5 предложений с бессоюзной связью. Бессоюзные предложения в русском языке: виды, правила, знаки препинания, примеры. I. Постановка запятой и точки с запятой

Как объяснить постановку запятых и двоеточий на письме и как определить их место расположения? Ответы на подобные вопросы должен знать каждый образованный человек, именно поэтому этой теме уделяется так много времени в процессе обучения. Для правильной расстановки на письме одной из основных тем в школьной программе по русскому языку являются союзные и бессоюзные предложения.

Что такое союз?

Для того чтобы разобраться с этой темой, для начала нужно ознакомиться с определением такой части речи, как союз. Это служебная часть, используемая для связи слов в отдельных словосочетаниях, а также нескольких грамматических основ Союз, как и предлоги, не отвечает на вопросы, не обозначает предмет, его действие или признак, и если эта часть речи используется для связи слов или то ее называют союзной. Если же эта связь передается лишь при помощи интонации и смысла, то перед нами бессоюзные предложения. Примеры такой смысловой зависимости можно встретить в любом высказывании. И та и другая связь на письме выделяется определенными знаками пунктуации в зависимости от расстановки частей предложения.

Разновидности и классификация

По своему строению союзы бывают нескольких видов.

  • Составные - состоящие из двух и более слов. Например: так как, для того чтобы, потому как.
  • Простые - состоящие из одного слова. Например: а, и, но, однако.
  • Производные - которые образовались на основе других частей речи. Например: также, куда, который.
  • Одиночные или неповторяющиеся союзы. Они могут использоваться только один раз в предложении.
  • Парные или двойные - имеющие пары. Например: если… то, потому… как.

Следует отметить, что один и тот же союз по структуре может относиться сразу к нескольким пунктам одновременно. Например: «и» - простой, непроизводный и одиночный.

По способу связи частей предложения или его однородных членов союзы делят на подчинительные и сочинительные. Эти две группы, в свою очередь, разбиваются на несколько разновидностей.

  • соединительные, служащие для смысловой связи при перечислении (да, и, не только… но и другие);
  • используются для противопоставления качеств и признаков предмета;
  • разделительные - служат исключительно для разбавления текста, разбивая ряд перечислений.

Вторая группа - подчинительные союзы, которые употребляются для связи слов и частей сложноподчиненных предложений.

  • Изъяснительные, выражающие пояснения. К ним относятся такие слова: что, чтобы, как будто.
  • Обстоятельственные союзы, связывающие сложные комбинации предложение с указанием места, времени, цели, следствия, условия, уступки, сравнения и причины. К ним относятся такие союзы: где, откуда, чтобы, так что, словно, хотя, несмотря на.

Что такое бессоюзные предложения?

Примеры бессоюзной связи между несколькими в русском языке встречаются очень часто. Суть подобных комбинаций заключается в ее названии. Другими словами, союзы в разговоре заменяют интонацией, а на письме разделяют такими же знаками препинания, как и при их употреблении. Следует отметить, что сложным предложение называют лишь в том случае, когда оно имеет несколько грамматических основ. Бессоюзное предложение с запятой выглядит примерно так:

  • Солнце садилось за горизонт, поднялся ветер. - Такая связь при чтении разделяется паузой, а на письме запятой.

Это же предложение можно записать с использованием союза:

  • Солнце садилось за горизонт, и поднялся ветер. - В данном примере для связи двух грамматических основ используется союз «и».

Помимо запятой части предложения могут разделяться точкой с запятой и тире.

Пунктуация и варианты связи в предложении

Как же определить, какие именно нужно употреблять при их написании? Для начала следует разобраться, какая есть смысловая связь между всеми грамматическими основами, которая делает высказывание единым целым.

В разговоре обычно используется интонационная связь, которую разделяют на три вида.

  • Перечисление. Например: Шел дождь, намокший асфальт потемнел, от намокшей пыли исходил тонкий аромат.
  • Противопоставление. Например: Будет дождик - будут и грибочки.
  • Пояснение. Например: Говорю определенно: талант у тебя есть.

Именно исходя из интонации высказывания очень часто легко определить, что именно хочет выразить автор, и, соответственно, записать все слова с правильными знаками препинания.

Запятая и бессоюзные предложения

Примеры предложений с бессоюзной связью с использованием запятой можно встретит практически в любом тексте. Как уже говорилось, этот знак препинания употребляется в написании сложных высказываний с несколькими грамматическими основами, которые тесно связаны по смыслу и звучат, как перечисление. То есть когда между всеми основами существует соединительная связь, где соотношение между ними построено таким образом, что между ними гармонично вписался бы союз «и». Грамматические основы со всеми привязанными к ним частями речи в этом случае на письме выделяются запятыми. В разговоре их выделяют интонацией с нотами перечисления и паузами.

Когда ставить точку с запятой?

Как правило, объектом написания точки с запятой являются предложения с бессоюзной связью. Этот знак часто встречается в литературных произведениях и используется в нескольких случаях:

  • Когда между частями предложения нет тесной смысловой связи. Либо они разбавлены большим количеством других членов с наличием между ними запятой.
  • В том случае, если сложное бессоюзное предложение имеет несколько групп, отдаленных друг от друга по смыслу.
  • Когда в предложении наблюдается и смысловая, и союзная связь. В таком случае на границе частей ставится точка с запятой, а перед союзом только запятая.

Двоеточие в предложениях

Очень часто для передачи интонации высказывания на письме с определенной зависимостью его частей используют бессоюзные предложения. Примеры употребления двоеточия в таких случаях встречаются достаточно часто, а ставить этот знак следует в таких случаях:

  • Вторая часть раскрывает или поясняет смысл первой, причем как та, так и другая могут состоять из нескольких грамматических основ. Как правило, между ними легко можно подставить союз «а именно».
  • Первая часть содержит глагол, который предупреждает о последующем описании или изложении факта. В этом случае между частями легко можно вставить союз «что».
  • Если во второй части указывается причина или основание действия, описанного в первой составляющей. Такую связь легко дополнить союзами «так как», «поскольку», «потому что».
  • В том случае, когда вторая часть является прямым вопросом.

Когда нужно ставить тире

Основным объектом написания тире являются бессоюзные предложения. Примеры его постановки в сложных предложениях показывают, что этот знак употребляется в нескольких случаях:

  • При неожиданном присоединении второй части к первой, где тире легко заменить союзом «и». В этом случае очень важно не перепутать тесную смысловую связь с неожиданным поворотом высказывания.
  • Когда идет противопоставление одной грамматической основы сложного предложения другой, где легко подставить союз «но» или «а».
  • Если вторая часть предложения является следствием первой или выводом, исходящим из первой части. Такую связь легко проверить, подставив в предложение союзы «поэтому» и «тогда».
  • В случае указания времени, условия или сравнения происходящего события, описанного во второй части сложного предложения.
  • Если между грамматическими основами можно поставить слово «это».

Употребление делает возможным передачу смысловой и интонационной связи на письме. А также позволяет сделать акцент зависимости простых грамматических основ, объединенных в сложное или сложноподчиненное бессоюзное предложение. Именно такие знаки как запятая, точка с запятой, тире и двоеточие позволяют записать и после правильно прочесть высказанные автором эмоции.

Разделы: Русский язык

Тип урока: изучение нового материала и первичного его закрепления.

Цели урока:

  • Образовательная : ознакомление учащихся с основными признаками бессоюзных сложных предложений и знаками препинания в них; формирование умения расставлять знаки препинания в БСП.
  • Развивающая : развитие познавательных умений и мыслительных навыков, устной и письменной речи обучающихся, орфографической и пунктуационной зоркости через практическую деятельность.
  • Воспитательная : воспитание любви к родному языку на примере художественных текстов Н.Рубцова, А.С.Пушкина и других классиков русской литературы; воспитание любви к родному городу, родному краю.

Задачи:

  • формирование умения определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
  • формирование навыка преобразование БСП в сложносочиненные и сложноподчиненные предложения на основе общности значения;
  • создание условий, способствующих развитию коммуникативной компетенции обучающихся через работу в парах;
  • развитие умение анализировать языковой материал, проводить самоконтроль и самооценку, формулировать собственные выводы.

К концу урока ученики должны

  • знать: признаки бессоюзных сложных предложений;
  • уметь : находить БСП в тексте, отличать БСП от других видов сложных предложений; устанавливать смысловые отношения между частями БСП, расставлять знаки препинания.

Повторение: признаки сложносочиненного и сложноподчиненного предложения, виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал для учащихся, опорная таблица «Знаки препинания в БСП»

Используемые ЦОР: слайды, тесты.

Формы деятельности учащихся: индивидуальная, парная.

ХОД УРОКА

1 этап. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности

Ребята, А.П.Чехов когда-то сказал: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью » (Презентация , слайд №1).
- Как вы понимаете слова известного писателя?
- Верность слов А.П.Чехова мы и проверим сегодня на уроке: будем вместе размышлять, анализировать, исследовать, сопоставлять.

Задание детям: открыть тетрадь, подписать число.

Ребята, обратимся еще к одному из высказываний А.П.Чехова: «Много знаков, но каждый имеет свое значение и место» (слайд №2)
- О каких знаках идет речь в высказывании?
- Вы согласны с этим утверждением?
- А другой великий классик русской литературы А.С.Пушкин говорил о знаках препинания так: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание» (слайд № 3)
- Правильность суждений А.С.Пушкина и А.П.Чехова мы также должны доказать на уроке.

2. Актуализация опорных знаний. Повторение пройденного материала

Цель: повторение знаний о видах сложных предложений: ССП и СПП.

Ребята, с какими видами сложных предложений мы с вами уже познакомились?
Итак, как всегда, прежде чем приступить к изучению новой темы, нам необходимо повторить изученное, чтобы мы смогли успешно подготовиться к итоговой аттестации

1. Теоретическая разминка «Верно - неверно» (слайд № 4)

1) В СПП части неравноправны (одна подчиняется другой)
2) В СПП предложения связываются только при помощи союзов.
3) В ССП обе части равноправны.
4) В ССП перед союзом И всегда ставится запятая.
5) Союзы и союзные слова не являются членами предложения.
6) В СПП придаточное предложение всегда стоит после главного.

Ответы: 1 - да, 2 - нет, 3 - да, 4 - нет, 5 - нет, 6 - нет. (Проверка ответов в парах; отметка выставляется в оценочный лист) (слайд № 5)

Почему 2, 4, 5 и 6 утверждения неверные? (ответы детей)
- Кто получил 6 баллов - поднимите руки!
- Кто выполнил разминку на 5 баллов - хлопнете в ладоши!
- Ну а с остальными придется позаниматься дополнительно!
- Итак, ребята, какие предложения называются сложносочиненными?
- Какие предложения называются сложноподчиненными?
- Я уверена, что сейчас при выполнении тестовых заданий вы сможете показать свои знания о ССП и СПП на практике.

2. Тестовое задание . Задание по группам. (слайд № 6)

1 вариант . Указать номера сложносочиненных предложений;
2 вариант . Указать номера сложноподчиненных предложений (Приложение 1 )

Кроме того, ученики должны сказать, кому из известных русских поэтов принадлежат строки из стихотворений, с которыми они будут работать.

Проверка выполненной работы осуществляется в парах (ученики меняются тетрадями) (слайд № 7)

Количество баллов ученики заносят в оценочный лист.

Кто смог найти ССП на «отлично», на «хорошо»?
- Кто не ошибся в указании СПП?
- Молодцы!

Итак, кто является автором тех замечательных строк, с которыми вы работали?
Конечно же, эти строки принадлежат известному русскому поэту, нашему с вами земляку, Николаю Михайловичу Рубцову (слайд № 8). Николай Рубцов, А.Яшин, О. Фокина, А.Романов и многие другие поэты и писатели воспели красоту нашего края в своих поэтических произведениях, а замечательные наши земляки-художники, композиторы в картинах и в музыке.

3 этап. Проверка домашнего задания

А вы, ребята, любите свой родной край? Прочитайте предложения с разными синтаксическими конструкциями (простые и сложные), в которых вы рассказали о родном городе, вологодском крае. (Ответы учеников)
- Вернемся к тестовому заданию. Почему 1 и 3 группа вы не указали в ответах 3, 5, 8 и 11 предложения? (5 предложение - простое, остальные - сложные с бессоюзной связью).
- Почему вы считаете, что 3, 8 и 11 предложения относятся к бессоюзным сложным предложениям? По каким признакам вы это определили?
- Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» (запись в тетрадь)

4. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Какие цели и задачи мы сегодня перед собой поставим на уроке? Чему вы должны научиться к концу урока? (слайд № 10)
- Цели поставлены, будем стремиться к их выполнению.

5. Изучение нового материала. (слайд № 12)

Наблюдение над языковым материалом (тексты разложены на каждой парте)

1) Какие предложения перед вами? Охарактеризуйте их. Определите тип придаточных предложений в СПП. Замените союзные (ССП и СПП) предложения бессоюзными сложными предложениями (устно) Одинаково ли выражаются смысловые отношения в союзных и бессоюзных предложениях? Проследите за интонацией. При подготовке к ответу используйте материал учебника на стр. 94-95

А) Когда настанет утро, отправимся в путь. (придаточное времени)
Б) Слова Печорина врезались в память, потому что в первый раз я слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека. (придаточное причины)
В) Мы убеждены, что победа будет за нами. (придаточное изъяснительное)
Д) Лето припасает, а зима поедает. (ССП с противительным союзом)
Ж) В глазах у меня потемнело, и голова закружилась. (ССП и соединительным союзом)

Итак, мы произвели синонимическую замену: заменили союзные сложные предложения бессоюзными предложениями. Что изменилось? Чем же отличаются БСС от ССП и СПП?

Делаем вывод : бессоюзное сложное предложение - это такое сложное предложение, части которого соединены только при помощи интонации и по смыслу без помощи союзов или союзных слов (слайд № 13)

Какими стали предложения ? (БСП более динамичнее, менее громоздкие и тяжеловеснее, чем СПП. Они отличаются живостью, легкостью, простотой, изяществом, а также емкостью, способностью окрашивать высказывание дополнительными оттенками значения)
М.В.Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» заявляет, что уменьшение числа союзов делает речь «важнее и великолепнее» (слайд №14)
«Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются; итак, подобны они гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены или склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых споек и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше»

2) Одинаковы ли смысловые отношения в союзных и бессоюзных предложениях?

Смысловые отношения в союзных и бессоюзных сложных предложениях выражаются по-разному. В союзных предложениях в их выражении принимают участие союзы. Поэтому смысловые отношения здесь более определенные, четкие. В бессоюзных же предложениях смысловые отношения выражаются менее четко. Не всегда дифференцируются. Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме их помогают выявить различные знаки препинания.

Задание: Даны два простых предложения: Лес рубят. Щепки летят. Составьте всевозможные предложения разных синтаксических конструкций на основе этих простых предложений.

Варианты:

А) Лес рубят - щепки летят.
Б) Когда лес рубят, щепки летят.
В) Если лес рубят, то щепки летят.
Г) Лес рубят, и щепки летят.
Д) Во время рубки леса щепки летят.

Итак, проанализировав получившиеся предложения, мы видим, что одно и то же содержание можно передать разными синтаксическими конструкциями, которые, несмотря на смысловую близость, отличаются друг от друга. В ССП простые, входящие в состав сложного, равноправны; союз И подчеркивают последовательность происходящих событий;
В СПП есть главное и придаточное, к которому мы задаем смысловой вопрос от главного предложения.
В БСП простые предложения связаны друг с другом невидимой связью, при помощи интонации: понижение голоса в предложениях с тире, с повышением голоса в предложениях с двоеточием и с интонацией перечисления в предложениях с запятой и точкой с запятой.
Еще раз сделаем вывод, что БСП отличаются от союзных легкостью, живостью, простотой.
- Какие знаки препинания ставятся в бессоюзном сложном предложении? И от чего зависит выбор знака препинания в БСП? (слайд №15) В помощь вам я распечатала таблицу «Знаки препинания в БСП». Пользуйтесь ею сегодня на уроке.

Делаем вывод: Выбор знака препинания зависит от смысловых отношений, которые выражает интонация, а проверить можно путем подстановки союзов и замены синонимическими конструкциями СПП и ССП. (слайды №16-17)
- Где, как вы думаете, чаще всего используются БСП? (В основном в устной разговорной речи, но они широко используются также в языке художественной речи).
Ученице было предложено провести исследование: какими знаками препинания чаще всего пользовался А.С.Пушкин в своих произведениях, а также рассказать об истории знаков препинания.

Сообщение: Прочитав ряд произведений поэта, я пришла к выводу, что А.С.Пушкин чаще всего пользовался запятой, точкой с запятой, реже - двоеточием и совсем редко - тире. В древнерусских текстах, например, в «Слове о полку Игореве», отсутствуют многие знаки препинания. Родоначальником русской пунктуации стала точка. Она уже встречается в памятниках древнерусской письменности 11 века. В 15 веке появились запятая и точка с запятой, в 16 веке - двоеточие и вопросительный знак, в 18 в. - восклицательный, называвшийся удивительным, и многоточие. Тире одним из первых в русской литературе использовал Н.М.Карамзин.. Начало научному изучению пунктуации было положено М.В.Ломоносовым в «Российской Грамматике» . Сегодня мы с вами пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1953 году.

6. Этап первичного закрепления знаний. Контроль знаний и умений

А теперь пора применить теоретические знания на практике. Слайд №18

1 вариант . Попробуйте расставить нужные знаки препинания в тех бессоюзных сложных предложениях, с которыми мы уже работали, когда заменяли СПП и ССП бессоюзными (слайд №) и обоснуйте свой выбор.

2 вариант . Расставьте знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях, обоснуйте свой выбор. Скажите, кому принадлежат эти строки?

3 вариант. Работа с текстом.

Задание: Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Определите тип и стиль текста. Какие виды тропов используются в тексте и какова их роль?

Тип текста - повествование с элементом описания, стиль - художественный. Тропы - эпитет, сравнение, метафоры. БСП - 1) - быстрая смена событий; 4) - условие; 5) - пояснение.

Проверка (слайды №19-21)

В качестве закрепления выполните тестовые задания по новой теме (на слайдах)

Ответы: 1-3, 2-3, 3-2, 4-2, 5-2, 6-2 (слайды № 24-29)

Домашнее задание

1) Упр. 214 или 215 (на выбор) слайд № 22
2) Творческое задание. Выписать 10 бессоюзных сложных предложений из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» или из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Подведение итогов. Рефлексия (слайд №23)

Итак, пришла пора подвести итоги урока. Смогли ли мы с вами выполнить цели урока? Чему вы научились к концу урока?
- Какую роль выполняют в нашей речи сложные бессоюзные предложения? (они дают возможность передать различные смысловые отношения более лаконично; помогают избежать излишней загруженности текста союзами)
Я думаю, что на следующих уроках по изучению бессоюзных сложных предложений мы применим и углубим знания, которые вы получили сегодня на уроке. Подсчитайте количество баллов. Спасибо за урок!

Знаки препинания между частями бессоюзного предложения

Сложные предложения в русском языке бывают двух видов: союзные и бессоюзные. В союзных сложных предложениях части связаны между собой интонацией и союзами или союзными словами. В бессоюзных сложных предложениях части связаны только интонацией.

Сравните три примера:

и

Белка прыгнула с ветки на ветку, поэтому на наши головы хлопьями посыпался снег;

Белка прыгнула с ветки на ветку – на наши головы хлопьями посыпался снег .

Попробуем определить смысловые взаимоотношения между частями предложения в каждом примере. В первом предложении две части соединены, кроме интонации, сочинительным союзом И, основное значение которого – указывать на последовательность событий. Во втором предложении две части соединены, кроме интонации, союзом (точнее, союзным аналогом) ПОЭТОМУ, главное назначение которого – указывать на следствие тех событий, которые описаны в главной части сложного предложения. А в третьем примере союз отсутствует, определить суть отношений между частями предложения точно мы не можем. Можно сказать, что там присутствуют и причинно-следственные отношения, и указание на последовательность событий одновременно.

Итак, сложные бессоюзные предложения отличаются от сложных союзных предложений тем, что в них менее четко выражены смысловые отношения между частями. Для того чтобы сделать смысловые взаимоотношения между частями сложного бессоюзного предложения более ясными, на письме используются разные знаки пунктуации: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.

Использование каждого знака пунктуации определяется специальным правилом.

Начнем с тех случаев, когда между частями бессоюзного предложения ставится запятая или точка с запятой .

1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если в нем просто перечисляются какие-то факты. В этом случае после запятой легко можно вставить союз И. Например:

Только что смеркалось, я велел казаку нагреть чайник по-походному (По Лермонтову).

2. Между частями бессоюзного сложного предложения, в котором перечисляются какие-то факты, может ставиться точка с запятой, если части предложения сильно распространены (содержат однородные члены, причастные или деепричастные обороты, уточнения и т.д.). Например:
Голова его болела; он встал было на ноги, повернулся в своей каморке и упал опять на диван (Достоевский).

3. Точка с запятой может быть поставлена также в таком бессоюзном предложении, где части совершенно не зависят друг от друга. Такое сложное предложение можно, не разрушая смысла, разбить на несколько простых. Например:

На нем был надет лейб-кампанский мундир; голова его была сильно перепачкана грязью и в нескольких местах побита (Салтыков-Щедрин).

Теперь обратимся к правилам постановки двоеточия и тире . Выбор этих двух пунктуационных знаков зависит от значения частей предложения.

Существуют три случая, когда между частями сложного бессоюзного предложения нужно поставить двоеточие :

1) если вторая часть указывает на причину того, что описано в первой части, например: В развитых странах средний класс решает исход выборов: он составляет большинство населения . В это предложение можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО;

2) если после первой части следует пояснение того, о чем идет речь в первой части, например: Напишите план работы: что нужно закупить и подготовить, с чего требуется начать, в какие сроки возможно завершение проекта» или Как все московские ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами (Грибоедов). В эти предложения между частями можно вставить союз А ИМЕННО;

3) если вторая часть имеет значение дополнения, и перед ней можно вставить союз ЧТО, например: Да я хотел вчера доложить: бороны починить надо (Толстой). В некоторых случаях, кроме этого союза, в предложение можно добавить и пропущенное сказуемое И УВИДЕЛ или И УСЛЫШАЛ, например: Он заглянул в комнату: за столом сидел человек и что-то быстро писал.

Тире между частями сложного бессоюзного предложения ставится при одном из четырех условий:

1) если сложное предложение имеет значение противопоставления и между частями можно вставить союз А или НО, например: Несколько раз оглянулся – никого не было (Толстой);

2) если в первом предложении есть значение времени или условия и перед ним можно вставить союз КОГДА или ЕСЛИ, например: Начальство хочет – мы должны повиноваться (Гоголь);

3) если вторая часть предложения указывает следствие того, что описано в первой части и перед ней можно вставить союз ТАК ЧТО, например: Назвался груздем – полезай в кузов (Пословица);

4) в редких случаях тире используется также для обозначения быстрой смены событий, например: Сыр выпал – с ним была плутовка такова (Крылов).

Упражнение

    Я посмотрел на часы и понял_ поезд уже ушел.

    Эти вещи можно оставить_ они нам не пригодятся.

    Выпал снег_ в центре города начались автомобильные пробки.

    Ивлев поглядел кругом_ погода поскучнела_ со всех сторон натянуло линючих туч (Бунин).

    Чин следовал ему_ он службу вдруг оставил (Грибоедов).

    Ласточки прилетели_ лето хорошее будет.

    Вдруг Иван Иванович вскрикнул и обомлел_ ему показался мертвец (По Гоголю).

    Очевидцы дают противоречивые показания_ сложно принять верное решение.

    Я знаю_ в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (Пушкин).

    Решения вырабатывались непросто, в течение длительного времени_ требовалось учесть интересы всех сторон.

    Гром не грянет_ мужик не перекрестится (Пословица).

    И мы шествуем в таком порядке_ впереди идет Николай с препаратами или с атласами, за ним я, а за мною, скромно поникнув головою, шагает ломовой конь…(Чехов).

    Но оставим эти рассуждения_ они не идут сюда (Гоголь).

    Но в этом-то и цель образования_ изо всего сделать наслаждение (Толстой).

    В теперешнее время полезнее всего отрицание _ мы отрицаем (Тургенев).

    Надо его ввести_ он робок, еще новичок... (Гончаров).

    Да пусть их переглотают друг друга живьем_ мне-то чего? (Достоевский).

    Вы еще в опасности_ рана может открыться (Пушкин).

    Он с детства отличался замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен_ он не мог не нравиться (Тургенев).

    Через минуту опять визг и смех_ пришлось ехать под громадным нависшим камнем (Чехов).

    Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика_ столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания... (Чехов).

    «Нечего делать! – сказал наконец Базаров. – Взялся за гуж – не говори, что не дюж! Приехали смотреть помещиков_ давай их смотреть!» (Тургенев).

    Вы взгляните на эту жизнь_ наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье... (Чехов).

    Несем мы его в приемный покой, кровь льет – страшное дело, а он все просит, чтобы ногу его отыскали, и все беспокоится_ в сапоге на отрезанной ноге двадцать рублей, как бы не пропали (Чехов).

    Попадать под суд из-за Лаевского, терять время_ не стоит игра свеч (Чехов).

    Характерные черты ломового коня, отличающие его от таланта, таковы_ кругозор его тесен и резко ограничен специальностью; вне своей специальности он наивен, как ребенок (Чехов).

    Ему не чужды и вопросы науки_ он страшно сердится на себя за то, что забыл взять с Летающего острова семян от дерева, соком напоминающего русскую водку (Чехов).

    Ведь было время, когда ни один мужчина не разговаривал с нею так, как Кирилин, и сама она порвала это время, как нитку, и погубила его безвозвратно_ кто же виноват в этом? (Чехов)

    Вот уж год, как мы с ним находимся в натянутых отношениях_ он отвратительно отвечает мне на экзаменах, а я ставлю ему единицы (Чехов).

    По-моему, если пьеса хороша, то, чтобы она произвела должное впечатление, нет надобности утруждать актеров_ можно ограничиться одним только чтением (Чехов).

    Часто я забываю обыкновенные слова, и всегда мне приходится тратить много энергии, чтобы избегать в письме лишних фраз и ненужных вводных предложений_ то и другое ясно свидетельствует об упадке умственной деятельности (Чехов).

    Но, представьте, взглянул мельком вперед_ в первом ряду сидят рядышком какой-то генерал с лентой и архиерей (Чехов).

    Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи_ Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (Некрасов).

    Все эти новости похожи одна на другую и сводятся к такому типу_ один француз сделал открытие, другой – немец – уличил его, доказав, что это открытие было сделано еще в 1870 году каким-то американцем, а третий – тоже немец – перехитрил обоих, доказав им, что оба они опростоволосились, приняв под микроскопом шарики воздуха за темный пигмент (Чехов).

    Не подходите, не подходите_ вы с холода! (Гончаров).

    Я отворяю окно, и мне кажется, что я вижу сон_ под окном, прижавшись к стене, стоит женщина в черном платье, ярко освещенная луной, и глядит на меня большими глазами (Чехов).

    Красота уходит_ красоте не успеваешь объяснить, как ее любишь, красоту нельзя удержать, и в этом – единственная печаль мира (Набоков).

1. БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Общие сведения

Бессоюзным сложным предложением называется сложное предложение, предикативные части которого взаимосвязаны по смыслу и строению, а также соединены без помощи союзов или относительных слов ритмомелодическими средствами, порядком следования частей. Различаются:

1) бессоюзные сложные предложения однородного состава (с однотипными частями). По выражаемым ими значениям (одновременность или последовательность событий, сопоставление или противопоставление действий и т. д.) и по некоторым структурным признакам (перечислительная интонация или интонация противопоставления, однотипность видо — временных форм глаголов-сказуемых, возможность вставки сочинительных союзов) предложения этого типа могут быть соотнесены со сложносочиненными предложениями; ср.:

Лесная лужайка вся насыщена холодной росой, насекомые спят. многие цветы еще не раскрыли венчиков (Пришв.).- Не раны, не больное легкое мучило его - раздражало сознание ненужности (Павл.);

2) бессоюзные сложные предложения неоднородного состава (с разнотипными частями). По выражаемым ими значениям (отношения обусловленности, причинно-следственные, изъяснительные и др.) и по некоторым структурным признакам (интонация, порядок следования предикативных частей единого целого, лексический состав первой части и др.) предложения этого типа могут быть соотнесены со сложноподчиненными предложениями; ср.: Печален я: со мною друга нет (П.).- Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за руку а толкает (Т.).

Виды бессоюзных сложных предложений

В зависимости от значений частей бессоюзных сложных предложений и типа интонации как важнейшей формальной стороны их построения выделяются различные виды бессоюзных сложных предложений:

1) бессоюзные сложные предложения со значение» перечисления: Метель не утихала, небо не прояснялось (П.); Двери и окна отворены настежь, в саду не шелохнется лист (Гонч.);

2) бессоюзные сложные предложения со значением сопоставления или противопоставления: Семь раз отмерь - один отрежь (Поел.); Это было не только горе - это была полная перемена жизни, всего будущего (Сим.);

3) бессоюзные сложные предложения со значением обусловленности: А убьете - ничего не получите (Л. Т.); Любишь кататься - люби и саночки возить (Поел.). (О бессоюзных предложениях типа И будь не я, коптел бы ты в
Твери, в которых условно-следственные отношения выражены наличием в первой части сказуемого в форме повелительного наклонения;

4) бессоюзные сложные предложения со значением изъяснительных отношений: С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения (П.); Я тебе определенно скажу: у тебя есть талант (Фад.); Федор понял: речь шла о связи (Фурм.); Алексей решил: довольно тянуть (Б. Пол.). В этих примерах во второй части обозначается объект, относящийся к сказуемому в первой части, выраженному глаголом речи, мысли, восприятия и т. п. Вторая часть может также выполнять функцию субъекта по отношению к первой части: Так решено: не окажу я страха… (П.); Мне пришло в голову: отчего же так крепко спит матушка?
(Дост.). К этому виду бессоюзных сложных предложений можно отнести и такие, у которых в первой части порются глаголы выглянуть, оглянуться, прислушаться и т.п. или выражение типа поднять глаза, поднять голову и т. п., предупреждающие о дальнейшем изложении; в этих случаях между частями бессоюзного южного предложения можно вставить слова и увидел, что; и услышал, что; и почувствовал, что: Оборачиваюсь: Грушницкий (Л.); Обломов оглянулся, перед ним наяву, не в галлюцинации, стоял настоящий, действительный Штольц (Гонч.); Он подумал, понюхал: пахнет медом (Ч.);

5) бессоюзные сложные предложения со значением определительных отношений: Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами… (Гр.); Сквозь сон стала тревожить неотступная мысль: обворуют лавку, сведут лошадей (Бун.);

6) бессоюзные сложные предложения со значением причинно-следственных отношений: Я не мог гаснуть: передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами (Л.); Иногда лошади проваливались по брюхо: почва была очень вязкой (Фад.); Богатому не спится: богатый вора боится (Посл.);

7) бессоюзные сложные предложения со значением временных отношений:
Победим-каменный дом построишь (А. Н. Т.); Ехал сюда-рожь начонала желтеть.
Теперь уезжаю обратно - эту рожь люди едят (Пришв.); Пашню пашут - руками не машут (Посл.);

8) бессоюзные сложные предложения со значением сравнения: Молвит слово-соловей поет (Л.); …Посмотрит-рублем подарит (Н.);

9) бессоюзные сложные предложения со значением следствия, результата, быстрой смены событий: …Сыр выпал - с ним была плутовка такова (Кр.); Я
Умираю - мне не к чему лгать (Т.); Вдруг мужики с топорами явились - лес зазвенел, застонал, затрещал (Н.), Метелица был уже совсем близко от костра -- вдруг конское ржаное раздалось во тьме (Фад.);

10) бессоюзные сложные предложения со значением пояснения; С ранней молодости Татьяну держали в черном теле: работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видела (Т.); Поведение Нагульнова все расценивали по- разному: одни ободряли, другие порицали, некоторые сдержанно помалкивали
(Шол.);

11) бессоюзные сложные предложения со значением присоединения: Я все это уже знаю наизусть - вот что скучно (Л.); Она сидела неподалеку на скамье под покосившимся деревянным грибом,- такие делают в лагерях для часовых (Пауст.); Он всегда любил поболтать-это было мне отлично известно
(Кав.);

12) бессоюзные предложения сложного состава. В этих предложениях вторая часть состоит не из одного, а из нескольких простых предложений:
Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конек вверху да жерди по сторонам в виде ребер (Г.);
Приятно после долгой ходьбы и глубокого сна лежать неподвижно на сене: тело нежится и томится, легким жаром пышет лицо, сладкая лень смыкает глаза
(Т.).

2. Способы передачи чужой речи.

ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ

Общие сведения

Авторское повествование может включать в себя речь другого лица или высказывания и мысли самого автора, выраженные в определенной ситуации и переданные дословно или по содержанию. Высказывание других лиц (реже-самого автора), включенное в авторское повествование, образует чужую речь. В зависимости от того. как передается такое высказывание, различаются прямая речь и косвенная речь.

Основным критерием разграничения прямой и косвенной речи служит прежде всего то, что первая, как правило, дословно передает чужое высказывание, сохраняя его лексико-фразеологический состав, грамматическое построение и стилистические особенности, тогда как вторая обычно воспроизводит только содержание высказывания, причем подлинные слова и выражения говорящего, характер построения его речи изменяются под влиянием авторского контекста.

С точки зрения синтаксической прямая речь сохраняет значительную самостоятельность, будучи связанной с авторскими словами только по смыслу и интонационно, а косвенная речь выступает в качестве придаточного предложения в составе сложноподчиненного предложения, в котором роль главного предложения играют авторские слова. Таковы важнейшие различия между обоими способами передачи чужой речи. Однако четкое их разграничение в ряде случаев уступает место их сближению, тесному взаимодействию и перекрещиванию.

Так, прямая речь может не дословно передавать чужое высказывание.
Указание на это мы находим иногда в самих авторских словах: Он сказал приблизительно так…; Он ответил примерно следующее… и т. п. Ясно, что в подобных случаях чужая речь воспроизводится с большим или меньшим приближением к точности, но не дословно.

Естественно, что не дословную передачу, а точный перевод мы находим в тех случаях, когда лицо говорящее изъясняется на иностранном языке, а принадлежащая ему прямая речь передается по-русски: - Что? Что вы говорите?
- сказал Наполеон.- Да, велите подать мне лошадь (Л. Т.).

С другой стороны, косвенная речь может дословно передавать чужие слова, например, в косвенном вопросе, соответствующем вопросительному предложению прямой речи; ср.: Он спросил, когда начнется заседание.- Он спросил: «Когда начнется заседание?»

Иногда косвенная речь отличается в лексическом отношении от прямой только наличием служебного слова - союза, подчиняющего придаточное предложение главному; ср.; Он сказал, что рукопись уже отредактирована.- Он сказал: «Рукопись уже отредактирована»; Он спросил, готовы ли все к отъезду.- Он спросил: «Готовы все к отъезду?»

Сближение прямой и косвенной речи возможно не только со стороны их лексического состава, но и со стороны синтаксического строя, построения речи, доходящего в просторечии до смешения обеих форм передачи чужого высказывания (так называемая полупрямая речь); Конечно, почтмейстер и председатель и даже сам полицеймейстер, как водится, подшучивали над нашим героем, что уж не влюблен ли он и что мы знаем дескать, что у Павла
Ивановича сердечишко прихрамывает, знаем, кем и подстрелено… (Г.).

Такая же смешанная конструкция образуется в тех случаях, когда отсутствует подчинительный союз, которым косвенная речь в качестве придаточного предложения должна была бы присоединяться к авторский] словам:
Ему возражали, оправдывая себя, но он настойчиво твердил свое: никто ни в чем не виноват перед ним, и каждый виноват сам перед собой (М. Г.)
Отсутствие союза приближает такие предложения к прямой речи, а местоимения указывают на косвенную речь.

Прямая речь

Прямая речь представляет собой передачу чужого высказывания, сопровождаемую авторскими словами. Последние прежде всего устанавливают самый факт чужой речи, поясняют, кому она принадлежит, могут при этом указывать, при каких условиях она была сказана, к кому обращена, давать ей оценку и т. д.:

«Тише, дети, тише!» - даже сердито закричал Левин на детей, становясь перед женой, чтобы защитить ее, когда толпа детей с визгом радости разлетелась им навстречу (Л. Т.).

При отсутствии авторских слов можно говорить о чужой речи, но не о прямой речи: Все заняли свои места. «Открываю собрание, товарища!» В зале водворилась тишина. В подобном повествовании авторский текст характеризует обстановку, но не вводит прямую речь.

По отношению к авторским словам прямая речь выступает как самостоятельное предложение, по смыслу и интонационно связанное с авторским контекстом, вместе с которым она образует одно целое, напоминающее бессоюзное сложное предложение. В некоторых случаях связь между прямой речью и авторскими словами более тесная и прямая речь напоминает член предложения, образуемого авторскими словами: Мы услышали: «Помогите!»
(авторские слова не имеют смысловой законченности, и при переходном глаголе ожидается дополнение; ср.: Мы услышали зов о помощи); В тишине раздалось:
«За мной! В атаку!» (авторские слова воспринимаются как неполное предложение, при котором необходимо подлежащее; ср.: В тишине раздался призыв к наступлению); Он обратился с просьбой: «Передайте эту книгу в библиотеку» (ср.: Он обратился с просьбой передать эту книгу в библиотеку - несогласованное определение с объектным значением). Однако следует иметь в виду, что прямая речь - это предложение, поэтому, проводя аналогию, между нею и членом предложения, нельзя говорить о тождестве этих конструкций.

В других случаях ближе аналогия с придаточными предложениями. Таковы конструкции, в которых прямая речь связана с глаголами речи: он сказал…, он спросил…, он ответил…, он возразил… и т. п. При замене прямой речи косвенной образуется придаточное предложение, а не член предложения.
Отсюда, однако, не следует, что сочетание авторских слов с прямой речью образует сложное предложение: это особая конструкция, состоящая из двух самостоятельных предложений. Что касается таких случаев, как реплика Осипа, передающего Хлестакову речь трактирщика: «Вы-де с барином, говорит, мошенники, и барин твой - плут» (Г.) - то здесь нет слияния в одно предложение прямой речи н авторских слов, так как слово говорит выступает в подобных случаях в роли вводного, указывающего на источник сообщения.

Прямая речь может передавать:

1) высказывание другого лица, т.е. в прямом смысле чужие слова:
«Ирана, ты опять плачешь»,-начал с беспокойством Литвинов (Т.);

2) слова самого говорящего, произнесенные им ранее: «Что же ты не едешь?» - спросил я ямщика с нетерпением (П.);

3) невысказанные мысли: «Как хорошо, «то я спрятал револьвер в вороньем гнезде»,- подумал Павел (Н. Остр.).

1) предшествовать прямой речи: Обрадованная» мать уверенно ответила:
«Найду что сказать!» (М. Г.);

2) следовать за прямой речью: «Буду, буду летать!» - звенело а шло в голове Алексея, отгоняя сон (Б. Пол.);

3) включаться в прямую речь: «Нам придется здесь ночевать,- сказал
Максим Максимыч,- в такую метель через горы не переедешь» (Л.);

4) включать в себя прямую речь: На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» - никто не мог дать мне удовлетворительного ответа (П.).

Прямая речь чаще всего связана с глаголами высказывания или мысли, имеющимися в составе авторских слов (говорить, сказать, спросить, ответить, воскликнуть, промолвить, возразить, подумать, решить и др.), реже-с глаголами, указывающими на характер речи, на ее связь с предыдущим высказыванием (продолжать, прибавить, заключить, закончить, завершить, перебить, прервать и др.), с глаголами, выражающими цель речи (попросить, приказать, пояснить, подтвердить, пожаловаться, согласиться и др.), а также со словосочетаниями с именами существительными, близкими по значению или образованию к глаголам речи (обратился с вопросом, донесся ответ, раздались восклицания, произнес слова, послышался шепот, разнесся крик, доносился голос и т. п.), или с существительными, указывающими на возникновение мысли
(зародилась мысль, мелькнуло в сознании, появилось в уме и т.п.). Авторские слова могут иметь в своем составе глаголы, указывающие на действие, которое сопутствует высказыванию; глаголы, обозначающие движения, жесты, мимику
(побежать, вскочить, покачать головой, пожать плечами, развести руками, скорчить гримасу и т. п.), выражающие чувства, ощущения, внутреннее состояние говорящего (обрадоваться, огорчиться, обидеться, возмутиться, удивиться, рассмеяться, улыбнуться, вздохнуть и т.п.).

Порядок слов в прямой речи не зависят от места ее по отношению к авторским словам, а порядок слов а авторской ремарке связан с местом, которое она занимает по отношению к прямой речи. а именно:

1) если авторские слова предшествуют прямой речи, то в них обычно наблюдается прямой порядок главных членов предложения (подлежащее предшествует сказуемому); Жухрай стая на площадку учебного пулемета и, подняв руку, произнес: «Товарищи, мы собрала вас для серьезного и ответственного дела» (Н. Остр.);

2) если авторские слова стоят после прямой речи или включаются в нее, то порядок главных членов предложения в них обратный (сказуемое предшествует подлежащему): «Пожар! Пожар/»-раздался внизу отчаянный крик
(Ч.); «Собирайте, братцы, материал для костра,- сказал я, поднимая с дороги какую-то чурбашку.-Придется ночевать в степи» (М. Г.).

Косвенная речь

Косвенная речь - это передача чужой речи в форме придаточного предложения: Гуров рассказал. что он москвич, по образованию филолог, но служит в банке; готовился когда-то петь в частной опере, но бросил, имеет в
Москве два дома (Ч.).

Придаточное предложение, содержащее косвенную речь, следует за главным и присоединяется к сказуемому последнего с помощью союзов и относительных слов, характерных для придаточных изъяснительных: что, чтобы, будто, как будто, кто, что, какой, который. чей, как. где, куда, откуда, зачем, почему и др.

Союз что указывает на передачу реального факта и употребляется при замене повествовательного предложения прямой речи: Говорили, что Кубань готовит восстание против Добровольческой армии… (Шол.)

Союзы будто и как будто придают косвенной речи оттенок неуверенности, сомнения в истинности передаваемого содержания: …Одни говорили, будто он несчастный сын богатых родителей… (Л. Т.).

Союз чтобы употребляется при замене побудительного предложения прямой речи: … Скажи конюху, чтобы не давал овса лошадям его (Г.). Также в некоторых случаях при отрицательном сказуемом главного предложения: Никто не мог сказать, чтобы когда-нибудь видел его на каком-нибудь вечере (Г.).

Относительные слова кто, что, какой, еде, куда и др. употребляются при замене вопросительного предложения прямой речи, т. е. вопросительные местоименные слова сохраняются в роли вопросительно-относительных: Корчагин неоднократно спрашивал меня, когда он может выписаться (Н. Остр.). Такое придаточное предложение называется косвенным вопросом. Косвенный вопрос выражается с помощью частицы-союза ли, если вопрос в прямой речи был выражен без местоименных слов: Мать спросила работавшего в поле рабочего, далеко ли до дегтярного завода (М. Г.).

В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются с точки зрения автора (т.е. лица, передающего косвенную речь), а не лица, которому принадлежит прямая речь. Обращения, междометия, эмоциональные частицы, имеющиеся в прямой речи, в косвенной речи опускаются; выражаемые ими значения и экспрессивная окраска речи передаются только приблизительно другими лексическими средствами.

Введение в косвенную речь модальных частиц дескать, де, мол и др. позволяет сохранять в ней некоторые оттенки прямой речи: Слуга… доложил своему господину, что, дескать, Андрей Гаврилович не послушался и не хотел воротиться (П).

Иногда в косвенной речи сохраняются дословные выражения чужой речи (на письме это показывается с помощью кавычек): От Петрушки услышали только запах жилого покоя, а от Селифана, что «сполнял службу государскую, да служил прежде на таможне», и ничего более (Г.).

Несобственно-прямая речь

Чужая речь может быть выражена также особым приемом так называемой несобственно-прямой речи. Сущность ее заключается в том, что в ней в той или иной степени сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика. Автор в этом случае выражает мысли и чувства своего героя, сливает его речь со своей речью. В результате создается двуплановость высказывания: передается «внутренняя» речь персонажа, его мысли, настроения (и в этом смысле «говорит» он), но выступает за него автор.

С косвенной речью несобственно-прямую сближает то, что в ней тоже заменяются лица глагола и местоимения, она может иметь форму придаточного предложения.

Различие между прямой, косвенной и несобственно-прямой речью показывает следующее сопоставление:

2) косвенная речь: Все вспоминали этот вечер, повторяя, что им было хорошо я весело;

3) несобственно-прямая речь: Все вспоминали тот вечер Как хорошо и весело им было!

С точки зрения синтаксической несобственно-пряная речь выступает:

1) в составе сложного предложения: То, что Любка осталась в городе, было особенно приятно Сережке Любка была отчаянная девчонка, своя в доску
(Фед.),

2) как независимое, самостоятельное предложение:

Когда бабушка умерла, ее положили в длинный, узкий гроб и прикрыли двумя пятаками ее глаза, которые не хотели закрываться. До своей смерти она была жива и носила с базара мягкие бублики, посыпанные маком, теперь же она спит, спит … (Ч).

Наиболее характерный тип несобственно-прямой речи - форма вопросительных и восклицательных предложений, выделяющихся в эмоциональном и интонационном отношении на фоне авторского повествования:

Она не могла не сознаваться в том, что она очень ему нравилась; вероятно, и он, с своим умом и опытностью, мог уже заметить, что она отличала его: каким же образом до сих пор не видала она его у своих ног и еще не слыхом его признания? Что удерживало его? Робость.. гордость или кокетство хитрого волокиты? Это было для нее загадкою (П.); Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду
Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! (Т)

Взаимодействие отдельных способов передачи чужой речи позволяет, в целях стилистических, объединить их в одном тексте: Он [провинциал] сердито молчит при подобных сравнениях, а иногда рискнет сказать. что такую-то материю или такое-то вино можно у них достать и лучше и дешевле, а что на заморские редкости. этих больших раков и раковин, да красных рыбок, там и смотреть не станут, и что вольно, дескать, вам покупать у иностранцев разные материи да безделушки. они обдирают вас, а вы и рады быть олухами
(Гонч)

Литература

1. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык: Учебное пособие. — М.: Международные отношения, 1995. – 560 с.

Бессоюзными называют такие сложные предложения, в которых части связаны только при помощи интонации. Основным признаком таких сложных конструкций является отсутствие союзов. Вместо них употребляются знаки препинания в БСП.

Общая характеристика

Между предложениями в БСП устанавливаются смысловые отношения, сходные с отношениями в предложениях союзных: сложносочинённых и сложноподчинённых.

Например:

  • Ночь всё наступала, лес придвигался ближе к костру. В предложении обнаруживаются смысловые отношения перечисления одновременно совершающихся событий.
  • В один прекрасный день пикеты, сбиваясь с ног от беготни, приносят весть: сдаётся крепость. В этом предложении смысловые отношения аналогичны отношениям в сложноподчинённом предложении с придаточным изъяснительным.
  • Он говорил правду – ему не верили. В предложении сочетаются отношения временные, уступительные и противительные.

В зависимости от того, как соотносятся между собой части по смыслу, бывают БСП с разными знаками препинания. Примеры, данные выше, служат этому доказательством. В зависимости от этого бессоюзные сложные предложения делятся на три группы.

БСП с запятой и точкой с запятой

Существует несколько пунктуационных особенностей, связанных с бессоюзными предложениями. В частности, есть два правила, регламентирующие постановку запятой и точки с запятой в предложении.

Запятая в БСП ставится, если имеет место перечисление определённых фактов, можно использовать союз и . В таком случае интонация при чтении будет перечисляющей, и перед каждой запятой необходимо выдержать небольшую паузу.

Голова у меня закружилась, в глазах заплясали звёзды.

Голова у меня закружилась, и в глазах заплясали звёзды.

Если предложение распространённое и имеет внутри свои запятые (однородные члены, обособленные члены, вводные слова и вставные конструкции, обращения), то оно отделяется от другой части точкой с запятой.

Зелёные лягушата прыгают по камням около ручья; на самом большом камне лежит, греясь на солнце, золотой уж.

Запятую или точку с запятой нужно выбрать?

Если правило хорошо понято и усвоено, то вы легко сможете справиться со следующими упражнениями:

1.Объясните постановку точки с запятой:

1) Всходит солнце, от холода бодрое и лучистое; отблеском золотится окно.

2) Всё утро, чистые и яркие, сверкали краски; полдня серебрились на окне морозные хризантемы.

2. Какие пропущены знаки препинания в БСП в скобках?

Счастливая невозвратимая пора - детство! Как не любить воспоминания о ней? Они так освежают и возвышают мою душу.

Набегаешься досыта (…) сидишь за столом на своём стульчике (…) уже поздно(…) давно выпита чашка молока (…) сон застилает глаза (…) но не двигаешься с места (…) всё сидишь и слушаешь. Мама разговаривает с кем-то (…) голос её так сладок (…) так приветлив. Звук маминого голоса так много говорит моему сердцу, так отзывается в моей душе!

Отуманенными глазами я пристально смотрю в её милое лицо (…) вдруг она делается вся маленькая – лицо её становится не больше пуговки (…) но я его вижу всё так же ясно. Мне нравится видеть её такой малюсенькой. Я прищуриваю глаза ещё сильнее (…) она теперь уже не больше тех мальчиков (…) какие бывают в зрачках (…) когда смотришь близко в глаза (…) но вот я пошевелился – и чудо исчезло (…) я снова суживаю глаза (…) всячески стараюсь возобновить видение (…) но напрасно.

БСП с тире

Знаки препинания в БСП напрямую зависят от смысловых взаимоотношений его частей. Для постановки тире в бессоюзных предложениях необходимо наличие одного из условий, приведённых в таблице.

Знаки препинания в БСП. Таблица постановки тире с примерами

Условия для использования тире

Понять тебя я рад – пойми и ты меня. (Понять тебя я рад, но пойми и ты меня).

Одно предложение заключает указание на время или условие того, о чём говорится в другом предложении. Можно поставить запятую и союзы ЕСЛИ и КОГДА.

Пойдёт дождь – отменим поход. (Если пойдёт дождь, отменим поход. Когда пойдёт дождь, отменим поход).

Во втором предложении заключён вывод или следствие того, о чём сказано в первом предложении. Можно поставить запятую и союзы ПОЭТОМУ или ТАК ЧТО.

Завтра предстоит много сделать – надо встать пораньше. (Завтра предстоит много сделать, поэтому надо встать пораньше).

Если в предложение рисуется быстрая смена событий. Можно поставить запятую и союз И.

Раздался громкий топот – всё смолкло. (Раздался громкий топот, и всё смолкло).

Тире или не тире?

1. Какие знаки препинания ставятся в БСП, приведённых ниже?

1) Учитель велел подать дневник (…) дневника у меня не оказалось.

2) Стоит ужасная духота (…) к ночи будет гроза.

3) Она села в кибитку около гусара (…) ямщик присвистнул (…) лошади помчались.

4) Раздался окрик (…) он бросился бежать.

5) За большим погонишься (…) маленькое потеряешь.

2. В тексте есть БСП с разными знаками препинания. С какими?

Послышалась песня (…) сразу смолкли голоса (…) стихли понукания (…) и весь обоз двигался дальше в молчании (…) лишь перестук колёс и чавканье грязи под конскими копытами можно было слышать в эти минуты (…) когда звучали слова печальной песни.

3. В каком из предложений ставится тире?

1) Солнце уже село, но в лесу ещё пока светло (…) воздух такой чистый и прозрачный (…) птицы щебечут и пересвистываются (…) молодая травка блестит, как изумрудная.

2) На душе у меня весело и празднично (…) на дворе весна (…) и воздух так чист и прозрачен (…) птицы щебечут ошалело и радостно (…) пробивается молодая травка.

БСП с двоеточием

Огромное значение в определении связи межу частями в БСП играет интонация. Если в конце первой части необходимо повысить тон голоса, то наверняка необходимо поставить двоеточие. Вот и получается, что знаки препинания в БСП зависят от интонации. Но и смысловые отношения имеют наиважнейшее значение. Рассмотрим условия для постановки двоеточия.

Знаки препинания в БСП. Таблица с примерами постановки двоеточия

Условия постановки двоеточия

Во втором предложении говорится о причине того, о чём сказано в первом предложении. Можно поставить запятую и союз ПОТОМУ ЧТО.

Дождливую погоду я недолюбливал: она вгоняла меня в тоску. (Дождливую погоду я недолюбливал, потому что она вгоняла меня в тоску).

Одно предложение служит для пояснения другого, раскрывает его содержание. Можно поставить запятую и вводное слово А ИМЕННО, тогда двоеточие будет стоять уже после этого слова.

В поле царит буйство красок: среди яркой зелени травы белеют ароматными сугробиками кустики ромашки, алеют мелкие звёздочки гвоздики, изредка проглядывают застенчивые глазки василька. (В поле царит буйство красок, а именно: среди яркой зелени травы белеют ароматными сугробиками кустики ромашки, алеют мелкие звёздочки гвоздики, изредка проглядывают застенчивые глазки василька).

Второе предложение служит для дополнения первого. В таком случае можно поставить между предложениями запятую и союз КАК, ЧТО или УВИДЕЛ, ЧТО.

Я чувствую: осторожно, словно опасаясь чего-то, пальцы медленно движутся вверх к плечу. (Я чувствую, как осторожно, словно опасаясь чего-то, пальцы медленно движутся вверх к плечу).

Двоеточие или не двоеточие?

В данном случае также есть свои правила.

1. Какие знаки препинания пропущены в предложении?

Как-то так получилось (…) что раньше срока уехала Вера (…) но сейчас это ничуть не пугало Сергея (…) он знал (…) что отец и все остальные вернутся к вечеру.

2. Расставьте знаки препинания в БСП. Примеры предложений даны ниже.

1) Картина изменилась (…) уже на белой скатерти полей кое-где виднелись чёрные пятна и полосы оттаявшей земли.

2) Мне очень нравилось слушать девочку (…) она живописала мне о мире, неведомом мне.

3) Ещё чуть-чуть (…) оживут её глаза, расцветёт на лице улыбка.

4) Я поглядел в окно (…) на очистившемся небе ярко разгорелись звёзды.

5) Сколько лет служу (…) этакого со мной ещё не было.

Обобщим изученное

БСП являются сложной системой, включающей четыре типа предложений, в зависимости от знаков препинания, стоящих между частями сложного предложения – запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.

Знаки препинания в БСП. Таблица с примерами

точка с запятой

двоеточие

Хлопнул выстрел, потом затрещал пулемёт.

Возле дверей я увидел мальчика, от холода всего посиневшего; на нём была мокрая, прилипшая к телу одежда; он был босой, и его маленькие ноги были в грязи, как в носках; дрожь пробрала меня с ног до головы при виде его.

Летом деревья сливались в одну зелёную массу – осенью каждое стоит отдельно, само по себе.

Начал брезжить рассвет – мы проснулись и вышли на улицу.

Жизнь без радости – день без солнышка.

Будешь давать – не возьму.

Вот что я сделаю: ночью приду с отрядом, подожгу взрывчатку и подниму тот дом, то бишь научно-исследовательскую станцию, на воздух.

Про себя он подумал: доктора надо вызвать.

Птица не могла летать: у неё было сломано крыло.

БСП с знаками препинания. Правило

Ставится запятая, если предложения с соединительными отношениями.

Ставится точка с запятой, если предложения с соединительными отношениями имеют внутри себя свои запятые.

Ставится тире, если предложения с противопоставительными, временными, сравнительными, уступительными, следственными отношениями.

Ставится двоеточие, если предложения с пояснительными, дополнительными, причинными отношениями.

Чем различаются знаки препинания в ССП, СПП, БСП

Между частями БСП устанавливаются отношения, сходные с отношениями, обнаруживающимся в союзных предложениях: сложносочинённых и сложноподчинённых.

Бессоюзные

В одном углу скрипнула половица, дверь скрипнула.

В одном углу скрипнула половица, и дверь скрипнула (ССП).

Уже вечерело, солнце скрылось за сосновую рощу, находившуюся за садом; тень от неё пролегла без конца через поля.

Уже вечерело, солнце скрылось за сосновую рощу, находившуюся за садом, и тень от неё пролегла без конца через поля.

Ему стало стыдно убивать безоружного – он задумался и опустил ружьё.

Ему стало стыдно убивать безоружного, поэтому он задумался и опустил ружьё.

Я вошёл в избу: две лавки по стенам да большой сундук около печки составляли всю её обстановку.

Я вошёл в избу и увидел, что две лавки по стенам да большой сундук около печки составляли всю её обстановку.

Как видно из таблицы, постановка знаков препинания в БСП значительно богаче, чем в союзных предложениях, у которых используются только запятые. Но в союзных конструкциях смысловые отношения частей понятны и ясны, благодаря союзам:

  • одновременность, последовательность – союз И;
  • причина – союз ПОТОМУ ЧТО;
  • следствие – союз ПОЭТОМУ;
  • сравнение – союз КАК;
  • времени – союз КОГДА;
  • условия – союз ЕСЛИ;
  • дополнение – союз ЧТО;
  • пояснение – союз ТО ЕСТЬ;
  • противопоставление – союз А.

Постановка знаков препинания в БСП нужна для выражения смысловых отношений между предложениями, они выполняют роль союзов.

Примеры БСП

Примеры иллюстрируют варианты БСП:

  • с условными отношениями: Побудешь здесь денёк – тогда и узнаешь.
  • с временными отношениями: Справишься – в руководители переведём.
  • со значением следствия: Дождь закончился – можно дальше двигаться.
  • с условными отношениями: Солнце светит – работаем, дождик идёт – отдыхаем.
  • с уступительными отношениями: Мне бы такую собаку – коровы не надо.
  • с противительными отношениями: Красивы городские – мне деревенская милей.

  • с соединительными отношениями: Мужчина, сидя за столом, говорил по телефону; ребёнок всё так же спал на диване.
  • с изъяснительными отношениями: Я вам советую: не поднимайте чужих кошельков.
  • с отношениями следствиями: Земля была нужна под посевы: пришлось перепахать огороды.
  • с пояснительными отношениями: Изредка слышались голоса: припозднившиеся пешеходы возвращались домой.
  • с отношениями причины: Надо отдать ему должное – он был очень горяч, смел и настойчив.
  • с отношениями сравнения: То не ветер шумит на просторе, не море бушует в шторм – моё сердце тоскует по Родине, нет покоя и счастья в нём.

Пример задания ОГЭ

Среди предложений нужно найти сложные с бессоюзной связью между частями:

1) Святое море - так называют Байкал с давних пор. 2) Не станем уверять, что лучше Байкала нет ничего на свете: каждый волен любить что-то своё, и для эскимоса его тундра - венец творения. 3) Мы с младых ногтей любим картины родной земли, они определяют саму нашу суть. 4) И недостаточно считать, что они нам дороги, они - наша часть. 5) Нельзя сравнивать ледяную Гренландию с раскалёнными песками Сахары, тайгу Сибири со степями среднерусской полосы, Каспий с Байкалом, однако можно передать свои впечатления от них.

6) Но всё же есть у Природы свои любимцы, которые она создаёт с особой тщательностью и наделяет особенной притягательностью. 7) Таким созданием является, несомненно, Байкал.

8) Если даже не говорить о его богатстве, славен Байкал другим - своей чудной силой, не подвластным времени заповедным могуществом.

9) Вспоминается мне, как мы с товарищем ушли далеко по берегу нашего моря. 10) Было начало августа, благодатнейшее время, когда вода нагрелась, сопки бушуют разноцветьем, когда солнце заставляет сиять выпавший снег на далёких горах Саян, когда Байкал, запасшись водой из растаявших ледников, лежит сыто и спокойно, набираясь сил для осенних штормов, когда весело плещется под крики чаек рыба.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения