помог вытянуть репку?
(мышка)
4. Как вы думаете, мышка была самая сильная? О чём эта сказка?
(Мышка не самая сильная, но если всем вместе взяться за работу, всё получится. И даже самая малая
сила не бывает лишней)
5. В сказках герои часто попадают в беду. Давайте вспомним, по какой причине это происходит. И чему
учат эти сказки:
А) «Волк и коза»
(Козлята открыли двери волку, и он их проглотил. Нельзя открывать двери дома незнакомым)
Б) «Лиса и кувшин»
(Лиса решила утопить кувшин и сама утонула. Прежде чем что-то делать, нужно хорошо подумать)
В) «Коза-дереза»
(Коза обманула старика, обидела зайчика и за это поплатилась.Нельзя обманывать и обижать слабых)
Г) «Колобок»
(Колобок убежал от дедушки и бабушки и лиса его съела. Нельзя уходить без разрешения далеко от
дома, это опасно)
Д) «Лиса и журавль»
(Лиса пожалела угощения для журавля, а он ответил ей тем же. Нельзя жадничать и поступать плохо)
Сказки учат нас добру и справедливости, вселяют чувство оптимизма и радости. Читайте сказки, учитесь на чужих ошибках и постарайтесь не делать своих. Обратите внимание на выставку литературы «В стране сказок». Сколько интересных, занимательных сказок на ней представлено. Приходите в библиотеку, ждём вас. В следующий раз мы с вами поговорим о волшебных сказках.

Список использованных материалов
1. Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева /Вступ. статья В. Аникина; ил. Н.Каминского. - М.: Правда, 1982.- 576с.: ил.
2. Русские народные сказки /Сост., вступит. Ст. и примеч. В.П. Аникина; Рисунки Е. Коротковой, Н.Кочергина, И.Кузнецова, К.Кузнецова, В.Милашевского, Б.Шахова; Оформление Б.Школьника.- И.: Дет. лит.,1986.- 543 с.: ил.
3. Мои любимые песни (Электронный ресурс).- 2001, SIMAZ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение
    1. Цель работы

Все люди с самого раннего детства любят сказки. Благодаря сказкам мы получаем уникальную возможность окунуться в волшебный мир. Знакомясь с волшебным миром сказок, мы воспитываем в себе любовь к слову и интерес к чтению.

Верим ли мы в реальность сказки? И верим, и не верим, но почему-то очень хотим верить в сказочное чудо наяву, в волшебство в повседневной жизни. Что же такое сказка и когда она появилась? Эти вопросы заинтересовали меня, и я решила исследовать сказки:

1.познакомиться с историей народных сказок; 2. проанализировать сказки о животных; 3. выявить основные черты характера героев сказок о животных.

1.2. Задачи исследования

Задачи моей исследовательской работы заключаются в том, чтобы:

1. изучить сказки о животных;2. выявить особенности характера сказочных животных;3. сравнить черты характера животных с чертами характера человека;4. выявить влияние чтения сказок на формирование личности ребенка5. составить презентацию «Основные черты характера героев в сказках о животных»

Объектом исследования являются народные сказки о животных; предметом исследования - отличительные черты характера героев этих сказок.

    Вступление. Что такое сказка?

Сказка - это занимательный рассказ о необыкновенных событиях. Сказки создал народ, поэтому они называются - русские народные. Они возникли в глубокой древности, когда люди еще не умели писать и передавались из уст в уста, из поколенья в поколенье.

Все сказки делятся на: волшебные, бытовые и сказки о животных. Особый смысл у сказок о животных. Их герои - животные, птицы и рыбы, но очень похожие своим характером на людей. Главная задача таких сказок - высмеять скверные черты характера, негативные поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному. Для сказок о животных важна идея, что ожившая природа способна действовать самостоятельно, животные и растения имеют право на свою жизнь.

В сказках о животных действуют хитрая Лиса, злой и глупый Волк, трусливый Заяц, гордый Петух, добродушный Медведь и другие звери и птицы. Сказки о животных, как правило, нравоучительны и назидательны. Излюбленный герой таких сказок - хитрец и обманщик (лиса) - обязательно противопоставляется положительному персонажу (медведю, зайцу).

3. Основная часть. Главные герои сказок о животных и особенности их характера

3.1. Главный герой - Лиса.

Излюбленным героем сказочных историй о животных, является лиса. Она изворотливая и очень хитрая, часто готова на самую невероятную выдумку. Лисица думает только о своей выгоде. Лиса мстительна и злопамятна. Она упивается местью, чувствует полное превосходство над доверчивым и глупым волком. Сколько в ней находчивости и сколько мстительного чувства! Глупость и доверчивость так же бесконечны, как хитрость и расчет. Народ наделил её разными именами: Лиса Патрикеевна, Кумушка Лиса, Плутовка. Сказки: «Лисичка-сестричка и волк», «Кот, петух, и лиса», «Лиса и заяц», «Медведь и лиса», «Колобок», «Лиса и журавль».

3.2. Главный герой - Волк.

Другим героем, с которым часто сталкивается лиса, является волк. Это прямая противоположность образу лисы. В сказках волк глуп, его легко обмануть. Нет, кажется, такой беды, в какую бы ни попал этот незадачливый, вечно избиваемый зверь. Образ волка в сказках вечно голодный и одинокий. Он всегда попадает в смешное, нелепое положение. Сказки: «Старая хлеб-соль забывается», «Волк и коза», «Глупый волк», «Ненасытный волк», «Колобок».

3.3. Главный герой - Медведь

Также одним из главных персонажей в сказках о животных является медведь. Медведь часто попадает в смешные ситуации, но никогда ни на кого не нападает. Образ медведя, оставаясь по-прежнему главной фигурой лесного царства, предстаёт перед нами медлительным, доверчивым неудачником, часто глупым и неповоротливым, косолапым. Он постоянно хвастает своей непомерной силой, хотя с толком применить её может не всегда. Сказки: «Мужик и медведь», «Теремок», «Маша и медведь», «Зимовье зверей», «Медведь и собака», «Медведь - липовая нога».

3.4. Главный герой - Заяц.

Заяц в русских народных сказках представляет положительного героя. В одних сказках это жертва, слабый и беспомощный герой, который всего боится. В других он выступает как ловкий хитрец, который, несмотря на страх, способен к храбрым поступкам. Сказки: «Зайкина избушка», «Зайцы и лягушки».

    Анкетирование «Русские народные сказки о животных в нашей жизни» среди учащихся 3-5 классов

Мною проведено анкетирование «Русские народные сказки о животных в нашей жизни»:

среди одноклассников (учеников 3 класса),

среди учащихся 5 класса.

В анкетировании приняло участие 25 человек. Из них 21 человек ответили, что любят читать русские народные сказки о животных.

Назовите самых любимых сказочных героев

Кого из них Вы считаете положительным героем?

Кого отрицательным героем?

Чему учат сказки о животных?

Доброте и мудрости

Честности и справедливости

Отзывчивости

Дружбе и верности

    Результаты исследования

Проанализировав данные анкеты, я сделала вывод, что почти все дети знают и любят русские народные сказки о животных и их главных героев. Дети чаще выбирают положительных героев, которые оказывают положительное влияние на поведение ребенка. Так же я узнала, что чтение русских народных сказок о животных оказывает положительное влияние на формирование личности ребенка.

    Вывод

В сказках о животных обязательно одерживается победа положительных героев над отрицательными, победа добра над злом. Каждое животное имеет свой характер, свои отличительные черты, но все они олицетворяют человека и особенности его склада.

Список использованной литературы

1. Афанасьев А.Н. «Народные русские сказки», М., 2010.

2. Аникин В.П. Русская народная сказка. М., 1984.

3. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. М., 1975.

4. Русские народные сказки/ в обработке М. Булатова, И. Карнауховой - М.: 2014

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Филологический факультет

Программа «Лингвистика и межкультурная коммуникация»

Контрольная работа по теме:

Герои русских народных сказок о животных и их роль в становлении национального характера

Санкт-Петербург

Введение

На протяжении многих веков, в процессе становления нынешних образов животных в русских народных сказках, создавалась литература, которая исследовала и описывала фольклорные особенности героев сказок различных областей, стран и т.п.

В таких работах В.Я. Проппа как «Исторические корни волшебной сказки», «Русская сказка» и «Морфология волшебной сказки», Э.В. Померанцевой «Судьбы русской сказки», В.П. Аникина «Русская народная сказка» дается представление о строении сказки, о её видах, о большом количестве разных типов героев сказки. Книги О.М. Ивановой-Казас «Мифологическая зоология (словарь) и Е. А. Костюхина «Типы и формы животного эпоса» помогают подробно рассмотреть наиболее известных героев сказок о животных и создать их собирательный образ на основе сравнительного анализа данных героев и их действий.

Героями сказок очень часто становятся животные, олицетворяющие собой людей с различными характерами. Рассмотрению таких персонажей уделяется достаточно внимания, но литературы, объясняющей роль их существования в сказках о животных недостаточно, что связано с актуальностью темы курсовой работы.

Цель: Описать героев русских народных сказок о животных.

Исследование русской народной бытовой сказки и её героев-животных.

Создание сравнительного анализа данных героев и их действий.

Доказать воспитывающую роль сказки через необходимость существования героев-животных.

Предмет исследования.

Объект исследования.

Герои-животные русских народных сказок.

Метод анализа

Метод опроса/анкетирования

Сравнительно-сопоставительный метод

Материал исследования.

Русские народные сказки о животных.

Выбор указанной литературы обусловлен тем, что в русских народных сказках о животных особенно ярко проявляются характеры животных героев и их черты. А такие книги, как А.Н. Афанасьевой «Народные русские сказки: полное издание в одном томе», «Сказки о животных», «Сказки о зайцах», «Сказки про лису» дают полное представление о героях сказок о животных, описывают их черты характера, внешний вид и поступки.

Сказки о животных, их особенности и разновидности

В сказках о животных прослеживаются определенные характеры в разных временных рамках. Поэтому одним из важнейших вопросов является проблема дифференциации сказок о животных и сказок других жанров, в которых животные принимают участие.

Ключ к решению данной проблемы дает определение сказок о животных, предложенное В.Я. Проппом: Под сказками о животных будут подразумеваться такие сказки, в которых животное является основным объектом или субъектом повествования. По этому признаку сказки о животных могут быть отличаемы от других, где животные играют лишь вспомогательную роль и не являются героями повествования.

К сказкам о животных, безусловно, относятся сказки, где действуют одни только звери (Лиса и журавль, Лиса, заяц и петух, Лиса-повитуха, Лиса и дрозд, Волк-дурень и т.д.). Из сказок о взаимоотношениях человека и животных к этому жанру нужно отнести те, в которых звери являются главными героями, а люди - объектами их действия и повествование в которых ведется с точки зрения зверей, а не человека (Волк у проруби, Собака и волк, Мужик, медведь и лиса и т.п.).

Сказки о животных мало похожи на рассказы из жизни животных. Животные в сказках лишь до некоторой степени действуют в согласии со своей природой, и в гораздо большей мере выступают носителями того или иного характера и производителями тех или иных действий, которые должны быть отнесены прежде всего к человеку. Поэтому мир зверей в сказках дополнен человеческим воображением, он является формой выражения мыслей и чувств человека, его взглядов на жизнь.

Животные, которые говорят, рассуждают и ведут себя, как люди, - лишь поэтическая условность: «Приключения животных спроецированы на людскую жизнь - и человеческим смыслом они-то и интересны». Отсюда основные темы русских сказок о животных - человеческие характеры, достоинства и пороки людей, типы человеческих взаимоотношений в быту, в обществе, иногда эти образы даже выглядят сатирически.

Большинство исследователей отмечают проблему классификации сказок о животных в связи с их разнообразием. О сложности типологизации сказок о животных писал В.Я. Пропп, отмечая следующие разновидности: сказки о животных, существующие в кумулятивной форме (Теремок, Колобок, Петушок и бобовое зернышко и т.п.); сказки о животных, близкие по своей структуре к волшебным (Волк и семеро козлят, Кот, петух и лиса и др.); сказки о животных, близкие по своему строю к басне (Волк и лиса); сказки о животных, приближающиеся к литературным произведениям и имеющие форму политического памфлета (Повесть о Ерше Ершовиче).

Разрабатывая классификацию русских сказок о животных на материале текстов, собранных А.Н. Афанасьевым, В.Я. Пропп выделяет следующие группы: Сказки о диких животных (Звери в яме, Лиса и волк, Лиса-повитуха, Лиса и журавль, Лиса-исповедница и др.); Сказки о диких и домашних животных (Собака и волк, Волк и семеро козлят, Кот, лиса и петух и др.); Сказки о человеке и диких животных (Лиса и ее хвост, Мужик и медведь, Старая хлеб-соль забывается, Медведь - липовая нога, Лисичка со скалочкой и др.); Сказки о домашних животных (Коза лупленная, Лошадь и собака и др.); Сказки о птицах и рыбах (Журавль и цапля, Петушок и бобовое зернышко, Курочка Ряба и др.); Сказки о прочих животных, растениях, грибах и стихиях (Лиса и рак, Теремок, Колобок, Солнце, мороз и ветер, Война грибов и др.).

Персонажи русской народной сказки о животных представлены, как правило, образами диких и домашних животных. Образы диких животных явно преобладают над образами домашних: это лиса, волк, медведь, заяц, из птиц - журавль, цапля, дрозд, дятел, воробей, ворон и др. Домашние встречаются значительно реже, причем они появляются не как самостоятельные или ведущие персонажи, а лишь в соединении с лесными: это собака, кот, козел, баран, лошадь, свинья, бык, из домашних птиц - гусь, утка и петух. Сказок только о домашних животных в русском фольклоре нет. Каждый из персонажей - это образ вполне определенного животного или птицы, за которым стоит тот или иной человеческий характер, поэтому и характеристика действующих лиц основана на наблюдении за повадками, манерой поведения зверя, его внешним обликом. Различность характеров особенно четко и определенно выражена в образах диких животных: так, лиса рисуется прежде всего как льстивая, хитрая обманщица, обаятельная разбойница; волк - как жадный и недогадливый серый дурак, вечно попадающий впросак; медведь - как глупый властитель, лесной гнет, употребляющий свою силу не по разуму; заяц, лягушка, мышь, лесные птицы - как слабые, безобидные существа, всегда служащие на посылках. Неоднозначность оценок сохраняется и при описании домашних животных: так, собака изображается как умное животное, преданное человеку; в коте отмечено парадоксальное сочетание смелости с леностью; петух криклив, самоуверен и любопытен.

Для понимания смысла русских народных сказок о животных необходима работа над их сюжетной организацией и композицией. Сюжет анималистических сказок характеризуется ясностью, четкостью и простотой: «Сказки о животных строятся на элементарных действиях, лежащих в основе повествования, представляющих собой более или менее ожидаемый или неожидаемый конец, известным образом подготовленный. Эти простейшие действия представляют собой явления психологического порядка…». Анималистические сказки отличаются небольшим объемом, стойкостью сюжетной схемы и лаконизмом художественных средств выражения.

Композиция русских сказок о животных также отличается простотой и прозрачностью. Нередко они являются одноэпизодными («Лиса и журавль», «Журавль и цапля» и др.). В этом случае для них характерна гиперболизация основных свойств и черт персонажа, определяющая необычность, фантастичность их поступков. Однако гораздо чаще встречаются сказки с сюжетами, основанными на последовательном сцеплении однотемных сюжетных звеньев-мотивов. События в них связываются аналогичными по характеру действиями сквозных персонажей: так, в сказке «Лиса и волк» существует три сюжетных мотива - «Лиса крадет рыбу из саней», «Волк у проруби», «Битый небитого везет». Многоэпизодность, как правило, не осложняет композиции, поскольку речь обычно идет об однотипных действиях персонажей, совершаемых в разных сюжетных ситуациях.

В данной работе будет проводиться исследование двух отрицательных героев русских народных сказок о животных - лисы и волка. Такой выбор обусловлен не только их популярностью, но и тем, что на примере данных героев можно отчетливо проследить, какие пороки высмеиваются и осуждаются в сказках, тем самым, влияя на становление национального характера читателей. Оба персонажа встречаются как в разных сказках по отдельности, так и в одной вместе. И не смотря на то, что и волк, и лиса отрицательные герои, и, кажется, что у них много общего: обитают в одних лесах, нападают на одних и тех же животных, боятся так же одних и тех же противников, в сказках они наделены разными человеческими качествами, что достаточно интересно. Интересен так же и тот факт, что один отрицательный герой мужского пола и, получается, наделен он мужскими отрицательными чертами характера, а другой герой - женского, наделенный женскими чертами соответственно, от чего и способы достижения их целей разные, несмотря на то, что эти цели одинаковы. Таким образом, на основе анализов разных русских народных сказок о животных, можно рассмотреть данных героев с одинаковых позиций: их внешность, черты, поступки, определить, кто из них умнее, сообразительней или хитрее, а кто глуп и наивен. Сравнительный анализ волка и лисы поможет так же выявить основные человеческие пороки, высмеивающиеся в обществе и выяснить, как присутствие этих героев в русских народных сказках влияет на становление национального характера, что и является целью данной работы.

Лиса в сказках о животных

Одна из наиболее знаменитых сказок с участием лисы - Сказка о лисице и волке.

В русских народных сказках о животных противником волка часто выступает лиса. Эта «кумушка-голубушка» нередко за свою ловкость, храбрость и изворотливость в одурачивании волка вызывает наши симпатии. И в представленной выше сказке выдумке и находчивости лисы нет границ. Ради своей же выгоды, лисица обманывает волка, мужика, и, скорее всего была бы готова обмануть и подставить любого ради совей цели - еды и теплого жилья. И, поэтому, несмотря на все симпатии к ней, все же было бы ошибочно говорить о ней как о положительном персонаже. Хитрость и смекалка соседствуют у лисы с безудержной наглостью, лицемерием и предательством.

Есть среди сказок о животных так же и такие, в которых осуждаются не только человеческие, но и общественные пороки, хотя их и немного. Например, сказка «Лиса и Котофей Иваныч». Чинопочитание и взяточничество изображены в ней с неподражаемым блеском. Кот, изгнанный из дома, благодаря изворотливой лисе, которая якобы выходит за него замуж становится Котофеем Иванычем - «начальником» над всеми лесными животными, потому что лисица путем обмана выдает его всем за страшного зверя. Даже самые сильные обитатели леса - медведь и волк вынуждены ему прислуживать, а кот свободно всех обирает и прижимает.

В русских народных сказках о животных лиса так же предстает перед нами в образе сладкоголосой рыжей красавицы, которая может заговорить любого. Так, в сказке «Лиса-исповедница», прежде чем съесть петуха, она убеждает его исповедоваться в грехах; при этом остроумно высмеивается ханжество духовенства. Лиса обращается к петуху: «О милое мое чадо, петел!» Она рассказывает ему библейскую притчу о мытаре и фарисее, а потом съедает его.

Еще одна сказка, сюжет которой известен каждому - Колобок. Сказка представляет собой цепочку однородных эпизодов, изображающих встречи Колобка с различными говорящими животными, намеревающимися его съесть, однако колобок уходит от всех, кроме лисы. С каждым зверем колобок вступает в дискуссию, в которой он каждый раз объясняет свой уход: «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, и от тебя, медведь (волк, заяц), уйду». Лиса же, как обычно, с помощью обмана, притворившись частично лишённой слуха, ловит Колобка на тщеславии и, воспользовавшись его добротой, которая выражается в готовности повторить песенку поближе к уху и рту лисы, съедает его.

Глупость лисы описана в сказке Лиса и дрозд. Свил дрозд гнездышко и птенцов вывел. Лиса узнала об этом и стала пугать дрозда тем, что разорит его гнездышко. Вначале лиса потребовала от дрозда накормить ее. Накормил дрозд лису пирогами и медом. Затем лиса потребовала от дрозда напоить ее. Напоил дрозд лису пивом. Опять пришла лиса к дрозду и потребовала насмешить ее. Насмешил дрозд лисицу. Снова пришла лиса к дрозду и потребовала напугать ее. Вот и привел дрозд лису к стае собак. Напугалась лиса, бросилась убегать от собак, залезла в нору, и начала сама с собой разговаривать. Поругалась она с хвостом, высунула его из норы. Так собаки её за хвост ухватили и съели. Так глупость и жадность всегда наказываются в русских народных сказках о животных.

Рассмотрев несколько сказок с участием лисы, можно сделать вывод, что в большинстве случаев лиса является отрицательным героем, олицетворяющим собой хитрость, коварство, лживость, лукавство и эгоизм. Но так же можно заметить, что если она вместе с другими зверями выступает против волка, то получает положительную оценку, а если сама наносит вред другим - отрицательную. Довольно часто можно увидеть сказки о хитрой лисе и глупом волке, в которых лисица обманывает волка для собственной выгоды. Но лиса такой же хищник, как и волк. Она выгоняет зайчика из его избушки, съедает птенцов дрозда, обманывает и других животных, например, медведя, или даже людей, так же она всегда хочет съесть петуха, тетерева, колобка, зайца. И за эти свои поступки она жестоко расплачивается. Ведь хитрость, граничащая с предательством, не может быть оправдана. Даже внешность лисы обманчива: обычно она описана очень привлекательной, рыжей, с глазами, говорящими о ее хитрости.

Волк в сказках о животных

сказка животное моральный поучение

Волк достаточно популярный персонаж русских народных сказок, но в сознании русских людей его образ наделен по большей части отрицательными характеристиками. Чаще всего в русских народных сказках волк - это придурковатый и простоватый зверь, которого постоянно все обманывают и подставляют (Лисичка-сестричка и Волк, Волк и Коза, Волк-дурень, Зимовье зверей). Но надо отметить то, что даже когда волка в сказках представляют дурнем, он никогда не бывает подлым и низким, в отличии от лисы.

Ранее уже было сказано, что сказки о животных создавались не только в назидание маленьким. Многие из них при помощи веселой выдумки, шутки высмеивают пороки. И, например, воплощением глупости в сказках нередко является волк. Его глупость - глупость жестокого и жадного зверя. Сказочники вроде специально ставят волка в условия, оправдывающие его поступки, которые должны вызвать у слушателя чувство жалости к нему, но этого не происходит, потому что нет места в жизни глупости, жестокости и жадности - вот главный тезис сказок.

Одна из самых знаменитых сказок про волка - сказка Волк и семеро козлят. Мать-коза, отлучаясь из дома, предупреждает своих козлят остерегаться волка, который бродит неподалёку. Тем временем, волк, воспользовавшись удачным моментом, стучится к козлятам и заявляет, что он - их мать. А козлята в ответ говорят, что голос их матери мягкий, в то время как его голос грубый. Чтобы смягчить свой голос, волк съедает кусок мёда, но козлята всё равно не пускают его, потому что лапы у их матери белые, а не чёрные, как у волка. Тогда тот идёт на мельницу и пачкает свои лапы в муке. Козлята впускают волка, который тут же съедает их всех, кроме самого маленького, спрятавшегося в печке. Вернувшись домой, мать-коза видит разгром, который устроил волк и спасшегося самого маленького козлёнка, который рассказывает ей о произошедшем. Она отправляется за волком и находит его, спящего с набитым желудком, в котором что-то копошится. Мать-коза вспарывает волку живот, и оттуда появляются живыми шесть козлят. Вместо козлят их мама заполняет живот волка камнями. На следующее утро, коза встретила волка и предложила ему посоревноваться в прыжках через костёр, коза перепрыгнула, волк тоже прыгнул, но камни его потянули вниз. Так волк сгорел. Еще один вариант финала - волк, проснувшись с камнями в желудке, захотел пить, пошел к ручью, поскользнулся, упал в воду и от тяжести утонул.

В этой сказке волк жесток и беспощаден, ради своей добычи он способен обмануть маленьких козлят, которые остались одни дома. Обманом (говорит голосом мамы-козы) он говорит козлятам, что именно он их мама и просит впустить его домой. И, когда его впускают, волк съедает всех козлят кроме одного, которого не заметил. Именно благодаря маленькому козленку в этой сказке и наказывается зло, жадность и беспощадность.

В Сказке про волка и лису волк предстает перед читателями немного в другом образе - глупым и наивным зверем, которого легко провести. Лиса в его доме манипулирует и управляет волком, ловко заговаривая его. В самом начале сказки рассказывается, что лиса жила в ледяной избушке, а волк - в хворостяной, и, когда пришла весна, избушка лисы растаяла, и стала она проситься к волку в дом пожить. Волк сжалился над ней и по глупости впустил её к себе. Каждый день лиса умудрялась обмануть волка: говорила, что к ней приходят гости и выходила к ним, чтобы съесть его сметану, масло, потихоньку меняла свое спальное место так, чтобы оно было ближе к печке. Так, лиса перебралась спать на печку, а волка переселила под печь. Сказка закончилась тем, что, продолжая обманывать волка, лиса осталась жить в его доме навсегда, став там хозяйкой, а волка сделав прислугой.

Глупость волка так же описана в сказке Как лиса шила волку шубу. Глупый волк попросил у хитрой лисы сшить ему шубу. Лиса получала от волка овечек: мясо ела, а шерсть продавала. А когда у волка закончилось терпение, и он запросил свою шубу, лиса обманом сгубила его.

Итак, из рассмотренных выше сказок можно сделать вывод, что волк нередко глуп, но это не основная его черта: он жесток, свиреп, зол, жаден - вот основные его качества. Он съедает коня у бедного старика, вламывается в зимовье зверей и нарушает их мирную жизнь, хочет съесть козлят, обманывая их песенкой. Но такие качества никогда не поощряются в сказках, поэтому волк всегда получает по заслугам.

Роль сказок о животных в становлении национального характера

В русских народных сказках о животных показано то, что народ осуждал в обществе, своих врагах и даже в самом себе. Высмеивались жестокость, хвастовство, лесть, продажность и многое другое. И, зачастую, таким образом, в сказках именно благодаря присутствию животных, в простом содержании спрятаны такие идеи, которые составляют суть морального кодекса народа. Те сюжеты, которые разворачиваются в сказках о животных, являются некой инсценировкой реальных жизненных ситуаций. Неспроста таким сказкам присуща нравственно-поучительная роль, ведь их герои олицетворяют определенные человеческие качества, и именно поэтому лисой называют хитрого человека, зайцем - трусливого, волком - глупого. Сказки о животных - притчи, которые показывают читателю, что в почете, а что нет.

Характер каждого человека складывается из эмоциональных, волевых и нравственных черт, основы которых закладываются ещё в раннем детстве. Родители читают детям сказки, с помощью которых они познают мир. Поэтому именно сказкам присуща воспитательная роль, ведь сказка - это многовековая народная мудрость. Через неё ребенок познаёт окружающий мир и своё место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Эти представления появляются именно через образы героев сказок, в том числе и животных, потому что иногда животные в конце сказки становится более нравственным, проходя через определенные нравоучительные испытания, а иногда именно животные являются теми «нравоучителями» в сказке, с помощью которых и определяется мораль. В русских народных сказках существует множество подобных персонажей, рассмотрение которых привело к очень интересным результатам. Выделение сходных особенностей у животных и человека (речь - крик, поведение - повадки) послужило основой для совмещения в образах животных их качеств с качествами человека: животные говорят и ведут себя, как люди. Это совмещение повело и к типизации характеров животных, которые стали воплощением определенных качеств: лиса - хитрости, волк - глупости и жадности, медведь - доверчивости, а заяц - трусости. Так сказки приобрели иносказательный смысл: под животными стали подразумевать людей определенных характеров. Образы животных стали средством морального поучения, а затем и социальной сатиры, что привело к развитию национального характера, ведь в сказках о животных высмеиваются не только отрицательные качества (глупость, лень, болтливость), но и осуждаются угнетение слабых, жадность, обман в целях наживы.

Библиография

1.Афанасьев А.Н. «Народные русские сказки: полное издание в одном томе», М., 2010.

.Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. М., 1975.

.Иванова-Казас О.М. Мифологическая зоология (словарь), СПб, Филологический факультет, 2004.

.Костюхин Е. А. Типы и формы животного эпоса. Москва,1987 г.

.Никифоров А.И. Народная детская сказка драматического жанра. Л., 1928.

.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. <#"justify">8.Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М., 98.

.Пропп В.Я. Русская сказка. Л., 1984.

.Померанцева Э.В. Судьбы русской сказки, М., 1965.

.Сказки о животных, Тула, 2000.

.Сказки о зайцах, Тюмень, 1959.

.Сказки про лису, пересказали О. Капица и А. Толстой для детей дошкольного возраста, Л., 1970.

.Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор. http://feb-web.ru/feb/feb/atindex/atindx01.htm#Афанасьев А.Н.

Похожие работы на - Герои русских народных сказок о животных и их роль в становлении национального характера

Сказка позволяет приблизиться к пониманию традиций и культуры русского народа. Являясь жанром выражения национального духа народа, сказка связана с мировоззрением этого народа. Известно, что русская сказка играет воспитывающую роль, но она воспитывает не только детей, а и взрослых людей. Особенно интересны в этом значении русские сказки для детей с картинками о животных.

В этой статье мы будем рассматривать как предмет исследования сказки о Лисе. Этот образ имеет много значений, потому что Лиса может льстить, хитрить, добиваться своей цели. Мы проанализировали 13 сказок: «Колобок», «Лиса и журавль», «Лиса и козёл» «Лиса, заяц и петух», «Кот и лиса», «Лиса и тетерев» и др.

Анализ сказок о животных убедил, что образ Лисы в русских народных сказках интереснее других животных. Лиса всегда разная, и можно понять, что она интересует самого человека, который наблюдает за ней. Человек видит в ней и в её поведении много интересного и сходного с самим человеком. Поэтому характер Лисы в русских сказках о животных имеет такие типичные черты, которые находим в их описании, как льстивость, хитрость и склонность к воровству. Рассмотрим каждое свойство характера Лисы отдельно.

Свойство льстивости в характере Лисы мы находим в следующих сказках: «Колобок», «Петушок – золотой Гребешок» и др. Нами замечено, что в сказке «Колобок» Лиса отличается от других животных. Так, например, когда Лиса встретилась с Колобком, она не сразу сказала Колобку: «Я тебя съем?», а сначала стала восхищаться им: «Здравствуйте, Колобок! Какой же ты хорошенький!» Но после того как Колобок по просьбе Лисы спел песенку, она щедро подарила ему свой комплимент: «Какая чудная песенка! Спасибо, Колобок! Такая славная песенка, так бы слушала и слушала». Лиса здесь много льстит, чтобы Колобок поверил ей, чтоб посадить его на свой язычок и съесть. Льстивой Лисе удаётся осуществить свой план. То же самое наблюдается в сказке «Петушок-золотой Гребешок». Чтобы привлекать внимание Петушка, Лиса воспевала его: «Петушок, Петушок, золотой гребешок, маслина головушка, шёлкова бородушка». И таким образом она достигала своей цели.

Свойство хитрости характера Лисы мы находим в следующих сказках: «Лиса и козёл», «Лисичка-сестричка и волк». Например, в сказке «Лиса и козёл» Лиса попала в колодец. Она стала горевать, чтоне сможет выбраться, что попала в беду, но когда козёл узнал, что Лиса попала в колодец, идея выйти из него у Лисы возникла сразу. Козёл спросил Лису, что она там делает, Лиса маскировалась и хитро ответила козлу: «Отдыхаю, голубчик, там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уже как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь!» Таким образом, Лиса привлекла козла в колодец и спасла себя. В сказке «Лисичка-сестричка и волк», волк был ранен из-за Лисы. Когда волк хотел отомстить Лисе, то Лиса говорила: «У тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, я насилу плетусь». Лиса своей хитростью избежала мести и снискала сочувствие у волка. Свойство воровства в характере Лисы мы находим в следующих сказках: «Медведь и Лиса», «Лиса и Заяц» и др. В сказке «Медведь и Лиса», Лиса, зная то, что у медведя в избе на чердаке кадушка мёда, попросилась ночевать у медведя, обманув его в том, что в его избе углы провалились. Вечером она трижды стучала хвостом и влезла на чердак, чтобы съесть мёд. В конце концов она даже обвинила медведя в том, что это именно он съел мёд. В сказке «Лиса и заяц», у Лисы изба растаяла, она попросилась у зайца переночевать, и его из избы выгнала. Когда другие животные пришли выгнать её, она даже устрашала их: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!». Лиса часто бесстыдно ворует у других нужную ей вещь. В данных примерах мы видим, что Лиса всегда может спасти себя и найти выгоду от своей хитрости. В русских сказках Лиса украшена человеческими чертами характера, ведь именно народ является автором образа Лисы в сказках о животных. Русский народ творит сказку с целью воспитания детей. В сказках о животных абстрактное понятие о национальных чертах характера народа конкретизируется
через образы животных. В сказках народ передаёт из поколения в поколение ценную для всего общества информацию. Каждая сказка и каждый образ животного имеют воспитывающее значение. Таким и является образ Лисы. И хотя Лиса часто добивается своей цели хитростью, но она иногда тоже бывает наказана из-за хитрости. Например, сказка «Лиса и дрозд». В русских сказках образ Лисы даёт детям уроки: с одной стороны, что в жизни иногда нужна хитрость, а с другой стороны, что хитрых надо опасаться.

Лиса в русских сказках, которые мы проанализировали, принадлежит к положительному образу, её часто украшают ловким, хитрым поведением и остроумием. Русский народ ценит типичный характер Лисы-хитрость, об этом и говорится в русских пословицах: Хитрость – второй ум, Простота хуже воровства и т. д. Кроме того, в русских пословицах и говорится о том, что надо опасаться лести: На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся; Льстец под словами – змей под цветами и т. д.

Народные сказки до сих пор вызывают интерес и у взрослых людей и детей. Через сказки еще передаются народное мировоззрение, народная традиция, ум и характер народа. Сказка – это плод народного ума и мышления и сказка, действительно, имеет воспитывающее значение, она и утешает и учит.

Фриланс (Freelance) - удаленная работа для всех.

Ловушки мошенников.

Интернет лохотроны.

Можно ли выжить питаясь рыбой?

Ритуал посвящения (+видео)

Самый большой аквариум в мире.

Празднование дня святого Патрика

Памятник на берегу Дуная

Магнитная онлайн доска для рисования.

Как достичь настоящего блаженства от интима!

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения