Биография сергея прокофьева. Биография прокофьева Сергей прокофьев годы жизни

Прокофьев Сергей Сергеевич родился 11 (23) апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии. Любовь к музыке привила мальчику мать, которая была хорошей пианисткой, часто играла сыну Шопена и Бетховена . Начальное образование Прокофьев получил дома.

С раннего возраста Сергей Сергеевич увлекся музыкой и уже в пять лет сочинил свое первое произведение – маленькую пьесу «Индийский галоп» для фортепиано. В 1902 году произведения Прокофьева услышал композитор С. Танеев. Он был настолько впечатлен способностями мальчика, что сам попросил Р. Глиэра давать Сергею уроки по теории композиции.

Обучение в консерватории. Мировые гастроли

В 1903 Прокофьев поступает в Петербургскую консерваторию. Среди преподавателей Сергея Сергеевича были такие известные музыканты как Н. Римский-Корсаков, Я. Витола, А. Лядова, А. Есипова, Н. Черепнина. В 1909 году Прокофьев оканчивает консерваторию как композитор, в 1914 – как пианист, в 1917 – как органист. В этот период Сергей Сергеевич создает оперы «Маддалена», «Игрок».

Впервые со своими произведениями Прокофьев, биография которого уже была известна в музыкальной среде Петербурга, выступил в 1908 году. После окончания консерватории, с 1918 года Сергей Сергеевич много гастролировал, посетил Японию, США, Лондон Париж. В 1927 году Прокофьев создает оперу «Огненный ангел» В 1932 году записывает свой Третий концерт в Лондоне.

Зрелое творчество

В 1936 году Сергей Сергеевич переезжает в Москву, начинает преподавать в консерватории. В 1938 году завершает работу над балетом «Ромео и Джульетта» . В годы Великой Отечественной войны создает балет «Золушка», оперу «Война и мир» , музыку к кинолентам «Иван Грозный» и «Александр Невский».

В 1944 году композитор получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1947 – звание народного артиста РСФСР.

В 1948 году Прокофьев завершает работу над оперой «Повесть о настоящем человеке» .

Последние годы

В 1948 году вышло постановление ЦК ВКП(б), в котором Прокофьев подвергался резкой критике за «формализм». В 1949 году на Первом Съезде Союза композиторов СССР Асафьев, Хренников и Ярустовский с осуждением высказывались об опере «Повесть о настоящем человеке».

С 1949 года Прокофьев практически не выезжал со своей дачи, продолжая активно творить. Композитор создал балет «Сказ о каменном цветке», симфонию-концерт «На страже мира».

Жизнь композитора Прокофьева оборвалась 5 марта 1953 года. Великий музыкант умер от гипертонического криза в коммунальной квартире в Москве. Похоронили Прокофьева на Новодевичьем кладбище в Москве.

Личная жизнь

В 1919 году Прокофьев познакомился со своей первой женой – испанской певицей Линой Кодиной. В 1923 году они поженились, вскоре у них родилось два сына.

В 1948 году Прокофьев женится на Мире Мендельсон – студентке Литературного института, с которой познакомился в 1938 году. Сергей Сергеевич не оформлял развод с Линой Кодиной, так как в СССР браки, заключенные за границей, считались недействительными.

Другие варианты биографии

  • Первые оперы будущий композитор создал в девятилетнем возрасте.
  • Одним из увлечений Прокофьева была игра в шахматы. Великий композитор говорил, что игра в шахматы помогает ему создавать музыку.
  • Последнее произведение, которое Прокофьеву удалось услышать в концертном зале, была его Седьмая симфония (1952).
  • Прокофьев умер в день кончины

Прокофьев Сергей Сергеевич (1891- 1953), композитор, пианист, дирижёр.

Родился 23 апреля 1891 г. в имении Солнцевка (ныне село Красное) Донецкой области, где отец служил управляющим. В 1904 г. Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию; занимался композицией у А. К. Лядова, а инструментовкой - у Н. А. Римского-Корсакова.

Окончил консерваторию в 1909 г. как композитор, после чего вновь поступил в неё уже по классу фортепиано. Если диплом композитора, по собственным словам Прокофьева, был «плохого качества» (отношения с педагогами у него не сложились), то окончание консерватории в 1914 г. как пианиста оказалось блестящим - ему была присуждена премия Антона Рубинштейна и выдан диплом с отличием.

Ещё учась в консерватории, Прокофьев написал свой Первый фортепианный концерт, который с триумфом исполнил на выпускном экзамене. Всего у него пять концертов для фортепиано, два для скрипки и один для виолончели. В 1917 г. Прокофьев написал Первую симфонию, назвав её «Классической». Вплоть до 1952 г., когда была создана последняя, Седьмая симфония, композитор постоянно обращался к этому жанру. Тем не менее основные жанры в его творчестве - опера и балет. Оперу «Маддалена» Прокофьев сочинил в 1911 г., а балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» - в 1915 г. Настоящей удачей явилась опера «Игрок» (1916 г.) по повести Ф. М. Достоевского.

С 1918 по 1933 г. Прокофьев жил в Америке. За границей он успешно концертировал и писал музыку. В 1919 г. появилась его знаменитая опера «Любовь к трём апельсинам» по К. Гоцци, в 1925 г. - балет «Стальной скок», в 1928 г. - балет «Блудный сын». Вершины его балетного творчества - «Ромео и Джульетта» (1936 г.) и «Золушка» (1944 г.). В оперном жанре величайшими достижениями Прокофьева по праву считаются «Война и мир» (1943 г.) по Л. Н. Толстому и «Обручение в монастыре» (1940 г.) на сюжет «Дуэньи» Р. Шеридана.

Выдающийся талант Прокофьева был высоко оценён как на родине, так и за рубежом. В 1934 г. композитора избрали членом Национальной академии «Санта-Чечилия» в Риме, в 1946 г. - почётным членом пражской «Умелецкой беседы», в 1947 г. - членом Шведской королевской музыкальной академии.

Он неоднократно был лауреатом Государственной премии СССР, а посмертно (1957 г.) Прокофьеву была присуждена Ленинская премия.

Прокофьев скончался в Москве в коммунальной квартире в Камергерском переулке от гипертонического криза 5 марта 1953 года. Так как он умер в день смерти Сталина, его смерть осталась почти незамеченной, а близкие и коллеги композитора столкнулись в организации похорон с большими трудностями. С. С. Прокофьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В память о композиторе на доме в Камергерском переулке установлена мемориальная доска.

фото 1918
С.С.Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии (сейчас село Сонцовка в Донецкой области Украины). Отец – Сергей Алексеевич Прокофьев (1846-1910) – из купеческой семьи, во время рождения сына был управляющим в имении Дмитрия Сонцова. Мать – Мария Григорьевна Прокофьева (Житкова, 1855-1924).
С раннего детства мама будущего композитора привила ему любовь к музыке. Она стала первым музыкальным учителем Сергея Сергеевича. Свою первую музыку – пьесу для фортепиано – он сочинил в пять лет, ноты для которой записала Мария Григорьевна. Все последующие свои сочинения Прокофьев записывал уже сам. Мама так же учила его французскому и немецкому, а отец – математике. Боьшое впечатление на него произвело посещение в 1900 году оперы. После этого Сергей Сергеевич решает написать свою оперу и через полгода заканчивает оперу «Великан». В 1902 году исполняет отрывки из своих произведений Сергею Танееву, и благодаря его просьбе Рейнгольд Глиэр продолжает обучение Прокофьева.
В 1904 году поступает в Петербургскую консерваторию. Одним из его преподавателей того времени был Николай Римский-Корсаков. Впервые публично выступает в роли композитора и исполнителя в петербургском кружке «Вечера современной музыки» 31(18 по старому стилю) декабря 1908 года. В 1909 году оканчивает консерваторию как композитор, но продолжает обучение в консерватории по классу фортепиано (окончил в 1914 году) и органа (обучался до 1917 года). После выступлений в Петербурге и Москве растет его известность. В 1911 году выходит первое печатное издание произведений Прокофьева. В 1914 году за исполнение своего Первого фортепианного концерта награждается золотой медалью и почетной премией имени А.Г. Рубинштейна. Прокофьев был единственным сыном в семье из-за чего не подлежал призыву в армию во время Первой мировой войны (1914-1918), что позволило ему продолжать занятия музыкой. В 1915 году впервые выступает за границей, в Италии.
В конце 1917 года принимает решение уехать из России, и в мае 1918 года уезжает в Японию. В Токио дал два концерта, которые не пользовались успехом. В августе 1918 года, получив визу США, покидает Японию. В 1919 году женится на испанской певице Каролине Кодине, после переезда в СССР поменявшей имя на Лина Ивановна. Со второй половины двадцатых годов много выступает в Америке и Европе в роли пианиста и дирижера, в основном со своими произведениями. В 1924 году и в 1928 году у Сергея и Каролины рождаются двое сыновей – Святослав (1924-2010) и Олег (1928-1998). Во второй половине тридцатых годов принимает решение переехать в СССР вместе с семьей.
В 1936 году Прокофьев с женой и детьми переезжает в СССР в Москву. С 1936 по 1939 года дважды выезжает за границу с концертами. В период Второй мировой войны продолжает работать над своими произведениями. Самым значимым творением композитора за этот период считается опера «Война и Мир». В 1941 году Прокофьев уходит из семьи и к Мире Александровне Мендельсон, с которой расписывается в 1948 году. В 1948 году выходит постановление с резкой критикой нескольких композиторов и Прокофьева. Как следствие, выходит секретный приказ, который запрещает исполнение некоторых произведений Прокофьева. Так же часто подвергаются критики все его произведения. Ситуация меняется в 1949 году после того, как Сталин отменил секретный приказ. С 1949 года большую часть времени проводит на даче, продолжая работать.
Умер Сергей Сергеевич Прокофьев умер 5 марта 1953 года в Москве от сердечного приступа. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.


Сергей Прокофьев (23 апреля 1891г - 5 марта 1953г) считается одним из крупнейших, влиятельных и самых исполняемых композиторов XX века. Он был также пианистом и дирижером. Вокруг творчества этого композитора часто вспыхивали споры, поскольку неординарность и своеобразие всегда вызывают противоречивую реакцию. Однако не только поклонники, но и те, кто не сразу понял музыку Прокофьева, чувствовали мощную силу и яркость его дарования.

Детство Сергея Прокофьева


Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в имении Сонцовка (сейчас село Красное Донецкой области), где его отец, ученый-агроном, служил управляющим помещичьим имением.

Родители вложили в сына всю свою любовь и надежды.Музыкальное дарование мальчика проявилось очень рано, и под руководством матери, Марии Григорьевны, Сережа начал занятия музыкой.

В пять лет он уже сочинил первое произведение. Еще не зная нот, по слуху, мальчик пытался играть на рояле что-то свое, затем выучил ноты для того, чтобы это «свое» записывать.

Первая опера - Великан

В девять лет, под впечатлением услышанной оперы Ш. Гуно Фауст, Сережа решил сочинить свою оперу, на свой же сюжет. Это была опера Великан в трех действиях с приключениями, поединками и прочим.

Родители мальчика были людьми образованными и сами обучали его всем школьным предметам, но учить правилам сочинения музыки они, конечно, не могли. Потому, взяв сына в одну из своих поездок в Москву, Мария Григорьевна привела его к известному композитору и педагогу Сергею Ивановичу Танееву , который порекомендовал для занятий с Сережей пригласить на лето в Сонцовку молодого, только что с золотой медалью окончившего консерваторию композитора Рейнгольда Морицевича Глиэра .

Юность Прокофьева

Два лета подряд Глиэр провел в Сонцовке, занимаясь с Сережей, и осенью 1904 года тринадцатилетний Сергей Прокофьев приехал в Петербург держать экзамен в консерваторию, прихватив с собой солидный багаж сочинений. В толстой папке находились две оперы, соната, симфония и множество маленьких фортепианных пьесок Песенок , написанных под руководством Глиэра. Некоторые Песенки были по звучанию такими оригинальными и острыми, что один из друзей Сережи посоветовал называть их не Песенками, а Собачками, потому что они «кусались».

Годы учебы в консерватории


В консерватории Сережа был самым младшим студентом. И, конечно, ему было трудно подружиться с однокурсниками, тем более что он иногда из озорства подсчитывал количество ошибок в музыкальных задачах каждого из учеников. Но вот в консерватории появился всегда очень сдержанный, строгий, подтянутый Николай Яковлевич Мясковский , в будущем известный композитор. Несмотря на десятилетнюю разницу в возрасте, между ними завязалась дружба на всю жизнь. Они показывали друг другу свои сочинения, обсуждали их - лично и в письмах.

В классах теории композиции и свободного сочинения своеобразный талант Прокофьева, в общем, пришелся не ко двору. Самые смелые сочинения Прокофьев даже не решался показывать учителям, зная, что это вызовет недоумение или раздражение. Отношение педагогов выразилось в весьма средних оценках в композиторском дипломе Прокофьева. Но по специальности фортепиано, он успешно окончил консерваторию весной 1914 года.

«Если к плохому качеству композиторского диплома я отнесся равнодушно, вспоминал потом Прокофьев,- то на этот раз меня заела амбиция, и я решил кончить по фортепиано первым».

Прокофьев пошел на риск: вместо классического фортепианного концерта он решил сыграть свой собственный Первый концерт, только что изданный, вручив заблаговременно экзаменаторам ноты. Ликующая, полная молодого задора музыка концерта захватила слушателей, выступление Прокофьева прошло триумфально, и он получил диплом с отличием и премию имени Антона Рубинштейна - прекрасный немецкий рояль.

Раннее творчество С. Прокофьева


Творческая энергия молодого композитора Прокофьева была поистине вулканической. Он работал быстро, смело, неутомимо, охватывая самые разные жанры и формы. За первым фортепианным концертом последовал второй, а за ним - первый скрипичный концерт, опера, балет, романсы, Скифская сюита с ее ошеломляюще-яркими оркестровыми красками, стихийной динамикой и энергичными ритмами.

Сергей Прокофьев быстро вошел в первый ряд композиторов, известных не только на родине, но и за рубежом, хотя его музыка всегда вызывала споры, а некоторые произведения, особенно сценические, годами ждали исполнения. Но именно сцена, с ее способностью создать живые человеческие характеры, особенно притягивала композитора.

А пока он делал это в камерной музыке, например, в вокальной сказке Гадкий утенок (по Андерсену). Каждый из обитателей птичьего двора наделен своим неповторимым характером: степенная мамаша-утка, маленькие восторженные утята и сам главный герой, до превращения в прекрасного лебедя несчастный и всеми презираемый. Услышав эту сказку Прокофьева, А.М. Горький воскликнул: «А ведь это он про себя написал, про себя!»

В 1918 году была впервые исполнена его Классическая симфония - изящное, сверкающее весельем и тонким юмором сочинение, подлинная классика музыки советского периода. В творчестве композитора симфония начала собой светлую и ясную линию, которая прочерчивается вплоть до поздних сочинений - балета Золушка , Седьмой симфонии.

Жизнь за рубежом

Весной 1918 года, получив заграничный паспорт, он уехал в Америку. Длительное пребывание за рубежом (до 1933 года) не означало полного отрыва от родины.
Три концертных поездки в Советский Союз были поводом для общения и со старыми друзьями, и с новой аудиторией. В 1926 году в Ленинграде ставится опера Любовь к трем апельсинам , задуманная еще на родине, но написанная за рубежом. За год до этого Прокофьев по заказу С. Дягилева написал балет Стальной скок - ряд картин из жизни молодой Советской республики (он знаком слушателям в виде симфонической сюиты).

Возвращение на родину

В 1933 году Прокофьев окончательно возвращается на родину. Годы по возвращении оказались очень продуктивными. Одно за другим создаются произведения, и каждое из них обозначает собой новый, высокий этап в том или ином жанре.


Опера Семен Котко , балет , музыка к фильму Александр Невский , на основе которой композитор создал ораторию, - все это вошло в золотой фонд музыки советского периода.

Произведения зрелого периода

Неуемное кипение творческой мысли сменяется мудрой уравновешенностью, интерес к невероятному, сказочному, легендарному сменяется интересом к реальным человеческим судьбам (Семен Котко - опера о молодом солдате), к героическому прошлому родной страны (Александр Невский , опера ), к вечной теме любви и смерти ().

При этом свойственный Прокофьеву юмор не исчез. В сказке (для чтеца и симфонического оркестра), обращенной к самым молодым слушателям, каждый персонаж охарактеризован каким-либо инструментом. Получился своего рода путеводитель по оркестру и одновременно веселая, забавная музыка.


Вершина творчества Прокофьева - его опера . Сюжет великого произведения Л. Толстого, воссоздающий героические страницы русской истории, воспринимался в годы Отечественной войны (именно тогда создавалась опера) необычайно остро и современно.

В этом сочинении соединились лучшие, наиболее типичные черты его творчества. Прокофьев здесь и мастер характерного интонационного портрета, и монументалист, свободно компонующий массовые народные сцены, и, наконец, лирик, создавший необыкновенно поэтичный и женственный образ Наташи.

Творчество Прокофьева оказало заметное влияние на музыкальное искусство ХХ века. Его произведения постоянно исполняются выдающимися пианистами, скрипачами, симфоническими оркестрами во всех странах мира. Балеты и Золушка с успехом идут на многих сценах России и других стран.

Творческое наследие Прокофьева включает свыше 130 опусов, в том числе 8 опер, 7 балетов, 7 кантат, 7 симфоний и ряд других симфонических сочинений (сюиты, увертюры и др.), 8 концертов, 14 сонат, камерные ансамбли, марши для духового оркестра, фортепианные пьесы, романсы, песни, хоры, театральную музыку и музыку к кинофильмам.

Подготовила: Венская И.С.

Кардинальным достоинством, (или, если хотите, недостатком) моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы...

Можно быть как угодно долго за границей, но надо непременно время от времени возвращаться на Родину за настоящим русским духом.
С. Прокофьев

Детские годы будущего композитора прошли в музыкальной семье. Его мать была хорошей пианисткой, и мальчик, засыпая, нередко слышал доносящиеся издалека, за несколько комнат звуки сонат Л. Бетховена. Когда Сереже было 5 лет, он сочинил первую пьесу для фортепиано. С его детскими композиторскими опытами познакомился в 1902 г. С. Танеев, и по его совету начались уроки композиции у Р. Глиэра. В 1904-14 гг. Прокофьев учился в Петербургской консерватории у Н. Римского-Корсакова (инструментовка), Я. Витолса (музыкальная форма), А. Лядова (композиция), А. Есиповой (фортепиано).

На выпускном экзамене Прокофьев с блеском исполнил свой Первый концерт , за что был удостоен премии им. А. Рубинштейна. Юный композитор жадно впитывает новые веяния музыки и скоро находит собственный путь музыканта-новатора. Выступая как пианист , Прокофьев часто включал в свои программы и собственные произведения, вызывавшие бурную реакцию слушателей.

В 1918 г. Прокофьев выехал в США, начав далее ряд поездок по зарубежным странам - Франции, Германии, Англии, Италии, Испании. Стремясь завоевать мировую аудиторию, он много концертирует, пишет крупные сочинения - оперы «Любовь к трем апельсинам » (1919), «Огненный ангел » (1927); балеты «Стальной скок » (1925, навеян революционными событиями в России), «Блудный сын » (1928), «На Днепре» (1930); инструментальную музыку.

В начале 1927 и в конце 1929 г. Прокофьев с огромным успехом выступает в Советском Союзе. В 1927 г. его концерты проходят в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве и Одессе. «Прием, который оказала мне Москва, был из ряда вон выходящий. ...Прием в Ленинграде оказался даже горячей, чем в Москве», - писал композитор в Автобиографии. В конце 1932 г. Прокофьев принимает решение возвратиться на Родину.

С середины 30-х гг. творчество Прокофьева достигает своих вершин. Он создает один из своих шедевров - балет «Ромео и Джульетта » по В. Шекспиру (1936); лирико-комическую оперу «Обручение в монастыре » («Дуэнья», по Р. Шеридану - 1940); кантаты «Александр Невский » (1939) и «Здравица» (1939); симфоническую сказку на собственный текст «Петя и волк» с инструментами-персонажами (1936); Шестую сонату для фортепиано (1940); цикл фортепианных пьес «Детская музыка » (1935). В 30-40-е гг. музыку Прокофьева исполняют лучшие советские музыканты: Н. Голованов, Э. Гилельс, B. Софроницкий, С. Рихтер, Д. Ойстрах. Высочайшим достижением советской хореографии стал образ Джульетты, созданный Г. Улановой. Летом 1941 г. на даче под Москвой Прокофьев писал заказанный ему Ленинградским театром оперы и балета им. С. М. Кирова балет-сказку «Золушка ». Известие о начавшейся войне с фашистской Германией и последующие трагические события вызвали у композитора новый творческий подъем. Он создает грандиозную героико-патриотическую оперу-эпопею «Война и мир » по роману Л. Толстого (1943), с режиссером C. Эйзенштейном работает над историческим фильмом «Иван Грозный» (1942). Тревожные образы, отблески военных событий и вместе с тем неукротимая воля и энергия свойственны музыке Седьмой сонаты для фортепиано (1942). Величавая уверенность запечатлена в Пятой симфонии (1944), в которой композитор, по его словам, хотел «воспеть свободного и счастливого человека, его могучие силы, его благородство, его духовную чистоту».

В послевоенное время, несмотря на тяжелую болезнь, Прокофьев создает много значительных произведений: Шестую (1947) и Седьмую (1952) симфонии, Девятую фортепианную сонату (1947), новую редакцию оперы «Война и мир» (1952), виолончельную Сонату (1949) и Симфонию-концерт для виолончели с оркестром (1952). Конец 40-начало 50-х гг. были омрачены шумными кампаниями против «антинародного формалистического» направления в советском искусстве, гонениями на многих лучших его представителей. Одним из главных формалистов в музыке оказался Прокофьев. Публичное шельмование его музыки в 1948 г. еще более ухудшило состояние здоровья композитора.

Последние годы своей жизни Прокофьев провел на даче в поселке Николина гора среди любимой им русской природы, он продолжал непрерывно сочинять, нарушая запреты врачей. Тяжелые обстоятельства жизни сказались и на творчестве. Наряду с подлинными шедеврами среди сочинений последних лет встречаются произведения «упрощенческой концепции» - увертюра «Встреча Волги с Доном» (1951), оратория «На страже мира» (1950), сюита «Зимний Костер» (1950), некоторые страницы балета «Сказ о каменном цветке » (1950), Седьмой симфонии. Прокофьев умер в один день со Сталиным, и проводы великого русского композитора в последний путь были заслонены всенародным волнением в связи с похоронами великого вождя народов.

Стиль Прокофьева, чье творчество охватывает 4 с половиной десятилетия бурного XX в., претерпел очень большую эволюцию. Прокофьев прокладывал пути новой музыки нашего столетия вместе с другими новаторами начала века - К. Дебюсси. Б. Бартоком, А. Скрябиным, И. Стравинским, композиторами нововенской школы. Он вошел в искусство как дерзкий ниспровергатель обветшалых канонов позднеромантического искусства с его изысканной утонченностью. Своеобразно развивая традиции М. Мусоргского, А. Бородина, Прокофьев внес в музыку необузданную энергию, натиск, динамизм, свежесть первозданных сил, воспринятых как «варварство» («Наваждение » и Токката для фортепиано , «Сарказмы »; симфоническая «Скифская сюита » по балету «Ала и Лоллий»; Первый и Второй фортепианные концерты). Музыка Прокофьева перекликается с новациями других русских музыкантов, поэтов, живописцев, деятелей театра. «Сергей Сергеевич играет на самых нежных нервах Владимира Владимировича», - отозвался В. Маяковский об одном из исполнений Прокофьева. Хлесткая и сочная русско-деревенская образность через призму изысканного эстетства характерна для балета «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего » (по мотивам сказок из сборника А. Афанасьева). Сравнительно редок в то время лиризм; у Прокофьева он лишен чувственности и чувствительности - он застенчив, нежен, деликатен («Мимолетности », «Сказки старой бабушки » для фортепиано).

Яркость, пестрота, повышенная экспрессия типичны для стиля зарубежного пятнадцатилетия. Это брызжущая весельем, задором опера «Любовь к трем апельсинам» по сказке К. Гоцци («бокал шампанского», по определению А. Луначарского); великолепный Третий концерт с его бодрым моторным напором, оттеняемым чудесным свирельным напевом начала 1 ч., проникновенным лиризмом одной из вариаций 2 ч. (1917-21); напряженность сильных эмоций «Огненного ангела» (по роману В. Брюсова); богатырская мощь и размах Второй симфонии (1924); «кубистический» урбанизм «Стального скока»; лирическая интроспекция «Мыслей » (1934) и «Вещей в себе » (1928) для фортепиано. Стиль периода 30-40-х гг. отмечен свойственным зрелости мудрым самоограничением в сочетании с глубиной и национальной почвенностью художественных концепций. Композитор стремится к общечеловеческим идеям и темам, обобщающим образам истории, светлым, реалистически-конкретным музыкальным характерам. Особенно углубилась эта линия творчества в 40-е гг. в связи с тяжелыми испытаниями, выпавшими на долю советского народа в годы войны. Раскрытие ценностей человеческого духа, глубокие художественные обобщения становятся главным стремлением Прокофьева: «Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему. Таков с моей точки зрения незыблемый кодекс искусства».

Прокофьев оставил огромное творческое наследие - 8 опер; 7 балетов; 7 симфоний; 9 фортепианных сонат ; 5 фортепианных концертов (из них Четвертый - для одной левой руки); 2 скрипичных , 2 виолончельных концерта (Второй - Симфония-концерт); 6 кантат; ораторию; 2 вокально-симфонические сюиты; много фортепианных пьес; пьесы для оркестра (в т. ч. «Русская увертюра», «Симфоническая песнь», «Ода на окончание войны», 2 «Пушкинских вальса»); камерные сочинения (Увертюра на еврейские темы для кларнета, фортепиано и струнного квартета; Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса; 2 струнных квартета; 2 сонаты для скрипки и фортепиано ; Соната для виолончели и фортепиано; целый ряд вокальных сочинений на слова А. Ахматовой , К. Бальмонта, А. Пушкина, Н. Агнивцева и др.).

Творчество Прокофьева получило всемирное признание. Непреходящая ценность его музыки - в душевной щедрости и доброте, в приверженности высоким гуманистическим идеям, в богатстве художественной выразительности его произведений.

Ю. Холопов

Произведения

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения